СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Понятие теневой стороны личности.

1. Личность – это..

2. Упражнение «Окно Джохари»

3. Основные направления в Психологии Личности (психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая Психология)

4. Структура Личности по З.Фрейду.

Единого общепринятого определения, что такое личность, до сих пор нет. Этих определений столько, сколько психологов. При этом профессионалы различают определения, которыми они пользуются, делая акцент в них на ключевые понятия и направления, которым они придерживаются. В качестве примера насколько определений личности психологами:

Х.Вольф 1734: «Личность – это «то, что сохраняет воспоминания про себя самого и воспринимает себя, как того, что был ранее и того, кто есть сейчас».

Т.Рибо 1873: «Реальная личность – это организм и его высший представитель мозг, который содержит в себе остатки всего, чем мы были, и воспоминания всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми его деятельными и потенциальными способностями и антипатиями, его гением, талантом и невежеством, достоинствами и недостатками, пассивностью и активностью».

Л.С.Виготский 1931: «Личность… это понятие социальное, она охватывает надприродное и историческое в человеке… Она охватывает единство поведения, что определяется признаком освоения».

Г.Оллпорт 1937: «Личность – это что-то и она что-то делает.

Это то, что лежит за конкретными поступками в середине самого индивидуума».

Дж.Гилфорд 1959: Личность человека есть уникальный набор ее черт».

Р.Кеттел 1965: Личность – это то, что позволяет прогнозировать поведение человека в любой заданной ситуации».

С.Л.Рубинштейн 1973: «Человек это личность потому, что он осознанно определяет свое отношение к окружающему. Человек является личностью, поскольку у него есть свое лицо. Человек представлен максимальной мерой личности, когда в нем минимум нейтральности, безразличия…Без сознания, без способности осознанно занимать определенную позицию нет личности».

Личность – это результат, качественный итог земного прежнего Пути. Праведы

Атрибуты Личности: Воля, разум, чувства. В целом, личность – это понятие, которым пользуются психологи, охватывая различные психологические реалии: эмоции, чувства мотивацию и т.д., все то, что определяет поведение определенного человека. Английское слово «personality» — «личность», происходит от лат. «persona» — «маска». Таким образом, с самого начала это понятие было связанно с внешним социальным образом, который принимает человек, исполняя определенные жизненные роли.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... решаются с помощью существующего, реального объекта; с 7 до старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), ...

Персона – это образ-маска, которой человек подает себя, способ поведения. Однако, понятно, что это только внешняя сторона (Личность – Вершина Индивидуальности), за которой кроется глубинная суть, с ее качествами и свойствами. Внешние впечатления про человека, это часть, указание на какую-то особенность, на которую реагируют другие. Как говорили друиды: «У человека три лица: то, что он думает о себе сам, то, что о нем думают другие и то, что есть на самом деле». Внешнее впечатление отображает в некой мере и систему внутренних процессов, определяющих поведение человека и его способ реакции на окружающую действительность. Наше внешнее поведение, только частично отображает внутреннюю структуру личности. Личность определяет себя: тем, что она знает, что ценит, что и как создает, с кем общается, какие потребности имеет и как их удовлетворяет.

Структура Личности (по Рубинштейну):

1.Направленность – это система мотивов. Потребность=осознание=мотив. Мотивация – это комплексное явление, которое включает: фильты внимания, ценности, критерии или диапазон допустимого, границы совести.

2.Опыт, знания, умения и навыки (память).

3.Психические свойства : характер, способности, темперамент.

Личность – это системное свойство, что соотносится с опытом жизни человека и формируется при взаимодействии с социальным окружением.

Функции личности: мотивообразование, определение цели, принятие решений, согласованность внутренняя.

Некоторые методики исследования личности:

— мотивационной сферы и направленности (Б.Басса, О.Ф. Потемкиной, Т.Элерса…)

— психических состояний и свойств личности (опросник мини-мульт минесотского многомерного личностного перечня MMPI в адаптации Ф.Б.Березина и М.П. Мирошникова, методика Айзенка-EPQ, уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко…)

— индивидуальных свойств, которые влияют на межличностные отношения (методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика д-ки социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, передрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной).

—исследования самооценки « Я-концепция» личности

— самооценки и уровня домагань( метод Дембо-Рубинштейн, самооценки С.Р.Пантелеева, проективный тест эгоцентрических ассоциаций EAT).

«Природа есть Система, Матерь, Царица, или просто МаТрица…

Что подобно Системе, то не мыслит!

Т.к.Система – Форма, но Закон – Содержание (любая форма имеет свой уровень осознанности, мера для Души – этапы саморазвития)

(за уровнем осознания стоит глубина мотивации: влечение и установка-то, что неосознанно, интерес , убеждения, стремление или намерение, мечта и страсть)

Систему создает НаРод – формируется Личность – связь малых образов. Народ не мыслит, но только подражает своим первым…

Всему виной Ум, с его силой разобщения, мнимо понимаемая личность… Каждый видит только то, что сам и отражает!» Праведы

Когда мы начинаем заниматься саморазвитием, у нас неизбежно возникают вопросы относительно того, кто и какой я есть на самом деле. Освятить это может помочь, в некоторой степени, модель, матрица, которая описывает 4 важные зоны нашей личности –«Окно Джохари». Название в честь двух американских психологов Джозефа Лафта и Харри Ингама. В основе лежат две оси: «я знаю — не знаю я» и «знают другие – не знают (видят) другие» (рис.).

Границы между Открытой и Закрытой зоной плавают и зависят от контекста или ситуации. Систематическая обратная связь помогает понять, что находится в слепом пятне. В Скрытой зоне и Слепом пятне находятся не только негативные наши качества, а и ресурсы и таланты, которые мы либо не решаемся проявлять, либо о них не знаем.

Что нам открывает «Окно Джохари»? Как минимум, обратить внимание та то, что было вне поля зрения.

Упражнение «Окно Джохари»

Знаю я Не знаю я
Видят Открытая зона Слепое пятно
другие
Не видят Закрытая зона Зона неизвестного
другие

Заполните зоны своими личными качествами и проявлениями. При этом вы можете опираться на следующие вопросы:

ОТКРЫТАЯ ЗОНА:

Какими своими качествами и проявлениями вы легко делитесь с окружающими?

Как вам кажется, за какие качества вас ценят другие люди?

Какие ваши привычки и черты характера вы обычно проявляете в общении с другими людьми?

Каким вы хотели бы, чтобы вас видели окружающие?

Укажите не менее 10 качеств из вашей открытой зоны.

СКРЫТАЯ ЗОНА:

Какими своими качествами и проявлениями вы не спешите делиться с окружающими?

Какие свои качества вы хотели бы в себе изменить?

Какие стороны вашей личности видят лишь самые близкие люди и крайне редко?

Что из того, что в вас есть, вы не хотели бы, чтобы видели окружающие?

Укажите не менее 5 качеств из вашей скрытой зоны.

СЛЕПОЕ ПЯТНО:

Какую систематическую обратную связь вы получаете от других людей?

Какие повторяющиеся «послания», (проявляющиеся в словах, поступках и реакциях), вы чаще всего слышите от разных людей в своей жизни? Сформулируйте эти «послания» в простых и лаконичных фразах-утверждениях.

С какими качествами из вашей слепой зоны может быть связана эта обратная связь?

Укажите не менее 5 предположительных качеств из вашей слепой зоны.

ЗОНА НЕИЗВЕСТНОГО

Какие ресурсы вы пока что не открыли в себе на практике, но вы хотели бы, чтобы они у вас были?

Если бы кроме всех ваших талантов, о которых вы уже знаете, в вас были бы еще и другие таланты и способности — то с чем они были бы связаны? В чем бы состояли эти таланты?

Какими своими ресурсами и способностями вы могли бы приятно удивить себя и других людей?

Укажите не менее 3 предположительных качеств из зоны неизвестного.

Основные направления в Психологии Личности:

Глубинная Психология или Динамическая (движение психической энергии, изучает феномен безсознательного).

Психоанализ (З.Фрейд), аналитическая психология (К.Г.Юнг), индивидуальная психология (А.Адлер), неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм,Г.Саливан и др.).

Гуманистическое направление (К.Роджерс и А.Маслоу) В центре данного направления отношение Личности к себе, максимальная творческая реализация, что обеспечивает полное психическое здоровье. Самоактулизация или личностная направленность.

Бихевиористическое направление или поведенческое (Б.Скинер, Бандураи Роттер) основано на идее влияния на человека социального окружения. Цель это создание новых условий, что влечет изменение поведения.

Психоанализ, это первое направление, что привело к психотерапии.

Психотерапия (пер. «лечение души» или «лечение душой» — это комплексное воздействие (вербальное и невербальное) на эмоции, суждения и поведение человека при различных отклонениях.

Структура личности по Фрейду.

Одно из самых известных направлений психологии — фрейдизм или психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Данная научная теория основана на биологии, где психическая энергия подобна физической. Человек рассматривается, как замкнутая энергетическая система (количество энергии у каждого человека постоянно), которая представлена тремя уровнями сознания: бессознательное, подсознание (предсознание) и сознание; где Личность человека состоит из трех компонентов или аспектов или силы:

«ОНО» или «Ид» == «Эго» или «Я» == «Супер-Эго» или «СВЕРХ-Я»

«ОНО» – исходная система, бессознательная часть психики, «хаос, бурлящий котел страстей» врожденных инстинктивных влечений, потребностей, импульсов: агрессивных и сексуальных по характеру. «ОНО» не знает ценностей, «добра и зла, морали». Движущая сила – «либидо» – это сексуальная энергия, которая насыщает «Ид» ( и две другие системы) и возникает из физической реакции. Это первичная субъективная реальность. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» основано и подчиняется принципу удовольствия, как главной цели в жизни человека. Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

«Я» или «Эго» — есть часть «Ид», но модифицированной под влиянием внешнего мира; рациональное мышление, находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО». На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию или баланс между ними. «Эго» тоже бессознательно ищет удовольствие, но делает это, подчиняясь принципу «реальности». «Эго» получает энергию от «Ид» и не может существовать отдельно, «Эго» в служении у «Ид». Именно «Эго» продуцирует «защитные механизмы» психики для контроля над «Ид», чтоб уменьшить или избежать тревожности и конфликта между «Эго» и «Ид». Тревога – болезненное чувство, сигнал опасности.

Защитные механизмы – это способы искривления реальности, по принципу «вижу только то, что хочу видеть». Важнейшим из них есть «вытеснение» и «проекция» и, где исключаются чувства и сознание, чтоб не испытывать тревогу.

«СВЕРХ-Я» есть частью «Эго», которая включает стандарты общества, сформированные в раннем детстве.. Служит носителем морали, ценностей, идеалов, стремление к совершенству и выполняет роль критика, цензора, Совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», то, в противовес, «СВЕРХ-Я» испытывает чувство вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная и трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания).

Большая часть «Супер-Эго» безсознательная.

Человек здоров, когда есть определенный компромисс или коррекция между этими тремя силами. Поведение есть результат их взаимодействия. Конфликт приводит к дисфункции и задержке развития. На человека влияет множество факторов, которые минуют его сознание.

Уровни Сознания. Процесс взаимодействия, возникающий на границе внутреннего и внешнего мира, напрямую зависит от Шишковидной железы (Эпифиз).

Именно она стоит в центре данной схемы и отвечает за формирование памяти индивидуума. А пвмять имеет уровни. Со-знание – это оперативная память. Под-со-знание – сумма всего накопленного опыта, который в данный момент не задействован.

Согласно этой теории, человек проходит через определенные стадии развития, где согласно возрасту, изменяется чувствительность и осознанность разных частей тела, в результате чего формируются влечения и потребности (оральная 0-18мес., анальная 18мес.-3 года, фаллическая до 5 лет, латентная до 12 лет, генитальная до зрелости).

Таким образом, психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно первые 5 лет. Терапевты этого направления помогают людям выявлять травмы прошлого и внутренние конфликты, которые выходят из них.

Становление психики у ребенка происходит через преодоление «Эдипова комплекса». В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение. Мальчик хочет походить на отца и желает смерти ему, потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

Фрейд считает, что развитие защитных механизмов начинается с борьбы ребенка против собственной сексуальности в первые пять лет жизни. Они действуют бессознательно.

Инстинкты составляют психическую энергию, переход физической в психическую. Из инстинктов возникают потребности. Потребности создают напряжение, а поведение направлено на снижение этого напряжения, удовлетворением потребности.

Инстинкт = потребность = напряжение = удовлетворение или нет

Напряжение неприятно; снижение напряжения доставляет удовольствие. Эта концепция удовлетворения потребностей и есть «принцип удовольствия». Но, принципу удовольствия противостоят и другие силы, и конечный результат не всегда удовлетворяет. Все зависит еще от Уровня Осознания Личности.

Существует множество инстинктов, но они все могут быть разделены на две группы: Эрос и Танатос. Эрос — это инстинкт жизни, самосохранения и сохранения рода, любви к себе, к объекту. Энергия этого инстинкта называется «либидо». Эрос призван объединять и умножать все живое, в то время как Танатос «противостоят этим попыткам и ведут живое назад к неорганическому существованию». Танатос — это инстинкт смерти и разрушения. Он включает в себя агрессию и навязчивые действия — автоматическое повторение более ранних ситуаций с целью совершенствования и контроля над ними; навязчивые действия могут быть сильнее принципа удовольствия. «Цель всей жизни — смерть». Агрессия направлена, прежде всего, на себя; она обращается на других в целях самосохранения, защиты. Инстинкты — источник энергии поведения — задают динамику личности. Базовые инстинкты могут действовать совместно или друг против друга. Мировоззрение нашей цивилизации отражает борьбу между Эросом и Танатосом в человеческом роде. Вопрос заключается в том, сможет ли Эрос (добро) себя утвердить.

Исходя из сказанного, сделаем вывод, что есть маска, которую видят окружающие, и есть внутренний мир человека. Маску можно назвать Личностью, которая во взаимоотношениях с внешним миром, она обеспечивает адаптацию, защитный механизм, панцирь, набор ролей. Но маска еще не лицо.

У каждого человека есть обратная сторона. В нее входит все то, что человек не желает или не может в себе увидеть – все то, что кажется неприемлемым или невозможным. Желание, способности и переживания не совместимы с сознательным представлением о себе. Концентрируясь в подсознании человека все это становиться его тенью. На Пути самопознания никто не избегает встречи с этим могущественным архетипом. Тень – это не только скопление негативных характеристик, она притягивает все то, что человек в себе не видит, не понимает. Если, допустим. Самооценка личности низкая, то Тень получает все те способности в которой не находится места в сознательной жизни. Это хранилище огромного количества энергии и мощный источник творчества. Чем сильнее мы отрицаем в себе что-то – тем сильнее становиться Тень.

Защитные механизмы психики:

1) Подавление желаний или вытеснение – неприемлемые для личности желания, мысли и чувства, вызывающие тревогу, удаляются из сознания, так как это «нельзя» удовлетворить. Этот механизм лежит в основе других защитных механизмов личности. Оно часто является источником психосоматических заболеваний (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.), поскольку психическая энергия подавленных желаний, не находя разрешения в поведении, сохраняется в теле человека независимо от его сознания. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности или просто путем забывания травмирующих событий прошлого, избегания сходных ситуаций и мыслей о них.

2) Проекция – «перенос», приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. «отдаление угрозы от себя» или « кто о чем говорит, то у того и болит». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не хочет признать то, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые люди – обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю». Таким образом, посредством этого процесса, неприемлемые и неосознаваемые для личности чувства и мысли остаются вовне, т.к. приписываются другим людям и становятся как бы вторичны. Люди, у которых данный механизм имеет высокие оценки по шкале, не любят самоуверенных, рисующихся, самовлюбленных, людей которые в центре внимания – как конкурентов. Они не терпимы к реальной или мнимой демонстрации чужого превосходства, поскольку сами не чужды этому. Сами по контрасту скромны и строги. Приписывают неприятным им людям враждебность и намерение строить козни. Собственный эгоцентризм и эгоизм маскируют враждебностью к проявлениям чужой эгоистичности. Характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Имеют желание к противостоянию и зависти. Реже встречается и другой вид этой проекции, при котором значимым лицам из окружения приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые возвышают и возвеличивают.

3) Отрицание – алогичный уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» – человек проявляет яркое безразличие к логике, игнорирует реальность и не замечает противоречий в своих суждениях. При высоких оценках по шкале, такие люди привлекают внимание любыми средствами, игнорируя критику. Они самолюбивы и априорно уверенны в своих достоинствах. Новые люди, для них, это потенциальные поклонники их персоны, себя считают безусловно объектом их внимания. Пока люди обращают на них внимание, видят в этих людях только хорошее, но как только ситуация меняется, исключают этих людей. Считают себя человеком без проблем. Оптимистичны и самоуверенны. Не допускают мысли о наличии у них врагов, а на самом деле кого-то опасаются.

4) Рационализация или интеллектуализация – построение приемлемых аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний. Это попытка обосновать или рационализировать абсурдную идею, т.е. построить морально-логических конструкций.

5) Инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами. Например, ребенок первоначально хочет получить любовь матери к себе, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.

6) Изоляция или компенсация – отделение уход в другое состояние, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я». С помощью фантазии присвоения себе достоинств, характеристик и свойств другой личности, чтоб избежать конфликта с этой личностью или повышения чувства самодостаточности. Заимствованные ценности и установки принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Это мечтатели и идеалисты в разных сферах жизнедеятельности. При высоких баллах, такие люди склонны к идентификации себя с конкретными или абстрактными идеалами, получая от этого удовлетворение. Комплексы реализуют в мечтах о значительности, богатстве, славе и т.д. Сильное желание доказать свою значительность в определенном виде деятельности. Локальный комплекс неполноценности. Сильное беспокойство о том, что говорят о нем другие. Нужда подтверждения своих достоинств, хотя внутри в них убежденны. Скрытая мания величия. Очень любят обращать на себя внимание.

7) Регрессия – возвращение к более раннему и простому способу реагирования. Больше свойственна психопатическим личностям, импульсивны и ослаблен эмоционально-волевой контроль. Человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

При высоких показателях на шкале, такие люди в стрессовых ситуациях возвращаются к детским шаблонам поведения, что уменьшает чувство неуверенности и страх неудачи. Не терпеливы и из-за этого раздраженны, капризны и беспокойны. Злятся по пустякам, но быстро отходят, чувствуя неадекватность объекта агрессии. Удовлетворяет беспричинное упрямство и от реакции людей на свои перепады настроения. Получают успокоение от еды, питья, курения, сосания чего-либо. Присущ культ детских обид, если реальность не удовлетворяет их сиюминутные желания. Вовлекают окружающих для решения своих проблем, чтоб переложить на них ответственность. Характерна истерическая слезливость. В отсутствии внимания к своей особе, чувствуют себя покинутым ребенком. Падают духом при любом случае, когда что-либо не соответствует их требованию. В стрессовых ситуациях возможно отключение самоконтроля и «детского поведения». Склонны к ностальгии. Имеют жажду вызвать у окружающих сочувствие к себе, понимание и покоя. Неприятности стремятся «заспать».

8) Реактивное образование – один и тот же объект вызывает два противоположных чувства и человек борется с неприемлемым полюсом собственного отношения за счет другого полюса. Неприемлемая часть при этом перестает осознаваться, а приемлемая гипертрофируется. Характерным признаком есть периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту, например объятия могут оказаться крепкими до боли. Эту защиту часто можно видеть старшего ребенка по отношению к младшему, как излишняя опека и забота о нем. В любом случае исключенный полюс всегда наказуем или опасен. Таким образом, личность исключает то, что не приемлемо для нее, путем преувеличения противоположных сторон и стремлений. При высоких показателях такие люди, испытывая что-либо (сексуальные, агрессивные желания) подавляют их как в фантазиях, так и в реальности. Стесняются вида обнаженного тела. Подавляя спонтанность, они демонстрируют примерное поведение. Испытывая сексуальную озабоченность – утверждают противоположное.

Упр. Личность в сфере, гуашь и стекло, карты метафор. Тест (LSI) Индекс жизненного стиля — ПРОЙТИ КАЖДОМУ!