ЦНС и ее роль в регулировании психофизиологических процессов

Профессионализация, понятие, этапы

Профессионализация –формирование личности профессионала.Этапы:По Климову:

1.Оптации (выбирающий)2. Адента (достигший)

3. Адаптации (привыкание) 4.Интернала

5.Мастера6.Авторитета7.Наставника

 

Работоспособность и ее компоненты

Работоспособность- способность человека выполнять какую-то работу в соответствии заданными требованиями. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния

систем и функций организма, которые входят в качестве

 

обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ,ЭОГ,КГР и др.

Компоненты:1.Стадия врабатывания, которая включает три подстадии:1.1первичной мобилизации : 2.гипермобилизации1.3.гиперкомпенсации2.Стадия оптимальной работоспособности 3.Стадия полной компенсации, 4.Стадия неустойчивой 5.Стадия «конечного порыва6.Стадия декомпенсации

Обмен веществ и энергия

Обмен веществ- поступление в организм из внешней среды различных в-в, их усвоение и выделение образующихся продуктов распада. Энерг.затрат-профессиональная деятельность человека требует энерг.затрат, которые зависят от интенсивности мышечной работы, информац.насыщенности труда. Степени эмоц.напряженности,параметров.
Составляющие:1)Основной обмен,связан с поддержанием необходимого уровня окислительных процессов,деятельностью постоянного работы внутренних органов обеспечивает min уровня мышечного тонуса.
2)Добавочные расходы энергии-идущие на поддержание позы человека, постоянства, температ тела, а также расходы, бусловлен.проф.деятельностю.

Чем труднее род деятельности,тем больше затрат. Зависит все еще от пола и рода деятельноси,умственный,легкий,средний,тяжелый,особо тяжелый.

9.Функциональные системы организма. Условия проф. Деятельности и функционирование основных систем организма человека.Принято выделять следующие системы организма: костную (скелет человека),

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

мышечную, кровеносную, дыхательную,

пищеварительную, нервную, систему крови,

желез внутренней секреции, анализаторов и др.

 

 

Гиподинамия и современные условия деятельности человека. Функциональные изменения в организме. Методы профилактики гиподинамии.

Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Методы профилактики: Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, так как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют состояние.Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием и отказом от вредных привычек. Рекомендуются ежедневная получасовая физическая нагрузка, пешие прогулки (не менее 2 км), утренняя зарядка.Изменения: Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда, её ещё иногда называют «болезнью цивилизации». Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, — снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается.

 

ЦНС и ее роль в регулировании психофизиологических процессов.

ЦНС обеспечивает регуляцию деятельности целостного организма. Состоит она из спинного и головного мозга, выполняет роль регулирующего и управляющего органа. Центральную нервную систему составляют спинной и головной мозг. Основными функциями центральной нервной системы являются: 1) регуляция деятельности всех тканей и органов и объединение их в единое целое; 2) обеспечение приспособления организма к условиям внешней среды (организация адекватного поведения соответственно потребностям организма).Управление различными функциями осуществляется и гуморальным путем (через кровь, лимфу, тканевую жидкость), однако нервная система играет главенствующую роль. У высших животных и человека ведущим отделом центральной нервной системы является кора больших полушарий, которая управляет также наиболее сложными функциями в жизнедеятельности человека — психическими процессами (сознание, мышление, память и др.)

Общая характеристика опорно-двигательного аппарата человека

Движение, перемещение в прост­ранстве – одна из наиболее важных функций живых существ, в том числе и человека. Функцию движения у млекопитающих и человека выпол­няет опорно-двигательный аппарат, объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы. Опорно-дви­гательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движений частей тела, но сами они выполнять движе­ния не могут. Активную часть составляют скелетные мышцы, кото­рые обладают способностью к сокра­щению и приводят в движение кости скелета (костные рычаги).

5 стр., 2037 слов

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

... люди различаютсяне конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Пути приспособления Тк требованиям деятельности: ... живот, слабый двигательный аппарат плечевого пояса и конечностей, лицо – широкое, мягкое, закругленное. Атлетик (средний) ... бесформенное, неправильное телосложение. С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности: Шизотимик(имеет ...

Специфика аппарата опоры и дви­жений человека связана с вертикаль­ным положением его тела, прямохождением и трудовой деятель­ностью. Приспособления к верти­кальному положению тела имеются в строении всех отделов скелета: поз­воночника, черепа и конечностей. Чем ближе к крестцу, тем массив­нее позвонки (поясничные), что вызвано большой нагрузкой на них. В том месте, где позвоночник, при­нимающий на себя тяжесть головы, всего туловища, верхних конечнос­тей, опирается на тазовые кости, позвонки (крестцовые) срослись в одну массивную кость-крестец. S-образная форма позвоночника, его изгибы создают наиболее благопри­ятные условия для поддержания вер­тикального положения тела, а также для выполнения рессорных, пружи­нящих функций при ходьбе и беге.

Нижние конечности человека вы­держивают большую нагрузку и це­ликом принимают на себя функции передвижения. Они имеют более мас­сивный скелет, крупные и устойчивые суставы и сводчатую стопу. Разви­тые продольные и поперечные своды стопы присущи только человеку. Точ­ками опоры стопы являются голов­ки плюсневых костей спереди и пяточный бугор сзади. Пружинящие своды стопы распределяют тяжесть, падающую на стопу, уменьшают сотрясения и толчки при ходьбе, сообщают плавность походке. Мышц нижней конечности обладают большей силой, но вместе с тем и меньшим разнообразием в своем строении, чем мышцы верхней конечности.

Освобождение верхних конечностей от функций опоры, приспособление их к трудовой деятельности привели к облегчению скелета, на­личию большего количества мышц и подвижности суставов. Рука челове­ка приобрела особую подвижность, которая обеспечивается длинными ключицами, положением лопаток, формой грудной клетки, строением плечевого и других суставов верх­них конечностей. Благодаря ключице верхняя конечность отставлена от грудной клетки, в результате чего рука приобрела значительную сво­боду в своих движениях.

Лопатки расположены на задней поверхности грудной клетки, которая уплощена в переднезаднем (сагит­тальном) направлении. Суставные поверхности лопатки и плечевой кос­ти обеспечивают большую свободу и разнообразие движений верхних конечностей, их большой размах.

В связи с приспособлением верх­них конечностей к трудовым операциям их мускулатура функционально более развита. Подвижная кисть человека приобретает особое значение для трудовых функций. Большая роль в этом принадлежит первому пальцу кисти благодаря его большой подвижности и способности противопоставляться остальным пальцам. Функции первого пальца настолько велики, что при его ут­рате кисть почти теряет способность захватывать и удерживать пред­меты.

Значительные изменения в строе­нии черепа также связаны с верти­кальным положением тела, с трудо­вой деятельностью и речевыми функ­циями. Мозговой отдел черепа явно преобладает над лицевым. Лицевой отдел менее развит и располагается под мозговым. Уменьшение разме­ров лицевого черепа связано с отно­сительно небольшими размерами нижней челюсти и других его кос­тей.


Центральный аппарат управления движениями

Развитие движений и механизмов их координации тесно связано с развитием нервной системы. Координация движений- способность реализовать движение в соответствии с их замыслом.Для того чтобы движения происходили требуется работа min 2х мышц. Кости движущиеся в суставах по влиянием мышц, образуют рычаги двигат.аппарата. Координирующая роль в ограничении излишних степеней свободы принадлежит ЦНС.
Типы движений:1.Поддержание определенной позы2.ориентация на источник внешнего сигнала для его наилучшего воспрития.3.Перемещение тела в пространстве.4.Манипулирование внешними вещами или другими телами.Поза- фиксированное положение тела в пространстве. Локомоция-перемещение тела в пространстве из одного положения в другое. В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания-нос,глотка,легкие,грудная клетка и диафрагма.С их помощью осуществляется голосообразование-фонация и образование звуков речи-артикуляция.Восприятие речи осущест-ся с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение-с помощью речедвигательного.

18.Типа ВНД,понятие- устойчивый комплекс свойств нервной системы, определяющий в основном их совокупностью.типы:1. Сильный неуровновешанный с преобладанием процессов возбуждения(холерик).2.Сильный,уровновешанный,с подвижностью нервных процессов,их силой и уравновешенностью(сангвиник), 3.Сильный, уравновешанный, инертный с преобладанием торможения(флегматик)4.Слабый с низкой работосп-ью нейронов и слабостью нервных процессов (меланхолик)

Темперамент.Понятие-врожденны особенности человека определенный характер его психики.Типы-1.Сангвиник-повышенная активность, чувства и эмоции возникают быстро, общителен, деловитый,выностливый,работоспособный.2.Холерик-малая инициативность, резкость движений, вспыльчивость,не сидит на одном месте, кропотливая работа не для него. 3.Флегматик-малоэмоционален, размыслить,отличается трудоспосбностью,неразговорчив,эмоции замедленный,не быстро привыкает к новому. 4.Меланхолик-человек с высшей чувствительностью, слабая нервная система, быстро утомляется.

