Барьеры педагогического общения и способы их устранения

Затруднения в педагогическом общении или трудности взаимодействия между преподавателем и студентами (или между студентами внутри группы), причины их возникновения являются предметом исследования в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др. Затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации целей вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания сообщения или самого партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения проявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова).

Актуальность проблемы затруднений (барьеров) в общении обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек – человек». Очевидно, что в образовательной сфере невозможно эффективное осуществление деятельности преподавателя и студентов при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности их общения и совместной деятельности.

Барьер общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, и препятствующее процессу взаимодействия.

Барьеры – это препятствия, мешающие эффективному общению.

В начале педагогической деятельности у молодого преподавателя бывает боязнь аудитории (психологический барьер).

Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящему занятию (общению), мысленным воспроизведением плана занятия, волевым усилием. Среди прочих помех общения – физический барьер, т.е. дистанция, с помощью которой преподаватель удаляет себя от студентов, «закрывает себя», пытаясь «спрятаться» за кафедру, за стол или в угол. Выход один – демонстрация доверия, работа в открытой позиции.

Л.А. Поварницыной были выделены шесть групп трудностей общения студентов. Это трудности:

1) связанные с неумением студентов вести себя и незнанием того, что и как сказать;

2) вызванные непониманием партнера;

19 стр., 9381 слов

Методические рекомендации по написанию реферата и темы рефератов ...

... рекомендации по написанию реферата и темы рефератов по курсу «Психология делового общения» для студентов специальности 151005 «Технология машино-строения» / Е.В. Разгоняева; Алт. гос. техн. ун ... 37 ПРИЛОЖЕНИЕ В Примеры библиографического описания некоторых документов 38 ВВЕДЕНИЕ Профессиональная деятельность специалиста любого профиля связана с решением не только организационных, финансовых или ...

3) вызванные тем, что говорящего не понимает и не принимает партнер общения;

4) обусловленные чувством смущения, неловкости, неуверенности, испытываемым говорящим;

5) связанные с переживанием неудовольствия, раздражения по отношению к партнеру;

6) вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.

 

Барьеры в педагогическом общении могут возникнуть из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения. Гегель однажды заметил «…только один из моих учеников меня понял, да и тот, к сожалению, понял меня неверно». Коммуникативные барьеры могут возникать также вследствие психологических особенностей партнеров, например: из-за чрезмерной открытости одного из них, скрытности другого, напористости одного, чрезмерной интеллигентности другого и т.д.

Причиной непонимания одного человека другим могут быть религиозные, образовательные и другие различия.

Различают также следующие виды барьеров.

Логические барьеры. Взаимодействуя друг с другом, преподаватель и студенты не всегда находят общий язык из-за логического барьера.

Каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл: например, слово «команда» – это и команда-распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников. Смысл, таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего, но не всегда понятен партнеру. Сама мысль зарождается от различных потребностей человека,

связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и т.д. Поэтому за каждой мыслью стоит мотив – то, ради чего мы говорим.

Одной из причин возникновения барьеров в общении могут явиться особенности этнического сознания, языка, культуры, поведения представителей разных национальностей. Каждый субъект общения как носитель определенного менталитета взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. Например, в ситуации общения поведение партнеров, правило этикета, их взаимоотношение, невербальные средства у представителей разных народов проявляются по-разному.

Возрастной барьер. Известно, что возраст человека, в том числе преподавателя или студента, накладывает свой отпечаток на его психику, включая психическое состояние, психические процессы и свойства личности. Эти психические составляющие обязательно проявляются в общении людей, в их совместной деятельности. В настоящее время возрастные особенности преподавателей и студентов ярко проявляются в их отношениях к политике и рыночной экономике, к ценностям общества, вопросам морали, современному искусству и т.д. При общении со студентами преподавателям нужно учесть, что нынешняя молодежь росла и живет не в условиях прежнего строя (социализма), а при капитализме (хотя рыночная экономика и соответствующие его общественные отношения оставляют желать лучшего).

Однако следует заметить наличие конформизма в сознании и поведении современной молодежи, в том числе и студенческой, в отношении к западному образу жизни (особенно к американскому), к экономике, искусству Запада.

7 стр., 3430 слов

О путях совершенствования вербального общения студентов в условиях ...

... консерватории им. П.И. Чайковского (г. Москва) О путях совершенствования вербального общения студентов в условиях музыкального вуза Смирнова Марина Вениаминовна – доктор искусствоведения, профессор ... подготовки учеников ДШИ в современных условиях Кудалина Нина Валентиновна – преподаватель ДШИ (г.Симферополь) Музыкальный любительский театр как средство психологической реабилитации детей ...

Статусно-ролевой барьер. Понятие «статус» в социальной психологии означает положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социальный (статусный) барьер создается за счет разного социального статуса (общественного положения) преподавателя и студента.

Некоторые преподаватели склонны подчеркивать свое социальное превосходство. Естественно, такая позиция преподавателя по отношению к учащимся, кроме неуважения к себе (а то и презрения), никаких положительных чувств не вызывает.

Для преодоления статусного барьера целесообразно, чтобы преподаватель общался со студентами на равных, как старший коллега (а не как начальник), призванный не командовать, а сотрудничать, совместно решать учебные (или научные) задачи, искать и находить ответы на проблемные вопросы, исследовать изучаемые явления, процессы. При взаимодействии со студентами преподаватель не должен оказывать на них психическое давление, опираясь на свой статус, должность, ученое звание, приоритет и т.д. Педагогическое сотрудничество в ситуации общения и межличностных отношений преподавателей и студентов предполагает их равенство как равноправных участников педагогического процесса. Подлинный авторитет преподавателя среди студентов зависит не от его общественного положения (статуса), а от его личностных качеств (педагогического такта, уровня научной квалификации, педагогического мастерства, культуры и т.д.).

Одной из причин затруднений в педагогическом общении могут стать индивидуально-психологические особенности преподавателя и студентов. Среди этих особенностей наибольшее влияние на успешность общения или затруднения оказывают коммуникативность, темперамент (эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра- или интровертированность), черты характера и другие свойства личности. Например, причиной конфликта преподавателей со студентами могут стать его неуравновешенный характер, излишняя эмоциональность, повышенная требовательность, критическое отношение к молодежи, педантизм, скептицизм (а в некоторых случаях, к сожалению, высокомерие, равнодушие, грубость, жестокость преподавателя).

На практике в ситуации общения преподавателей и студентов может проявиться также акцентуация их характера.

Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт личности (К. Леонгард, А.Е. Личко).

В настоящее время выделены 13 типов акцентуации черт характера, особенности которых раскрыты в.

Барьеры в педагогическом общении возникают также из-за трудностей в планировании и организации образовательного процесса молодыми преподавателями, из-за недостаточности у них необходимой педагогической компетентности. Сюда относятся: боязнь аудитории, трудности в постановке и решении педагогических задач, в сочетании репродуктивных и продуктивных (творческих) методов обучения; несовпадение установок (готовности к совместной деятельности и общению) преподавателя и студентов; неадекватность методов и средств содержанию обучения и исходному уровню подготовленности обучающихся; неумение преподавателя корректировать собственные действия и недостаточность его рефлексивного сознания и поведения.

23 стр., 11302 слов

Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников ...

... то, что многие студенты по окончании университета сомневаются в осуществлении карьеры по выбранной профессии. Студенты педагогического университета специальности «Педагогика ... Теоретические основания изучения представлений о карьерном росте у студентов-выпускников педагогического вуза  в психологической науке…………………………………………………….......................................8 1.1. Особенности ...

На эффективность общения преподавателей и студентов в образовательном процессе в решающей степени влияют их межличностные отношения (симпатии или антипатии, принятие или непринятие, понимание партнера или наоборот).

Положительные межличностные отношения усиливают эффективность совместной деятельности, а отрицательные становятся причиной затруднения в общении.

Следовательно, необходимо установление нормальных взаимоотношений со студентами (благоприятность психологического климата в каждой студенческой группе).

Семантический барьер. Он возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи).

(Семантика – наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.) Одной из причин появления смысловых барьеров являются пробелы в знаниях учащихся (незнание терминов, непонимание вследствие этого объяснений и аргументации преподавателя).

Другой распространенной причиной является расхождение между реальными требованиями преподавателя и теми представлениями об этих требованиях, которые складываются у обучаемого. Особенно часто недоразумения случаются тогда, когда преподаватель предъявляет свои требования в чрезмерно обобщенной, неконкретной форме.

Смысловой барьер. Он возникает при общении обучающего и обучаемых, как правило, из-за того, что партнеры неправильно интерпретируют поведение друг друга, не понимают его мотивов, имеют искаженное представление о целях. Непонимание преподавателем личностного своеобразия каждого отдельного учащегося со временем может вылиться не только в потерю контакта между ними, но и перерасти в открытый конфликт.

Смысловой барьер возникает также из-за несоблюдения социальной дистанции между преподавателем и обучаемым (чрезмерная отчужденность или, наоборот, излишняя фамильярность в общении).

Однако главной его причиной является нарушение преподавателем общепсихологических законов общения, в частности законов педагогического такта, диктующего уважение и доверие к учащимся.

На возникновение описанных недочетов учебного диалога заметно влияет ситуация общения. Как правило, ситуация дефицита времени, экзаменационный стресс и т.д. ухудшают взаимопонимание партнеров.

Невербальные барьеры. Невербальная форма общения – это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т.д. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников общения. Ею сложно манипулировать и трудно скрывать в любой форме межличностного общения.

К невербальным барьерам общения относят:

• визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и др., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);

• акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и т.д.);

• тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания и др.).

Плохое слушание (неумение слушать). Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством любого человека и в особенности участников образовательного процесса. Правила эффективного слушания:

5 стр., 2020 слов

Какие связи не относятся к связям форм развития: физические

... Онтология это учение о :бытии/ Отметьте связи видов развития:химическая, социальная физические механические/ Отмерьте связи форм развития: Структур, временные, функционал, пространств/ Отражение ... в нашем мышлении существенных, неоходимых, устойчивых, повторяющихся связей в предмете познания ...

• перестаньте говорить, поскольку невозможно слушать разговаривая;

• помогите говорящему раскрепоститься;

• покажите готовность слушать;

• устраните раздражающие моменты;

• сопереживайте говорящему;

• сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;

• не допускайте спора или критики;

• не перебивайте;

• задавайте вопросы.

Некачественная обратная связь. Как было отмечено выше, обратная связь в общении означает реакцию партнера на ту или иную информацию. Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения.

В образовательном процессе, представляющем собой разнообразные формы общения преподавателя и студентов, обратная связь – это информация о результате педагогического воздействия, т.е. о том, насколько студенты усвоили учебный материал, каковы их отношения к изученным вопросам и к самому преподавателю.

При лекционной форме обучения (монолог преподавателя) трудно судить о реакции студентов (об их внимании, восприятии, понимании, интересе и т.д.).

Эффективность педагогического общения возрастает при групповой форме обучения (семинарные, практические занятия) или при индивидуальной работе со студентами, где реализуется обратная связь.