Требования к результатам освоения дисциплины и формируемые компетенции

Факультет философии и психологии

Рабочая программа учебной дисциплины

Б.3. Б.6 «Социальная психология»

Код и направление подготовки:

30 300.62 Психология

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Москва

Раздел 1. Пояснительная записка

Место дисциплины в учебном плане.

Программа дисциплины «Социальная психология» предназначена для студентов направления подготовки «30 300.62 Психология», квалификация выпускника — бакалавр.

Основное содержание программы взаимосвязано с теорией общей психологии, с педагогической психологией, возрастной психологией, психологией личности. Методологические научные психологические проблемы предметного курса «Социальная психология» рассматриваются и понимаются в целостном содержательном контексте таких ранее изученных студентами общих гуманитарных и социальных дисциплин как: «Культурология», «Педагогика», «Социология», «Философия», «Антропология». Названные учебные дисциплины уже изучены студентами или осваиваются параллельно с курсом «Социальная психология».

Программа дисциплины включает шесть разделов:

1. Возникновение и развитие социально-психологического знания.

2. Психология социального общения и взаимодействия.

3. Социальная психология личности.

4. Психология межличностных отношений.

5. Психология социальных ситуаций.

6. Психология малых и больших социальных групп.

В рамках каждого раздела последовательно изложены феноменология, концептуализация и практические положения по выдвинутой проблеме. Программа курса снабжена необходимым методическим аппаратом, который включает в себя краткое содержание курса и планы семинарско-практических занятий, вопросы к зачету, экзамену, темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения исследовательской работы, список литературы для конспектирования и аннотирования, а также список основной и дополнительной литературы, предназначенный для самостоятельной работы студентов. Предлагаемые задания направлены на совершенствование и закрепление знаний студентов, получаемых в рамках лекционного курса. В программе прописаны виды, формы, содержание самостоятельной работы студентов и контроль за её результатами.

7 стр., 3372 слов

Место дисциплины в структуре образовательной программы. Основы деловой и публичной коммуникации

... психологию делового общения». Содержание семинарского занятия: 1. Ознакомление студентов с целями, задачами и спецификой курса. Требования к уровню освоения дисциплины ... дисциплин основной образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров. Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу ... анализировать социальные ситуации ...

Цели и задачи курса

Цели освоения дисциплины: познакомить студентов с основами понятий социальной психологии, методами исследования в социальной психологии, социально-психологическими феноменами общения и взаимодействия людей, социальной психологией личности и группы.

Основные задачи дисциплины:

1. Рассмотреть основные направления социально-психологических исследований личности в группе.

2. Развить умения работать с социально-психологической литературой (составление конспектов, критических замечаний).

3. Раскрыть особенности социально-психологических исследований групповых явлений, феноменов и процессов.

4. Детально познакомить студентов с конкретными методами и методиками исследования в социальной психологии.

5. Подробно рассмотреть психосоциальные и социально-психологические феномены и эффекты взаимодействия и общения людей в разных типах групп.

Требования к результатам освоения дисциплины и формируемые компетенции

Процесс изучения дисциплины направлен на овладение следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

— ОК-1 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

— ОК-3 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач;

— ОК-5 способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

— ОК-9 способностью осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии;

— ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром;

— ПК-11 способностью изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, проводить работу с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности;

— ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;

— ПК-20 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. • теоретические положения лекционного курса, владеть категориальным аппаратом дисциплины;

Студент должен знать:

теоретические положения лекционного курса, владеть категориальным аппаратом дисциплины;

• общие закономерности поведения и деятельности людей в обществе.

Студент должен уметь:

• оценивать, анализировать и объяснять социально-психологические явления;

• подходить к жизненным явлениям, практическим задачам с научных позиций.

Студент должен владеть:

• методами социальной психологии и методикой их реализации;

• основными приемами общения и взаимодействия людей в социуме;

• технологией создания, управления и развития группы

Раздел 2. Содержание курса «Социальная психология».

Организационно-методические данные курса

Общая трудоемкость курса — 4 зачётные единицы, — 144 академических часа.

Вид работы Трудоемкость (в акад. часах)
Общая трудоемкость 144 часа
Аудиторная работа 54 часа
Лекции 24 часа
Семинары 30 часов
Самостоятельная работа 54 часа
Самоподготовка по дисциплине (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебно-методической и научной литературы, подготовка к семинарским и практическим занятиям, текущему контролю, подготовка к выполнению заданий рубежного контроля, работа с заданиями для самостоятельной работы и т. д.)
Виды текущего и рубежного контроля Контрольные и тестовые вопросы и задания, работа на семинарах и др.
Вид итогового контроля Экзамен (3-й семестр) 36 часов

2.2. Учебно-тематический план курса «Социальная психология».

Наименования разделов Очная форма обучения
Количество часов
Лекции Семинары Самостоятель-ная работа Всего часов по теме
Раздел 1. Возникновение и развитие социально-психологического знания.
Раздел 2. Психология социального общения и взаимодействия.
Раздел 3. Социальная психология личности
Раздел 4. Психология межличностных отношений
Раздел 5. Психология социальных ситуаций
Раздел 6. Психология малых и больших социальных групп.
Всего по курсу 24 30 54 108
Экзамен (подготовка к экзамену) 36
ИТОГО 144

Программа курса. Содержание разделов программы дисциплины

«Социальная психология».

Самостоятельная работа студентов

Краткие методические указания по выполнению рефератов, эссе и других видов самостоятельных творческих работ

1. Любой вид самостоятельной творческой письменной работы и / или реферата (эссе) должен иметь следующую структуру:

· вступление, где поясняется выбор данной темы, ее актуальность и задачи, которые должен решить автор;

· основная часть, где раскрывается тема по намеченному плану;

· заключение, где делаются выводы.

2. Творческие работы (аналитическая записка и творческие задания) должны иметь объем 4−5 страниц (14 кегль, 1,5 интервала); эссе — объем 5−7 страниц; реферат — 10−15 страниц.

3. Творческие работы должны содержать собственные рассуждения и мысли автора, основанные на анализе прочитанной литературы по предложенной теме. В творческом задании или эссе должно быть использовано не менее 5 источников; в реферате — не менее 15.

4. При составлении списка источников и литературы к выпускной квалификационной работе необходимо использовать правила оформления библиографических ссылок, приведенные в ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления».

Темы рефератов

1. Межличностное восприятие в группе.

2. Социальные нормы и регуляция поведения.

3. Социальный статус личности.

4. Социальные роли личности.

5. Массовая информация и коммуникация в современном виде.

6. Типология одиночества.

7. Привязанность как социальная зависимость.

8. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.

9. Социальная тревога и способы её преодоления.

10. Общественное мнение и общественное настроение.

11. Массовое сознание.

12. Природа массового психического заражения.

13. Групповое сознание.

14. Мода, субкультура, массовый ажиотаж как специфические социально- психологические явления.

15. Регулятивные механизмы поведения толпы.

Основное содержание внеаудиторной нагрузки студентов.

№ п/п Наименование темы для самостоятельной работы студентов Содержание самостоятельной работы студентов Виды контроля самост. раб. студентов Часы сам. раб. студ.
1. Возникновение и развитие социально-психологического знания. 1. Работа с литературой 2. Подготовка письменных работ с описанием и анализом наблюдаемых социально-психологических явлений Представление письменной работы
2. Психология социального общения и взаимодействия. 1. Работа с литературой 2. Подготовка докладов на основе анализа основных подходов к изучению социально-психологических явлений Собеседование Представление докладов
3. Социальная психология личности 1. Работа с литературой 2. Подготовка доклада с изложением и анализом достоинств и недостатков основных методов социальной психологии Собеседование Представление рефератов, докладов
4. Психология межличностных отношений 1. Работа с литературой 2. Подготовка и представление доклада (реферата) Собеседование Представление рефератов, докладов
5. Психология социальных ситуаций 1. Работа с литературой 2. Подготовка реферата 3. Представление доклада Собеседование Представление рефератов, докладов
6. Психология малых и больших социальных групп. 1. Работа с литературой 2. Подготовка реферата 3. Представление доклада Собеседование Представление рефератов, докладов
Всего часов самостоятельной работы студентов:

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение.