11 стр., 5031 слов

Понятие и виды «туризма». Понятие «похода» ...

... работоспособности, хорошо укрепляет здоровье, тренирует и закаляет организм человека. Организация и проведение такого отдыха предусматривает выполнение ... степенные (1-3 степень) и прогулочные "матрасные"). Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов I ... по высоте. Такая форма равномерно распределяет нагрузку на тело туриста. Сверху могут крепиться предметы группового снаряжения ...

Характер,понятие,соотношение.Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывается и проявляется в деяте-ти и общении.Соотношение-

Лидер,2.Логик(суров и эрудирован)3.Эстет(капризен, собственное мнение главней) 4.Боец(действия стремительны, готов к риску, реакция непредсказуема)5. Пассивный (общителен, избегает споров, любопытный, верный в дружбе.) 6Надежный (упорный труженик, не переубедить,)7Мечтатель(нехватка веры в собственные силы, остроумие, доверчив) 8Спринтер (любопытный тип личности, остроумие, великолепный оратор, не боится стрессов)

21.Профессиональная адаптация. В процессе выполнения профессиональной деятельности люди сталкиваются с двумя видами адаптации: долговременной (связанной с вхождением в профессию, с освоением работы, с коллективом и т. п.) и кратковременной (оперативной), связанной со сменой рабочих мест, рабочей смены и т. п.Понятие-процесс приспособления человека к труду.Лица с низким уровнем выраженности таких свойств, как подвижность. Адаптируются к социальному окружению за счет эмоц-волевого качества, с высоким чувством пластичности адаптация происходит за счет коммуникативных характеристик. Состояние монотонности быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой.Важно какой характер носит деятельность- индивидуальный или групповой.

22.Способности:понятие виды.-Индивид.психол.способности чел-ка,проявл-ся в успешном освоении и реализации деятельности.Виды:1.Общие умст-ые (которые одинаково проявляют себя в разных видах деятельности) 2.Специальные(необходимы для успешного выполнения какой-либо деят-ти музыка,мате-ка)3Учебные и творческие(учебные-освоение уже известных знаний и способах действия, творчесике-создание нового) 4Природные (формир-ся на базе природных задатков ОСТРОТА ЗРЕНИЯ)5.Социально-обуслов(развиваются под влиянием среды)6Теоретич и практич (применение в решении практических задач) 7.Предметные(проявл-ся в работе человека с неодушевленными предметами)8Межличностные (в общении с людьми)

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека. ... состояний сопровождается нарушениями сознания (медицинский термин «человек без сознания»). Хотя слово «сознание» широко используется в повседневной речи, этим термином обозначаются понятия, ... что сознание человека имеет своих предшественников в виде более ...

23.Способность,предпосылки их развития.предпосылки равным способностям известную роль в развитии способностей играют биологические факторы. Задатки-природные предпосылки развития способностей. В качестве задатков выступают врожденный особеннсти. С психофиз. Зрения формула способности=задатки+функция. Одаренность- это индивид.и качествен.сочетание способностей,от которых зависит возможность успеха деятельности.Талант-высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, проявляемых в творческих достижениях важных в контексте развития культуры.Гениальность-высщая степень одаренности, творческое проявление чел-ка, выраженные в продукте, имеющие историческое значение для жизни общества,науки. Связь способ-ей и одаренности со склонностью с определ.ввиду деятельности.

24.Внимание,понятие критерии.-направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего сотального.Свойства:1.Объем-измеряется кол-ом одновременно осознаваемых объектов.2.Устойчивость-способность удерживать объект на определенный срок. 3.Переключаемость-переход от одного видела деят-ти к другому. 4.Распедел-ть –удерживать в поле сознания объекта одновременно различных видов деят-ти. 5.Предметность- способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей. 6Селективность-избирательность.Виды:1.Непроизвольное-увидеть что-либо без заранее поставленной цели2.Произвольное-целенаправленная сосредоточенность сознания. 3.Постпроизвольное-целенаправленное возник.на основе внимание произвольного, закл-ся в созредоточенности на объекте силу значимости. В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. 2сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, 3увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;4избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;5ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

Познавательные процессы и их роль

26.Мышление-понятие виды.Это процесс познания и накопления информации, опыта и оперирования знанием.Виды:1)наглядно-действенная(при которой происходит реальное преобразованная ситуация в процессе действий с предметами) 2)Наглядно-образное мышление (в основе лежит моделирование и разрешение о проблемных ситуациях в плане представлений) 3)Словесно-логическое(осуществляется при помощи логических операций с понятиями) Существует большое количество видов деятельности, тренирующих разные аспекты мышления: гибкость, конструктивность, прогностичность, креативность и т.д.

4 стр., 1577 слов

Общение как передача информации. Виды информации

... По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые ... биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, ...

27.память-понятие виды формы.Память-особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в организации, закреплении, воспроизведении информации.Виды:образное,вербально-словесно-логическое,эмоциональная,когнетивная(познавательная),личностная,двигательная, декларативная(запоминание объектов,бытий),процедурная(память на действиях),рабочая (оперативная).Формы-по признаку наличия цели 1Непроизвольная- автономное запоминание и восприятие информации2Произвольная-запоминание спец.установкой запомнить.По степени осмысленности:1.Механическая(зубрежка)2.Смысловая. Типы памяти:1Кратковременная-информация, которой оперируют в данный момент t.2Долговременная-обеспечивает продолжительное удержание знаний,сохранение навыков.

28.Сознание-понятие,концепции.Специальное состояние мозга,позвол-ее осущес-ть определенные познавательные операции.Состояние-Физиологичское( бодрствование; сонное состояние организма), Измененные(гипноз; медитация; действие наркотиков; сезонный сон-животные), Патологические(лунатизм, летаргия )Концепции-1.Светлое пятно-перемещение по коре фокуса повышенной возбудимости.2.Теория повторного входа-синтез новой и старой информации.3.Связи сознания с речью-сознание представляет собой знания,которые могут быть переданы людям.

29.Профессиональная пригодность-понятие.Вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо деятельностью. Структурные компоненты:(1) Гражданские качества (2) Отношение к труду, к профессии, интересы(3) Дееспособность общая (физическая и умственная).(4) Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара,(5) Навыки, опыт, выучка.

30.Профессиональный отбор,понятие-система мероприятий, позволяющая выявить людей,которые по своим индивид-личност качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профес.деятельности по специальности. Аспекты:Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

12 стр., 5770 слов

Исследование психосоциальных стресс-факторов в разных видах профессиональной ...

... деятельность многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, является стресс. ... социально-психологических факторов профессионального стресса, позволяет предположить, что для различных видов профессиональной деятельности характерным является ...

31.Профессиональный отбор его этапы. Подбор-подбор профессий, специальностей и сфер, конкретному человеку,чтобы он смог полноценно себя реализовать в труде.Этапы:1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку.2.Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов,которые оценивают проф.пригодность.3.психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных данных.

32.Профессиональная ориентаия:понятие.Система мероприятий,по ознакомлению с миром профессии и содействию в выборе профессии.Формы:проф консультирование; самоопределение, отбор,адаптация,просвещение.

33. Профессиональная консультация— оказание помощи в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.

Формы профессиональной консультации: 1) Справочная (профинформация) — сообщение информации об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий 2) Простейшая (например, в школе — практические советы 3) Определение профессиональной пригодности на основе психологического изучения личности. Эта форма профессиональной консультации наиболее ответственна и должна проводиться только специалистами. Профессиональная психологическая консультация основывается на следующих принципах: 1) Добровольность участия клиента в консультации.; 2) Его активность в принятии решения; 3) Конфиденциальность диагностической информации; 4) Многовариантность выбора.

34Профессиональное самоопределение:Это выбор профессии и последующее формирование человека как профессонала.Теории:1.Психодинамическое направление:-теоретические основ-работы фрейда.Напрвление связывает выбор профессии с определяющим влиянием на всю последующую жизнь человека с раннего детского опыта. 2Сценарная теория-Берн, процесс выбора профессии и профессиональное поведение-сценарий который формируется в раннем детстве родителями.3.Теория проф.развития-Сьюпера, профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человечества осуществлять Я-концепцию. 4.типологическая теория Холанда. Выдвигает положения, что проф.выбр обусловлен тем, какой тип личности сформировался.

35.Эмоции понятие виды.Это пережив человека в данный момент своего отношения к чему-либо.Виды-Стейнические(повышен.жизнен.организма)Астейнические(ослабление ее),Положительные и отрицательные,Различаются по интенсивности и длительности,а также степени осознанности,причины их проявления,.(настроение, собственно эмоции, аффект)

36.Функциональные состояния— это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. Таким образом, изменение ФС представляет собой смену одного комплекса реакций другим, причем все эти реакции взаимосвязаны между собой и обеспечивают более или менее адекватное поведение организма в окружающей среде.К ФС относят целый ряд специфических психических состояний,проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эффективность. Формирование функционального состояния. Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:1) степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;2) уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности;4) состояние здоровья;5) отношение к труду.

16 стр., 7557 слов

Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности ...

... профессии не изучены и остаются закрытыми для психологов-практиков, так и с тем, что изучение деятельности профессионала в состоянии неопределенности крайне сложно. В данной работе предлагается экспериментальная модель деятельности ... И это не случайно, ведь профессии, связанные с работой с людьми, относятся по психологическому напряжению к самым сложным. Поэтому работа с людьми и связанный с ней мир ...

37.Монотония.— функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе.Причины:скука,пониженный эмоциональный тонус,стиль жизни,влияние однообразных раздрадителей.Профилактика- 1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, — в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. 2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. 5. Введение функциональной музыки.

38.Эмоциональные состояния-Целостная эмоциональная реакция личности, включающая не только психический компонент-переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию.проявления:по мимике.пантониме(позе),двигательных реакциях,голосу.Снятию напряжения способствует-созредоточение внимание на технических деталях задания,а не на результате;снижение значимости предстоящей деятельности; разработка запасной стратегии;физическая разрядка.

39.Утомление-понятие виды.Функциональное состояние,которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки, проявляется во временном нарушении ряда психических функций человека.Причины:интенсивная и длительная рабочая нагрузка,воздействие на организм неблагоприятных факторов среды, эмоциональный стресс.Характеристика- учащенное дыхание, неуверенные нечеткие движения.переутомление-крайняя степень утомления,находящаяся на грани с патологией. Профилактика-Соблюдение режима труда, отдыха и питания, перерывы в работе,эмоциональная разкруска.

40Профессиональный стресс.многомерная ситуация, выражающаяся в физиологических и психических реакциях на сложную трудовую ситуацию.причины:Рабочие характеристики (объем работы, сложность задания, ответственность, безопасность труда, надежность техники)Социальные (совместимость, сплоченность, ролевой статус, конкуренция, личное доверие)Организационные (цель деятельности, профессиональная подготовка, оплата труда, режим работы, организация рабочего места)Индивидуальные (уровень знаний, опыт,дисциплинировнность, целеустремленность,особенности личности, заболевания)Виды: 1информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания.;2эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности;3коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения.

10 стр., 4978 слов

Работа тема маленького человека в творчестве н. В. Гоголя

... все же за свои права, против основ существующего порядка. Цель данной работы - исследовать тему «маленького человека» в творчестве Гоголя материале повести Гоголя «Шинель». В соответствии с ... на материале повести «Шинель» Гоголя образ «маленького человека» как школы для русских писателей. Методологической базой курсовой работы выступают исследования: Ю.Г. Манна, М.Б. Храпченко, А.И. Ревякина, ...

41.Стресс у людей в очаге.Стадии:1.Острый эмоциональный шок (3-5 часов)общее психическое перенапряжение,2Психологическая демобилизация-до 3 суток,ухудшение самочувствия,чувство растерянности, панические реакции,3Стадия разрешения-(3-12 суток)Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие,но кое-что еще сохраняется, замедленность движений.4.Стадия восстановления-12й день после, активизируется межличностное общение, нормализируется окраска речи.

42.Психологический стресс.Состояние чрезмерной психической напряженности поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов соц.,эколог.,профессион.,характера.Виды: а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).б) Информационный (от огромного объёма информации).3. Конструктивный стресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).4. Деструктивный стресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).

43.Информационный стресс.Состояние чрезмерной психической напряженности с негативными эмоциональными переживаниями и нарушениями профессиональной работоспособности в результате влияния экстремальных факторов информационного воздействия человека с техникой.Причины:1.Непосредственные-Информационные(нехватка информации,мало времени, большая длительность воздействия нагрузки, опасность, высокая ответственность, отвлечение внимания, непредсказуемость развития, противоречивость информации)2.Главне-Субъективные(недисциплинированность, небрежность, безответственность, низкий уровень знаний, отсутствие опыта, низкая мотивация к детельности,)Сопутствующие-нерациональный режим труда и отдыха, недостатки в охране труда, плохой микроклимат.Физиологические симптомы-повышенное артериальное давление,нарушение деятельности сердца,дыхательной ситемы.Биохимические симтомы-плохая свертываемость крови.Психическое состояние-раздражительность, депрессия неуровновешенность.

44.Коммуникативный профессиональный.Психическое состояние, связанное с реальными проблемами делового общения.Формы-стресс при раздражительности в деловом общении;стресс при коммуникативной агрессии;стресс при манипулировании в ДО;Стресс при несовпадении по темпу общения.причины:усталость,повышенная раздражительность, неумение защищаться от коммуникативной агрессии, незнание приемов защиты от манипулирования.Провления-усталость, раздраженность,агрессия на окружающих.

45.Эмоциональный профессиональный стресс.Состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в условиях связанных с опастностью,угрозаи.обидой.Возникают нарушения в форме невроза,причины:реальная и предполагаемая опасность, переживание унидения, гнева обиды,рызрыв деловых отношений с коллегами.

46.Психическая саморегуляция.виды:человек с большим набором гибких установок обладает способностью их заменять в случае неудачи;умение переоценивать то,чего не смог достичь-умение принизить значимость потери.снизить ценность того,к чему стремился;объктивизация стрессов-умение отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды;навык к расслаблению;дикретное общение-существует определенная временная граница,пределы которой нужно придерживаться,иначе будет конфликт

47.Активные методы:Длительность рабочего дня не должна превышать 8 часов,обеденный перерыв обязательный-45-60минут,15нутки,рацион.организация РМ (особенности) –объем работ, количество и состав операций, уровень механизации труда,правильная поза и наклон туловища, регулярное дыхание и релаксация.

48.Пассиные методы: Действуют успокаивающе на нервную и сердечно сосудистую систему.Процедуры применяются при средней и тяжелой работе,УФО-ультрафиолетовое облучение-у человека бывает световое глодание при ограничении естественного света,Повышает тонус,бывает общее и местное УФО,стимулирует кровоотток, обмен в-в. Аэроионизация-люди в закрытых помещениях,Сущность-дествие на молекулы воздуха различных внешних факторов, в результате чего происходит отрыв электрона от молекулы,и она становится положительно заряженной.Таким образом атмосфере образуется пара противоположно заряженных частиц.Фитотирапия-лекарственные растения,дествие которых направлено на укрепление защитно-приспособительных механизмов организма. Они оказывают тонизирующее, противовоспалительное действие.Аутотренинг-сисстема психофизиологического регулирования организма. Она помогает снизить чувство тревоги и дискомфорта, нормализируется сон.

49.Методы в психофизиологическом исследовании мозга-Электроэнцефалограмма-метод,основывающийся на регистрации электрических колебаний потенциалов головного мозга с поверхности черепа.Магнитоэнцефалография- бесконтактный способ регистрации слабых синхронных электрических полей нервных клеток,компьютерная томография-метож исследования,при котором как и при других логических методах, используются рентгеновские лучи.Соединяет в себе рентгеновские и вычислительные техники.Позвляет увидить мельчайшие изменения плотностей мозгового в-ва.Электрическая активность-регистрация с кончиков пальцев или ладоней, возникновение активности кожи обусловлено функционированием потовых желез, которые находятся под контролем симпатического отдела нервной системы.Этот метод способен отражать различную степень эмоционального возбуждения.

50.Методы психофизи.исследований- Методы психофизиологических исследований — комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов Методы:2.1. Методы изучения работы головного мозга2.2. Электрическая активность кожи2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы2.4. Показатели активности мышечной системы2.5. Показатели активности дыхательной системы2.6. Реакции глаз2.7. Детектор лжи2.8. Выбор методик и показателей.пневмография-метод исследования дыхания.Используется пневмограф,также для регистрации объема воздуха используется спирометр.ЭКГ- запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы.Артериальное давление-показатель работы сердечно-сосудистой системы, который характеризуется двумя показателями:максимальным и минимальным давлением,Частота пульса зависит от величины потребления кислорода. ,показатели при изучении-ритм сердца, частота сердечных сокращений,артериальное давление,-сердечно-сосудист.,