Указание места дисциплины в структуре образовательной программы. Санкт-Петербургский Государственный Институт

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Кафедра пРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

 

УТВЕРЖДЕНО Проректор по учебной работе, профессор ______________Н.М. Платонова «___» ___________2015

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

по образовательной программе 37.03.01- Психология

 

 

Разработчик: Агафонова В.В. подпись

 

Согласовано: зав. кафедрой Платонов Ю.П. подпись

 

Санкт-Петербург

2016 г.

 

РАЗДЕЛ 1. Учебно-методический раздел рабочей программы дисциплины

Цели и результаты изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины.Программа курса предусматривает знакомство студентов с наиболее важными концепциями организационной психологии и формирование целостного представления о психологических феноменах функционирования организации и поведения работника в ней.

Задачи курса:

— сформировать общее представление о функционировании организации;

— изучить основные подходы, теории,раскрывающие основные закономерности и механизмы функционирования человека, группы в организации;

— мотивировать познавательную деятельность, побуждать к исследованию, изучению, размышлению над существующими проблемами в этой области знаний и практики;

— расширить кругозор, способствовать формированию разностороннего взгляда на проблемы функционирования организации.

В случае успешного освоения дисциплины студенты должны

знать:

— основные организационные и психологические факторы, оказывающие влияние на

поведение работников в организации:

— основные компоненты организации как системы

— причины и закономерности организационных изменений и развития организации;

— содержание и методы формирования организационной культуры;

— структуру коммуникаций в организации;

— стили руководства и их влияние на поведение подчиненных;

— структурные и динамические характеристики групп в организации

уметь:

— проводить анализ ситуаций, возникающих перед работником, руководителем или группой в организации;

— выявлять трудности и проблемные ситуации в развитии организации.

иметь навыки:

— диагностики стиля руководства, психологического сопровождения руководителей,

— выявления детерминант самореализации и активности работника, руководителя;

— анализа причин конфликтности в команде, в организации,

— анализа причин низкой удовлетворенности трудом и лояльности персонала организации.

Язык обучения

Язык обучения – русский

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по образовательной программе Планируемые результаты обучения по дисциплине (перечень компетенций по дисциплине)
ОК-1-9 ОПК-1 ПК-6-12,   -способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); -способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); -способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); -способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

-способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6); -способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7); -способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8); -способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Организационная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 37.03.01 — Психология с присвоением квалификации бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда базовых профессиональных компетенций.

Для освоения дисциплины «Организационная психология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Социальная психология»; «Психология личности»; «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Психология стресса», «Прикладная конфликтология», «Психодиагностика», «Дифференциальная психология».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, а также дисциплин по выбору студента:

По образовательной траектории 1: Психологическое консультирование – «Управление человеческими ресурсами». По образовательной траектории 2: Организационная психология – «Психология управления», «Управленческое консультирование», «Технологии управления и развития персонала», «Консультирование по вопросам найма».

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Теоретико-методологической основой данного курса выступают междисциплинарные исследования в области психологии менеджмента

Теоретико-методологической основой данного курса выступают междисциплинарные исследования в области психологии менеджмента, социологии организаций, психологии управления персоналом, организационной культуры, организационного развития, теории организации, теории систем. Базовой основой изучения организации являются системный и адаптационный подходы. Курс опирается на выводы наиболее значимых теорий и исследований в области организационной психологии, авторами которых являются А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.МакКлелланд, У.Оучи, В.Врум, Дж. Адамс, Д.МакГрегор, Адизес И.К. и др.

Основной тезаурус данной программы включает в себя следующие понятия: организация, структура организации, организационное развитие, организационная культура, коммуникации в организации, теории мотивации труда, руководство и лидерство, организационная власть, лояльность персонала, социально-психологический климат и пр.

Методическое обеспечение дисциплины осуществляется за счёт использования современных учебников, учебных комплексов, справочной литературы, словарей, интернет-сайтов специальных зданий и организаций, учебных пособий, касающихся проблематики изучаемой дисциплины.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Для преподавания дисциплины необходим доступ к электронному каталогу библиотеки института, Электронный библиотечный каталог, Электронно-библиотечная система «Айбукс» – полностекстовые электронные книги и журналы издательств России.

