Тема НЕЙПРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ

НП СИМПТОМЫ — это нарушение психической функции как элементарной, так и высшей, возникающей в следствии локального поражения головного мозга.

Первичные – нарушение психических функций, непосредственно связанные с нарушением или выпадением определенного фактора.

Вторичные – нарушение психических функций, возникающее как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов

НП СИНДРОМ — это закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением или нарушением определенного фактора или нескольких факторов.

Нарушение ВПФ может протекать в различных формах:

— В форме грубого расстройства функции – тогда компенсация

— Паталогическое ослабление и усиление функции – тогда можно восстанавливать

— В форме снижения уровня выполнения функции – не хватает энергетического запаса головному мозгу, чтобы выполнять данную функцию – смотрят в чем причина, тогда подбирают лечение или поддержку.

Нейропсихологические синдромы классифицируются по топическому принципу, в соответствии с этим принципом они делятся на 2 большие группы:

НП синдромы корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (непосредственно примыкают к коре):

1.Синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий:

1) Синдром поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры (в основе нарушение или выпадение модально-специфического зрительного и зрительно-пространственного факторов).

Ведущие симптомы – различные формы зрительных агнозий (их всего 6 форм).

Плюс расстройства зрительной памяти и зрительного внимания. Кроме этого нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза. (Трудности в ориентировке во внешнем пространстве, трудность в ориентировке по картам, сложность в определении дистанции, сложно ориентироваться в часах и в чертежах и схемах, а также сложно не только читать, но и чертить схемы).

Элементарные зрительные функции не нарушены (цветоощущение, светоощущение, поля зрения, само зрение), если нарушены элементарные функции, то нарушение произошло по пути до корковых отделов.

7 стр., 3477 слов

Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...

... слова, на письмо под диктовку с оппозиционными фонемами. Нарушение слухового звена речевой системы. При поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны ... (монологической или диалогической) или повторной. Называние - тоже выделяется в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь - может быть самостоятельной или под диктовку (имеет различное психическое ...

2) Синдром поражения зоны ТРО – это все нарушения в пространственном восприятии:

Нарушение оптико-пространственного восприятия

Слухового пространственного восприятия

Двигательно-пространственные нарушения (конструктивная апроксия – нарушение произвольных движений и действий=трудно делать из частей целое, например, пазлы, конструкторы, трудно завязать шнурки, застегнуть пуговицу, работа на компьютере, вязание).

Речевые нарушения (семантическая афазии=трудности в понимании логико-грамматических конструкций, например, сложно понять предлоги, дочкина мама – кто из них дочка, кто мама).

Распад счетных операций

3) Синдром поражения коры теменной области головного мозга. В основе лежат модально-специфического кожно-кинестетического фактора:

Тактильные агнозии – нарушения высших тактильных функций (5 форм тактильных агнозий).

Нарушение узнавания предметов на ощупь, нарушение восприятия текстуры объекта.

Соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела или различных его частей

Модально-специфические нарушения тактильной памяти и тактильного внимания

Речевые деффекты (афферентная моторная аффазия=сложности артикуляции сложных слов)

4) Синдром поражения височных отделов головного мозга. В основе нарушения модально-специфических факторов речевых и неречевых звуков и шумов. Делятся на 2 подвида:

Синдром поражения височного отдела левого полушария – нарушение фактора фонемотического слуха (речевого).

Слева расположены речевые зоны. Афазии. Существует 8-9 форм нарушения. Нарушение слухоречевой памяти (методика 10 слов).

Синдром поражения височного отдела правого полушария – нарушается неречевой и музыкальный слух. Нарушение дифференцирования различных бытовых звуков. Нарушается память на неречевые звуки, затрудняется способность определять значение различных бытовых звуков и шумов=слуховая Агнозия. Амузия=нарушение восприятия и воспроизводства мелодий. Нарушается слуховое внимание, сложности в восприятии ритмических структур, предъявленных на слух и страдает восприятие интонационных компонентов речи.

2. Синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий:

1. Синдромы поражения премоторных отделов коры – в основе лежат нарушения модально-специфического фактора, которые обеспечивают корковую организацию движений.

Различные виды апроксий (произвольных движений и действий), при достаточно сохранных элементарных движениях и действиях. Нарушается плавность, гибкость, временное распределение двигательных функций.

Симптом двигательных персевераций (циклическое повторение раз начавшегося акта).

Двигательное невнимание. Нарушение речевой моторики – невозможно переключиться с одного слога на другой.

2)Синдром поражения коры префронтальной области мозга:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... ‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

Синдромы поражение конвекситальной коры (внешняя часть, классические лобные синдромы).

Нарушение всей деятельности в целом. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИМПТОМ — Общее нарушение поведения и личности больного=нарушается целенаправленность деятельности, план деятельности, эмоционально-личностная сфера, мотивационная сфера. 

Префронтальные медиобазальные синдромы (внутренняя часть, ближе к базальным структурам).