Теория и методика воспитания
Целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально значимых качеств личности, взглядов и убеждений, называется воспитание.
В узком смысле воспитание рассматривается как …
· специально организуемая деятельность педагога и воспитанника по реализации целей образования в условиях педагогического процесса
· общественное явление, воздействие общества на личность
· непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза
· систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности
Результатом процесса воспитания является воспитанность личности.
К особенностям воспитательного процесса не относится …
· экономичность
· непрерывность
· комплексность
· вариативность
Установление взаимосвязи ценностей и целей воспитания осуществляется с учетом позиций аксиологического подхода к воспитанию.
Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется самовоспитание.
Самоанализ, самоотчет и самоконтроль являются необходимыми компонентами самовоспитания.
Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе перевоспитания.
Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется этнопедагогика.
Педагогический аспект воспитания творческой личности
... процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности ЛИЧНОСТИ". ... сущность воспитания творческой личности. Объект ? процесс воспитания творческой личности. Предмет ? педагогический аспект воспитания творческой личности. ... нужно содействовать его формированию и развитию. Он ...
Единство национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности является основным принципом такой науки, как этнопедагогика.
Обосновывая идею национального своеобразия воспитания, К.Д. Ушинский сформулировал принцип народности воспитания.
Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям называется толерантностью.
Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется патриотизм.
Движущими силами процесса воспитания являются противоречия.
(Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания)
Противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования относится к движущим силам воспитания.
(Движущими силами воспитания являются также объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию)
Объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса воспитания называются …
· закономерностями
· методами воспитания
· принципами
· формами организации воспитания
В основе закономерностей процесса воспитания лежат …
· устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами
· противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями
· принципы организации воспитания
· индивидуальные и возрастные особенности учащихся
Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания относится к … процесса воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам
· педагогическим правилам
Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и развития личности относится к … воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам организации
Закономерности нравственного развития личности
... исследователей; 2. определить структуру нравственного сознания личности; 3. проанализировать закономерности нравственного развития личности. Гипотеза исследования: структура нравственного сознания имеет ... – СПб.: Питер, 2003. – 720 с. 21. Медушевский, Вячеслав Вячеславович. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства [Текст] / В.В. Медушевский // Преподаватель. – 2001. – ...
· целям
Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе относится к … воспитания.
· внутренним закономерностям
· внешним закономерностям
· принципам организации
· целям
Закон … утверждает, что изменения, происходящие с педагогом и воспитанником в рамках воспитательного взаимодействия, всегда обоюдны.
· со-трансформации педагога и воспитанника
· целостного развития человека
· развития через преодоление
· возрастания потребности в значимом другом
Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются … воспитания.
· принципами
· законами
· закономерностями
· правилами
Принципы воспитания вытекают из … воспитания.
· закономерностей
· методов
· целей
· содержания
Поощрение разумной инициативы и активности воспитанников является важнейшим условием реализации принципа …
· деятельностного подхода в воспитании
· опоры на положительное в личности
· сочетания высокой требовательности к воспитаннику с уважением к нему
· культурологического подхода в воспитании
Подход к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …
· воспитания с опорой на положительные качества человека
· учета возрастных и индивидуальных особенностей
· воспитания в коллективе и через коллектив
· связи воспитания с жизнью и трудом
Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, учет его интересов и индивидуальных предпочтений являются условиями реализации принципа …
· гуманистической ориентации воспитания
· природосообразности воспитания
· воспитания в коллективе и через коллектив
· связи воспитания с жизнью
(Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрение, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка)
Влияние личности педагога на воспитательный процесс
... человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса. В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а ...
Важнейшим условием реализации принципа воспитания в коллективе и через коллектив является …
· определение перспектив развития коллектива, объединяющих всех воспитанников
· побуждение детей к самовоспитанию
· принципиальное и последовательное предъявление к воспитанникам педагогических требований
· единство взглядов всех педагогов, работающих в детском коллективе
Ограничение воспитательного пространства рамками школы, преобладание просветительских форм воспитания свидетельствуют о несоблюдении принципа …
· связи воспитания с жизнью
· культуросообразности воспитания
· опоры на положительное в личности воспитанника
· единства воспитательных воздействий
Одновременная реализация всех принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса обусловлена таким требованием к их применению, как …
· комплексность
· равнозначность
· обязательность
· вариативность
Описание и разработку основных направлений воспитания (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.) включает в себя содержательный компонент процесса воспитания.
Технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса относится к … компоненту воспитания.
· оценочно-результативному
· целевому
· содержательному
· оценочно-содержательному
(Оценочно-результативный компонент воспитательного процесса предполагает проверку, оценку и анализ результатов воспитания. Целевой компонент воспитательного процесса включает определение целей и задач воспитания. Содержательный компонент педагогического процесса включает разработку содержания воспитания и его основных направлений (нравственного, трудового, гражданского, физического, экологического, эстетического и т.д.))
Совместное с воспитанником определение его интересов, ценностных установок, способов преодоления затруднений в его саморазвитии называется педагогическим(-ой) …
· поддержкой
· сопровождением
· руководством
ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ...
... и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к ... характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно ...
· консультированием
(Поддержка в сравнении с сопровождением эпизодична. Гуманитарное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей)
К субъектам деятельности воспитательной системы относятся …
· педагоги
· учащиеся
· учреждения культуры
· социум
Компонентами педагогической системы являются …
· цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей
· субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними
· знания, умения, навыки учащихся
· авторитарное управление
Важнейшими компонентами воспитательной системы являются …
· среда воспитательной системы
· отношения между субъектами воспитательной системы
· традиционные технологии обучения и воспитания
· авторитарный характер воспитания
На этапе становления воспитательной системы происходит …
· формирование концепции воспитательной системы
· создание воспитательного коллектива школы
· рождение коллективных традиций
· развитие системы самоуправления
Соотнесите функции воспитательной системы и их характеристики.
1. Интегрирующая — систематизация несогласованных воспитательных воздействий
2. Регулирующая — упорядочение воспитательного процесса
3. Развивающая — обеспечение динамики воспитательной системы
4. Защитная — обеспечение социальной защиты
Развивающая функция воспитательной системы обеспечивает …
· оптимальное функционирование системы
· постоянное совершенствование системы
· упорядочение воспитательных воздействий
· обеспечение социальной защиты воспитанников
Управление воспитательной системой может быть реализовано через такие органы, как …
Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
... Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. ... Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения ...
· общее собрание
· совет дела
· коммунарский сбор
· совещание при директоре
· педагогический консилиум
Механизм функционирования воспитательной системы включает …
· управление и самоуправление системой
· системообразующие виды деятельности
· показатели эффективности воспитательной системы
· цели и задачи воспитательной системы
По типу организации воспитания воспитательные системы традиционно делятся на …
· авторитарные
· гуманистические
· традиционные
· инновационные
Основы теории воспитательных систем были заложены …
· Л. И. Новиковой
· В. А. Караковским
· Я. А. Коменским
· К. Д. Ушинским
Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …
· В.А. Сухомлинским
· А.С. Макаренко
· И. Гербартом
· П.Ф. Каптеревым
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· высокий авторитет школы среди учащихся и их родителей
· наличие традиций, прочность связи поколений
· консервативный подход к выбору методов и форм воспитания
· авторитарный характер воспитания
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· сложившийся образ школы
· благоприятный психологический климат школьного сообщества
· авторитарный стиль управления
· изолированность воспитательной системы от влияния социума
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
· образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы
· психологический климат
Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...
... командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) в формировании готовности подразделения к ... нормы и установки в соответствии с общечеловеческими ценностями, высокие ... имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса ... систему комплектования, в связи с этим изменилась система боевой подготовки и подготовка к ведению боевых действий, а также возросла роль воспитательных ...
· мероприятийный характер деятельности
· авторитарный характер управления
Основные направления воспитания
К задачам физического воспитания относится …
· развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья
· формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду
· выработка нравственных привычек
Задачей эстетического воспитания является …
· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты
· развитие стремления быть бодрым, доставлять радость себе и другим
· формирование гигиенических навыков
· формирование научного мировоззрения
Художественные и литературные произведения: музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор – являются средствами … воспитания.
· эстетического
· этического
· нравственного
· интеллектуального
Художественные и литературные произведения, музыка, искусство, кино, театр, народный фольклор используются в процессе …воспитания.
· эстетического
· физического
· трудового
· экономического
Способность личности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве является результатом … воспитания.
· эстетического
· нравственного
· интеллектуального
· этического
Формирование законопослушного поведения является одной из задач … воспитания.
· правового
· экологического
· нравственного
· интеллектуального
Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности является целью …
· самообразования
· обучения
Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся
... воспитания. В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, ... с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств. Трудовое ... личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии ...
· интеллектуального воспитания личности
· самоопределения
Целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений составляет сущность … воспитания.
· этического
· эстетического
· гражданского
· интеллектуального
Формирование знания о природе и гуманного, ответственного отношения к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности является задачей … воспитания.
· экологического
· нравственного
· гражданского
· духовного
Экологическое воспитание …
· ориентирует человека на бережное отношение к природе
· предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье
· ориентировано на уважительное отношение к правам человека
· направлено на формирование бережливости, предприимчивости, расчетливости
Сообщение знаний о морали и формирование отношения к ней как к общечеловеческой ценности составляют цель … воспитания.
· нравственного
· интеллектуального
· социального
· гражданского
Регулярное нарушение учащимся школьной дисциплины свидетельствует о недостатках в его … воспитании.
· нравственном
· интеллектуальном
· трудовом
· правовом
Важным педагогическим условием трудового воспитания является …
· сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности
· приоритет общественной значимости труда над личными интересами воспитанника
· возможность использования трудовой деятельности как эффективного приема наказания воспитанника
· обязательность материального вознаграждения
Важным педагогическим условием трудового воспитания является …
· доступность и посильность труда
· приоритет общественной значимости труда над личными интересами воспитанника
· возможность использования трудовой деятельности как эффективного приема наказания воспитанника
Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи
... концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость, объем В) типизация, агглютинация, гиперболизация Установите соответствия между последовательностью развития мышления в онтогенезе и формами мышления ... знаков, являющаяся средством человеческого общения, мыслительной деятельности, передачи накопленного культурно-исторического опыта, способом выражения самосознания личности, - это: А) речь Б) ...
· коллективный характер труда
К приемам трудового воспитания относятся …
· показ
· указание на ошибку
· беседа
· упражнение
Из содержательной основы трудового воспитания школьников исключается … труд.
· педагогический
· учебный
· общественно полезный
· производительный
Профессиональная ориентация является одной из задач … воспитания личности.
· трудового
· нравственного
· гражданского
· правового
Временные и постоянные домашние поручения, дежурство по классу и в школе относятся к методам … воспитания.
· трудового
· нравственного
· социального
· гражданского
Профессиональное просвещение как часть профессиональной ориентации предполагает …
· ознакомление учащихся с миром профессий
· изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии
· выдачу рекомендаций и советов по профессиональному определению
· процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии
Формирование стиля мышления воспитанников, соответствующего принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления, является целью … воспитания.
· экономического
· нравственного
· гражданского
· трудового
В отечественной педагогике существенный вклад в развитие теории и практики гражданского воспитания внес …
· В. А. Сухомлинский
· П. Ф. Каптерев
· М. Н. Скаткин
· С. Т. Шацкий
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
Установите соответствие между терминами и их определениями.
1. .Методы воспитания — способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач
2. Методический прием — элемент (часть, деталь) метода воспитания
3. Средства воспитания — конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, наглядные пособия, которые используют в реализации того или иного метода
4. Классификация методов воспитания — выстроенная по определенному признаку система методов
Установите соответствие между терминами и их определениями.
