2 блок
19. Питирим Сорокин о проблеме стратификации в обществе.
Понятие «страта» послужило основой для развития теории стратификации общества. Автором этой теории был социолог Питирим Сорокин.
Социальная стратификация – это структура социального неравенства. Социальная стратификация представляет собой разделение общества на социальные слои (страты).
Основой социальной стратификации является неравенство людей в обществе. П.Сорокин выделяет четыре группы причин неравенства людей:1.права и привилегии; 2.обязанности и ответственность; 3.социальное богатство и нужда;4.власть и влияние. Четыре главные измерения стратификации – доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами – основное свойство стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерная и многомерная стратификация. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религия, профессия, собственность и т.д. ).
Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастной признак; социально-демографический; профессиональный; расовые общности; объекты и субъекты власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.
Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берется сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:
1.Рабство – закрепощение людей, граничащее с полным бесправием.
2. Касты – группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту.
3.Сословия – своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны.
4. Этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы – племя, народность, нация.
5. Социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни.
6. Общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.
П.Сорокин писал что- cоциальная стратификация отражает наличие высших и низших слоев общества, а ее основой и сущностью является неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных законов и влияния на власть.
20. Структура и исторические типы обществ.
Общество — исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе своей деятельности.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Типы обществ:
1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой
Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.
2) индустриальный — состязание человека с преобразованной природой
Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.
3) постиндустриальный — состязание между людьми
Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.
21. Функции и структурные элементы социальных институтов
Социальный институт— исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:
-цель и сферу деятельности института;
-функции, предусмотренные для достижения цели;
-нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
-средства и учреждения достижения цели и реализации функций.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Институт семьи и брака — Потребности в воспроизводстве рода
2. Политические институты — Потребности в безопасности и социальном порядке
Функции и роли вожатого
... вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие деятельностью коллектива, изучение и оценку онной и предложений. Способность сохранять стабильность, ... изменениям условий Гибельные эксперименты Чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий деятельности 8. Посредник- От вожатого ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и ...
3. Экономические институты — Потребности в добывании средств существования
4. Институты образования — Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.
5. Институт религии-Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни
Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений -это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция — это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального контроля).
3. Интегративная функция -это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция — это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция — это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.
Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.
23.Кризисные явления в жизненном цикле семьи
Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).
Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом. Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых поможет супругам, с одной стороны, подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой – разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье. В последнее время в отечественном семьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла семьи. Его авторы А. И. Антонов и В. М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства, то есть выполнением семьей ее основной функции – рождением, воспитанием и социализацией детей. Выделяются четыре основные стадии:
Семья как фактор развития ребенка
... потребности всех ее членов. Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи: Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие ... развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в ...
1. Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца.
2. Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.
3. Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.
4. Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.
К сожалению, не каждая семья по многим причинам объективного и субъективного порядка может в своем развитии пройти через эти этапы. Добровольные и вынужденные обстоятельствами разлуки супругов, родителей и детей, разводы и смерти создают на разных стадиях жизнедеятельности семьи многообразие ее осколочных форм, что приводит к неполноте семейного цикла. В этой связи возникают следующие сложности:
• на первой стадии отношения могут осложнятся тем, что один из супругов уже побывал в браке;
• на второй стадии возможен развод, результатом которого будут родители-одиночки с детьми; либо смерть детей.
• на третьей стадии – социализированного родительства – дети по тем же причинам становятся сиротами или лишаются интенсивных контактов с одним из родителей или, умирая, прекращают стадию социализации и делают невозможными последующие события семейного цикла, или побуждают супругов к новым рождениям, а также к разводам;
• на четвертой стадии ожидается вдовство одного из супругов и смерть оставшегося, хотя возможны и разводы, и смерти взрослых детей.
Существуют примерные возрастные рамки для каждой фазы жизненного цикла семьи, свойственные каждой культуре.
Продолжительность каждой стадии семейного цикла по В. А. Сысенко По его мнению, все браки можно сгруппировать следующим образом: совсем молодые – до 4 лет; молодые – 5–9 лет; средние – 10–19 лет; пожилые – 20 и более лет.
Так, например, переход от совсем молодых к просто молодым бракам нередко совершается ранее пяти лет в связи с «опережающим» рождением первого ребенка. Тем не менее период «молодой семьи» выделяется проблемами психологического и бытового характера, которые зачастую разрушают семью еще на начальном этапе ее становления. Немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жизни. Основные причины распада таких браков – неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственного жилья, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов.
Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе
... процесс, в котором "природные" и "социальные" факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга. Любое нарушение последовательности или сроков критических периодов половой дифференцировки может роковым образом ... обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек -- за ...
23.Социальный институт семьи, его признаки
Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).
Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Социальные функции семьи
-репродуктивная (биологическое продолжение рода)
-воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
-хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
-духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
-досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
-сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)
Типологизируются семьи по разным принципам. Выделяются следующие семьи — простые (нуклеарные) и сложные, или расширенные. Нуклеарные семьи состоят из родителей и детей, не состоящих в браке, сложные — родители и семейные дети. По количеству родителей в семье выделяют — на полные и неполные (семья, где только один родитель) семьи. По количеству детей — на бездетные, однодетные, многодетные семьи.По типу поселения семьи делят — на городские и сельские.По стажу семейной жизни — молодожены, молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста, семьи старшего супружеского возраста.Семьи также типологизируют по национальному составу, числу работающих членов семьи, размеру жилой площади, числу иждивенцев и т.д.
Семья в своем развитии проходит следующие этапы жизненного цикла:
— вступление в брак мужчины и женщины (образование семьи);
— рождение первого ребенка (начало деторождения);
— рождение последнего ребенка (окончание деторождения);
— вступление последнего ребенка в брак с выделением его из семьи родителей («пустое гнездо»);
— прекращение существования семьи (смерть одного из супругов или развод).
На фазы семейного цикла влияют различные факторы, характерные для разных общественных систем.
Поскольку семья является элементом общества, то в ней отражаются все процессы, которые возникают и развиваются в обществе, современный кризисный этап в обществе имеет отражение в семье в виде следующих кризисных явлений: повышение количества разводов, ориентация супругов на бездетность, распространение добрачных связей, обмен супругами и др.
24. Достоинства и недостатки методов сбора социологических данных.
Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
— опрос (анкетирование и интервьюирование);
— анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
— наблюдение (невключенное и включенное);
Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная ...
... семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои ... чувство ущемленности, у мужа даже в большей степени. 3) Оба работают, жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают. 4) Оба работают и ...
— эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Далее рассмотрим два основных метода и опишем их.
Начнем с анкетирования. Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно,без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15— 20 человек. Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты.
Также можно выделить основные плюсы и минусы метода – опрос.
Достоинства:
— в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;
— данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;
Недостатки:
— полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;
— при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных.
Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью.
Достоинства:
1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
2) дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Недостатки:
1) интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.
2) Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации
3 блок
49. В некоторых работах современных социологов можно встретить утверждение о том, что доля среднего класса в советский период истории была значительно больше, нежели в современном обществе. Особую, стабилизирующую социальную и политическую обстановку в обществе роль играет средний класс.Средний класс — стабилизатор общества. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться.Я полностью согласна с тем что в совесткий период доля среднего класса была больше чем в современном обществе.В советский период каждый человек был привлечен к работе, всех обеспечивали работой и продовольствием, все были довольны своей жизнью не было нехватки ни в чем, большинство населением было средне-зажиточным классом.А в современном обществе когда снеобходимость перехода к рыночной экономике стала очевидной, повседневными явлениями стали дефицит (нехватка) товаров, пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство.Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения.
Курс лекций по ВНД для специалистов и магистров. Социальное поведение. ...
... крыс.… Гормоны и социальный ранг Гормоны, участвующие в организации социального поведения Гoрмоны определяющие положение особи в иерархии ... доступ к витальным ресурсам. В человеческом обществе – уровень доходов индивида. У животных это доступ к корму, удобным местам ночевки ... в своих силах, что, вернувшись в лагерь, он заявил жене, что разведется с ней в ближайшее время. Он ...
Так в современном обществе, общество разделилось на два класса на богатых и бедных, доля среднего класса была незначительной. В настоящий период нашей жизни начинают пополняются ряды среднего класса с улучшением экономики.
50. Что такое, согласно Сорокину, социальная мобильность ? Приведите свой пример
Социальная мобильность — это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры.
П. Сорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне. Перемещение некоторого индивида из баптистской в методистов религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужчины, так и женщины) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса , — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью понимают те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Согласно природе стратификации существуют нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из низшего пласта в существующий более высокий пласт; или создания такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в высший пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не нарушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал раньше; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в нарушении ее социального единства. Я могу привести такой пример социальной мобильности например Арнольд Алоис Шварценеггер он был бедным спортсменом, но после стал американским культуристом, бизнесменом и актёром, политиком-республиканецем, 38-й губернатор Калифорнии.
51.Живых существ, ведущих совместный образ жизни, ученые именуют социальными животными. А можно ли отнести к ним львов, коров, воробьев и шакалов? Ну вообще начнем с того что социальные животные — организмы, способные к активному взаимодействию с другими особями своего вида. Все млекопитающие (и птицы) в каком-то смысле социальны, из-за наличия у них заботы о потомстве. Однако термин «социальное животное» обычно применяется только к тем видам, у которых высок уровень социальной организации, у которых взрослые индивиды образуют постоянные группы, и взаимоотношения между представителями которых не сводятся к случайным встреча. К социальным животным я могу отнести человека и пчел. Человек живет в обществе, подчиняется его законам, мыслям соизмеряет свои действия с реакцией общества и мн. др. В пчелином улье все обязанности разделены, каждая пчела выполняет свои функции. Например царица-матка откладывает яица и ее организм выделяет вещества необходимые для поддержания целостности колонии и работы всех систем улья. Рабочие пчелы в свою очередь выполняют свои обязанности и тд. Каждый безукоризненно выполняет свои функции. Так как и люди пчелы не могут жить в одиночку.Тогда как такие животные как львы коровы и тд могут их и не выполнять у них не существует точного разделения труда, этим животным не хватает уникума,особой сплоченности и организации.Отличие этих животных от пчел в том что каждый из них способен на изолированную жизнь,в одиночку хоть со своей стаей хоть в одиночку они не развиваются, а пчелы приспособлены жить вместе, они не могут жить и развиваться в одиночку.
Поведение экспрессивное
... низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя ... чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности. При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: - демонстрация открытых ладоней - показатель ...
52 Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:
— муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности
По моему мнению в семье так и должно быть, каждый должен выполнять свои обязанности. Брак это и любовь, и обязанности, и обязательства. У мужа, как и у жены в семье есть и обязанности.
Муж должен заботиться о жене, а жена о муже. Его забота выражается в финансовом обеспечении семьи и облегчении быта.
Обязанность жены вовремя составить список необходимого, муж должен — всё это вовремя купить и принести домой.
У него всегда должна быть чистая и выглаженная одежда, он обеспечивает наличие стиральной машины, порошков, утюга и т.д.
Со стороны жены — приготовленный обед. Со стороны мужа — наличие продуктов в холодильнике. В такой семье по моему мнению гармония.
— муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет
Такую семью конечно же ждет скандал. Жена будет нервничать, обижаться, будет плохое настроение, которое естественно повлияет на отношения между супругами. Вследствие чего брак окажется под угрозой распада. Потому что очень трудно когда в совместную жизнь вклад делает только один человек.
— муж выполняет свои обязанности, а жена нет
Такую семью ожидают конфликты, семью на то и создают что бы жить вместе и выполнять какие то обязательства вместе, быть опорой друг другу на протяжении всей жизни. Если же муж делает для этого все, а жен нет, когда нибудь и мужу это надоест и он тоже откажется от всего что вскоре может привести к распаду семьи
Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...
... компонент природной среды – человеческое общество. Природа – среда жизни и деятельности человека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объект преобразования. Поэтому ... человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение ...
— муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.
Конечно же трудно выполнять мужские работы женщине и женские работы мужчине, но в этом нет ничего такого.Жена устала — муж помог помыть посуду и уложить детей, муж устал — жена помогла ему, те же гвозди забила днем или что-то…чтобы мужа вечером после работы не дергать, больше времени проводить вместе. Ну гармония у всех разная.У людей наступает гармония когда они помогают друг другу поддерживают в любых ситуациях.
53 Представьте себе жизнь первобытных людей. Объясните, почему женщина и мужчина по-разному делились результатами своего труда. Какие причины вы считаете главными?
Разделение труда между мужчиной и женщиной существовало еще с древних времен. Задачей мужчин было добыть еду, убить зверя? Задача женщины приготовить еду и создават уют в своем желище. Разделение труда даже можно пронаблюдать по физиологическим данным мужчины и женщины, сама физиология определила род их деятельности.Мужчина занимался охотой потом что она требовала большего физиологического напряжения и сил, женщина же занималась собирательством что являлось более легким занятием.С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело,одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных.Самыми первыми видами одежды были, по-видимому, набедренные повязки и плащи. Нравы и традиции первобытного общества были чрезвычайно жестокими так как и жизнь у них была тяжелая, неопределенноть завтрешнего дня, суровые условия борьбы за существование. Голод, болезни, хищники заставляли людей всеми силами цепляться за жизнью. Для первобытных людей считалось нормальным канибализм, у них был обряд жертво приношения, они с агрессией относились к соперничающим, конкурирующим обществам.
54 Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными. Аргументируйте свой ответ
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Иначе говоря девиантное поведение это соответствие или не соотвествие социальным ожиданиям. Нельзя четко утверждать что девинтное поведение это плохое поведение. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.Хочу затонуть только второй вид девиации так как это происходит в простой нашей обыденной жизни. Мы сталкиваемся с девиантным поведением каждый день. Даже можно привести обычный пример подросток хочет привлечь на себя внимание — Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Существуют тысячи способов привлечения внимания. Различают активную и пассивную формы привлечения внимания. Эта потребность обусловлена недостатком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Сильная сторона этой мотивационной цели — жизненность, дети изо всех сил показывают, что им необходимо внимание. Чем больше внимания дети получать в ответ на свои демонстративные способы, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна. Можно привести множество примеров этих девиантных поведений.