Трансформация героя на протяжении событий фильма

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

 

Факультет социальных наук

Образовательная программа «Государственное и муниципальное управление»

Домашнее задание по дисциплине «Психология»

 

 

На тему

« Психологический портрет Саши Савельева (по фильму «Похороните меня за плинтусом») »

 

                                                                                                                                   Выполнила

                                                                                                                                   Студентка I курса

Бойцова А. Р.

 

                                                                                                                         Проверила

6 стр., 2975 слов

Проверка домашнего задания 2

... рядом (в одной «толпе»). Это особо значимо для митинговой речи.   Задание 1. Впишите недостающие характеристики разных типов общения. Официальное общение Неофициальное общение Официальная ... ты был для Лобышева как на американских горках: захватывало дух. (А.Битов) _______________________________________ Задание 4. Подумайте, чем будет отличаться общение в таких ситуациях: 1) Поздравление друга ...

Хачатурова М. Р.

 

 

               Москва, 2017 г.

Введение

«Похороните меня за плинтусом» — нашумевший фильм о трудном детстве ребенка, снятый по автобиографической повести Павла Санаева. Кинокартина затрагивает немало психологических проблем, но главной является семейный конфликт, центром которого является восьмилетний мальчик Саша Савельев. «Похороните меня за плинтусом» — это жизненная драма о несбывшихся мечтах и упущенных возможностях.Повествование ведется непосредственно от лица мальчика, но центральное место в произведении занимает фигура бабушки Нины Антоновны.

Саша с 4-х лет вынужден жить с деспотичной бабушкой, поскольку он очень болен и нуждается в особом уходе. Нина Антоновна часто бранит внука, осыпая его различного рода проклятьями, но при этом окружает его чрезмерной заботой о его здоровье. Образ бабушки для мальчика выступаетчем-то отталкивающим и вызывающим страх, а спасением служат редкие свидания с матерью, с которой он не может жить на постоянной основе.

Почему же бабушка вытесняет агрессию на домочадцах? Возможно, обида на весь мири нелегкая судьба виной этому… Брак Нины Антоновны с дедушкой Саши Семеном Михайловичем был скоропостижным и не основанным на крепких любовных связях: дедушка тогда работал в МХАТе, и приехал в Киев на гастроли, где повстречал Нину Антоновну. Женился он на спор, а Нина Антоновна повелась на привлекательную внешность партнера и его положение: она хотела примкнуть к театральной элите и выбраться из Киева. Таким образом, она видела в Семене Михайловиче спасательный круг, но ее надежды не оправдались: муж все время был на концертах, не уделяя должного внимания супруге. Серьезным ударом для Нины стала смерть первого сына Алешеньки во время войны, которого она горячо любила. Позже на свет появилась дочь Оля, но она не стала утешением для Нины Антоновны, поскольку не оправдала ожиданий матери. Нередко браня в детстве Олю, она воспитала в ней комплексы, что позже отразилось на ее поведении: девочка всегда боялась матери и стремилась побыстрее освободиться от ее гнета, как следствие тому- неудачный и распавшийся брак, от которого появился Саша. Отношения между матерью и дочерью до конца произведения крайне напряженные, поскольку бабушка не намерена отдавать внука дочери, а Оля не теряет надежды вернуть сына обратно.

Чтобы реализовать свой потенциал, Нина Антоновна берется за внука, окружая его чрезмерной опекой. У Саши нет друзей, он вечно болен разными болезнями, а покупка мороженого является поистине праздником для ребенка.

Конец произведения трагичен: Нина Антоновна умирает после очередной ссоры с дочерью. Саша возвращается к матери и отчиму. Несмотря на то, что бабушка была в семье деспотом и тираном, накаляя отношения в семье и делая жизнь окружающих невыносимой, и дочь, и муж Семен Михайлович плачут на похоронах.

10 стр., 4797 слов

Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

... пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко ... считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит ...

