Условия организации продуктивного запоминания в процессе изучения курса педагогики

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы запоминания как механизма учебной деятельности 5

1.1. Понятие «запоминание» как основа учебной деятельности 5

1.2. Способы запоминания содержания в учебных курсах 13

2. Организационный продукт запоминания в процессе изучения курса педагогики 22

2.1. Определение уровня запоминания учебного материала среди студентов 5 курса факультета иностранных языков, механизмов запоминания и проблем, связанных с запоминанием 22

2.2. Определение способов запоминания на содержательном компоненте курса педагогики 24

Заключение 26

Список литературы 28

Приложения……………………………………………………………………………………………..31

Введение

Известно, что всякая наша эмоция, переживание или передвижение оставляют некий отпечаток, который будет храниться довольно продолжительный период времени, и при подобающих обстоятельствах выражаться снова и становиться объектом нашего сознания. Вот почему под памятью понимают запечатление, хранение и последующее узнавание и воссоздание следов прошлого опыта, позволяющее копить информацию, не лишаясь при этом старого запаса знаний, сведений, умений. На протяжении всей своей истории человечество пыталось разработать методы, с содействием которых можно было бы по возможности хорошо усвоить какие-либо знания. С давних времён тема и техника запоминания занимала любопытные умы, рассматривалась и классифицировалась великими людьми былых времен.

По сравнению с предыдущими столетиями, за прошлый век количество общих и профессиональных знаний в обществе выросло во много раз. При том отмечается их постоянный рост и регулярное пополнение все большим числом свежих сведений. Каждый день люди вынуждены запоминать тот или иной объем информации, начиная с номера телефона знакомого и заканчивая сложными грамматическими правилами на иностранном языке. Несомненно, чтобы хорошо учиться, студентам приходится запоминать огромное количество информации в сжатые сроки, особенно во время сессии. Таким образом, проблема запоминания является актуальной во все времена, особенно в современном мире с постоянно увеличивающимся объёмом знаний. Сегодня учащимся необходимо запоминать большое количество материала. Без умения обработки, рассмотрения, изучения, систематизации и прочного запоминания изученного материала процесс обучения потеряет для студентов всякий смысл.

6 стр., 2980 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА

... обрабатываемого материала, коды памяти) 3) механизмах памяти; 4) факторах, влияющих на эффективность запоминания и сохранения ... т.д., а также углубляют и конкретизируют знания, полученные в курсе "Общая психология" (разделы, касающиеся сознания ... количестве равном количеству студентов группы. На бланках указывается тема и авторы, подготовившие вопросы. Каждая из групп представляет свои материалы. ...

Объектом исследования является процесс запоминания содержания учебных курсов. К сожалению, не все учебные курсы отличаются особой логикой, поэтому порой для студентов достаточно сложно запомнить ту или иную информацию при отсутствии её понимания. Помимо того, чтобы запомнить сложный материал, нужно еще и удержать его в памяти, что также представляет сложную задачу для учащихся.

Предметом исследования является условия организации приёмов и методов запоминания, существенно содействующих количественному и качественному улучшению запоминания и удержания в памяти нужной информации.

Усвоение методов запоминания информации входит в ряд проблем ознакомления с формами и приемами научной организации обучения студентов курса педагогики, формирует их умение работать с учебными и научными источниками, способствует удачному усвоению знаний, нужных для учебной и учебно-исследовательской работы.

Целью данной работы является определение условий продуктивного запоминания в процессе изучения курса педагогики.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

— определить понятие запоминания как основу учебной деятельности;

— выявить основные способы запоминания содержания в учебных курсах;

— описать уровень запоминания учебного материала среди студентов;

— определить способы запоминания на содержательном компоненте курса педагогики.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы:

— теоретический анализ психолого-педагогической, методической, философской, литературы и различных научных изданий;

— анализ эффективности методов запоминания;

— анкетирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основы запоминания как механизма учебной деятельности

1.1. Понятие «запоминание» как основа учебной деятельности

Значение памяти в жизни человечества неоспоримо. Абсолютно все, что люди знают и умеют — это следствие умения мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, испытанные чувства и процессы. И.М.Сеченов сказал: «Человек, обделенный памятью, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами» [32, с.112]. Память формирует, хранит и пополняет наши знания, умения, навыки, без которых невозможны ни успешное обучение, ни продуктивная деятельность. Человек запоминает лучше те факты, события и явления, которые представляют для него и для его жизнедеятельности особо важное значение. И наоборот, все то, что для индивида менее значимо, запоминается намного хуже и быстрее забывается. Огромное значение при запоминании имеют неизменные интересы, которые характеризуют личность. Все, что в окружающей жизни связано с такими интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

9 стр., 4179 слов

Экспериментально исследовательская деятельность как метод экологического ...

... формирующий) в условиях ДОУ, анализ продуктов деятельности. Этапы исследования: во введении нами обоснована актуальность темы, раскрыта цель, основные задачи, методы исследования. База исследования: Баунтовский район, с.Багдарин ...

Изучение памяти было одним из первых областей науки, где был использован экспериментальный метод: были совершены попытки измерять осваиваемые процессы и описывать законы, которым они повинуются. Уже в 80- годах прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, при помощи которого, по его мнению, стало возможным вывести законы чистой памяти автономно, независимо от мыслительной деятельности — это заучивание бессмысленных слогов, в результате чего он вывел основные кривые заучивания (запоминания материала).

Память — основа психической деятельности. Без нее нельзя понять основы развития поведения мышления, сознания, подсознания. Потому для большего понимания индивида нужно как можно больше знать о понятии памяти. Оно рассматривается многими авторами по-разному.

«Память — это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал» [10, с. 129].

По определению Зинченко Т.П. память — это «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [19, с. 306].

Можно заявлять о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об «эмоциональной памяти, о памяти волевого стремления, о памяти созидательного озарения» [19].

Процесс запоминания — одна из характеристик памяти. Изучение процесса запоминания и применение его методов на практике дает возможность лучше понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания становится очень острой при изучении памяти.

«Запоминание — это установка связи нового с тем, что уже имеется в подсознании человека, закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» [2, с. 133].

Запоминание — процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. «Характеристики запоминания того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности»[19, с. 298].

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным).

Непроизвольное запоминание не является целенаправленным действием, но представляет собой побочный результат деятельности, которая была направлена на выполнение других задач. Произвольное запоминание разделяется по степени точности будущего воссоздания материала. Иногда запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть размышлений. В других случаях нужно запоминать и воспроизводить материал детально (правила, определения и т.д.)

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... частности, еще в начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с ... связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его ...

Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. А.А.Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемому пары фраз, из которых они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день, неожиданно для испытуемых, им предлагалось воспроизводить все пары фраз, которыми они оперировали накануне. Результаты опытов показали, что собственные фразы запоминаются в три раза продуктивнее предлагавшихся экспериментатором.

П.И.Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил методику классификации предметов и составления числового ряда . При выполнении обеих этих задач предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда — во втором), они запоминались лучше, нежели тогда когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем случае запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

Запоминание смысла — это запоминание совокупных и значительных сторон учебного материала и абстрагирование от неважных деталей и признаков. Обозначение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее значимое, а что второстепенное. Это близко связано с процессами мышления, с умственным формированием человека, с резервом ег……..

Список литературы

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. — М.: Мир, 2003. — 152 с.

2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 2010. — 352 с.

3. Арден Дж. Развитие памяти «для чайников». — М.: Вильямс, 2013. — 351 с.

4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2009. — 528 с.

5. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 538-546.

6. Болонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С.380-389.

7. Беккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы ума по памяти. — Харьков, 1970.

8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 406-419.

9. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 2000. — 181 с.

10. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: articles/1052/

11. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 200-214.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. ...

12. Джордано Бруно «Секрет теней» 1582. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: books/yates02/txt09.htm

13. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. — М., 1971.

14. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 76-129.

15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 371-379.

16. Коломинский Я.Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 2006. — 223 с.

17. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. — 2015. — № 1. — С. 58-62.

18. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979.

19. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с.

20. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. — 2011. — № 3. — С. 142-146.

21. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. — М.: Наука, 2013. — 216 с.

22. Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. — СПб.: Университетская книга, 2007. — 352 с.

23. Козаренко В. Учебник мнемотехники. — М., 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: book.php?book=131402

24. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных: Методические рекомендации / Сост. О.А. Кроткова, Т.А. Карасева, В.Л. Найдин. — М., 2003. — 259 с.

25. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. — 2012. — № 4. — С. 38-44.

26. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. — СПб.: Питер, 2015. — 216 с.

27. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер.с фр.. — СПб.: Питер, 2012. — 224 с.

28. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 626-652.

29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1972. — 575 с.

30. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2011. — С. 420-436.

31. Лорейн Г. Супер Память / Пер. с англ. — М.: Эксмо-Пресс, 2016. — 383 с.

32. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2011. — 656 с.

33. Эренберг О. Приемы запоминания информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psycho.ru/library/1036

34. Эббингауз Г. Смена душевных образований — Сочинения: Очерк психологии. Спб. , 1911; Основы психологии. Спб. , 1912; ?ber das Ged?chtnis. Lpz. , 1885.