РАЗДЕЛ I1. Теория и методика воспитания младших школьников.

Планы семинарских занятий

(на правах рукописи)

Курс_________4_______________ Семестр_______8________________ Учебный план набора_2011_года Форма обучения: очная / заочная Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО 108 ч. ___2___ зачетных единицы

АБАКАН

1 Планы семинарских занятий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины Б.3.Б.4 «Методика обучения и воспитания в сфере начального образования» по направлению подготовки 50 100 «Педагогическое образование». Профиль «Начальное образование», утвержденного ___22.12.2009 г.___

2 Разработчик (и):

Шадрина О.Н., ст. преподаватель кафедры ПМНО

3 ПРИНЯТ на заседании кафедры педагогики и методики начального образования _________.20__ г. протокол № __

Зав. кафедрой педагогики

и методики начального образования Федорова Т.А.

II.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Тема 1 Философские, психолого-педагогические основы теории обучения

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «дидактика».
  2. Основные источники развития дидактики как науки.
  3. Концептуальные основы дидактики.
  4. Основные дидактические отношения и категории.
  5. Современные дидактические концепции.

Литература.

1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. — М., 1998.

2. Загвязинский Теория обучения: современная интерпретация. — М., 2006.

3. Краевский В.В. Проблемы теории обучения: Методологический анализ. — М., 1997.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — Самара, 1998.

5. Ситаров В.А. Дидактика. — М., 2002.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика:. — М., 2002.

7. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. — М., 2006.

Тема 2. Содержание начального образования

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о содержании образования, содержание школьного образования, обучения.

2. Принципы отбора и структурирование содержания образования в различных отечественных и зарубежных концепциях.

3. Уровни реализации содержания образования: научно- теоретический, проблемно- тематический, методический.

4. Государственный стандарт содержания общего среднего образования.

5. Учебные планы программы, учебные компоненты.

Литература.

1. Атутов П.Р. Концепция политического образования в современных условиях /Педагогика- 1999 № 2 с. 1720.

2. Базисный учебный план. Приказ об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения Р.Ф./Народное образование- 1998 № 3 с.210−220.

3. Краевский В.В. Содержание образования- бег на месте. /Педагогика -2000 № 5 с.3−12.

4. Леднёв В.С. содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., Высинус 1991.

5. Материалы «красного стола»: Проблемы школьного учебника /Педагогика-1999 № 4 с. 5057.

6. педагогика /Под ред. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов М.- Школа пресс, 2000.

7. Педагогика /Под ред. Т.И. Пидкасистого- М.: Пед общество России, 2000 гл. 8 с.208−234.

8. Прогностическая конференция целей и содержания образования. /Под ред. И.Л.Лернера, И.К.Журавлёва. М.: Из ИГТ и МОО РАО., 1994.

9. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и верн./ Педагогика- 1998 с.17−22.

10. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернер.-М.: Педагогика, 1989.

Тема 3. Закономерности и принципы обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «о законах» и «закономерностях» в обучении.

2. Сравнительный анализ обоснования законов и закономерностей обучения в отечественной дидактике.

3. Понятие о принципах обучения, их обоснование в трудах зарубежных и отечественных дидактиков.

4. Классические принципы обучения.

5. Динамика развития принципов обучения в истории дидактики.

6. Соотношение принципов обучения и основных компонентов обучения.

7. Принципы обучения в различных дидактических теориях.

Литература:

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения.- М., 1981.

2. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления.//Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М.И. Скаткина. — М., 1982.

4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.

5. Занков Л.В. Принципы экспериментальной дидактической системы. //Избранные педагогические труды.- М., 1990.

6. Ильина Т.А. Педагогика.- М., 1969.

7. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955.

8. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. — Тбилиси, 1955.

9. Оконь В. Введение в общую дидактику. Перевод с польск. — М., 1990.

10. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.

11. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 1998.

12. Чернышова В.К. О месте дидактических принципов в теории обучения. //Новое в психологии. — М., 1976, вып.2.

Тема 4. Методы обучения младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «Метод обучения», «Приём обучения», «Средства обучения».

2. Характеристика методов обучения.

3. Многомерные классификации методов обучения.

4. Особенность методов обучения в различных дидактических концепциях.

5. Выбор методов обучения учителем.

6. Средства и приёмы обучения.

Литература.

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной- М.: Просвещение, 1984.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М.: Просвещение, 1982.
  3. Габай Ю.К. Учебная деятельность и её средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.
  4. Дидактика средней школы /Под ред. М.И. Скаткина.- М.: Педагогика, 1982, гл. 5.
  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1982.
  6. Никольская А.А. Методы и формы обучения в историческом ракурсе. /Педагогика.- 2000, № 5, с. 52−56.
  7. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики /Педагогика- 2000, № 3, с.21−26.
  8. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988, с. 385.
  9. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Пед. общество России, 2000, гл. 9,10 с. 234−284.
  10. Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции.- М.: Педагогика, 1988.
  11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов.- СПб: Питер, 2001, гл. 7.

Тема 5. Формы организации обучения в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «форма обучения», «формы организации обучения», «организационные формы обучения».

2. Организация формы обучения, их характеристика.

3. Классификация форм организации обучения: фронтальные, индивидуальные, парные, коллективные, групповые, традиционные и нетрадиционные, внеклассные и внешкольные и др.

Литература.

1. Акимова М.К., Козлова В.Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.

2. Антропова М.В., Манке Г. Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии //Педагогика. — 1996, № 5.

3. Глассер У. Школа без неудачников.- М., 1991.

4. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск: Изд. КГУ, 1984.

5. Куписевич И. Основы общей дидактики.- М., 1986.

6. Махмудов М.И. Современный урок.- М., 1985.

7. Онищук В.А. Урок в современной школе.- М., 1981.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М., 1988

9. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991.

10. Шабалин З.П. Домашняя учебная работа школьника.- М.: Знание, 1992.

11. Яковлев Н.М., Сахар А.М. Методика и технология урока.- М., 1985.

Тема 8. Урок в начальной школе

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность и основные признаки урока как формы обучения.
  2. Постановка целей урока.
  3. Тип и структура урока.
  4. Моделирование урока и системы уроков.
  5. Технология анализа урока.

Литература.

1. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах).

— М., Просвещение, 1984.

2. Зверева Н. М, Практическая дидактика для учителя.- М.: Пед. общество России, 2001.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1984.

4. Онищук В.А. Урок в современной школе.- М.: Просвещение, 1986.

5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого, 2000.

6. Якиманская И., Якутин О. Личностно-ориентированный урок: Планирование и технология проведения //Директор школы. — 1998, № 3.

Тема 6. Контроль и оценка знаний младших школьников

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели и функции контроля в обучении.
  2. Педагогические требования к организации контроля и оценки результатов учебного процесса.
  3. Виды, методы и формы контроля.
  4. Оценочная деятельность учителя и ученика.
  5. Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения.
  6. Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки.
  7. Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки.

Литература.

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.

2. Ингенками К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.

3. Ксензов Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Пед общество России, 1999.

4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед общество России, 2000, гл. 13.

5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения.- М.: Пед общество России, 1999.

6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1977.

Тема 7. Государственный образовательный стандарт начального образования

Вопросы для обсуждения:

1. Государственные стандарты разных ступеней обучения.

2. Учебный план. Учебные программы.

3. Учебники, учебные компоненты, основные понятия: государственные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные компоненты.

Литература.

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной- М.: Просвещение, 1984.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М.: Просвещение, 1982.

3. Габай Ю.К. Учебная деятельность и её средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Дидактика средней школы /Под ред. М.И. Скаткина.- М.: Педагогика, 1982, гл. 5.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1982.

6. Никольская А.А. Методы и формы обучения в историческом ракурсе. /Педагогика.- 2000, № 5, с. 52−56.

7. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики /Педагогика- 2000, № 3, с.21−26.

8. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988, с. 385.

9. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Пед. общество России, 2000, гл. 9,10 с. 234−284.

10. Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции.- М.: Педагогика, 1988.

11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов.- СПб: Питер, 2001, гл. 7.

Тема 9. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятия «диагностика».
  2. Задачи школьной диагностики. Функции школьной диагностики.
  3. Важнейшие принципы диагностирования.
  4. Методы и методики диагностики результатов учебно-воспитательного процесса.
  5. Диагностика обученности и обучаемости в разных системах обучения.
  6. Организационно-диагностическая служба в начальной школе.

Литература.

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.
  2. Ингенками К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.
  3. Ксензов Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Пед общество России, 1999.
  4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед общество России, 2000, гл. 13.
  5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения.- М.: Пед общество России, 1999.
  6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1977.

РАЗДЕЛ I1. Теория и методика воспитания младших школьников.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Тема 1. Воспитание в структуре педагогического процесса в начальной школе

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность воспитания и его характерные особенности.
  2. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
  3. Воспитание как система. Структурные элементы процесса воспитания, их характеристика.
  4. Принципы воспитания.
  5. Современные концепции воспитания.

Проблемные вопросы по ходу семинарского занятия.

— Почему в одних и тех же условиях, при одних и тех же воспитательных воздействиях, иногда даже в одной семье, дети воспитываются по-разному?

— Возможна ли организация воспитательного процесса как процесса бесконфликтного?

— Покажите зависимость принципов воспитания от закономерностей и целей воспитания.

— «Применять» принципы или «соблюдать» их? Какое из выражений является правильным?

Литература

  1. Актуальные проблемы педагогики. /Под ред. Г. А. Андреевой. Коломна: КПИ, 1995.- с. 21−26.
  2. Ахматов А.Ф. Основы теории воспитания. — Коломна: КПИ, 1997.- Гл. 3.
  3. Гликман И.З. Воспитание и образование// Педагогика.- 1999.- № 2.- с. 110−115.
  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — Гл.1.
  5. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании//Педагогика. — 2000. — № 7. — с. 36 — 41.
  6. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория// Педагогика.- 2000. — № 6. — с. 28−35.
  7. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспедагенство, 1995.- Гл. 15, 23.
  8. Подласый И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.
  9. Педагогика/В.А. Сластенин и др. — М.: Школа — Пресс, 1997. — Гл.14.
  10. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений/ Под ред. Н.Е. Щурковой.-М., 1998.
  11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: ВЛАДОС, 2000.- с. 5−19.
  12. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве /Педагогика.-2000.- № 6 .- с. 35−39.
  13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Просвещение, 1998. — Гл. 1.
  14. Харламов И.В. Педагогика. — М.: Юристъ, 1997.- Гл. 5−7.
  15. Филонов Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика.- 1998.- № 8. — С. 35- 40 .

Тема 2. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребёнка и степень его готовности самостоятельно добывать и применять знания.
  2. Психолого-педагогические условия преемственности физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература

  1. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа: плюс — минус. — 2002. — № 2.
  2. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. — 2000. — № 1.
  3. Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сборник. — М., 2001.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (любое издание).
  5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (любое издание).
  6. Международная Конвенция о правах ребенка (любое издание).
  7. Петрова И.А. Комментарии к Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа: плюс — минус. — 2000 — № 8.
  8. Санина Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт. // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 9.
  9. Содержание образования в двенадцатилетней школе. / Под ред. Киселёва А.Ф. — М., 2000.
  10. Справочник учителя и руководителя начальной школы. Сборник действующих норма-тивно-правовых документов и программно-методических материалов. — М., 2001.

Тема 3. Регулятивная направленность методов воспитания. Организация самовоспитания младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.

2. Характеристика различных групп методов воспитания.

3. Новые методические подходы к формированию личности.

4. Средства воспитания как способы психологического воздействия (Прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные и поведенческие).

Литература.

1. Алякринский Б.С. Беседа о самовоспитании.- М.: 1977.

2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1975.

3. Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1973.

4. Леви В.Л. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1981.

5. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство. Вдохновение.- М.: Просвещение, 1986.

6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984.

7. Семёнов В.Д. Быть собой.- Знание. Педагогика и психология. № 2, 1989.

Дополнительная литература

  1. Амонашвили Щ. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
  2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М" 1998.
  3. Вульфов В. 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
  4. Караковский В. А, Новикова Я. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.
  5. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить детей. — М. 1996
  6. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.Н.Е. Щурковой. -М, 1997.
  7. Макаренко А. С. О моем опыте // Сочинение.: В 5 т. Т. 4. М., 1984.
  8. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  9. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

Тема 4. Воспитательная работа с коллективом детей

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема коллектива и личности в современных условиях.
  2. История становления и развития теории детского коллектива.
  3. Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
  4. Структура детского коллектива.
  5. Динамика развития коллектива.
  6. Типология детских коллективов.
  7. Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе.

Основная литература:

  1. Агеев ВС. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  2. Виноградов М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982.
  4. Караковский В.А. Пути формирования ученического коллектива. М., 1978.
  5. Ковалев А.Т. Коллектив и социально- психологические проблемы руководства. М., 1978.
  6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.-т.5.
  7. Мальковская Т.Н. Коллектив как социальный организм и педагогические основы его формирования.// Обучение и воспитание детей. — Л., 1972.
  8. Мудрик А.В. Личность и ее воспитание в коллективе. М., 1983.
  9. Новикова Л. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  10. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., Знание,-1988.- № 7.
  11. Подласный И.П. Педагогика. М., 1996.с.486.
  12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.

Дополнительная литература.

  1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Пед. сочинения в 8-ми томах. — М., 1983.-т.1-.с.276−329.
  2. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.
  3. Педагогика / Сластенин В.А. и др.-М.: Школа-Пресс, 2000.-гл.13.-с.211−225.
  4. Поляков С., Ясницкая В. Творчество-коллективное, воздействие — индивидуальное // Директор школы. -1998.-№ 1.-с.37−46.
  5. Поляков С.Д. Технология КТД // Классный руководитель.-2000.-№ 6.-с.63−69.
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях. — М.: Пед. общество России, 1999.
  7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.

Тема 5. Воспитательные системы школы

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика педагогической системы школы, ее структура. Понятие о воспитательной системе, типы воспитательных систем.
  2. Многообразие школьных воспитательных систем и их характеристика.
  3. Отечественные воспитательные системы советского периода (С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.).
  4. Современные отечественные воспитательные системы (В.А. Караковского, Ш. А. Амонашвили, А.А. Католикова, А.И. Тубельского, Е.А. Ямбурга, Б.О. Полянского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и др.).
  5. Зарубежные воспитательные системы (М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака и др.).

Литература:

1.Библер В.С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. — Кемерово, 1993.

2. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.-метод. Пособие. — Псков, 1994.

3. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. — М., 1989.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.А. Селивановой. — М., 1989.

5. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

6. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1992.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.

Тема 6. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

  1. Традиции и инновации в воспитательной практике современного начального образования.
  2. Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных начальных школ.
  3. Характеристика инновационных систем организации воспитательного процесса в начальных классах

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования. — М., 2000.
  2. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. — Кемерово, 1993.
  3. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.-метод. пособие. — Псков, 1994.
  4. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. — М., 1989.
  5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.А. Селивановой. — М., 1989.
  6. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.
  8. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. — М., 2001.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М., 1978.

Тема 7. Методы и формы организации воспитательного процесса в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие формы воспитательной работы
  2. Раскройте функции, которые выполняют формы воспитательной работы
  3. Классификация форм внеклассной воспитательной работы
  4. Анализ форм воспитательной работы

Литература

1. Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

3. Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова, М., 2001.

4. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика

5. проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод. пособие. М" 2001.

6. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.

7. Титова Е- В. Если знать как действовать. М., 1993.

8. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии., 2000

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. — М., 2003

Тема 8. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе

Вопросы для обсуждения:

  1. Необходимость профессионального анализа педагогического процесса. Критерии оценки воспитательного процесса.
  2. Анализ профессиональной работы учителя начальных классов. Профессиональная самооценка педагога.
  3. Возможности и особенности использования диагностики в оценке воспитательного процесса в начальной школе.

