В 18 веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму. Яркими представителями данного направления были: Беркли, Юм и Гартли.
Важным моментом развития психологической науки было появление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы — ассоцианизма, что привело к выделению психологии в самостоятельную, а затем и в экспериментальную науку.
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ был последователем Локка и шел от сенсуализма (частной формы эмпиризма) к субъективному идеализму. Он внес вклад в развитие психологии теорией зрительного восприятия пространства (первоисточник — «Опыт новой теории зрения»).
[величина предметов, положение в пространстве, удаленность предметов от нас глазом не воспринимаются. Оценка, которую мы даем расстоянию объектов, значительно удаленных от нас, является скорее актом суждения, основанного больше на опыте, чем ощущениях]. Например, когда мы воспринимаем большое число домов, полей, рек, которые, как мы знаем по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда следует заключение, что объект, который мы видим за ними, находится на далеком расстоянии.
Беркли говорит, что пространственные характеристики вещей мы видим через мышечные ощущения, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно для слуха).
Ассоциация между ними становится привычной в случае частого повторения. Поэтому собственно осязаемые качества-расстояние, величина, фигура-начинают восприниматься и зрительно.
Таким образом, зрительное ощущение – комбинация зрительных и осязательных ощущений. Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта.
ДЭВИД ЮМ,последователь Дж. Беркли, в своих работах («Трактат о человеческой природе» и «Исследование о человеческом познании») развил понятие ассоциации, попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Юм различает впечатления(восприятия) и их отражения(идеи).
Идеи бывают простые (неделимые) и сложные. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает ассоциациям следующую классификацию. Неправильные ассоциации – это только по смежности в пространстве и времени, а по закону сходства и причинности – это правильные ассоциации.
Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб насытил нас).
Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии
... другие формы связей отвергаются. Отрицается Беркли и физиологическая обусловленность ощущений и их ассоциаций. Существование идей в уме не означает их ... испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие. В "Опыте новой теории зрения" (1709) Беркли детально анализирует чувственные ...
В следующий раз и затем такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровождался таким же действием. В результате рождается уверенность что и впредь подобные объекты будут вызывать такие же действия, т.е. что одно является причиной другого. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации.
Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, а также «Я» личности как особых, отличных от восприятий образований. «Когда я самым интимным образом вникаю в нечто, именуемое мной своим Я, всегда наталкиваюсь на то или иное единичное восприятие тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или наслаждения. Я никак не могу уловить свое Я как нечто существующее помимо восприятий и никак не могу пометить нечто, кроме какого-либо восприятия». Основываясь на собственном опыте внутреннего созерцания, Юм утверждал, что:
Личность – «суть не что иное, как связка или пучок… различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении».
ДЭВИД ГАРТЛИтакже воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. В главном труде — «О человеке, его строении, его обязанностях, и его упованиях» — Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга.
Существуют три простейших элемента душевной жизни:
♥сенсации (ощущения),
♥идеации (идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов),
♥аффекции (простейший эффективный тон-удовольствие, неудовольствие).
Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе этого механизма лежат вибрации (материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий).
Вибрации различны и отличаются степени, роду, месту и направлению. Если две различные вибрации происходят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга. Между двумя центрами прокладывается более прочная связь. Тогда в последующем «если по какой-нибудь причине будет вызвана одна из вибраций, вызывается и другая вибрация… это соответствует вызыванию одной идеи при помощи другой».
Таким образом, ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Сочетаются собственно не ощущения или идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими — вибрации. «Вибрации должны заключать в себе ассоциации как свое следствие, а ассоциация должна указывать на вибрации как свою причину».
Основы глубинной психологической символики
И поэтому мы бы хотели понять особенности этих символов, собрать их во всем многообразии, обозреть и классифицировать... Раскрытые возможного содержания символов означает открытие того пространства, в котором человек может стать самим собой, своей сущностью, субстанцией. Без символов он как бы вмерзает своей убогой душой, превращаясь в ничто, тщетно возясь и мучаясь со своим голым рассудком в ...
По Гартли, ассоциации бывают одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображения.
v Память-это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. (Вид человека наводит мысль о его имени).
Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением. Частые вопросы, связанные с памятью: ухудшение памяти у стариков, забывание душевнобольными после выздоровления событий, происходивших в период заболевания, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т.д.- Гартли объясняет грубо материалистически из состояний мозга.
v В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли – это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных.
v Проблема страстей (или аффектов) занимают большое место в психологии Гартли. Страсти рассматриваются в качестве движущей силы поведения. Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным действиям и в этом смысле могут быть обозначены терминалами желания или отвращения. Желания же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называются волей. Так Гартли, подобно всем предшественникам, частью различал, частью смешивал феномены, входящие в понятие чувствований, желаний и воли. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Не существует врожденных дурных и благородных страстей. Страсти – продукт воспитания и возникают по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Например, чувство страха первоначально неизвестно ребенку. Но, если однажды он испытывает какой-то ущерб, «после этого идея страдания, оставшаяся в духе как воспоминание о полученном ущербе, ассоциируется с идей обстоятельств, при которой он получил этот ущерб»
v С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникновение произвольных движений. По Гартли, от рождения в организме имеется набор первичных автоматизмов. Это движения, которые вызываются внешними раздражителями на основе врожденных готовых механизмов. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц. Если же раздражитель вызывает к тому и ощущение, в мозгу одновременно возникают два очага (например, от осязательного и от зрительного раздражителя), между которыми в силу одновременности устанавливается ассоциация. В дальнейшем одно зрительное впечатление вызывает соответствующее движение.
Гартли различает три вида произвольных движений:
1.Полупрозвольные, когда связи еще недостаточно укрепились;
2.Произвольные, при которых движение вызываются представлениями;
19. Общая характеристика развития психологических идей в эпоху Просвещения
... бесчисленных "малых перцепций" (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Психологические аспекты учения Рене Декарта. Рене Декарт(1596 ... функций зависят от внешних воздействий и материальных движений внутри тела. Это детерминистическая теория психического. При ... (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на ...
3.Вторичные автоматизмы – произвольные движения, которые возникают без отчетливого представления о движении, достаточно лишь желания движения.
Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциаций, взятых на месте и действующих друг на друга.
Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.
Гартли показал, что для того, чтобы сделать человека тем, что он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала и влияния тех обстоятельств, в которых действительно находится человек.