 В своей книге Павел Санаевмастерски передал быт советского времени, атмосферу, царившую в семье Савельевых и мир, каким видит его мальчик.Он также обличил мир взрослых с его трагизмом и проблемами, непонятными сознанию ребенка.

Анализ личности героя

Темперамент влияет на характер индивида, участвует в формировании личности, а посему является неотъемлемой частью при составлении психологического портрета. Попытки описать типы темперамента были предприняты еще во времена античной Греции Гиппократом, который полагал, что существует 4 типа, детерминированные наличием той или иной жидкости в организме человека: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Согласно Гиппократу, в человеке сочетаются несколько типов одновременно, а чистого проявления темперамента не существует.[8]

Труды знаменитого философа ныне не используются на практике, поскольку сегодня на смену «жидкостям» пришли тесты, помогающие определить тип темперамента. Одним из них является тест Айзенка, представляющий собой круг с двумя осями: по оси ординат откладывается нестабильность процессов возбуждения (от 0 до 24, где 24- высокий показатель нейротизма), а по оси абсцисс- уровень экстраверсии и интроверсии (от 0 до 24, где 24- высший показатель экстраверсии).[7]

Каким же типом обладает Саша Савельев? Мальчик не имеет друзей, его социальные взаимоотношения не выходят за пределы собственной семьи, что определяет его замкнутость и интровертность; он раним и чувствует себя хуже других, поскольку бабушка очень часто указывает на физическое нездоровье внука и сравнивает его с другими детьми; ввиду того, что Нина Антоновна часто говорит, что Саше осталось недолго жить: «день прожил и уже хорошо» –, его посещают пессимистичные мысли о смерти: он хочет, чтобы после того, как он умрет, его похоронили за плинтусом; он боязлив, как и другие домашние, он боится гнева бабушки, а поэтому подчиняется ей, терпя унижения и ругательства; он часто болеет, обладает вялостью. Саша, как и любой другой ребенок, высказывает свое недовольство с помощью слез, а так как он живет в стрессовой и напряженной атмосфере, то впадать в истерики становится нормальным явлением (главная причина которых – невозможность видеться с матерью).

Все эти признаки выделяют в Саше меланхолический тип темперамента, однако, как уже известно, в чистом проявлении меланхоликов не бывает (или они встречаются крайне редко), поэтому ребенку присущи черты флегматика. Это выражается в спокойствии: мальчик не плачет без причины, он уравновешен в повседневной жизни; миролюбив: например, он хоронит мышонка по человеческим обычаям.

Характер героя можно раскрыть, используя теорию психопатий и акцентуаций А.Е.Личко.[3] Согласно теории, акцентуациями называются крайние проявления характера, но при этом они считаются нормой, поскольку не нарушают социальной адаптации. В нашем случае герой социально изолирован (социальная дезадаптация), его поведение одинаково проявляется при взаимодействии с окружающим миром (тотальность проявлений) на протяжении продолжительного периода времени (стабильность проявлений), что соответствует критериям о психопатии по П.Б.Ганнушкину. [3]

11 стр., 5287 слов

Теория драм1

... финалом» (или возвращением к первоначальной ситуации по кругу), поскольку не может быть разрешен в рамках представленного сюжета. ... перипетиями, связанным с прямым или внутренним противоборством героев. Универсальной основой композиции драмыявляется ее членение на сценические ... себя, как правило, к открытых конфликтах, противостояниях героев или их жизненных позиций, которые возникают, обостряются и ...