Литература

  1. Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983.
  2. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  3. Елканов С .Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя. М, 1989.
  4. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. М, 1991.
  5. Новикова Д.И. Школа и среда. М., 1985.
  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  7. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.
  8. Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990.
  9. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М-, 1989.
  10. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культу­ры. М., 1997.
  11. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. — М., 2005

Тема 9. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитательные функции и возможности семьи.

2. Формы взаимодействия школы, семьи.

3. Формы работы с родителями: родительское собрание, беседы, конференции на педагогическую тему, диспуты и т. д.

Проблемные вопросы и задания.

¨ Познакомьтесь с карточкой-заданием для родителей, разработанной В.М. Капраловой в кн.: Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980. Определите возможности её использования в системе совместной работы школы и семьи.

¨ Составьте программу родительского всеобуча по теме: «Что должны знать родители о возрастных особенностях детей».

¨ Назовите и проанализируйте основные трудности, возникающие в процессе воспитания детей в семье. Выделите проблемы воспитания в городской семье, сельской семье.

Основная литература.

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М., 1987, с. 201.

2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980

3. Методика воспитательной работы в начальных классах. Богданова О.С., Петрова О.М. М., 1986.

4. Майшева В.А. Работа с родителями. М., 1982.

5. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., 1986.

Семинарское занятие № 2. Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения России в 60-е гг. 19 в.

Вопросы для обсуждения:

1. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.

2. Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой).

3. Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства.

4. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н. Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы.

5. Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым.

Источники:

1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Антология педагогической мысли в России 1-й пол.19 в. / Сост. П.А. Лебедев. — М., 1987.

2. Толстой Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли в России 2-й пол.19-нач.20 вв. — М., 1990. — С. 87−97.

3. Толстой Л.Н. Общий очерк характера Яснополянской школы 1862 // Там же. — С.97−115.

4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Пед.соч.: В 6-ти т. — М., 1988. — Т.1. — С.160−176.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Там же. — С. 154−160.

6. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же.- Т.2_ С.8−26.

7. Ушинский К.Д. Предисловие к 1 тому «Человек как предмет воспитания» // Там же. — Т. 5. — С. 7−38.

Основная литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998.

3. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 1997.

4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2001.

5. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. — М., 1983.

6. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. — Екатеринбург, 1994.

7. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. — М., 1994.

8. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Литвин Л. Идея «свободного воспитания» в истории русской и советской дошкольной педагогики // Дошк. восп. 1991. № 6.

2. Михайлова М.В. Дом свободного ребенка //Педагогика. 1993. № 4.

3. Орлов Ю. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика 1993. № 4.

4. Розанов В.В. Сумерки прсвещения. М., 1990.

5. Толстой Л.Н. Азбука. Новая Азбука. — М., 1988.

Семинарское занятие № 3. Развитие школы и педагогической мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Первые декреты в области просвещения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы».

2. Развитие школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения, создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса, комплексные программы ГУСа, политехнизация общего и профессионального образования.

3. Пионерская организация в школе.

4. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания молодёжи.

Источники:

1. Блонский П.П. О наиболее типичных педагогических ошибках организации трудовой школы // Избр.пед.соч. В 2-х т. — М., 1979. — С.165.

2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Там же.

3. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы // Пед.соч. В 6-и т. — М., 1978. — Т.2. — С.172

4. Крупская Н.К. Школьное самоуправление // Там же. — С.384.

5. Крупская Н.К. О политехнизме // Там же. — Т.4. — С. 40.

6. Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. — М., 1972. — с. 71.

7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. в 7-и т. — М., 1987.

8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Там же.

9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Там же.

Основная литература:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998.

2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 1997.

3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2001.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. Для студентов пед. инст. — М., 1983.

5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — Екатеринбург, 1994.

6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. — М., 1994.

7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. — М., 1987, С.17−32.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1987. Малинин В.И., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. — М., 1993.

3. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917−1987 гг. — М., 1987. — Гл. 1,2.

4. Очерки истории советской школы и педагогической мысли народов ССССР (1917−1941 гг.).

— М., 1980. — Ч.1, гл. 2−4, 8.

5. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной октябрем. — М., 1990.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector