Соотношение теоретического и эмпирического уровней знания в медицинской теории.

4.

 

К методам научного познания относят те из них, которые применяются в эмпирических и теоретических исследованиях. Чтобы понять место и роль различных методов в научных исследованиях, следует рассмотреть структуру научного познания, которая состоит из двух уровней – эмпирического и теоретического. На эмпирическом совершается накопление фактов и информации об исследуемых объектах, на теоретическом – осуществляется синтез полученного знания в форме гипотез, теорий, идей. В зависимости от уровней познания методы делятся на две группы:

— Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение.

— Методы теоретического познания – анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аксиоматический и др.

Эмпирические и теоретические исследования тесно связаны между собой – первые основываются на сборе эмпирического материала, который накапливается в ходе проведения наблюдений и экспериментов, а вторые осуществляются с целью подтвердить или проверить какую–либо гипотезу.

Эмпирические и теоретические исследования различаются глубиной проникновения в сущность предмета. Если первые связаны с исследованием внешней стороны предмета, то вторые – с изучением его внутренних свойств и связей. Можно сказать, что если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом – сущность второго, третьего и т.д. порядка.

Основной целью эмпирического познания является получение фактов.

Разделение эмпирического и теоретического уровней можно произвести исходя из особенности познания человека: чувственный и рациональный уровень (однако эмпирический уровень нельзя ассоциировать с чувственным, а теоретический – с рациональным, так как это разные понятия).

Основные методы эмпирического познания – наблюдение и эксперимент. Есть целый ряд методов теоретического познания, таких как: абстрагирование, идеализация, формализация и т.д. Есть методы эмпирического и теоретического познания, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня прежде всего относится теория. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, ... что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается ... познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от «нормальных». Главными особенностями метода ...

В научном познании под фактом понимается либо достоверное знание, либо знание, выраженное в языке описания эмпирических данных. Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Информация, собранная эмпирическими методами исследования, нуждается в интерпретации, которая всегда исходит из определенных теоретических предпосылок. Любой факт имеет смысл только в рамках определенной теории. Таким образом, различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным. Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень исследования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания.

Вывод. Отличие эмпирического от теоретического уровня:

1) различное соотношение чувственного и рационального (на эмпирическом уровне преобладает элемент чувственного над рациональным, на теоретическом – наоборот);

2) разные методы исследования;

3) основная форма получаемого научного знания (на эмпирическом уровне – научный факт; на теоретическом – теория).

 

Медицина стала становиться наукой в классическом смысле этого слова в конце ХVIII и начале ХIХ века, что было связано с практикой патологоанатомических вскрытий, а затем с развитием гистологии и цитологии. Введение эксперимента в физиологию и медицину в середине ХIХ века открыло новые горизонты и в этом смысле медицинские теории кроме практики могли еще верифицироваться иными средствами. Однако развитие медицинской науки проходило весьма специфично.

Медицинская наука являет собой достаточно типичный пример синтетического знания, ибо пользуется результатами практически всего естествознания, гуманитарных и технических наук. Прямая зависимость эффективности медицинской науки от уровня технологических возможностей диагностики и лечения особенно явной стала во второй половине ХХ – начале ХХI века.

Медицинская наука, бесспорно, основная и наиболее мощная движущая сила прогресса медицины. Сама «научность» и «дисциплинарность» медицины оказывается глубоко противоречивой как исторически, так и логически. Особый тип субъектно-объектных отношений, проблема индивидуализации общих и особенных закономерностей, уникальное сочетание фундаментальных и прикладных аспектов – всё это делает медицинскую науку синтетической дисциплиной со своими критериями точности. С другой стороны, становится не менее очевидно, что далеко не всё в медицинской деятельности можно объяснить с позиций науки.

Во всех группах медицинских дисциплин теория и практика основаны на методологии естественнонаучного познания, однако на современном этапе развития медицины все большее значение и влияние приобретает философско-методологическая основа гуманитарного знания. Это связано со спецификой объекта исследования медицины – человеком, являющимся сложным биосоциальным существом, в котором телесное и духовное, психическое и социальное находятся в неразрывном единстве, сложнейшим образом взаимосвязаны.

6 стр., 2931 слов

Антропология в системе знаний о человеке

... в системе науки и знаний о человеке. Для этого мы раскроем сущность антропологической науки и предмет ее исследований, охарактеризуем существующие разделы данной науки и дадим ... биологическими науками (генетика, биология, экология), так и с гуманитарными (этнология, археология, психология). Такая смежность научных отраслей способствует расширению области антропологического познания Ананьев ...

