Жан Пиаже -яркий представитель когнитивного направления и детский психолог и в целом, объединивший биологию с наукой о происхождении знания. Теория Ж. Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению –происходит аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями Развитие интеллекта по Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияние взрослых, социальной среды. Он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления и стадии его развития. Ребенок у него представлен как активный исследователь мира, создающий свои структуры, схемы действия для восприятия, переработки и усвоения информации, с помощью которых он может лучше приспособиться к среде.
Стадии когнитивного развития по Пиаже.
1.Стадия: Сенсомоторная (от рождения до 2лет)Характеристика. Ребенок отличает себя от предметов. Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно: например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку в движение, или трясет погремушку, чтобы пошуметь.
2.Дооперациональная (2-7лет) Учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах. Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других .Классифицирует объекты по одному признаку: например группирует вместе все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки независимо от цвета.
3.Конкретных операций(7-11лет) Может мыслить логически об объектах и событиях. Постигает сохранение количества(6лет),объема(8лет) и веса(9лет).
Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине.
4.Формальных операций.(11лет и более) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим. Возраст указан в среднем. Он может значительно варьироваться в зависимости от интеллекта, культурного фона и социоэкономических факторов, но порядок их исследования предполагается одинаковым у всех детей.
Интеллект: новый взгляд
... социальный — как интеллект Б; при этом ясно, что интеллект Б гораздо ... понятие о психометрическом интеллекте разделяет некоторые из несообразностей, присущих таковому о социальном интеллекте. Иногда в литературе (например, [54]) биологический интеллект обозначается как интеллект А, а ...
Вопрос №8 Проблема развития в детской психологии(предпосылки, условия, факторы, механизмы, движущие силы)
Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматривается многими психологами) в плане метафизической теории двух факторов(наследственности и внешней среды),которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом. Все эти рассуждения производились обычно чисто умозрительно и при полном игнорировании требований материалистической диалектики, без всякого анализа природы и специфики самого изучаемого процесса развития и без выяснения того, как те или иные внешние условия входят в этот процесс, превращаются в его внутренние составляющие. Психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление накопление двух форм опыта: видового (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования.
В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие способностей ,формирование их личности. Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом не пассивно а активно в процессе деятельности.
х в ряды по одному параметру, например величине.