НП СИМПТОМЫ — это нарушение психической функции как элементарной, так и высшей, возникающей в следствии локального поражения головного мозга.
Первичные – нарушение психических функций, непосредственно связанные с нарушением или выпадением определенного фактора.
Вторичные – нарушение психических функций, возникающее как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов
НП СИНДРОМ — это закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением или нарушением определенного фактора или нескольких факторов.
Нарушение ВПФ может протекать в различных формах:
— В форме грубого расстройства функции – тогда компенсация
— Паталогическое ослабление и усиление функции – тогда можно восстанавливать
— В форме снижения уровня выполнения функции – не хватает энергетического запаса головному мозгу, чтобы выполнять данную функцию – смотрят в чем причина, тогда подбирают лечение или поддержку.
Нейропсихологические синдромы классифицируются по топическому принципу, в соответствии с этим принципом они делятся на 2 большие группы:
НП синдромы корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (непосредственно примыкают к коре):
1.Синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий:
1) Синдром поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры (в основе нарушение или выпадение модально-специфического зрительного и зрительно-пространственного факторов).
Ведущие симптомы – различные формы зрительных агнозий (их всего 6 форм).
Плюс расстройства зрительной памяти и зрительного внимания. Кроме этого нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза. (Трудности в ориентировке во внешнем пространстве, трудность в ориентировке по картам, сложность в определении дистанции, сложно ориентироваться в часах и в чертежах и схемах, а также сложно не только читать, но и чертить схемы).
Элементарные зрительные функции не нарушены (цветоощущение, светоощущение, поля зрения, само зрение), если нарушены элементарные функции, то нарушение произошло по пути до корковых отделов.
Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...
... слова, на письмо под диктовку с оппозиционными фонемами. Нарушение слухового звена речевой системы. При поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны ... (монологической или диалогической) или повторной. Называние - тоже выделяется в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь - может быть самостоятельной или под диктовку (имеет различное психическое ...
2) Синдром поражения зоны ТРО – это все нарушения в пространственном восприятии:
Нарушение оптико-пространственного восприятия
Слухового пространственного восприятия
Двигательно-пространственные нарушения (конструктивная апроксия – нарушение произвольных движений и действий=трудно делать из частей целое, например, пазлы, конструкторы, трудно завязать шнурки, застегнуть пуговицу, работа на компьютере, вязание).
Речевые нарушения (семантическая афазии=трудности в понимании логико-грамматических конструкций, например, сложно понять предлоги, дочкина мама – кто из них дочка, кто мама).
Распад счетных операций
3) Синдром поражения коры теменной области головного мозга. В основе лежат модально-специфического кожно-кинестетического фактора:
Тактильные агнозии – нарушения высших тактильных функций (5 форм тактильных агнозий).
Нарушение узнавания предметов на ощупь, нарушение восприятия текстуры объекта.
Соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела или различных его частей
Модально-специфические нарушения тактильной памяти и тактильного внимания
Речевые деффекты (афферентная моторная аффазия=сложности артикуляции сложных слов)
4) Синдром поражения височных отделов головного мозга. В основе нарушения модально-специфических факторов речевых и неречевых звуков и шумов. Делятся на 2 подвида:
Синдром поражения височного отдела левого полушария – нарушение фактора фонемотического слуха (речевого).
Слева расположены речевые зоны. Афазии. Существует 8-9 форм нарушения. Нарушение слухоречевой памяти (методика 10 слов).
Синдром поражения височного отдела правого полушария – нарушается неречевой и музыкальный слух. Нарушение дифференцирования различных бытовых звуков. Нарушается память на неречевые звуки, затрудняется способность определять значение различных бытовых звуков и шумов=слуховая Агнозия. Амузия=нарушение восприятия и воспроизводства мелодий. Нарушается слуховое внимание, сложности в восприятии ритмических структур, предъявленных на слух и страдает восприятие интонационных компонентов речи.
2. Синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий:
1. Синдромы поражения премоторных отделов коры – в основе лежат нарушения модально-специфического фактора, которые обеспечивают корковую организацию движений.
Различные виды апроксий (произвольных движений и действий), при достаточно сохранных элементарных движениях и действиях. Нарушается плавность, гибкость, временное распределение двигательных функций.
Симптом двигательных персевераций (циклическое повторение раз начавшегося акта).
Двигательное невнимание. Нарушение речевой моторики – невозможно переключиться с одного слога на другой.
2)Синдром поражения коры префронтальной области мозга:
Копия 2 распр.нарушения у детей
... ‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...
Синдромы поражение конвекситальной коры (внешняя часть, классические лобные синдромы).
Нарушение всей деятельности в целом. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИМПТОМ — Общее нарушение поведения и личности больного=нарушается целенаправленность деятельности, план деятельности, эмоционально-личностная сфера, мотивационная сфера.
Префронтальные медиобазальные синдромы (внутренняя часть, ближе к базальным структурам).