Теории лидерства. На семинарском занятии расширить теории лидерства

Эмоционально-символическая аналогия коллектива А.Н. Лутошкина.

5 ступеней развития группы:

1) «песчаная россыпь»;

2) «мягкая глина»;

3) «мерцающий маяк» — желание быть вместе, появляются организаторы;

4) «алый парус» — парус символ устремленности вперед, появляться заинтересованность делами друг друга;

5) «горящий факел» — настоящий коллектив, который спешит на помощь другим, в основе дружба, взаимопонимание.

Формально динамический подход в определении группы как коллектива К.К. Платонов, Л.И. Уманский.

Платонов выделяет 3 критерия коллективообразования:

1) структура группы;

2) форма деятельности;

3) цели деятельности;

3 типа групп:

1)ассоциация — неорганизованная, случайная, со стихийной структурой.

2) корпорация — организованная группа имеющая структуру, совместную деятельность, цели деятельности личные цели реализуются через группу;

3)коллектив — совместная деятельность, в первую очередь цели группы.

Уманский Л.И.

нравственная направленность — подготовленность группы, организационное единство и психологическая коммуникативность (интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство).

5 типов групп:

1) номинальная группа;

2) группа ассоциация — общие цели наблюдаются;

3) кооперация — единство цели, подготовленность;

4) коллектив ;

5) гомфотерный коллектив — биологическая совместимость членов группы

Теории лидерства. На семинарском занятии расширить теории лидерства

1) Психодинамиеческое направление;

2) Персоналогическое направление;

3) «теория ориентации на великих личностей» (Михайловский, статья 1862 год, психолог, социолог);

4) «теория черт личности лидера» М. Вебер, Э. Кац, Богардус, Лазарсфельф;

5) «ситуативное направление: «Теория лидерства как функции группы» Хоманс — Лидер — человек наиболее полно отражающий групповые ценности. Любая группа — группа ведомых нуждающихся в лидере. Каждая группа выбирает лидера способного удовлетворить ее потребности; «Теория ситуативного лидерства» Р. Стогдилл; «Теория взаимосвязанных факторов» интегральный подход к лидерству, Д. Мак Грегер. Лидерство зависит от 4 взаимосвязанных факторов: 1) характеристики личности; 2) отношения, потребности, интересы, тех кто окружают данную личность (ведомых); 3) от особенностей группы: структуры, задач, которые в ней решаются, деятельности, которая там протекает; 4) от политической, экономической, социальной среды.

5 стр., 2225 слов

Тема 6. Лидерство в малой группе. Теории происхождения лидерства

... лидером. Г. Синтетическая теория лидерства или функциональный подход (модель Дж. Адаира). Лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе для достижения целей группы, но на роль ... типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральности и этической правоте того, что они ...

Процесс лидерства представляет собой социально- психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Процесс лидерства приводит группу к состоянию организованности.

Процессы развития группы:

3 стадии развития группы: 1) адаптация; 2) показать чем отличается от других; 3) единение с группой"Мы чувство"

1 .Организованность- характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и наличием формальной и неформальной структуры.

Группа будет организованной, если каждый будет осознавать и понимать групповые ожидания и требования к собственному поведению. Степень организованности группы обусловливает скорость и эффективность решения групповых задач.

2. Конкуренция -развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. В процессе конкуренции проявляется либо сотрудничество, либо соперничество людей друг с другом, если члены группы стремятся проявить себя помогая друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества, если они самовыражаются за счет других членов группы, то тогда это отношение соперничества;

М. Дойч сформулировал закон межличностных отношений относительно конкуренции: «стратегия силы, тактика угрозы или обмана, являются как результатом, так и предпосылкой конкурентной связи и наоборот, стратегия единства, тактика убеждения порождаются ориентацией сотрудничества и в реальности создают его.

Выделяют 2 вида конкуренции:

1) Личная — возникает, когда 2 и более человека одновременно в одном и том же месте соревнуются друг с другом по поводу решения одной и той же задачи;

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

... к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря ... теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. 6 Размеры группы зависят от характера деятельности группы например, финансовые комитеты крупных банков, отвечающих за ...

2) Безличная — возникает, тогда когда люди соревнуются с эталоном, идеалом и каждый стремится сделать свою работу как можно лучше.

Функции групповой конкуренции:

1) Ориентирующая — состоит в том, что в процессе конкуренции участники наиболее четко видят цели и задачи своей деятельности;

2) Стимулирующая — основывается на сопоставлении результатов труда;

Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой активности.

3. Активность-характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов;

Выделяют 4 типа групповой активности:

1) Трудовая (учебная) активность (степень нормативных показателей по качеству продукции, использованию времени, производительности труда и т. д.)

2) Творческая активность — деятельность, направленная на решении не стандартных задач;

3) Личностно — развивающая активность — связанна с повышением образовательного уровня, квалификации, совершенствованием мастерства, освоение новых видов деятельности;

4) Общественная активность — направлена на формирование внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Активность — состояние которое характеризует степень включенности каждого в совместную деятельность и характеризует объем усилий затраченной группой на достижение результата.

Согласованные процедуры предполагают достижение договоренности членов группы о целях и технологиях деятельности, распределении ролей, режиме труда, нормах, в результате позволяет минимизировать трудовые усилия и добиться высокой производительности труда и в целом поставленной цели.

4. адаптация —взаимное приспособление членов группы к друг другу и к социальной среде;

Социальная адаптация — отражает уровень освоения человеком технологии совместной деятельности.

Рассматривая социальную адаптацию выделяют 2 ее вида:

1) Профессиональная — определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса к избранной специальности

6 стр., 2698 слов

Малая группа понятие, структура, механизмы групповой динамики

... хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то ... работы группы. Четвертая стадия - "эффективность". Группа приобретает опыт успешного решения проблем ... активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность, Неформальные группы ...

2) Социально-психологическая адаптация — включение в систему взаимоотношений характеризующих конкретную группу;

Результатом эффективного протекания процесса адаптации является формирование группового состояния как — сплоченность.

5. сплоченность — характеризуется устойчивостью и единством межличностных отношений, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.

По мнению К. Левина в основе сплоченности лежит возможность группы удовлетворять потребности ее участников в эмоциональных насыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая степень ответственности каждого члена группы за общее дело, наличие чувства групповой принадлежности (МЫ — чувство (я и они = одно целое).

Майкл Шериф в своих экспериментах указал 3 способа создания сплоченности внутри группы:

1) Создание враждебных отношений между группами, в результате формируется чувство МЫ и чувство они;

2) Активная совместная деятельность направленная на достижение цели;

3) Постановка единых для группы целей и их интериоризация ;

Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость основана на согласованности действий в процессе совместной деятельности. На основе согласованных действий формируется совместимость, а совместимость возникает как итог достаточно продолжительного взаимодействия людей, характеризующейся удовлетворенностью их друг другом.

Совместимость формируется на 3-х уровнях:

1) Психофизиологическом — предполагает удовлетворенность удовлетворения людей друг другом на основе схожести таких характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов, зависит в основном от темперамента.

5 стр., 2129 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... единая и целостная система. Сложная, саморегулирующая деятельность нервной системы человека осуществляется благодаря рефлекторной природе этой деятельности. В данной работе будет раскрыто понятие «рефлекс ... большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг ...

2) Психологическом — предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, на основе способностей, интеллектуального потенциала;

3) Социально-психологическом — предполагает сходство ценностных ориентаций, установок, идеалов, принципов, жизненного опыта, уровня профессиональной подготовки.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности, которая предполагает наличие таких свойств группы, которые препятствует ее распаду в экстремальных ситуациях.

3 компонента сплоченности (корпоративная культура обладает этими 3 свойствами):

1) Характер межличностных отношений, преобладание взаимных симпатий, наличие общих интересов, наличие эмоциональных переживаний;

2) Характер деловых отношений в процессе совместной деятельности, взаимопомощь, сотрудничество;

3) Характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения;

6. процесс принятия решения — разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществляется 2-мя способами:

1) единоличное принятие решения — +: в экстремальных условиях; -: исполнители не чувствуют ответственности

2) коллективное принятие решения +: каждый принимает участие; -: временные затраты на принятие решения;

Коллективное принятие решения возможно 2 способами:

1) Совещание, собрание;

2) Дискуссия;

Какой бы путь группа не выбрала перед группой сталкивается с 3-мя основными вопросами:

1) В чем дело?

2) Что делать?

3) Причем тут мы?

2 критерия оценки поведения участников на собрании:

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени ... . 4. Психологическое сопровождение обучающихся в вузе. 5. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной ...

1) формальный — активность участников (время выступления, содержание вопросов);

2) психологический — ориентация участников на коллективные проблемы (эмоциональное переживание, понимание, формулировка, пути решения);

4 группы которые выделяют в ходе собрания:

1) «глухонемой пассив» — 16%, пассивность, отсутствие ориентации на коллективные проблемы;

2) «немой актив» — 55% группы, пассивно ориентированы на коллективные проблемы, может быть собственное мнение, но навыки его выражение не сформированы, ждут предложения от других, отсутствуют навыки публичного выступления;

3) «реальный актив» — 22% группы, ориентированы на коллектив и активно вовлечены на совместную деятельность, способны устанавливать причинно-следственные связи, предлагают свои идеи, способы решения проблемы, не представляет трудности публичное выступление;

4) «псевдоактив» — 7% группы, умеют и любят выступать, но информация которую они предоставляют не ценна, не включенность в дела группы;

Основные этапы процесса коллективного принятия решения:

1) Информационная подготовка решения и построение модели предстоящей деятельности;

2) Процедура принятия решения: 1) процедура голосования; 2) процедура консенсуса — достижение всеобщего согласия: + - демократичнее, предотвращается ситуация, когда меньшинство будет блокировать выполнение данного решения;

Основные этапы принятия с помощью консенсуса:

1) Постановка проблемы;

2) Выявление и сбор мнений всех предлагаемых вариантов решения проблемы;

3) Группировка отдельных вариантов в более крупные блоки;

4) Обсуждение вариантов и предложений по блокам;

5) Комбинирование вариантов, чтобы найти такое решение, которое устроит всех;

6) Принятие решения. При принятии консенсусносного решения используется процедура ранжирования.

6. Интегративность -характеризуется согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых процессов. Проявляется в чувстве «МЫ»

Особенностью интегративности является то, что в повседневных жизненных обстоятельствах интегративность не видна, носит латентный характер, а обнаруживает себя при решение трудностей;

12 стр., 5592 слов

Познание человека человеком как научная проблема

... другими людьми. Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг ... возрастными особенностями. Как личность – представитель определенной социальной группы. Как индивидуальность – неповторимый продукт, единичный результат ... различными. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков ...

Эмоциональная идентификация с группой

3 основных механизма эмоциональной идентификации:

1) Эмпатия — способность поставить себя на место другого;

2) Подражание — следование образцу, примеру, другого человека;

3) Проекция — наделение другого, своими желаниями, чувствами;

8. референтность -характеризуется тем, что членство в группе предоставляется для людей наиболее ценным и значимым; Шерриф основы социальной теории: выделяет группы членства и референтные группы.

Шериф- референтная группа — реальная или воображаемая общность на нормы, мнения, ценности человек ориентируется в своем поведении;

Ньюком — все референтные группы можно разделить: 1) позитивные; 2) негативные;

Келли выделяет 2 функции любой референтной группы:

1) Нормативная — устанавливаются стандарты поведения;

2) Сравнительно- оценочная — референтность является отправной точкой с помощью которой человек оценивает себя и других;

Рефернтность наиболее значимы мотив совместной деятельности;

Групповые эффекты — механизм функционирования группы по средствам которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Групповые эффекты выступают средством обеспечивающим единство действий в совместной деятельности.

К базовым групповым эффектам относят 2 эффекта:

1) Реакция человека на присутствие других людей;

2) Чувство принадлежности к группе;

2 типа психологического климата:

1) благоприятный психологический климат — в группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон отношений, оптимизм в настроении, отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи доброжелательности, членам группы нравится участвовать в совместной деятельности, вместе проводить свободное время, в отношениях преобладает одобрение, поддержка, критика носит развивающий характер (высказывается с добрыми пожеланиями), в группе существуют нормы справедливого и уважительного отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам, высоко ценят такие черты как трудолюбие, честность, бескорыстие. Члены группы полны энергии, быстро откликаются на полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в профессиональной деятельности. Успехи или не удачи отдельных членов группы вызывают сопереживание, искренное участие других членов группы, они испытывают чувство гордости за свою группы, достижения и не удачи переживаются как собственные. В отношениях между группировками внури малой группы существует взаимное понимание, сотрудничество. В трудные для группы минуты происходит эмоциональное единение. Группа открыта и стремится сотрудничать с другими группами.

2) Неблагоприятный социально — психологический климат — в группе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдается конфликтность, антипатии людей к друг другу, присутствует соперничество, члены группы проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, люди позволяют принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и не терпим к мнению остальных. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметны разделяется на привилегированных и принебрегаемых, принебрежительно относятся к слабым, высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность. Такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие — не в почете. Члены группы инертны, пассивны, некоторые стремятся отделится от остальных, группу невозможно поднять на общее дело, каждый думает только о своих интересах и не стремится добиваться высоких показателей в совместной деятельности. Успехи и не удачи одного, оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство, достижение или неудачи группы не находят эмоционального отклика у ее членов. в группе возникают конфликтующие между собой группировки, которые отказываются от участия в совместных делах. В трудных ситуациях группа не способна объединится, возникают ссоры, взаимные обвинения, конфликты, группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами.

Психология больших социальных групп

1) Основные разновидности больших, временных социальных групп;

2) Психология толпы и массы;

3) Паника как социально психологическое явление;

4) УСРС — распространение сплетен и слухов (Андреева, Альшанский «психология масс)

Разновидности больших групп:

1) Толпа — как правило образуется стихийно по поводу различных событий, случайная самозараждающееся неорганизованное скопление людей, которое имеет тенденцию к самопроизвольном росту, каждый человек в толпе находится на близком расстоянии от другого человека вступая в непосредственное взаимодействие. Толпа — кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента. Цементирующим фактором выступают эмоционально устойчивые связи. Толпа действует эмоционально и единодушно. Эмоциональные связи в толпе имеют свою динамику, порождая различные типы толпы и различные типы социального поведения: от пассивного «глазения» на инцидент до открытой агрессии и паники. Приемущественную роль в толпе играют социально психологические механизмы как заражение и подражание. Все процессы происходящие в толпе раскручиваются по закону «циркуляционной реакции». Церкуляционная реакция обеспечивает эмоциональное кружение, т. е. постоянное самозарожение членами массы одной и той же эмоции по отношению к друг другу. В толпе могут возникнуть элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Основной характеристикой поведения толпы являются: стихийность, повышенный динамизм, резкий переход от одного состояния к другому. Виды толпы: конвенциональная, созидательная, агрессивная, пассивная, стяжательная, паническая;

2) Масса — является более упорядоченным образованием, чем толпа и эта упорядоченность основывается на единстве целей, интересов, убеждений. Примером массы могут быть разнообразные митинги, демонстрации, манифестации. Есть вероятность превращения массы в толпу;

3) Публика (аудитория) — 2 варианта: собранная и не собранная публика. Собранная публика — скопление людей на ограниченной территории для совместного времяприповождения или совместной деятельности, важно наличие непосредственного контакта участников друг с другом (зрители в кино, в концертном зале).

Участники всегдя имеют сходные ожидания и сходны переживания. Присутствует эмоциональное единство, ощущение солидарности и утрачивание рефлексивности, осознание приходит позже. Определяющими социально-психологическими механизмами выступают — убеждение и внушение.

Не собранная публика — большая группа людей, мышление, интересы, которых ориентированы определенным образом и которые ведут себя сходным образом, отличительной особенностью является отсутствие непосредственного контакта (постоянные читатели определенных газет, журналов).

Определяющий социально — психологический механизм — убеждение;

4) Социальные движения (проведение разнообразных акций, временных мероприятий) — достаточно организованное единство людей ставящее перед собой четкие цели, как правило связанные с изменением социальной действительности, организованность предполагает наличие управляющих и координирующих органов, наличие четкой программы действий, где определенный цели и средства их достижения. Формальная организация в таких группах отсутствует. Главным объединяющим фактором здесь выступает общее действие. Социальные движения возникают в ответ на социальные потребности. Социальным движением называется разновидность больших временных групп характеризующихся свободной организацией, добровольностью членства, имеющих общие цели и обладающих эмоционально психологическим единством. Определяющий социально психологический механизм — подражание;

Паника — массовое эмоциональное состояние страха возникающее в условиях угрозы биологическому или социальному существованию человека и выражающееся в не контролируемом стремлении избежать опасной ситуации.

Факторы благоприятствующие зарождению паники:

1) Социальные ситуативные условия связанные с обострением ситуации;

2) Общие психологические условия — неожиданность, испуг, сильное возбуждение, недостаток информации, недостаток времени;

3) Общие физиологические — усталость, голод, алкогольное опьянение;

4) Информационный голод;

5) Персональный состав большой группы — паникеры;

6) Уровень развития самой группы;

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector