Общее представление о мыслительной деятельности.
Мышление — это один из важнейших компонентов познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, это высшая форма психической деятельности, благодаря которой отражается сущность, взаимосвязи и отношения. Мышление выходит за рамки чувственного познания, т.е. ощущений и восприятия и осуществляется на уровне сознательного (преимущественно с помощью слова как простейшего способа обобщения) и бессознательного. В основе мышления лежит процесс образования элементарных или сложных ассоциаций.
В филогенетическом аспекте выделяют элементарное, конкретное мышление и абстрактное мышление. Элементарное, конкретное мышление — это свойственная животным форма отражения внешнего мира, представляющая собой мышление в действии и проявляющаяся в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение потребностей. Физиологическую основу элементарного, конкретного мышления составляет первая сигнальная система. Абстрактное мышление — это отвлеченно-понятийное мышление, свойственное только для человека. Оно развивается в связи со становлением речи и связанной с этим функцией отвлечения и обобщения. Центральным для абстрактного мышления является функциональное употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения признаков, их абстрагирования и нового синтеза, в результате чего образуется понятие и на его основе — обобщение. В данном разделе рассматривается только абстрактное мышление.
В психологии и в логике, т.е. в науке о мышлении, выделяют формы мышления, мыслительные операции, виды и качество мышления.
Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет собой отражение общих и отличительных признаков предметов и явлений (человек, дом, трава).
Понятия бывают конкретные, абстрактные, общие и единичные. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями, между свойствами и признаками. Суждения бывают утвердительными, отрицательными, истинными, ложными, единичными и всеобщими. Умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Рассуждение может вытекать из общих положений, т.е. от общего к частному — такой вид умозаключения называется дедукцией, и наоборот, обобщающее суждение можно получить на основе единичных суждений, т.е. методом индукции (от частного к общему).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Среди мыслительных операций выделяют: анализ (мысленное расчленение), синтез (мысленное объединение), сравнение (выделение сходства и различий), абстрагирование (выделение отвлечений), обобщение, конкретизацию, классификацию, систематизацию.
В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют три вида мышления: 1) наглядно-действенное, или практическое, — т.е. решение практических задач; 2) наглядно-образное — решение задач путем использования образов и понятий; 3) словесно-логическое (отвлеченное, или теоретическое) — решение задач в вербальной форме.
В зависимости от способа решения задачи и других особенностей мышления дополнительно выделяют такие его виды как эмпирическое и логическое (аналитико-синтетическое), реалистическое и интуитивное, творческое и непродуктивное, произвольное и непроизвольное, осознанное и неосознанное.
В зависимости от индивидуальных особенностей человека мышление характеризуется такими шестью качествами как: 1) самостоятельность — демонстрирует умение увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и самостоятельно решить задачу; 2) глубина мышления — отражает способность проникать в сущность явлений, процессов; 3) широта мышления — указывает на способность держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явлениями; 4) гибкость мышления — демонстрирует умение изменить намеченный план действий, если он не удовлетворяет конкретным условиям; 5) критичность мышления — отражает способность правильно оценивать объективные условия и собственную деятельность и 6) быстрота мышления — характеризует способность быстро находить правильное решение.
В целом, эти и другие качества мышления характеризуют умственные способности человека, его интеллект. Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, постижение; тождественно гр. nus — ум) — это относительно устойчивая структура умственных способностей личности. Интеллект характеризует познавательно-рациональную сторону мыслительных процессов человека, его ум. Ряд философов выделяют в интеллекте рассудок (как способность образовывать понятия) и разум (как способность к образованию философских идей).
Согласно Г. Айзенку, следует различать три разновидности интеллекта — биологический (интеллект А), психометрический и социальный (интеллект Б).
Биологический интеллект представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивных процессов; он непосредственно связан сдеятельностью коры больших полушарий. Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультурных факторов. Социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социоэкономического статуса.
Общие представления о физиологических процессах, лежащих в основе мышления.
С точки зрения физиологии, мышление — это создание элементарных или сложных ассоциаций, это процесс оперирования символическими единицами (признаками — в левом полушарии, образами — в правом).
Мышление и интеллект
... деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей. Иными словами, под общими умственными способностями понимаются качества интеллекта, ... Непосредственным предшественником человеческого интеллекта выступает так называемое конкретное мышление, или мышление конкретами, чувственными ... это нервная связь двух пунктов коры больших полушарий, фиксирующая отображающая связь ...
Считается, что символические единицы (признаки, образы) формируются в задних отделах коры (ассоциативные зоны), а оперирование ими осуществляется в передних отделах коры. Уровень развития мышления зависит как от богатства и разнообразия признаков и образов, так и от скорости оперирования ими.
С этих позиций, мышление (т.е. создание признаков и образов, оперирование символическими единицами) можно рассматривать как условнорефлекторный процесс, реализуемый с участием второй сигнальной системы в соответствии с общими закономерностями условнорефлекторной деятельности. На протяжении всей жизни человека формируются умения и навыки мышления. Этому виду интеллектуальной деятельности присуще внешнее и внутреннее торможение, включая угасательное, дифферен-цировочное, запаздывающие и условнотормозное, а также изменение умственной работоспособности на протяжении рабочего дня, суток, недели, месяца, года. Невроз существенно нарушает процесс мышления, что также свидетельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека.
Касаясь современных представлений о мозговых процессах, лежащих в основе мышления, следует отметить, что в целом проблема физиологических основ мыслительной деятельности разработана еще недостаточно глубоко. До настоящего времени не существует общепризнанных концепций, объясняющих сущность протекающих событий в коре больших полушарий в процессе мышления. В то же время накоплены результаты многочисленных эмпирических исследований, в том числе полученных при регистрации динамики физиологических показателей в ходе умственной деятельности (как правило, в подобных наблюдениях используют решение вербально-логических и зрительно-пространственных задач или их сочетание), а также при исследовании показателей, характеризующих успешность процессов мышления, т.е. уровень интеллекта. Благодаря этому установлены определенные физиологические корреляты умственной деятельности, что дает основание постулировать те или иные рабочие гипотезы, объясняющие физиологию мышления.
ЭЭГ- характеристика мыслительной деятельности. При умственной деятельности происходит перестройка всех основных ритмов ЭЭГ — от дельта до бета. В частности, усиливается выраженность дельта- и тета-ритмов. Степень усиления тета-ритма (это наиболее выражено в передних отделах коры) коррелирует с успешностью решения задачи. У взрослых, выраженность бета-ритма при решении стереотипных умственных заданий снижается, а при решении задач, содержащих элементы новизны, возрастает, особенно в левом полушарии при успешном решении вербальных тестов на зрительно-пространственные отношения. Изменения альфа-ритма, в основном, касаются перераспределения при умственной деятельности его трех основных субкомпонент (высоко-, средне- и низкочастотные) — в этом случае возрастает доля высоко- и низкочастотных субкомпонент.
Наиболее существенные изменения ЭЭГ при умственной деятельности касаются пространственно-временных характеристик ЭЭГ — в этом случае резко увеличивается число участков коры, корреляционная связь между которыми по различным составляющим ЭЭГ имеет высокую статистическую значимость. Однако картина возникающих межзональных отношений зависит от характера задачи и способа ее решения. Так, при решении вербальных задач возрастает степень синхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого полушария, в то время как при решении арифметических задач дополнительно возникает фокус активации в теменно-затылочных отделах. При выполнении легкого по алгоритму действия возрастает степень синхронизации в задних отделах левого полушария, а при трудном алгоритмическом действии фокус активации перемещается в передние зоны левого полушария. При решении одной и той же математической задачи разными способами (арифметическим или пространственным) фокусы активации располагаются в разных участках коры: при использовании арифметического способа — в правой префронтальной и левой теменно-височной, а при использовании пространственного метода — сначала в передних, а затем в задних отделах правого полушария. При стандартном решении задачи преимущественно преобладает активность левого полушария, а при нестандартном — активность правого полушария (особенно, лобных отделов).
Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины
... Вывод Глава 2. Строение коры полушарий большого мозга 2.1 Древняя кора 2.2 Старая и промежуточная кора 2.3 Новая кора Вывод Глава 3. Структура новой коры 3.1 Цитоархитектоника и миелоархитектоника ... мозгом, сложной социальной организацией, наличием сознания и способности к творческой, производительной деятельности. Актуальность данной работы заключается в том, что бы понять организацию человека ...
Рассмотрим вызванные потенциалы при умственной деятельности. Основное внимание исследователей сконцентрировано на анализе принятия решения — конечного этапа мышления (как и других когнитивных процессов).
На основании многочисленных исследований установлено, что принятие решения наиболее полно отражает волна Р300, или Р3, т.е. компонент позднего позитивного колебания, который возникает спустя 300-600 мс от начала поступления сигнала. Анализ его амплитудно-временных характеристик позволил провести хронометрию отдельных мыслительных операций. При этом показано, что латентный период Р3 прямо связан с информационной спецификой стимула и обратно пропорционален сложности экспериментальной задачи. Амплитуда компонента Р3 тем больше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше когнитивных операций требует от испытуемого ситуация эксперимента. Благодаря использованию метода вызванных потенциалов удалось разработать один из критериев биологического интеллекта, вопрос о котором рассмотрим более подробно.
Психофизиологический подход к оценке интеллекта человека. До настоящего времени является дискуссионным вопрос о природе интеллекта. Существует представление, что в первую очередь он зависит от скорости и качества физиологических процессов, лежащих в основе мыслительной деятельности, т.е. от биологического интеллекта. В настоящее время показано, что одним из показателей биологического интеллекта является скорость обработки сенсорной информации (или скорость выполнения умственных действий).
Установлено, что показатель интеллекта IQ связан со временем выполнения задания отрицательной корреляцией, составляющей в среднем — 0,3.
Функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга
... зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга: левое поле зрение соответствует правому полушарию. Такого рода ... виду информации. Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) ... асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга, однако сейчас данное утверждение опровергается. Развитие ...
В качестве еще одного важного показателя биологического интеллекта предлагается использовать латентности компонентов вызванных потенциалов (или ССП), отражающие время выполнения отдельных когнитивных операций. Чем меньше латентности, тем выше биологический интеллект. Обнаружено также, что и другие показатели вызванных потенциалов (различные варианты амплитудных оценок, вариативность, асимметрия) коррелируют с величиной IQ. Так, согласно концепции А. и Д. Хендриксонов, при обработке информации на уровне синапсов в коре мозга могут возникать ошибки; чем больше число таких ошибок совершает индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Оказалось, что индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, продуцируют высокоамплитудные и имеющие сложную форму вызванные потенциалы т.е. с дополнительными пиками и колебаниями. Низкоамплитудные вызванные потенциалы упрощенной формы характерны для людей с низкими показателями интеллекта. Эти выводы были подтверждены при оценке интеллекта по тестам Векслера и Равена. Все это позволяет считать, что эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя параметрами — скоростью и точностью (безошибочностью).
Оба параметра можно рассматривать как характеристики биологического интеллекта.
Рассмотрим зависимость интеллекта от морфологических особенностей коры больших полушарий. Результаты постмортального исследования мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрируют связь между интеллектом и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь размерами нейронов в рецептивном слое коры. Так, исследования мозга выдающегося физика А. Эйнштейна выявили, что именно в передних ассоциативных зонах коры левого полушария рецептивный слой был в два раза толще обычного. Эта зона содержала и большее (чем у обычных людей) число глиальных клеток, которые обслуживали метаболические нужды увеличенных в размере нейронов. Эти данные привели к представлению о том, что в мозге может происходить перераспределение ресурсов (нейропептидов и медиаторов, в том числе ацетилхолина, обеспечивающего информационную составляющую процессов обучения) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов.
Рассмотрим зависимость интеллекта от мозговой асимметрии. Мышление представляет собой свойство мозга как целого, но вклад каждого полушария имеет свои особенности. Считается, что интеллект человека во многом зависит от межполушарного взаимодействия. Показано, что аналитическая, знаково-опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, а синтетическая, образно опосредованная — для правого. Поэтому степень индивидуальной выраженности каждого из полушарий может служить физиологическим условием высоких достижений в решении задач разного типа (вербально-логических или пространственных).
Считалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее время большое значение в этом плане придается и функциям субдоминантного правого полушария. В частности, сформулирована гипотеза об эффективном билатеральном взаимодействии как физиологической основы общей одаренности. Согласно этой гипотезе, интеллект выше у того человека, который одновременно с левым полушарием максимально использует возможности правого субдоминантного полушария. В этом случае человек способен одновременно обдумывать разные вопросы, привлекать больше ресурсов для решения интересующей его проблемы, одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий.
Мышление и мозг_1
... перемещению тела или его частей. Однако человеческое мышление Декарт считал непространственным.Мыслит человек о пространстве, но не в пространстве. ... Н. Костина, которое я разделяю, человеческий интеллект обычно все же находит метод, и только после ... — например, естественной руки на эквивалентную ей механическую. Мозг находит способ нужным образом использовать предоставляющуюся возможность, а ...
Расстройства мышления. Важным для понимания физиологической основы мыслительной деятельности являются данные клиники, которые свидетельствуют о наличии широкого спектра вариантов нарушения мышления, что указывает на достаточно высокую «ранимость» этой высшей психической функции мозга человека. Иногда эти расстройства мимолетны, они могут наблюдаться у психически здоровых людей. Но могут быть стойкими и отражать определенную патологию ВНД. К патологическим видам мышления относят ускоренное, замедленное и задержанное мышление, разорванное мышление, бессвязное мышление, инертное (вязкое, персевераторное, стереотипное) мышление, аутистическое (мифологическое) мышление, резонерское (проявляется в пустых, бесплодных рассуждениях) мышление, символическое мышление, паралогическое мышление, т.е. имеющее дефект предпосылки или доказательств, фабулирующее мышление, в основе которого лежат вымышленные факты. Кроме того, к расстройствам мышления относятся навязчивые мысли, сверхценные идеи, бред. Приведенные варианты расстройств мышления наблюдаются при шизофрении («расщепление» мышления), маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, реактивном психозе, эндогенно-органическом психозе.
При недоразвитии коры больших полушарий наблюдается олигофрения (малоумие, слабоумие), т.е. умственная отсталость. Наиболее глубокая степень олигофрении (глубокая умственная отсталость) — идиотия. При выраженной форме идиотии мышление и речь почти не развиты: больные произносят лишь нечленораздельные звуки и, как правило, не понимают смысла обращенной к ним речи. Имбецильность — средняя степень слабоумия, при которой речь и мышление развиты больше, чем при идиотии: больные способны составлять несложные фразы, но они не способны обучаться даже во вспомогательных школах. Дебильность — легкая степень слабоумия; у таких людей уровень развития речи относительно высок, но словарный запас очень беден. В связи с наличием хорошо развитой механической памяти, люди с легкой степенью слабоумия способны к обучению во вспомогательных школах и могут овладеть несложными трудовыми операциями. Причинами олигофрении являются генетические нарушения (например, болезнь Дауна, фенилкетонурия), а также дефекты внутриутробного развития, обусловленные вирусной инфекцией, воздействием токсических веществ, радиации.