Еще с детства мальчик застенчив и чувствителен к оскорблениям. Разумеется, бабушка отложила свой отпечаток на поведение внука: он не уверен в своих силах, а постоянные порицания вызывали у него чувство собственной неполноценности. Предполагая, что Саша является представителем сенситивного типа, можно заметить, что чувство собственной неполноценности зачастую перерастает в реакцию гиперкомпенсации. И действительно, Саша Савельев отчаянно хочет доказать своей бабушке, что он ничем не хуже других детей. Во время просмотра программы про юных мотогонщиков, бабушка ехидно заметила: «Есть же дети!»-, на что Саша ответил: «А я их обгоню!». Чтобы показать, как изменился Саша, немного отойдем от нашего героя и вспомним, что он является прототипом непосредственно самого писателя Павла Санаева. Павел реализовал себя в режиссуре, подарил немало хороших книг, иными словами, добился самоактуализации. Пусть он не перегнал тех мотогонщиков, но смог воплотить свой потенциал, став успешным человеком, тем самым, компенсировав все упреки бабушки, полученные еще в детстве.

Эмансипация у мальчика выражена слабо, в основном, он не противится наказаниям бабушки, позволяет ругать себя, не высказывая протеста. За исключением одного случая, когда маленький Саша сбегает из дома, взяв с собой деньги из копилки и отправившись на поиски мамы. Здесь мы видим проявление чрезвычайной привязанности к близкому родственнику – матери.

Помимо проявления сенситивного типа, Саша также имеет склонности и к психастеническому. Это выражается в мнительности и образовании обсессий. Так, Сашу пугают многие вещи: он боится спичек, поскольку там ядовитая сера; боится ходить задом, поскольку думает, что это вызовет смерть матери; боится, что его кто-то напугает, когда он будет делать рожицу, и он таким останется; боится увидеть слово «смерть» в книге и т.д.

Сашу беспокоит здоровье матери, даже когда ему ничего не угрожает. Однажды он увидел дубленку на заднем сидении машины, и стал обвинять бабушку и дедушку в убийстве дочери: «Вы ее убили, а дубленку себе оставили!». Сколько бы его не убеждали в обратном, мальчик долго не мог успокоиться, рыдая навзрыд.

У психастенических индивидов также имеется склонность к гиперкомпенсации, только проявляется она в те моменты, когда стоит быть осмотрительным и осторожным, а если дело заканчивается неудачей, то это делает их еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Вспоминая случай побега из дома, можно отметить, что у Саши побег закончился неудачно: дедушка поймал его и отвел домой. Больше Саша не сбегал.Как и другим психастеническим личностям, Саше свойственна физическая неразвитость: мальчик болен многими болезнями, не занимается спортом и мало гуляет. Таким образом, наблюдается смешанный типпсихопатии, сочетающий в себе сенситивные и психастенические стороны.

     Выявим, на какой стадии психосексуального развития, согласно теории личности З.Фрейда, находится Саша. Заметим, что мальчик нуждается в удовлетворении потребности в аффилиации: он постоянно думает о матери и желает быть рядом с ней, а отчима воспринимает негативно. У мальчика выражен Эдипов комплекс, а поскольку бабушка ограничивает встречи с матерью (то есть препятствует разрешению конфликта), то происходит фиксация на фаллической стадии. [1]

11 стр., 5111 слов

Имя и безымянность героя как средство психологической характеристики ...

... псевдонима, прозвища является для литературного персонажа вариантом безымянности, поскольку у персонажа отсутствует подлинное имя, оно заменяется ... – созвучно с тюремной поговоркой «не верь, не бойся, не проси». Впоследствии мы узнаем, что Валентин действительно сидел ... [31]. Соединение первых букв фамилии и имени героя передает стремление писателя показать ненужность современному обществу таких ...

     Способности у Саши не выражены. Своей чрезмерной опекой бабушка ограничила мальчика буквально ото всех видов деятельности, что препятствует выявлению тех или иных навыков. Учится ребенок слабо, допускает ошибки в предложениях, что говорит о возможной дисграфии (трудность овладения письменной речью).

Мотивация героя

Для того, чтобы понять, какие силы движут поступками героя, обратимся к теории мотивации А.Маслоу.Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии, поскольку одним из первых стал изучать психическое здоровье индивида, его ценности и способность к самоактуализации, воспринимая человека как структуру, готовую к самосовершенствованию, а не что-то заведомо данное. Согласно теории мотивации, индивид не может перейти к высшей стадии (самоактуализации) пока не удовлетворит потребности низшего уровня.[4] На какой стадии находится Саша Савельев?

Несмотря на то, что Нина Антоновна всячески опекает внука, окружая его чрезмерной опекой о здоровье, мальчик не чувствует себя в безопасности, поскольку боится собственной бабушки. Однако потребность в безопасности может быть удовлетворена, если ребенок находится наедине с матерью, поскольку, как отмечает Саша, с ней он «ничего не боится». Потребность в любви и принадлежности также удовлетворяется в обществе мамы, ребенку приятны ее объятия, он и сам хочет отдавать любовь, в то время как с бабушкой, он чувствует лишь холод, ему неприятны бабушкины поцелуи, он сравнивает их с чем-то «неприятным и мокрым». Из разного отношения к бабушке и к маме видно, почему Саша убежал в своем время из дома: он хотел освободиться от тяжелого бремени опекунства и стремился побыстрее увидеться с мамой.

Также проанализируем частые мысли о смерти. Герою постоянно внушали, что он самый больной из всех детей, что он скоро покинет этот свет, поэтому, живя в такой атмосфере, мальчик неоднократно задумывался о собственных похоронах. У него была навязчивая идея, чтобы его похоронили за маминым плинтусом, ведь так он даже после смерти мог быть поближе к матери, удовлетворяя потребности в безопасности и любви.

Согласно теории, неудивительно, почему мальчик не был самым талантливым из своих сверстников, почему не занимался споротом или не ездил на мотоциклах, как показывали по телевизору, ведь потребности низшего уровня не были удовлетворены. Нездоровые межличностные отношения с бабушкой не могли удовлетворить потребности в любви, самоуважении и безопасности, а посему не могли приблизить мальчика к психологическому здоровью, что препятствовало самоактуализации.

Рассмотрим альтруистическую мотивацию героя, когда он сбегает из дома. Саша объясняет свой поступок тем, что он хотел «спасти маму», поэтому берет деньги из копилки для нее. Это действо можно объяснить, основываясь на биологическом подходе Дж.Раштона, который предполагает, что индивид [Саша]отбирает генетически схожих людей [мама] для помощи. Это альтруистическое поведение подкреплено эгоистическими началами, поскольку альтруизм полезен для выживания вида (Саша надеется, что однажды вернется к матери).[1]

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

... «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ...

Трансформация героя на протяжении событий фильма

Чтобы посмотреть на трансформацию героя в течение кинокартины, обратимся к теории бихевиоризма, которая тесно связана с именами Д. Уотсона и Э. Торндайка.[5] Согласно этой теории, поведение человека формируется под влиянием внешней среды по формуле: стимул-реакция. Позже была добавлена переменная, вмещающая в себя ценности, нравственные установки, опыт индивида.

Помимо того, что Саша стал более замкнутым и инертным ввиду влияния бабушки (где бабушка – внешняя среда), мальчик привил себе вредные привычки. Например, наслушавшись нецензурных высказываний Нины Антоновны, которых она не стесняется в присутствии родных, Саша стал использовать подобные выражения и в своем лексиконе.Это также можно связать с когнитивной теорией динамики мотивации, согласно которой человек стремится к соответствию информационных потоков.[1] Мальчик понимает, что нецензурные слова –это «плохо» (ведь он использует их по назначению, чтобы высказать свое недовольство), но, видя, как бранится бабушка, Саша перенимает вредные слова от нее, тем самым, снижая уровень когнитивного диссонанса и убеждая себя, что материться есть норма, ведь так делает бабушка.

Действия фильма протекают всего за пару дней, поэтому значительных изменений герой не терпит.