ТЕМА 3.6. «ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ».
Проблема сущности человека в истории философии.
Каждый человек навеки определён единственным мигом своей жизни, мигом, когда он встретился с самим собой – эта мысль Хорхе Луиса Борхеса отображает в опоэтизированном виде главный мировоззренческий вопрос: «что такое человек?».
Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания является ключевой не только в литературе, но и в философии. Природа человека – предмет специального раздела философского знания — философской антропологии.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.
Человека изучают и другие науки: антропология, социология, педагогика, психология.
Отличие философского учения о человекеот других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза (от греч. genesis – происхождение, возникновение) – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т.п.
На рубеже XX – XXIвв. проблема человека становится центральной в философском знании, а интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Это связано с тем, что сегодня отечественная и мировая история переживает такой период, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества.
Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от всех других существ представляется совершенно очевидным. Но философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.
В истории философской мысли сложилась антропологическая традиция – нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. В данной традиции прослеживается преемственность взглядов на сущность человека.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... есть к состоянию энергетической сущности (тонкое тело). О мелких подробностях я уже не задумывался…» Все проводники человека и его семеричный состав связывают человека с соответствующими слоями Пространства, ... одном особенно трудном случае мне пришлось отлететь назад, чтобы передохнуть и обдумать проблему. Тогда и выяснилось, что мое материальное тело раздваивается... Расстояние между двумя телами ...
Философия Древнего мира Древняя Индия, Древний Китай. | — был распространён космоцентризм как тип философского мышления и образ мира. Всё существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью. Он погружён в Космос и живёт по его законам. Человек несвободен, т.к. окружающий мир огромен и таинствен, а нередко даже враждебен человеку; — древнеиндийский буддизм подчёркивал, что жизнь человека – всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование человека – это жить в согласии с этим миром, в чём и должна состоять подлинная мудрость; — в древнекитайской философии Конфуция осмысливалась проблема взаимоотношений человека и государства; |
Философия Античности Древняя Греция | — Сократ совершил поворот философской мысли к теме отдельного человека. Он призывал человека заниматься углублённым познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире – в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека; — Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека.
Он полагал, что каждый человек способен избирать свой жизненный путь, творить свою судьбу; — Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всём. В античной философии, как правило, рассматривались отдельные аспекты проблемы человека: — Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния; — Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой; — Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.). |
Философия Средневековья | — рассматривала человека как существо тварное, созданное по образу и подобию своего Творца (Бога).
И хотя человек призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он всё же находится несравненно ниже Бога – между ангелами и животными. В человеке выделялись две его составляющие душа и тело. Считалось, что душа дана непосредственно от Бога и играет особую роль в жизни человека: она – божественный элемент в человеке, его животворная сила, энергия. Ф.Аквинский – тело – это «лошадь», а душа – её «наездник». Зло в мире произошло не от Бога, а от человека, который не смог правильно распорядиться свободной волей, и это привело его к грехопадению; |
Философия эпохи Возрождения | — происходит перенос интереса с Бога на живого человека, он становится предметом культа, восторженного поклонения. Это было обусловлено утверждением антропоцентризма как специфического типа мировоззрения и образа мира; — в философии и литературе Италии сформировался гуманизм как идейное течение, которому свойственна высокая оценка человека, вера в его силы и возможности. Происходил постепенный переход от теологического образа человека к рассмотрению его как творца самого себя, своей судьбы, хозяина окружающей природы; — человек как бы ставит себя на одну ступень с Богом и становится человекобогом, способным вершить судьбы мироздания.
Природа для него – это, прежде всего мастерская, а он в ней – умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои существенные силы и дарования. Человек красив, деятелен и свободен, в состоянии сам обустроить своё бытие; |
Философия Нового времени | — человек стал исследоваться с позиций рационализма как философского мировоззрения; — Р.Декарт считал, что человек – существо разумное. Он является порождением природы, плодом её длительной эволюции; — Ф.Вольтер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др. (французские просветители XVIIIв.) считали, что главное качество человека – способность к познавательной деятельности. Знания человека – это залог прогресса общества, непременное условие движения истории к гуманному состоянию; |
Немецкая классическая философия | — утвердила деятельностный подход к пониманию человека; — И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте воспринимают человека как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры. История общества – процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности; — Л.Фейербах рассматривал человека как высший предмет философии и естественных наук.
Хотя человек и есть высшее проявление жизненной силы природы, но он являет собой, всё же, порабощённое внешним миром существо и потому – несвободное. Как дитя природы, человек любит её, но, в тоже время, он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом. В данной теоретической позиции – антропологическом материализме – нашла своё воплощение идея необходимости преобразования социального мира на человеческих, т.е. разумных и справедливых, началах. Немецкий мыслитель был убеждён, что общество может быть обновлено на путях любви – самоотречения человека во имя другого человека, преодоления эгоизма и становления отношений солидарности между людьми; |
Марксистская философия XIXв. | — рассматривала человека на фоне всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм выступал как социоцентризм – тип философского мировоззрения и познавательная установка в теоретическом исследовании человека; — К.Маркс: «Человек – это мир человека, государство, общество». В своей действительности сущность человека – «совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль», а основной формой существования человека является трудовая деятельность, практика; — словно в зеркале, в человеке отражается вся историческая эпоха, в которой он живёт и действует.
Человек – это автор, режиссёр и актёр собственной драмы и судьбы; — человек универсален, т.е. всесторонен и богат с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности; — важным является теоретический анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. В капиталистическом обществе XIXв. человек закрепощён социальными стихиями и институтами. Решение свободы человека должно лежать на путях коренного преобразования общества и движения его к качественно новому состоянию – к коммунизму как идеальному общественному строю; |
Русская философия | — религиозная философия подчёркивает, что человек – существо творческое, созидающее окружающую действительность; — В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев и др. – обращённость в первую очередь к духовному миру человека. Основные темы — Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека. Главная проблема – усовершенствование человека, приближение к идеалу. Призывали человека к подвижничеству (совершению подвига) и поиску правды, к обретению высокой нравственности и совести; — Н.А.Бердяев — интересовала тема свободы и творчества человека, беспокойство в связи с кризисом гуманизма, который зримо обнаружился к нач.
XXв.; — П.А.Флоренский – рассматривал человека как «сокращённый конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю. Человек соединяет в себе и «небо» и «землю», т.е. высокое и низкое; |
Западная философия конца XIX – XXв. | — иррационалистические теории обратили внимание на то, что воля к жизни и воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни могут оказывать решающее воздействие на человека. — Ф.Ницше – представитель «философии жизни» — развивал учение о «сверхчеловеке»; — З.Фрейд – представитель психоанализа — сознание человека иррационально, т.е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты, преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, т.к. источник его проблем не вне его, а внутри и кроется в психике самого человека; — Б.Паскаль – представитель экзистенциализма – «философии человеческого существования» — человек живёт в чуждом ему мире, его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека – в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни. — А.Тофлер – представитель «философии техники» — разрабатывает тему глобальных проблем современной цивилизации и бытия человека в связи с этой ситуацией в мире. Прогноз антропологической катастрофы, которая означает распад подлинно человеческого в человеке, вытеснение его вещью и техникой, деградацию и упадок человека. Будущее может оказаться миром без человека. |
Анализ истории философской мысли показывает: | — тема человека является непреходящей, сквозной в философии, но до классического периода человек не был проблемой, а был лишь одной из возможных тем. Антропологический поворот в философии связан с именем И.Канта, затем А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, представители экзистенциальной философии и философской антропологии сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углублённой философской рефлексии. Т.о. лишь в XIX-XXвв. человек осознал себя в качестве проблемы; |
— тема человека осмысливается с различных мировоззренческих позиций, в контексте истории и культуры общества, т.к. то, как личность понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени; | |
— в истории философии преобладающими являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования и призвании. |
История философской антропологии показывает наличие в ней трёх крупных эпох:
1-я эпоха | — «эпоха слияния» человека с миром, гармония и согласие с ним (идеи древнего космоцентризма); |
2-я эпоха | — «эпоха разрыва» человека с окружающим миром и постепенного противопоставления ему, вплоть до враждебности (идеи антропоцентризма и рационализма эпохи Возрождения и Нового времени); |
3-я эпоха | -«эпоха возврата» человека к миру и сотворчества с ним. |
В настоящее время всё чаще звучит идея коэволюции, т.е. партнёрства и сотрудничества человека и окружающего мира, как необходимое условие дальнейшего существования того и другого.
Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.
Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Сознательная жизнь непосредственно отличает человека от животного. Сущность человека – это основное в человеке, а природа –это его главнейшие характеристики, посредством которых сущность раскрывает и реализует себя в деятельности человека.
ЧЕЛОВЕК – это существо разумное и универсально — деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.
Главнейшие характеристики человека: | — творческое начало – сущность (внутреннее ядро) человека. Творчество, созидание – это основное содержание человеческой жизни, с помощью которого раздвигается горизонт бытия человека и его жизнь становится полнокровной; |
— разумность – даёт человеку громадные преимущества перед всеми иными живыми существами, колоссальные возможности для своей деятельности; | |
— труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий. |
Каким же образом происходило формирование человека, как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного общественного существа – антропосоциогенезом.
Происхождение человека до сих пор остаётся далеко не выясненным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Хорошо известно религиозное представление о сотворении человека Богом. Нельзя сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к ряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской рефлексии. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека.
Философские концепции, рационально объясняющие происхождение человека: | — трудовая теория происхождения человека – получила распространение в XIXв. после создания Ч.Дарвином эволюционной теории; — определяющим условием становления человека является труд, начинающийся с изготовления орудий труда. В труде человек создаёт мир материальной и духовной культуры, а значит и самого себя; — в ходе трудовой деятельности рука становилась всё более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникла потребность что-то сказать друг другу; — т.о., орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека; Данную позицию поддерживают представители диалектического материализма. |
— теория символизации американского философа и культуролога Л.Уайта: — любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот процесс символическими средствами. В отличие от животных, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов; — Э.Кассирер – немецкий философ увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры: — человек – это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т.е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры. |
Т.о., в основании разных теорий антропосоциогенеза лежит вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или вопрос о природе человека.
В современной философии сложились две позиции по этому вопросу.
1-я позиция | — природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» и ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком. Речь идёт о слепоглухонемых детях из специальной школы в Загорске. У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром ещё до того момента, когда они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Но благодаря использованию специальных методик, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приёма пищи заканчивая сложными навыками письма и даже речи. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. |
2-я позиция | — природа человека не только социальна, но и биологически нагружена. Сторонники этой позиции ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975г. СОЦИОБИОЛОГИЯ – научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. -социобиология считает, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов; — признавая решающее влияние культурной эволюции, социологи обращают внимание на то, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология, т.е. социобиология ведёт речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям. |
Соотношение и взаимодействие социального и биологического, взаимосвязи «дикого» и «культурного» в человеке породило биосоциальную проблему. Эта проблема свидетельствует о противоречивости человеческого существа, его изначальной «разорванности» в силу одновременной принадлежности к двум истокам и мирам – природному и социальному.
Биологическое в человеке: | — анатомия тела, физиологические процессы и функции в нём; — центральная нервная система с мозгом как главным «зеркалом» окружающего мира; — генофонд, являющийся носителем наследственной информации; — половые характеристики людей – мужское и женское начала; — всё вместе — это природные силы человека как живого существа; — активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни; — сказывается на его индивидуальности (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей – наблюдательности, реакции на внешний мир, силе воли; — передаётся детям от родителей посредством рождения, но даёт лишь возможность существования в мире в качестве человека. |
Социальное в человеке: | — способности мыслить и практически действовать; — духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать; — это самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос: «Кто есть я в этом мире?» и давать на него ответ; — отношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни; — всё вместе – это социальные силы человека, благодаря которым он становится личностью. Эти силы формируются в общественной среде через механизмы социализации и реализуются в разнообразной деятельности. |
В решении вопроса, как соотносятся социальное и биологическое, существует три подхода:
Биологизаторские трактовки человека: | — основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают основное влияние на его поведение; — З.Фрейд полагал, что человек изначально является «слугой» нескольких «господ». Во-первых, это бессознательное (инстинкты, влечения и т.п.), а во-вторых, нормы культуры, которые являются «врагами» и «угнетателями» человека. Они подавляют естественное начало в человеке, устанавливают какие-нибудь запреты и ограничения, сковывают свободу действий; — Ф.Гамильтон — английский учёный, основатель евгеники считал, что поведение и социальные действия людей причинно обусловлены их наследственными генетическими данными; — Ч.Ломброзо – итальянский учёный утверждал, что «ген преступности» передаётся по наследству и определяет поведение человека в общественной жизни. |
Социологизаторские трактовки человека: | — либо полностью отрицается биологическое начало в человеке, либо его значение недооценивается; — Т.Мор, Т.Кампанелла – представители утопического социализма провозглашали задачу формирования «нового человека» в грядущем коммунистическом обществе и надеялись на «всесилие» воспитания; — К.Маркс и Ф.Энгельс – представители классического марксизма переоценивали роль социального начала в человеке. Большевики во главе с В.И.Лениным ставили задачу формирования «нового», коммунистического типа личности, которая была бы свободной от наследия и пережитков буржуазного общества; |
Человек как сложный синтез биологического и социального начал: | — открываются возможности для исследования человека средствами и естественных и общественных наук – как единое живое целое; — признаётся, что человек одновременно живёт по законам двух миров – природного и социального; — подчёркивается, что основные качества его природы (способность мыслить, творчески действовать) имеют всё же социальное происхождение. Они не даны человеку при рождении, их необходимо сформировать, иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь «куском мяса»; — способность мыслить и практически действовать дана человеку при рождении в форме задатков, т.е. предпосылок для существования в качестве человека; — биологическое и социальное в человеке наслоились друг на друга, и каждое из них выполняет свои специфические функции; — под влиянием социализации природное становится культурным, «благородным». Приём пищи современным человеком происходит «по-человечески», т.е. по определённым правилам. При вынашивании и рождении ребёнка широко применяются социальные технологии. Всё это в итоге делает человека не только цивилизованным существом, но и даёт ему дополнительные шансы на выживание в окружающем мире. |
В XXв. биологическое начало в человеке достаточно быстро изменяется под активным влиянием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения всё чаще носят негативный характер, т.к. вытесняют природное начало из человека. Уменьшение физических нагрузок ведёт к атрофии ряда важных функций и органов. Уровень развития современной науки позволяет эти органы и вовсе заменить искусственными аналогами. Наука приблизилась к реальной возможности создания искусственного человека методом клонирования (выведения в лабораторных условиях).
Фактически на наших глазах происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, шансы которого на дальнейшее существование неумолимо сокращаются. Это весьма опасный факт, тенденция и проблема нашего времени.
Природное в человеке (наличие полноценного мозга) является необходимым условием развития в индивиде его социальных качеств. Суть проблемы в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу и возможность своего существования. Прежде всего, надо сохранить свой генофонд, мозг, анатомию и физиологию. Здоровый дух возможен лишь в здоровом теле. Вот почему столь важно совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии и, опираясь на них, развивать его творческий потенциал.
Чтобы называться индивидом, нужно всего лишь родиться человеком, чтобы называться личностью человек должен обрести определённые социальные качества.
К новорожденному ребёнку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности, т.к. в каждом из них уникально неповторимым образом, как в генотипе, так и в фенотипе запечатлена вся его предыстория.
Т.о., новорожденный – уже ярко выраженная индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Индивидуальность ребёнка нарастает к двух-, трёхлетнему возрасту. Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, — с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, эпоха, — всё это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлёты – как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет – и застои (25-30, 40-45).
Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.
Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включение в определённые общественные отношения, формы общения и виды деятельности. В процессе социализации, человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребёнка, студента, мужа и т.д.
Условия необходимые для становления личности: | — биологические, генетически заданные предпосылки; |
— наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которой ребёнок взаимодействует. |
Если нет тяжёлых врождённых дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества.
Процессы, затрудняющие становление личности: | — поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своём формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность; |
— лишение индивида общения и возможности выбора, свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и её самочувствии. Изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний, т.к. постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности; | |
— отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчинённый чужой воле и лишённый (посредством внушения, идеологического оболванивания или пропаганды) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность; | |
— трудно назвать личностью индивида, лишённого по каким-то причинам разума и рассудка. | |
— в течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжёлых заболеваний центральной нервной системы и т.п., в принципе личность может «умереть» в ещё живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре данного феномена. |
Структура личности: | — первая грань «Я» — телесное или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни; — особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны «Я» ещё отстают в своём развитии; |
— вторая грань «Я» — это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций; — доминирование социально-ролевого «Я» — характерно для бюрократа, который мыслит себя как воплощение определённых должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого «Я» не содержит; | |
— третья грань «Я» — психологическое «Я». Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей, и отвечает на вопрос «какой я»; | |
— четвёртая грань «Я» — это ощущение себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживаний своей свободы или несвободы; — это экзистенциальное «Я», поскольку в нём отражаются личностные особенности экзистенциального уровня, особенности общих принципов отношений личности с окружающим миром; | |
— пятая грань «Я» — это самоотношение или смысл «Я»: — самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе; — самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное собственными достоинствами или недостатками; — самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, существуют ли какие-то черты, объясняющие это отношение; — степень целостности, интегрированности, а также автономности самоотношения, независимо от внешних оценок |
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всём историческом пути развития человечества:
Типы личности: | — «деятели» — для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя; |
— «мыслители» — они приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а , чтобы смотреть и размышлять, это люди чувств и эмоций; | |
— «гуманисты» и «подвижники» — отличаются обострённым чувством ощущения душевного состояния другого человека. |
В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определённые типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада:
Западная модель личности: | — личность понимается как определённая целостность; |
Восточная модель личности: | — личность и её поступки воспринимаются как совокупность нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к правителю, родителям, друзьям, самому себе и т.д. |
Существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии:
Христианская модель личности: | — в основе любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано; |
Исламская модель личности: | — в основе строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха; |
Буддийская модель личности: | — в основе осознание четырёх «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. |
Т.о., в рамках трёх мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути её совершенствования.
Большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Важно одно – выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима без феномена свободы.
Важнейшие понятия философской антропологии.
Для исследования человека как многомерного явления в философской антропологии применяются различные понятия, которые раскрывают сущность и природу человека, характеризуют его как существо активное, деятельное и ищущее себя в этом мире. Особое место в философской антропологии занимают те понятия, которые раскрывают внутренний мир человека, его смысложизненные искания, бытие в окружающем мире.
Среда существования: | — пространство жизни человека; — природный мир как естественная основа и условие бытия человека, дающий ему почти всё необходимое для этого. Мы все находимся в природе, а она пребывает в каждом из нас в форме биологического начала. С помощью знаний и навыков, орудий труда и техники человек постоянно раздвигает границы естественной среды своего существования. В XXв. он сумел преодолеть силу земного притяжения и выйти в космическое пространство; — социальный мир (общество, история), созданный и совершенствуемый самим человеком. Он состоит не только из многочисленных искусственных предметов и сооружений, но и вбирает в себя разнообразные институты и отношения между людьми – семейные, экономические, социальные, идеологические и др. Социальный мир пронизан людскими страстями и эмоциями, радостями и огорчениями, исканиями истины и заблуждениями на этом пути, вечной борьбой сил Добра и Зла. Это мир, где переплелись Хаос и Гармония, Разум и Безумие, Любовь и Ненависть. Каждый человек погружён в поток истории и плывёт в нём. Бытие его в этом потоке изначально противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен, а значит, счастлив или же несчастлив; |
Несвобода человека: | — существует внешний мир, который настойчиво диктует человеку выбор форм и способов деятельности (последовательность и содержание действий крестьянина по обработке земли); — он несвободен, т.к. всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям; — он несвободен и потому, что имеет место, так называемое, отчуждение человека, которое в различных формах существует во все времена. Отчуждение означает, что продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (стихия рыночных отношений, сила диктаторского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники). Отчуждение – это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир (такое случается во время социальных революций. Они замышляются гениями и осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются в первую очередь проходимцы и негодяи). На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях, как досада и разочарование, страх перед окружающим миром, пессимизм, апатия, агрессия и т.п. Отчуждение – вечная и неустранимая проблема для человеческого общества. «Человек рождён быть свободным, а между тем он везде в оковах»,- Ж.-Ж.Руссо. |
Свобода человека: | — самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в нём; — есть нерабство, творческая раскрепощённость человека как социокультурного существа. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств – как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать, по словам И.Канта, «по своему усмотрению», определять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и представлениями. У мира есть множество дорог для человека, и свобода – это не только возможность делать выбор своего жизненного пути, это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего бытия в мире. Без свободы невозможно раскрытие человеком своей богатейшей творческой сущности. Творчество нуждается в свободе, т.к. она – орудие осуществления человеком смысла своей жизни и путь к счастью как полноте своего существования; — для очень многих свобода является фундаментальной ценностью, и всё же она должна иметь свои пределы, границы. В ином случае она неизбежно будет превращаться в свои антиподы – в произвол, в своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Т.е., она обретёт совсем иную форму – форму негативной свободы, проявившись в разрушительных действиях человека. Границами свободы должны быть интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также окружающей природы как естественной основы существования человека и общества. Свобода для себя должна предполагать свободу для другого. «Я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признаётся свободным», — Г.Гегель. |
Ответственность: | — неизбежная цена свободы и плата за неё; — свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Человек живёт и действует в этом мире и, следовательно, сопричастен к содеянному, к тому, что происходит вокруг него; — свобода требует от человека разумности, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать»,- Н.А.Бердяев; — свобода есть единство порыва и предела, выбора и отказа, протеста и согласия одновременно, т.е. по сути своей она противоречива, как и сам человек. |
Жизненный путь человека: | — это движение человека во времени и в пространстве общественной жизни; — это процесс формирования и раскрытия человеком своей сущности и природы как уникального существа. Начинаясь в детстве, он обрывается со смертью человека. Собственно говоря, отрезок между рождением и смертью – это и есть жизненный путь человека. Этот путь может оказаться кратким (как у безвременно ушедших из жизни людей) или же продолжительным (как у долгожителей); — он всегда индивидуален, неповторим, имеет собственный почерк. Он насыщен бесчисленными событиями, заметными и незаметными. В жизни человека есть события, которые определяют всю его последующую жизнь (окончание школы, выбор профессии, вступление в брак и т.п.), а есть события, которые не оставляют никакого следа; — это не прямая линия. Жизненный путь человека всегда насыщен исканиями, сомнения и разочарованиями, находками и утратами, ошибочными решениями и неверными действиями. Это детство и юность, зрелый возраст и старость человека. Это подъёмы и падения, радости и огорчения; — сторонники фатализма в древней философии (Сенека и др.) учили, что над человеком давлеет судьба, рок, которые якобы изначально определяют его жизненный путь и исключают возможность свободного выбора и самоопределения в жизни. Представители экзистенциализма (Ж.П.Сартр) не соглашались с «обречённостью» человека и «отдавали каждому человеку во владение его бытие и возлагали на него полную ответственность за существование». Опыт показывает, что жизненный путь человека находится в зависимости от многих причин – и объективных, и субъективных. Никто из нас, живущих, не знает, каким станет в итоге его жизненный путь, и чем он будет наполнен. Каждодневно человек оказывается на распутье, в ситуации выбора той или иной степени сложности и значения. Т.е., человек может и должен выбирать и выстраивать свой жизненный путь, если не желает оказаться игрушкой в руках внешних сил; |
Страдание: | — негативное физическое и душевное состояние, мука, боль; — оно возникает, поскольку жизненные стремления человека наталкиваются на препятствия, ограничения, что и вызывает мучения, тяжёлые переживания. Оно возникает, ибо жизненный путь – не прямая и гладкая линия, движение по которому приносит одни лишь радости. Неудовлетворённость достигнутым, неудачи в своём деле, расставание с другом, болезнь, смерть и т.д. – всё это питательная почва для страдания человека. Человек страдает ещё и потому, что осознаёт своё несовершенство, которое не позволяет обрести желаемую полноту жизни; — тема страданий человек проходит через все этапы развития философской мысли: — в древней философии, в индийском буддизме полагалось, что страдания возникают на почве желаний человека, его жажды жизни, и их прекращение возможно лишь на путях духовного и нравственного совершенствования человека; — религиозная философия Средневековья учила, что страдания возникают на основе осознания человеком своей ничтожности в сравнении с Богом как Абсолютом. Человек страдает также, осознавая собственные прегрешения, жизнь не по Богу; — в Новое время философия раскрывала социальные предпосылки страданий, находя их в несправедливых общественных отношениях, в эксплуатации человека человеком; — марксистская философия предлагала радикальный путь преодоления страданий человека – путь социальной революции, которая смогла бы утвердить в обществе «царство свободы»; — философия XXв. высветила новые грани проблемы страданий человека – страданий от конфликта с культурой (З.Фрейд), от осознания абсурдности окружающего мира (А.Камю) и т.д.; — философия полагает, что страдание – это закон бытия человека в мире. Этот закон выражает неустранимое противоречие между человеком и окружающим миром, между человеком и человеком. Боль, мучение, печаль – всё это вечные спутники на нашем жизненном пути. Нам не дано расстаться с ними, и даже в мыслях наших они настойчиво напоминают о себе. Поэтому человек так страстно желает изменить и окружающий мир, и самого себя для того, чтобы жить в совершенном мире без страданий; |
Смерть и бессмертие человека: | — философия понимает смерть не только в физическом, но и в духовном смысле слова; — тема смерти и бессмертия – одна из самых древних в культуре человечества. Она находит различные формы своего решения не только в философии, но и в религии, в естествознании, в философской поэзии, в искусстве и устном народном творчестве; — смерть – это всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди – всё рано или поздно умирает. Человеку в этой ситуации тяжелее всех, т.к. он как существо мыслящее знает о предстоящей ему смерти; — мечта о бессмертии сопровождает человека с того момента, когда он стал осознавать свою смертность. Эта мечта породила древнюю идею бессмертия души, христианскую веру в воскресение умерших, мечту об «эликсире жизни»; — осознание своей смертности делает ещё более мучительным размышление человека над смысложизненным вопросом: «Если мне предстоит умереть, то зачем в таком случае жить?». Современная наука и философия ищут новые подходы к решению столь серьёзной проблемы. Известный русско-американский учёный А.А.Болонкин полагал, что в 2000-2030 гг. бессмертие станет реальным и доступным для жителей развитых стран мира. Развитие науки, техники и медицины наверняка создаст новую ситуацию в решении проблемы смерти и бессмертия человека; |
Смысл жизни человека: | — данное понятие характеризует человека как существо, стремящееся к полноте своего существования и ищущее своё призвание (миссию в этом мире); — это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в жизни человека – цели и идеалы, само значение его существования; — вопрос о смысле жизни человека – это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятельности. По Ф.М. Достоевскому, это вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться – всё это «вечные» и «проклятые» вопросы человеческого существования, которые наполняют жизнь человека мучительными размышлениями и переживаниями, сомнениями и разочарованиями, душевным беспокойством и волнениями; — можно вести очень простой (аскетический) образ жизни и отказывать себе в земных радостях и удовольствиях. Но можно жить и стремясь к наслаждениям, радостям, находя в этом счастье как особого рода состояние души. Можно жить лишь для себя, но ведь можно жить и для других, делая им добро. Чем же и как жить человеку? – этот вопрос не только многогранен, неисчерпаем, но и ответ на него носит, как правило, индивидуальный характер. Этот смысложизненный вопрос – большая и сложная проблема для человека, от которой ему никуда не уйти, как невозможно уйти от самого себя. |
Т.о., философия рассматривает человека как уникальное живое существо, многогранное по своей природе и проявлением его деятельности. Тема человека для философии – центральная, проходящая сквозь все историко-философские эпохи. Для познания человека как сложнейшего феномена мироздания в философии и науке выработан богатый арсенал понятий, раскрывающий сущность и природу человека, его существование в мире.
Но, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершён. Это связанно не только со сложностью самой проблемы, но и со следующими моментами: — человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности;
— чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается. А человек не может изучать себя как объект среди других объектов. То, как он понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени.
При этом философия всё же стремится найти какое-то общее основание человечности, присущее людям любых эпох и культур.