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (оборудование для мультимедийных презентаций).

В процессе обучения предполагается использование видеотехники, а также информация из сети «Интернет», для чего обеспечивается доступ студентов к интернет-ресурсам.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием и аудио системой с возможностью демонстрации интерактивных пособий и учебных фильмов – проектор, компьютер с выходом в интернет, проекционный экран, аудиоусилитель, 4 колонки;

РАЗДЕЛ 2. Структура и содержание дисциплины

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины   Общее количество аудиторных часов Общее кол-во часов на занятия лекцион-ного типа Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
Всего Из них интерак-тивные формы
1 Введение в организационную психологию  
2. Организация как система
3.Личность в организации  
4. Психология групп в организации
5. Организационная власть. Руководство и лидерство.
6. Коммуникации в организации  
7.Мотивация персонала организации
8. Организационная культура
9.Управление организационными изменениями.  
Итого:

 

Очно-заочная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название)   Общее количеств аудитор-ных часов Общее кол-во часов на занятия лекцион-ного типа Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
Всего Из них интерак-тивные формы
1. Введение в организационную психологию  
2. Организация как система
3.Личность в организации  
4. Психология групп в организации
5. Организационная власть. Руководство и лидерство.  
6. Коммуникации в организации    
7.Мотивация персонала организации  
8. Организационная культура  
9.Управление организационными изменениями.  
Итого:

 

Заочная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название)   Общее количество аудиторных часов Общее кол-во часов на занятия лекционного типа Общее кол-во часов на занятия семинарского типа
Всего Из них интерак-тивные формы
1. Организация как система    
2.Личность в организации    
3. Психология групп в организации  
4. Коммуникации в организации      
5. Организационная культура    
6.Управление организационными изменениями.    
Итого:

Краткое содержание тем (разделов) дисциплины.

Тема 1. 1 Введение в организационную психологию

Организационная психология как научная прикладная дисциплина. Объект, предмет, задачи организационной психологии. Становление и развитие организационной психологии за рубежом. Классические теории организации Ф.Тейлора, А.Файоля, М.Вебера, Г.Эмерсона. Организационная концепция «человеческих отношений»: Э.Мэйо, Д.Мак-Грегор, Ф. Херцберг. Новые концепции современной организаций: обучающаяся, виртуальная организации.

Основные законы и принципы организационной психологии.Методы организационной психологии. Наблюдение, метод описания критических ситуаций, анализ документов, опрос, тестирование, эксперимент.

Основная литература:

1. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — М. : ФОРУМ, 2009. — 648 с.

2. Платонов, Ю.П. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2012. — 720 с. – Режим доступа:

Дополнительная литература:

1. Карпов А.В. Психология менеджмента : учебное пособие / А. В. Карпов . — М. : Гардарики, 2007.

2. Кирхер Э., Майерс-Пести К., Хофман Е. Психологические теории организации. Пер.с нем.-Харьков: Изд.Гуманитарный центр, 2005, 308с.

Тема 2. Организация как система.

Понятие системы. Основные элементы и компоненты организации как системы. Цели, миссия системы (организации), признаки, свойства, функции, структура, иерархия, ресурсы, пространство, время, процессы и механизмы.

Понятие организации, смысловое значение организационной цели. Основные характеристики организации: размер, сложность, формализация, рациональность, иерархическая структура, специализация, централизация власти, формализация организационного поведения.

Организация как открытая система: влияние среды на функционирование организации. Цикл трансформационного изменения. Ключевые элементы организации по Х.Минцбергу: оперативное ядро, стратегический апекс, средняя линия, техноструктура, вспомогательный персонал. Виды организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, матрично-штабная. Охват контролем.

Основная литература:

1. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — М. : ФОРУМ, 2009. — 648 с.

2. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.- Петербургского ун-та; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.

Дополнительная литература:

1. Кирхер Э., Майерс-Пести К., Хофман Е. Психологические теории организации. Пер.с нем.-Харьков: Изд.Гуманитарный центр, 2005, 308с.

2. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации. Спб.: Высшая школа менеджмента, 2008.

Тема 3. Личность в организации.

Влияние индивидуальных различий на поведение человека в организации. Способности человека и их соответствие требованиям организации. Возраст, пол, семейное положение, продолжительность работы в организации и организационное поведение.

Ценностные ориентации и аттитюды и отношение к труду. Понятие и факторы удовлетворенности трудом. Мотивация труда. Лояльность организации и ее факторы.

Личностные и организационные факторы адаптации. Развитие индивида в организации: понятие карьеры. Стресс и стрессоустойчивость: организационные стрессоры.

Основная литература:

1. Организационное поведение: учебник для вузов [Электронный ресурс] /под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. — СПб. : Питер, 2004. — 432 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21883

2. Платонов, Ю.П. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2012. — 720 с. – Режим доступа:

Дополнительная литература:

1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник /Ю.Д. Красовский. — 4-е изд. — М. : ЮНИТИ, 2012. — 487 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=24725

2. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.

Тема 4. Психология групп в организации.

Понятие рабочей группы. Типология групп в организации. Причины формирования неформальных групп в организации. Основные характеритики групп: цели, размер, состав, групповые нормы, совместимость, сплоченность, групповое единомыслие, конфликтность, статус членов группы, функциональные роли членов группы.

Понятие команды. Различие между рабочей группой и командой. Роли в команде по М. Белбину. Принципы командообразования. Факторы успешного функционирования команды.

Основная литература:

1. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — М. : ФОРУМ, 2009. — 648 с.

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник /Ю.Д. Красовский. — 4-е изд. — М. : ЮНИТИ, 2012. — 487 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=24725

3. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.

Дополнительная литература:

1. Латфуллина Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И перераб./ Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2008 – 464с.:ил

Тема 8. Организационная культура

Понятие и функции организационной культуры. Уровни организационной культуры по Э.Шейну. Структура и содержание организационной культуры. Субкультуры и контркультуры в организации. Типы организационных культур. Сильные и слабые культуры. Обобщенные индикаторы уровня организационной культуры. Миссия и имидж организации. Структурные элементы материальной культуры организации. Культура организации труда и производства, условий и безопасности труда. Качество трудовой жизни (КТЖ) Скотт Д. Синк. Фирменный стиль организации. Структурные элементы духовной культуры организации. Социальные признаки этичной компании. Деловая культура: культура управления, культура поведения, культура коммуникаций. Принципы и методы формирования и управления организационной культурой. Методы диагностики организационной культуры: модели Г.Хофстеде, Камерон и Куинна.

Основная литература:

1. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.М.:ФОРУМ, 2009.- 648с.

2. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.

Дополнительная литература:

1. Корпоративная культура и управление изменениями: сб. ст. // Harvard Business Review. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

2. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. – 2-е изд, перераб. И доп./ Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА – М, 2009

3. Спивак В.А.Организационное поведение: учебное пособие / Спивак В.А.- М.:.Эксмо, 2009

Тема 9. Управление организационными изменениями.

Жизненный цикл организации: этап становления, роста, зрелости, старения, упадка, обновления или смерти.

Понятие организационного развития как управляемого изменения. Причины и цели планируемых изменений. Типы организационного развития. Модель организационного развития К.Левина.

Структурные и процессные методы организационного развития. Тренинги сензитивности, опросы работников, процесс-консультирование, формирование команд как основные социально-психологические методы организационного развития. Основные этапы разработки и внедрения программы организационного развития.

Сопротивление изменениям: причины, формы. Личностные факторы восприимчивости к переменам. Методы уменьшения сопротивления инновациям.

Основная литература:

1. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — М. : ФОРУМ, 2009. — 648 с.

2. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.

3. Платонов, Ю.П. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2012. — 720 с. – Режим доступа:

Дополнительная литература:

1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2008.-384 с.

2. Кемерон Э., Грин М. Управление изменениями. — М.: Добрая книга, 2006.

3. Корпоративная культура и управление изменениями: сб. ст. // Harvard Business Review. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

4. Коэн Д. С. Суть перемен: путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании. — М.: Олимп-Бизнес, 2007.

5. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации. Спб.: Высшая школа менеджмента, 2008.

6. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. Учебное пособие / Широкова Г.В. — СПб.: Изд.дом СПб ун-та, 2005

 

Описание занятий семинарского типа

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Цель:студенты должны определить организационную психологию как систему знаний и выявить ее отличие от смежных дисциплин: психологии менеджмента, теории организаций, организационного поведения.

Понятийный аппарат:организация, управление, руководство, менеджмент.

Вопросы для обсуждения:

1.Объект, предмет, задачи, методы организационной психологии.

2.История становления и развития организационной психологии

3.Основные законы организационной психологии.

Основная литература:

3. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — М. : ФОРУМ, 2009. — 648 с.

4. Платонов, Ю.П. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2012. — 720 с. – Режим доступа:

Дополнительная литература:

3. Карпов А.В. Психология менеджмента : учебное пособие / А. В. Карпов . — М. : Гардарики, 2007.

4. Кирхер Э., Майерс-Пести К., Хофман Е. Психологические теории организации. Пер.с нем.-Харьков: Изд.Гуманитарный центр, 2005, 308с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Описание занятий в интерактивных формах

Интерактивное занятие к теме 2 «Организация как система» »

Объем: 2 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика Деловая игра «Организация». Цель игры: представить рабочее место в системе организационных связей.

Опираясь на схему ключевых элементов организации по Х.Минцбергу (оперативное ядро, стратегический апекс, средняя линия, техноструктура, вспомогательный персонал), студенты должны распределить должности в условно существующей коммерческой или производственной организации. На доске выстроить структуру подчинения, внешних и внутренних коммуникативных связей данной организации, разработать миссию и схему принятия решения в организации.

Интерактивное занятие к теме 4 «Психология групп в организации»

Объем: 2 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика Деловая игра «Полет на луну». Цель игры: принятие группового решения. Обнаружение внутригрупповых динамических процессов: лидерства, распределения ролей, влияния группового мышления и конформности и пр. Оценка эффективности группового решения и препятствий эффективности. Рефлексия собственного стиля работы в группе и влияния на групповое мнение.

Методика проведения: каждый из студентов принимает индивидуальное решение по предложенной в игре ситуации. Далее в микрогруппах идет дискуссия по принятию группового решения. От каждой микрогруппы выдвигается представитель, который также в дискуссии с представителями других групп отстаивает решение своей группы.

На этапе оценки решений предлагается сравнить индивидуальные и групповые решения с эталонным и вычислить отклонение. В дальнейшем обсуждении идет осмысление коммуникативных и динамических процессов в группах на этапах принятия групповых решений.

Интерактивное занятие к теме 5 «Организационная власть. Руководство и лидерство»

Объем: 2 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используются элементы тренинга лидерства, игры и упражнения. Цель игры: осознание личностных ресурсов лидерства, понимание особенностей лидерского поведения и преимуществ и трудностей положения лидера в группе.

Интерактивное занятие к теме 7 «Мотивация персонала организации»

Объем: 2 академических часа. В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика «Разработка мотивационной системы в организации». Цель игры: 1. Освоение тестовой методики Герчикова «Мотивационные типы персонала». 2. На основе обобщенных данных по всей группе (условной организации) в микрогруппах по 5-7 человек разработать и представить систему материальной и нематериальной мотивации персонала компании.

Интерактивное занятие к теме 8 «Организационная культура»

Объем: 2 академических часа. В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика Деловая игра «Разработка имиджа организации». Цель игры: освоение процедуры разработки имиджа коммерческой организации.

Студенты в микрогруппах по 5-7 человек по предложенной схеме описывают этапы и содержание имиджевой кампании условной организации.

Планирование встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и участие специалистов в учебных занятиях.

В рамках дисциплины предусмотрено не менее одной встречи в рамках учебных занятий с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций или проведение мастер-классов экспертами, специалистов.

В рамках курса предусматривается посещение Музея банковского дела в России, находящегося на территории Сбербанка (Невский пр, 87) и встреча с представителем отдела персонала. Обсуждаемые вопросы: методы формирования организационной культуры, программы адаптации персонала компании, система мотивации персонала банка.

РАЗДЕЛ. 3 Материалы самостоятельной работы студентов

Общее количество часов, отведенных на выполнение самостоятельной работы для очной формы обучения – 60 часов, для очно-заочной формы обучения – 74 часа, для заочной формы обучения -96 часов.

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и компетенций без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Самостоятельная работа по дисциплине является единым видом работы, которая может состоять из нескольких заданий.

Разработка материалов для самостоятельной работы студентов должна основываться на требованиях Положения об аттестации учебной работы студентов института ).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Организационная психология» является одним из базовых компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. В процессе самостоятельной работы студенты проявляют свои творческие качества, поднимаются на более высокий уровень профессионализации.

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

1. Обязательная часть: письменная тематическая работа

2. Дополнительные задания: работа с книгой, работа с диагностическими методиками, подготовка электронных презентаций, составление сравнительных таблиц и опорных конспектов.

Самостоятельная работа (обязательная часть) выполняется в печатном виде и сдается в деканат в определенные сроки. Объем письменной работы – от 10 листов. В первой части работы раскрываются основные теоретические понятия темы, во второй практической части желательно представить существующие диагностические методики либо описать психологические способы и рекомендации по разрешению этой проблемы.

Оформление самостоятельной работы:

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы: параметры страницы (210х297 мм) А4, интервал полуторный, шрифт 12, Times New Roman, поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

Дополнительные задания выполняются сверх обязательной письменной работы для закрепления и углубления полученных знаний, они выполняются в произвольной форме и оцениваются дополнительными баллами.

На выполнение обязательной письменной самостоятельной работы отводится 20 часов на всех формах обучения.

На выполнение самостоятельной работы по дополнительным заданиям отводится:

Для дневного обучения – 40 часов

Для очно-заочного обучения – 54 часа

Для заочного обучения – 76 часов.

Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Список тем для письменной самостоятельной работы (обязательная часть):

1. Новые концепции организации (обучающаяся и виртуальная организации).

2. Процессный, системный и адаптационный подходы к анализу организации.

3. Миссия организации.

4. Отношение к труду. Факторы удовлетворенности трудом.

5. Понятие и факторы лояльности персонала организации.

6. Конфликты в организации. Методы управления конфликтами в организации.

7. Типы конфликтных личностей в организации.

8. Динамика группового развития: фазы и модели развития рабочей группы.

9. Формирование и управление групповыми нормами в организации.

10. Сплоченность как групповая характеристика. Методы укрепления и разрушения сплоченности в организации.

11. Потенциал рабочей группы: количественные и качественные параметры.

12. Понятие социально-психологического климата в коллективе.

13. Команда и рабочая группа. Методы командообразования.

14. Руководство и лидерство в организации.

15. Стиль руководства в организации и рабочей группе.

16. Конфликты в организации и методы их разрешения.

17. Средства и каналы коммуникаций в организации и методы их оптимизации.

18. Формальные и неформальные коммуникации в организации.

19. Проблема коммуникационных барьеров и причины искажения информации в организации.

20. Особенности, проблемы и правила вертикальных и горизонтальных коммуникаций в организации.

21. Современные теории мотивации труда.

22. Принципы и формы мотивации труда в организации.

23. Методы исследования трудовой мотивации.

24. Понятие и функции организационной культуры. Структура и содержание организационной культуры.

25. Методы формирования и управления организационной культурой.

26. Типы организационных культур. Субкультуры и контркультуры в организации.

27. Понятие и типы организационного развития.

28. Структурные и процессуальные методы организационного развития.

29. Сопротивление организационным изменениям: причины, формы.

30. Методы уменьшения сопротивления инновациям.

 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Примеры заданий для теста минимальной компетенции рубежного контроля знаний:

1.ЗАПОЛНИТЕ ПРОБЕЛЫ.

1. Основная функция …………………. информационного потока состоит в получении руководством информации о деятельности и настроениях персонала.

II. ВЕРНО ИЛИ НЕ ВЕРНО?

1. Степень сопротивления сотрудников организационным изменениям прямо пропорциональна силе организационной культуры.

III. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1. К органическим организационным структурам относится:

а) линейная б) матричная в) функциональная

IV. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.

1. Организационные нормы бывают:

1) запретительные а) обязательные модели поведения

2) рекомендательные б) указывают на недопустимое поведение сотрудников

3) предписывающие в) определяют желательное поведение

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Организационная психология»

1. Организационная психология как научная дисциплина. Объект, предмет, методы

организационной психологии.

2. Организация как объект анализа. Основные характеристики организации.

3. Внешняя и внутренняя среда организации.

4. Трансформационный цикл.

5. Понятие организационной структуры.

6. Типология организаций.

7. Этапы жизненного цикла организации.

8. Процессный, системный и адаптационный подходы к анализу организации.

9. Миссия организации.

10. Уровни организационной культуры по Э.Шейну. Их содержание.

11. Понятие и функции организационной культуры.

12. Структура и содержание организационной культуры.

13. Типы организационных культур. Субкультуры и контркультуры в организации.

14. Принципы и методы формирования и управления организационной культурой.

15. Понятие организационного развития. Причины и цели планируемых

изменений.

16. Типы организационного развития.

17. Модель организационного развития К.Левина.

18. Структурные и процессные методы организационного развития.

19. Сопротивление организационным изменениям: причины, формы.

20. Методы уменьшения сопротивления организационным изменениям.

21. Руководство и лидерство. Понятие и виды лидерства.

22. Стили управления по Курту Левину.

23. Управленческая решетка Блейка-Моутона.

24. Определение понятия власть. Виды власти в организации.

25. Средства и каналы коммуникаций в организации.

26. Формальные и неформальные коммуникации в организации.

27. Проблема коммуникационных барьеров и причины искажения информации.

28. Вертикальные и горизонтальные коммуникации в организации.

29. Особенности делового общения.

30. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации.

31. Динамические характеристики групп: групповое развитие, фазы и модели развития

группы.

32. Групповые нормы.

33. Структурные характеристики групп: формальная и неформальная структура группы.

34. Групповые роли. Статусы.

35. Сплоченность как групповая характеристика. Методы укрепления и разрушения

сплоченности.

36. Потенциал группы: количественные и качественные параметры.

37. Трудовой коллектив: понятие и характеристики.

38. Понятие социально-психологического климата в коллективе.

39. Команда и рабочая группа.

40. Методы командообразования.

41. Отношение к труду. Факторы удовлетворенности трудом.

42. Лояльность персонала организации. Понятие, факторы лояльности.

43. Личность как субъект деятельности и организационного поведения.

44. Конфликты в организации. Методы управления конфликтами в организации.

45. Содержательные теории мотивации труда (А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д.МакКлелланда)

46. Процессуальные теории мотивации труда (В.Врума, Дж. Адамса, Д.Макгрегора).

47. Функции и принципы организации системы мотивации труда.

48. Современные формы материальной мотивации труда.

49. Формы нематериальной мотивации персонала.

50. Мотивационные типы персонала по Герчикову.

 

РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины

5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

1. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А. Н. Занковский. — М. : ФОРУМ, 2009. — 648 с.

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник /Ю.Д. Красовский. — 4-е изд. — М. : ЮНИТИ, 2012. — 487 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=24725

3. Организационная психология / Л. А. Верещагина [и др.] — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та ; Харьков : Гуманитарный Центр, 2008.

4. Организационное поведение: учебник для вузов [Электронный ресурс] /под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. — СПб. : Питер, 2004. — 432 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21883

5. Платонов, Ю.П. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2012. — 720 с. – Режим доступа:

Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2008.-384 с.

2. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие /
Г. Х. Бакирова. — М.: Юнити-Дана, 2009.

3. Белов В. В. Организационная одаренность: Монография./ В.В. Белов.- СПб : Астерион. 2008.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента : учебное пособие / А. В. Карпов . — М. : Гардарики, 2007.

5. Кемерон Э., Грин М. Управление изменениями. — М.: Добрая книга, 2006.

6. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности./ Кибанов А.Я и др. — М.: Инфра-м, 2009.

7. Кирхер Э., Майерс-Пести К., Хофман Е. Психологические теории организации. Пер.с нем.-Харьков: Изд.Гуманитарный центр, 2005, 308с.

8. Корпоративная культура и управление изменениями: сб. ст. // Harvard Business Review. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9. Коэн Д. С. Суть перемен: путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании. — М.: Олимп-Бизнес, 2007.

10. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие.– М.: Статут, 2007.– 542с

11. Латфуллина Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И перераб./ Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2008 – 464с.:ил

12. Морозова Е.Н. Тренинг развития ресурсов руководителя.- СПб.: Речь, 2008.-219с.

13. Платонов Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х томах: Речь, 2007

14. Психология менеджмента:практикум/ Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб,:Речь, 2010, 535 с.

15. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. – 2-е изд, перераб. И доп./ Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА – М, 2009

16. Спивак В.А.Организационное поведение: учебное пособие / Спивак В.А.- М.:.Эксмо, 2009

17. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации. Спб.: Высшая школа менеджмента, 2008.

18. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. Учебное пособие / Широкова Г.В. — СПб.: Изд.дом СПб ун-та, 2005

5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

1. Алиев В.Г. Лидерство и руководство. (http://www.elitarium.ru/2006/12/18/ liderstvo_i_rukovodstvo.html

2. Милютина Е. «Организация людей, люди организации». index.html)

3. Онлайн Бизнес Журнал

4. Энциклопедия практической психологии. )

5. Эффективный лидер. (http://www.cecsi.ru/coach/leadership.html

 

РАЗДЕЛ 6. Глоссарий

Адаптация — взаимное приспособление работника и организации, которое основано на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Власть – способность заставлять людей делать что-то, желательное для вас, или заставлять события развиваться в нужном направлении.

Внешнее вознаграждение — заработная плата, социальные блага, признание заслуг со стороны внешнего окружения или иные предметы и состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.

Внутреннее вознаграждение — чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения и иные состояния, представляющие ценность для человека, привносимые самим человеком в результате определенных действий.

Групповая динамика (от греч. dynarnis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Команды представляют собой группы людей, занятых активной совместной работой для выполнения цели, за которую они несут групповую ответственность.

Лидерство представляет собой особый случай межличностного влияния, благодаря которому человек или группа людей делают то, чего от них хочет лидер.

Мотивация — силы внутри индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, направленных на работу.

Нормы – это правила или стандарты поведения членов группы.

Обратная связь ( в кибернетике) – если «прямая» передача сигнала, т.е. от выхода объекта А на вход объекта Б вызывает ответный сигнал от выхода объекта Б на вход объекта А, то такая передача сигналов называется обратной связью.

Организационная психология — отрасль прикладной психологии, изучающая социально-психологические свойства людей, определяющие их поведение в организациях, а также социально-психологические характеристики самих организаций, оказывающие влияние на организационные процессы и эффективность организации.

Организационная структура – это совокупность устойчивых связей и отношений объектов и субъектов организации, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Организационная, или корпоративная культура – ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение).

Организационное поведение – эти двусторонний процесс взаимного влияния организации на людей и людей на организацию, поведение людей в организации, детерминированное организационными факторами и оказывающее влияние на организационные процессы

Организационное развитие представляет собой применение знаний поведенческих наук с целью повысить способность организации справляться с задачами, поставленными окружающим миром, и расширить ее внутренние возможности в сфере решения проблем.

Потребность во власти – желание контролировать окружающих и влиять на их поведение.

Роль (командная) модель поведения, способствующая такому взаимодействию одного члена команды с другим, при котором действия каждого члена команды соответствуют общим усилиям по достижению успеха.

Руководство – процесс воздействия субъекта управления на личность или группу для достижения целей управления.

Самоконтроль — это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов.

Самоуправляемые рабочие команды – группы, которые уполномочены принимать решения, касающиеся планирования, производства и оценки своей работы.

Сопротивление переменам – установка или поведение, демонстрирующее нежелание производить или поддерживать изменения.

Социализация —(от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, организации.

Способности –это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Стимул – (лат. stimulus — стрекало, погонялка) — внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина.

Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.

Управление– в организационной психологии рассматривается как вид индивидуальной или групповой деятельности, представляющей собой воздействие субъекта управления на объект для достижения цели управления.

Управление по целям — это процесс согласования целей внутри организации, таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.

Ценности — в широком смысле — значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Централизация управления — сосредоточение функций управления на верхнем уровне иерархии управления.