Раздел 1. История и современное состояние психолого-педагогических исследований по изучению художественно-творческой деятельности детей и подростков
Значение исследовательской деятельности в педагогической практике учителя изобразительного искусства
Совокупность психического отражения человеком действительности. Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Основные задачи психологии художественного творчества. Проблемы исследования психологической природы и процесса художественного творчества. Методы психологии.
Зарождение и развитие интереса исследователей (психологов, педагогов, художников) к детскому творчеству (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, Лампрехт, В.И.Киреенко, Е.И.Игнатьев и др.)
Исследования сущности и механизма развития творческих способностей через воображение и творческое мышление в работах: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Г.С. Овчинникова, Б.П. Никитина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, С.Е.Игнатьева, А. Маслоу, Т. Рибо, Дж. И. Низонберга и других.
Формы и методы исследования детской художественной деятельности
Метод «срезов» как отражение процесса художественной деятельности (на основе работ Е.И.Игнатьева).
Рисунок как «объективная картина субъективного мира ребенка». Методика проведения рисуночных тестов. Проблема диагностики интеллекта в психологии и педагогике. Использование адаптированной шкалы Бине – Симона, тесты Векслера, матрицы Равена, пятна Роршаха, тест Люшера, рисуночный тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Комплекс методик по диагностике общего и художественного развития детей по их рисункам Полуянова Ю.А.
Приемы исследования художественно-творческой одаренности детей и подростков в области искусства
Способности и задатки. Признаки способностей. Классификация способностей по объективным, субъективным условиям, уровням. Теории, освещающие природу гениальности. Психологическая характеристика художественных способностей (по В.И. Киреенко и В.Меуману).
Методы выявления одаренных детей. Работа педагога с одаренными детьми на позициях подхода Л.А Венгера и на основе теории Л.С Выготского
Методики Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона
Знакомство с методиками определения уровня развития познавательных процессов психики человека. Определение цветового предпочтения человека. Значение методик Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона в практической деятельности педагога изобразительного искусства.
Познавательная деятельность человека 2
... темы «Методология и логика познавательной деятельности человека». Задачи исследования следующие: 1. Решить и обозначить ... деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д. Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, ... способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он ...
Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков
6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков — Н.А. Лепская «5 рисунков», Ю.А.Полуянов «Композиция», «Изображение», Фигурный тест Торренса, Туник Е.Е. «Употребление предмета», «Заключения», Опросник Г.Дэвиса, Л.Я.Гозман «Самоактуализирующийся тест»
Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования — реконструировать способы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке нескольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс расположения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображений, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замысел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразительной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень — среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень — количество рисунков карандашом, построенных композиционно, преобладает и приблизительно равно количеству, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень — при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена композиционно; четвертый уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по второму-третьему типу; шестой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.
Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования — выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Композиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэтому результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей методики. Изображения анализируются по трем следующим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительного объекта. В изображениях человека — это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изображения человека — это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очертаний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно суженных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объединения частей объектов действительности в единое изображение постоянно повторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целостный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основных способа изображения разных объектов, соответствующих определенным периодам детства, а внутри них — ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обозначены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрастов.
Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП
... воспитания, а так же постараемся выявить влияние стиля семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП и без данной патологии. Результаты нашей работы могут ... мы будем понимать во-первых, степень овладения ребенком необходимыми в учебной деятельности умениями и навыками, а во-вторых, уровень соответствия требованиям и ожиданиям, предъявляемых в условиях ...
Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения
Процедура группового обследования — во-первых, испытуемые рассаживаются по одному на более значительном расстоянии друг от друга; во-вторых, по ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фронтальном обследовании это делает только экспериментатор).
Индивидуальное обследование имеет тот недостаток, что мотивация к успешному выполнению задания у части детей оказывается более низкой, чем при фронтальном или групповом, потому что в ситуации проверки одного ребенка (без присутствия других) почти полностью снимается стимул соревновательности.
Исследование детских рисунков по следующему ряду критериев. Композиционно-пространственное решение изображения (однофризовое, двухфризовое, трехфризовое, с высоким горизонтом, развернуто-плановое построение, многоплановое построение, с элементами перспективы, в единой системе перспективного построения).
Объемно-пространственное построение изображения (плоскостное, «прозрачное», элементы загораживания, перспективное построение изображения, соблюдение пропорций, конструктивное построение изображения, передача свето-теневых отношений в графике, свето-теневых отношений в живописи).
Линия (проволочная, сложная. штриховая, валерная).
Цвет (простой из палитры, сложный, колористическое решение, технические навыки работы с живописным материалом).
Уровень тревожности детей при госпитализации
... теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме. 2. Определить уровень тревожности детей при госпитализации Предмет исследования: уровень тревожности детей с вегето- сосудистой дистонией при госпитализации Объект ... методы. Психологические особенности ребенка оценивались при помощи: -теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 1) - и теста «рисунок несуществующего животного» ( ...
Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Размер изображения, выделение ведущего элемента через тон, цвет, «пробел». Организация смысловой связи. Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Художественно-образное решение изображения (схематическое, плоскостное, декоративное, реалистическое, образное, детализация образов, цельность, симметричность, асимметричность композиционного построения, ритмичность, передача движения, развернутость действия, оригинальность решения композиции)
Уровни художественной выразительности в работах детей – (высокий, «фрагментарный», дохудожественный).
К самому высокому уровню – «уровню художественной выразительности» — относятся рисунки двух типов. Первый тип – рисунки, в которых проявилась самостоятельность ученика в выборе содержания рисунка, где ученик выходит на уровень художественного обобщения, яркую эмоциональную выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка и где ученик владеет навыками художественно-графической выразительности. Рисунки второго типа отличаются той же степенью художественного обобщения, что и первый. В них просматриваются эмоциональная выразительность, динамика, но художественное воплощение самого рисунка ниже, чем в рисунках первого типа. Уровень «художественности» в этих рисунках определяется уровнем творческой работы в сфере замысла.
Второй уровень — «уровнь фрагментарной художественности». К этому уровню относятся рисунки третьего и четвертого типа. Рисунки третьего типа выполнены по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных или динамических состояний объектов изображения, но автор такого рисунка не выходит на художественное обобщение, а художественно-графические средства выразительности не соответствуют развитой форме его замысла.
В рисунках четвертого типа, ученик владеет довольно развитой формой художественно-графической выразительности (передает пространство, пропорции, владеет композиционными навыками), но замысел его рисунка не имеет развитой формы: содержание рисунка не предполагает передачу эмоциональных и динамических состояний объектов изображения.
Третий уровень рисунков – это «уровень дохудожественности». К нему относятся рисунки пятого типа, когда замысел ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой формы, не предполагает передачу динамических и эмоциональных состояний. Уровень владения художественно-графическими средствами нельзя назвать выразительным: есть изображение, но нет «выражения». К шестому типу рисунков, входящих в этот же уровень, относятся все стереотипные рисунки, когда ученик идет по пути копирования, тиражирования, репродуцирования, не проявляет самостоятельности в выборе содержания рисунка.
Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования — реконструировать способы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке нескольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс расположения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображений, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замысел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразительной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень — среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень — количество рисунков карандашом, построенных композиционно, преобладает и приблизительно равно количеству, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень — при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена композиционно; четвертый уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по второму-третьему типу; шестой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень — преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.
Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством ...
... личности в психологии на самом общем межпредметном уровне можно выделить следующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс ... -то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его ... автором, который посвятил свой труд «Дети - художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. ...
Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования — выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Композиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэтому результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей методики. Изображения анализируются по трем следующим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительного объекта. В изображениях человека — это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изображения человека — это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очертаний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно суженных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объединения частей объектов действительности в единое изображение постоянно повторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целостный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основных способа изображения разных объектов, соответствующих определенным периодам детства, а внутри них — ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обозначены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрастов.
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта ... с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей, раскрываются в трудах ...
Перечень вопросов к зачету по всему курсу
- Место и роль исследовательской деятельности в профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства.
- История психолого-педагогических исследований детского творчества (К.Риччи, Г.Кершенштейнер, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.Н.Фомина, Ю.А.Полуянов, А.И.Савенков).
- Восприятие и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития восприятия у детей.
- Мышление и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития мышления у детей.
- Воображение и его значение в художественно-творческой деятельности. Особенности развития воображения у детей.
- Художественно-творческая одаренность детей и подростков в области изобразительного искусства
- Порядок экспертизы детского рисунка и учет возрастных особенностей в организации художественной деятельности детей.
- Художественный образ в детском рисунке.
- Композиционное построение детского рисунка (композиционный центр, закон контрастов, закон целостности, сюжетные связи)
- закономерности проявления творческих способностей учащихся.
- Формы и методы исследования детской художественной деятельности.
- Структура карты критериев оценки детской работы.
- Методики Роршаха, Люшера, Векслера, Бине-Симона.
- Методики определения дивергентного мышления детей и подростков (Н.А.Лепская, Ю.А.Полуянов, Е.Е.Туник, Торренс)
- Принципы разработки упражнений, направленных на активизацию познавательных процессов в художественном творчестве.
Рекомендуемые источники и литература
Основная
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997.- 96 с.
2.Зеньковский В.В.Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 347 с.
3.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.
4.Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
5.Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. – Пенза, 1994. – 337 с
6.Кузин В.С. Психология. Учебник – М.: Высшая школа, 1974. – 280 с.
7.Кузин В.С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов.- 4-е изд., испр. – М.:ОНИКС-21 век,2005. – 304 с.
8.Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1996. – 526 с.
9.Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. – Магнитогорск, МаГУ, 2002.
Дополнительная
1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1996.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: ...
... развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и/или поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. В 2015/16 учебном году 19,4 тыс. таких детей ... Образовательный маршрут определяется в соответствии с качественными характеристиками и уровнем развития ребенка к моменту его поступления в школу. Подчеркнем, что этот уровень ...
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 302 с.
4. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 — 320 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.
7. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок». – М.: Новая школа, 1995
8. Ветлугина Н.А.Художественный образ и детское творчество//Художественное творчество и ребенок – М., 1972 – С.22-36
9. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С.Якиманской – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
10. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
11. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
12. Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. – М.: Просвещение, 1983. – 130 с.
13. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей по материалам зарубежных исследований,.//Вопросы психологии.- 1975. — №5. – С.166 – 176.
14. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академический проект,2003 – 304 с.
15. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» — Москва, 1995.
16. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. – 97 с.
17. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6
18. Матюшкин А.М. Талантливые дети глазами родителей и воспитателей // Детское творчество — с.4-7.
19. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. инст-тов. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
20. Одаренные дети (пер. с англ.).
/Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого – М.: Прогресс,1991.
21. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» под редакцией А.И. Булычева (рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста) – М.:ООО «Издательство Гном и Д», 2000
22. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. – Москва-рига, 2000. – 160 с.
23. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве// Вопросы психологии. – 1977. — №1.- С.98.-106.
24. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
25. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Пед. общ-во России, 1999.
26. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.
27. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3.
28. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.
29. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности Учеб. пособие. – М.: Логос, 1996 – 256 с.
Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей
... и на рисунках 1,2,3,4 и 5. Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей Показатели (у.е) Исследуемые группы t -Критерий Стьюдента ... Метод статистической обработки данных. Для детей подобран комплекс подвижных игр для развития двигательных качеств у детей с задержкой психического развития. Результаты исследования. Результаты проведенного исследования ...
31. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности – М. Флинта,1997 – 224 с.