Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.

Раздел1. Основы криминальной психологии

 

Тема 1

Предмет, задачи и система юридической психологии

Семинарское занятие (2 часа)

 

Цели занятия:

1. сформировать представление о новой учебной дисциплине – юридической психологии.

2. Развить представление о связи юридической психологии с другими науками.

3. привить интерес к изучению юридической психологии.

План занятия:

1. История юридической психологии.

2. Предмет и задачи юридической психологии.

Контрольные вопросы:

1. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси­хологических знаний и как учебной дисциплины.

2. Задачи, решаемые юридиче­ской психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юри­дических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

3. Междисципли­нарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педа­гогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управле­ния, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, кримина­листикой и криминологией.

4. Связь юридической психологии с судебной психи­атрией.

 

Темы для докладов:

1. Зарождение юридической психологии как науки.

2. Область применения знаний по юридической психологии.

Основное содержание темы:

Предмет юридической психологии, ее место в психологической науке. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психо­логической науки. Основные пути и направления в её развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси­хологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридиче­ской психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юри­дических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Её методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисципли­нарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педа­гогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управле­ния, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, кримина­листикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психи­атрией

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...

... ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Психология управления как учебная дисциплина В начале третьего ... организации. В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, сферой изучения ... задачу изложить дисциплину глубоко, с учетом современных мировых достижений, но при этом немногословно, системно-структурировано, и самое главное – понятным языком. Отличительную особенность психологии ...

Литература

Основная:

2. Аминов ИИ Юридическая психология.- М., 2010.

3. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., — 2007.

5. Васильеве В.Л. Юридическая психология. — СПб, 2009.

6. Димитров А.В. Психология предварительного следствия. — М., 2007.

7. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М, 2008. 812 с.

8. Романов В.В. Юридическая психология.- М., 2011.

9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. — М., Юрайт, 2011.

 

Дополнительная.

9. Аминов И.И. Юридическая психология.- М., 2007.

10. Баранов П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов, В.И. Курбатов.- М., 2006.

Тема 2.

Психология личности преступника и мотивация противоправного поведения.

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия:

1. Получить представление о психологических за­кономерностях формирования мотивации преступного пове­дения, криминальной агрессии, и особенностях их про­явления в криминальной ситуации.

2. Сформировать представление о психологических закономерностях формирования качеств личностипреступника,особенностях их проявления в криминальной ситуации.

План занятия

1. Понятие противоправного поведения. Психологические предпосылки преступного поведения. Основные психологические принципы анализа криминального поведения.

2. Мотивация криминального поведения. Психологические ме­ханизмы формирования криминальной агрессии.

Психологическая защита в преступном поведении.

3. Понятие личности преступника.

4. Типологии личности преступника.

 

Контрольные вопросы

1. Психологическая характеристика преступной деятельности.

2. Смысловые установки в регуляции криминального поведения.

3. Методика психологического анализа преступного поведения и криминальной агрессии.

4. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.

5. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.

Темы для докладов:

1. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.

2. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.

3.Психологическая характеристика противоправного поведения и личности правонарушителя.

4. Психологические детерминанты мотивации преступного поведения.

Основное содержание темы: основные психологические принципы анализа противоправного поведения. Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности.

10 стр., 4916 слов

Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

... подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии. При криминологическом изучении на практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе ...

Мотивация противоправного поведения. Уголовно-правовая квалификация и психологическое содержание мотивов противоправного поведения.

Насильственные противоправные действия. Психологическая характеристика криминального насилия.

Роль бессознательных мотивов в регуляции криминального поведения. Ситуация первичной идентичности и ее воспроизводство в криминальной ситуации.

Смысловые установки в регуляции криминального поведения.

Понятие личности преступника. Основные группы психологических факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение: психологические особенности личности, социально-психологические условия жизнедеятельности человека. Влияние психологических аномалий на противоправное поведение.

Психологические типологии личности преступника. Психологические особенности личности корыстного, насильственного и корыстно-насильственного преступника.

Методика психологического портретирования личности преступника. Психологическая характеристика образа жизни и развития личности преступника. Основы практической диагностики психологических особенностей личности преступника. Зависимость объема и содержания психологического изучения личности преступника от целей и задач профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Литература

Обязательная:

Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 248–285, 286–305, 58–88; или Еникеев М.И. Основы общей и юриди­чес­кой пси­хо­логии.– М.,2010.– С. 301–322, 383–392; или Шиханцов Г.Г. Юри­­дическая пси­хология.– М.,2011.– Раздел 3.

Антонян Ю.М. Психология пре­ступ­ника и расследования преступле­ний / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М.,2008.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 212–228.

Дополнительная[1]:

Антонян Ю.М. Психология убийства.– М., 2007.

Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотива­ция пре­ступ­ного поведения.– Горький, 1974.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоя­тельства.– М., 1979.– С. 47–84.

Он же. Психологические способы изучения лич­но­сти обви­няемого.– М., 1983.

 

Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.

Семинарское занятие (2 часа)

Цель занятия:

1. Развитьпредставление о психологии фор­мирования личности несовершеннолетнего правонарушителя

2. Освоить основы анализа личности и профилактики подростко­вой преступности.

План занятия

1. Правосознание и психологические закономерности его фор­мирования, условия деформации правосознания. Понятие де­фектов правовой социализации.

2. Состояние и психологические причины преступности несо­вершеннолетних. Особенности формирования личности несо­вершеннолетнего правонарушителя и ее психологическая ха­рактеристика.

3. Основные проблемы и направления профилактики правона­рушений несовершеннолетних.

Темы докладов:

1. Пути профилактики преступности несовершеннолетних в современной России.

2. Влияние молодежной субкультуры на формирование личности несовершеннолетнего.

3. Правовой нигилизм среди молодежи в современной России как проблема.

Основные понятия

Явление «поиска предела допустимого», свойствен­ное под­росткам с отклонениями в поведении, проявляется в следующих особеннос­тях поведения и системы представлений подростков:

— поведение как испытание своих качеств;

— поведение как исследование возможных реак­ций со стороны ближайшего окружения;

— поведение как попытка манипулирования и оперирования ка­чествами, как своими, так и качес­твами лиц ближайшего ок­ружения;

— система возражений и сопротивлений строит­ся с акцентом на нормы справедливости (ссылка на игнорирование справедли­вости и «всеобщее наруше­ние норм». Этим подростки оправ­дывают свое пове­дение);

— как правило, коммуникация затруднена в свя­зи с возникшими превентивными барьерами (смысловым, эмоциональным, так­тическим);

— попытка изобразить свои личностные особенности практиче­ски путем специфического демонстра­тивного поведения;

— обычно это демонстрация инструментальных качеств, «вра­щающихся» вокруг наиболее ценного для подростка приобре­тения – воли;

— создание своего собственного «фонда представ­лений» о мире и об окружении (это тот мир, в котором подросток ориентиру­ется);

— готовность противодействовать и создавать свои собственные границы понимания и представлений (представления подро­стков чаще всего резко отлича­ются от общепринятых)[2].

Стадии и основные кризисы развития личности (по Э. Эриксону)[3]

Примерный возраст кризиса Явления позитивного разрешения кризиса Негативное для лично­сти разрешение кризиса
До 1 года Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни Базальное недоверие к миру, пессимизм, стрем­ление к смерти
1–3 года Автономия, само­стоятельность, опрят­ность, воля Сомнение, стыд, зависи­мость от других
3-6 лет Инициативность, це­леустремленность, активность, предпри­имчивость, самостоя­тельность Пассивность, подража­ние образцам, вина
6-11 лет Уверенность в себе, компетентность Неполноценность, неве­рие в свои силы
11-20 лет Цельная форма эго-идентичности, нахо­дит свое «Я», вер­ность себе, принятие людьми Диффузия идентичности, тревога, одиночество, не нашел свое «Я», непри­знание людьми, «пута­ница ролей», враждеб­ность
20-25 лет Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь Изоляция, одиночество
25-50 лет Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью Опустошенность, застой, регрессия
Старше 50 лет Окончательная форма эгоидентичности, принятие себя и жизни, мудрость Разочарование в жизни

 

Литература

Обязательная:

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 229–233.

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 58–90.

Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности / Ю.М. Ан­то­нян, Е.Г. Са­мо­ви­чев.– М.,2009.

Поздняков В.М. Психологические особенности профилактики пре­ступности несовершеннолетних // Прикладная юридическая пси­хология.– М., 2001.– С. 484–497.

Дополнительная[4]:

Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно­летних / Под ред. С.А. Беличевой.– Тюмень, 1985.

Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонару­шителей (социально-психологические особенности).– М., 1993.

Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.– Саратов, 1980.

Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–401.

Раздел 2. Основы профессиональной психологии сотрудников ОВД

Тема 5. Психологическая характеристика профес­сио­нальной деятельности сотрудников ОВД

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия: сформировать знания об условиях, видах и си­туациях деятельности сотрудников ОВД, профессионально важ­ных качествах личности, характеристике психо­логиче­ской подго­тов­лен­ности будущих специалистов ОВД к работе с людьми.

План занятия

1. Психологическая характеристика условий деятельности со­трудника ОВД.

2. Цели и содержание психологической подготовки сотрудни­ков ОВД.

3. Психологическая характеристика ситуаций познания и обще­ния в работе сотрудника ОВД.

Контрольные вопросы

1. Психологическая характеристика профессионально важных качеств личности со­трудника ОВД.

2. Психологические приемы самоопределения и принятия реше­ний в ситуациях деятельности сотрудника ОВД.

Темы докладов:

1. Психологические проблемы подготовки специалиста в сфере обеспечения экономической безопасности.

2. Психотехника формирования эффективных привычек мышления и переживаний.

3. Психология личности профессионала. Пути и средства управления личностным профессионально значимым ростом сотрудников ОВД.

4. Психологические закономерности формирования профессионального мастерства и психологической подготовленности юриста.

Основные понятия темы:

Профессиональное мастерство – это со­во­куп­ность про­фе­с­ио­нально-значимых знаний, уме­ний, на­выков, не­обхо­димых для успеш­ного решения профессиональных за­дач, и личная психоло­гическая подготов­ленность к деятельно­сти в различных ситуа­циях (как типовых, так и экстремаль­ных).

Тре­бования к психоло­гической подготовленности сотрудника ОВД оп­ре­деляются пси­холо­гическим содержа­нием его деятель­но­сти и осо­бен­но­с­тя­ми ситуа­ций реше­ния профессио­нальных задач.

Условия деятельности сотрудников ОВД харак­теризуются инфор­ма­ционным и времен­ным дефицитом, многооб­разием ре­шаемых задач, противо­действием заинтере­со­ван­ных лиц. Подго­товка к работе с людьми составляет главную и ос­новную задачу пси­хологической подготовки будущих специалистов ОВД. Для успешной деятельности сотруднику ОВД необходима не только дос­та­точ­ная профес­сиональная компетентность, но и личная пси­холо­гиче­ская подготов­лен­ность. Мера сфор­миро­ванно­сти лич­ной подго­товленности опре­де­ляется по­ня­тием “психоло­ги­­чес­кая про­фес­сиональная культура”. Это – спе­ци­фи­­чес­кая ха­рак­теристика лич­ности профес­сионала, отра­жаю­щая уро­­вень раз­ви­тия его мо­тива­ции, способ­но­стей и личных пси­хо­техниче­ских средств уп­рав­ле­ния пси­хи­кой и поведе­нием людей.

Психологическая культура личности как интегральная ха­рак­теристика лич­ной психологической подготовлен­ности профес­сионала и будущего специа­листа выражает:

— уровень и динамику его личного профессиональ­ного са­мо­оп­ре­деления;

— качество психологической устойчивости;

— отношения к личным ограничениям и ресурсам лич­но­ст­ного роста;

— сформированность личной психологической куль­туры ха­рак­теризуется появлением личных техник ра­боты с людьми – ин­дивидуально-своеобразных прие­мов управ­ле­ния психикой и поведением людей, обоб­щен­ных до уровня прин­ципов (идей) психотехниче­ских дейст­вий.

Литература

Обязательная:

Романов В. В. Юридическая психология.– М., 2012.– С. 315–343;

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психо­логии.– М., 2010.– С. 355–358;

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М., 2011.– С. 58–90.

Носков В.А. Психотехника обучения уче­нию / В.А. Носков, Л.Н. Ива­нова.– Н. Новгород, 1997.– С. 85–91, 105–112.

Дополнительная:

Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразде­лений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човды­ро­вой.– М., 2004.

Носков В.А. Психотехника личност­ного профессионального роста/ В.А. Носков, Л.Н. Ива­нова.– Н. Новгород, 1997.– С. 11–19, 42–46, 50–58.

Носков В. А. Психотехника общения.– М., 2001.– Особен­нос­ти пси­хотехнической подготовки к ра­боте с людьми.

 

Раздел 3: Психологические средства расследования и раскрытия преступлений в деятельности сотрудника ОВД

Тема 7. Психологическое обеспечение основных
направлений оперативно-разыскной деятельности
сотрудников ОВД

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия: сформировать представление о психологическом строении и обеспечении ОРД ОВД.

План работы

1. Психологическая характеристика оператино-разыскной дея­тельности: предмет, методы, основные направления и про­блемы.

2. Психология личности оперуполномоченного.

3. Психологическая характеристика ситуаций профессиональной деятельности оперуполномоченного.

4. Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД. Пра­вила эффективной организации наблюде­ния.

5. Психологические механизмы утаивания значимой ин­фор­ма­ции, намерений и качеств личности. Психологические приемы диагностики скры­ваемых об­стоятельств.

Контрольные вопросы

1. Методика психологического анализа предприятий-объектов оперативного обслуживания.

2. Психологические методы переговорной деятельности с пре­ступниками, захватившими заложников.

Темы докладов:

1. Психологические проблемы обеспечения экономической безопасности.

2.Психологические проблемы подготовки специалиста в сфере обеспечения экономической безопасности.

5. Условия правомерности и техника психологического воздействия в работе юриста.

6. Особенности принятия решений в критических (экстремальных) ситуациях деятельности.

Основное содержание темы: функции и направления профессиональной деятельности сотрудников ОП ОВД.

Психологическая характеристика основных видов оперативно-разыскных мероприятий. Специфика познания и общения в деятельности сотрудников ОП ОВД.

Ролевое поведение сотрудника оперативного подразделения ОВД. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников ОП ОВД. Понятие, структура, механизмы психологического воздействия. Соотношения понятий «воздействие», «влияние», «внушение», «психологическое программирование» и др. Критерии правомерности психологического воздействия: правовые, этические, психологические.

Методы психологического воздействия и их сравнительная характеристика: убеждение, стимулирование, принуждение, переубеждение. Психологические условия эффективности воздействия. Стиль и мера психологического воздействия на разных стадиях общения с различными категориями граждан. Персональные психологические техники (подходы, приемы, средства) воздействия и возможности их формирования в условиях обучения и профессиональной деятельности.

Приемы психологического воздействия правонарушителей на сотрудников ОВД. Анализ ситуации психологического воздействия. Психотехника контрвоздействия. Психологические средства преодоления противодействия заинтересованных лиц.

Психологические особенности противодействия преступников оперативным мероприятиям ОВД. Использование психологических данных при осмотрах мест преступлений для разработки версий о вероятных способах маскировки лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Психологические маскировки преступного поведения. Психологическая характеристика способов маскировки преступной деятельности.

Учет психологических факторов при распознавании маскировки преступной деятельности. Психологические особенности личности преступника и их влияние на избираемые им способы маскировки. Психологические приемы распознания способов маскировки.

Психологические закономерности утаивания какого-либо обстоятельства. Понятие и виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, противодействие, проекция, замещение.

Литература

Обязательная:

Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразде­лений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човды­ро­вой.– М., 2004.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 186–195, 256–283.

Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-разыскной и следст­вен­ной деятельности.– М., 2009.

 

Дополнительная[5]:

Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно-служеб­ной деятельности сотрудников ОВД / И.С. Зубрилова, А.И. Скры­пников.– М., 2001.

Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столя­рен­ко.– М., 2009.– С. 509–513.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоя­тельства.– М., 1979.– С. 47–84.

Он же. Психологические способы изучения лич­но­сти обви­няе­мого.– М., 1983.

Черненилов В.И. Применение мето­дов психологического воздей­ствия при решении опе­ративно-служебных задач/ В.И. Чер­не­ни­лов, В.В. Юстицкий.– Минск, 1989. (Библиотека ДСП).

 

Тема 8. Психологические основы следственных действий

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия: сформировать представление о психологическом строении следственных действий, психологических законо­мерностях поведения людей в ситуациях допроса и обыска.

План занятия

1. Психологические факторы следственной деятельности.

2. Психология личности следователя.

3. Психологические приемы познания и общения в ситуациях допроса и обыска.

4. Психологические особенности личности участников следст­венных действий.

Контрольные вопросы

1. Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД. Пра­вила эффективной организации наблюде­ния.

2. Утаивание намерений и качеств личности партнерами в об­ще­нии. Психологические приемы диагностики скры­ваемых об­стоятельств.

3. Возможности, техники и условия правомерности психологи­ческого воздействия в ситуациях допроса и обыска.

Темы докладов:

1. Психологические приемы правомерного воздействия на личность допрашиваемого.

2. Диагностика личности допрашиваемого по внешним признакам.

3. Способы преодоления психологических барьеров в профессиональном общении следователя.

4. Диагностика лжи по внешним признакам.

5. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.

Основные понятия

Допрос при производстве расследования – это процесс полу­чения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для дела. Этот способ получения до­ка­зательств по делу требует от сотрудника знания психоло­гии людей, владения мас­терством профессионального наблю­дения и психологического воздействия с целью получения достовер­ных показаний и диаг­ностики лжи–иск­рен­но­сти.

Обыск – следственное действие по обследованию объектов и отдельных граждан с целью отыскания и изъятия скрытых пред­метов и документов, имеющих доказательное значение для рас­крытия преступлений. Основными психологическими задачами обыска яв­ляются: предварительный сбор разнообразной инфор­мации об обыски­ваемом, выдвижение версий на основе рефлек­сии, сбор психо­логической информации в процессе наблюдения за обы­ски­ваемым.

Следственный эксперимент – следственное действие, со­стоящее в проведении специальных опытов с целью про­верки собранных по делу доказательств, получения новых до­каза­тельств, проверки и оценки следственных версий о воз­можно­сти существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела. Результаты следственного эксперимента интерпре­тируются как наличие объективных возможностей осуществ­ления опреде­ленного действия или события и как субъектив­ная возможность выполнения определенного дейст­вия данным лицом. Одной из психологических задач сотруд­ника при про­ведении следствен­ного эксперимента является эффективное наблюдение.

Наблюдение – планомерное, целена­правленное вос­при­ятие чего-либо. Наблюдательность как свойство лич­но­сти про­яв­ля­ет­ся в способности выяв­лять и анализировать ма­лозамет­ные, но зна­­чи­мые для анализа личности факты по­ве­дения на­блю­да­емых людей.

Литература

Обязательная:

Антонян Ю.М. Психология пре­ступ­ника и расследования престу­плений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М., 2009.

Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2011.– Гл. 12, 14; или Еникеев М.И. Основы общей и юридической психо­ло­гии.– М., 2010.– С. 412–486; или Шиханцов Г.Г. Юриди­ческая психоло­гия.– М., 2011.– Раздел 4; или Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.– М., 2009.– С. 170–186.

Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столя­ренко.– М., 2008.– С. 388–399, 406–409.

Дополнительная[6]:

Беркович О.Е. Коммуникативная практика сотрудников ОВД при проведении допроса. УПП- Н.Н., 2012.

Васильев В.Л. Юридическая психология.– М., 2010.– Гл. 10.

Лубин А.Ф. Производство следственных действий: закон и тактика.– Н. Новгород, 2000.

Методыприкладной психологии в раскрытии и расследовании пре­ступлений.– М., 1999.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоятельства.– М., 1979.

Экман П. Психология лжи.– М…., Питер, 2011.

Тема 9. Нетрадиционные методы расследования преступлений

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия: сформировать представление об условиях и методах использования экстрасенсорных данных, гипноза и полиграфа в деятельности ПОО.

План работы

1. Гипнорепродукционный опрос (следственный гипноз): понятие и процедура получения свидетельских показаний.

2. Правовые основания, регулирующие условия применения полиграфа в деятельности оперативных подразделений ОВД.

3. Психологическое портретирование личности неустановленного преступника как нетрадиционный метод раскрытия уголовных преступлений.

Контрольные вопросы

1. Методы оценки выраженности экстрасенсорных способностей лиц, участвующих в раскрытии преступления. Требования к организации работы с ними.

2. Следственный гипноз: условия получения свидетельских по­казаний.

3. Методика (условия, тесты, процедуры) полиграфных прове­рок.

4. Барьеры общения при выявлении скрываемого обстоятельства.

Темы докладов:

1. Правовые основания применения полиграфа в деятельности ОВД.

2. Особенности проведения гипнорепродукционного допроса (следственного гипноза) в деятельности ОВД.

3. Практика применения экстрасенсорных особенностей граждан для раскрытия преступлений в деятельности ОВД.

Основные понятия

Полиграф – техническое устройство, позволяющее фикси­ро­вать психические (скорость реакции, особенности ощуще­ний, восприятия, памяти, внимания, мышления и др.) и пси­хофизиоло­гические (частота пульса, артериальное давление, ритм дыхания, кожно-гальваническая реакция и др.) функции человека и их из­менение под влиянием психических состоя­ний, воздействий и различных обстоятельств[7].

Правовой основой применения полиграфа является Закон «Об оперативно-разыскной деятельности», разрешающий при­менять при проведении ОРМ «технические средства, не при­чи­няющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде»[8]. На основании действующего законодательства на «де­текторе лжи» может быть проверен любой гражданин Рос­сии, но только по его письменному согласию. Результаты по­лиграфного опроса носят вероятностный характер и не служит доказательст­вом по делу.

