Теория потребностей в сестринском деле
Знать:
· Основные теории и классификации потребностей
· Фундаментальные потребности человека.
· Сущность теории потребностей человека по А. Маслоу.
· Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу.
· Потребности повседневной жизни (основные
· фундаментальные физиологические и психосоциальные) по В. Хендерсон.
Тестовый контроль для исходного уровня знаний
Выбрать один правильный ответ
1. Первый уровень в пирамиде человеческих потребностей психолога А.Маслоу
1) Принадлежность
2) Выживание
3) Достижение успеха
4) Безопасность
2. Физиологическая потребность согласно иерархии потребностей А. Маслоу
1) Уважение
2) Знание
3) Дыхание
4) Общение
3. К наиболее высокому уровню пирамиды А. Маслоу относится потребность человека
1) Пить
2) Самовыражение
3) Быть чистым
4) Двигаться
4. Второй уровень пирамиды А. Маслоу:
1) уважение окружающих
2) физиологические потребности
3) безопасность и защищенность
4) социальный уровень
5. К низшим потребностям пирамиды А. Маслоу относится:
1) физиологические
2) самореализация
3) самоуважение
4) социальный уровень
Термины | Определения |
Потребность — | осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека |
Потребность — | осознаваемый психологический или физиологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. |
Физиологические потребности — | в кислороде, жидкости, пище, в выделении продуктов жизнедеятельности, во сне и отдыхе, в движении, сексе и прикосновениях. |
Потребности в безопасности — | в надежности, крове, одежде, помощи, защите. |
Социальные потребности | в одобрении, понимании, привязанности, любви, семьи и друзьях. |
Потребности в самоуважении и уважении окружающих — | в поощрении, уважении, самоуважении, успехе, обладании имуществом. |
Потребность в самовыражении — | стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения – это достижение, самостоятельность, личное отличие. |
Заболевание — | Состояние физиологических, психологических или духовных нарушений в живом организме. |
Врачебный диагноз- | Выявление конкретного заболевания или патологического процесса. |
Модель – | это образец, по которому что-то должно быть сделано |
Модель сестринского дела – | это образец осуществления ухода за пациентом на основе различных понятий и концепций, направленный на достижение результата |
Проблема пациента — | Настоящая или потенциальная реакция пациента на проблему со здоровьем, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить. |
Зависимое сестринское вмешательство — | Действие медсестры согласно врачебному назначению или записанное по предложению специалистов сестринского профиля, которое может обеспечить решение проблемы пациента. |
Независимое сестринское вмешательство- | Действие сестры, способное разрешить проблемы пациента без консультаций или сотрудничества с врачом или другими специалистами несестринского профиля. |
Взаимозависимое сестринское вмешательство- | Действие сестры, способное разрешить проблемы пациента в сотрудничестве с родственниками пациента или другими специалистами несестринского профиля. |
Гуманистическая концепция Абрахама Маслоу – это общефилософская концепция, в центре которой живой, развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений.
Маслоу полагал, что его концепция — это
· «Философия природы человека»;
· «Новый взгляд на человека»;
· «Новая общая понимающая философия жизни»,
которую можно приложить к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье, образованию, религии и т. д.
Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как биосоциальное существо, нуждается для своей жизни и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешней средой, другими людьми, средствами для своих нужд. Активность каждой личности существенно зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять.
В отличие от потребностей животных, носящих стабильный характер, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни. Человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Потребности человека формируются в процессе воспитания и самовоспитания. По происхождению потребности разделяют на естественные (биологические) и социальные (культурные).
Потребность– осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.
Потребность– осознаваемый психологический или физиологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития.
Американский психолог Абрахам Маслоу, изучая жизнь великих людей, и людей сумевших добиться полной самореализации, создал оригинальную иерархическую теорию потребностей (греч. hieros – священный + arche – власть; расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему).
Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Умер 1970 г. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала 20 века, перебрался в Новый Свет.
В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити — Колледж. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все».
Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая и долгие годы Маслоу сохранял приверженность психологии.
В университете штата Висконсин в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 — магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии.
Основные жизненно-важные потребности или универсальные – это группа потребностей, которые всегда есть у любого человека, независимо от каких-либо условий.
Все универсальные потребности выстроены в виде пирамиды, в порядке первоочередности их удовлетворения от низших физиологических врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития.
Создавая свою теорию в 40-е годы, А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей и полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.
Физиологические потребности |
Потребности в безопасности и защищенности |
Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке |
Потребность в уважении и признании |
Потребность в самовыражении |
Физиологические потребности
Чтобы жить человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности. Человек должен:
· дышать;
· пить;
· есть;
· выделять;
· спать;
· двигаться;
· ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.
1. Потребность человека дышать . Поддержание данной потребности должно стать для медицинской сестры при уходе за пациентом приоритетной задачей.
Приоритетная потребность человека, которая обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой, то есть обеспечивает организм кислородом и выведение углекислоты.
2. Потребность человека пить. От умения сестры предвидеть опасность обезвоживания зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Удовлетворяя данную потребность, человек обеспечивает доставку воды в организм.
Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химически реакции в клетках протекают только в водных растворах.
3. Потребность человека в пище . Следует помнить, что неудовлетворенная потребность человека в питании, как правило, приводит к ухудшению самочувствия и снижению уровня здоровья.
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи — основного источника энергии и питательных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Пища — это один из основных ресурсов здоровья.