21.Научение в восприятии

НАУЧЕНИЕ — есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Термин ввел Э. Торндайк.

Способность человека обнаруживать, различать и усваивать явления внешнего мира, а также формировать их образ — восприятие — обнаруживается уже в первые недели после рождения.

Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека — знания, умения и навыки; у животных — новы формы поведения.

Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).

Существует несколько подходов к рассмотрению механизмов научения У животных научение является основной формой приобретения опыта, либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление).

У человека роль и значение научения меняется в онтогенезе. В дошкольном возрасте научения является основным способом приобретения опыта, а затем, оно отодвигается на второй план, уступая место учению и учебной деятельности.

Важнейшим фактором научения является место усваиваемого материала в соответствующей деятельности: человек лучше научается тому, что является целью его деятельности.

1. Реактивное поведение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся:привыкание, сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.

Импринтинг (запечатление) — это глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения.

Привыкание наступает, когда организм, в результате изменений, научается игнорировать какой-то постоянный раздражитель.

Сенсибилизация (противоположна привыканию)- повторение стимула ведет к более сильной активации организма и последний, становится более чувствительным к данному стимулу.

Условно-рефлекторное научение происходит, когда формируются связи между специфическим стимулом, вызывающим врожденный рефлекс и каким-либо индифферентным стимулом.

2. Оперантное поведение- это такие действия, для выработки которых надо, чтобы организм активно экспериментировал со средой и, таким образом, устанавливал связи между различными стимулами. попадая в различные ситуации и обстоятельства, организм вынужден приспосабливаться и, тем самым, формируются многие новые способы поведения путем: проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения.

3. Когнитивное научениепредставляет собой собой не просто установление каких-то ассоциативных связей между двумя стимулами или ситуацией и ответом организма, но и оценку данных связей с учетом прошлого опыта и учетом возможных последствий. В результате этого процесса принимается какое-то решение. К данному виду научения относят: латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждений.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Латентное научение.в организм из окружающей среды поступают разнообразные сигналы, одни из которых осознаются полностью, другие, менее четко, а третьи, вообще не доходят до сознания. Все эти сигналы обрабатываются и преобразуются мозгом, в котором создаются своеобразные карты окружающей среды которые организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в любой новой ситуации.

Инсайт(в переводе с латинского означает озарение, вспышка, осветившая сознание) занимает промежуточное место между латентным научением и творчеством. Во время инсайта, определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации

Рассуждение — это мыслительный процесс. Оно используется, когда задача не может быть решена привычным способом или для нее нет типового решения «с ходу» (например, стоит ли занимать крупную сумму денег; где лучше обедать; идти на лекцию или в кино).

22. Представления и их место в структуре познавательных процессов

Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий .

Основные свойства представлений:1.фрагментарность– в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;2. неустойчивость (или непостоянство)– представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;3.изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Познавательные психические процессыявляются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ.Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

23. Образы памяти-представления. Ассоциации.

Первичные образы памяти — образы, которые непосредственноследуют за восприятием объекта и удерживаются весьма небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Первичные образы памяти тесно связаны с последовательными образами и имеют определенные схожие характеристики с ними:

— и те, и другие следуют сразу за восприятием объекта,

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...

... принятые в обществе взрослых.   К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. ...

— продолжительность в обоих случаях очень невелика,

— яркость, живость и наглядность и последовательных образов, и первичных образов памяти гораздо больше, чем у наглядных представлений,

— они являются по сути фотографическими копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.

Однако имеются и различия, которые делают первичные образы ближе к так называемым подлинным представлениям:

— имеется зависимость от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия: чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти (последовательный образ не зависит от направленности внимания во время восприятия),

— яркий последовательный образ получается через продолжительное (15-20 с) наблюдение объекта, самые яркие же первичные образы памяти получаются после непродолжительного (1-2 с) времени восприятия.

Последовательные образы являются результатом инертности органов чувств. В то же время первичные образы памяти отражают активную готовность нервной системы и психики запоминать окружающие предметы и явления.

Первичные образы памяти следует также отличать от персеверирующих образов. Персеверирующие образы- те непроизвольные образы,которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных предметов или явлений после такого восприятия объекта, которое оказало некоторое эмоциональноевоздействие.

Если долго играть в какую-нибудь компьютерную игру или гулять по лесу (собирая, например, грибы), то вечером, ложась спать и закрывая глаза, можно наблюдать встающую перед глазами весьма яркую картину: монстры, подземные лабиринты, строения из кубиков, деревья, кусты, листья, травы и т.д. Персеверирующие образы бывают не только зрительными, но и слуховыми, а также смешанными. Типичный пример слуховой персеверации — «звучание в ушах» очередного песенного шлягера.

Персеверирующие образы сходны с последовательными образами и первичными образами памяти своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью. Персеверирующие образы как бы представляют собой тоже простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Однако они более смутные и на самом деле уже подверглись некоторой переработке, в том числе обобщению.

В отличие от последовательных образов или первичных образов памяти персеверирующие образы могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

Ассоциация — связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

По типу образования различают:

1) ассоциация по смежности во времени или пространстве: одни образы восприятия или представления вызывают другие образы или представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними, в непосредственной близости (образ светофора, например, может вызвать образ автомобиля или проезжей части, потому что они обычно связаны во времени и пространстве);

2) ассоциация по сходству: образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании другие образы и представления, сходные по каким-либо признакам (воспринимаемый образ страуса может вызвать образ жирафа — из за длинной шеи, восприятие одного человека может породить воспоминания о другом — например из-за сходного характера).

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных ... тормозное действие. Возбуждающее влияние реализуется через усиление потока определенных ионов, главным образом натрия и калия, через мембрану. В результате отрицательный заряд внутренней ...

3) ассоциация по контрасту: как и в случае с ассоциацией по сходству, одни образы и представления порождают другие, но уже не по сходству, а совсем наоборот — по контрасту (образ белого платья может воскресить в памяти образ черного платья, представление высокого человека — представление низкого).

4) причинно-следственные ассоциации.

24. Память как высшая психическая функция и сквозной психический процесс

Сквозные процессы обеспечивают деятельность человека.

Память-высшая псих.функция,сквозной психический процесс,обеспечивает связи и объединяет в единое целое психические процессы.

П-отражение действительности(эмоции,чувства,переживания),проявляется в сохранении и воспроизведении следов прошлого.

Память тесно связана с процессом мышления.

Процессы памяти:

-запоминание(произвольное и непроизвольное)

-хранение(виды памяти)

-воспроизведение

-Узнавание(полное и неполное)

-вспоминание(есть усилия)

-забывание

Герман Эббингауз

-изучение законов «чистой памяти»(брал бессмысленные слоги)

Эффект края»(Лучше информация запоминается которая первая и последняя)

-закон забывания

Кривая Эббингауза

-более 50 % инф.человек теряет к конце 1 часа

-30 % инф утрачивается еще в теч.суток

-лучше всего повтор.инфу через час

25.Память и научение.

НАУЧЕНИЕ — есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Термин ввел Э. Торндайк.

Память-высшая псих.функция,сквозной психический процесс,обеспечивает связи и объединяет в единое целое психические процессы.

Способность человека обнаруживать, различать и усваивать явления внешнего мира, а также формировать их образ — восприятие — обнаруживается уже в первые недели после рождения.

Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека — знания, умения и навыки; у животных — новы формы поведения.

Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).

Существует несколько подходов к рассмотрению механизмов научения У животных научение является основной формой приобретения опыта, либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление).

У человека роль и значение научения меняется в онтогенезе. В дошкольном возрасте научения является основным способом приобретения опыта, а затем, оно отодвигается на второй план, уступая место учению и учебной деятельности.

Важнейшим фактором научения является место усваиваемого материала в соответствующей деятельности: человек лучше научается тому, что является целью его деятельности.

1. Реактивное поведение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся:привыкание, сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.

Импринтинг (запечатление) — это глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения.

Привыкание наступает, когда организм, в результате изменений, научается игнорировать какой-то постоянный раздражитель.

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... происходит интенсивная переработка информации, кроме того, именно рабочая память служит «местом пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, воображения и ... (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности 2)Цели запоминания. 3)Требования к запоминанию. 4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5)Индивидуально-психологические ...

Сенсибилизация (противоположна привыканию)- повторение стимула ведет к более сильной активации организма и последний, становится более чувствительным к данному стимулу.

Условно-рефлекторное научение происходит, когда формируются связи между специфическим стимулом, вызывающим врожденный рефлекс и каким-либо индифферентным стимулом.

2. Оперантное поведение- это такие действия, для выработки которых надо, чтобы организм активно экспериментировал со средой и, таким образом, устанавливал связи между различными стимулами. попадая в различные ситуации и обстоятельства, организм вынужден приспосабливаться и, тем самым, формируются многие новые способы поведения путем: проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения.

3. Когнитивное научениепредставляет собой собой не просто установление каких-то ассоциативных связей между двумя стимулами или ситуацией и ответом организма, но и оценку данных связей с учетом прошлого опыта и учетом возможных последствий. В результате этого процесса принимается какое-то решение. К данному виду научения относят: латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждений.

Латентное научение.в организм из окружающей среды поступают разнообразные сигналы, одни из которых осознаются полностью, другие, менее четко, а третьи, вообще не доходят до сознания. Все эти сигналы обрабатываются и преобразуются мозгом, в котором создаются своеобразные карты окружающей среды которые организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в любой новой ситуации.

Инсайт(в переводе с латинского означает озарение, вспышка, осветившая сознание) занимает промежуточное место между латентным научением и творчеством. Во время инсайта, определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации

Процесс забывания следует рассматривать в двух аспектах. Во первых, забывание может быть по своей природе интерпретировано как «стирание» следов ранее хранимой информации. Для первичной памяти – это главным образом интерференция, получение новой информации. Для вторичной и третичной памяти, которые характеризуются наличием энграмм, такого рода забывание обусловлено их разрушением в результате тех или иных воздействий. Во вторых, забывание может быть связано с затруднением, а иногда и полной неспособностью к воспроизведению при сохранных энграммах. И только специальными способами (например, гипноз, некоторые фармакологические средства, электрическое раздражение при нейрохирургических операциях и т. п.) можно убедиться, что полностью информация не утрачена.

26. Мнемические процессы (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение)

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание информации.

Запоминание- это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает егоизбиратель­ность —далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая ... материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза. В психоаналитических учениях процесс забывания ...

Запоминание может быть

  • механическим и осмысленным,
  • непроиз­вольным и произвольным.

В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания,при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти — моторная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития.

Сохранение— это процессудержания информации в памяти,ее пере­работки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регули­рованию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществля­ется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все бо­гатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не спо­собно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо ма­териала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

Необходимым условием запоминания и сохранения информации являет­ся сохранность структур головного мозга.

Воспроизведение- этоактуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания(мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

Различается

  • непроизвольноевоспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и
  • произвольное,обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведенияимеет несколько разновидностей:

  • узнавание,
  • соб­ственно воспроизведение,
  • припоминание(направляемое волей извлече­ние издолговременной памятиобразов прошлого).

  • воспоминание.

Узнавание— это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого. Выделяютиндивидуальноеузнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, иродовое,когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

Воспоминание -это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения [3]. В начале XX века ... 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Метод тестов: · Методика 1. "Запомни и найди". · Методика 2. "Запомни и нарисуй". · Методика 3 "Восстанови порядок". 3. Количественный и качественный ...

Забывание- активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу,в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания.Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забы­того материала.

Забывание связано с эффектами проективногоиретро­активного торможения.Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроак­тивное торможение — результат негативного влияния последующей деятель­ности.

В психоанализе забывание объяснялось действием защитного меха­низма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии— вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезииили «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям3игмунда Фрейда, амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии.

27.Виды и типы памяти

Виды памяти:

1.Двигательная(п.связана с движениями.развивается в млоденчестве)

Почерк,ходьба,танец

2.Эмоциональная(п.переживаний,чувств)

3.Образная(на образы).Звук,вкус

4.Словесно-логическая(логические цепочки инф) Запоминание и воспроизв мыслей

Память по уровню организации:

-наглядно-образный тип памяти.(на цвет,звуки)

-словесно-логический тип.(конкретные слова, цифры, формулы)

-эмоциональный тип п. (чувства,эмоции)

По длительности хранения информации:

-оперативная(сенсорная или мгновенная)

Доля секунды

-кратковременная -20 сек

Долговременная(длительное сохранение)

Уровни памяти:

-непроизвольная(не стоит задача запомнить)

-произвольная(стоит задача)

По степени осмысленности:

-Механическая(зубрешка)

-осмысленная(пытаться вникнуть)

28.Индивидуальные особенности и аномалии памяти.

Процессы памяти у разных людей протекают не одинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.

16 стр., 7554 слов

Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых ...

... память другим способом. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание ... лишь в ответ на прямую просьбу испытуемого. Материал настоящего исследования накоплен в отношении стандартного набора ... личности испытуемых.   МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ   Исследование лучше начинать после какой-либо другой методики исследования памяти ...

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди для того, чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях, и особенно в речевых. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, речедвигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти – слухомоторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Аномалии памяти — нарушение памяти разной природы и степени тяжести.

   К аномалиям относят не только ослабление или потерю памяти, но и ее ненормальное обострение: Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное про­исхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгово­го заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.).

Парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испыты­вает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объекта­ми. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния со­знания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю». Другой аномалией памяти является амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти).

Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествующих какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку и), при сохранении памяти о более далеких событиях. Особый тип аномалий памяти является гипермнезия — обострение па­мяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

29. Развитие и тренировка памяти. Способы повышения эффективности запоминания

-Преимущество запоминания-распределение во времени

-Лучше сохраняются начало и конец

-Прочное запоминание того,что заученно перед сном

Успешность памяти зависит:

-от степени завершенных действий

-от интересов личности

-от эмоц настроя

-от воли

. К способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении материала до полного и безошибочного запоминания.

22 стр., 10833 слов

А.В. Нефёдова Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

... нужно накопить большой фактический материал, используя разные методы психологического исследования. При этом следует иметь в виду, что изучать личность необходимо, как наблюдая внешние ... уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса; особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива; наличие ...

Главная особенность -проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка частных, специальных задач.

Непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное, если запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.Механическое запоминание— это запоминание без осознания логической связи между различными частями материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Осмысление материала достигается следующими разными приемами.

1. Составление плана, которое включает выделение в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана.

2. Сравнение,т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д.

  1. 3. Метод повторения .Повторение — важнейшее условие овладения знаниями.

30. Память и деятельность.

В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.

Успешность памяти зависит:

  • от степени завершенности действий запоминания;
  • от интересов и склонностей личности;
  • от отношения личности к той или иной деятельности;
  • от эмоционального настроя;
  • от волевого усилия.

Многочисленные исследования показали, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.

Направленность личности характеризуется многими устойчивыми целями и мотивами деятельности, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т.д.

Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.

В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.