1. Педагогическая технология (в воспитательной работе) — система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми
2. Педагогическая техника — комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным состоянием и внешним поведением
3. Методика воспитательной работы — отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с их определениями:
1. Формы воспитания — классный час, литературная гостиная, праздник
2. Методы воспитания — беседа, пример, поручение
3. Средства воспитания — книга, слово педагога, видеофильм
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с примерами их реализации:
1. Формы воспитания – классный час «В мире профессий»
2. Методы воспитания – награждение ученика за активное участие в спортивной жизни школы
3. Средства воспитания — стенд «Наши выпускники»
Установите соответствие между формами, методами и средствами воспитания и примерами их реализации.
1. Формы воспитания – концерт «Голоса весны»
2. Методы воспитания – инструктаж по технике безопасности при работе на пришкольном участке
3. Средства воспитания — гимн школы
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Диспут — специальный метод воспитания, предполагающий обязательное столкновение противоречивых мнений
2. Дискуссия — состоит из краткого выступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера
3. Лекция — систематизированное изложение проблемы
Установите соответствие методов формирования сознания личности и их определений:
1. Рассказ — небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ нравственных понятий и оценок
2. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок
3. Дискуссия — коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Общественное мнение — выражение группового требования
2. Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения
3. Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах
2. Воспитывающая ситуация — обстоятельство затруднения, выбора, толчка к действию, может быть специально организовано воспитателем
3. Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
1. Внушение — воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему
2. Поручение — исполнение учеником какого-либо дела
3. Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы
Установите соответствие между группами средств воспитания и основаниями для их классификации.
1. Пример, образец, идеал, норма — выполняют для воспитанника ориентирующую и демонстрационную функцию
2. Требование, контроль, наказание — ограничивают или корректируют активность воспитанника
3. Похвала, поощрение — служат для подкрепления и развития социально продуктивных моделей поведения
Установите соответствие методов стимулирования деятельности и поведения и их определений:
1. Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния
2. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков
3. Соревнование — модификация метода воспитывающих ситуаций, которая способствует формированию качеств конкурентоспособной личности
Установите соответствие между средствами воспитания их функциями.
1. Функция наглядности- экспонат школьного музея
2. Функция инициирования — девиз школы
3. Инструментальная функция — школьный сайт
Установите соответствие между описаниями и типами форм воспитательной работы по количеству участников.
1. Беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником — индивидуальные
2. Несколько участников находятся в непосредственном контакте — групповые
3. Несколько классов, школа, район проводят праздники, конференции, слеты — массовые
Установите соответствие между формами воспитательной работы и их характеристиками.
1. Мероприятие — массовая, организованная воспитателем, форма работы,где немногие проявляют активность, а большинству отводится роль зрителя-слушателя
2. Воспитательное дело — основано на общих интересах и потребностях участников, направлено на решение значимой для жизни коллектива проблемы
3. Событие — некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает участникам выход за пределы существующего жизненного опыта
Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристики:
1. мероприятие — события в коллективе, организуемые педагогами с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников
2. дело — общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо
3. игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения
Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристик:
1. концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров
2. линейка — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке
3. экскурсия — форма воспитания, основанная на изучении различных предметов и явлений в естественных условиях, в музеях, на выставках
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
1. нравственное воспитание — акция милосердия «От сердца к сердцу»
2. гражданское воспитание — конкурс плакатов «Недаром помнит вся Россия…»
3. эстетическое воспитание — экскурсия в картинную галерею
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
1. эстетическое воспитание — экскурсия «История страны на полотнах русских художников»
2. экологическое воспитание — акция «Сохрани ель!»
3. этическое воспитание — классный час «Поговорим о воспитанности»
Установите соответствие между направлениями воспитания и соответствующими им методами воспитания.
1. Гражданское воспитание – рассказ учителя о подвиге защитников Брестской крепости
2. Физическое воспитание – упражнение, направленное на развитие двигательных навыков
3. Нравственное воспитание — требование педагога, предъявляемое к дисциплине учащихся
Установите соответствие между видами внеурочной деятельности и их характеристиками.
1. Познавательная — служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей
2. Общественная — предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических объединениях
3. Досуговая — обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение
Коллектив как объект и субъект воспитания
Объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления, называется …
· коллективом
· группой
· союзом
· единением
Коллективизм – это …
· чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
· важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности
· совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни
· форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение
Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества называется …
· коллективизмом
· конформизмом
· толерантностью
· нонконформизмом
Главным условием жизни и движения коллектива вперед является наличие …
· целей
· актива
· органов самоуправления
· традиций
Сущностной характеристикой детского коллектива не является …
· отсутствие отношений ответственной зависимости
· наличие общей социально значимой цели
· наличие общей совместной деятельности
· наличие общего выборного руководящего органа
Согласно закону параллельного действия …
· члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков
· члены коллектива создают несколько активов в рамках одного коллектива
· члены коллектива входят в другие группы-членства
· члены коллектива считаются как с мнением педагога, так и с мнением лидеров группы
Проявление закона параллельного действия и создание условий для личностного развития каждого воспитанника характерно для третьей стадии развития детского воспитательного коллектива.
На третьей стадии своего развития детский воспитательный коллектив …
· становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию
· характеризуется увеличением численности актива
· подчиняется только требованиям педагога
· превращается в объект воспитания
Теория детского воспитательного коллектива была разработана …
· А. С. Макаренко
· Ю. К. Бабанским
· П. Ф. Каптеревым
· Д. Дьюи
Важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является, по определению А.С. Макаренко, …
· традиция
· либеральный стиль педагогического руководства
· авторитет актива
· создание пионерской организации
В основе организации перспективных устремлений воспитанников лежит (-ат) …
· закон движения коллектива
· закон параллельного действия
· традиции, сложившиеся в коллективе
· принцип опоры на положительное в личности воспитанника
(Закон движения коллектива сформулирован А.С. Макаренко. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную)
Цели, определяющие развитие детского воспитательного коллектива, были названы А.С. Макаренко …
· перспективами
· идеалами
· коллективными делами
· традициями
В основу планирования деятельности детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко была положена …
· система перспективных линий
· авторитарный стиль педагогического воздействия
· метод «педагогического взрыва»
· принцип параллельного действия
В формировании нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработке ценностей, привычек, характера заключается … функция коллектива.
· воспитательная
· организационная
· стимулирующая
· развивающая
Реализуя организационную функцию, детский коллектив становится …
· субъектом управления своей общественно полезной деятельностью
· носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений
· стимулом всех общественно полезных дел
· фактором, побуждающим детей к самовоспитанию
Нижним уровнем формирования коллектива является группа- …
· конгломерат
· ассоциация
· кооперация
· автономия
Основными характеристиками группы-автономии являются …
· противостояние остальным коллективам
· внутреннее единство в деятельности и отношениях детей
· формирование у членов группы чувства общности
· сосредоточение только на интересах группы (групповой эгоизм)
Первичный коллектив – это группа …
· детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте
· детей-первоклассников
· детей, которые являются единственными детьми в своих семьях
· детей, которые встретились единственный раз в своей жизни
Школьный класс является … коллективом.
· первичным одновозрастным
· вторичным одновозрастным
· первичным разновозрастным
· вторичным разновозрастным
(Школьный коллектив является первичным одновозрастным детским воспитательным коллективом. При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными)
Структура коллектива может быть определена таким методом исследования, как …
· социометрия
· беседа
· шкалирование
· анализ продуктов деятельности воспитанников
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности
Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.
1. Репродуктивная — рождение детей
2. Хозяйственно-экономическая — ведение общего хозяйства и бюджета
3. Коммуникативная — организация внутрисемейного общения
Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.
1. Воспитательная — создание условий для формирования личности каждого члена семьи
2. Рекреативная — организация досуговой деятельности
3. Нравственно-психологического обеспечения — создание благоприятного климата в семье
Удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите относится к … функции семьи.
· психотерапевтической
· репродуктивной
· хозяйственно-бытовой
· экономической
Физическое, эмоциональное и умственное развитие ребенка в семье является результатом реализации … функции семьи.
· социализирующей
· репродуктивной
· хозяйственно-экономической
· психотерапевтической
Установите соответствие между типами семей и их характеристиками.
1. Патриархально-модернизированный тип — характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность
2. Детоцентрический тип — характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность
3. Супружеский тип — характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы
4. Материнский тип — безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка
Установите соответствие между типами семей и основаниями, по которым их классифицируют.
1. В зависимости от количества детей — бездетные, однодетные, малодетные, многодетные
2. В зависимости от состава семьи — однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные
3. В зависимости от структуры семьи — полные, неполные, внебрачные
Установите соответствие между типом семьи и его характеристикой.
1. Простая семья — представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке
2. Расширенная или сложная семья — включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством
3. Неполная семья — представляет собой семью, в которой один из супругов отсутствует
Установите соответствие между деструктивным типом семьи и его характеристикой.
1. Семья – «третий лишний» — родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью
2. Семья – «театр» — отношения строятся на игре и эффекте
3. Семья – «санаторий» — супруги все время проводят вместе и пытаются удержать около себя детей
Установите соответствие между деструктивным типом воспитания в семье и его характеристикой.
1. Воспитание по типу Золушки — родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво
2. Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требования детей
3. Воспитание по типу кронпринципа — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой
Установите соответствие между типичными ролями детей в проблемных семьях и их характеристиками.
1. «Козел отпущения» — ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу
2. «Любимчик» — эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке
3. «Беби» — ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит
4. «Примиритель» — ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты
Повышенное, обостренное внимание и забота, чрезмерная опека и мелочный контроль поведения ребенка, запреты и ограничения являются признаками такого стиля семейного воспитания, как …
· гиперопека
· авторитарный стиль
· гипопротекция
· демократический стиль
Тотальный контроль за поведением ребенка, стремление полностью подчинить его влиянию взрослых характерно для … стиля воспитания.
· авторитарного
· демократического
· либерального
· гуманистического
Для демократического стиля воспитания характерна(-но) …
· поощрение личной ответственности и самостоятельности ребенка
· повышенное, обостренное внимание и чрезмерная опека
· эмоциональное отвержение ребенка
· завышенная оценка родителями способностей ребенка
Установите соответствие между основными направлениями работы педагогов с семьей школьника и их характеристиками.
1. Информирование — педагог способствует полному информированию родителей о ребенке, программах и методиках его обучения и воспитания в образовательном учреждении
2. Корректировка семейного воспитания — педагог способствует развитию особых способностей ребенка, профилактике и преодолению вредных привычек и вредного влияния семьи
3. Взаимодействие с общественными организациями родителей — педагог взаимодействует с родительским комитетом, школьным Советом, Советами по месту жительства и на предприятиях
Установите соответствие между видами педагогической помощи семье и их характеристиками.
1. Образовательная — помощь семье в обучении и воспитании детей
2. Психологическая — поддержка семьи и коррекция
3. Посредническая — помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания
К личностным ресурсам семьи, определяющим характер семейного воспитания, не относится(-ятся) …
· жилище и соседство
· состав семьи
· уровень и вид образования членов семьи
· отношение старших к младшим
К материальным ресурсам, значимым для полноценного семейного воспитания, не относится …
· регулярное материальное вознаграждение детей
· доход на каждого члена семьи
· продуманное питание
· наличие у младших персональной территории в жилище
Исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации воспитания в семье называются … семейного воспитания.
· принципами
· методами
· стилем
· функциями