Раздел 2. Психология учебной деятельности и ее субъекта
Компоненты образовательного процесса: научение, учение, учебная деятельность, обучение. Виды научения. Характеристики и стороны учебной деятельности. Мотивация учения. Структура учебной деятельности. Основные характеристики учебных задач. Виды учебных действий. Виды контроля и их формирование. Показатели сформированности действий контроля. Стадии проявления самоконтроля. Оценка и самооценка. Виды самооценки в учебной деятельности.
Образовательный процесс включает различные компоненты: обучение, учебную деятельность, учение, научение.
Научение— всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности ребенка, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. Оно бывает двух видов:
1) рефлекторное — носит бессознательный, автоматический характер. Сродни дрессуре или подражанию;
2) когнитивное — усвоение новых знаний и способов действий посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и тренировки (ребенок внимательно наблюдает за взрослым, пробует его действия, тренируется).
Обучение— целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Часто считается, что обучение — это деятельность учителя. На самом деле обучение — процесс активного взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, способы действий.
Учение— активность субъекта, его деятельность и фактор его психического развития.
Учение— двойной процесс: накопление знаний и овладение способами оперирования ими, приемами их добывания и применения. При рациональных условиях обучения оба эти процесса равномерно прогрессируют, но при неправильной организации обучения может произойти отставание одного процесса от другого — интенсивное накопление знаний может сочетаться с недостаточным ростом умений оперировать ими. Вторая сторона учения неразрывно связана с мышлением, в то время как первая (накопление знаний) может и не иметь столь тесную связь с ним, а быть связана с памятью.
Тема 1. Наука как вид деятельности. Классификации наук
... воображение (фантазия). Современная наука солидаризируется с мнением, что разные виды деятельности предполагают разную степень активности отделов мозга и полушарий. Считается, что ... основания. В первую очередь по их значимости для научного знания и развития различных областей социально-экономической жизни выделяются фундаментальные ... Английский учений Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса ...
Учение как творческое усвоение зависит от трех факторов — от того, чему обучают (1), от того, кто и как обучает (2), и оттого, кого обучают (3):
1) характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;
2) он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом конкретном случае;
3) он зависит и от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития, от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.
Учебная деятельность— воспроизведение накопленных человечеством знаний, умений и исторически возникших способностей (рефлексии, мыслительных операций).
Характеристики учебной деятельности:
· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
· общие способы действий предваряют решение задач, то есть программа действий;
· она ведет к изменениям в самом субъекте; изменения психических свойств и поведения обучающегося осуществляются в зависимости от результатов своих собственных действий, то есть в ней формируется самоконтроль и саморегуляция.
В учебной деятельности выделяют три стороны:
а) содержательную — содержание усваиваемых знаний;
б) операциональную — — способы действии по усвоению знаний;
в) мотивационную — заинтересованность в получении знаний, желание учиться.
Из этих трех сторон третья, мотивационная сторона в наименьшей степени зависит от учителя, однако ее отсутствие сводит на нет все усилия учителя по обучению учеников.
Понятие мотивации в психологии рассматривают в двух аспектах: широком и узком. В широком — это совокупность тех психологических моментов, которые определяют поведение человека в целом. В узком -это мотивация конкретных форм поведения человека. Выделяют три типа мотивации учения (А.К. Маркова).
1.Отрицательная мотивация — осознание школьником определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
2. Положительная мотивация — также связана с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности:
а) мотивация, определяемая социальными устремлениями (долг перед родителями, нахождение своего пути в жизни);
б) узколичные мотивы — дорога к личному благополучию;
в) прагматическая мотивация — польза, которую можно извлечь из знаний или из учебы. Необходимо отметить, что данный вид мотивации все больше и больше распространяется среди обучающихся разных уровней: от школы до вуза.
3. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности, — мотивы познавательного интереса, получения знаний.
Далеко не все мотивы осознаются самим человеком (тем более в детстве), но определить тенденцию формирования мотивации можно и нужно.
Взаимосвязь смысловой сферы личности и мотивации учебно-профессиональной ...
... оптимизации учебно-познавательной деятельности периода юности является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, ... Бузин, 1992). Методика «Мотивация учебной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана (1987))»,«Методика определения мотивации учения» (Каташев В.Г.(1989)). Метод ...
Начиная работу по формированию мотивации учения, необходимо знать ее уровень и характер. Особенно большие возможности для такой диагностики имеются в начальных классах, где ученики более откровенны и непосредственны в своих высказываниях, в ответах на вопросы постоянно общающегося с ними учителя.
Полезно выявить: понимает ли ученик одновременно общественную и личную значимость учения, осознает ли учение как долг или как личную потребность; стремится он иметь глубокие и прочные знания или в основном хочет лишь получать хорошие отметки; понимает ли опасность накопления пробелов в знаниях; как он относится к требованиям учителей и родителей, понимает ли полезность их выполнения для себя самого, умеет ли убеждать себя в необходимости выполнения таких требований; что у него преобладает: любопытство, любознательность или познавательный интерес? Зная состояние мотивов учения, педагог может своевременно подсказать школьнику, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать. Ведь многие учащиеся вообще не задумываются над тем, что побуждает их учиться, и иногда бывает достаточно обратить их внимание на эту сторону учения, как они с охотой начинают заниматься самовоспитанием хотя бы в самых элементарных его формах. Конечно, им приходится подсказывать приемы такого самовоспитания.
Важное значение имеет четкое предъявление требований со стороны учителей, единство таких требований, ясная мотивировка выставляемых отметок. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует учителей, родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».
Выделяют два пути воздействия на мотивацию ученика.
1.«Сверху вниз» — проводится работа по осознанию мотивов, ребенку раскрываются цели, задачи, которые у него по замыслу взрослого необходимо сформировать.
2. «Снизу вверх» — воспитание мотивации происходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка при его максимальной активности.
Кроме того, выделяют ряд методов формирования устойчивой положительной мотивации.
1.Содержание учебного материала должно соответствовать потребностям ребенка.
2. Соответствующая организация самой учебной деятельности:
а) создание учебно-проблемных ситуаций;
б) формулировка основных учебных задач;
в) стимулирование самоконтроля и самооценки.
3. Организация коллективных форм совместной учебной деятельности.
4. Использование оценки.
В целом понятие «учебная деятельность» шире, чем понятие «учение». Учение — это элемент учебной деятельности, ее содержание, хотя на житейском уровне эти понятия употребляются как синонимы.
Учебная деятельность имеет свою структуру. В нее входят: учебные действия, учебные задачи, контроль и оценка.
Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему-то (применять правило, решать задачи и т. д.), усвоить какие-то закономерности, разобраться в каких-то правилах, сформировать определенный навык или умение.
Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе
... являются особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, ... систематизацию знаний. Здесь запоминание является как бы побочным продуктом учебной деятельности школьников. В психологии различают запоминание произвольное (преднамеренное) и непроизвольное ...
Любая учебная задача имеет операциональный состав.
1. Предметная область — класс фиксированных объектов, о которых идет речь (части речи, члены предложения, звукобуквенный состав слов).
2.Отношения, которые связывают эти объекты.
3.Требование — указание того, что необходимо установить в ходе решения (например, зависимость звуков от местоположения в слове буквы, которой они обозначаются).
4.Оператор — совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
К учебным задачам предъявляются определенные психологические требования, которые должны соблюдаться учителем, если он хочет быть эффективным.
1.Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач, то есть система.
2. При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.
3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.
4. Учебная задача должна конструироваться так, что бы прямым продуктом обучения стали средства деятельности, которые надо усвоить в процессе решения. Такими средствами являются рефлексия, контроль, ориентировка в задаче.
Учебные действия— это элементы деятельности. Отвечают на вопрос: как сделать что-то (прочитать, разобрать, выделить, подчеркнуть, найти однокоренные слова, сравнить понятия и т. д.).
Выделяют различные виды учебных действий, которые делятся по разным основаниям. 1. С позиции субъекта деятельности:
а) действия целеполагания;
б) действия программирования;
в) действия планирования;
г) испольнительские действия;
д) действия контроля (самоконтроля);
е) действия оценки (самооценки).
2. С позиции предмета учебной деятельности: преобразующие и исследовательские.
3. С позиции участия психических процессов:
а) мыслительные (логические);
б) перцептивные;
в) мнемические;
г) интеллектуальные.
4. По степени самостоятельности: репродуктивные и продуктивные.
Следующим компонентом учебной деятельности является контроль.Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль. Школьник, приходя в школу, не умеет контролировать свою деятельность, поэтому все контрольные функции первоначально выполняет учитель. Контроль учителя здесь должен быть постоянным и за ходом выполнения ребенком заданий, и за организацией им своей учебной деятельности, и за ее результатами. Параллельно учитель должен объяснять и показывать ученикам, как осуществлять контроль за своей работой, предъявлять образцы, на которые надо ориентироваться. Легче всего ребенку контролировать свои действия, соотнося их с результатом. Тяжелее всего контролировать организацию своей деятельности.
В подростковом возрасте разброс сформированности действий контроля достаточно широк: от тех, кто владеет начальными навыками контроля, до тех, кто достаточно хорошо контролирует свою учебную деятельность. В старших классах с контрольными действиями справляются практически все.
Показатели сформированности у учащихся действий контроля следующие:
o умение перед началом деятельности спланировать ее и определить субъективные трудности;
o умение изменять состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
o умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;
o умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
o умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Высшей стадией развития контрольных действий является самоконтроль.
Выделяют четыре стадии проявления самоконтроля.
1.Отсутствие самоконтроля. Контроль осуществляет учитель.
2. Полный самоконтроль. Учащийся контролирует, насколько полно и правильно он воспроизвел материал, но при этом не все отдельные ошибки замечает.
3. Выборочный самоконтроль. Учащийся контролирует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал.
4. Внутренний самоконтроль. Контроль осуществляется учащимся на основе каких-то личных примет. Уже начиная делать ошибку, тут же исправляет ее.
Со стороны учителя выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Назначение предварительного контроля —установление исходного уровня разных сторон личности учащихся, и прежде всего — исходного состояния познавательной деятельности. Учитель должен установить, какими знаниями, умениями обладает каждый учащийся, как у него сформированы познавательные психические процессы, чтобы опираться на эти сведения в процессе своей работы, по сути, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Текущий контрольучитель осуществляет в процессе закрепления нового материала. Важнейшая функция текущего контроля — обратная связь. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. На этом этапе надо контролировать содержание формируемых действий. Например, если в задаче несколько действий, учитель должен проконтролировать правильность выполнения каждого. Такой контроль называется пооперационным. Он дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки и тут же исправлять их.
Частота контроля зависит от этапа усвоения. На первых этапах он должен быть пооперационным. В середине — систематическим, то есть за каждым заданием, а в конце — эпизодическим, то есть по просьбе обучаемого или если у него встречается одна и та же ошибка.
В процессе текущего контроля оценка не выставляется, что, как известно, нарушается в школе на каждом уроке. Учителя, объяснив на одном уроке новую тему, на следующем уже вызывают учеников к доске и выставляют отметки, причем не только положительные, что еще возможно как стимуляция процесса обучения, но и отрицательные, хотя ученик еще в теме до конца не разобрался.
Ученики могут по-разному относиться к контролю. Они могут быть уверены в правильности своих действий и не нуждаться в контроле, а могут быть не уверены, тогда подтверждение правильности их действий их радует и стимулирует. Но бывает и так, что ученик в своих действиях уверен, но допускает ошибку. Тогда его реакция может быть неоднозначной: от желания разобраться в том, почему допущена ошибка, до раздражения и злости.
Учитель не в состоянии систематически контролировать каждого учащегося, поэтому сейчас предлагаются различные средства автоматизации контроля. Одним из таких средств является «Химическая шифровка». Делается карточка. В первой колонке записываются задания, во вторую надо вписать ответы. Вторая часть обрабатывается химическим реактивом. Детям дают специальные ручки — дешифраторы типа наливной или корректора. Они вписывают ответ или ставят точку в той или иной колонке второй половины листа. Если вписали в правильную колонку, ответ окрашивается в один цвет, если в неправильную — в другой. Дети таким образом сами себя проверяют.
И наконец, итоговый контроль.Он используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой. Для того чтобы правильно оценить результаты, учитель должен четко осознавать, для чего нужны учащимся эти знания, каковы показатели того, что они усвоены, и как это можно установить. Следовательно, надо разработать такие задания, которые учитывали бы все эти моменты. Это очень сложная задача, в решении которой учителям могли помочь психологи, однако учителя часто считают, что если психолог не преподает, предположим, физику, то и помочь в создании информативных проверочных заданий не может. Мнение это ошибочно, но, к сожалению, очень жизнестойко.
Результаты контрольных действий интегрируются в оценке. Необходимо различать отметку (балл) и оценку — развернутый анализ проделанной работы с указанием ее «плюсов» и «минусов». Оцениванию, как и контролю, надо обучать. Для этого ученики должны четко знать требования учителя, критерии, по которым выставляются отметки, уметь выделять форму и содержание выполняемой работы, глубину и полноту ответа, как своего, так и чужого. Хорошей формой работы здесь является взаимная проверка тетрадей, а затем перепроверка своей работы.
Оценка бывает двух видов:
1) ретроспективная — определение учащимся меры освоенности своих действий;
2) прогностическая — определение своих возможностей.
На основе оценивания формируется самооценка.
Учебную деятельность можно формировать. Для этого учителю необходимо научиться управлять всеми ее компонентами: структурой, мотивацией, различными ее видами. В случае эффективного формирования учебной деятельности идет активное психическое развитие учащихся. Можно выделить по крайней мере пять тенденций психического развития в учебном процессе.
Тенденция 1.Выражается в «движении» от непроизвольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности. Ученики учатся управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства достижения, преодолевая трудности и препятствия.
Тенденция 2.Выражается в становлении, развитии и стабилизации аналитико-синтетической функции интеллекта.
Тенденция 3.Состоит в постепенном переходе от практического к теоретическому мышлению.
Тенденция 4.Выражается в постепенной «интеллектуализации» познавательных процессов, что приводит к формированию целостной структуры интеллекта, в которой каждый познавательный процесс выполняет свою специфическую функцию; при этом развитие осуществляется в направлении от относительной автономности каждой из психических функций к их объединению в одну целостную структуру.
Тенденция 5.Выражается в переходе от внешней регуляции к саморегуляции.
При отсутствии соответствующей организации учебной деятельности, а также при отсутствии сознательности и активности со стороны учащихся в процессе обучения, из стен школы выходят обыватели с житейскими взглядами и отсутствием научного мировоззрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В. Петровского. М., 1981.
2. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М, 1990.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Приведите примеры проявления каждого компонента учебной деятельности:
а) в начальной школе;
б) в средней школе;
в) в старших классах.
2. Дайте характеристику компонентов образовательного процесса.
3. Приведите примеры проявления типов научения.
4. В чем вы видите специфику мотивации учения?
5. Дайте психологическую характеристику компонентов структуры учебной деятельности.
6. В каком возрасте должна быть сформирована способность контролировать свою учебную деятельность? Докажите.
7. |
Каковы показатели сформированности действий контроля?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Образовательный процесс не включает в себя:
а) воспитание;
б) обучение;
в) учение;
г) учебную деятельность.
2. Активность субъекта и фактор его психического развития — это:
а) научение;
б) обучение;
в) учение;
г) учебная деятельность.
3. Процесс активного взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате которого у последнего формируются определенные знания, умения, способы действий, называется:
а) научением;
б) обучением;
в) учением;
г) учебной деятельностью.
4. Основной стороной учебной деятельности, от которой зависит ее эффективность, является:
а) содержательная; :
б) операциональная;
в) мотивационная;
г) контрольно-оценочная.
5. Мотивация учения, основанная на осознании школьником определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться, называется:
а) отрицательной;
б) положительной;
в) узколичностной;
г) познавательной. ;
6. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности, называется:
а) отрицательной;
б) положительной;
в) узколичностной;
г) познавательной. I
7. Специфика мотивации учебной деятельности заключается в том, что она:
а) зависит от изучаемого предмета;
б) связана с успеваемостью школьника;
в) не всегда осознаваема учениками;
г) не всегда связана с содержанием учебной деятельности;
д) разная в разные возрастные периоды;
е) всегда познавательная.
8. К структуре учебной деятельности не относится:
а) мотивация;
б) учебная задача;
в) оценка;
г) учебные действия.
9. Контроль, в результате которого устанавливается исходный уровень знаний учеников, называется:
а) текущий;
б) предварительный;
в) итоговый;
г) самоконтроль.
10. Действия, направленные на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:.
а) ориентировочными;
б) исполнительными;
в) контрольными;
г) оценочными.
11. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это их:
а) форма проявления;
б) вид;
в) этап усвоения;
г) уровень усвоения,
12. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
а) часть — целое;
б) вид —род;
в) форма — содержание;
г) строение — функция.
13. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность;
б) осознанность;
в) прочность;
г) освоенность.
14. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:
а) разумность;
б) осознанность;
в) прочность;
г) освоенность.
15. Вставить пропущенные слова в определения компонентов операционального состава учебной задачи:
а) указание того, что необходимо установить в ходе решения, — это (…);
б) класс фиксированных объектов, о которых идет речь, — это (…);
в) совокупность действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение,— это (…).
16. Определить, какие виды учебных действий выделяются с позиции:
а) субъекта деятельности;
б) участия психических процессов:
1) преобразующие;
2) целеполагания;
3) контроля;
4) мнемические;
5) репродуктивные;
6) планирования;
7) перцептивные;
8) интеллектуальные;
9) исследовательские;
10)оценки;
11)продуктивные;
12)программирования;
13)исполнительские.
17. Определить по высказываниям, о какой стадии самоконтроля идет речь:
а) контроль осуществляется учащимся на основе личных примет;
б) учащийся контролирует, насколько полно он воспроизвел материал, но не все ошибки замечает;
в) контроль осуществляет учитель;
г) учащийся контролирует только главное, ошибки исправляет сам.
Стадии самоконтроля:
1) отсутствие самоконтроля;
2) полный;
3)выборочный;
4)внутренний.