2. Взаимодействие в конфликтной ситуации.

3. Масса и вождь.

4. Лидер в толпе и механизмы управления толпой.

5. Содержание и структура психологии коллектива.

6. Трансактный анализ.

7. Методы преодоления конфликтов и стресса.

8. Личность и толпа.

9. Социальная психология классов.

10. Эффективная реклама и особенности человеческого восприятия.

11. Массовое сознание.

12. Коллективное бессознательное.

13. Общественное мнение и общественное настроение.

14. Организация как средняя социальная группа.

15. Коммуникативная структура малой группы.

16. Социально-психологические регуляторы поведения человека.

17. Психология манипуляции.

18. Законы подражания.

19. Мнение и толпа.

20. Психология межэтнической напряжённости.

21. Слух как социальное явление.

22. Социальная дистанция.

23. Самовосприятие и самоатрибуция.

24. Психология самооправдания.

25. Межличностное восприятие в изолированной группе.

«Ситуационные (ситуативные) задачи» по дисциплине

«Социальная психология».

ЗАДАЧА № 1.

Галина Д. устроилась на новое место работы. Через неделю к ней подошла одна из коллег и поинтересовалась, как у неё идут дела, что вызывает наибольшие трудности. Галина очень встревожилась и дома пожаловалась на то, что коллега специально решила найти «слабое звено» в её работе, — ведь откровенность Галины на предыдущем месте работы привела к её уходу из той организации.

Контрольные вопросы:

1. Какой эффект восприятия возымел место в данном случае?

2. Какие социально-психологические качества продемонстрировала Галина?

3. Что нужно предпринять Галине, чтобы понять мотивацию коллеги?

4. Какую роль в установлении межличностных отношений на работе играет аттракция?

5. Что можно порекомендовать Галине?

ЗАДАЧА № 2.

В одной из фирм возникла проблема с опозданием сотрудников. Руководитель собрал совещание и высказал своё недовольство по этому вопросу. Однако ситуация изменилась ненадолго. Тогда руководитель еще раз собрал сотрудников и открыто обсудил с ними проблему. Выяснилось, что большинство опаздывали из-за того, что отвозили детей в школу или детский сад. Тогда в процессе обсуждения было принято решение сдвинуть время начала и окончания рабочего дня на 30 минут.

Контрольные вопросы:

1. Какие стили лидерства продемонстрировал руководитель?

2. Как позиция, которую занимали сотрудники в первом и втором случае, отразилась на эффективности совместной работы?

3. Можно ли было для решения данной проблемы использовать метод мозгового штурма?

4. Кто первым изучил проблему групповой дискуссии на экспериментальном уровне?

5. В какой ситуации групповое решение неэффективно?

ЗАДАЧА № 3.

Среди знакомых Р. Ла-Пьерабыла молодая супружеская пара китайской национальности (этнической принадлежности) — урожденные американцы (американцы не в первом поколении).

Вместе с ними на личном автомобиле он отправился в многомесячное путешествие по дорогам Северной Америки, каждую ночь останавливаясь в придорожных мотелях. Всего таких заведений Р. Ла-Пьер и его американские друзья китайской национальность посетили две с половиной сотни. Не всюду их встречали гостеприимно, однако не было ни одного случая, чтобы перед ними захлопнули дверь и отказались от их денег. Возвратившись из путешествия, Р. Ла-Пьер разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для супружеской пары китайской национальности. Половина писем остались без ответа. Однако 128 владельцев мотелей прислали ответы, причем 90% из них содержали категорический отказ.

Контрольные вопросы:

1. Какой социально-психологический эффект наблюдал Ла Пьер?

2. Что такое аттитюд?

3. Какие виды аттитюдов были выявлены в данном случае?

4. Какие методы использовал Ла Пьер для изучения аттитюдов?

5. Какие еще методы могут быть использованы для изучения аттитюдов?

ЗАДАЧА № 4.

Web-дизайнер не выполнил заказ по созданию web-сайта в срок. Своё опоздание он объяснил тем, что его постоянно отвлекали телефонные звонки от других заказчиков и он не мог сосредоточиться на данной конкретной работе.

Контрольные вопросы:

1. Какой локус контроля имеет место у этого web-дизайнера?

2. Как работодатель смог бы узнать локус контроля исполнителя до начала выполнения им работы?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны разных вариантов локуса контроля.

4. Как связаны локус контроля и самоэффективность личности?

5. Какие методы определения локуса контроля вы знаете?

ЗАДАЧА № 5.

В 8 часов вечера 30 октября 1936 года, в США, накануне традиционного общеамериканского праздника Хэллоуин (т.н. «День всех святых»), в радиоспектакле американцы услышали сообщение о высадке пришельцев с Марса. Звуковое оформление радиопередачи создавало впечатление начала сражения с марсианами и возникновения паники среди населения. Не все слушали передачу с самого начала: те, кто настроился на эту радиоволну несколько позже, воспринимали данную радиопередачу как репортаж с места событий. Диктор сообщал, что марсиане распространяются по округу Нью-Джерси, им наперехват выслана полиция, марсианами применено лучевое оружие и есть тысячи убитых. Звучали голоса «очевидцев», следовали «официальные сообщения» … Радиослушатели стали звонить своим родственникам и друзьям в другие штаты страны. Возникла массовая паника. Многие в страхе покидали дома, дороги были забиты транспортом, было зафиксировано мародёрство. Телефоны в редакциях газет и на радиостудиях надрывались… Дослушавшие передачу до конца поняли, что это был радиоспектакль по роману Г. Уэллса «Война миров».

Контрольные вопросы:

1. Каковы механизмы возникновения паники? Какие сложности имеют место при изучении паники?

2. Чем отличается поведение личности в толпе от индивидуального?

3. Кто первым начал изучать особенности поведения людей в толпе.

4. Назовите виды толпы.

5. Роль СМК (СМИ) в массовидных (массовых) психологических явлениях (психических феноменах).

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»

1. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии.

2. Методы социально-психологического исследования.

3. Объект социальной психологии. Природа и функции социальной психики.

4. Становление и развитие социальной психологии.

5. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии.

6. Любовь, дружба и межличностная сензитивность

7. Психологическое содержание понятий «социальные убеждения» и «социальные суждения».

8. Социальные установки. Составляющие и выработка установок. Изменение установок.

9. Социальные стереотипы их типы и свойства.

10. Социальные предрассудки и суеверия. Причины предрассудков.

11. Социально-психологические аспекты командообразования.

12. Сущность понятия «общение». Основные характеристики общения.

13. Структура взаимодействия в общении. Содержание структуры взаимодействия

14. Конфликт. Коррекция и управление конфликтом.

15. Социально-психологические механизмы общения.

16. Структура социального общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная сторона общения).

17. Механизмы взаимопонимания в ситуациях межличностного взаимодействия.

18. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание).

19. Теории межличностного взаимодействия.

20. Понятие социальной перцепции. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок.

21. Общественное мнение и общественное настроение.

22. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм.

23. Мотивы социального поведения человека.

24. Понятие этнической группы. Психология этносов.

25. Характеристика социально-психологического конфликта.

26. Структура социально-психологического конфликта.

27. Особенности и предупреждение педагогических конфликтов.

28. Понимание личности в социальной психологии.

29. Процесс социального развития личности. Социально-психологические параметры анализа личности.

30. Понятие социализации и её сущность.

31. Структура психологической власти в малой группе.

32. Социальная дифференциация и стратификация. Социальный статус.

33. Социальная нормативность и её структура.

34. Социальная роль. Ролевые отношения и ролевое поведение личности.

35. Психология освоения социальных норм.

36. Процессы интеграции и дезинтеграции в малой группе. Групповая сплочённость.

37. Совместимость и срабатываемость в межличностных отношениях

38. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряжённости

39. «Я" — концепция лидера. Психологические потребности и мотивы лидера.

40. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров.

41. Понятие социально-психологической ситуации.

42. Классификация социально-психологических ситуаций.

43. Социальная напряжённость и её психологическая характеристика.

44. Понятие «малая группа». Классификация малых групп.

45. Характеристика содержания понятия «групповая динамика». Элементы групповой динамики.

46. Руководство в малой группе. Модели руководства.

47. Массовая коммуникация. Функции массовой коммуникации.

48. Структура межличностных отношений в группе. Влияние группы.

49. Толпа. Виды и условия образования толпы.

50. Масса и её психологические характеристики.

51. Понятие и типы экстремальной ситуации. Способы адаптации к экстремальной ситуации.

52. Стратегии поведения в жизненных ситуациях (социальные, личностно-ориентированные, соматически ориентированные формы поведения).

53. Социальная напряжённость и её психологическая характеристика.

54. Социально-психологический климат и условия его формирования.

55. Мода, субкультура, массовый ажиотаж как специфические социально-

психологические явления.

56. Структура психологической власти в малой группе.

57. Теории лидерства.

58. Социальные и межличностные отношения. Формы межличностных отношений.

59. Типы межличностного общения.

60. Толпа и коллективное бессознательное. Влияние толпы на психику человека

Рекомендуемая литература по дисциплине «Социальная психология»:

А) Основная литература:

1.Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008.

2.Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009.

3.Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2008.

4.Донцов, Александр Иванович. Феномен зависти: Homo invidens? / Александр Донцов. — М.: ЭКСМО, 2014.

5.Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. — М.: Изд-во «Человек», 2010.

6.Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. — СПб.: Речь, 2010.

7.Зинченко Ю.П., Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю. Макропсихологические аспекты безопасности России. Коллективная монография. — М.: ОПТИМ ГРУПП, 2012.

8.Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. — М.: АСТ, 2010.

9.Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. — М. ПЕР СЭ, 2008.

10.Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

11.Леббон Г. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011.

12.Майерс Д. Социальная психология. Перевод с английского. — СПб.: Питер Ком, 2006.

13.Московичи С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.

14.Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

15.Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии // Системная психология и социология, том 1, № 1, 2010.

16.Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Б) Дополнительная литература:

1.Абрамова Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. — М.: Академия, 1999.

2.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. — М., 1990.

3.Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. Метод. пособие / Ю.В. Александрова. — 2-е изд. — М.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

4.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2002.

5.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: МПСИ, 2005.

6.Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. — М.: МГУ, 2002.

7.Андреева Г. М., Белинская Е.П., Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г. М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002.

8.Андриенко Е.В. Социальная психология. — М.: Академия, 2000.

9.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.

10.Аннотированный указатель литературы по психологическим методикам. Психология детей и подростков. Выпуск 1. Под редакцией профессора Л.В. Куликова. — С-Пб.: Наука, 1994.

11.Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. — М.: Аспект Пресс, 1998.

12.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2002.

13.Аронсон Э., Пратканис Э. Механизмы убеждения. — СПб., 2003.

14.Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Академия, 2010.

15.Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психология личности. Учебное пособие. ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». — М.: Изд-во «Человек», 2014.

16.Батаршев А.В. Психодиагностика. Способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Владос, 1990.

17.Беликова Т. Лицо и личность. — СПб.: Питер, 2007.

18.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

19.Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. — М.: Эскмо, 2001.

20.Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991.

21.Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Просвещение, 1982.

22.Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1993.

23.Божович Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

24.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.

25.Большой психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

26.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Человек: вхождение в мир. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007.

27.Бурмистрова Е.В., Фёдоров Д.В. Роль образовательного пространства в социальной адаптации личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2(11), апрель-июнь 2009, Москва.

28.Бурмистрова Е.В., Бибикова Н.В. Молодежная субкультура в представлениях различных социальных групп // Воспитание и обучение особого ребенка. -№ 4, М., 2011, c. 28−36.

29.Бурмистрова Е.В., Клочкова А.Е. Социальный интеллект и коммуникативная компетентность в контексте психологической безопасности образовательной среды // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», Рязань 2012.

30.Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. — СПб.: Питер, 2003.

31.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2000.

32.Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия. — Тула: ТГПУ, 2005.

33.Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. — Тула: ТПГУ, 2007.

