Раздел1. Основы криминальной психологии
Тема 1
Предмет, задачи и система юридической психологии
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия:
1. сформировать представление о новой учебной дисциплине – юридической психологии.
2. Развить представление о связи юридической психологии с другими науками.
3. привить интерес к изучению юридической психологии.
План занятия:
1. История юридической психологии.
2. Предмет и задачи юридической психологии.
Контрольные вопросы:
1. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
2. Задачи, решаемые юридической психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
3. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией.
4. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Темы для докладов:
1. Зарождение юридической психологии как науки.
2. Область применения знаний по юридической психологии.
Основное содержание темы:
Предмет юридической психологии, ее место в психологической науке. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в её развитии.
Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Её методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией
Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...
... ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Психология управления как учебная дисциплина В начале третьего ... организации. В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, сферой изучения ... задачу изложить дисциплину глубоко, с учетом современных мировых достижений, но при этом немногословно, системно-структурировано, и самое главное – понятным языком. Отличительную особенность психологии ...
Литература
Основная:
2. Аминов ИИ Юридическая психология.- М., 2010.
3. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., — 2007.
5. Васильеве В.Л. Юридическая психология. — СПб, 2009.
6. Димитров А.В. Психология предварительного следствия. — М., 2007.
7. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М, 2008. 812 с.
8. Романов В.В. Юридическая психология.- М., 2011.
9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. — М., Юрайт, 2011.
Дополнительная.
9. Аминов И.И. Юридическая психология.- М., 2007.
10. Баранов П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов, В.И. Курбатов.- М., 2006.
Тема 2.
Психология личности преступника и мотивация противоправного поведения.
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия:
1. Получить представление о психологических закономерностях формирования мотивации преступного поведения, криминальной агрессии, и особенностях их проявления в криминальной ситуации.
2. Сформировать представление о психологических закономерностях формирования качеств личностипреступника,особенностях их проявления в криминальной ситуации.
План занятия
1. Понятие противоправного поведения. Психологические предпосылки преступного поведения. Основные психологические принципы анализа криминального поведения.
2. Мотивация криминального поведения. Психологические механизмы формирования криминальной агрессии.
Психологическая защита в преступном поведении.
3. Понятие личности преступника.
4. Типологии личности преступника.
Контрольные вопросы
1. Психологическая характеристика преступной деятельности.
2. Смысловые установки в регуляции криминального поведения.
3. Методика психологического анализа преступного поведения и криминальной агрессии.
4. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.
5. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.
Темы для докладов:
1. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.
2. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.
3.Психологическая характеристика противоправного поведения и личности правонарушителя.
4. Психологические детерминанты мотивации преступного поведения.
Основное содержание темы: основные психологические принципы анализа противоправного поведения. Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности.
Мотивация противоправного поведения. Уголовно-правовая квалификация и психологическое содержание мотивов противоправного поведения.
Правомерное поведение социально психологические и юридические аспекты
... субъективную. Общий механизм формирования правомерного поведения складывается из трех взаимосвязанных подсистем - юридического («специально-юридического») механизма, психологического механизма и социального механизма. Реально ... здесь уже работает психологический механизм действия права. Правонарушение – это общественно опасно (посягающее на интересы личности, общества и государства), ...
Насильственные противоправные действия. Психологическая характеристика криминального насилия.
Роль бессознательных мотивов в регуляции криминального поведения. Ситуация первичной идентичности и ее воспроизводство в криминальной ситуации.
Смысловые установки в регуляции криминального поведения.
Понятие личности преступника. Основные группы психологических факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение: психологические особенности личности, социально-психологические условия жизнедеятельности человека. Влияние психологических аномалий на противоправное поведение.
Психологические типологии личности преступника. Психологические особенности личности корыстного, насильственного и корыстно-насильственного преступника.
Методика психологического портретирования личности преступника. Психологическая характеристика образа жизни и развития личности преступника. Основы практической диагностики психологических особенностей личности преступника. Зависимость объема и содержания психологического изучения личности преступника от целей и задач профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Литература
Обязательная:
Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 248–285, 286–305, 58–88; или Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 301–322, 383–392; или Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2011.– Раздел 3.
Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М.,2008.
Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 212–228.
Дополнительная[1]:
Антонян Ю.М. Психология убийства.– М., 2007.
Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения.– Горький, 1974.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.– С. 47–84.
Он же. Психологические способы изучения личности обвиняемого.– М., 1983.
Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.
Семинарское занятие (2 часа)
Цель занятия:
1. Развитьпредставление о психологии формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя
2. Освоить основы анализа личности и профилактики подростковой преступности.
План занятия
1. Правосознание и психологические закономерности его формирования, условия деформации правосознания. Понятие дефектов правовой социализации.
2. Состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних. Особенности формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя и ее психологическая характеристика.
3. Основные проблемы и направления профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Темы докладов:
1. Пути профилактики преступности несовершеннолетних в современной России.
2. Влияние молодежной субкультуры на формирование личности несовершеннолетнего.
3. Правовой нигилизм среди молодежи в современной России как проблема.
Основные понятия
Явление «поиска предела допустимого», свойственное подросткам с отклонениями в поведении, проявляется в следующих особенностях поведения и системы представлений подростков:
— поведение как испытание своих качеств;
— поведение как исследование возможных реакций со стороны ближайшего окружения;
— поведение как попытка манипулирования и оперирования качествами, как своими, так и качествами лиц ближайшего окружения;
— система возражений и сопротивлений строится с акцентом на нормы справедливости (ссылка на игнорирование справедливости и «всеобщее нарушение норм». Этим подростки оправдывают свое поведение);
— как правило, коммуникация затруднена в связи с возникшими превентивными барьерами (смысловым, эмоциональным, тактическим);
— попытка изобразить свои личностные особенности практически путем специфического демонстративного поведения;
— обычно это демонстрация инструментальных качеств, «вращающихся» вокруг наиболее ценного для подростка приобретения – воли;
— создание своего собственного «фонда представлений» о мире и об окружении (это тот мир, в котором подросток ориентируется);
— готовность противодействовать и создавать свои собственные границы понимания и представлений (представления подростков чаще всего резко отличаются от общепринятых)[2].
Стадии и основные кризисы развития личности (по Э. Эриксону)[3]
Примерный возраст кризиса | Явления позитивного разрешения кризиса | Негативное для личности разрешение кризиса |
До 1 года | Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни | Базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |
1–3 года | Автономия, самостоятельность, опрятность, воля | Сомнение, стыд, зависимость от других |
3-6 лет | Инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность | Пассивность, подражание образцам, вина |
6-11 лет | Уверенность в себе, компетентность | Неполноценность, неверие в свои силы |
11-20 лет | Цельная форма эго-идентичности, находит свое «Я», верность себе, принятие людьми | Диффузия идентичности, тревога, одиночество, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
20-25 лет | Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь | Изоляция, одиночество |
25-50 лет | Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью | Опустошенность, застой, регрессия |
Старше 50 лет | Окончательная форма эгоидентичности, принятие себя и жизни, мудрость | Разочарование в жизни |
Литература
Обязательная:
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 229–233.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 58–90.
Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев.– М.,2009.
Поздняков В.М. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 484–497.
Дополнительная[4]:
Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.– Тюмень, 1985.
Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности).– М., 1993.
Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.– Саратов, 1980.
Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–401.
Раздел 2. Основы профессиональной психологии сотрудников ОВД
Тема 5. Психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудников ОВД
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: сформировать знания об условиях, видах и ситуациях деятельности сотрудников ОВД, профессионально важных качествах личности, характеристике психологической подготовленности будущих специалистов ОВД к работе с людьми.
План занятия
1. Психологическая характеристика условий деятельности сотрудника ОВД.
2. Цели и содержание психологической подготовки сотрудников ОВД.
3. Психологическая характеристика ситуаций познания и общения в работе сотрудника ОВД.
Контрольные вопросы
1. Психологическая характеристика профессионально важных качеств личности сотрудника ОВД.
2. Психологические приемы самоопределения и принятия решений в ситуациях деятельности сотрудника ОВД.
Темы докладов:
1. Психологические проблемы подготовки специалиста в сфере обеспечения экономической безопасности.
2. Психотехника формирования эффективных привычек мышления и переживаний.
3. Психология личности профессионала. Пути и средства управления личностным профессионально значимым ростом сотрудников ОВД.
4. Психологические закономерности формирования профессионального мастерства и психологической подготовленности юриста.
