МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Факультет педагогический
Кафедра социальной и коррекционной педагогики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………5
1.1 Учебно-воспитательный процесс во вспомогательной школе…………5
1.2 Методы учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе…16
1.3 Психолого-педагогическое обоснование содержания воспитания детей с особенностями психофизического развития………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Новый качественный уровень, на который выходит в настоящее время специальная школа, определил необходимость разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики как науки о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
В настоящем курсовой работе сформулированы некоторые теоретические положения системы обучения и воспитания этих детей в условиях вспомогательной школы.
Воспитательная система школы — широко известное в педагогической среде явление. Несмотря на то, что теория воспитательных систем на сегодняшний день проработана довольно глубоко и тщательно, практика их создания до их пор остается проблемной территорией современного образования. В настоящее время идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы.
Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы. В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней.
Система профориентационной работы во вспомогательной школе
... анкетирование). Беседа, интервью с администрацией и педагогами вспомогательной школы. Раздел I. Система профориентационной работы во вспомогательной школе 1.1 Профессиональная ориентация. Её содержание и ... воспитания учащихся. То есть "параллельно" работают две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания ...
Тем не менее, при решении ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике. При всем многообразии методов имеются такие, которые применяются при различном содержании воспитания. В связи с вышесказанным была выбрана данная тема курсовой работы «Особенности организации воспитательного процесса во вспомогательной школе»
Цель работы: провести теоретический анализ организации воспитательного процесса во вспомогательной школе
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе;
2. Охарактеризовать методы воспитательного процесса во вспомогательной школе;
3. Дать психолого-педагогическую характеристику содержанию воспитательного процесса во вспомогательной школе.
Объектом исследования является вспомогательная форма обучения.
Предметом исследования является вспомогательная форма обучения как средство развития способностей ученика.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Учебно-воспитательный процесс во вспомогательной школе
Специальные общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы народного образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества [6, c.33].
Особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности) вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания образования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.
Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материл).
В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов [12, c. 47].
Восстановительные средства после напряженной умственной и производственной ...
... и систем, так и восстановительные процессы. Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и ... медико-биологические и психологические не применяли, они могут рассматриваться только как вспомогательные, содействующие ускорению восстановления и повышению спортивных результатов только при рациональном построении ...
Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания во вспомогательной школе формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача вспомогательной школы — формирование умений и навыков учебной деятельности.
Содержание образования во вспомогательной школе не может обеспечить формирование творческой деятельности учащихся, в основе которой лежит самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т. п. [6, c. 56] В то же время нельзя приучать умственно отсталых школьников приобретать знания только в готовом виде и усваивать умения по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные возможности школьников, следует создавать ситуации, направленные на поиски некоторых самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо формировать навыки самостоятельной работы.
Большую роль в этом играют эмоционально-волевые качества учащихся. Они рассматриваются как особая сфера, определяющая нормы отношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его мировоззрения.
Содержание образования во вспомогательной школе направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Однако для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения составляют величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы…».
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимся нарушениями.
В настоящее время особенности умственно отсталого ребенка достаточно хорошо изучены. Известно, что у этих детей нарушены процессы восприятия и представления, памяти, мышления и другие (Т. Н. Головина, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).
По данным многих советских и зарубежных дефектологов, у умственно отсталых детей чаще, чем у нормальных, встречаются недостатки произношения. У многих эти недостатки объясняются не столько нарушением артикуляционного аппарата, сколько слабостью развития фонематического слуха, т. е. малой дифференцированностью слуховых восприятий [14, c. 78]. Для учеников вспомогательных школ характерны двигательные затруднения, которые чаще всего выражены «в, динамических нарушениях функций соответствующих групп мышц», в недостаточной координированности мелких мышц рук [14, c, 44].
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью ...
... воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории. При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами: Программы ... замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в ...
Задача коррекции в настоящее время решается на всех общеобразовательных предметах, во время трудовой подготовки, в процессе разностороннего воспитания. Уделяется внимание индивидуальной и групповой коррекции на специальных занятиях.
Важное теоретическое положение, выдвинутое Л. С. Выготским, которое легло в основу разработки вопросов содержания образования, заключается в том, что нельзя строить обучения умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. По мнению Л. С. Выготского, характеризовать такого ребенка как задержанного в физическом и психическом развитии, ослабленного и т. д. — верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка [7, c. 25]. Многочисленные психологические и психолого-педагогические исследования показывают, что у умственно отсталых детей школьного возраста обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функции, но и относительная сохранность других. Таким образом, обучение в вспомогательной школе осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне.
Это дает основание говорить, что вопрос развивающего обучения, при котором обеспечивается развитие познавательной деятельности учащихся и которому в современной педагогике уделяется значительное внимание, является актуальным и для вспомогательной школы. Однако развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей возможно лишь при специальном коррекционном воздействии. Поэтому применительно к вспомогательной школе мы можем говорить о коррекционно-развивающем обучении [15, c. 24].
В настоящее время уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений умственно отсталых детей определяется многочисленными психолого-педагогическими и педагогическими исследованиями. Полученные экспериментальные данные широко апробированы в школьной практике. Специальные исследования Т. Н. Головиной, И. А. Грошенкова, Г. М. Дульнева, Л Г. Еременко, В. Г. Петровой, О.Н. Усановой, Ж. И. Шиф и других явились основополагающими для определения содержания по всем учебным предметам [10, c. 59]. Дальнейшие исследования легли в основу совершенствования имеющихся программ и создания новых.
Вспомогательная школа росла и совершенствовалась одновременно с совершенствованием общего образования в стране. В соответствии с этим жизненно важные этапы, развития школы в основных ее направлениях и задачах в равной степени касаются и вспомогательной школы. На современном этапе задачи, предусматривающие повышение качества образования и воспитания, улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, формирование положительных нравственных качеств, являются главными в деле обучения и воспитания учащихся всех типов специальных школ, в том числе и вспомогательных.
Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей.
... этих целей перед воспитателями вспомогательных школ встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей. Знакомство с психологией умственно отсталого ребенка дает возможность увидеть тот ... поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Чувства, как и другие свойства личности, носят социальный ...
С целью создания условий для совершенствования системы общеобразовательного и трудового обучения, разностороннего воспитания учащихся претерпевает изменение и структура вспомогательной школы. Вызывается это разными причинами, в том числе и тем, что многие учащиеся заканчивают школу в возрасте 16 лет. Однако в этом возрасте умственно отсталые подростки физически и нравственно еще недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, что в настоящее время вызывает трудности в их устройстве на работу.
Поэтому предусматривается обязательное обучение во вспомогательной школе, которое завершится за девять лет. Имеющийся в отдельных вспомогательных школах опыт показал, что дополнительный год обучения положительно влияет на развитие нравственного сознания умственно отсталых подростков. Девятилетний срок обучения может помочь решить многие проблемы, но главное — совершенствовать трудовую подготовку школьников,
IX или X дополнительные классы могут создаваться и ……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян, О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис… докт. психол. наук. / О.К. Агавелян. — М., 1989. — 124 с.
2. Арнольдов, М.А. О возможности эффективного применения программированного обучения во вспомогательной школе: учеб.-метод.пособие / М.А. Арнольдов // Специальная школа. — М., 1967. — Вып. 5.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей. — М.,: Астрель, 2006.
4. Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников / И.В. Белякова, В.Г. Петрова. — М.: Академия, 2002. — 365 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев — М.: МПА, 1995. -201 с.
6. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В.В.Воронкова; под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Изд-во Школа-Пресс, 2004. — 54с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1995. — 347с.
8. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 345с.
9. Дефектологический словарь. — М.: Педагогика, 1970.- 302с.
10. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев; под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. — М.: Просвещение, 1981.- 140с.
11. Еременко, И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы / И.Г. Еременко — Киев, 1972. — 124с.
12. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети / Х.С. Замский. — М.: НПО Образование, 1995. — 75с.
13. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А. Катаев, Е.А. Стребелева. — М.: Бук-мастер, 1993. — 64с.
14. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / И.Ю. Левченко; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- 5-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008. — 104с.
15. Никуленко, Н.Г. Коррекционная педагогика / Н.Г. Никуленко, С.И.Самыгин.-2-е изд.-«Феникс, МарТ» 2010.- 47с.
16. Смирнова, Л.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / Л.Н. Смирнова. — М., 1982.- 210с.
Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых ...
... социального общения является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков социального общения занимает одно из ... общения умственно отсталых детей 1.1. Теоретические основы изучения социально общения умственно отсталых детей Рассмотрение проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников ...
17. Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О.Н. Усанова. — М., 1990.- 68с.
18. Федорова, Т.Н. Особенности использования учебника учащимися старших классов вспомогательной школы / Т.Н. Федорова // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Ред. Кол. Б.П. Пузанов и др. — М., 1987. — 41с.
19. Шишкова, М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе / М.И. Шишкова // Коррекционная педагогика. — 2007. — № 6.- 51с.
20. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Ин-т практич. психол., 1995.- 321с.
21. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф; под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965.- 84с.