1.Конфликтные эмоциональные состояниям- стресс, аффект, фрустрация. Понятие "стрессоустойчивость"

1.Конфликтные эмоциональные состояниям- стресс, аффект, фрустрация. Понятие «стрессоустойчивость»

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

Стресс(от англ. sress — напряжение) — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля… Автомобиль попал в аварию… — таковы типичные картины стрессовой ситуации.

Сверхсильные раздражители — стрессоры вызывают вегетативные изменения

(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982).

Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога;

2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. ... преувеличение отдельных свойств, черт, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенным воздействиям при достаточной устойчивости к другим. К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуации ...

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты.

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств — силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности — интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип “жертвы” и тип “достойного поведения”.

Остро негативная форма стресса — дистресс опасен для жизни, но при австрессе (”хорошем” стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет “стресс жизни” — острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами — крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении

(социально-психологический субсиндром стресса).

При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры).

Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень.

Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия — жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.

Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая “грызня”, члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный “уход” от стрессовой ситуации — индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от

“давления жизни” в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние — дистресс (от англ. distress — горе, истощение).

Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них.

Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных “сражений”.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... резервы человека при решении трудных жизненных ситуаций образуют главный компонент копинг-поведения личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные ... рассмотрения совладающего поведения в ситуации длительного стресса явно недостаточно. Цель работы – исследование особенностей когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций личностью в зрелом возрасте. ...

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправ- ленности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты.

Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности.

Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций.

Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть своим тревожным эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда- нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть, И после этого уже не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.

Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект(от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект — эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное, возникновение опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

5 стр., 2375 слов

Аффект как психологическое состояние

... физиологический аффект – такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличии от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо ... в спокойной обстановке. Состояние аффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Как уже указывалось выше, происходит сужение сознания, что резко снижает ...

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это “сужение сознания” при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. “Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий”.

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов,

“сшибку” нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией — расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

• на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

• на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

• на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.

К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов

-моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... (сложные формы отражения, включая межпредметные связи, способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных действий для ... является развитие самосознания. По Л.С.Выготскому, индивидуальное сознание (т.е. сознание конкретного человека) формируется по мере активного ... всегда используется в аналогичных ситуациях. Практическое мышление связано с ориентировочным манипулированием, при этом ...

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта — болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов:

|Физиологический аффект |Патологический аффект |

|1. Высшая интенсивность возбуждения |1. Сверхинтенсивность |

| |перевозбуждения |

|2. Соответствие вызвавшей причине |2. Несоответствие вызвавшей причине |

|3. Значительная дезорганизация |3. Полная дезорганизация сознания, |

|сознания (”сужение” сознания”) |умопомрачение |

|4. Несдержанность в действиях |4. Полная потеря способности |

| |отдавать отчет в своих действиях |

|5. Несвязанность ассоциативных идей,|5. Бессвязное хаотическое сочетание |

|доминирование одного представления |идей |

|6. Сохранение отдельных воспоминаний|6. Амнезия |

Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх — астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха).

Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, — ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением

6 стр., 2900 слов

Развитие мышления УО детей

... существующие в них и между ними.                         Благодаря деятельности мышления человек не должен сотни раз проводить вслепую пробы, идти ... человечества. Обширный круг знаний и понятий, которыми оперирует мышление ребенка, привносится в его сознание взрослыми с помощью ...

(”двигательная буря”).

В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно- рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения.

Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация(от лат. frustratio — неудача, обман) — конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора — источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

Стрессоустойчивость— представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека. Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Стрессоустойчивость — слово, которое часто упоминается в объявлениях о приеме на работу, это слово в тексте вакансии позволяет соискателю примерно определить, какие возможны сложности.

2. Психологические особенности одарённых детей

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка (А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.).

9 стр., 4282 слов

Э. Фромм сущность человека, его способность к добру и злу

... насилие». Хотя человек и является объектом управляющих им естественных и социальных сил, он в то же время не только продукт обстоятельств. Он обладает волей, способностью, свободой изменить ... III. Любовь к смерти и любовь к жизни Влиятельность людей, подобных Гитлеру, коренится прежде всего в их способности к неограниченному желанию убивать. За это их любят ...

СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПРОБЛЕМАМ

Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯМножество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.

ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС К ДИВЕРГЕНТНЫМ ЗАДАЧАМТворцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, к исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. Противоположное свойство — инертность, ригидность мышления.

ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯМы уже описывали это качество при характеристике креативности. Его обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество это очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и тому подобное. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

ЛЕГКОСТЬ АССОЦИИРОВАНИЯ

 Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.

СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых — в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬВсе специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе, можно столкнуться с противопоставлением «памяти» и «мышления», эрудита и мыслителя.

СПОСОБНОСТЬ К ОЦЕНКЕОценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Способность к оценке — производное критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели.

СТРЕМЛЕНИЕ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г.Гольдстейн, К.Роджерс и др.).

В этой связи естественно предположить, что ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect— совершенный).

Это стремление все делать наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного).

Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых — независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых — ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих — внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

17 стр., 8151 слов

Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии

... от человека. При этом понятие «социальная установка» в его первоначальном психологическом понимании акцентируется в большей степени на ценностном отношении к социальному объекту, а ... на есть социально-психологическим подходом к пониманию личности. Объект исследования составляет явление социальной установки личности, как важнейший элемент механизма саморегуляции человеческой деятельности. ...

СОЦИАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ

Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

И одаренные дети, и их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит. ЛИДЕРСТВО

Как справедливо утверждает венгерский психолог К. Такакс, свойственная одаренным неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬСоревновательность, конкуренция — важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯВ качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечает повышенную уязвимость. Источником ее является сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, глубже чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие.

ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙ

В концепции одаренности известного американского психолога А. Танненбаума одним из пунктов являются так называемые случайные факторы — «оказаться в нужном месте в нужное время». Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями.

ЮМОР

Без способности обнаружить несуразности, увидеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

3. Социальная установка: понятие, структура, функции

Социальная установка — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. В 1942 г. М. Смит разработал 3-компонентную структуру социальных установок, выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц): Познавательная (установки помогаю человеку узнавать социальный мир, в котором он живет, путем структурирования и организации полученной информации).

Утилитарная (установки помогают человеку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому человек имеет положительные установки к таким предметам установок которые соответствуют его целям и отрицательные к предметам которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей).

Ценностно-экспрессивная (установки человеку служат пониманию того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а т.ж. постоянные нормы и ориентации).

Эго-защитная (на основе понятий психоанализа, таких как защита или проекция, Катц вводит положение о том, что в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

Социальная установка — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. В 1942 г. М. Смит разработал  3-компонентную структуру социальных установок, выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта  установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц): Познавательная (установки помогаю человеку узнавать социальный мир, в котором он живет, путем структурирования и организации полученной информации).

Утилитарная (установки помогают человеку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому человек имеет положительные установки к таким предметам установок которые соответствуют его целям и отрицательные к предметам которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей).

Ценностно-экспрессивная (установки человеку служат пониманию того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а т.ж. постоянные нормы и ориентации).

Эго-защитная (на основе понятий психоанализа, таких как защита или проекция, Катц вводит положение о том, что в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

  Социальная установка — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. В 1942 г. М. Смит разработал  3-компонентную структуру социальных установок, выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта  установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц): Познавательная (установки помогаю человеку узнавать социальный мир, в котором он живет, путем структурирования и организации полученной информации).

Утилитарная (установки помогают человеку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому человек имеет положительные установки к таким предметам установок которые соответствуют его целям и отрицательные к предметам которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей).

Ценностно-экспрессивная (установки человеку служат пониманию того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а т.ж. постоянные нормы и ориентации).

Эго-защитная (на основе понятий психоанализа, таких как защита или проекция, Катц вводит положение о том, что в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

  Социальная установка — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. В 1942 г. М. Смит разработал  3-компонентную структуру социальных установок, выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта  установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц): Познавательная (установки помогаю человеку узнавать социальный мир, в котором он живет, путем структурирования и организации полученной информации).

Утилитарная (установки помогают человеку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому человек имеет положительные установки к таким предметам установок которые соответствуют его целям и отрицательные к предметам которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей).

Ценностно-экспрессивная (установки человеку служат пониманию того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а т.ж. постоянные нормы и ориентации).

Эго-защитная (на основе понятий психоанализа, таких как защита или проекция, Катц вводит положение о том, что в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

  Начало формы

Социальная установка — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. В 1942 г. М. Смит разработал  3-компонентную структуру социальных установок, выделив: а)когнитивный компонент (осознание объекта  установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном насоциальном стереотипе); б)аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему); в)поведенческий (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц): Познавательная (установки помогаю человеку узнавать социальный мир, в котором он живет, путем структурирования и организации полученной информации).

Утилитарная (установки помогают человеку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому человек имеет положительные установки к таким предметам установок которые соответствуют его целям и отрицательные к предметам которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей).

Ценностно-экспрессивная (установки человеку служат пониманию того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а т.ж. постоянные нормы и ориентации).

Эго-защитная (на основе понятий психоанализа, таких как защита или проекция, Катц вводит положение о том, что в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

  Конец формы