34.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2004.

35.Выготский Л.С. Психология. — М.: Эксмо, 2000.

36.Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. — Москва, 2001.

37.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

38.Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2007.

39.Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, направления исследований, ошибки. — М., 1999.

40.Донцов А.И. Макробезопасность современного российского общества // Макропсихологические аспекты безопасности России. — М.: ОПТИМ ГРУПП, 2012.

41.Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология. Хрестоматия. / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012.

42.Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. — М.: Эксмо, 2011.

43.Донцов А.И., Овчаренко А.Н. Экономические результаты рекламной восприимчивости / А.И. Донцов, А.Н. Овчаренко. — М.: Эксмо, 2007.

44.Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. — М.: МГУ, 1994.

45.Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. — М.: МГУ, 1984.

46.Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. — М.: МГУ, 1982.

47.Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. — М.: МГУ, 1979.

48.Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». — М.: Изд-во «Человек», 2012.

49.Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г. В. Детская возрастная психология. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

50.Донцов Д.А., Донцова М.В., Матвеева О.В., Поляков Е.А. Под ред. А.И. Донцова. Психология общения: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 30 301.65 «Психология». — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

51.Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. — Тула: ТГПУ, 2009.

52.Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. — М.: МГУ, 2001.

53.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2007.

54.Еникеев М.И. Социальная психология. — М.: Приор, 2001.

55.Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. — М.: МГУ, 1988.

56.Забродин Ю.М. Психология ведения деловой беседы. — М.: МГПУ, 2001.

57.Забродин Ю.М. Психология личности и управление психологическими ресурсами. — М.: Финстатинформ, 2002.

58.Забродин Ю.М., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Учебник. — М.: ЗАО Московские учебники, 2007.

59.Забродин Ю.М. Психологический анализ структуры и динамики социально-экономического пространства. — М.: ИП КГС, 2008.

60.Забродин Ю.М., Бадмаева С.В. Психология управления. — М.: ИП КГС, 2008.

61.Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. — Л.: ЛГУ, 1989.

62.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Речь, 2001.

63.Ивашкин В.С.Психология изучения школьников. — Владимир, 2001.

64.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2007.

65.Козер Л.А. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, 2000.

66.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).

Изд-е 2-е, доп. — Минск: Харвест, 2008.

67.Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2003.

68.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск: Хэлтон, 2001.

69.Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

70.Кондратьев М.Ю. Социальная психология. / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

71.Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб.: Питер, 2005.

72.Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

73.Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. — М.: Университетская книга, 2010.

74.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2009.

75.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погодина В.М. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2001.

76.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. — М.: МГУ, 1991.

77.Крысько В.Г. Введение в социальную психологию. — М.: Просвещение, 2000.

78.Кузнецов В.А. Связи с общественностью. Теории и технологии. — М.: Аспект-Пресс, 2005.

79.Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. — М.: Эксмо, 2009.

80.Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.Ф., Сенкевич Л.В., Столярова Г. И. Подросток без семьи: интеллект, потребности, мотивы. — Тула: ТГПУ, 2005.

81.Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб.: СПбГУ, 1997.

82.Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. — СПб.: СПбГУ, 2003.

83.Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. — СПб.: СПбГУ, 2003.

84.Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. — СПб.: СПбГУ, 2008.

85.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2005.

86.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»).

— СПб.: Амфора, 2001.

87.Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. — СПб.: Речь, 2002.

88.Маслоу А. Мотивация и личность. 3 изд. — СПб.: Питер, 2003.

89.Методики оценки уровня психологического здоровья у детей школьного возраста. Автор-составитель Л.В. Сенкевич. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007.

90.Методики оценки психологического здоровья педагогов. Учебно-методическое пособие. Автор-составитель Л.В. Сенкевич. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007.

91.Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г. М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

92.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб.: Питер, 2001.

93.Морено, Дж. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.

94.Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. — М.: МПСИ, 2006.

95.Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2005.

96.Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004.

97.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004.

98.Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника: лекции по социальной и политической психологии. — М.: Смысл, 2003.

99.Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. 2-е издание. — М.: Эксмо, 2010.

100.Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. — М.: Изд-во Юрайт, 2012.

101.Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521 000 — «Психология». — М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

102.Ольшанский Д.В. Психология масс. — СПб.: Речь, 2001.

103.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.

104.Парыгин Б.Д. Социальная психология. — СПб.: ИГУП, 1999.

105.Петровский А.В. Социальная психология. — М.: Просвещение, 1990.

106.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.

107.Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.: МГУ, 1989.

108.Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. — М.: Смысл, 2007.

109.Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

110.Психические состояния. Хрестоматия. Составитель — Л.В. Куликов. — СПб.: СПбГУ, 2000.

111.Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.

112.Психология личности. Под. ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М, 1999.

113.Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. — СПб.: Питер, 2000.

114.Психология личности. Словарь-справочник. Под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. — К.: Рута, 2001.

115.Психология детства. Под ред. Реана А.А. — М., 2003.

116.Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2003.

117.Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В. Петровского. — М.: Наука, 1979.

118.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г. С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003.

119.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М, 2011.

120.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М.: Ось-89, 1991.

121.Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. — М.: Аспект Пресс, 2000.

122.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. — М.: Академия, 2007.

123.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие — М.: Флинта: МПСИ, 2008.

124.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

125.Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

126.Реан А.А. Психология изучения личности. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

127.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб, 1999.

128.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2013.

129.Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. — М.: Инфра-М, 2000.

130.Рыжов Б.Н., Сенкевич Л.В., Васильева Т.Е., Хорошева О.И. Социальная психосоматика. — Тула: ТГПУ, 2007.

131.Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Военное изд-во, 2004.

132.Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования).

— М.: МГПУ, 1999.

133.Сенкевич Л.В. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Человек, 2012.

134.Сенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. — Тула: ТГПУ, 2005.

135.Сенкевич Л.В. Психология агрессивного поведения. — Тула: ТГПУ, 2003.

136.Социальная психология в современном мире. Под редакцией Г. М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002.

137.Социальная психология. Под. ред. А.Л. Журавлева. — М.: ПЕРСЭ, 2002.

138.Социальная психология. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: Академия, 2001.

139.Социальная психология. Под ред. А.М. Столяренко. — М.: Юнити-Дана, 2001.

140.Социология молодёжи. Под ред. Ю.Г. Волкова. — Ростов на Дону: Феникс, 2001.

141.Станкин М.И. Психология общения. — М.: МПСИ, 2000.

142.Сухова Г. В., Сенкевич Л.В., Тарасенкова И.А. Агрессия и индивидуальные стили познавательной деятельности. — Тула: ТГПУ, 2005.

143.Тейлор Ш., Пипло С., Сирс Д. Социальная психология. — СПб.: Речь, 2004.

144.Фейдимен Д., Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост. — М.: Просвещение, 1994.

145.Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005.

146.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

147.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Аспект Пресс, 2002.

148.Холл К.С., Линсей Г. Теории личности. — М.: КСП, 1997.

149.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2002.

150.Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Речь, 2006.

151.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. — СПб.: Речь, 2002.

152.Шабельников В.К. Психология души. — М.: Академия, 2003.

153.Шабельников В.К. Функциональная психология. — М.: Академический Проект, 2004.

154.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995.

155.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск: Хэлтон, 1997.

156.Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов на Дону: Феникс, 1999.

157.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: Смысл, 2000.

158.Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш. Р. Тома №№ 1−5. — М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001−2014 г. г.

159.Ядов В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979.

160.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969.

Автор: к. психол. н., доцент Д.А. Донцов ___________________________.

Глава 20. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ

ВЕЩНЫХ ПРАВ

КонсультантПлюс: примечание.

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с истребованием имущества из чужого незаконного владения, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126.

Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу о защите прав собственника имущества путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного пунктами 1 и 2 статьи 167, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П.

Статья 302. Истребование имущества от добросовестного приобретателя

1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Статья 303. Расчеты при возврате имущества из незаконного владения

При истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества.

КонсультантПлюс: примечание.

О некоторых вопросах судебной практики, касающихся защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153.

Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником

Права, предусмотренные статьями 301 — 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Статья 306. Последствия прекращения права собственности в силу закона

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector