ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

 

Консультирование – это сложный и

загадочный процесс, в котором для понимания сути полет мысли сочетается со скрупулезностью и точностью, и который, пока картина не прояснится, может казаться столь же утомительным и скучным, как складывание фрагментов головоломки. С. Глэддинг.

 

Консультирование – это отдельная профессия, которая развивалась в различных направлениях на протяжении всего двадцатого столетия. В течение относительно короткой истории консультирования как профессии на передний план выдвигались различные аспекты этой деятельности. Первоначально перед консультированием ставились внешние задачи, ориентированные на изменение ситуации, совершение выбора и принятие решения (например, выбор профессии, разрешение конфликтов, коррекция поведения и т.д.).

Сегодня консультирование утратило свою «педагогическую» специфику и стало более терапевтическим, то есть ориентированным на личностный рост и изменения. Студентам, начинающим обучение, придется столкнуться со сложной ситуацией перестройки привычных представлений о консультативной деятельности психолога, обусловленных отчасти стереотипами педагогического взаимодействия, отчасти образом психолога-комментатора в СМИ, отчасти житейскими представлениями о психологической помощи.

Слово «консультант» часто ассоциируется с «экспертом», «обучающим», «советником». Даже в учебной литературе психологическое консультирование понимается как «оказание со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций» (18, с. 14).

Соответственно, задача психологической работы видится в том, чтобы «за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента» (18, с.15).

Не отрицая значимость рекомендаций, отметим, что дача советов не является определяющей составляющей консультативной работы. Суть консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии своего собственного внутреннего потенциала. Т.о. цель – не решить проблему, а помочь индивиду вырасти таким образом, чтобы он сам мог справиться с существующей, а также и последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью (19).

В основе консультирования лежат следующие принципы:

· У человека всегда есть внутренний ресурс для того, чтобы вести удовлетворяющую и эффективную жизнь, но не всегда есть доступ к нему. Задача консультанта – помочь человеку встретится с собственными ресурсами;

6 стр., 2665 слов

Психологическое консультирование, как одно из направлений работы ...

... накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем. Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения Более подробно рассмотрим такое направление ... полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога – развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и ...

· Человек сам формирует свою личность с помощью творческой воли. Задача консультанта подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Это не означает снятия ответственности со среды и тем более не предполагает обвинений. Речь идет об ответственности за изменение, об осознании личностных предпосылок воспроизводства состояния и взаимодействия со средой.

· Большинство проблем не связано с ошибками знания. Знания не являются действенным фактором, поскольку они блокируются эмоциональным уровнем. Поэтому содержание работы определяется не обучением менее компетентного собеседника более компетентным, но организацией самоисследования, актуализацией переживания и, как следствие, изменение отношений к себе и миру.

· У каждого человека существует потребность в самопознании и самопредъявлении, раскрытии своей человеческой сущности. Поэтому приближение к скрытым областям собственной психической реальности само по себе терапевтично.

· Человеку присуща потребность в отношениях, именно специальным образом построенные отношения в ситуации консультирования становятся помогающим инструментом. Консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений.

· Итак, поскольку работа в консультации осуществляется через отношения, то поле консультирования представляет обмен личностными содержаниями. Профессиональный ресурс консультанта определяется возможностями предъявления, продуктивного использования собственного состояния как инструмента работы.

 

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

 

Фундаментом успешного консультирования являются теоретические знания. Без теоретической концептуализации информации консультант действует бессистемно, методом проб и ошибок. Работа психолога выглядит как перебор методов и приемов, используемых без соотнесения с состоянием клиента и ситуацией. Теория обеспечивает возможность понимания происходящего в процессе консультирования, построения гипотез, оценивания процесса и улучшения собственные действий. Но ни одно из направлений психологического консультирования не может быть эффективным для всех людей во всех случаях жизни. Причина этого очевидна: каждый человек уникален. Уникальность, неповторимость людей обуславливает неповторимость человеческих отношений, и психолог-консультант является специалистом именно в области человеческих отношений (12, с.9).

Обучение психологическому консультированию – это обучение построению помогающих отношений, и происходит, соответственно, через отношения. Построение помогающих отношений и цель, и средство обучения. Обучение консультированию – это обучение через опыт, опыт присутствовать, быть в отношениях.

Основной сложностью для студента в овладении основами консультативной работы является вполне понятная зависимость от утвердившейся в педагогической практике модели овладения деятельностью. Учащийся стремиться получить максимально полную информацию от учителя (или иного информационного источника), затем пошагово и подконтрольно отрабатывать ее применение в практической деятельности. При этом складывается, в общем, достаточно ясная модель качественно выполненной работы. При взаимодействии же с конкретным человеком, в определенной ситуации, студент сталкивается со сложностью применения общих знаний по психологии к конкретной индивидуальности. Это касается всех областей практической деятельности психолога, а консультирования особенно, как деятельности, определяемой ситуативным состоянием.

10 стр., 4552 слов

Профессиональное консультирование в работе психолога

... деятельности. Опросники интересов используются в основном для профессионального консультирования, когда стоит вопрос о нахождении оптимальной для индивида работы. ... характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом; психолог-консультант в основном только дает ... Тесты способностей. Необходимость профессионального отбора и обучения заставила психологов создать большое количество тестов ...

Следующая сложность связана с невозможностью определить конкретный результат консультации. Усваиваемый студентом лозунг «психолог советы не дает» не вносит, тем не менее, ясности – а что же вместо совета? Следующий момент, если мы определили задачей консультирования личностный рост, а не изменение ситуации и поведения, то неизбежно встает проблема цели работы, ведь развертывание личностного потенциала клиента не имеет заранее предугадываемого содержания.

Наиболее сложной стороной подготовки консультанта является развитие рефлексии собственных состояний, возможности управления и использования собственной психической реальности в поле клиент-консультант. Ни один вид практической деятельности психолога (за исключением терапии) не требует столь тщательной личностной подготовки специалиста. Студентам предстоит овладеть методами самопознания и самоподдержки, психогигиеной труда консультанта, научиться видеть личностные проблемы в работе и возможности их решения. В процессе самопознания неизбежна актуализация психологических барьеров и защит, сопротивление встрече с избегаемыми аспектами «Я».

И, наконец, следующий момент – ни одно академическое образование, которое психологи получают в высших учебных заведениях, не может обеспечить им соответствующей подготовки к практике консультирования. Обучение консультанта требует организации тренингового пространства, а овладение навыками работы происходит неизбежно через неумение, знание открывается через неудачу. Как показывает опыт, такой путь овладения профессией является достаточно фрустрирующим для студента.

Вне всякого сомнения, академическое знание – фундамент профессиональной работы, фактор, не требующий доказательств, необходимый, но не достаточный. В консультировании мы говорим не о знании, но о понимании, понимании настоящего момента. Понимание субъективно, динамично, раскрывается в процессе и неотрывно от него.

«Чтобы обрести навыки бытия с другим человеком, нужно освободить себя от схем и предрассудков. Даже если они – научные схемы и предрассудки. Поэтому следующий принцип подготовки консультантов – обучение через раз-учение» (12, с.142).

Довольно сложно отказаться от привычного ожидания получения знаний от другого. Обучение консультированию есть личное открытие в процессе переживания и рефлексии переживания. Это знание индивидуально, его невозможно передать, но только открыть в практике взаимодействия, что и является целью тренинга.

 

КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА

 

Эффективность консультирования зависит от многих переменных и, в первую очередь, связанных с самим консультантом. Основными из их них видятся следующие:

-образование консультанта;

— теоретические и мировоззренческие системные взгляды консультанта;

— опыт – профессиональный и жизненный;

— мотивация профессиональной деятельности;

— личностные качества консультанта;

11 стр., 5222 слов

Личность консультанта в процессе психологического консультирования

... клиента кроме применения частной техники, построенной на интуиции. 2. Модель личности консультанта Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью ... В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе ...

— способность консультанта к смежным с консультированием видам деятельности, таким как непрерывное образование, супервизирование и личная терапия.

 

Мотивы выбора профессии консультанта

Как и в каждой профессии, мотивы могут быть как связанными с выполняемой деятельностью, так и внешними по отношению к ней. Но не во всякой деятельности мотив столь явно и непосредственно определяет ее содержание и качество помощи. Профессия психолога привлекает человека по разным причинам. Вопрос заключается в том, происходит ли трансформация мотива в процессе вхождения в профессию или она является лишь средством компенсации личностных и адаптационных проблем.

К «нездоровой» мотивации в этом случае можно отнести (8, с.56):

· Эмоциональное расстройство. Незалеченная душевная травма влечет к сферам деятельности, связанным с «лечением» страдания.

· Подражание. Выбор определен значимостью профессии в определенных кругах или авторитетом конкретного лица.

· Одиночество и потребность в любви. Люди, не имеющие друзей и доверительных отношений, компенсируют дефицит общения в практике консультирования.

· Стремление к власти. Люди пытаются преодолеть ощущение тревоги и беспомощности в жизни через переживание власти над ситуацией в консультации.

· Замещение недовольства. У психолога сохраняется не снятое чувство раздражения, которое находит выход через девиантное поведение клиента.

Мотивация подобного рода делает самого специалиста зависимым от отношений консультирования, а процесс консультирования определяется состоянием психолога при бессознательном игнорировании интересов клиента. Культура работы психолога-практика требует постоянного оценивания себя и своей деятельности.

 

Личностные качества эффективного консультанта.

 

Личностные качества консультанта являются, по крайней мере, не менее важными, чем специальные знания, умения и навыки. В процессе подготовки специалиста, развитии рефлексии, способности и потребности к самоанализу, личностный потенциал психолога расширяется, но обучение не может изменить базовые личностные характеристики. Эффективные консультанты отличаются зрелостью, духовностью, альтруистичностью и устойчивостью к неудачам. Они способны быть сенситивными, искренними и творческими. При всей сложности определения неких общих востребованных профессией черт, выделим следующие:

— выраженный интерес к психологической реальности другого человека, пытливость и любознательность;

— способность получать удовольствие от словесного обмена, легкость в поддержании разговора;

— эмпатичность, способность к безоценочному принятию;

— толерантность к различиям;

— эмоциональная чувствительность, способность проявлять разнообразные чувства;

— способность встречаться с проявлением сильных чувств другим человеком, как негативных, так и позитивных;

— способность к рефлексии собственных состояний;

— способность поддерживать доверительные отношения, толерантность к близким отношениям;

— способность сохранять независимость в отношениях, без властвования над другим;

— чувство юмора, умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных явлений;

— толерантность к фрустрации;

— способность к духовному росту.

Соответственно, отсутствие данных качеств является препятствием в проявлении творческих возможностей психолога. Кроме качеств, противоположных вышеперечисленным, барьерами креативности являются следующие установки:

· Представление, что продвижение в процессе консультации определяется исключительно активностью консультанта.

· Зависимость от традиций, схематизм и стереотипность в работе.

· Подражание авторитетам, неспособность адаптировать опыт более опытных коллег.

· Страх неудачи. Барьер, переживаемый большинством начинающих консультантов. Он связан с тревогой по поводу собственной компетентности и значимости для клиента.

· Склонность к крайним позициям в самооценивании — от крайне негативной до завышенной. Определяется неспособностью к видению и объяснению как сильных, так и слабых моментов организации процесса консультирования.

· Невозможность действия в ситуациях неожиданных, неопределенных.

· Боязнь оказать влияние. Связано с абсолютизированием принципа свободы и ответственности клиента.

· Боязнь ослабить напряжение, дать процессу разворачиваться в естественном для клиента темпе.

 

Поддержание профессионального уровня консультанта

 

Какова бы не была личностная подготовка психолога к работе, от него требуется постоянная забота и контроль над сохранностью и восстановлением психологического здоровья и продуктивности. Необходимо использовать превентивные меры, помогающие избегать состояния профессионального выгорания. Выгорание – это такое состояние эмоционального и физического истощения, когда человек не может полноценно функционировать. (8,с.59).

Это одно из наиболее часто встречающихся последствий работы в качестве консультанта.

Синдром проявляется в изменениях поведения, эмоционального состояния, мышления, отношения к окружающим (клиентам, коллегам, родным), физического самочувствия.

Заметные изменения на уровне поведения: усиливается сопротивление выходу на работу; даже при усердной и длительной работе результативность становится все меньше; на выполнение работы требуется больше времени и энергетических затрат; увеличивается употребление психоактивных веществ (никотина, кофеина); увлечения утрачивают свою привлекательность и восстановительную способность.

Изменения на эмоциональном уровне: наблюдается снижение эмоционального фона, повышенная раздражительность проявляется как на работе, так и в кругу близких, возникает ощущение несправедливости, предвзятости, несостоятельности. Человек чаще испытывает гнев, обиду, напряжение и беспокойство. Появляется чувство равнодушия, теряется значимость работы. Снижается профессиональная, часто и личностная самооценка. Действительно, возможности профессиональной деятельности снижаются. Ослабевает возможность концентрации внимания, доминирует ригидное мышление, возрастают сомнения и нерешительность в профессиональной позиции. Возникают мысли об изменении профессиональной деятельности. Во взаимодействии с клиентами оскудевает репертуар профессиональных приемов. Работа носит все более формальный характер.

Психосоматические симптомы выгорания включают утомляемость, усталость и истощение на протяжении целого дня, невозможность восстановления в период отдыха, нарушения сна и аппетита, повышенную восприимчивость к погодным условиям и различным заболеваниям.

Сложность заключается в том, что человек часто не осознает субъективную природу состояния и связывает его с внешними причинами и активностью других людей. Чем меньше осознается и принимается происходящее, тем более чуждыми и «навязанными» становятся симптомы сгорания. Позитивное восприятие симптомов, как выражения естественного процесса профессиональной деятельности и сигнала о необходимости изменений – первый шаг на пути понимания себя и решению проблем.

Какие условия могут помочь поддержать состояние душевного равновесия и работоспособность консультанта:

— систематическая личная психотерапия;

— анализ и уточнение роли, ожиданий и переживаний в процессе консультирования;

— при работе с клиентами придерживаться позиции независимого участия;

— совершенствоваться в самоанализе – идентифицировать стрессоры и релаксеры;

— влиять на факторы, вызывающие стресс;

— оставлять свободное личное время;

— поддерживать профессиональные отношения с ответственными коллегами и организациями, в которых развито чувство долга.

Эффективные консультанты должны быть эмоционально закаленными, устойчивыми и объективными. Они должны знать свои возможности и быть уверенными в себе, реалистично принимая свои сильные и слабые стороны (8, с.60).

 

 

СТАДИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

В процессе консультирования можно отчетливо выделить несколько стадий. На первой стадии происходит формирование отношений. Затем – фаза понимания и поиска. Заключительная стадия – завершение отношений.

Содержание и продолжительность работы на каждой стадии определяется психическими особенностями клиента, установками консультанта, характером отношений и распределением ответственности между субъектами процесса. Процесс консультирования может выглядеть весьма драматично, эмоционально и даже приводить к кратковременному позитивному изменению состояния клиента и, тем не менее, не приводить к изменениям, росту жизненного потенциала клиента. Это означает, что помощь ориентирована на оказание внешней поддержки, но не личностный рост клиента. То есть изначально, или в какой-то момент работы, отношения строятся таким образом, что становятся препятствием для продвижения в осознании и развитии клиента. Подобная система отношений отражена

С. Карпманом в известной модели «Драматический треугольник».

 

жертва
спасатель

Несмотря на внешнюю простоту, модель весьма точно отражает типичную ловушку, в которую попадает консультант, следуя усвоенным житейским представлениям о помощи. Консультант видит себя Спасателем беспомощного, слабого клиента – Жертвы ситуации и жестоких Преследователей. В действительности консультант не верит в собственные ресурсы клиента и невольно поддерживает его в беспомощном состоянии. Если же при этом психолог все-таки ориентирован на пробуждение сильной стороны личности клиента, то это, по сути, пробуждение Преследователя в Жертве. Треугольник, символически объединяющий все эти роли, демонстрирует легкость перехода из одной роли в другую. Например, Жертва может превратиться в Преследователя, обвиняющего консультанта в отсутствии изменений, непонимании и др. Консультант, соответственно, превращается или в оправдывающуюся Жертву, или в Преследователя, обвиняющего клиента в отсутствии ответственности, не желании меняться и т.д. В этом замкнутом круге (или замкнутом треугольнике) неизменным остается одно – сущность проблемы, к которой так и не обратились. Консультанту следует развивать навык рефлексии установок на «спасательство». К ним относятся:

1. Стремление исправить чувство другого человека или решить его проблему.

2. Желание облегчить его задачу.

3. Страх ответной реакции, избегание интенсивности переживания.

4. Стремление убедить другого человека сделать правильный выбор.

5. Быстрое переключение на решение проблемы.

Помогут избежать спасательства следующие рекомендации (12, с.90):

1. Не помогайте без контракта.

2. Не верьте в беспомощность клиента.

3. Помогайте людям воспользоваться той силой, которая у них есть.

4. Требуйте, чтобы клиент брал на себя ответственность за работу.

5. Не делайте ничего, чего вы в действительности не хотите делать.

Консультанту следует развивать навык рефлексии вышеназванных установок с тем, чтобы не исполнять или вовремя выйти из роли в позицию партнера, эффективного помощника. Только в этом случае процесс консультирования приобретает шанс к развитию.

 

Построение отношений консультирования.

 

Цель данной стадии – вовлечение клиента в исследование волнующих их проблем. Клиенты часто не знают, что ожидать от процесса и как им себя вести. Многие клиенты обращаются к психологу без особого желания, с настороженностью или напротив, нереалистичными ожиданиями кардинального изменения жизненной ситуации. Поэтому прояснение ожиданий и достижение взаимопонимания между консультантом и клиентом относительно цели, условий, ролей и обязательств является важнейшим условием продуктивности и вообще возможности консультативной работы. Фактически на этом этапе решается вопрос о том, начнется ли работа вообще. Обращающиеся к психологу люди, как правило, надеются на помощь в изменении ситуации, поведения или состояния других людей или собственного. Перед психологом стоит задача мотивации клиента на исследование собственных душевных процессов. Это возможно только если у клиента возникнет понимание связи проблемы с особенностями своего состояния и психических установок. Консультант должен понимать, что подобного рода мотивация на работу не существует у клиента изначально (конечно, за исключением имеющих уже опыт консультативной работы, или имеющих знания об этом).

Если же, несмотря на проделанную работу, клиент не берет на себя ответственность и не мотивирован на самоисследование, консультанту целесообразно прервать отношения консультирования. В противном случае он рискует стать объектом манипуляции и источником разочарования для человека, не признающего собственную роль в повышении качества своей жизни. Следует помнить, что консультант ответственен за поддержание нереалистичных ожиданий клиента.

Помимо определения характера работы, важнейшей задачей на данном этапе является установление отношений доверия между психологом и клиентом. Отношения в консультировании должны быть для клиента отношениями безопасности и доверия. Это относится не только к уверенности в конфиденциальности информации. Речь идет об особом состоянии клиента, когда он чувствует интерес консультанта к его проблеме, душевный отклик и искренность психолога, а также доверие к тому, что консультант не станет оценивать и тем более осуждать, наставлять и будить чувство долженствования.

Если задачи этапа выполнены, формируется особое психологическое поле, что делает возможным присутствие клиента и консультанта и их готовность к исследовательской работе. Под присутствием мы понимаем такую позицию человека, в которой он в максимальной степени открыт и способен отражать то, что происходит в пространстве взаимодействия и в пространстве его внутреннего опыта (12, с.42).

Понятно, что отношения на этом этапе складываются в ходе изложения клиентом жалобы, описания беспокоящей ситуации. Важно выяснить, какой помощи ждет человек от психолога, иными словами, каков его запрос. «Выраженное во время первой сессии представление клиента о причинах жизненных трудностей и о помощи специалиста-психолога, в которой он нуждается, мы называем первичным запросом» (8, с.35).

Как правило, первичный запрос не может быть принят специалистом в качестве целевого ориентира в работе. Важно связать проблемную ситуацию с личностными затруднениями и перевести проблему в пространство личности. Только таким образом определенные консультантом и принятые клиентом задачи, можно считать собственно рабочим запросом.

Как правило, уже на данном этапе у консультанта формируется гипотеза по поводу психологических затруднений клиента. Следует помнить, что это только предположение. Нередко консультант идет на поводу первоначальной гипотезы, игнорируя информацию, ей противоречащую.

Итак, в итоге работы оформляется представление о психологической проблеме клиента, определена цель работы, прояснены роли участников, оговорены условия. Завершается данный этап работы контрактом. В контракте оговариваются цели работы, условия работы (продолжительность, частота встреч, условия отмена и переноса консультаций), размер и порядок оплаты. Полнота и четкость договоренностей обеспечивают ощущение ясности и стабильности в отношениях консультирования. Некоторые рекомендации к заключению контракта:

· Консультантам важно подчеркивать, что консультирование – это работа. Отсюда формулировки «работа над…» вместо «поговорить о…» или «рассмотреть …».

· Следует исключать использование клиентом таких слов как «попробовать», «может быть», не являющихся конкретными и которые могут привести к неудаче в достижении цели.

· Контракт должен относиться к изменениям в клиенте, а не в окружающих.

· Цели клиента не должны быть направлены на удовлетворение запросов других людей.

· Цели должны быть конкретными, ясно видимыми в достижении, что создает ясность в работе и позволяет отслеживать продвижение в консультировании.

Контракт должен быть открыт для пересмотра обеими сторонами и соответствовать динамике работы. Однако, это не исключает необходимости его заключения. Установление контакта и заключение контракта являются основными шагами на этапе построения отношений, далее начинается этап работы с проблемой.

На данном этапе психолог уже имеет представление о связи между трудностями, которые испытывает клиент, ситуацией, в которой возникают эти трудности, и особенностями личности клиента. То есть, определен психологический диагноз. Начинается работа, направленная на актуализацию динамических тенденций в психической системе клиента. Работа на данном этапе может быть определена в следующей последовательности: актуализация чувств, связанных с проблемой – осознание фрустрированной потребности – определение объектов, способных удовлетворить потребность – осознание психологических препятствий к удовлетворению потребности – принятие решения. Работа осознавания осуществляется и может осуществиться только через переживание. На этом этапе актуализируются незавершенные действия, не пережитые, не выраженные чувства, возникает иное отношение, иное переживание и видение ситуации и себя в ситуации. Эти изменения мы и определяем как личностный рост.

 

Завершение отношений консультирования.

 

Завершение является наиболее часто пренебрегаемым аспектом консультирования.

Между тем, завершение консультирования может вызывать весьма смешанные чувства и у консультанта и у клиента и может принести столько же вреда, сколько и пользы. Важно, чтобы окончание отношений переживалось клиентом не как потеря поддержки, а как знак возросших возможностей и перспектив. Ведь, в конечном счете, цель консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту стать менее зависимым от психолога вследствие приобретения более широких возможностей в организации собственной жизни.

Принятие решения о завершении работы осуществляется исходя из следующих моментов:

· Устранение переживаний, вызвавших стресс и послуживших причиной обращения к консультанту.

· Уменьшение или устранение начальных проблем или симптомов клиента.

· Способность клиента понимать себя и других.

· Уверенность клиента в способности жить эффективно без поддержки психолога.

Консультант и клиент должны обсудить уместность и полезность завершения отношений.

Завершение отношений консультирования может быть достаточно непростым процессом для клиента и вызвать активное сопротивление, тем более, когда отношения длительные и достигли высокого уровня близости. Факторы, способствующие сопротивлению, могут быть связаны с одиночеством, потребностью в поощрении, боязнью быть самостоятельным, боязнь перемен. Консультанту не следует игнорировать эти трудности и устраняться от их решения. Поэтому завершение отношений консультирования может составлять довольно значительную часть консультативной работы.

Бывают случаи, когда самому консультанту сложно завершить работу. Следующие условия способствуют сопротивлению завершению отношений:

· Консультант обеспокоен способностью клиента действовать независимо.

· Консультант полагает, что работал не достаточно эффективно.

· Завершение означает прекращение значимых отношений для консультанта.

· У консультанта есть исследовательский интерес к проблеме.

· Завершение актуализирует неразрешенные проблемы расставаний в личной истории консультанта.

 

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

 

Методы консультативной работы достаточно разнообразны. Выбор психологом того или иного метода определяется теоретической позицией и подготовкой консультанта, установками клиента и, конечно, соответствием решаемым на данном этапе задачам.

Процесс консультирования начинается с первичного интервью. Оно выполняет как функцию сбора материала, так и установления отношений. Процесс консультирования вообще может осуществляться только через построение и развитие отношений. Овладение инструментарием консультативной работы довольно сложный процесс, который может осуществляться только в тренинговом пространстве. Методы первичного интервью, бесхитростные на первый взгляд, весьма не просто применить на практике. Студенту придется встретиться со сложностями быстрого, непосредственного реагирования, избегания словесных штампов, одновременного отражения множества информационных сигналов. Эффективное использование тех или иных методов предполагает овладение ими на уровне навыка. К основным навыкам первичного интервью относятся следующие:

1. Перефразирование.

Перефразирование – это повторение своими словами содержания высказываний клиента.

Цели перефразирования:

· Показать клиенту внимание к его словам.

· Проверить правильность понимания услышанной информации.

· Концентрация внимания клиента на определенной информации.

· Побуждение к раскрытию большей информации.

· Структурирование изложения информации.

 

 

Принципы перефразирования:

· Перефразирование должно быть кратким.

· Должно ограничиваться существенной информацией.

· Должно концентрироваться на актуальном в данный момент содержании.

· Должно содержать вводные слова, подчеркивающие субъективное восприятие консультанта и звучать в интонации вопроса, а не утверждения.

 

2. Отражение чувств клиента.

Отражение чувств – это обозначение переживаний клиента, выраженных невербально.

Цели отражения чувств:

· Помощь клиенту в идентификации чувств.

· Снижение напряжения через выражение чувств.

· Выражение клиенту понимания и принятия его чувств.

 

Принципы отражения чувств:

· Слова, обозначающие чувства должны соответствовать интенсивности переживания. В противном случае, у клиента может сложиться мнение о неуместности выражения сильных чувств.

· Следует отражать актуальные чувства.

· Фраза должна быть краткой и отражать одно чувство.

· Использовать только позитивные формулировки («Вы опечалены» вместо «Вам не радостно»).

· Должно содержать вводные слова, подчеркивающие субъективное восприятие консультанта и звучать в интонации вопроса, а не утверждения.

 

 

3. Присоединение чувства к содержанию.

Это вербальный навык, объединяющий отражение чувств с перефразированием содержания.

 

4. Прояснение.

Прояснение помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме или чувствах, связанных с ней.

Принципы прояснения:

· Вопросу должно предшествовать перефразирование.

· Не следует задавать несколько вопросов одновременно.

· Вопросы должны носить открытый характер.

 

5. Отражение консультантом собственных чувств.

Отражение собственных чувств – сознательное, преднамеренное раскрытие консультантом переживаний, возникших в процессе консультирования.

 

Цели отражения собственных чувств:

· Создание атмосферы доверия, улучшение качества контакта.

· Облегчение клиенту доступа к его собственным переживаниям.

· Помощь в осознании клиентом влияния его поведения на других людей.

 

Принципы отражения собственных чувств:

· Ориентация на критерий пользы для клиента.

· Фокус внимания должен оставаться на клиенте, а не на консультанте.

 

Содержание информации, собранной в ходе первичного интервью можно обобщенно представить в следующих составляющих:

1. Прояснение характера трудностей.

2. Оценка сильных сторон клиента.

3. Исследование способности клиента справляться с проблемными аспектами жизни.

4. Оценка ресурсов в окружении клиента.

Следующий этап работы предполагает выбор методов более активного вмешательства с целью продвижения клиента в более скрытые, охраняемые защитными механизмами зоны неосознаваемого.

 

6. Интерпретация.

Интерпретация представляет собой приписывание смысла конкретному виду поведения или опыта, а также установление причинно-следственных связей между явлениями.

Интерпретация производится на основе обобщения представленного клиентом материала и сделанных на его основе содержательных выводов. Интерпретация подается в качестве гипотезы, некоторого предположения о вероятном положении дел. Разъяснение клиентам значения устойчивых закономерностей в их жизни приводит к тому, что они начинают отдавать себе отчет в том, что и почему делают. Однако, интерпретация не всегда оказывается полезной. Клиент, скорее всего не поймет и не примет глубоких интерпретаций. Если информация несет явную угрозу устоявшимся паттернам и вызывает негативные переживания, то может спровоцировать сопротивление и защитную реакцию. Наиболее неудачны интерпретации, которые содержат обвинение или унижают клиента. Поверхностные и слишком упрощенные интерпретации, с другой стороны, будут в лучшем случае восприняты как пустая трата времени, а в худшем, как свидетельство непонимания психологом сути проблемы.

 

7. Фокусирование.

Фокусирование – это структуризация консультативного процесса, позволяющая развивать наиболее важные и перспективные аспекты ситуации.

Фокусирование является важнейшей предпосылкой прогресса консультирования. Консультанту важно поддерживать актуальные и важные переживания, фигуры, темы. Тем самым внимание клиента удерживается на существенных моментах проблемы, продвигая осознавание.

 

8. Конфронтация.

Конфронтация – демонстрация клиенту несоответствия между его поведением и имеющимися у него установками, жизненными ценностями и целями. Является средством актуализации внутренних конфликтов и проблем, которые клиент склонен избегать. Консультант указывает на наблюдаемое противоречие, которое может проявиться в расхождении:

— сказанного ранее с тем, что говориться в настоящий момент;

— слов с реальным поведением;

— вербальной и невербальной информации.

 

9. Фрустрация.

Фрустрация – создание препятствия в реализации непродуктивных стратегий поведения с целью актуализации конструктивных форм реагирования.

Следует отметить, что фрустрация является стрессовой формой воздействия, вызывает сопротивление, вплоть до желания прекратить отношения. Поэтому использовать этот метод вмешательства следует учитывая характер и качество отношений психолога и клиента на данном этапе консультационной работы.

 

10. Эксперимент.

Эксперимент предполагает моделирование проблемной ситуации с целью актуализации и осознания внутренних конфликтов, завершения действия и формирования поведенческого навыка.

Так как эксперимент в консультировании предполагает погружение в ситуацию и связан с поведенческим действием, он является более эвристичным способом решения задачи, преодоления сопротивления и затрагивает более глубокие слои психики. В то же время, экспериментальная работа может быть не понятна клиенту и, соответственно, вызывать тревогу и противодействие (отказ от работы или формальное выполнение).

Поэтому использование данного метода должно отвечать ряду требований:

· Должно быть обосновано консультантом и принято клиентом.

· Быть естественным продолжением исповеди клиента.

· Соответствовать актуальному состоянию клиента.

 

Конечно же, консультанту не стоит пренебрегать арсеналом невербальных приемов. Физические проявления внимательности, такие как улыбка, наклон в сторону собеседника, зрительный контакт, жестикуляция, кивки, являются эффективными способами сообщения клиенту о том, что консультант заинтересован им и открыт для него.

Естественно, что ни один метод не может обеспечить качество и результативность консультативной работы. Продуктивность использования инструментария зависит в первую очередь, от умения консультанта организовывать процесс и понимания сущности психологических феноменов.

 

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Как любое дело, психологическая консультация имеет свое логическое завершение в виде определенного результата. Эффективность психологического консультирования – его конечный итог – определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях. Проблема в том, что результат консультирования часто проявляется через определенный промежуток времени. Однако, уже по окончании консультации психолог может наблюдать позитивные изменения в эмоциональном состоянии и когнитивных схемах клиента.

К признакам результативности консультирования можно отнести следующие, объединяющие и объективный, и субъективный уровни оценивания:

· Разрешение проблемной ситуации, изменения в поведении клиента.

· Изменение отношения к проблеме у клиента.

· Достижение определенных в запросе целей.

· Чувство удовлетворения проведенной работой, как у клиента, так и у консультанта.

Однако, специалисту приходится оценивать не только достигнутый результат, но и сам процесс работы. Поэтому консультанту необходимо научиться улавливать сигналы продвижения клиента в консультировании:

— клиент перестает выглядеть скованным и напряженным,

— демонстрирует, в том числе и невербально, открытость и готовность к контакту;

— способен развивать тему,

— снижает быстрый темп изложения, делает больше пауз («уходит в себя»), не теряя контакт с консультантом;

— клиент в рассказе способен ориентироваться на собственные переживания;

— продвигается дальше в видении проблемы;

— выражает удивление и удовлетворенность собственными открытиями.

СОПРОТИВЛЕНИЕ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

К сопротивлению можно отнести все, что делает клиент, сознательно или бессознательно, с целью воспрепятствовать поступательному движению процесса консультирования.

Следует отметить, что сопротивление является неотъемлемой стороной процесса консультирования и наблюдается в той или иной мере у каждого клиента, даже с выраженной мотивацией и опытом консультативной работы. З.Фрейд определил природу сопротивления как бессознательное усилие по подавлению угрожающего материала.

Д. Коттлер определил следующие формы сопротивления (10, с.168):

1. Уклонение от коммуникации. Выражается в следующих действиях:

молчание,

слишком редкие ответы,

односложные ответы,

непрерывная болтовня.

2. Манипулятивное поведение:

проявление скепсиса,

демонстративная забывчивость,

3. Малосодержательное общение:

необщительность,

склонность поумничать,

риторические вопросы,

навязчивая болтливость.

4. Нарушение правил:

пропуски встреч,

неадекватные вопросы,

неадекватное поведение.

 

 

Что может стоять за данными поведенческими реакциями:

1. Клиент просто не понимает, чего от него ждет консультант.

1. Клиент не справляется с заданием, так как не имеет навыков.

2. Клиент не достаточно мотивирован.

3. Выход на болевые переживания клиента.

4. Вторичные выгоды сохранения проблемной ситуации для клиента.

5. Непринятие консультанта как авторитетной фигуры.

6. Специфическая форма коммуникации.

 

Консультанту следует понимать, что сопротивление есть проявление трудности клиента и не воспринимать его поведение как личную обиду. Задача психолога заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть подоплеку своего поведения, и тем самым лучше понять себя. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо хорошее понимание конкретной ситуации и причин, побуждающих людей вести себя так или иначе.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ДЕТЬМИ

 

Общие принципы работы с родителями в процессе консультирования

 

В организации консультативной работы с детьми психологу приходится решать множество вопросов, связанных со спецификой работы с данной возрастной категорией. Первый из них – возрастные границы консультирования. Одна их точек зрения заключается в том, что ребенок в раннем возрасте обладает весьма ограниченными ресурсами самоопределения, не могут и не должны принимать решения в проблемных ситуациях. Поэтому консультативная работа ориентирована на ближайшее взрослое окружение – родителей, педагогов, воспитателей. С ребенком же до подросткового возраста возможна только диагностическая и коррекционная работа. Противоположный подход заключается в том, что взрослый и ребенок являются потенциально индивидуальными клиентами и консультирование ребенка – это вполне самостоятельный раздел психологической практики.

Мы полагаем, что не одна из вышеназванных позиций не оправдывает себя вне учета конкретной проблемы, сложившейся системы отношений в треугольнике психолог – ребенок – родитель (иной взрослый, тем более заказчик работы), личностных особенностей и способностей ребенка. Действительно, консультирование ребенка раннего детского возраста, ребенка с ограниченными умственными возможностями, ребенка с выраженной степенью тревоги и зависимости от родителей, врядли представляется возможным. Кроме того, в этом случае родители являются гарантом безопасности в незнакомой ситуации для ребенка, необходимым условием и порой единственной возможностью осуществления коррекционной работы. Кроме того, сам характер проблемы часто требует активного участия и обучения родителей коммуникации с ребенком. Но если, например, мы имеем дело со случаями вытесненных чувств, незавершенных действий по отношению к родителям при высоком социальном контроле и при этом хорошем интеллектуальном развитии ребенка, вполне возможна работа, направленная на расширение самоосознавания (собственно консультативная работа).

Присутствие родителей на этом этапе работы явно не является поддерживающим фактором. При этом, даже в том случае, когда консультативная работа с ребенком проводится в индивидуальной форме, хороший контакт с родителями необходимая задача и условие продуктивной работы.

Родители могут выступать в качестве:

— источника информации о ребенке;

— сотрудников в коррекционной работе с детьми;

— клиентов.

Результативность работы зависит от качества взаимодействия психолога с родителями, учителями и другими близкими, тем более, что в большинстве случаев, именно взрослые являются заказчиками работы. Именно они составляют ближайшее окружение ребенка, являющееся как источником детских проблем, так и необходимым условием их преодоления и роста.

 

Общие принципы взаимоотношений психолога с лицами, обратившимися по поводу ребенка:

— демонстрация родителю (педагогу) понимания и принятия его тревоги;

— поддержание чувства компетентности в своей родительской (педагогической) роли;

— оптимизм и вера в ресурсы ребенка и детско-родительских (педагогических) отношений;

— формирование ответственности и активной позиции в коррекционной

работе;

— обратная связь с родителями (педагогом);

— определение правил работы, запретов и ограничений;

— важно предупредить родителей (педагогов) об ожидаемых изменениях в поведении ребенка и возможных осложнениях отношений.

К сожалению, нередко обратившийся к психологу не желает признавать в трудностях ребенка проблему отношений с ним взрослого окружения. Тем не менее, это не снимает с консультанта обязанности формирования мотивации работы у взрослого окружения ребенка.

Кроме того, родители могут негативно отнестись к самой идее работы их ребенка с психологом. Мы полагаем, что это связано со следующими причинами:

1. Предложение работы с психологом рассматривается как признание ребенка «ненормальным».

2. Опасение, что ребенок может вынести что-то личное, семейное, о чем не должно знать посторонним.

3. Боязнь выглядеть плохим родителем.

4. Ревность к авторитетной фигуре.

5. Тревога по поводу потери власти над ребенком.

6. Реакция на неожиданные изменения в ребенке, к которым родитель не готов.

7. Недоверие к психологической работе вообще или к конкретному специалисту.

Работа с родителями (иными значимыми взрослыми) является необходимой и составной частью работы с ребенком, по меньшей мере до старшего подросткового возраста.

 

Принципы работы с различными возрастными группами

 

Особенности работы с дошкольниками.

На протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности. Уровень развития ребенка в этом возрасте определяет возможности консультативной работы, но в весьма тесной связи с коррекционной. Психический потенциал работы определяется активно развивающимся воображением, развитием речевых структур, развивающимися логическими функциями. Развитие личности приводит к формированию обобщенной самооценки, иерархической системы потребностей и мотивов, развитию волевой, нравственно-нормативной регуляции поведения, характер общения с взрослым качественно меняется и носит более интимный характер. Все это дает возможность психологу использовать достаточно широкий арсенал средств воздействия на ребенка – ролевые игры, лепка, рисование, сочинение и анализ историй, сказок, работа с метафорой и т.п. При этом важно учитывать некоторые особенности работы с данной возрастной категорией:

1. У ребенка не может быть сформирован мотив к изменению (например: «Мы с тобой позанимаемся, и твои страхи пройдут…»).

Ребенок занимается тем, что ему интересно.

2. Не стоит предлагать ребенку какие-либо виды деятельности. Желательно создать условия, в которых ребенок сам определит, чем будет заниматься. Психолог присоединяется и проводит работу через уже осуществляемую деятельность. В противном случае, можно столкнуться с открытым сопротивлением, в лучшем случае, или с послушным формальным выполнением работы, в худшем.

3. Низкий уровень рефлексии. Самоанализ возможен, но через работу с образным содержанием.

4. У ребенка уже достаточно развиты нравственные запреты, препятствующие самовыражению. Важно поддерживать право ребенка на чувства и их выражение, право на мнение. В то же время, поощрение ребенка к выражению «плохих» чувств может вызвать фрустрацию, и соответственно сопротивление работе.

5. Наиболее соответствует специфике возраста работа на поведенческом уровне.

 

Особенности работы с младшим школьником

 

1. Для включения младшего школьника в пространство консультирования простого интереса уже не достаточно. Он должен понимать цель своего нахождения в кабинете психолога, иметь ясное понимание ситуации и намерений консультанта.

2. Запрос на психологическую работу с младшим школьником, как правило, исходит от педагогов или родителей. Представляемая взрослым проблема школьника воспринимается ребенком как жалоба на него. Необходимо разделить проблему родителя и трудности, переживаемые ребенком. Важно, чтобы ребенок понимал, что психолога интересует его – ребенка взгляд на ситуацию и намерение консультанта помочь ребенку в преодолении его трудностей.

3. В отличие от предыдущего возраста, младший школьник обладает большей способностью к самопониманию и саморазвитию, но гораздо меньшей спонтанностью и непосредственностью в выражении, тем более, когда речь идет о конфликтных проблемных ситуациях. Высокая нормативность ребенка, ориентация на социальное одобрение, приводят к барьеру в осознании собственных переживаний и отрицанию «плохих» чувств и, соответственно, настороженному отношению к психологической работе и психологу, когда ситуация затрагивает конфликтные стороны отношений с родителями, педагогами и др. Перед психологом стоит задача помочь ребенку признать право на эмоциональное реагирование, в том числе и негативное, не нарушая систему нравственно-нормативных регуляторов поведения.

 

 

Особенности работы с подростком.

Подростки обычно проявляют выраженный интерес к психологической работе и консультационной, в частности. Сложные процессы смыслоопределения, высокая эмоциональная чувствительность, потребность в доверительном диалоге и поддержке, довольно развитая способность к рефлексии являются потенциалом исследовательской работы в консультировании. В то же время, сложность и противоречивость возраста создает специфические проблемы в психологической работе:

1. Подростку не просто принять на себя ответственность за регуляцию отношений и оптимизацию ситуации. Подросток чувствителен к обвинению и склонен обвинять. Доверие к консультанту часто сочетается с оппозиционностью к другим взрослым и вниманием к тому, на чьей стороне психолог.

2. Возрастная эмансипация порождает настороженность по отношению к взрослому и, в частности, к психологу, тем более, когда заказчик работы педагог или родитель.

3. Подросток особенно чувствителен к позиции равенства в консультировании. Это касается не только признания его видения ситуации, права равного мнения и присутствия, но и ответственности за изменение ситуации. Поэтому, если проблема касается отношений подростка с родственниками, педагогом или воспитателем и инициатором работы является сам взрослый, субъектами консультативного процесса должны стать обе стороны.

4. Подростки особенно склонны к зависимым отношениям в консультировании и компенсации дефицита поддержки социального окружения общением с психологом. Перед консультантом стоит довольно сложная задача сохранения отношений при поддержке пространства консультирования как пространства развития и личностного роста.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Цель практических занятий – практическое освоение психологического консультирования как одного из видов деятельности психолога.

Управление практической деятельностью студентов осуществляется в следующих направлениях:

1. Освоение технологии ведения беседы психолога — консультанта с клиентом, выработка навыков психологической консультативной работы.

2. Развитие чувства уверенности в себе при работе с клиентами.

3. Развитие способности анализировать жизненную ситуацию человека, выдвигать гипотезы относительно причин неблагополучия в его жизни.

Студент должен ясно понимать, что выполняет только упражнение и не пытаться в его рамках решить проблему. Необходимо также ориентироваться не только и не столько на качество действия, сколько на понимание процесса, сложностей в выполнении задания. С этой точки зрения не умело выполненное, но осознанное действие является часто более продуктивным в обучении, чем удачно выполненное.

Предлагаемые упражнения направлены на выработку базовых навыков консультирования, развитие рефлексии, организации и анализа консультативного процесса. Работа проводится как в рамках аудиторных занятий, так и домашней работы в малых группах с последующим анализом в аудитории.

Мы не предлагаем заданий, связанных с использованием эксперимента в консультировании. Предполагается, что технологии проведения конкретных экспериментов будут изучены в рамках психотерапевтических дисциплин (НЛП, арттерапия, телесноориентированная терапия, гештальттерапия и др.) Тем не менее, педагогу целесообразно продемонстрировать студентам примеры использования экспериментальных методов в работе.

 

Развитие навыков консультирования.

 

Перед выполнением задания целесообразно дать возможность студентам наблюдать выполнение упражнения самим преподавателем. Это делает задание более понятным и, с другой стороны, снижает уровень фрустрации.

 

Задание 1.

Направлено на осознание значимости сигнальных проявлений присутствия консультанта, умение различать невербальные сигналы, выдерживать паузы в консультировании.

Работа в парах – клиент, консультант. Задача консультанта никак не проявлять себя во время рассказа клиента — ни словом, ни невербально. Роли меняются. Затем в группе обсуждаются сложности сохранения позиции слушателя консультантом, состояние участников процесса, содержание невербальной информации.

 

Задание 2.

Направлено на преодоление барьера невербального выражения.

Работа в парах. Клиент с помощью только невербальных средств пытается выразить жалобу консультанту. Консультант всячески пытается поддерживать взаимодействие также невербально. После завершения — обсуждение в группе.

 

Задание 3.

Направлено на овладение навыками использования невербальных средств.

Работа в тройках – клиент, консультант, наблюдатель. Задача консультанта – поддержка клиента исключительно невербальными средствами. Задача наблюдателя выявить, какими средствами преимущественно пользуется консультант и какие игнорирует. После смены ролей обсуждение работы в группе.

 

Задание 4.

Направлено на развитие чувствительности к невербальным сигналам.

Работа в парах. Клиент вспоминает какую-либо историю, не рассказывая ее. По окончании консультант выражает свое восприятие состояния клиента в метафоре – образной, строчкой их песни, пословицы и т.д. Клиент корректирует метафору, добавляя краски, образы, фразы и пр. После этого консультант обозначает состояние словом и рассказывает, что, по его мнению, происходило с клиентом во время воспоминания. После обсуждения с клиентом, обсуждение работы в группе.

 

Задание 5

На основе опыта предыдущих упражнений составить списки полезных и неверных невербальных приемов в консультировании. Работа в группах по пять человек. По окончании представители групп представляют результаты работы для обсуждения.

 

Задание 6.

Направлено на развитие навыка перефразирования.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

Задание 7.

Направлено на развитие навыка отражения чувств клиента.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода, а также отмечает невербальные сигналы чувств, упущенные консультантом.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

 

Задание 8.

Направлено на развитие навыка присоединение чувства к содержанию.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

 

Задание 9.

Направлено на развитие навыка самораскрытия.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

 

Задание 10.

Направлено на развитие умения прояснения необходимой информации.

Работа в тройках. Наблюдатель отмечает, какой характер носили задаваемые вопросы – открытость вопросов, попытка утверждения, убеждения, интерпретации, скрытого оценивания и др. Сложности работы и выводы затем обсуждаются в группе.

 

Задание 11.

На основе опыта использования вербальных навыков первичного интервью составить правила использования вышеназванных приемов. Работа в группах по пять человек. После этого происходит обсуждение и обмен правилами-памятками.

 

Задание 12.

Предполагает моделирование ситуации первичного интервью. Работа в тройках. Задача консультанта собрать больше информации, по проблеме клиента, не используя методов активного вмешательства. Помимо того, что в упражнении отрабатываются базовые навыки консультирования, основная задача – вовлечение клиента в процесс исследования. Наблюдатель ограничивает попытки консультанта перейти к решению проблемы, отмечает реакции клиента на тот или посыл консультанта, а также игнорируемые консультантом информационные сигналы. Трудности проведения работы обсуждаются группой.

 

Следующие упражнения связаны с использованием методов более активного вмешательства. Это методы большего риска и поэтому их применение требует большей подготовки.

 

Задание 13.

Направлено на развитие умения интерпретировать информацию, полученную от клиента. Поскольку упражнение довольно сложное, начинать следует, работая в небольших группах (5,6 человек).

Затем можно продолжать упражняться, работая в парах. Если консультанту сложно интерпретировать информацию в ходе беседы, можно сделать это по окончании отведенного времени. Другие участники группы приводят варианты собственных интерпретаций.

 

Задание 14.

Направлено на формирование умения фокусировать процесс. Работа в тройках. Наблюдатель фиксирует поддержанные и игнорируемые фигуры, средства, используемые консультантом для фокусировки. По окончании – обсуждение в тройке и группе.

 

Задание 15.

Направлено на обучение применению метода конфронтации в консультировании. Работа в тройках. Наблюдатель отмечает не зафиксированные консультантом противоречия. По окончании работа обсуждается в тройках, затем в группе.

 

Задание 16.

Направлено на выработку умения использования фрустрации в консультировании. Ввиду сложности выполнения, рекомендуется выполнение работы преподавателем в разыгранной ситуации консультирования. Студенты определяют, какие стратегии, с какой целью и каким образом фрустрировались.

 

Задание 17

Направлено на оформление запроса в консультировании. Работа в тройках. Задача консультанта перевести жалобу клиента в рабочий запрос. Наблюдатель помогает консультанту проанализировать, насколько полно определена жалоба, насколько рабочий запрос соответствует задачам психологической работы, какими средствами обеспечивается принятие запроса клиентом .

 

 

Развитие рефлексии состояний и установок консультанта.

 

Одной из важнейших задач в подготовке консультанта является преодоление конфлюентных тенденций, проекций, контрпереносов и других неосознаваемых установок психолога, препятствующих пониманию состояния клиента, самого консультанта и отношений между ними. Вышеперечисленные механизмы неизбежно действуют в любых отношениях. Задача заключается в их осознании и продуктивном использовании в процессе работы.

 

Задание 1.

Направлено на осознание роли и ограниченности субъективного отражения консультантом психологической реальности клиента.

Студентам предлагается выбрать какой-либо известный персонаж, представить историю его жизни и на этой основе составить психологический портрет героя и определить возможные психологические проблемы. Таким образом моделируется ситуация сбора сведений о жизненной ситуации клиента и построения гипотез. В результате выполнения задания развивается способность раскрывать психологическое содержание действий и поступков, а также, на основе соотнесения собственных представлений и аргументов с аргументацией одногрупников, понимание предположительного характера выводов.

 

Задание 2.

Направлено на умение корректировать гипотезы с учетом новой информации.

Двум студентам предлагается моделировать ситуацию консультирования. При этом педагог периодически прерывает процесс и предлагает группе определить психологический диагноз. Задача упражнения показать ошибочность преждевременных предположений.

Другой вариант. Студенты выполняют работу в тройках – клиент, консультант, наблюдатель. Задача наблюдателя периодически останавливать процесс, записывать гипотезы консультанта и, если организация процесса была подчинена первоначальному представлению, по окончании показать игнорируемую информацию. Роли в тройках меняются. Целесообразно затем провести обсуждение в группе.

 

Задание 3.

Направлено на осознание различия между наблюдаемыми информационными сигналами и их интерпретацией. Помогает избежать слияния. Работа в тройках. Консультант наблюдает за молчащим клиентом и говорит о замеченных невербальных проявлениях, каждый раз начиная фразу со слов: «Я замечаю…». Наблюдатель следит, чтобы замеченное не смешивалось с мнением. Например: «Я замечаю смущение…».

Целесообразно затем проведение более сложного варианта – соединение наблюдаемого с мнением. Фраза строится следующим образом: «Я замечаю… и я думаю…». Например: «Я замечаю, что ты опустил глаза, и я полагаю, что ты смущен».

 

Задание 4.

Направлено на осознание проекции. Работа в тройках. По окончании отведенного времени, консультант пробует определить, что за время беседы происходило с клиентом. Наблюдатель записывает, затем передает записанное консультанту и последний, используя список, рассказывает о своих чувствах в консультации. Задача – выявить возможные проекции.

 

Задание 5.

Направлено на осознание проекций, а также преодоление страха перед непониманием в консультировании. Работа в тройках. Студенту предлагается разыграть роль «глупого» консультанта, не понимающего значения прилагательных, наречий, а также существительных, обозначающих качество (например — глупец, трус) и глаголов, обозначающих состояние (например – струхнул, разозлился).

Поэтому консультант все время задает проясняющие вопросы: «Как ты чувствуешь себя, когда ты…(глупец, один)», «О чем твоя…(злость, страх)» и т.д. Наблюдатель следит, чтобы консультант не пропускал слова. Упражнение дает возможность заметить, как часто значение слова для клиента, не соответствует значению того же слова для консультанта.

 

Задание 6.

Направлено на развитие рефлексии. Работа в тройках. По окончании беседы консультант обозначает свое состояние после консультирования и в обсуждении с наблюдателем пытается определить, как с какими моментами консультационного процесса оно связано.

Вариант: Если консультанту сложно вербализовать состояние, он выражает его в рисунке. Наблюдатель делится впечатлением от изображенного. Затем консультант с помощью наблюдателя пытается связать состояние с процессом.

 

Задание 7.

Направлено на развитие рефлексии. Работа в тройках. По окончании беседы консультант приводит метафору к отношениям между ним и клиентом в процессе консультирования. Это может быть пантомима, строчка из песни, поговорка и др. Наблюдатель приводит свою метафору. Затем оба обсуждают, как метафора отражает процесс консультации.

 

Задание 8.

Направлено на развитие рефлексии и снятие психологических барьеров в консультативной деятельности. Работа в тройках. Студент определяет, как он себя чувствует в роли консультанта. (Как правило, называются негативные качества: «юнец», «парализованный», «запуганный» и т.п.) Вместе с наблюдателем обговаривается поведение консультанта, исходя из данной роли. Затем консультант проводит работу, стараясь соответствовать определенной форме поведения. По окончании работы – обмен мнениями в тройках и группе. Упражнение приводит к снятию напряжения и признанию возможности продуктивной работы в любом осознанном состоянии.

 

Задание 9.

Направлено на развитие рефлексии и снятие психологических барьеров в консультативной деятельности. Студент определяет присущие ему, как консультанту, качества. На основании полученного списка составляется список качеств, прямо противоположных. Затем консультант проводит работу, стараясь соответствовать последнему списку. Наблюдатель помогает не выходить за рамки роли. По окончании – обмен впечатлениями в тройках и группе.

 

Развитие навыков организации и анализа консультативного процесса.

 

Выработка умений организации и анализ процесса так или иначе производятся уже при выполнении заданий, направленных на формирование базовых умений консультирования. Целенаправленное научение анализу процесса может происходить как в рамках аудиторных занятий, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Возможные формы проведения практических занятий:

1. Педагог проводит консультацию с последующим методическим разбором.

2. Студент проводит беседу с клиентом, после чего получает методический анализ педагога.

3. Студент проводит беседу с клиентом, после чего проводит самоанализ работы.

4. Педагог или студент проводит консультативную работу, после чего члены группы анализируют процесс.

Самостоятельным заданием может быть разработка студентами плана анализа консультативной работы, включающего следующее содержание:

— проблема клиента,

— задачи работы,

— стратегии решения поставленных задач,

— что происходило с клиентом в процессе консультирования,

— что происходило с консультантом в процессе консультирования,

— отношения клиента с консультантом и их динамика,

— результаты консультирования.

 

Формы самостоятельной работы студентов

1. Изучение опыта работы психолога — консультанта в каком – либо психолого-педагогическом центре.

2. Запись собственной беседы со школьником, обратившимся к студенту с вопросом личного характера.

3. Получение опыта клиентской работы у практикующего психолога- консультанта.

 

Формы методической помощи студентам в организации самостоятельной работы

 

1. Учебные занятия по ознакомлению с работой организаций, предлагающих населению услуги психолога-консультанта.

2. Учебные занятия по обмену опытом личной консультативной практики.

3. Индивидуальное психологическое консультирование студентов (по их желанию).

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Семинар I

Общие вопросы консультирования.

1. История психологического консультирования.

2. Отличие консультирования от других областей практической деятельности психолога.

3. Виды психологического консультирования.

4. Методологические принципы консультирования.

 

Задание для самостоятельной работы:

· Определите соответствие методологических принципов психологии и методологических принципов психологического консультирования.

· Дайте анализ конкретной консультативной работы с точки зрения реализации принципов консультирования.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М.,

2000.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

4. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

 

 

Семинар II

Теоретические основы консультирования.

1. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании.

2. Личностно-центрированный подход в консультировании.

3. Экзистенциальный подход в консультировании.

4. Когнитивно-бихевиориальный подход в консультировании.

5. Гештальт-терапевтический подход в консультировании.

6. Транзакный анализ.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

· Определите различия в теоретических подходах к консультированию по схеме

Временной фокус Сфера преобразо- вания Цель консульти- рования Роль кон-сультанта Ст. актив- ности клиента Методы Ограниче- ния
             

· Приведите примеры действия известных вам защитных механизмов.

· Опишите пример консультативной работы с позиции транзактного анализа.

 

Литература:

1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

2. Джордж, Т. Кристиани. Консультирование: теория и практика. М., 2005.

3. Р. Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

4. Таланов В.Л. Справочник практического психолога. СПб., 2003.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001. (25 экз.).

 

Семинар III.

Этические аспекты консультирования.

1. Профессиональная этика консультанта.

2. Ограниченность и противоречивость этических кодексов.

3. Этические проблемы школьного консультирования.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

· Определите сферы совпадения и различия моральных, правовых и этических норм в консультировании.

· Составьте примеры этически противоречивых ситуаций в консультировании. Используя известные вам этические кодексы консультанта, приведите аргументы в пользу того или иного решения.

· Используя этические стандарты известных вам ассоциаций, определите значимые для себя принципы консультативной работы.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2000.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

4. Немов Р.С. психологическое консультирование. М., 2001.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

 

Семинар IV.

Трудности в консультировании.

1. Природа и основные принципы работы с сопротивлением в консультировании.

2. Основные причины трудностей, испытываемых клиентом в консультировании.

3. Поддержание «трудного» поведения клиента консультантом.

 

Задание для самостоятельной работы:

· Составьте типологию «трудных» клиентов.

· На основе полученной типологии приведите примеры поведенческих реакций клиентов и определите стратегию работы консультанта в подобных случаях.

 

Литература:

1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

2. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами.СПб., 2002.

3. Мастерство психологического консультирования. /Под ред. Бадхена А.А. СПб., 2002.

4. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

 

 

Семинар V.

Психолого-педагогические проблемы в консультировании.

1. Основные задачи и методы консультирования в начальной школе.

2. Основные проблемы консультирования в младшем подростковом возрасте.

3. Консультирование в старших классах средней школы.

 

Задание для самостоятельной работы:

· Составьте классификацию методов консультирования. Определите особенности использования методов консультирования в работе с различными возрастными категориями.

 

Литература:

1. Берменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

2. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании: Хрестоматия. М., 2003.

3. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании: Практикум. М., 2003.

4. Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. М., 2004.

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Психологическое консультирование как часть практической психологии.

2. Теоретические основы психологического консультирования.

3. Методологические основы психологического консультирования.

4. Качества эффективного консультанта. Поддержание профессионального уровня консультанта.

5. Влияние личностных установок консультанта на процесс и результативность консультирования.

6. Этические принципы консультирования

7. Построение отношений консультирования.

8. Источники и виды информации в консультировании.

9. Эффективная коммуникация в беседе с клиентом и способы ее достижения.

10. Особенности работы на различных этапах консультирования.

11. Методы и приемы консультирования.

12. Технология ведения беседы и ее базовые принципы.

13. Типичные ошибки консультанта.

14. Категории трудных клиентов, принципы работы с ними.

15. Задачи консультирования в различных возрастах.

16. Актуальные проблемы консультирования в детском возрасте.

17. Принципы консультативной работы с детьми.

18. Методы и приемы работы с детьми в консультировании.

19. Взаимодействие с родителями в процессе консультирования.

20. Особенности консультативной работы с подростками.

21. Особенности консультативной работы с пожилыми людьми.

22. Задачи консультирования в различных сферах деятельности.

23. Особенности телефонного консультирования.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.

М., 2000.

3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

4. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М.,1992

5. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование. М., 1993.

6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

7. Большой толковый психологический словарь./Ребер А. М., 2001.

8. Вильям А. Уоллес, Дональд Л. Холл. Психологическая консультация. СПб., 2003.

9. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

10. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2005.

11. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами.СПб., 2002.

12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

13. Мастерство психологического консультирования. /Под ред. Бадхена А.А. СПб., 2002.

14. Меновщиков Ю.В. Введение в психологическое консультирование —

М., 1998.

15. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 2001.

16. Мортон Четик. Техники детской терапии. Психодинамические

стратегии. СПб., 2003.

17. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

19. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.

20. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

21. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога. 1998. №8.

22. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования психологической коррекции. М., 2001.

 

 

Учебный план курса «Психологическое консультирование»

 

 

  №   Наименование разделов Всего часов
ДО ОЗО
Лз Пз Ср Лз Пз Ср
Психологическое консультирование как часть практической психологии.            
Теоретические основы психоконсультирования            
Методологические основы психоконсультирования              
Этические проблемы в психоконсультативной работе            
Требования к личности консультанта              
Организация работы психоконсультанта            
Этапы и фазы консультирования              
Техника и методы консультирования              
Типичные сложности в процессе консультирования            
Ролевые задачи психоконсультанта              
Особенности консультативной работы с различными возрастными категориями              
    Итого:          

 

Программа курса «Психологическое консультирование»

 

 

Тема 1. Предмет, методы, задачи курса

 

Психологическое консультирование как вид психологической помощи. Цели, задачи психологического консультирования. Отличие психологического консультирования от других областей практической психологии. Ограничения в деятельности практического психолога.

 

Тема 2. Теоретические основы консультирования

 

Виды психологического консультирования. Глубинная психология как один из подходов к практике психологического консультирования. Поведенческое направление в психологическом консультировании. Подходы к практике психологического консультирования и коррекции в современной практической психологии.

 

Тема3. Методологические основы психологического консультирования

 

Значение теоретической базы в консультировании. Проблема житейского и научного знания в работе психолога-консультанта. Выбор теоретической модели в консультативной деятельности.

Роль диспозиционных и ситуативных факторов в поведении. Роль переживания в развитии. Проблема безопасности и ответственности в консультировании. Когнитивная и эмоциональная составляющая взаимодействия. Проблема эффективности психоконсультирования.

 

Тема 4. Этические и правовые аспекты консультирования

 

Этические проблемы в психоконсультационной работе. Этический кодекс психолога-консультанта. Позиция психолога во взаимодействии с заказчиком, клиентом и вовлеченными лицами. Ограничения во взаимодействии консультанта и клиента.

 

Тема 5. Роль личностных особенностей в процессе консультирования

 

Требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта. Профессиональные ограничения в консультативной работе. Влияние личностных установок консультанта на организацию процесса и содержание консультирования. Качества эффективного консультанта.

 

Тема 6. Организация работы психоконсультанта.

 

Требования к организации рабочего места и режима работы консультанта. Прием заказа и заключение договора с клиентом. Дополнительные требования и «особые» условия работы. Нарушения договорных условий и их последствия. Влияние организационных условий на и качество консультативной работы.

 

Тема 7. Этапы и фазы консультирования

 

Ролевые позиции в консультировании. Прояснение проблемы, оформление запроса. Фаза установления доверительных отношений. Задачи и содержание первичного интервью. Выявление личностных затруднений и поиск решения проблемы. Этап ассимиляции опыта. Завершение отношений консультирования.

 

Тема 8. Техника и методы консультирования

 

Определение понятий: техника, приемы, методы консультирования. Особенности использования различных методов и приемов на различных этапах консультирования (зеркализация, перефразирование, интерпретация. Отражение чувств, прояснение, эксперимент, фокусировка, фрустрация и т.д.).

источники и виды информации в консультировании. Полезные невербальные и словесные поведенческие приемы.

 

Тема 9. Типичные сложности в процессе консультирования.

 

Типы «трудных» клиентов. Проблема сопротивления в консультировании. Типы сопротивления. Формы сопротивления (уклонение от коммуникации, манипулятивное поведение, малосодержательное общение, нарушение правил и др.).

 

Тема 10. Консультант как источник трудностей в консультировании.

 

Типичные ошибки консультанта. Ролевые позиции в консультировании. Перенос и контрперенос в консультировании. Обычные «белые пятна» консультанта.

Поддержание профессионального уровня консультанта

Симптом «профессионального выгорания». Необходимая психогигиена труда консультанта. Возможности самоподдержки. Роль супервизии в консультативной деятельности. Значение профессионального сообщества в поддержании профессионального уровня консультанта.

 

Тема 11. Ролевая специфика консультативной деятельности.

Особенности задач и специфика ответственности в различных видах деятельности консультанта (эксперт, супервизор, педагог-наставник и др.).

Телефонное консультирование как особый вид деятельности консультанта.

Групповое консультирование.

 

Тема 12. Особенности консультативной работы с различными возрастными группами.

 

Психологические проблемы «нормального» детства. Особенности работы с детьми различного возраста. Проблемы и принципы взаимодействия с родителями. Особенности консультирования лиц пожилого возраста.