Тест контрольных вопросов (Джона Рейда) – перечень во­просов, предъявляемый опрашиваемому в определенной по­сле­до­ва­тельности: 1) критические–значимые, 2) нейтральные, 3) кон­т­ро­ль­­ные.

Критические вопросы касаются непосредственно выяс­няе­мых обстоятельств преступления, их задают в обвинитель­ной форме, например: «Вы убили Вашего знакомого Ивана К. 26 марта 1995 г.?» Обычно в тест включают 3–4 значимых во­проса, которые располагаются, как правило, на 3, 5, 8 и 9 по­зициях[9].

Нейтральные вопросы не имеют отношения к расследуе­мо­му делу, они используются в качестве так называемого бу­фе­ра, снимающего психическое напряжение. Нейтральные во­п­росы слу­жат следующим целям:

— определить уровень нормальных физиологических реак­ций;

— адаптировать субъекта к тесту;

— обеспечить возможность формулирования простых отве­тов;

— отделить эмоционально значимые ответы друг от друга;

— обеспечить возможность для дополнительной настройки по­лиграфа;

— привлечь (отвлечь) внимание лживого субъекта к участию в целенаправленных действиях, направленных на искаже­ние физиологических реакций (ответов) на нейтральные вопросы.

Ответы на нейтральные вопросы, как правило, являются правдивыми (ответ – «Да»).

Вместе с тем нейтральные во­просы не должны быть смешными (юмористическими), сму­щающими, стесняющими, затрудняющими, угрожающими. Они должны быть связаны с жизнью опрашиваемого, чтобы у оператора была возможность объяснить смысл таких вопросов – он уточняет де­тали биографии (имя, возраст, место житель­ства и т. п.) Ней­тральные вопросы обычно формулируют в следующем виде.

Вам … лет (называется точный возраст опрашиваемого или на 2-3 года меньше, чем возраст, определяемый на вид, в случае, когда он не известен)?

Вы живете в … (город, деревня, улица)?

Вас зовут … (имя опрашиваемого, в некоторых случаях имя субъекта, которым его называют знакомые, или кличка)?

Ваша фамилия …?

Вы сейчас находитесь в … (город)? (не рекомендуется за­давать вопрос типа «Вы сейчас находитесь в милиции?», так как этот вопрос мо­жет иметь особенное эмоциональ­ное значение для опрашиваемого).

Раньше Вы ходили в школу?

Вы пили когда-нибудь чай (молоко, кофе, и т.д., кроме ал­когольных на­питков)?

Вы когда-либо были в кино (в театре)?

Вы когда-либо читали книги (газеты)?

Сегодня (сейчас) … (год, день недели, число)?

Каждый тест включает 4–5 нейтральных вопросов, зада­вае­мых всегда на 1, 2, 4-й позициях и чаще всего на 7 пози­ции, доба­вочный 5-й нейтральный вопрос может вводиться в случае, если общее количество вопросов более 11 (общее число вопросов не рекомендуется превышать более 13) или в случае гиперреактив­ных психофизиологических реакций на значимые и контрольные вопросы.

Контрольные вопросы не относятся к обстоятельствам рас­следуемого дела, но касаются аспектов социально неодобряе­мого поведения. Контрольный вопрос по своей сути (смыслу) должен быть похож на тот, что находится в процессе рассле­дования. Это вопрос, на который при ответе опраши­ваемый может колебаться, прежде чем правильно на него от­ветить. Контрольные вопросы ставят опрашиваемого в за­труднитель­ное положение: если он ответит на них отрица­тельно, то он солжет, чем повредит репута­ции своей правди­вости; если он их подтвердит, то предстанет не в лучшем свете, поскольку это вынуждает его признаться в преж­них на­рушениях общест­венных норм. Контрольные вопросы по силе психо­ло­ги­че­ского воздействия должны быть приближены к критическим.

Характеристика барьеров общения при выявлении
скрывае­мого обстоятельства (по Л.Б. Филонову)[10]

Смы­сло­вой барьер характеризуется закрытостью сознания от влия­ния на него, поскольку соз­даны препятствия, чтобы не впу­с­кать ассоциации; про­является завышенной само­оценкой личности. Отсутст­вуют ре­зуль­таты на разъяс­нения и пояснения, особенно на трафаретные выражения. Частота повторов разъ­яс­не­ний закрепляет и повышает непроница­е­мость и про­ч­ность смы­слового барьера. Способы ослабления барьера: использование в речи иноска­за­ний, намеков, сужде­ний др. людей; постановка во­просов об относительности лю­­бых оце­но­к ценностей (на­при­мер, разные лица ино­гда вообще не мо­гут иметь одного суж­де­ния в связи с выра­жен­ными индивиду­аль­ными различиями: «У каж­дого своя правда»); метод «повивальной бабки» (метод Со­крата)

Кон­трольный барьер – это форма организации сокрытия лжи, при котором субъект не выпускает информацию, ко­торая может быть использо­вана экспериментатором в ка­честве первых элементов ас­социации. Особенности рече­вого поведения: произ­вольно удерживается от произнесе­ния как целых фраз и выра­жений, так и отдельных слов. Наличие тревожности по по­воду уже произнесенного, ска­занного (не дать повод к по­дозрению).

Способы ослабления барьера: прием повышения эмоционального со­стояния испытуемого вплоть до аффектив­ного возбуждения (при этом «сужается» соз­нание и снижаются функции контроля); прием «отгадывания испытуемого»; использование в речи неоп­ределенностей (прием «Папаша Гранде»); метод «крушения пла­нов» (фрустрации).

Так­ти­че­ский барьер отличается тем, что защита осуществля­ется путем уже имеющихся заготовок. Лицо не уклоняется от обще­ния по поводу каких-либо порицаемых поступков, но имеет ряд заготовленных фор­мул: «Нет человека, который бы не врал», «Все стремятся жить красиво» и т. д. Такие принципы направ­лены на нейтрализацию совести, опра­в­дание своего поведения. Способы ослабления барьера – довести установку допрашивае­мого до абсурда. Для этого его заготовку использовать в различ­ных вариантах с переносом на лич­ность опрашиваемого с неле­пыми выводами.

Литература

Обязательная

Приказ МВД РФ № 437 ДСП от 28.12.94 «Об утверждении Инст­рук­ции о порядке использования полиграфа при опросе граж­дан».

Гримак Л.П. Методы прикладной психологии в раскрытии и рас­сле­довании преступлений/ Л.П. Гримак, А.И. Ск­ры­п­ни­ков, А.Ю. Ла­говский, И.С. Зубрилова.– М., 1999.– С. 18– 45.

Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2011.– С. 423–428.

Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-разыскной и следст­вен­ной деятельности.– М., 2008.– Гл. 6.

Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столя­ренко.– М., 2008.– С. 388–392, 406–410.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2009.– С. 256–283.

Дополнительная[11]:

Использование полиграфных устройств в ОВД // Сборник норма­тивных актов и методических материалов / Под ред. А.И. Скры­­п­никова.– М., 1996.

Ковалев О.Г. Диагностика лжи / О.Г. Ковалев, Э.Ю. Амелин.– Ря­зань, 1996.

Типовые методики полиграфных исследований при опросе лиц, по­дозреваемых в причастности к преступлениям про­тив лич­ности и другим тяжким преступлениям.– М., 1996.

Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопас­ность.– М., 1998.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоятельства.– М., 1979.

Экман П. Психология лжи.– М…., Питер, 2011.

Тема 10. Судебно-психо­ло­ги­ческая экспертиза

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия: закрепить знание предмета судебно-пси­хо­ло­ги­ческой экспертизы, оснований ее на­зна­че­ния в уго­лов­ном и гражданском процессах.

План занятия

1. Понятие и основания назначения судебно-пси­хо­ло­ги­­ческой экспертизы.

2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Патологиче­ский и физиологический аффекты.

3. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

Темы докладов:

1. Психологические трудности в проведении посмертной СПЭ.

2. СПЭ эмоциональных состояний. Сложности, проблемы.

3. СПЭ потерпевших по уголовным делам о насильственных преступлениях сексуального характера против личности.

Основные понятия

Задача судебно-психологической экспертизы – оказание по­мощи суду, органам предварительного следствия в исследо­вании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, граж­данско-право­вым спорам, определении психологического со­держания юриди­ческих понятий, содержащихся в законе.

Предметом исследования судебно-психо­логи­чес­кой экс­пер­тизы являются психические процессы, состоя­ния, свойства пси­хически здоровых лиц, участвующих в уго­ловном и граж­данском процессах, особенности их психи­ческой деятельно­сти, времен­ные (неболез­нен­ные) измененные состояния соз­нания, эксперт­ная оценка которых значима для установления объек­тивной ис­тины по делу.

Основаниями назначения экспертизы служат необходи­мость определения: а) психического состояния свидетеля или потер­певшего в случаях, когда возникает сомнение в их спо­собности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; б) уровня умственной отсталости субъекта, не связанной с ду­шевным заболеванием, способности осознавать значение своих действий и руководить ими; в) психического состояния, из-за которого потерпевшая не могла понимать характера и значения совершаемых с ней дейст­вий или не могла оказать сопротивление виновному; г) спо­соб­ность лица выступать в качестве свидетеля; д) психические со­стояния и способности субъекта при разрешении гражданско-правовых споров и др.

Поводом назначения экспертизы являются такие признаки в поведении свидетелей, потерпевших, обвиняемых, как: не­адек­ватность ситуации, аффект, повышенная эмоцио­нальная возбу­димость, фрагментарность восприятия, психи­чес­кая бес­по­мощ­ность, нервно-психическая перегрузка, ка­жу­щаяся без­мо­ти­ви­ро­ван­ность, жестокость поступков и др.

Аффект – бурно протекающая эмоциональная реакция взрыв­­ного характера, наиболее кратковременные эмоцио­наль­ные со­стояния. Аффект возникает как ответ­ная реакция психики на опасность, угрозу жизни, невозможность существования (напри­мер, сохранения предыдущего образа жизни, взаимоотношений с людьми, отношения к миру и др.) после того, что произошло. Че­ло­век крайне быстро, не раздумывая, начинает действо­вать, за­щи­щая свои личные интересы и безопасность. Аффекты управ­ляют поведением человека, чаще всего вопреки его разумным интересам, тем самым дез­организуют слитность его деятельно­сти.

Психологические такие ситуации являются конфликтными, когда при необходимости продолжать деятельность он встреча­ется с субъективной оценкой препятствий как непреодолимых, с субъективной сложностью определения адекватного выхода из сложившейся ситуации и субъективным отсутствием адекватных средств для выхода из нее.

Поведенческие признаки аффектов могут изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания человека. Внеш­ние про­явления аффективного состояния могут по­давляться чело­веком. Однако, если ситуация, вызывающая аффект, по­вторя­ется, то это ведет к накоплению аффекта. Поэтому ино­гда даже по мало зна­чительному поводу может произойти аф­фек­тивный взрыв. Под­черкнем, что его может вызвать и не­значи­тельный раздражитель. Это задержанный и неадекват­ный си­туации аффект. Однажды возникнув, аф­фект оставляет в пси­хике аф­фективный след. Этот след мо­жет долгое время со­храняться в психике человека.

Сравнительная характеристика патологического и физиологического аффекта[12]

Стадии Патологический аффект Физиологический аффект
Подго­товите­льная Возникает в ответ на не­ожиданный сильный раз­дражитель, а в некоторых случаях – без повода Возникает: 1) в ответ на сильный аффектив­ный раздражи­тель; 2) в результате ак­куму­ля­ции аффек­тив­ных переживаний (в от­вет на малозначи­тель­ный раз­дражитель)
Стадия взрыва Сумеречное состояние сознания, искаженное восприятие окружаю­щего Сужение сознания
Стадия исто­щения Глубокий длительный сон, прострация, безраз­личие к окружающему Вялость, усталость, субъ­ективное чувство раская­ния

Литература

Обязательная:

Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 225–246; или Васильев В.Л. Юридическая психология.– М.,2007.– Гл. 11; или Еникеев М. И. Основы общей и юридической пси­хо­логии.– М.,2010.– С. 283-300, 530-549.

Аврамцев В.В. Судебно-психо­логи­чес­кая эк­с­пертиза физиологиче­ского аффекта / В.В. Аврамцев, Е.В. Васкэ.– Н. Новгород, 1998.

Дополнительная[13]:

Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экс­пер­ти­зу.– М., 1991.

Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Ме­тодическое пособие.– М., 1983

Нетрадиционныеметоды расследования преступлений.– М., 1993.

 

[1] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.

[2] Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–387.

[3] Эриксон Э. Детство и общество.– СПб., 2000.

[4] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.

[5] Самостоятельная работа по теме – 2 часа.

[6] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.

[7] Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2000.– С. 282.

[8] Федеральный закон от 12.08.95.– № 144-ФЗ «Об оперативно-разыс­к­ной деятельности» // Российская газета.– 18.08.95.

[9] Гримак Л.П. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследо­вании преступлений / Л.П. Гримак, А.И. Скрыпников, А.Ю. Лаговский, И.С. Зуб­ри­лова.– М., 1999.– С. 30–33.

[10] Петров А.М. Из записной книги полиграфолога / А.М. Петров, С.Г. Мяг­ких.– Пермь, 2003.– С. 162; Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­ваемого обстоятельства.– М., 1979.

[11] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.

[12] Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Мето­дическое пособие.– М., 1983.– С. 17.

[13] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.