Стадии возникновения массовых беспорядков

Введение

 

Сложные современные социально-экономические условия вызвали возникновение новых форм криминальных проявлений. Значительное распространение получили массовые формы неповиновения и насилия. Особую общественную опасность представляют массовые беспорядки, разрушающие основу жизнедеятельности граждан, общества и государства, дестабилизирующие обстановку, нарушающие общественный порядок, дезорганизующие работу предприятий, учреждений и организаций.

Рассмотрение данной темы весьма актуально, так как массовые беспорядки были и остаются одним из наиболее опасных социальных явлений.

Анализ современной социально-экономической ситуации в стране позволяет констатировать, что в настоящее время остаются и обостряются объективные и субъективные причины и условия для возникновения данного вида деликта. Негативные процессы, происходящие в обществе, экономическая нестабильность, активизация деятельности деструктивных общественных объединений актуализируют проблему борьбы с массовыми беспорядками как противоправным явлением.

Основной объем этой работы законодателем возложен на органы внутренних дел как на систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В этой связи, актуальным становится совершенствование правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел по обеспечению жизненно важных законных интересов личности, общества и государства в условиях возможности и фактического возникновения массовых беспорядков.

Основной целью курсовой работы является анализ массовых беспорядков и попытка определить пути повышения эффективности борьбы с ними.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие основные задачи:

• раскрытие сущности и определение понятия массовых беспорядков;

• изучение и обобщение практики борьбы с этими преступлениями и разработка мер, направленных на их предупреждение и профилактику.

• определение возможности и выявление особенностей применения ОВД института задержания преступника в процессе предупреждения и пресечения массовых беспорядков.

Практика показала, что органы внутренних дел не всегда оказывались способными эффективно выполнять возложенные на них законодательством задачи в рассматриваемых условиях, что выдвигает на передний план необходимость глубокого изучения массовых беспорядков как негативных социальных явлений, а также форм и методов их предупреждения и пресечения ОВД.

2 стр., 753 слов

Тестовый контроль по курсу «Психология массовых беспорядков».

... Группы поддержки". Д) Случайные группы.   26. К факторам возникновения массовых беспорядков относят: А) физиологические и психофизиологические факторы (алкоголь, наркотики, геомагнитные возмущения, ... возмездию жертвы, анонимность. Г) неадекватные дей­ствия властей по предотвращению массовых беспорядков. Д) «синхронизация соответствующих эмоций», вызванных состоянием общественного бытия, его ...

Глава 1. Понятие, причины и условия возникновения массовых беспорядков. Основные характеристики массовых беспорядков.

 

Стадии возникновения массовых беспорядков

 

Массовые беспорядки — реальность нашего общества. События 1991-1998, 2002, 2004, 2006 годов показали, что данный деликт был и остается одним из сложнейших и наиболее опасных социальных явлений, влекущих за собой значительные негативные последствия.

Массовые беспорядки — явление многоплановое и многосложное в своем развитии проходят ряд стадий.

Выделение стадий массовых беспорядков очень важно, так как это позволит выработать тактику и стратегию деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению данного явления. Заметим, что особенности каждого вида деликта, специфика условий среды его проявления (например, особенности реагирования правоохранительных органов, местные традиции и т.д.) не дают возможности жестко демаркировать (определить границы) каждую стадию массовых беспорядков. Тем не менее, представляется возможным составить общую принципиальную модель массовых беспорядков, выделить характерные черты каждой их стадии.

Первая стадия — организационная. Начинается с момента принятия решения стороной конфликта о возможности достижения своих целей путем применения насилия, а именно организовав массовые беспорядки (если же выбран другой способ достижения, например, вооруженный мятеж, становится очевидным — это не стадия массовых беспорядков).

Далее, как правило, следует формирование инициативной группы (организующей структуры), разработка ей замысла, планирование действий, выбор объектов нападения, решение вопросов обеспечения предстоящих акций. Данный момент организационной стадии массовых беспорядков достаточно латентен. Однако решение вопросов организации всестороннего обеспечения может быть обнаружено правоохранительными органами и послужить для них индикатором, своевременно оповещающим о предстоящих акциях.

Следующей ступенью данной стадии будет сбор толпы. Заметим, что ее сбор может вуалироваться митингом, собранием, шествием и т.п., носящими законный характер. Однако, процесс “взвода” толпы, побуждения его к массовым беспорядкам, к насилию будет явным, так как в выступлениях ораторов, в распространяемой печатной продукции это будет ярко выражено, так как они рассчитаны на “обывателя”.

Для неорганизованных массовых беспорядков, как правило, экспрессивного характера основными чертами данной стадии могут быть: выступления блицораторов, различные действия, побуждающие к массовому насилию (метание предметов в сотрудников милиции, их машины, здания и другие объекты, спонтанно (или намерено) выбранные в качестве цели).

В первом и втором случае может иметь место локальное проявление агрессии (порой не имеющее отношение к массовым беспорядкам), непобуждающее (непобудившее) толпу к массовой акции насилия. Толпа пассивна и не поражена “массовым психозом”. Собравшиеся граждане понимают (могут понимать) противоправный характер деятельности организаторов, проблемы пропагандируемые ораторами не актуальны для толпы или актуальны, но не побуждают к их решению насильственными способами. Данная стадия может быть прервана своевременным появлением достаточных сил правопорядка, задержанием организаторов и “активистов”, обращением авторитетного гражданина или представителя государственной власти и, наконец, демонстрацией силы органами внутренних дел.

9 стр., 4049 слов

Толпа и массовое поведение

... одной идеей и охваченные общими эмоциями, вершат историю: бунты, революции, войны, перевороты, кризисы, забастовки и просто массовые беспорядки. ... оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар. [1] Огромные толпы, ведомые ...

Допустимо, что толпа может не разойтись после обращения к ней представителя государственной власти, порой предъявляя вполне законные требования. Но толпа, как уже отмечалось, пассивна, попытка деструктивных сил организовать массовые беспорядки провалилась, и налицо акт гражданского неповиновения, который требует квалификации по ст. 20.2 КоАП РФ. Как уже отмечалось — толпа, скопление народа само по себе не является преступлением.

Если же попытки деструктивных сил достигли своей цели и толпу удалось мобилизовать на массовые беспорядки — это признак того, что явление перешло во вторую стадию (стадию локального насилия). Характерным для данного момента будут массовые выкрики из толпы с угрозами применения насилия. Вхождение толпы в состояние психоза. Как правило, в этом случае властям предъявляются незаконные требования или законные, но невыполнимые по объективным причинам. Собравшиеся граждане отказываются разойтись и участвовать в переговорном процессе.

На данной стадии, в отличие от предыдущей, толпа становится активной и приступает к реализации своих угроз. Совершаются акты насилия, погромы, поджоги. Заметим, что для данной стадии не характерна особая жестокость. В ходе актов насилия, как правило, не причиняется тяжкий вред здоровью, не совершаются убийства, редки и случаи оказания вооруженного сопротивления представителю власти. Толпа действует на ограниченном участке местности (например, на территории рынка, предприятия, площади) или ее действия направлены на один объект (например, на одно здание).

Высшей стадией массовых беспорядков является третья (стадия масштабного насилия) — наиболее опасная и влекущая большие трагические последствия. Для этой стадии характерны: особая жестокость (совершаются убийства, причиняется тяжкий вред здоровью), потеря контроля над ситуацией правоохранительными органами, значительное увеличение толпы, передвижение толпы, ее высокая степень деликтной активности (под этим понимается, что в актах насилия, погромах, поджогах участвует значительная часть лиц входящих в толпу), вспышка нескольких очагов беспорядков, нападение на жизненно важные объекты, потеря избирательности в объектах нападения, оказание силам правопорядка физического и вооруженного сопротивления. Действия толпы имеют явно наступательный характер. Если же причиной массовых беспорядков стал конфликт сторон с противоположными взглядами (исключая государственно-властные структуры, например, межконфессионального характера), то для данной стадии будет свойственным мобилизация второй стороны и их организованное столкновение.

Четвертая, заключительная стадия массовых беспорядков — стадия ликвидации явления начинается с момента взятия правоохранительными органами ситуации под контроль. Для данной стадии характерен следующий алгоритм развития событий: силами правопорядка локализуется очаг (очаги) беспорядков, парализуется оргядро (это происходит по причинам потери оргядром контроля над толпой, так как толпа встречает активное противодействие со стороны сил правопорядка, задержания части организаторов, активистов, не эффективности их деятельности), толпа перестает перемещаться и меняет тактику нападения на действия оборонительного характера, становится пассивна, обращается в бегство, рассеивается, активисты прекращают свою деятельность (скрываются или задерживаются).

3 стр., 1232 слов

Массовое сознание и массовые действия

... форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против ... 2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции». Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и ...

Итак, анализ существующего опыта деятельности ОВД в условиях возможности и фактического возникновения массовых беспорядков позволяет выделить следующие группы условий, способствующие вызревания причин массовых беспорядков:

1) экономические:

а) безработица;

б) финансовый кризис;

в) дефицит бюджета;

г) прогрессирующая инфляция и т.п.;

2) государственно-политические:

а) появление деструктивных политических объединений, пропагандирующих насилие и экстремизм;

б) обострение противоречий между “центром” и “периферией”; в) кризис государственной власти;

3) социально-культурные:

а) появление (экспансия) деструктивных и нетрадиционных для России конфессий, вызывающих негативную реакцию у традиционных;

б) обострение межконфессиональных противоречий; в) снижение общего воспитательно-культурного уровня населения;

г) утрата и негативная трансформация морально-нравственных устоев;

д) потеря идеи интернационализма и этнической терпимости;

е) обострение национально-этнических противоречий[1];

ж) возрождение негативных традиций (вендетта, клановость, традиционное ношение оружия);

з) вестернизация культуры (“Вестернизация — это болезненное замещение прежней национальной системы ценностей и стереотипов культуры на “импортную”.

4) криминальные:

а) рост масштабов деятельности организованной преступности,

б) определенная тенденция слияния ее с государственными структурами;

в) рост уровня преступности;

г) увеличение притока оружия (из конфликтоопасных регионов);

д) глобальный приток наркотиков[2] и т.п.;

5) социально-психологические:

а) высокий уровень конфликтности населения (под этим необходимо понимать совокупность следующих психических особенностей поведения личностей и групп: завышенный уровень притязаний, самооценки, низкую подчиняемость, высокую доминантность, сверхвысокую чувствительность к замечаниям в свой адрес, потребность в выражении со стороны окружающих почтения и восхищения, высокую обидчивость[3]);

13 стр., 6407 слов

Административная ответственность за нарушение порядка организации ...

... агрессии определённых слоёв населения этих стран, что является лишь одним из факторов, влияющих на современные тенденции развития массовых беспорядков. В сравнении с подобными действиями ... легко поддающимся различным провокациям, социальных сетях сотни сообществ и групп, призывающих к участию в организации и проведении массовых мероприятий чаще всего перерастающих в массовые беспорядки с той ...

б) психическая (психологическая) неуравновешенность (рост психических заболеваний);

6) правовые:

а) правовые деформации вызванные отдельными законодательными актами; б) правовые коллизии[4];

в) отсутствие правового инструментария позволяющего обеспечивать реализацию прав и законных интересов в разрешении конфликтов;

д) общее несовершенство правовой системы и т.п.

Послужить причинами массовых беспорядков могут следующие проблемы и конфликты:

1) экономические:

а) массовые увольнения,

б) длительная невыплата заработной платы,

в) резкое увеличение цен на продукты питания и предметы первой необходимости,

г) значительное повышение оплаты за социальные и коммунальные услуги;

д) непопулярная для основной части населения налоговая политика и т.п.;

2) государственно-политические:

а) межпартийные (между общественными объединениями сформированными по политическим целям и т.п.) конфликты[5], вошедшие в стадию применения насилия,

б) нерегулируемая и неконтролируемая миграция,

в) не популярные политические решения и т.п.;

3) социально-культурные:

а) конфликты межконфессионального, национально-этнического, межобщинного характера, вошедшие в фазу применения насилия и т.п.;

4) криминальные:

а) раздел сфер влияния криминальными группировками,

б) “громкие” преступления (вызывающие иллюзию у населения по поводу его незащищенности),

в) случаи масштабного мошенничества в отношении населения,

г) масштабные акты самоуправства и т.п.

5) правовые:

а) принятие правовых актов, посягающих на права какой-либо группы;

б) правовая неурегулированность общественных отношений, побудившая к самостоятельному решению проблемы какую-либо общность, тем самым посягая на права другой группы.

Представляется, что одна отдельно взятая причина вряд ли вызовет массовые беспорядки. Как правило, им способствует комплекс разного рода причин, взаимно усиливающих и дополняющих друг друга.

Проведенный анализ природы генезиса массовых беспорядков, причин и условий их возникновения позволил сформулировать понятие данного явления с социально-правовой точки зрения. Итак, массовые беспорядки— это социально-криминальные явления, которые выражаются в массовом насилии, погромах, поджогах, уничтожении имущества, применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также в оказании вооруженного сопротивления представителям власти, вызванные нерешенными конфликтами и проблемами, в условиях кризисов.

Глубина изучения данного явления во многом зависит от всестороннего изучения характеризующих его признаков. Представляется, что понять природу массовых беспорядков можно с помощью тщательного их анализа, обобщения и классификации.

18 стр., 8815 слов

РУКОВОДСТВО по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной ...

... ресурсы в единой информационной телекоммуникационной системе органов внутренних дел и сети Интернет, ведомственные средства массовой информации. 5. Морально-психологическое обеспечение осуществляется ... 4.11. Силы морально-психологического обеспечения – подразделения и учреждения, осуществляющие мероприятия морально-психологического обеспечения, актив служебных коллективов. 4.12. Средства морально- ...

Классификация массовых беспорядков.

Практический опыт позволяет с прогностических позиций, с учетом современных условий и действующего законодательства следующим образом:

1. По причинам возникновения:

а) политические;

б) экономические;

в) социальные;

г) этнические;

д) религиозные;

е) экологические;

ж) по причине неправомерных действий работников милиции[6].

Однако, в “чистом виде” исследуемый деликт, как правило, не существует. Опыт свидетельствует о возможности трансформации в ходе массовых беспорядков доминирующей причины, а, следовательно, возможности перехода одного вида деликта в другой.

2. По направленности агрессивных действий:

а) общего характера (агрессивные действия, осуществляемые не избирательно);

б) специального характера (агрессивные действия, направленные избирательно);

в) особенного характера (агрессивные действия, направленные против органов государственной власти).

3. По тяжести наступивших последствий:

а) повлекшие смерть людей;

б) повлекшие телесные повреждения различной тяжести (причинение вреда здоровью различной тяжести);

в) повлекшие причинение значительного материального ущерба.

4. По месту возникновения:

а) в населенных пунктах;

б) в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказаний, в) в лагерях беженцев и вынужденных переселенцев ( т.к. лагеря не имеют статус населенного пункта);

г) на крупных предприятиях, находящихся вне населенных пунктов (шахты, плавбазы, лесоразработки, на крупных строительных объектах вне населенных пунктов и. т.п.).

5. По продолжительности:

а) длительные;

б) кратковременные.

6. По процессу (динамике) возникновения:

а) экспрессивные (спонтанно возникшие, не имеющие конкретной цели, как правило, из хулиганских побуждений, без организационной подготовки и вызваны эмоциями участников);

б) инструментальные (организованные и служащие для достижения конкретных целей); в) экспрессивно-инструментальные (как переходная форма, когда экспрессивно возникшие беспорядки ставятся в рамки инструментальных или используются как инструментальные).

7. По составу участников:

а) массовые беспорядки с моносоставом участников;

б)массовые беспорядки с полисоставом.

8. По степени организованности:

а) высокоорганизованные (наличие штабов, координационных центров, органов печати, радиостанций и др. СМИ; широкие финансовые возможности, наличие “авторитета” организаторов у широкой части населения, спланированность действий, наличие вооруженных формирований или групп боевиков);

б) организованные (наличие оргкомитета, ограниченные финансовые возможности и возможности использования СМИ, поддержка незначительной части населения, не высокая степень спланированности действий);

в) неорганизованные (полное отсутствие организационных или организующих структур, ролевого деления, спланированности действий).

9. По масштабу: Очевидно, что массовые беспорядки могут принимать различный масштаб, охватывая как незначительные территории, так и целые регионы и межрегиональные пространства, а иногда и целые государства. С этих позиций, используя аналогию со ст.19 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. “Об общественных объединениях”[7] и “Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995г. №1113[8] предлагается различать следующие массовые беспорядки:

7 стр., 3471 слов

Изменения состояния сознания и функции внутренних органов под влиянием алкоголя

... в крови концентрации «плохого» холестерина, который оседает на внутренней стенке артерий и образует бляшки, и повышение уровня « ... практикующие врачи не берутся рекомендовать его потребление в массовом порядке из-за опасности неконтролируемого увеличения количества ... утилизировать калории алкоголя. Универсальным «топливом» для всех органов и клеток организма человека служит глюкоза. Алкоголь наоборот, ...

а) местные (локальные) — беспорядками охвачена территория органа местного самоуправления (место, участок местности, территория предприятия, районы городов, населенные пункты местного значения);

б) региональные — беспорядками охвачена территория одного субъекта Российской Федерации (федеративного государства);

в) межрегиональные — охватившие территории менее половины субъектов Российской Федерации (федеративного государства);

г) федеральные — охватившие территории более половины субъектов Российской Федерации (федеративного государства).

10. По степени вооруженности:

а) невооруженные,

б) вооруженные;

в) вооруженные, с использованием стрелкового оружия,

г) вооруженные, с использованием тяжелого вооружения.

Приведенная классификация не является исчерпывающей, однако, она позволяет выделить наиболее существенные и значимые признаки массовых беспорядков, учитывать это при разработке эффективных форм и методов их предупреждения и пресечения.

Особенности организации предупреждения массовых беспорядков.

Отраслевые подразделения (службы) органа внутренних дел и оперативный штаб разрабатывают мероприятия по предупреждению массовых беспорядков с появлением первых признаков обострения социальной напряженности, способных привести к массовым беспорядкам.

Предупредительные мероприятия разрабатываются на основе оценки информации об оперативной обстановке и прогноза ее изменений.

Оценка обстановки производится по следующим элементам:

— состояние преступности и других правонарушений;

— поведение и настроение различных групп местного населения, в том числе по отношению к беженцам и переселенцам;

— состояние и результаты работы органов внутренних дел.

1. При оценке состояния преступности изучаются:

— структура и динамика преступлений против порядка управления, общественной безопасности и общественного порядка;

— динамика преступлений против собственности граждан, организаций и государства;

— категория лиц, совершивших преступления.

В ходе оценки обстановки по каждому элементу делается выво­ды. Так, в выводах из оценки преступности устанавливаются:

— степень влияния различных видов преступлений на возможность возникновении массовых беспорядков;

— от каких криминально-активных групп следует ожидать актив­ного участия в массовых беспорядках;

— лица, которые могут выступать в качестве их организаторов, подстрекателей, зачинщиков;

— влияние проводившихся профилактических мероприятий на динамику преступности.

11 стр., 5172 слов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭБ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

... своих полномочий совместно с другимим органами в обеспечении безопасности проводимых массовых мероприятий   Статья 13 ФЗ ... правопорядка · задержание зачинщиков и активных участников массовых беспорядков · задержание преступников · обеспечение стабилизации обстановки ... подавление 5. психическое подавление По источнику возникновения: · внутренние (персонал) · внешние (конкуренты) По степени тяжести ...

По результатам выводов вырабатываются конкретные предложения и решения. Так, по результатам оценки преступности определяются:

— на какие криминально-активные группы следует направить основные усилия при проведении профилактических мероприятий;

— сроки и порядок получения оперативной информации, необходимой для достижения максимальной эффективности предупредительно-профилактической работы;

— цели, места и сроки проведения профилактических мероприятий, объем и последовательность проведения других профилактических операций;

— сколько сил и из каких подразделений ОВД необходимо использовать для проведения предупредительно-профилактических мероприятий.

2. В ходе оценки поведения и настроения различных групп местного населения изучаются:

— изменения в составе населения;

— занятость населения и уровень безработных по категориям;

— взаимоотношения между группами населения различных национальностей;

— состояние разъяснительной работы среди различных категорий населения;

— отношение различных групп населения к мероприятиям органов государственной власти и управления в областях экономики, политики, решения социальных проблем;

— отношение различных категорий населения к деятельности правоохранительных органов.

Ввыводах из оценки поведения и настроения населения обычно устанавливаются:

— по каким причинам и какие категории населения могут участвовать в массовых беспорядках;

— предполагаемые места возникновения массовых беспорядков и их направленность;

— категории населения, которые могут оказать помощь в проведении предупредительно-профилактических мероприятий.

В результате оценки поведения и настроения населения определяются:

— формы и методы профилактического воздействия на различные категории населения;

— последовательность проведения профилактических мероприятий;

— какие ведомства и службы необходимо привлечь к осуществлению профилактических мероприятий.

3. При оценке состояния и результатов работы органов внутренних дел изучаются:

— организация работы по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;

— оперативная осведомленность;

— состояние профилактической работы, устойчивость связей с трудовыми коллективами и общественностью;

— укомплектованность и состояние служебно-боевой подготовки личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;

— состав сотрудников по национальному признаку и вероисповеданию;

— состояние служебной дисциплины.

Ввыводах из оценки состояния и результатов работы органов внутренних дел устанавливаются:

— причины недостатков в работе, обусловивших ее результаты по пресечению, раскрытию и расследованию тех преступлений, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков;

— состояние оперативной осведомленности;

— эффективность предупредительно-профилактической работы.

В результате оценки состояния и результатов работы органов внутренних дел определяются следующие мероприятия:

17 стр., 8313 слов

Проблемы организации психиатрической помощи населению в мегаполисе

... мероприятий, в том числе психиатрических, на основе новых, социалистических принципов охраны народного здоровья. Первый центральный орган советского ... лечения, трудотерапия и т. п. Значительно улучшен внутренний распорядок жизни психиатрических учреждений и уход за ... России обнаруживается увеличение числа психических расстройств среди населения, и эта тенденция является весьма устойчивой. По ...

— по улучшению оперативной осведомленности;

— по повышению результативности предупредительно-профилакти­ческой работы;

— по совершенствованию деятельности по предупреждению, пре­сечению, раскрытию, расследованию тех преступлений, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков.

По результатам оценки обстановки по ее элементам делаются общие выводы, которые в последующем необходимы для принятия реше­ния.

Общие выводы из оценки обстановки включают:

— возможность массовых беспорядков и предполагаемые места их возникновения;

— причины и условия возможного возникновения массовых беспо­рядков, основные мероприятия и задачи служб органов внутренних дел поих устранению;

— задачи по повышению служебно-боевой готовности личного состава, привлекаемого к проведению предупредительно-профилакти­ческих мероприятий;

— предупредительные мероприятия, выполнение которых относит­ся к компетенции органов государственной власти и местного само­управления.

Одновременно с оценкой обстановки проводится прогнозирование ее изменений, которое осуществляется организационно-методическими и информационно-аналитическими подразделениями.

По результатам оценки обстановки и прогнозирования руководи­тели управлений (отделов), члены оперативного штаба определяют пе­речень и порядок осуществления предупредительно-профилактических мероприятий и докладывают свои предложения руководителю органа внутренних дел.

Обобщив предложения своих помощников после детального обсуж­дения, руководитель ОВД (оперативного штаба) принимает решение и ставит задачи исполнителям.

В решении определяются:

— задачи органов внутренних дел и внутренних войск по пре­дупреждению массовых беспорядков;

— предупредительно-профилактические мероприятия, сроки их выполнения и исполнители;

— предложения, с которыми необходимо обратиться в органы государственной власти и управления.

Данное решение оформляется в виде дополнительного раздела плана основных мероприятий органов внутренних дел.

Для недопущения возникновения (предупреждения) массовых беспорядков наначальном этапе целесообразно организовать следующие мероприятия:

— работу агитационно-пропагандистских групп в составе предс­тавителей группы взаимодействия со средствами массовой информации, соответствующих органов государственной власти и местного само­управления, общественных формирований, трудовых коллективов для ведения контрпропаганды и оказания психологического воздействия на агрессивно настроенную часть населения;

— выявление криминально-активных групп, имеющих намерения организовать или участвовать в массовых беспорядках и проведение с ними соответс­твующей работы;

— определение сил и средств для участия в профилактических мероприятиях и повышение их служебно-боевой готовности;

— усиление охраны важных объектов. Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспоряд­ков, заблаговременно составляется органом внутренних дел;

— введение установленных законом временных режимных ограни­чений. Режимные ограничения включают воспрепятствование: сосредоточению граждан на подступах к району проведения операции путем оцепления (блоки­рования) участков местности; проникновению граждан и проезду транспортных средств в район операции путем ограничения или зап­рещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности и объекты;

— переговоры представителей органов государственной власти и местного самоуправления с лидерами группировок, лицами, имеющими авторитет среди негативно настроенных граждан, для нахождения приемлемых решений возникших проблем.

Таким образом, в результате грамотно проведенных профилактических и предупредительных мероприятий сотрудниками органов внутренних дел предотвращают совершение массовых беспорядков[9].

Пресечение массовых беспорядков и ликвидация их последствий (недопущение их рецидива) органами внутренних дел.

Как правило, комплекс мероприятий на данном этапе реализуется в ходе проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.

Традиционно, под специальной операцией по пресечению массовых беспорядков понимается комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических, административно-правовых и силовых мероприятий и действий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану, в целях пресечения массовых беспорядков[10].

Практика показывает, что проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков, как правило, включает в себя:

— оборону объектов возможного нападения, расположенных на территории возникновения массовых беспорядков;

— изоляцию толпы путем оцепления и блокирования территории с целью недопущения ее перемещения и увеличения за счет притока граждан;

— пресечение совершаемых толпой противоправных действий путем обращения соответствующего должностного лица с требованием прекратить правонарушения;

— пресечение противоправных действий путем применения в установленном законом порядке физической силы, специальных средств, а при необходимости огнестрельного оружия;

— пресечение противоправных действий организаторов, подстрекателей и активных участников массовых беспорядков путем их задержания;

— рассредоточение толпы путем ее расчленения на отдельные группы, вытеснение их в различных направлениях и дальнейшее рассеивание;

— усиление охраны общественного порядка на постделиктной территории путем патрулирования усиленными и мобильными группами.

Завершением этапа пресечения, следует считать прекращение совершения гражданами правонарушений, которые характеризуются как массовые беспорядки и соответственно прекращение использования органами внутренних дел массированного применения мер административного пресечения для восстановления общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Если в сложившейся ситуации возможно обеспечить охрану общественного порядка и безопасность применением мер административного предупреждения, то можно считать массовые беспорядки пресеченными.

Опыт показывает, что прекращение (пресечение) массовых беспорядков не предполагает обязательную нормализацию оперативной обстановки. В отдельных случаях ситуация остается напряженной с потенциальной возможностью их повторного возникновения. Это может вызвать потребность проведения ряда предупредительных и профилактических мероприятий, направленных на окончательную нормализацию обстановки и недопущение повторного возникновения данного деликта. С этого момента начинается новый этап деятельности органов внутренних дел — этап ликвидация их последствий.

На данном этапе деятельности органами внутренних дел для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должны организовываться и проводиться мероприятия, предусмотренные ранее приведенным комплексом на этапе предупреждения массовых беспорядков.

Завершение специальной операции по предупреждению и пресечению массовых беспорядков включает:

— сбор личного состава, проверку его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим;

— организацию оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и задержанию организаторов и активных участников массовых беспорядков;

— подготовку обобщенной информации о результатах проведенной операции в органы государственной власти и управления, вышестоя­щий орган внутренних дел, прокуратуру;

— разработку мероприятий по недопущению повторения массовых беспорядков;

— разбор операции с анализом проведенных действий по предуп­реждению и пресечению, массовых беспорядков, выявление и устране­ние недостатков в этой работе.

 

Заключение

 

Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации, и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки элементами и использованы ими в борьбе за власть.

На возникновение и развитие массовых беспорядков оказывают влияние следующие факторы: а) экономические и политические кризисы, снижение жизненного уровня населения, его резкое социальное и имущественное расслоение, увеличение разрыва между уровнем жизни различных групп и слоев населения, возникновение безработицы; б) развитие процессов сепаратизма, национализма и политического экстремизма; в) правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы с молодежью; г) ухудшение экологической обстановки; д) общий рост преступности и плохая раскрываемость совершенных преступлений; е) недостатки в работе правоохранительных органов.

Массовые беспорядки, как правило, не возникают случайно и, следовательно, могут быть прогнозируемы. Для этого необходимо знать признаки, свидетельствующие о возможном их наступлении. К таким признакам, в первую очередь, можно отнести: резкое нарастание негативных процессов в экономике, политике и социальной сфере; наличие конфликтов и эксцессов на национальной и религиозной почве; рост преступности; выход на арену экстремистки настроенных политических лидеров; наличие формирований, призывающих людей к неповиновению законным органам государственной власти и управления, правоохранительным структурам; распространение слухов, листовок, порочащих государственные органы и их представителей; дискредитацию правоохранительных органов; возникновение противоборствующих сторон, усиление напряженности между ними и т. д.

Не исключается возможность возникновения массовых беспорядков в результате нарушения законности и прав человека отдельными работниками органов внутренних дел как следствие халатно-преступного отношения к исполнению своих обязанностей или неуважительного отношения к гражданам. Необходимо добиваться искоренения фактов нарушения законности и прав человека из практики органов внутренних дел, и соответственно добиваться повышения культуры общения работников правоохранительных органов с населением, что окажет немаловажную роль в снятии возникающих конфликтов населения с органами власти.

В случае возникновения массовых беспорядков на органы внутренних дел возлагается обязанность по их пресечению в начальной стадии, а при необходимости и с использованием специальных сил и средств органов внутренних дел и применением более решительных мер по недопущению насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителям власти.

Для успешного решения поставленных перед ОВД задач необходимо осуществление в органах внутренних дел ряда организационных мероприятий, среди которых основное внимание необходимо уделить: а) тщательной разработке и составлению планов действий личного состава ОВД в случае возникновения экстремальных ситуаций, вызванных массовыми беспорядками: б) обучению личного состава ОВД к действиям в экстремальных условиях, которое осуществляется регулярными тренировками и проведением оперативно-тактических учений с соответствующими вводными, а также психологической подготовкой всех сотрудников органов внутренних дел. в) использованию возможностей и авторитета религиозных деятелей мечети, духовенств, аксакалов, священнослужителей и других граждан, имеющих авторитет среди населения.

Итак, массовые беспорядки являются достаточно сложным социально-криминальным явлением, влекущим за собой значительные трагические последствия. Особенности их возникновения и протекания, безусловно, требуют тщательной предварительной подготовки сил и средств ОВД, а также дифференцированного подхода к выбору своевременно применяемых форм и методов их предупреждения и пресечения.

Список используемой литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.

2. Федеральный Закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.// Российская газета. — 2001..

3. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г.// Российская газета. — 1998.

4. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.// Российская газета. — 1995.

5. Федеральный Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 06.02.1997.// Российская газета. — 1997.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Приказ МВД РФ от 25 мая 2009 года № 400 дсп “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

8. Приказ МВД России от 06.07.1994г. № 031 «Об утверждении Наставления по предупреждению и пресечению массовых беспорядков».

9. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

10.Административная деятельность ОВД: Учебник/под ред. В.П. Сальникова. В 2ч.Ч.1. — М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 464 с.

11. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 264 с.

12.Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Коренева А.П. В 2-х частях. М.: МЮИ МВД России, 1997. Часть особенная. – 470 с.

13.Брушлинский А.В. О психологических механизмах разрешения социальных конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7.

14.Зотова З.М. Многопартийность и конфликты: политический аспект. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7.

15.Казинский Н.Е. Курс лекций по тактико-специальной подготовке: Учебное пособие // Под редакцией Соловьева. — М: ЮИ МВД России, 1999. — 533 с.

16.Калачев Б.Ф., Розин В.В., Степанов А.В., Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении наркоситуации в России и за рубежом // Вестник МВД России. М., 1999. №1 (42).

17.Майдыков А.Ф. Межнациональные конфликты как фактор дестабилизации обстановки в стране. Участие органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: Материалы научно-практической конференции. М.: Академия МВД РФ, 1993.

18.Нугуманов Р.Г. Опыт организации и ведения профилактики массовых беспорядков // Совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению массовых беспорядков: Материалы всесоюзной научно-практической конференции. М.: Академия МВД СССР, 1991.

19.Совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению массовых беспорядков // Материалы всесоюзной научно-практической конференции 4-5 декабря 1990 г. — М.: Академия МВД СССР, 1991. — 336 с.

20.Щербакова Н.В. Коллизии в праве и их влияние на социальные отношения // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук. Центр конфликтологии, 1994. №7.

РЕЦЕНЗИЯ

На курсовую работу

 

Обучающийся_________________________________________________________________

специальное звание, фамилия, имя, отчество

_____________

факультет, курс, № группы

Наименование темы

 

_____________

Руководитель работы___________________________________________________________

ученая степень, ученое звание, специальное звание,

_____________

фамилия, имя, отчество

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ:

 

Руководитель______________________________________________________

подпись

«_____»_______________2010 г.

 

С рецензией ознакомлен ____________________________________________

подпись обучающегося

«_____»_______________2010 г.

[1] Майдыков А.Ф. Межнациональные конфликты как фактор дестабилизации обстановки в стране. Участие органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов // Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов: Материалы научно-практической конференции. М.: Академия МВД РФ, 1993.

[2] Калачев Б.Ф., Розин В.В., Степанов А.В., Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении наркоситуации в России и за рубежом // Вестник МВД России. М., 1999. №1 (42).

С.69-79.

[3]Брушлинский А.В. О психологических механизмах разрешения социальных конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7. С.146-153.

[4] Щербакова Н.В. Коллизии в праве и их влияние на социальные отношения // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук. Центр конфликтологии, 1994. №7. С.42-48.

[5] Зотова З.М. Многопартийность и конфликты: политический аспект. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Российская академия наук: Центр конфликтологии, 1994. №7. С.37-41.

[6] Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ “О полиции”- М.: ООО «Рид 32 Группа»,2011.80с

 

[7] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 1930.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации,1995. № 46. Ст.4459.

[9] Нугуманов Р.Г. Опыт организации и ведения профилактики массовых беспорядков // Совершенствование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению массовых беспорядков: Материалы всесоюзной научно-практической конференции. М.: Академия МВД СССР, 1991. С.105-111.

[10] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Коренева А.П. В 2-х частях. М.: МЮИ МВД России, 1997. Часть особенная. С.307;