Совершенно неверно пожалуй, неверно пожалуй, верно совершенно верно

Методика Ф. Фидлера

Инструкция: прежде чем заполнять лист оценок, Вы должны вспомнить или выбрать тех учащихся, которых Вы хорошо знаете:

А).

Наилучшего, т.е. того, с которым Вам нравится работать, которого Вы считаете лучше ос- тальных.

Б).

Наихудшего, т.е. того, с которым Вам не нравится работать, которого Вы считаете хуже ос- тальных.

Фамилии и прочие характеристики этих лиц не указывать. Важно, чтобы это были определенные люди, которых Вы сможете оценить по деловым и личностным качествам. Оценка проводится по 20 качествам, перечисленным в листе оценок. Степень выраженности каждого качества оценивается от 1 до 9 баллов. Если затрудняетесь оценить то или иное качество, то поставьте предположительную оценку степени выраженности этого качества. Работайте быстро, не затрачивайте много времени на обдумывание. Приступая к работе, помните, что в качестве оцениваемых должны выступать реальные люди, а не идеальные представления. Ваша оценка должна выражать Ваше мнение о данном человеке. В последней колонке («Самооценка») оцените степень выраженности указанных качеств у Вас лично.

Лист оценок

Качества Наиболее предпо- читаемый Наименее пред- почитаемый Самооценка
1. Трудолюбие      
2. Инициативность      
3. Аккуратность      
4. Знание своего дела      
5. Широта кругозора      
6. Исполнительность      
7. Энергичность      
8. Дисциплинированность      
9. Ответственность      
10. Работоспособность      
11. Доброжелательность      
12. Справедливость      
13. Общительность      
14. Умение держать слово      
15. Отзывчивость      
16. Выдержанность      
17. Скромность      
18.Внешняя привле- кательность      
19. Жизнерадостность      
20. Культурный уровень      

Опросник профессионального самоотношения

 

Инструкция: «Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, в какой степени оно характеризует лично Вас. Для ответов используйте следующую шкалу:

 

1 2 3 4

совершенно неверно пожалуй, неверно пожалуй, верно совершенно верно

Номер ответа вписывайте напротив номера соответствующего утверждения в специальном бланке. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Не пропускайте ни одного утверждения и помните, что здесь нет правильных и неправильных, хороших и плохих ответов».

1. Работа сделала меня уверенным человеком с чувством собственного достоинства. 2. Особенности моего характера плохо совместимы с профессией, в которой я работаю.

3. Когда у меня на работе происходят неприятности, я теряю уверенность в себе. 4. Мой характер, как правило, не подводит меня в профессиональной жизни. 5. При выборе профессии и места работы я сильно переоценил собственные возможности.

6. Чтобы хорошо соответствовать требованиям и условиям моей профессии мне нужно стать другой личностью.

7. Сравнивая себя с коллегами по работе, я испытывают чувство гордости за себя.

8. Я часто бываю зол на самого себя за то, что создаю себе проблемы на работе. 9. Человек с моими личностными качествами в выбранной профессии способен достичь многого.

10. Несмотря на солидный стаж работы, в некоторых рабочих ситуациях чувствую себя как некомпетентный новичок.

11. Работа мне помогла открыть по-настоящему сильные стороны своего характера. 12. Я ощущаю внутренний разлад между тем, что от меня требует работа и своими способностями.

13. Думаю, что коллеги по профессиональной деятельности, скорее всего, оценивают меня как добросовестного и ответственного работника. 14. Мой характер выдерживает испытание даже в самых сложных профессиональных ситуациях.

15. Если я не изменюсь как личность, мне лучше сменить место работы или вообще подыскать другую профессию.

16. В глубине души я считаю себя одним из лучших сотрудников организации, в которой работаю.

17. На работе я не могу позволить себе быть самим собой.

18. Если я чего-то достиг в своей профессии, то, прежде всего, благодаря своим личным качествам.

19. Я чувствую себя лишним и бесполезным в своем трудовом коллективе. 20. Во мне больше положительных деловых качеств, чем профессиональных недостатков.

21. Если бы я предвидел те трудности, с которыми связана моя работа, то приложил бы гораздо больше стараний при получении образования. 22. В целом я могу себя оценить как высококлассного специалиста, способного решать самые трудные профессиональные задачи.

23. Меня преследует чувство, что я выбрал для себя неподходящую профессию. 24. Я обладаю достаточным внутренним потенциалом, что бы справиться с любыми трудностями в профессиональной деятельности. 25. Если бы мой начальник узнал меня лучше, то перестал бы мне доверять даже ту работу, которую я выполняю сейчас. 26. Проблемы на работе всегда заставляют меня чувствовать недовольство самим собой. 27. Я думаю, что большинство коллег с радостью приняли бы меня в качестве своего руководителя.

28. Я уже окончательно сформировался как специалист и не хочу в себе ничего менять.

29. Обычно меня расстраивает то, как я реагирую на трудности в работе.

30. При принятии сложных решений на работе я полагаюсь исключительно на собственный профессиональный опыт.

31. Я могу сказать, что приспособлен к условиям своей профессии лучше, чем большинство коллег.

32. Профессия изменила меня как личность в худшую сторону. 33. Чтобы добиться высоких результатов в профессии, я должен был родиться другим человеком.

34. Те качества, которые ценны для общения в семье и друзьями, чаще всего не приносят пользы в моей профессиональной деятельности. 35. Кто бы ни критиковал результаты моей работы, я остаюсь убеждённым в собственном профессионализме.

36. Я часто испытываю чувство неловкости за себя как специалиста. 37. Мне кажется, что профессия положительно воздействует на мой характер. 38. Думаю, что моя профессиональная подготовка во многом превосходит подготовку моих сослуживцев.

39. В целом меня устраивает уровень моего профессионального мастерства.

 

Методика диагностики стилей педагогического общения» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

 

Инструкция: просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-«, если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?

5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10. Часто ли удаётся вам удачно пошутить в ходе урока?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?

17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает

отведённого по плану урока времени?

25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не

в состоянии повторить их в этот же день ещё раз (во вторую смену)?

Методика «Стиль педагогического общения учителей»

(Авторы А. Б.Майский, Е.Г.Ковалева)

Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;

б) говорить вам только то, что он сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда не дисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами (записи, проверка тетрадей и т.д.)

6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

а) положительно — без нее не возможно полноценное развитие;

б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.