Танцевальная терапия (dance therapy)

Направления (виды) арттерапии

На сегодняшний день самыми распространенными направлениями являются следующие.

Арттерапия (arttherapy)

К этому направлению относится, как уже отмечалось выше, искусства визуального ряда – рисунок, все виды живописи, монотипии, мозаики, коллажи, грим, боди-арт, маски, все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции, фотография и многое другое. Это наиболее разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов, методик. Именно с рисунка начиналась история арттерапии как психотерапевтического направления. Достоинствами арттерапии является отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении, богатство материалов, возможность использовать техники и приемы арттерапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арттерапия (в данном контексте) является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии искусством.

Музыкотерапия (music therapy)

большинством специалистов включается в арттерапию. Как одно из наиболее древних (если можно так сказать, архетипических видов творчества homo sapiens) направлений, это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, по существующему эмпирическому материалу направление.

Однако в силу невероятной ассоциативной нагруженности (как чисто психологической, так и социо-культурной), музыка легко превращается из “лекарства” в “оружие”. Непродуманное использование мощи воздействия музыки на человека может привести к разрушительным последствиям. К сожалению, крайне мало известно нейро-физиологических и нейро-психологических исследований прикладного характера, связанных с музыкой. Почему здесь об этом много говорится? По той причине, что, используя музыку в психотерапевтической работе, надо быть очень осторожным. Например, один и тот же музыкальный инструмент совершенно по-разному воспринимается в разных культурах (звук флейты в восточной культуре — медитативный, релаксационный, он же в западной — тревожен и печален, таких примеров можно привести множество).

Конкретная музыка актуализирует длинную цепочку ассоциаций, проследить которую пациент не может (а терапевт — тем более).

5 стр., 2387 слов

Арттерапия 2

http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/30/193/ Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии Библиографическое описание: Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / К. А. Михальченко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).  — Челябинск: ...

Это надо всегда учитывать (например, мягкая пасторальная музыка может вызвать спонтанную возрастную регрессию, детские психические травмы и т.п.).

Сейчас часто пытаются использовать музыку, якобы воздействующую на билатеральную асимметрию мозга. Но словечко “якобы” должно быть для специалиста своеобразным “светофором” (на всякий случай, лучше “притормозить”).

Тем не менее, музыка использовалась и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых идеологических и методологических системах. Условно можно выделить две школы: «американскую» (использование музыки как мощнейшего катализатора эмоционального состояния, при этом музыка является лишь подспорьем) и «шведскую» (прямое прописывание определенной музыки как лекарственного средства, при этом музыка является главенствующей).

Танцевальная терапия (dance therapy)

Часто выделяется в совершенно самостоятельное психотерапевтическое направление. Столь же часто танцевальную терапию относят к телесноориентированной. Но суть не меняется, это столь же древний метод исцеления, как и музыка. Танце-двигательная терапия, ТДТ, как это направление называется в России, является методом психотерапии, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец.

Танец помогает процессу личностной интеграции и роста. Основной принцип танцевальной терапии – это взаимоотношение между движением — motion и эмоцией — emotion. Следовательно, танец есть внешнее проявление внутреннего состояния вплоть до самых глубинных слоев, естественный способ выразить невыразимое. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. Движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия, движение уравновешивает, исцеляет, порождает психическую энергию, необходимую во всех жизненных ситуациях вплоть до смерти. Ритуальный танец существовал всегда и во всех культурах, являясь неотъемлемой частью этой культуры.

Практически всегда танец носил ритуальный характер: им лечили от болезней и травм, помогали при родах, воспитывали и совершенствовали, готовили к жизни и смерти, танец сопровождал любые важные моменты в жизни индивида или всего социума. Ритуальный танец является синтезом духовного развития и движения. Большинство эзотерических систем основано на предположении, что человек есть микрокосм, то есть микроскопическое отражение вселенной. Следовательно, человек обладает всеми видами существующих во вселенной энергий. Практически во всех древних культурах ритуальный танец являлся способом пробуждения необходимой энергии, ее стимулирования и направления как во внешний мир, например, боевые танцы и т.п., так во внутренний, к более глубоким уровням сознания.

17 стр., 8287 слов

Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка

... врачевания. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах. Уже в работах первого общепризнанного ... сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению ...

Танцевальные движения использовались и используются во всех без исключения боевых искусствах, которые, собственно, и произошли из танцев. Это древнекитайская система исцеления и совершенствования Цигун и произошедшие от цигун практически все боевые искусства Востока: айкидо, кунфу, каты в карате и пр.

В Древней Индии танец был и остается способом общения, а танцовщицы, специально обученные священным танцам, считаются женами богов.

Танец как способ совершенствования и исцеления был чрезвычайно развит в Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте. Так, влияние ритуальных древнеегипетских танцев распространилось на весь мир. Например, кадизская школа священного танца в Испании является продолжателем древнеегипетской культуры ритуального танца.

В Древней Греции, во многом перенявшей танцевальные культуры Ассирии и Египта, сформировалась своя культура ритуальных танцев, позднее вошедшая во все танцевальные культуры народов Балкан и частично — славянских народов. Музыка и танец были главными составляющими искусства целительства, помогающей магии и совершенствования духа, духовного развития личности в орфических, элевсинских и вакхических мистериях. Танец, движение под музыку (в отличие, например, от рисования) сопровождают нас всю жизнь. Неоспоримым достоинством танца является его “природосообразность” для любого человека, большая безопасность, большая общность культур (анатомически мы все братья и сестры), и, немаловажно, — это приятно. На мой взгляд, движение под музыку особенно эффективно при невротическом развитии личности как средство внутреннего освобождения, импровизационности, снятия разнообразных телесных и психологических блоков (их же невозможно отделить друг от друга, как невозможно отделить тело от души).

Каждый танцевальный жест и движение несут в себе символический смысл. Чем больше вкладывается смысла, тем большее количество энергии символа освобождается. Таким образом, танец помогает раздвинуть границы сознания, расширить сознание индивида и социума. В чем психологический смысл движений в танце?

1. Определенные движения и позы стимулируют телесную энергию, зажатую, например, в блоке.

10 стр., 4981 слов

Сказка как средство развития личности ребенка

Содержание Введение 1. Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка 2. Знакомство ребенка со сказкой Заключение Список литературы Введение личность ребенок воспитание сказкотерапия Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ ...

2. Движения и позы танца позволяют телом выразить то, что практически невозможно выразить словами.

3. Танцевальные движения дают возможность проникнуть в глубинные слои бессознательного много эффективнее, чем традиционные медитативные техники.

4. Специфические движения танца помогают сосредоточиться, уйти внутрь себя.

5. Танец способствует взаимодействию полушарий, соединяя рациональное и иррациональное, таким образом рождая креативное мышление

6. ЦНС и мышечная система преобразуют музыкальные ритмы в формы движения, что расширяет традиционное восприятие мира.

7. Ритуальный, магический танец помогает самосовершенствованию, так как человек может пробудить низшие эмоции и энергии и высвободить их через танец, то есть обрести контроль над ними.

8. Танец является великолепным способом развития и совершенствования тела не как инструмента, а как равноправного участника жизни в триаде «разум, душа, тело».

Драматерапия (Dramatherapy)

Одно из направлений, наиболее интенсивно развивающихся в настоящее время. Видимо, одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии — постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 30-40 г.г. «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке. Основное отличие от психодрамы заключается в том, что в драматерапии нет протогониста и не драматизируется ничья проблема, а следовательно – это не больно. Метод не прост, требует (впрочем, как все остальные виды арттерапии) специальной подготовки терапевта и необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. В настоящее время существует много видов драматерапии (собственно драматизации, терапевтический театр, драматерапевтические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр и комедия дель арте и т.п.).

6 стр., 2969 слов

Тема 12. Арттерапия как метод психокоррекции

7 1. Общая характеристика. Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной ...

Драматерапия является прекрасным методом работы с группой. При использовании драматерапии происходит (помимо развития креативности, как во всей арттерапии) расширение сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими и многое другое (Jennings S., Cattanach F., Grainger R., Meldrum B., Boal A., Белякова Е., Гнездилов А., Назлоян Г. и др.).

Сказкотерапия

Современными практиками и теоретиками арттерапии в последние годы в самостоятельное направление выделяется сказкотерапия — использование сказки как архетипической метафоры в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Выделяются, как правило, следующие виды сказкотерапии: анализ и интерпретация выбранной или сочиненной сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок (библиотерапия), медитативные сказки, драматерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие, куклы.

Достоинствами и преимуществами сказкотерапии можно считать ее абсолютную метафоричность (наиболее доступно для восприятия), отсутствие дидактичности (что практически не вызывает сопротивления), глубинный смысл сказки (закодированный в коллективном бессознательном опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе), архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации), максимально возможная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»), экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину), магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке» — отсутствие ментальных ограничений, иррациональность, ресурсность).

Ближайшие родственники сказки – миф, легенда, былина, притча. Сказки разделяются по происхождению (сакральные, или мифологические, народные, авторские), по содержанию (антропоморфные, бытовые, волшебные), по задачам (дидактические, психокоррекционные, терапевтические).

12 стр., 5843 слов

Образец титульного листа контрольной работы 2

А.А. Касаткина, Е.В. Иванова, Н.А. Беспалова, А.К. Строганов     КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»   Гуманитаризация процесса обучения студентов инженерного профиля в предметной области «Физическая культура и спорт»       Учебно-методическое пособие     НОВОСИБИРСК УДК 796 Утверждено редакционно-издательским советом ФГОБУ ВПО «СибГУТИ» & ...

С моей точки зрения (См прим. на листе 24), сказкотерапия является наиболее интегральным методом арттерапии, естественно включая практически все другие направления – рисунок и живопись, драматизация, музыка, танец, библиотерапия, грим, куклы и пр. (Фон Франц М., Зинкевич Т., Гнездилов А.)

Любимые темы — натюрморт, цветы (их всегда много) и букеты (большие, броские, неожиданные), поле, дорога (чаще — с кем-нибудь).

Подобных попыток создать схемы, позволяющие ставить (уточнять) диагноз психического заболевания в помощью рисунков или других произведений искусства, сотворенных руками пациента (клиента) существует множество. И все они не работают. То, что в арттерапии связано собственно с диагностикой, можно представить в виде следующего закона: никакой рисунок (и другие произведения) не может быть основой постановки диагноза, но любой рисунок (или другое произведение) содержит огромное количество диагностического материала. То есть, можно ли по рисунку (произведению) ставить диагноз? Нет. Может ли рисунок (произведение) быть материалом для постановки (уточнения) имеющегося диагноза? Да.

2. Терапевтическая – собственно исцеление личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической целостности.

В арттерапии чаще всего не представляется возможным разделить диагностическую и терапевтическую цели, так как практически всегда обе функции выступают параллельно.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИСУНКА

В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

1. Рисунок по кругу (пастель, большой лист).

Работа с групповой динамикой

2. Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист).

Работа с групповой интеграцией.

3. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3).

Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами.

4. «Триптих» (Я — какой есть, Я — глазами других, Я — каким хочу быть, или другие варианты. Лист А4, пастель или цветные карандаши).

Получение обратной связи от группы. Групповая динамика.

5. Портреты и автопортреты (пастель, лист А4).

Знакомство, снятие напряжения, паттерны поведения, групповая динамика.

4 стр., 1875 слов

Образец титульного листа контрольной работы

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра педагогики     Психология и педагогика Методические указания По самостоятельной работе обучающихся Направления подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, степень выпускников: магистр     Киров   Психология и педагогика: Методические указания / Сост. Н.В. Булдакова – Киров: ВятГУ, 2016. – 10 с.     ...

6. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист).

7.Работа с масками (рисование, гипсовые, готовые и пр.).

8. Свободный рисунок на тему «Я в группе».

9. Свободный рисунок «Моя группа» (акварель, без музыки).

10. «Почта», диалог рисунками (Я хочу тебе сказать. Я боюсь. Я не хочу, чтобы ты знал. и т.п.).

Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе.

11.Работа с гримом.

12. Каракули (вариант ведомого рисования с приписыванием образов).

13. Рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги).

Сплочение группы, работа с эмпатией, сензитивностью.

14. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель).

15. Групповой рисунок «Человека» (большой лист, пастель).

Ценности группы как организма, уровень развития группы.

16. «Я тебя так вижу» (лист А4, акварель).

Проекции, приписывания, проблематизация.

17. «Подарки».

18. «Убежище».

19. «Настроение»

20. Метафорический автопортрет («Я… посуда, оружие, украшение и т.п. Гуашь, половина листа А4).

Проблематизация группы, групповая динамика.

21. «Здравствуй, это я» (гуашь, белила).

22. Рисование снов, фантазий, страхов.

23. Портрет терапевта (сделанный всей группой или отдельными участниками).

24. Свободный рисунок «Я — зима, лето, весна, осень» (акварель).

25. Ассоциативное рисование.

26. Мое прошлое, настоящее, будущее.

27. Чего я опасаюсь в группе.

 

Библиотерапия – это направление арттерапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, т.е. самовыражение через творческое сочинение. Более традиционно библиотерапия понимается как использование художественных произведений (прозаических, поэтических), созданных писателями и поэтами. В настоящее время все большее число арттерапевтов используют самостоятельно написанные клиентами и пациентами сочинения. Диагностический и терапевтический эффекты в библиотерапии основаны на так называемом законе Геннекена, который гласит: главный герой произведения — это всегда автор. Все направления психотерапии используют эффект облегчения страданий после их проговаривания (человек рассказал про свои беды, и ему сразу, пусть ненадолго, стало легче).

Кроме того, диагностический и терапевтический, саногенный потенциал библиотерапии просто огромен: от несложных жалоб до тяжелейших состояний и психических расстройств. Художественное сочинение дает возможность красиво и метафорично рассказать практически о чем угодно и «не про себя». В свете всего перечисленного любой человек может стать писателем и поэтом, сочинять саги, мифы, сказки, фэнтэзи, абсурд, лимерики, синквейны и частушки, страшилки и дразнилки, японские хайку, танки и рэнку и еще многое другое. Как показывает опыт, большая часть того, что сочиняют никогда ранее не писавшие люди, талантливо, красиво и, главное, помогает изменению состояния. Библиотерапия имеет только одно противопоказание: снижение интеллекта. Прекрасно работает с детьми, подростками, эндогенными и кризисными пациентами, в клинике психосоматических расстройств. И, как уже говорилось, дает огромный диагностический материал.

Возможно множество вариантов использования творческого сочинения. Например,

1..Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т.п.).

2. Стихосложение (использование размера без рифм, синквейн, рондо, лимерик, баллады, частушки, японские хокку и пр.).

3. Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т.п.).

4. Рассказ на заданную (выбранную) тему.

5. Автобиография в виде литературного произведения.

6. Автобиография вымышленного персонажа.

7. Чтение литературных произведений.

8. «Переписка субличностей».

9. Сочинение «Архетипических легенд» (см. «амплуа»).

10. Сочинение сказки (индивидуальное и групповое).

11. Сочинение «по кругу».

12. Драматургия.