Основные понятия темы:
Профессиональное мастерство – это совокупность професионально-значимых знаний, умений, навыков, необходимых для успешного решения профессиональных задач, и личная психологическая подготовленность к деятельности в различных ситуациях (как типовых, так и экстремальных).
Требования к психологической подготовленности сотрудника ОВД определяются психологическим содержанием его деятельности и особенностями ситуаций решения профессиональных задач.
Условия деятельности сотрудников ОВД характеризуются информационным и временным дефицитом, многообразием решаемых задач, противодействием заинтересованных лиц. Подготовка к работе с людьми составляет главную и основную задачу психологической подготовки будущих специалистов ОВД. Для успешной деятельности сотруднику ОВД необходима не только достаточная профессиональная компетентность, но и личная психологическая подготовленность. Мера сформированности личной подготовленности определяется понятием “психологическая профессиональная культура”. Это – специфическая характеристика личности профессионала, отражающая уровень развития его мотивации, способностей и личных психотехнических средств управления психикой и поведением людей.
Психологическая культура личности как интегральная характеристика личной психологической подготовленности профессионала и будущего специалиста выражает:
— уровень и динамику его личного профессионального самоопределения;
— качество психологической устойчивости;
— отношения к личным ограничениям и ресурсам личностного роста;
— сформированность личной психологической культуры характеризуется появлением личных техник работы с людьми – индивидуально-своеобразных приемов управления психикой и поведением людей, обобщенных до уровня принципов (идей) психотехнических действий.
Литература
Обязательная:
Романов В. В. Юридическая психология.– М., 2012.– С. 315–343;
Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии.– М., 2010.– С. 355–358;
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М., 2011.– С. 58–90.
Носков В.А. Психотехника обучения учению / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– С. 85–91, 105–112.
Дополнительная:
Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой.– М., 2004.
Носков В.А. Психотехника личностного профессионального роста/ В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– С. 11–19, 42–46, 50–58.
Носков В. А. Психотехника общения.– М., 2001.– Особенности психотехнической подготовки к работе с людьми.
Раздел 3: Психологические средства расследования и раскрытия преступлений в деятельности сотрудника ОВД
Тема 7. Психологическое обеспечение основных
направлений оперативно-разыскной деятельности
сотрудников ОВД
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: сформировать представление о психологическом строении и обеспечении ОРД ОВД.
План работы
1. Психологическая характеристика оператино-разыскной деятельности: предмет, методы, основные направления и проблемы.
2. Психология личности оперуполномоченного.
3. Психологическая характеристика ситуаций профессиональной деятельности оперуполномоченного.
4. Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД. Правила эффективной организации наблюдения.
5. Психологические механизмы утаивания значимой информации, намерений и качеств личности. Психологические приемы диагностики скрываемых обстоятельств.
Контрольные вопросы
1. Методика психологического анализа предприятий-объектов оперативного обслуживания.
2. Психологические методы переговорной деятельности с преступниками, захватившими заложников.
Темы докладов:
1. Психологические проблемы обеспечения экономической безопасности.
2.Психологические проблемы подготовки специалиста в сфере обеспечения экономической безопасности.
5. Условия правомерности и техника психологического воздействия в работе юриста.
6. Особенности принятия решений в критических (экстремальных) ситуациях деятельности.
Основное содержание темы: функции и направления профессиональной деятельности сотрудников ОП ОВД.
Психологическая характеристика основных видов оперативно-разыскных мероприятий. Специфика познания и общения в деятельности сотрудников ОП ОВД.
Ролевое поведение сотрудника оперативного подразделения ОВД. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников ОП ОВД. Понятие, структура, механизмы психологического воздействия. Соотношения понятий «воздействие», «влияние», «внушение», «психологическое программирование» и др. Критерии правомерности психологического воздействия: правовые, этические, психологические.
Методы психологического воздействия и их сравнительная характеристика: убеждение, стимулирование, принуждение, переубеждение. Психологические условия эффективности воздействия. Стиль и мера психологического воздействия на разных стадиях общения с различными категориями граждан. Персональные психологические техники (подходы, приемы, средства) воздействия и возможности их формирования в условиях обучения и профессиональной деятельности.
Приемы психологического воздействия правонарушителей на сотрудников ОВД. Анализ ситуации психологического воздействия. Психотехника контрвоздействия. Психологические средства преодоления противодействия заинтересованных лиц.
Психологические особенности противодействия преступников оперативным мероприятиям ОВД. Использование психологических данных при осмотрах мест преступлений для разработки версий о вероятных способах маскировки лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Психологические маскировки преступного поведения. Психологическая характеристика способов маскировки преступной деятельности.
Учет психологических факторов при распознавании маскировки преступной деятельности. Психологические особенности личности преступника и их влияние на избираемые им способы маскировки. Психологические приемы распознания способов маскировки.
Психологические закономерности утаивания какого-либо обстоятельства. Понятие и виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, противодействие, проекция, замещение.
Литература
Обязательная:
Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой.– М., 2004.
Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 186–195, 256–283.
Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-разыскной и следственной деятельности.– М., 2009.
Дополнительная[5]:
Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД / И.С. Зубрилова, А.И. Скрыпников.– М., 2001.
Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2009.– С. 509–513.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.– С. 47–84.
Он же. Психологические способы изучения личности обвиняемого.– М., 1983.
Черненилов В.И. Применение методов психологического воздействия при решении оперативно-служебных задач/ В.И. Черненилов, В.В. Юстицкий.– Минск, 1989. (Библиотека ДСП).
Тема 8. Психологические основы следственных действий
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: сформировать представление о психологическом строении следственных действий, психологических закономерностях поведения людей в ситуациях допроса и обыска.
План занятия
1. Психологические факторы следственной деятельности.
2. Психология личности следователя.
3. Психологические приемы познания и общения в ситуациях допроса и обыска.
4. Психологические особенности личности участников следственных действий.
Контрольные вопросы
1. Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД. Правила эффективной организации наблюдения.
2. Утаивание намерений и качеств личности партнерами в общении. Психологические приемы диагностики скрываемых обстоятельств.
3. Возможности, техники и условия правомерности психологического воздействия в ситуациях допроса и обыска.
Темы докладов:
1. Психологические приемы правомерного воздействия на личность допрашиваемого.
2. Диагностика личности допрашиваемого по внешним признакам.
3. Способы преодоления психологических барьеров в профессиональном общении следователя.
4. Диагностика лжи по внешним признакам.
5. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.
Основные понятия
Допрос при производстве расследования – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для дела. Этот способ получения доказательств по делу требует от сотрудника знания психологии людей, владения мастерством профессионального наблюдения и психологического воздействия с целью получения достоверных показаний и диагностики лжи–искренности.
Обыск – следственное действие по обследованию объектов и отдельных граждан с целью отыскания и изъятия скрытых предметов и документов, имеющих доказательное значение для раскрытия преступлений. Основными психологическими задачами обыска являются: предварительный сбор разнообразной информации об обыскиваемом, выдвижение версий на основе рефлексии, сбор психологической информации в процессе наблюдения за обыскиваемым.
Следственный эксперимент – следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела. Результаты следственного эксперимента интерпретируются как наличие объективных возможностей осуществления определенного действия или события и как субъективная возможность выполнения определенного действия данным лицом. Одной из психологических задач сотрудника при проведении следственного эксперимента является эффективное наблюдение.
Наблюдение – планомерное, целенаправленное восприятие чего-либо. Наблюдательность как свойство личности проявляется в способности выявлять и анализировать малозаметные, но значимые для анализа личности факты поведения наблюдаемых людей.
Литература
Обязательная:
Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М., 2009.
Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2011.– Гл. 12, 14; или Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М., 2010.– С. 412–486; или Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М., 2011.– Раздел 4; или Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.– М., 2009.– С. 170–186.
Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2008.– С. 388–399, 406–409.
Дополнительная[6]:
Беркович О.Е. Коммуникативная практика сотрудников ОВД при проведении допроса. УПП- Н.Н., 2012.
Васильев В.Л. Юридическая психология.– М., 2010.– Гл. 10.
Лубин А.Ф. Производство следственных действий: закон и тактика.– Н. Новгород, 2000.
Методыприкладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений.– М., 1999.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.
Экман П. Психология лжи.– М…., Питер, 2011.
Тема 9. Нетрадиционные методы расследования преступлений
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: сформировать представление об условиях и методах использования экстрасенсорных данных, гипноза и полиграфа в деятельности ПОО.
План работы
1. Гипнорепродукционный опрос (следственный гипноз): понятие и процедура получения свидетельских показаний.
2. Правовые основания, регулирующие условия применения полиграфа в деятельности оперативных подразделений ОВД.
3. Психологическое портретирование личности неустановленного преступника как нетрадиционный метод раскрытия уголовных преступлений.
Контрольные вопросы
1. Методы оценки выраженности экстрасенсорных способностей лиц, участвующих в раскрытии преступления. Требования к организации работы с ними.
2. Следственный гипноз: условия получения свидетельских показаний.
3. Методика (условия, тесты, процедуры) полиграфных проверок.
4. Барьеры общения при выявлении скрываемого обстоятельства.
Темы докладов:
1. Правовые основания применения полиграфа в деятельности ОВД.
2. Особенности проведения гипнорепродукционного допроса (следственного гипноза) в деятельности ОВД.
3. Практика применения экстрасенсорных особенностей граждан для раскрытия преступлений в деятельности ОВД.
Основные понятия
Полиграф – техническое устройство, позволяющее фиксировать психические (скорость реакции, особенности ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления и др.) и психофизиологические (частота пульса, артериальное давление, ритм дыхания, кожно-гальваническая реакция и др.) функции человека и их изменение под влиянием психических состояний, воздействий и различных обстоятельств[7].
Правовой основой применения полиграфа является Закон «Об оперативно-разыскной деятельности», разрешающий применять при проведении ОРМ «технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде»[8]. На основании действующего законодательства на «детекторе лжи» может быть проверен любой гражданин России, но только по его письменному согласию. Результаты полиграфного опроса носят вероятностный характер и не служит доказательством по делу.
Тест контрольных вопросов (Джона Рейда) – перечень вопросов, предъявляемый опрашиваемому в определенной последовательности: 1) критические–значимые, 2) нейтральные, 3) контрольные.
Критические вопросы касаются непосредственно выясняемых обстоятельств преступления, их задают в обвинительной форме, например: «Вы убили Вашего знакомого Ивана К. 26 марта 1995 г.?» Обычно в тест включают 3–4 значимых вопроса, которые располагаются, как правило, на 3, 5, 8 и 9 позициях[9].
Нейтральные вопросы не имеют отношения к расследуемому делу, они используются в качестве так называемого буфера, снимающего психическое напряжение. Нейтральные вопросы служат следующим целям:
— определить уровень нормальных физиологических реакций;
— адаптировать субъекта к тесту;
— обеспечить возможность формулирования простых ответов;
— отделить эмоционально значимые ответы друг от друга;
— обеспечить возможность для дополнительной настройки полиграфа;
— привлечь (отвлечь) внимание лживого субъекта к участию в целенаправленных действиях, направленных на искажение физиологических реакций (ответов) на нейтральные вопросы.
Ответы на нейтральные вопросы, как правило, являются правдивыми (ответ – «Да»).
Вместе с тем нейтральные вопросы не должны быть смешными (юмористическими), смущающими, стесняющими, затрудняющими, угрожающими. Они должны быть связаны с жизнью опрашиваемого, чтобы у оператора была возможность объяснить смысл таких вопросов – он уточняет детали биографии (имя, возраст, место жительства и т. п.) Нейтральные вопросы обычно формулируют в следующем виде.
Вам … лет (называется точный возраст опрашиваемого или на 2-3 года меньше, чем возраст, определяемый на вид, в случае, когда он не известен)?
Вы живете в … (город, деревня, улица)?
Вас зовут … (имя опрашиваемого, в некоторых случаях имя субъекта, которым его называют знакомые, или кличка)?
Ваша фамилия …?
Вы сейчас находитесь в … (город)? (не рекомендуется задавать вопрос типа «Вы сейчас находитесь в милиции?», так как этот вопрос может иметь особенное эмоциональное значение для опрашиваемого).
Раньше Вы ходили в школу?
Вы пили когда-нибудь чай (молоко, кофе, и т.д., кроме алкогольных напитков)?
Вы когда-либо были в кино (в театре)?
Вы когда-либо читали книги (газеты)?
Сегодня (сейчас) … (год, день недели, число)?
Каждый тест включает 4–5 нейтральных вопросов, задаваемых всегда на 1, 2, 4-й позициях и чаще всего на 7 позиции, добавочный 5-й нейтральный вопрос может вводиться в случае, если общее количество вопросов более 11 (общее число вопросов не рекомендуется превышать более 13) или в случае гиперреактивных психофизиологических реакций на значимые и контрольные вопросы.
Контрольные вопросы не относятся к обстоятельствам расследуемого дела, но касаются аспектов социально неодобряемого поведения. Контрольный вопрос по своей сути (смыслу) должен быть похож на тот, что находится в процессе расследования. Это вопрос, на который при ответе опрашиваемый может колебаться, прежде чем правильно на него ответить. Контрольные вопросы ставят опрашиваемого в затруднительное положение: если он ответит на них отрицательно, то он солжет, чем повредит репутации своей правдивости; если он их подтвердит, то предстанет не в лучшем свете, поскольку это вынуждает его признаться в прежних нарушениях общественных норм. Контрольные вопросы по силе психологического воздействия должны быть приближены к критическим.
Характеристика барьеров общения при выявлении
скрываемого обстоятельства (по Л.Б. Филонову)[10]
Смысловой барьер характеризуется закрытостью сознания от влияния на него, поскольку созданы препятствия, чтобы не впускать ассоциации; проявляется завышенной самооценкой личности. Отсутствуют результаты на разъяснения и пояснения, особенно на трафаретные выражения. Частота повторов разъяснений закрепляет и повышает непроницаемость и прочность смыслового барьера. Способы ослабления барьера: использование в речи иносказаний, намеков, суждений др. людей; постановка вопросов об относительности любых оценок ценностей (например, разные лица иногда вообще не могут иметь одного суждения в связи с выраженными индивидуальными различиями: «У каждого своя правда»); метод «повивальной бабки» (метод Сократа)
Контрольный барьер – это форма организации сокрытия лжи, при котором субъект не выпускает информацию, которая может быть использована экспериментатором в качестве первых элементов ассоциации. Особенности речевого поведения: произвольно удерживается от произнесения как целых фраз и выражений, так и отдельных слов. Наличие тревожности по поводу уже произнесенного, сказанного (не дать повод к подозрению).
Способы ослабления барьера: прием повышения эмоционального состояния испытуемого вплоть до аффективного возбуждения (при этом «сужается» сознание и снижаются функции контроля); прием «отгадывания испытуемого»; использование в речи неопределенностей (прием «Папаша Гранде»); метод «крушения планов» (фрустрации).
Тактический барьер отличается тем, что защита осуществляется путем уже имеющихся заготовок. Лицо не уклоняется от общения по поводу каких-либо порицаемых поступков, но имеет ряд заготовленных формул: «Нет человека, который бы не врал», «Все стремятся жить красиво» и т. д. Такие принципы направлены на нейтрализацию совести, оправдание своего поведения. Способы ослабления барьера – довести установку допрашиваемого до абсурда. Для этого его заготовку использовать в различных вариантах с переносом на личность опрашиваемого с нелепыми выводами.
Литература
Обязательная
Приказ МВД РФ № 437 ДСП от 28.12.94 «Об утверждении Инструкции о порядке использования полиграфа при опросе граждан».
Гримак Л.П. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений/ Л.П. Гримак, А.И. Скрыпников, А.Ю. Лаговский, И.С. Зубрилова.– М., 1999.– С. 18– 45.
Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2011.– С. 423–428.
Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-разыскной и следственной деятельности.– М., 2008.– Гл. 6.
Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2008.– С. 388–392, 406–410.
Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2009.– С. 256–283.
Дополнительная[11]:
Использование полиграфных устройств в ОВД // Сборник нормативных актов и методических материалов / Под ред. А.И. Скрыпникова.– М., 1996.
Ковалев О.Г. Диагностика лжи / О.Г. Ковалев, Э.Ю. Амелин.– Рязань, 1996.
Типовые методики полиграфных исследований при опросе лиц, подозреваемых в причастности к преступлениям против личности и другим тяжким преступлениям.– М., 1996.
Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность.– М., 1998.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.
Экман П. Психология лжи.– М…., Питер, 2011.
Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: закрепить знание предмета судебно-психологической экспертизы, оснований ее назначения в уголовном и гражданском процессах.
План занятия
1. Понятие и основания назначения судебно-психологической экспертизы.
2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Патологический и физиологический аффекты.
3. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.
Темы докладов:
1. Психологические трудности в проведении посмертной СПЭ.
2. СПЭ эмоциональных состояний. Сложности, проблемы.
3. СПЭ потерпевших по уголовным делам о насильственных преступлениях сексуального характера против личности.
Основные понятия
Задача судебно-психологической экспертизы – оказание помощи суду, органам предварительного следствия в исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, гражданско-правовым спорам, определении психологического содержания юридических понятий, содержащихся в законе.
Предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) измененные состояния сознания, экспертная оценка которых значима для установления объективной истины по делу.
Основаниями назначения экспертизы служат необходимость определения: а) психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; б) уровня умственной отсталости субъекта, не связанной с душевным заболеванием, способности осознавать значение своих действий и руководить ими; в) психического состояния, из-за которого потерпевшая не могла понимать характера и значения совершаемых с ней действий или не могла оказать сопротивление виновному; г) способность лица выступать в качестве свидетеля; д) психические состояния и способности субъекта при разрешении гражданско-правовых споров и др.
Поводом назначения экспертизы являются такие признаки в поведении свидетелей, потерпевших, обвиняемых, как: неадекватность ситуации, аффект, повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия, психическая беспомощность, нервно-психическая перегрузка, кажущаяся безмотивированность, жестокость поступков и др.
Аффект – бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, наиболее кратковременные эмоциональные состояния. Аффект возникает как ответная реакция психики на опасность, угрозу жизни, невозможность существования (например, сохранения предыдущего образа жизни, взаимоотношений с людьми, отношения к миру и др.) после того, что произошло. Человек крайне быстро, не раздумывая, начинает действовать, защищая свои личные интересы и безопасность. Аффекты управляют поведением человека, чаще всего вопреки его разумным интересам, тем самым дезорганизуют слитность его деятельности.
Психологические такие ситуации являются конфликтными, когда при необходимости продолжать деятельность он встречается с субъективной оценкой препятствий как непреодолимых, с субъективной сложностью определения адекватного выхода из сложившейся ситуации и субъективным отсутствием адекватных средств для выхода из нее.
Поведенческие признаки аффектов могут изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания человека. Внешние проявления аффективного состояния могут подавляться человеком. Однако, если ситуация, вызывающая аффект, повторяется, то это ведет к накоплению аффекта. Поэтому иногда даже по мало значительному поводу может произойти аффективный взрыв. Подчеркнем, что его может вызвать и незначительный раздражитель. Это задержанный и неадекватный ситуации аффект. Однажды возникнув, аффект оставляет в психике аффективный след. Этот след может долгое время сохраняться в психике человека.
Сравнительная характеристика патологического и физиологического аффекта[12]
Стадии | Патологический аффект | Физиологический аффект |
Подготовительная | Возникает в ответ на неожиданный сильный раздражитель, а в некоторых случаях – без повода | Возникает: 1) в ответ на сильный аффективный раздражитель; 2) в результате аккумуляции аффективных переживаний (в ответ на малозначительный раздражитель) |
Стадия взрыва | Сумеречное состояние сознания, искаженное восприятие окружающего | Сужение сознания |
Стадия истощения | Глубокий длительный сон, прострация, безразличие к окружающему | Вялость, усталость, субъективное чувство раскаяния |
Литература
Обязательная:
Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 225–246; или Васильев В.Л. Юридическая психология.– М.,2007.– Гл. 11; или Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 283-300, 530-549.
Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта / В.В. Аврамцев, Е.В. Васкэ.– Н. Новгород, 1998.
Дополнительная[13]:
Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.– М., 1991.
Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Методическое пособие.– М., 1983
Нетрадиционныеметоды расследования преступлений.– М., 1993.
[1] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.
[2] Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–387.
[3] Эриксон Э. Детство и общество.– СПб., 2000.
[4] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.
[5] Самостоятельная работа по теме – 2 часа.
[6] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.
[7] Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2000.– С. 282.
[8] Федеральный закон от 12.08.95.– № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» // Российская газета.– 18.08.95.
[9] Гримак Л.П. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений / Л.П. Гримак, А.И. Скрыпников, А.Ю. Лаговский, И.С. Зубрилова.– М., 1999.– С. 30–33.
[10] Петров А.М. Из записной книги полиграфолога / А.М. Петров, С.Г. Мягких.– Пермь, 2003.– С. 162; Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.
[11] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.
[12] Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие.– М., 1983.– С. 17.
[13] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.