1.1 Виды памяти и их особенности

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

Мезенок Артур Игоревич

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

ВШЭиУ

курс

1

группа

281405

Менеджмент 38.03.02

(код и наименование направления подготовки/специальности)

РЕФЕРАТ

По дисциплине

Психология

На тему

Резервы человеческой памяти

(наименование темы)

Отметка о зачёте

(дата)

Заозерская С.В.

Руководитель

Доцент

(должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

(дата)

Архангельск 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..……… 3

1 Память…………………………………………………………………………………………… 5

1.1 Виды памяти и их особенности………………………………..…………………… 5

1.2 Механизм памяти…………………………………………………………………… 10

2 Возможности памяти, резервы и виды ее проявления…………………………….. 13

Заключение……………………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы…………….………..………………………….. 22

ВВЕДЕНИЕ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называют памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретением знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он находится. Да и дальнейший процесс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими возможностями какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человеческих организмов можно выделить два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетических путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ сохранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный материал. Эти индивиды с развитой долговременной памятью. Есть люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

При возрастающих темпах жизни и нарастающей информации, проблема использования резервных возможностей становится особенно актуальной. Но для того чтобы извлекать резервы, надо прекрасно ориентироваться в глубинах человеческой психики, знать возможности и механизм памяти человека.

  1. ПАМЯТЬ

1.1 Виды памяти и их особенности

Существует несколько основных подходов в классификации человеческой памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на мгновенную, кратковременную, долговременную и оперативную.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательных характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. На ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, а на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом , воспроизводится более точно.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба эти вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым.

Существует деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непрозвольную и произвольную.

В первой случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств, память – образ. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней, и занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).

Осязательная, обонятельная, вкусовая и т.д. памяти особой роли в жизни человека не играют, их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

К основным видам памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни, относят кратковременную и долговременную.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени, с длительностью в среднем около 20 с. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойств, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека.

Переход информации из кратковременной памяти в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило и пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочняет ее следы в долговременной памяти.

В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания – антероградной амнезии – сохранной остается и кратковременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

1.2 Механизм памяти

Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды).

В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.

Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70 % увиденного.

Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Но если информация сохранилась (на нее обратили внимание), то она попадает в кратковременную память. Кратковременную память часто называют еще оперативной, или рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенных операций в процессе какой-то деятельности. Например, при чтении предложения в этом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельных букв или предыдущих слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения.

Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо она сразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.

Для кратковременной памяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов.

Например, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них.

Psikhologia — Стр 2

Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающие объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, «опорная» мысль, то мы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частей будет подчинено закону «7 ± 2». Таким образом происходит укрупнение единиц информации.

Однако заучивать материал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а еще лучше — навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации.

Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является эффективным. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим.

Для того чтобы запомнить материал, нужно: 1) понять его; 2) установить логику изложения или событий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».

Информация, которая перешла в долговременную память, может быть извлечена через длительное время. В процессе жизни человека часть информации из долговременной памяти теряется, а около 72% остается на всю жизнь. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью». Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной.

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы — 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.

2 ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТИ, РЕЗЕРВЫ И ВИДЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе – академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Замечено, что до 20 — 25 лет память у людей улучшается, до 40 – 45 лет сохраняется примерно на одном уровне, а затем слабеет. Трудно найти человека, вполне удовлетворенного своей памятью. Между тем очень часто человек просто не умеет в полной мере использовать ее возможности.

Научится использовать имеющиеся резервы памяти даже важнее, чем заниматься ее развитием! Для этого нужно знать и использовать три фактора:

Первый фактор – использование внешней памяти. Внешняя память — это фиксация информации вне нашего мозга, преимущественно в виде различных записей (от блокнота до компьютера).

Непременное условие: внешняя память должна быть хорошо организована, систематизирована. Внешняя память входит в число компенсаторных средств восполняющих недостаток интеллектуальных способностей.

Второй фактор – правильная организация своей памяти: уметь учитывать ее свойства и особенности, усвоить общие принципы ее действия.

Особенности своей памяти можно выявить самонаблюдением.

Если человек лучше усваивает материал, читая его про себя, помнит, как распределен текст в книге и безошибочно находит дорогу в малознакомых местах, быстро запоминает лица, то у него преобладает зрительная память. Если человек отлично воспринимает информацию на слух, то у него слуховой тип памяти.

Для двигательной (моторной) памяти характерно быстрое и легкое усвоение сложных движений. Люди, обладающие ею, лучше впитывают информацию, если сопровождают заучивание жестами, ходьбой, шепотом.

Важно знать, что во сне человек восстанавливает все знания, которые получил за день. Сотрудники Университета Чикаго доказали, что во время сна человек восстанавливает те знания, которые получил днем, даже если к вечеру кажется, что он напрочь все забыл, сон не только закрепляет воспоминания, но защищает их и восстанавливает «утраченную» информацию. Был проведен эксперимент со студентами колледжа, которые должны были разобрать слова, произносимые синтезатором речи. Участников эксперимента разделили на три группы. Лучше всего с заданием справились те, кто прошел повторное тестирование через час после тренировки, их результаты улучшились на 33 %. На 19% — те, кто тренировался вечером и повторно тестировался утром следующего дня. Хуже дела шли у тех, кто тренировался утром и проходил тестирование того же дня (10%).

Но если тестирование проводили утром следующего дня, результаты были такими же, как у студентов из второй группы.

Третий фактор – улучшение памяти.

Существуют конкретные приемы и методы, позволяющие улучшить память. Пользоваться всей «обоймой» приемов очень трудно, да, видимо, и не нужно. Однако их не должно быть слишком мало. Если на вооружении всего два – три приема, они, скорее всего, будут постепенно «уставать» и все хуже служить, поэтому лучше усвоить десять приемов и время от времени их чередовать.

Существуют шесть методов, позволяющие улучшить память:

1) Метод внешней компенсации:

— физическое воспроизведение обстановки: вспоминать легче там, где запомнили;

— мысленное воспроизведение обстановки: вспомнить фон – место, звучавшую тогда музыку, освещение;

— тонизирующий прием: если информация запоминается с трудом, надо повторять ее с различными вариациями – громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом, сопровождая постукиванием….. Все это тонизирует память.

2) Метод сокращения:

— использование базовых понятий: если вычленить и запомнить понятия, на которых строится текст, то по ним легко восстановить все содержание;

— литературный прием: выписать и запомнить начальные буквы слов;

— редактирование: сделать текст более лаконичным; заодно нередко откладывается в памяти и то, что выбросили из текста ( конечно не так четко);

— уплотнение материала: в отличие от предыдущего приема переписываем текст своими словами, делая его максимально компактным, иногда одним словом можно заменить целую фразу;

— блочный прием: составить блок-схему, подчиняющуюся принципу

семерки.

3) Метод цепи:

— прием «крючка»: надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися в памяти «крючком» – по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду;

— табличный матричный прием: материал заносится в таблицу, форму;

— смысловое «дерево»: главная мысль становится стволом дерева, а от него отходят ветви-идеи (не больше семи), затем идут веточки, также послушные принципу семерки;

— «город знаний»: для хранения разнородной информации можно «выстроить» целый город и вспоминая, медленно путешествовать по нему;

— перебор цепи: последовательно перебирать звенья воображаемой цепи, в которой должно хранится искомое, если обнаружится в цепи пропуск, то перескочить, пройдя вперед, а потом возвратится; если звено не восстановится – «переключится» на прием релаксации;

— перебор ситуаций: при переборе различных ситуаций возможно, всплывут нужные сведения.

4) Метод противоречия:

— контрастный фон: придумать для запоминания яркий фон, создающий эффект контраста;

— парадоксальное выражение содержания: краткая и образная формулировка, например, «парадокс есть четырехугольный треугольник»;

— абсурдные приемы: суть помогает запомнить абсурдные примеры;

— запоминание через забывания: желая забыть что-то, мы концентрируем на нем свое внимание и в результате запоминаем;

— релаксация: если в течение трех минут не удается что-либо вспомнить, нужно расслабить на несколько минут мускулы и постараться ни думать.

5) Логический метод:

— поиск закономерностей: найти в запоминаемом какие-либо закономерности – смысловые, числовые, ритмические;

— использование аналогий: найти на что похож объект;

— прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией;

— прогнозирование следствий: представить, что будет, если не запомнить (или, наоборот запомнить) нужную информацию;

— доведение выводов до логического конца (абсурда): развить содержащую в материале мысль; возможно, мы придем к вполне здравому

выводу, но может быть, и к абсурду; в любом случае усвоить материал будет легче.

6) Метод художественного оформления:

— картинное изображение материала: нарисовать зрительный образ того, о чем идет речь;

— распределение ролей: (восемь – толстая женщина, семь – усатый мужчина и т.д.)

-эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания;

— «улыбка»: найти в материале что-то веселое; можно карикатурно изобразить смысл, найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.

Также для успешного запоминания материала нужно учитывать общие принципы памяти:

— принцип селекции: не стоит удерживать в памяти ничего лишнего;

— принцип «эгоизма»: необходима личная заинтересованность в предмете; если ее нет – связать каким- то образом скучную информацию с такой, которая занимает;

— принцип резерва: часть информации необходимо держать в «резерве», то есть во внешней памяти;

— принцип активности: повторение – мать учения;

— принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков — он плохо усваивается; чтобы облегчить восприятие материала, его нужно разбить на главы, параграфы, абзацы;

— принцип оптимального режима: 40 – 50 минут работы и 10 – 15 минут отдыха;

— принцип оптимального фона: необходимо определить, какая окружающая обстановка благоприятна действует, и впоследствии придерживаться найденного; из общего правила – необходимость тишины – возможны исключения.

Нетрудно предсказать; от того, каков предел чувствительности наших анализаторов, будет в немалой степени зависеть, какой объем информации поступит в мозг для запоминаний. Известно, например, что жители джунглей могут определить на слух местоположение гнезд диких пчел с расстояния в несколько сотен метров, а слух белого человека улавливал тот же звук на расстоянии не более десяти шагов. Итак, одна из резервных возможностей обогащения человеческой памяти: научиться путем тренировки совершенствовать наше зрение, слух и другие «приборы восприятия».

Имеется также возможность воздействовать на мозг человека через неслышимую и невидимую стимуляцию организма, называемую еще субсенсорной, то есть той, которая лежит ниже порога ощущения различных раздражителей. Это давно интересовало ученых. Еще в начале сороковых годов были выполнены оригинальные исследования. Испытуемым в специальные шумоизолирующие камеры, где они сидели, подавался звук, которой они не слышали, так как он был ниже порога человеческого восприятия. А затем через некоторое время включался электрический ток или яркий свет. Регистрируя при этом психофизические реакции людей в камерах (частоту сокращений, электрическую активность мозга, диаметр зрачка), исследователи заметили: у многих лиц эти реакции постепенно начинают меняться не только на сильный и явный раздражитель, но и на звук, который не осознавался участниками опыта. Значит – мозг все же регистрировал этот раздражитель.

Еще в начале нашего века было сделано такое наблюдение. В гипнотическом состоянии испытуемым лицам предлагалось заучивать на память стихи. Они это делали довольно успешно. Однако при пробуждении не помнили об этом задании гипнотизера, выученных стихов не узнавали и, конечно же, не могли их воспроизвести. Но когда попросили заучить те же самые стихи в состоянии бодрствования, то сделали они это чрезвычайно быстро и легко. Из подобных наблюдений вытекает такой вывод: информация, введенная в мозг в гипнотическом состоянии, способна не только откладываться в сейфах памяти, но и оказывать влияние на процесс обучения, происходящий при бодрствовании. Здесь надо отметить одну особенность: как образно выразился один ученый, в гипнотическом с состоянии сведения поступают в память не через парадный вход, где контролер за сознанием критически оценивает их, а через боковую «калитку» – бессознательную сферу. Она не проводит никакого контроля и коррекции того, что поступает в мозг.

Предпринимались и практические попытки использовать это влияние субсенсорной информации для практического воздействия на поведение людей. В частности, в одном из американских кинотеатров был проведен такой эксперимент, в ленту художественного фильма вмонтировали через каждые 24 стандартных кадра один рекламный кадр. «Пейте кока-колу!» зрители его не замечали. Однако через неосознанный уровень он проникал в память и оказывал действие на многих из тех, кто смотрел этот необычный фильм: появилась жажда и желание выпить кока-колы.

Резервные возможности памяти связаны и с надежностью ее функционирования. Несмотря на то что память человека подвержена многим заболеваниям, проходит определенные возрастные изменения, тем не менее надежность механизмов памяти удивительна.

Подсчитано, что мозг человека обладает девяти-десяти кратной избыточностью информационной емкости. Немалую долю резервов памяти дает пластичность нервной ткани, благодаря которой возможна взаимозамещаемость функций мозга. Взять хотя бы речь. Центр речи расположен в левом, доминантном полушарии. Но если оно серьезно повреждено, то управление всеми речевыми процессами переходит уже к правому полушарию, ранее считавшемуся второстепенным.

С одной стороны, раздельное функционирование, а с другой стороны, тесное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга создают богатейшие резервные возможности памяти. Сведения, даже если они передаются только в одну половину мозга, вызывают и оставляют следы возбуждений в обоих полушариях. Такое дублирование запоминания происходит благодаря большому количеству межполушарных нервных путей. Роли между нервными клетками в мозге распределены так, что определенные клетки дают ответы на поступившие в мозг сигналы со строго определенными параметрами и «молчат» на другие сигналы. Такая упорядоченность в работе и дает памяти базу для запечатления многочисленной информации. Трудно даже вообразить, что было бы с нашей памятью, если бы все мозговое вещество человека одновременно давало ответ на все раздражения, поступившие извне. К счастью это не происходит.

Ученые смогли описать резервы памяти языком математики и приблизительно оценить количественно. Фантастические расчеты объема долговременной памяти человека представили инженеры и математики. Они полагают, что человек за 68 – 70 лет в состоянии запомнить 10 – 1021 битв информации. Такой объем информации хранит в настоящее время в своих стенах библиотека имени В.И.Ленина. Так что каждому из нас есть, на что рассчитывать в своей памяти и есть что беречь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память представляет собой познавательный процесс, потенциально содержащий огромные резервы для изменения и улучшения.

Эффективность работы памяти взрослых людей – это прежде всего эффективность организации работы словесно-логической памяти, и предела совершенствованию здесь нет. Так, для улучшения запоминания можно использовать логическую организацию запоминаемого материала (уменьшить объем информации, которую необходимо запомнить; часть информации можно воспроизвести, не запоминая, а следуя логике размышления), установление в запоминаемом материале смысловых связей или связи с уже известным, выделение ключевых моментов в запоминаемом материале, создание эффективных внешних средств, если таковые можно использовать (план, конспект, шпаргалка).

По количеству выделяемых видов и способов классификации память обгоняет все другие познавательные процессы. Память, которая на житейском уровне представляется единой целостной способностью (она четко выделяется по результату – тому, что человек запомнил), на уровне психологического анализа представляет как совокупность многочисленных и отличающихся процессов. Их многообразие столь велико, что многие психологи задаются вопросом: а существует ли вообще нечто единое, называемое памятью?

Из многообразия видов памяти есть такие, которые имеют очевидное прикладное значение: непосредственная (память образная, эйдетическая (натуральная), запечатление) и память опосредованная (словесно-логическая).

Развитие памяти – это прежде всего совершенствование работы памяти словесно-логической, без которой невозможно запоминание огромных массивов информации необходимых человеку в его повседневной жизни, работе, учебе. Натуральная память ослабевает во многом потому, что над ней «настраивается» другая система памяти, которой человек обучается все более эффективно пользоваться, возможности непосредственной, образной памяти остаются не задействованы; а эти возможности чрезвычайно велики у каждого.

Так один из путей улучшения памяти – это использование резервов образной памяти, например через создание мысленных образов запоминаемого материала или образов, как-то с этим материалом связанных – зрительных, слуховых и т.д.

Резервы мозга, данные нам природой, можно реализовать нагрузив левое и правое полушария. Для этого нужна литература, поэзия, спорт, музыка, театр, живопись и т.д. Нужна работа руками – умение общаться с инструментами, умение шить, вязать, готовить и т.д. Надо понять, что человек может больше, чем делает.

Наступит время, когда каждый человек путем упорной работы сможет распоряжаться своими интеллектуальными и другими возможностями и подняться до уровня таланта. Потенциал для совершенствования памяти практически безграничен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Вартинян Г.А., Пирогов А.А Механизмы памяти — ЦНСЛ: Наука.1988

2 Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов — Спб: Питер.2003

3 Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений .М: Гуманитарное изд.центр: «Владос».2000

4 Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Изд. «Феникс».1997