Медицина как наука сегодня является специфической естественно-гуманитарной отраслью теоретического познания и интеллектуально-духовного производства особых – клинических знаний, которые оформляются в виде конкретных представлений, суждений, но также и абстрактных понятий, умозаключений, новых гипотез, парадигм, теоретических концепций. Она дает новое, более углубленное осознание количественных и качественных процессов в человеческом организме.

Медицинское знание, как и любое другое, социально обусловлено и целостно предопределено объектом своего исследования – конкретным человеком. Он является неотъемлемой частью как природы, так и определенной эпохи, культуры, общества.

Медицинская наука неотделима от деятельности, как врача, так и всех служб здравоохранения и тип институционализации этой сферы знания во многом отражает закономерности данной социальной системы.

Медицина принципиально отличается как от всех других как естественных (точных и опытных) наук, так и общественно-научных и гуманитарных дисциплин тем, что представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни.

В настоящее время медицина стала не только искусством излечения и предупреждения различных болезней, но интеграционной наукой, причем эмпирическое знание все больше уступает в ней теоретическому.

К медицинскому познанию применимы все параметры системно-структурного анализа. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий обусловлено, прежде всего, потребностями клинической практики и профилактики общественного здоровья, в основе которых лежат «вечные» проблемы бытия человека. Сложность медицинского познания связана с тем, что в его процессе оказывается необходимым установить во всеобщем единичное и индивидуальное, в повторяющемся – уникальное, в закономерном – случайное, движение в покое и т.д.

В медицинской науке действует многоуровневая система методологического обеспечения, включающая общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы.

Как отмечает Ю.М.Хрусталев, в широком смысле слова медицина, являясь особым способом мировоззренческо-аксиологического мышления, представляет собой уникальную форму мыслительной культуры человечества. Медицинские знания, как и любые другие сведения о бытии мира, — это непреходящая общечеловеческая ценность[17]

Медицинская наука всегда тяготела к познанию «вечных» вопросов бытия – постижению сущности человека, его жизни и смерти, физического и духовного здоровья, причин болезней и т.д. Медицина по сути своей всегда философична. Она учит мудрости устройства здоровой жизни людей. «Это особая философия приведения в порядок всех творческих потенций человеческого существа во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности»[18].

В течение многих столетий медицина придерживалась определенных взглядов на сущность человека, организацию его организма, соотношение телесного и духовного, получавших подтверждение в теории и на практике и активно использовала данные алхимии, астрологии, учение о жизненных соках, атомистические теории и т.д. Комплексному изучению здоровья человека, целостности его биосоциальных свойств большое внимание уделяли многие врачи-философы Европы в 18 в. (Ш.Ламетри, Ж.-П. Кабанис, К.Линней, Дж.Локк и др).

19 стр., 9301 слов

Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики

... 20 наименований. ГЛАВА I. История психодиагностики §1.1 Истоки психодиагностики как науки С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему ... медицины и педагогики, а затем и промышленного производства. Объект исследования: психодиагностика Предмет исследования: определение психодиагностики как науки и пракитики, история развития психодиагностики Цель исследования: рассмотреть историю ...

Они сходились в том, что человек – житель двух миров: естествнно-природного и мира культуры, «сконструированного» человеческим разумом и созданного трудом многих поколений людей. Поэтому человек подчиняется в своей жизнедеятельности законам внешней природы и следует особым законам – нравственным.

К началу 21 века в области научного познания природы на лидирующие позиции вышли медицина и биология. Именно они вместе с философией наиболее активно интегрируют новое научное знание о человеке в целом. В рамках этих наук вырабатываются новые методологические и теоретико-познавательные парадигмы, которые становятся стандартами целей и методов научно-творческой деятельности вообще.

В медицине исторически под влиянием философских идей о целостности мира сложился принцип целостности в понимании человеческого организма. Признание целостности внешнего и внутреннего мира человека, его телесного и духовного бытия на практике означало комплексное обследование и лечение человека в случае нарушения того или иного компонента целостности его существования. Признание принципа целостности в медицине стало рубежом в развитии медицинской науки и переходу ее к новому этапу – целостной медицины.

Современная медицина обладает рядом особенностей, наиболее важными среди них, по мнению Хрусталева Ю.М. являются: продолжающееся дробление и дифференциация ее разделов, рост числа узких специальностей, все более широкое использование научно-технических средств в обследовании и лечении, использование в параклинических (лабораторных) исследованиях современных данных биологии, химии, физики, биофизики, кибернетики и математики. Эти особенности современной медицины зачастую приводят к утрате целостности больного человека, дегуманизации. Процессы, определяющие эти особенности, являются закономерными, в них проявляется динамика научного познания в любой области. Но, вызывая ряд негативных для медицинской практики явлений, они нуждаются в определенной коррекции на основе глубокого теоретического анализа.

Медицина в настоящее время, приобретя мощную теоретическую базу, превратилась в динамичную, активно развивающуюся науку. Она обладает огромным интеллектуальным потенциалом познания природы человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала, особенно в области био-, психо- и социомедицинских исследований.

 

 

Функции науки в жизни общества. Можно выделить следующие функции науки (Рузавин, Г

Можно выделить следующие функции науки (Рузавин, Г. И. Философия науки.
М., 2005):
а) объяснительная функция науки – для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории.
Любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторой общей посылки, чаще всего из закона либо теории.
Несмотря на важность и необходимость этой функции, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.
б) предсказательная функция – предвидение новых явлений и событий. Предсказательная функция также осуществляется при помощи законов и теорий, которые используются для объяснения. В силу неопределенности будущего для предсказания также используются гипотезы, представляющие научные предположения.
в) функция понимания событий и явлений. Понимание связно с целесообразной деятельностью людей: постановкой задач, принятием решений, мотивами поведения, защитой интересов и т.п.
, поэтому эта функция реализуется именно в гуманитарных науках, изучающих деятельность людей. Информация размещена на реферат7.ру. В природе нет целей, мотивов интересов, поэтому данная функция не приложима к ней. Нередко отождествляют понимание и объяснение. Различие между ними подчеркнул известный философ и искусствовед Вильгельм Дильтей, заметив, «что природу мы объясняем, а человека должны понять».
г) наукакак основа мировоззрения – наука оказывает влияние на мировоззрение через научную картину мира, в которой в сконцентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Одной из древнейших форм мировоззрения является мифология, которая в фантастической форме объясняет устройство природы, и событий общественной жизни.
Элементы научного мировоззрения формируются в античном обществе.
д) наукакак производительная сила общества — открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. О науке как непосредственной производительной силе заговорили впервые в период научно-технической революции 20 в., когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой техники.

11 стр., 5166 слов

История метода «эксперимент» в психологии

... которой он связан, или доказательству, которое он дает”. 1. История метода «эксперимент» в психологии 1.1. История метода «эксперимент» в России Успехи психологии были обусловлены внедрением в ... главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом мире - огромном целом, ...

е) наукакак социальный фактор развития общества – эту задачу, прежде всего, решают социально-экономические и культурно-гуманитарные науки.
Их усилия должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности.

3) периодизация истории медицины Балалыкина боже можно умереть от этих вопросов .

 

Периодизация истории объекта исследования является не только общим ориентиром для ученого, но и отражает его методологию. Автор статьи рассматривает основные методологические проблемы периодизации истории медицины в историографии. К ним относятся применение по отношению к истории медицины принципов анализа, характерных для всеобщей истории, осмысление истории медицины как «искусства врачевания», приверженность теории конфликта науки и религии, а также использование схем периодизации, разработанных для других естественнонаучных дисциплин. Все это определяет искажение взгляда на объект и предмет научного исследования, исключает целостное понимание истории медицины, приводит к феноменологическому подходу и неверным заключениям в исследованиях. Автор считает, что историю медицины следует рассматривать как часть общей истории и философии науки и предлагает периодизацию развития медицины, отвечающую данному подходу. По его мнению, следует выделять четыре этапа. Первый этап (VI в. до Р.Х. – II в.) связан с зарождением древнегреческой рациональной медицины, второй (II‒XVI вв.) – с рациональной медициной в фазе протонауки, характеризующейся концептуальным единством на основе теоретико-практической системы Галена, третий (XVII–XIX вв.) ‒ с научной революцией в медицине, в ходе которой сформировалась система представлений о медицине как о науке, четвертый (XX в. – настоящее время) отражает состояние современной медицины. Разные подходы к периодизации истории медицины автор статьи рассматривает на примере как отечественных, так и зарубежных монографий и учебных пособий. Особое внимание уделяется тем из них, в которых представлены основные тенденции в изучении истории медицины, а также концепции «религиозно-философских систем» как методологическому подходу при изучении медицины протонаучного периода.

6 стр., 2554 слов

История психологии. Античная философия

... в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез - эксперимент. Психология вышла из "лона" философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, ... ясно, почему психология имеет "столь долгую предысторию и столь короткую историю", почему человечество так далеко продвинулось в познании обьективированного мира внешней реальности ...

 

5.

 

Проблемы детерминизма в науке 20 века и их проявление в этиологических концепциях современной медицины.

 

Детерминизм — общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности процессов материального и духовного мира. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода — они нацелены на анализ, понимание и обоснование исследуемых процессов в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерности. С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались.

В медицине одной из конкретно-исторических форм детерминизма выступал монокаузализм (греч.mono —один, единственный и лат.causalis – причинность) как результат абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии к учету только причины, без учета условий и факторов, их универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Так, попадание бактерий в организм (причина) монокаузализты считали равнозначным развитию аналогичной болезни (следствие).

Хронологически возникновение монокаузализма приходится на период развития микробиологии и бактериологии. Практика опровегла умозрительные выводы монокаузализтов. Было научно доказано, что при проникновении инфекционного начала в организм не всегда возникает болезнь. Еще одним подходом к пониманию и оценке детерминизма и причинности в медицине явился кондиционализм (лат.condicio – условие) как позитивисткое методологическое течение мысли, в принципе отрицающее объективность причинно-следственных связей. Его последователи в отличие от монокаузализтов впали в другую крайность — стали полностью отрицать роль причинного фактора в возникновении болезни. Кондиционализм и сейчас представляет собой метафизическое отрицание причинности на основе ее механистического понимания. Болезнь, по их мнению, возникает при наличии совокупности условий, а выявление главных и второстепенных условий — это якобы пустая трата сил. Кондиционалисты представляли себе медицину как формализованную описательную дисциплину. Они лишали болезнь ее качественного своеобразия, порождаемого специфической причиной при наличии благоприятных для ее возникновения условий.

Таким образом, понятие «этиология» на протяжении почти двух тысячелетий сохраняло свой исходный и первичный смысл слова, т. е учение о причинах болезней (И.В. Давыдовский).

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... образцам речевой экс­прессии описанной выше методики аудиторского анализа). Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи с целью определения эмоционального ... на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ...

Этиология как учение о причинах и условиях возникновения болезней возникла только в 19 столетии.

 

 

2) античность: становление первоначальных форм теоретической науки.

зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер. Так, в древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме, и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, искусно владели гипнозом.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов; использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями.

специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения являющегося используются аналогии из жизни людей[1].

Формирование зачатков научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции. «Великая колонизация», охватившая VIII-VI вв. до н.э., заключавшаяся в основании греческих поселений на чужой территории, дала возможность грекам выйти из изоляции, способствовала развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывала терпимость к иным взглядам, обычаям, культурам. В это время ремесло начинает отделяться от сельского хозяйства, возникает товарное производство, развиваются товарно-денежные отношения, расцветает культура, философия, зарождается натурфилософия.

В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая», недаром термины «теорема», «аксиома», «лемма» — греческого происхождения. Древние греки пытались описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей, его составляющих. Эти их представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в целостности, опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

 

Соотношение философского, общенаучного и конкретнонаучного методов в науке

В науке выделяют три типа методов:

♥ философские (базовые);

♥ общенаучные;

♥ специальные (конкретнонаучные).

К философским(базовым) относятся методы, имеющие философское обоснование: эмпирический и теоретический, наблюдение и эксперимент, выделение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, опредмечивание и распредмечивание, формализация и актуализация, исторический и логический, рефлективный и аксиоматический и ряд других.

8 стр., 3934 слов

Философия 97

... типа анализа. Влияние Н. сказывается и на современных исследованиях по философии науки. В 60-70-е годы во многом ... как вне-научной метафизики, уводящей философский анализ в область псевдопроблем. Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык, и прежде ... менее все они изучают единый объективный мир, и методы его исследования в целом не должны противоречить друг другу. Критический ...

Эти методы в равной степени обеспечивают продуктивность исследований как в философии, так и в области других наук: точных, естественных (астрономии, физике, химии, математике, биологии, медицине и др.), технических (электротехнике, машиностроении и др.), гуманитарных (филологии, психологии, культурологии, искусствознании, социологии, истории, юриспруденции и др.).

Данные методы представляют собой фундаментальные подходы к исследованию в любой отрасли знания. В соответствии с особенностями изучаемой проблемы и содержанием поставленных задач осуществляется выбор базовых методов и их варьирование в ходе того или иного, в том числе и культурологического, исследования. При культурологическом изучении культуры данные методы применяются в соответствии с поставленными задачами исследования, но, как правило, начальная фаза исследования предполагает сбор эмпирических данных, их обобщение; однако возможен и другой вариант, основанный на философской рефлексии с использованием логического или исторического метода в осмыслении феномена культуры.

Неизбежно в культурологии применение таких методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция, опредмечивание и распредмечивание, абстрагирование и актуализация и др. Эти методы достаточно полно описаны в теоретико–методологической и философской литературе, философских словарях, энциклопедиях[43] и широко используются во всех науках, но в каждой из них имеют свои особенности применения. Все базовые методы в равной степени обеспечивают фундаментальность исследований, служат эффективным инструментом для всех наук независимо от того, в пространстве каких предметных областей они находят свое применение. Но не только философские (базовые) методы обеспечивают приобретение новых знаний о предмете исследований. Не в меньшей степени этому способствуют и общенаучные методы, широко используемые в практике: описательный, сравнительный (компаративистский), сравнительно–исторический, обеспечивающий сопоставления процессов, а не состояний, структурный, типологический, структурно–типологический, системный, моделирование, реконструктивный, генетический и др.

Общенаучныеметоды составляют особую группу научных исследовательских технологий. Они разрабатываются и формируются в той или иной конкретной науке и могут быть заимствованы из смежных наук в соответствии с поставленными сходными задачами. Однако в условиях заимствования корректируются правила их применения в зависимости от специфики конкретной научной дисциплины.

Основное отличие общенаучных методов от философских (базовых) заключается в том, что общенаучные методы более конкретны, в большей мере способны учитывать специфику предмета. Сочетая базовые и общенаучные методы, ученый может добиваться значительно болыпих результатов за счет конкретизации подходов к исследованию. Общенаучные методы обеспечивают более детальную разработку проблем, рассматривают предмет исследования с разных сторон, извлекая из него новые сведения благодаря восприятию его в новых ракурсах и новом освещении. Дополнительной особенностью этих методов является то, что они могут корректироваться, приобретая все новые и новые свойства, в зависимости от предметной области каждой конкретной науки. В настоящее время общенаучные методы исследования занимают в культурологии господствующее положение, и в последние годы именно они во многом определяют ее содержательное развитие. Но эффективность их использования напрямую зависит от того, насколько успешно была проведена корректировка общенаучных методов в соответствии со спецификой культурологической проблематики. Любая недоработка в этом направлении может ограничить возможность получения искомого результата.

6 стр., 2869 слов

1. Культурология как наука; предмет и методы исследования; функции культурологии

... и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как: Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности. Синхронистический - исследование, ...

На основе общенаучных методов постепенно складываются и специальные(конкретнонаучные) методы, которые, как правило, используются в основном только в границах определенной предметной области, что позволяет вести исследование, в значительной степени учитывая специфику конкретной области знания. В исследовательской практике культурологии постепенно сформировались свои особые методы, заметно пополнившие существующие способы исследования культуры и в определенном смысле вносящие свой вклад в понимание научной методологии.

К методам, разработанным непосредственно в предметном поле культурологии, можно отнести:

♥ метод реконструкции культурных полей;

♥ метод моделирования культурных объектов;

♥ социокультурный историко–генетический метод;

♥ метод мозаичных реконструкций;

♥ метод социокультурных наблюдений;

♥ метод социопсихологических и социокультурных инверсий и др.

Специальные методы неприменимы в сфере других наук в связи с тем, что они ограничены особенностью конкретного предмета исследования, в данном случае в области культурологии.

 

Позитивизм Конта

основатель философии позитивизма, известной также под названиями «Социальная физика» и «Социология» Огюст Конт (1798 — 1857 гг.) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона. Особо следует отметить влияние на него социальной философии Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно разработали «План научных работ необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать социальной физикой, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных закону тяготения, открытого Ньютоном в механической физике.

Основной труд Конта — шеститомный «Курс положительной философии» был опубликован между 1830-1842 годами. Конт отвергал в нем все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. «Основной характер позитивной философии, — писал он, — выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях — теологической, метафизической и позитивной.

В своих политических ориентация Конт, в отличие от Сен-Симона, придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью.