СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………7

1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………….9

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………….13

2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие …………………………………….13

2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии………14

2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..31

Введение

Одной из центральных проблем современного российского образования является сохранение здоровья подрастающего поколения.

Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро и подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников.

Однако, в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся, особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия.

Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, где учебная нагрузка из года в год увеличивается. Занятый приготовлением многочисленных уроков ребенок живет лихорадочной жизнью, сопровождаемой к тому же гиподинамией, нарушением режима питания, сокращением продолжительности сна и отдыха. В течение учебного года эти неблагоприятные сдвиги в организме ребенка аккумулируются в хронические заболевания — функциональные расстройства нервной системы, вегетативно-сосудистые сдвиги с наклонностью к повышению кровяного давления.

9 стр., 4417 слов

Роль социальной работы в формировании здорового образа жизни населения

... данных разработать предложения по формированию здорового образа жизни 1. Общественное здоровье: основные теоретические подходы здоровье население социальный общественный По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального ... этом подчёркивается не столь уж значительное влияние медицины на формирование и сохранение здоровья человека, о

По данным исследований за последнее десятилетие, здоровыми считаются лишь от 5 до 25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры: среди первоклассников на начало учебного года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу года их число увеличивается до 70%. За период обучения, у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза — патология органов пищеварения в 4 раза — психоневрологических отклонений. Все эти негативные процессы являются следствием школьной перегрузки.

В течение учебного дня, утомление детей постепенно нарастает и работоспособность их снижается. В начальной стадии утомления превалирует процесс возбуждения, в результате чего ребенок отвлекается, разговаривает, возится, что приводит к конфликту между ним и учителем. Нарушается благоприятный эмоциональный фон, который ведет к снижению мотивации обучения, а в дальнейшем начинает преобладать торможение, т.е. неспособность и нежелание работать.

Важнейшей проблемой образования, особенно в начальной школе, является создание условий для снижения негативного воздействия обучения на всех участников учебного процесса, для оптимального личностного развития обучающихся. Одним из необходимых условий является создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Чтобы создать условия для здоровьесбережения, нужна консолидация всех: семьи, государства, и, конечно, школы. Ключевую роль здесь должна сыграть именно школа.

В настоящее время в педагогических, психофизиологических и медицинских исследованиях среди ряда факторов формирования здоровья ведущим определяется здоровый образ жизни, что отражено в работах Р. И. Айзмана, В. Ф. Базарного, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, В. В. Колбанова, А. Г. Комкова, Г. А. Кураева, Ю. П. Лисицына, Н. К. Смирнова и др.

Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников.

В связи с вышесказанным наша работа будет направлена на изучение исследуемой проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников через построение здоровьесберегающей образовательной среды.

Проблема исследования: Как организовать учебный процесс и создать здоровьесберегающее образовательное пространство для устранения перегрузки и переутомления учащихся.

Объектом исследования является процесс формирования здоровья учащихся, через создание здоровьесберегающего образовательного пространства.

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...

... психологической работы с "трудными"подростками. . Охарактеризовать основные методы исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в ... отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. [15] Дети с акцентуированными чертами ... опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к ...

Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающей технологии по системе Базарного.

Гипотеза исследования.

В данной работе мы выдвинули гипотезу о том, что использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках.

Цель исследования — изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.

Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:

1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;

2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;

3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;

4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.

Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение……….

Список литературы

1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. Пос. 2-е изд., перераб. СПБ., 2000.

2.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.

3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

4. Грузков В.Н., Кулагина Л.И. Здоровый образ жизни учащихся сельской школы // Начальная школа. 2007. №9.

5. Дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002.

6. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000.

7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 4-е изд., М.,2006.

8. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка (динамические упражнения для детей 6-10 лет).

М.: Творческий центр, 2002.

9. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11.

10. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. — М.: НИИ семьи, 1997.

11.. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в лет.П., 1997.

12. Мензул Е.В. Оценка психических состояний младших школьников // Начальная школа. 2008. №2.

13.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.

14. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.

5 стр., 2081 слов

Творческие проекты на уроках технологии в начальных классах

... или как правильнее выполнять творческие проекты на уроках технологии в начальных классах. 4. Представить примеры творческих проектов для начальной школы 1 Теоретические основы метода проектов и его ... сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно ...

15. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 3-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.2: психология образования.

17.Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 78.

18. Пензулаева Л.И. Комплексы физкультминуток на общеобразовательных уроках // Начальная школа. 2003. №6.

19. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.

20. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.

21. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.

22. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. — М.ера, 2002.

23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2003.

24. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. — М.АРКТИ,2003.

25. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования. Межрегиональная научно-практическая конференция. Сборник материалов. — П., 2005.

26. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.

27. Физкультминутки для ученика и учителя: Метод. пос. 2-е изд., испр и доп. — П., ПОИПКРО, 2006.

28. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В.

29. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.

30. Чурилов И.И. мировосприятие ребенка: Личностное развитие от 7 до 18

31.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

33. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).

34. Якиманская И. Личностно — ориентированный урок. / Директор школы, 1998. — № 2.

35.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. — СПб.: Иматон, 1997.