Практикум по психологии межличностных отношений
Литература
Общение теория
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005.
Горянина В. А. Психология общения. 3-е изд., М.: Академия, 2005.
Ильин Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений. — Москва [и др.] : Питер, 2010.
! Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2003.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.; Смысл, 2007.
Нэпп М., Холл Дж. Мимика, жесты, движения, позы. М., 2004.
Межличностные отношения
Ильин Е. П., Психология любви — Санкт-Петербург [и др.], 2013.
Иоффе Е.В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности. 19.00.05 : Дис… канд. психол. наук / СПб. 2005.
! Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.
Кон И.С. Дружба. 4-е изд., СПб., Питер, 2005.
! Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2001.
Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.
Психология и психоанализ любви: Хрестоматия — Самара, 2002.
Гендер
Бендас Т. В., Гендерная психология: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии — Санкт-Петербург [и др.], 2009.
Берн Ш., Гендерная психология: законы мужского и женского поведения — Санкт-Петербург, 2008.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб.2007.
Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003.
Общение практика
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения (психологический практикум).
– СПб., 2001.
Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)
... Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., ... образование» (профиля подготовки «Начальное образование»). Освоение дисциплины «Психология и педагогика игры (с практикумом по игротехнике)» способствует более глубокому изучению дисциплин базовой и ...
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб. 2005.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб. 2005.
Рызов И. Р., Кремлевская школа переговоров — Москва, 2016.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб. 2005.
Суховершина Юлия Валерьевна. Тренинг коммуникативной компетенции. — Изд. 2-е. — Москва : Академический Проект : Фонд «Мир», 2009.
Общение, отношения диагностика
Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Метод. Пособие. 2-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Вопросы для самостоятельной подготовки
Раздел Общение
1. Общение как предмет междисциплинарного рассмотрения. Межличностное общение.
2. Виды, уровни и функции общения.
3. Коммуникативный компонент общения (общая характеристика).
4. Понятие «невербальной коммуникация», ее отличительные особенности. Сложность интерпретации невербальных сообщений.
5. Функции невербальной коммуникации.
6. Средства передачи невербальных сообщений (каналы невербальной коммуникации).
7. Перцептивный компонент общения (общая характеристика).
8. Явление «межличностная аттракция», методы изучения.
9. Факторы, обуславливающие межличностную аттракцию (привлекательность).
10. Интерактивный компонент общения.
Раздел Межличностные отношения
11. Межличностные отношения — общая характеристика.
12. Дружба и любовь: сходства и различия.
13. Дружба как разновидность неформальных отношений (общая характеристика).
14. Психология дружбы: объективные предпосылки, «кодекс дружбы».
15. Любовь как разновидность межличностных отношений.
16. Виды любви – типологии.
17. Стадии развития межличностных отношений.
18. Любовь и другие виды аттракций: симпатия, влюбленность, привязанность.
19. Межличностный сексуальный сценарий.
Раздел Гендер
20. Предмет гендерной психологии, понятие «гендер».
21. Явление «гендерная идентичность», кризис идентичности.
22. Особенности мужской и женской идентичности.
23. Понятие «гендерные отношения».
24. Гендерный аспект дружеских отношений.
25. Сексуальные гендерные отношения.
26. Гендерные отношения в семье.
27. Патриархальная и эгалитарная картины мира.
Задания
Раздел Межличностные отношения
Самостоятельная работа
Проанализируйте фильм «Грязные танцы» (1987).
1. Какие типы любовных отношений между главными героями Бэби и Джонни представлены в фильме? Классификации: Ли, Хендрик, Кон.
Обоснуйте свой ответ.
2. Опишите стадии развития любовных отношений между главными героями Бэби и Джонни. Что происходило на каждой стадии (сближение, близость, дифференциация, отдаление, распад)? Все ли стадии представлены в фильме?
Раздел Гендер
Подготовку и проведение практических занятий осуществляют студенты.
Поведение экспрессивное
... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия; - наклон головы вниз - отрицательное отношение; - легкий отклон головы назад - знак агрессивности; - сидение на кончике стула - ...
Литература: Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003.
Практическое занятие 1.
Глава 14. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека (М. В. Сафонова) (идеальный мужчина и идеальная женщина)
Практическое занятие 2.
Глава 32. Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах (О.Л. Кустова)
Практическое занятие 3.
Глава 7. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин (Н. Б. Гафизова)
Вопросы для анализа гендерных отношений (ситуации Сильвия, Петра, Беттина, Биргит)
1. Основная идея, описанная в этой ситуации.
2. Здесь представлено гендерно-типичное поведение женщины или нет? В чем это проявляется?
3. Традиционная эта семья или эгалитарная?
4.Наблюдается ли здесь ролевой конфликт – между семейной и профессиональной ролью? В чем это проявляется?
5. Оцените комментарии и точку зрения автора по отношению к ситуации с позиции практического психолога.
Самостоятельная работа – гендерный анализ фильма «Во власти женщины» (Норвегия, 2007)
Вопросы:
1. В чем проявляется гендерно-типичное (в частности, маскулинность) и гендерно нетипичное поведение главного героя? Слова, действия, внешность, манера поведения, образ жизни, отношения с окружающими.
2. В чем проявляется гендерно-типичное (в частности, феминность) и гендерно нетипичное поведение главной героини? Слова, действия, внешность, манера поведения, образ жизни, отношения с окружающими.
3. Каким образом у главного героя проявляются составляющие мужской гендерной идентичности: ориентация на профессиональную самореализацию, потребность отличаться от женщин, Установка на эмоционально сдержанное поведение, установка на то, что мужчина должен зарабатывать и обеспечивать.
4. Каким образом у главной героини проявляются составляющие женской гендерной идентичности? Установка на материнство, стремление быть хорошей хозяйкой, ориентация на сферу межличностных отношений, привлекательная внешность.
Задание выполняется письменно, индивидуально.
Оценивается количество индикаторов, наблюдений, указывающих на гендерно типичное/нетипичное поведение героев и их гендерную идентичность. Учитывается полнота и корректность ответов на 4 вопроса.
Продолжение следует…