«Нравственное воспитание в процессе физического воспитания студентов»

Курсовая работа

на тему

«Нравственное воспитание в процессе физического воспитания студентов»

Подготовил (а):

студент (ка) ____группы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 характеристика психологической подготовки в рукопашном бое 5

1.1 Психологическая подготовка 5

1.2 Возрастные особенности психологической подготовки рукопашников 9

Глава 2 управление психологической подготовкой в рукопашном бою 14

2.1 Особенности предсоревновательной подготовки 14

2) пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования; 15

3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании; 15

4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании; 15

5) вероятное программирование соревновательной деятельности; 15

6) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении; 15

7) предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний; 15

8) отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановление ее в ходе соревнования. 15

15

2.2 Проблемы психологической подготовки рукопашников 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

  1. Введение

Актуальность исследования. Психологическая подготовка рукопашника — это постоянный целенаправленный процесс реализации максимальных сихических возможностей человека эффективно действовать против любого противника в условиях современного боя.

Основные задачи психологической подготовки рукопашника:

14 стр., 6971 слов

Психологическая подготовка юных волейболисток к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости

... . 3.Эмоциональная устойчивость и её влияние на процесс подготовки волейболисток к соревнованиям волейбол психологический подготовка соревнование По мнению Л.М. Аболина (Казань, 1987), ... КУРСОВАЯ РАБОТА по психологии физического воспитания и спорта "Психологическая подготовка юных волейболисток к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости" Введение Актуальность исследования: Проблема ...

— формировать морально‑волевые черты личности рукопашника;

— повышать уровень развития психических качеств, определяющих эффективность ведения боя в современных условиях;

— компенсировать недостаточный уровень развития тех психических качеств, которые плохо поддаются тренировке (консервативные качества);

— управлять тренированностью рукопашника воздействием на его психическую сферу;

— регулировать психические состояния рукопашника в условиях тренировки и боя;

Психологическая подготовка рукопашника распадается на два самостоятельных подраздела: общую подготовку и подготовку непосредственно к профессионально‑прикладной деятельности.

Психологическая подготовка заключается в развитии и совершенствовании тех психических качеств и свойств личности рукопашника, которые позволяют ему непрерывно совершенствовать свое мастерство. Общая психологическая подготовка осуществляется непосредственно в тренировочном процессе и практически не имеет самостоятельных средств. Ее задачи решаются с помощью всех методов и средств тренировки, но с использованием специальных психологических приемов и специального психологического контроля за ходом подготовки. Психологическая подготовка непосредственно к профессионально‑прикладной деятельности заключается в подведении рукопашника к определенному ответственному заданию в оптимальной форме по психологическим признакам. Здесь к педагогическим средствам подготовки добавляются специфические психологические средства (направленное изменение содержания представлений, внушение и самовнушение, психорегулирующая тренировка, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т. п.).

Таким образом, тема является весьма актуальной, важной и заслуживает определенного внимания.

Объект исследования спортсмены рукопашники.

Предмет исследования психологическая подготовка спортсменов рукопашников.

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций

... высту­пают способности — индивидуально-психологические особенно­сти, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей. Различают общие и специальные ... Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель ...

Целью исследования является изучение особенности психологической подготовки спортсменов рукопашников

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд научных задач:

  • Раскрыть понятие психологическая подготовка
  • Изучить возрастные особенности психологической подготовки рукопашников;
  • Рассмотреть особенности предсоревновательной подготовки
  • Выявить проблемы психологической подготовки рукопашников

При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.

Глава 1 характеристика психологической подготовки в рукопашном бое

    1. 1.1 Психологическая подготовка

Условия, в которых проходит современный рукопашный бой предъявляют повышенные требования к точности выполнения как конкретных двигательных действий, так и умственных операций. Для соответствия этим условиям, рукопашник должен уметь владеть не только своим телом, но и психикой, сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях. Сознательное управление своим поведением и своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями. Большие трудности возникают при контроле за эмоциональными состояниями. Эмоциональные состояния представляют собой интегральные психофизиологические явления, при которых возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой головного мозга. Эмоции возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания [1].

В психологической структуре деятельности выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели деятельности.

12 стр., 5697 слов

Учет индивидуально-психологических особенностей в процессе обучения в начальной школе

... спортивных упражнений или разминки. Заключение При планировании учебной деятельности педагогу необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся для максимальной индивидуализации процесса обучения. Необходимо ... дети) Одной из специфических черт таких детей является их чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на ...

Потребность или ощущение человеком нужды в чем-либо, всегда связано с появлением определенного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив эту нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. Отечественный психолог Н.Б. Стамбулова разработала классификацию мотивов спортивной деятельности, которая может быть применима и к мотивам деятельности в рукопашном бою.

На протяжении времени роль конкретных мотивов в стимулировании профессионально-прикладной деятельности и активности может меняться, и для каждого этапа могут быть свои доминирующие мотивы. Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели — насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Цели являются итогом внутренней работы человека, в процессе которой он пытается для себя разрешить противоречие между требованиями деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор средств достижения конкретного результата. Таким образом, блок мотивации выполняет следующие функции: является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе деятельности и регулирует содержание активности.

К средствам деятельности относят способы и условия [5].

3 стр., 1266 слов

Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

... говорить не об индивидуальном, а о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса, предполагающем учет характерных групповых особенностей юных спортсменов, важных для построения ... организма, характер энергообеспечения специфической двигательной деятельности, степень развития двигательных качеств и других компонентов тренированности, стиль соревновательной деятельности и т.д. Так, у ...

В качестве способов деятельности в рукопашном бою рассматриваются движения и действия (двигательные и умственные; технические и тактические).

Условия деятельности разделяют на объективные и субъективные. К объективным условиям можно отнести общие требования профессионально-прикладной деятельности, а также конкретные условия жизнедеятельности (материально-техническая база, квалификация наставников, технологии обучения и т. д.).

К субъективным условиям относят природные задатки, уровень развития психических процессов (ощущения, память, мышление, специализированные восприятия и т. д.); доминирующие психические состояния, черты характера; опыт рукопашника, воплощенный в знаниях, умениях и навыках.

Субъективные условия деятельности формируются в процессе подготовки.

Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль деятельности — относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям рукопашника.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — общая способность, проявление индивидуальных особенностей в реализации данной деятельности, можно выделить следующие особенности ИСД [10]:

1.Благодаря индивидуальным приемам, видам, реакциям люди, обладающие разными особенностями внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевых реакций, в той же области деятельности достигают той же эффективности.

2. Индивидуальный стиль деятельности формируется в течение жизни. Он воспитывается в процессе деятельности, в условиях активного и положительного отношения к данной деятельности.

3. Индивидуальный стиль деятельности зависит от свойств нервной системы и темперамента, которые представляют собой необходимые предпосылки для формирования стиля. Термин «стиль» употребляется и в научном, и в обиходном языках достаточно часто и в разных смыслах:

8 стр., 3692 слов

Психология деятельности спортсмена

... подготовки спортсменов; · изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.     ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена   Деятельность спортсменов ... соревнования, поведение окружающих спортсмена людей (особенно тренера), индивидуальные психологические особенности спортсмена, характер и особенности ...

— совокупность приемов, способов работы, индивидуальная манера;

— совокупность отличительных черт в творчестве данного человека (обычно применительно к художественным профессиям);

— течение, школа в искусстве, совокупность черт, отличающих творчество группы людей;

— характерная манера выполнения, например спортивных упражнений, обусловленная принадлежностью к той или иной школе, а также индивидуальными особенностями личности.

Итак, индивидуальный стиль деятельности — это обусловленная темпераментом и характером устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.

Четкое знание своего стиля способствует эффективной регуляции психических состояний в процессе деятельности: когда нужно — снять излишнее волнение или, наоборот, создать необходимый фон возбуждения.

Индивидуальный стиль деятельности складывается и развивается на протяжении всего пути занятий рукопашным боем и отражает закономерность, при которой рукопашник не только сам приспосабливается к профессиональной деятельности, но и приспосабливает эту деятельность к себе. В целом блок средств этой деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов рукопашника, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты[11].

1.2 Возрастные особенности психологической подготовки рукопашников

    Исходя из специфики вида спорта, требующего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки спортсмена в настоящее время можно разделить на 4 основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:

    7 стр., 3412 слов

    Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие на деятельность человека в СЧМ. Особенности деятельности оператора.

    ... действия. Итак, основными "психологическими составляющими" операторской деятельности является образ - цель, оперативный образ; прогнозирование хода событий, принятие ... ними оператор находится в состоянии ожидания и подготовки к решению очередной задачи. Примерами таких систем ... Основные методы нейтрализации их вредного воздействия - специальная подготовка операторов к работе в необычных условиях. Учет ...

    1.Предварительная подготовка (возраст 9−12 лет).

    Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

    Психологическая подготовка юного рукопашника. С возрастом у ребенка формируются новые задачи в спортивной деятельности, формируются новые потребности и мотивы для занятия рукопашным боем. Потребность ребенка в движении и соответствующие ей мотивы удовольствия трансформируются в мотивы долженствования и потребность в физической нагрузке. Потребность в самоутверждении меняется на потребность сделать карьеру в спорте. Новые потребности могут постепенно перестраивать всю структуру направленности личности подростка.

    Можно выделить следующие виды психологической помощи юным рукопашникам [3]:

    Профилактика кризиса (возрастного, социального, личностного), предупреждение психологических барьеров у юных рукопашников. Коррекция уже возникших негативных состояний. Уточнение правильности выбора вида спорта. Помощь в налаживании контакта с тренером и товарищами по команде.

    Помощь в овладении необходимыми двигательным навыками, правилами соревнований, основами тактики хоккея и спортивной этики. Формирование мотивации, «закрепляющей» ребенка в спорте. Тренер должен начинать разбор команды соперников с ее слабых сторон. В противном случае, дети начинают выискивать у себя слабые стороны, что может привести к возникновению у них психологического барьера.

    Помощь в повышении надежности соревновательной деятельности и достижении стабильно высоких результатов. Для этого тренеру необходимо учитывать следующие моменты:

    для быстрейшей адаптации спортсменов желательно познакомить их со световыми и цветовыми особенностями, микроклиматическими условиями, а также размерами зала;

    для адаптации к соревнованию надо подготавливать биоритмы спортсменов, тренировка должна проходить в то время суток, на какое назначены соревнования;

    приучать спортсменов к жесткости соревновательных условий.

    Помощь в соревновательном процессе. Особое значение необходимо придать первым для детской и подростковой группы соревнованиям. Они должны носить статус праздника, с парадом открытия, награждениями и поздравлениями. Юные спортсмены должны почувствовать значимость участия в соревнованиях, установка должна быть направлена на демонстрацию тех умений, которые они получили за время обучения в спортивной школе.

    Помощь в решении жизненных проблем, подготовке или адаптации к школе и новому режиму жизни, поддержание тренером связи со школой и родителями ребенка.

    Взаимодействие тренера и юных спортсменов включают в себя следующие требования:

    Открытость тренера для общения со спортсменами, дружелюбие преобладает в команде над чувством конкуренции.

    Стимулирование юных спортсменов к самостоятельности в тренировочном процессе, в сочетании с взаимопомощью. Если юный спортсмен стремиться провести свободное время до или после тренировки с тренером, это свидетельствует о его стремлении к общению с ним. Тренер должен первым начинать разговор, если спортсмен не знает с чего ему начать. Реакция тренера на любую услышанную им информацию от спортсмена должна быть положительной, а отрицательная оценка, если она появляется, может быть дана позже.

    2.Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12−16 лет).

    Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и т. д.).

    Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с взрослыми и сверстниками, к протестному поведению. И со свойственным переходному возрасту максимализмом, процесс самоутверждения нередко проявляется в форме агрессии. Перенос на жизненную перспективу спортивных установок, таких как, стремление к физическому совершенству, к успеху в соревновательной деятельности в движении, в напряжении, преодолении себя и соперников, усиливает эти особенности подросткового возраста. Многие психологи, работающие в области спорта, утверждают, что для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень контролируемой сознанием и волей агрессивности, что ставит агрессивность в ранг спортивно-важных качеств, требующих изучения и соответствующих методов спортивного воспитания. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, развивают мышление, внимание, память и создают благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Необходимые условия успешной спортивной деятельности — сплочённость команды и взаимная поддержка, повышают чувство ответственности перед коллективом. Но именно агрессивность и конфликтность встают «камнем преткновения» в период подросткового кризиса. У подростков, занимающихся спортом, формируются лидерские, авторитарные качества, при возникновении конфликтной ситуации они предпочитают соперничество. Кроме того, любой вид спорта, будучи индивидуальным и командным в одно и тоже время, развивает или усиливает у подростков качество ответственности. Память подростка может удивить силой и слабостью одновременно. Удивить силой, потому что возможности памяти в этот период практически безграничны. Подросток может с легкостью запоминать большие тексты и сложные формулы, мелкие детали и штрихи, цифры, слова, картинки, стихи. Это происходит благодаря развитию в подростковый период абстрактного мышления. Ребенок с радостью обобщает, рассуждает на глобальные, вселенские темы. Для такого рода рассуждений, как известно, нужна пища. Пищу эту и должна поставлять сильная память.

    3.Специальная подготовка в рукопашном бое (возраст 16−18 лет).

    На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: воспитание волевых качеств. В ходе специальной подготовки на этом этапе участвуют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества.

    В психологическом отношении юноши более уравновешены, чем подростки, они с пониманием относятся к требованиям тренера, однако строго оценивают его специальные знания и педагогическое мастерство.

    Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Ему постоянно, с одной стороны, напоминают, что он взрослый, старший, а с другой — требуют от него послушания. Неопределенность положения и предъявляемых требований по-своему преломляются в юношеской психике. Подобная двойственность приводит к возникновению желания освободиться от всякой опеки, самоутвердиться, показать себя самостоятельным, взрослым человеком. В этом кроются корни многих конфликтов и ссор с родителями, учителями, просто старшими по возрасту и, даже со своими сверстниками.

    Что касается умственной деятельности то, как правило, умственные способности человека уже сформированы к 15−16 годам. Однако они продолжают совершенствоваться. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность юношей более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что юность — завершающий этап психического и физиологического формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность (уже не ребенок, но еще и не взрослый), усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение, все это вместе взятое, резко активизирует ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Говорим ли мы о познании юношей собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или сверстниками — он особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных и усвоенных критериях и нормах.

    4. Углубленная специализация по рукопашному бою (возраст 19 и старше год).

    Повышается удельный вес специальной подготовки спортсменов. Тренер хочет, чтобы спортсмен быстрее начал оправдывать его надежды. Нередко форсирование спортивной подготовки приводит к более частым травмам. В этот кризисный период требуется обновление технического арсенала тренировочного процесса и качества исполнения ранее заученных действий, что может привести к деавтоматизации двигательного навыка и нестабильности выступлений. На этом этапе психологическая помощь заключается в формировании психологических детерминант, спортивного результата (например, мотивация достижения успеха, формирование индивидуального стиля деятельности).

    Спортсмену нужна индивидуальная психологическая помощь в его отношениях с товарищами по команде и с тренером, помощь в решении личных проблем[6].

    Глава 2 управление психологической подготовкой в рукопашном бою

      1. 2.1 Особенности предсоревновательной подготовки

    Психологическая подготовка — новая, малоизученная область. Одна из наиболее интересных проблем в ней — выбор оптимального поведения во время соревнований, принятия решений в соревновательной ситуации. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий[4]. Главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью. И соревновательная целевая установка и уровень эмоционального возбуждения (напряженности) зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает спортсмен свои шансы достичь поставленной соревновательной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена: Своей разносторонней готовности к соревнованию (здесь как раз становится очевидной связь между функциональной, физической, технической, тактической подготовкой спортсмена и его предсоревновательным психическим состоянием); предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно силы своих соперников. Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность «достижения цели. Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

    Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать: определение цели участия в соревновании; создание установки на достижение этой цели; формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения. Для всего этого спортсмену нужно получить и переработать множество различной информации. Таким образом, можно составить общую систему звеньев психологической подготовки к соревнованиям [2]:1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках;

    1. 2) Пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования;

    2. 3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;
    3. 4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;
    4. 5) вероятное программирование соревновательной деятельности;
    5. 6) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;
    6. 7) предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;
    7. 8) отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.
    8. 2.2 Проблемы психологической подготовки рукопашников

    На современном этапе развития спорта большое внимание уделяется повышению качества подготовки спортсменов. Проблема повышения эффективности организации психологической подготовки за счет использования возможностей формирования личности спортсменов, основанных на критериях индивидуализации, выступает одной из важнейших задач, стоящих перед юношеским спортом.

    Психологическому фактору в спортивной деятельности в учебно-тренировочном процессе и подготовке спортсменов к соревнованиям придаётся большое значение как в трудах специалистов в сфере теории спорта.

    При изучении проблемы психологической подготовки спортсменов, несмотря на большое разнообразие существующих точек зрения на ее рассмотрение, основной акцент сделан на педагогический процесс, его содержание, отдельные стороны в зависимости от предмета исследования и позиций ученых. При обращении к анализу педагогического процесса исследования сужаются до изучения состояния готовности спортсмена, его компонентов. Так, в теории и методике спортивной тренировки подготовка спортсмена понимается как «многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих обеспечить необходимую степень его готовности к спортивному достижению» [1, с. 86].

    При разработке системы психологической подготовки следует обратить внимание на появление в спортивной психологии в конце ХХ века терминов «психологическое обеспечение», «психологический контроль», «психологическое сопровождение». Долгое время в спортивной науке существовало понятие медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов, и только в последнее десятилетие в спортивный обиход введено понятие «психологическое обеспечение подготовки спортсменов». Наиболее обобщающим выступает «психологическое сопровождение», которое раскрывается через «систему общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере» [2, с. 218].

    Можно отметить, что с введением понятий «психологическое обеспечение» и «психологическое сопровождение» была предпринята попытка целостного и системного описания психологической подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Однако отсутствие единого подхода к данной проблеме, недостаток необходимой научно-методической литературы для специалистов, работающих в этой сфере, делает эту проблему актуальной для теории и практики и требует дальнейшего ее изучения.

    Проведенный анализ содержания этих понятий позволяет установить, что, несмотря на расширение сферы применения психологической составляющей в процессе спортивной деятельности, психологическая подготовка является ее неотъемлемой частью.

    Психологическая подготовка рассматривается как один из видов формирования личности, наряду с воспитанием, обучением, упражнением и тренировкой, адресуемых К. К. Платоновым к определенной подструктуре личности. Психологическая подготовка предусматривает «активизацию всей системы способностей к определенному виду труда… формирование не отдельных свойств личности самих по себе, а укрепление взаимосвязи всех свойств, необходимых для определенной деятельности, и формирование умения пользоваться ими именно в данной деятельности» [3, с. 247].

    Определение путей формирования целостной личности в процессе психологической подготовки возможно при обращении к категории деятельности. Деятельностный подход позволяет рассматривать психологическую подготовку как сложное, многомерное и многоуровневое, динамически развивающееся явление, важную движущую силу развития личности. «Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее;… изучая внешнюю сторону деятельности можно раскрыть внутреннюю сторону, а точнее, понять реальную роль психики в деятельности» [4, с. 211]. Это указывает на необходимость учитывать внешнюю и внутреннюю стороны деятельности, которые неразрывно связаны.

    Для управления подготовкой спортсмена необходима ее количественная оценка, которая определена для физической и технической подготовок, и является не менее значимой для психологической подготовки. Установление общих особенностей деятельности, специфики спортивной деятельности, ее структуры, своеобразия целей, мотивов, способов и результатов, содержания, внешних и внутренних условий, необходимо для выделения критериев интегральной оценки психологической подготовленности спортсменов.

    Применительно к спортивной деятельности высокий уровень психологической подготовленности отождествляется с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным результатом (занятым на соревнованиях местом).

    Однако, соревновательный результат, как главный итог тренировки спортсмена, «…не всегда отражает качество и эффективность тренировочного процесса» [5, c. 67]. Таким образом, данная проблема в основном решается на уровне изучения количественных пара метров, а успешность рассматривается как процесс, отличающийся кратковременностью протекания. Наиболее устойчивой характеристикой, обобщаю щей итоги выступлений спортсмена на соревнованиях за определенный отрезок времени выступает спортивная квалификация, в оценке которой учитывают средний уровень спортивных результатов, их количество, ранг соревнований. Такие показатели как результативность в соревновании, занятое место, количество участников и стартов, рейтинг спортсмена, стаж занятий спортом и возраст оценивают успешность спортивной деятельности только по внешним критериям, что не предоставляет возможности учитывать динамику формирования структур личности, от которых во многом и зависит психологическая подготовленность спортсменов.

    Внутренний аспект психологической подготовки субъективно проявляется в многоуровневой системе общих и специальных свойств личности, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию его потенциальных возможностей. П. А. Рудик указал на «единство участвующих в этой деятельности трех форм реального бытия: физиологических процессов в организме спортсмена, обеспечивающих необходимую интенсивность и слаженность мышечной работы; сознания и психологических черт личности спортсмена, управляющих этой деятельностью, и различных социальных факторов…» [6, с. 20].

    Интегрирующим подходом, охватывающим разнообразные стороны тренировочного и соревновательного процессов, их организацию можно считать психографический анализ спортивной деятельности, выявление «модели сильнейшего спортсмена» [2 ].Проведение психографического анализа спортивной деятельности следует осуществлять на двух взаимосвязанных уровнях, раскрывающих внешние взаимосвязи и взаимоотношения, которые диктуются правилами и условиями данного вида спорта, и внутренние субъективные отношения спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности, структурой мотивов" [7, c. 4]. Психографическому анализу спортивной деятельности посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей. Проведен анализ особенностей отдельных видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, футбола и др.), выделены значимые для вида спорта личностные качества (волевые, индивидуально-типологические и др.).

    Однако, несмотря на важность психографического анализа, это исследовательское направление до сих пор не получило должного обоснования в плане организации психологической подготовки. Э. Героном указывал на их описательный характер, отсутствие направленности на раскрытие «задач психологической подготовки, то есть тех психических особенностей, которые необходимы для данного вида спорта и которые нужно целенаправленно развивать у спортсмена» [8, с. 41].

    Возможности объединения внешних и внутренних показателей спортивной деятельности при интегральной оценке психологической подготовленности были обоснованы Л. Т. Ямпольским. Выявление чувствительности психики к факторам, мешающим результативной спортивной деятельности и стабильности спортивных навыков легли в основу разработки мотивирующих опросников «Ошибки» и «Помехи» [5, с. 60−67].

    Значимым фактором достижения высоких спортивных результатов является создание оптимальных условий для взаимовлияния всех уровней интегральной индивидуальности, что позволяет обеспечить полноценную реализацию личности спортсмена. Для представителей различных видов спорта характерны определённые сочетания психических качеств, играющие большую роль в обеспечении психологической подготовки спортсмена.

    В ходе тренировочного процесса используются частные средства, методы и формы занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым, создаются условия для гармоничного развития их личности. В исследованиях спортивных психологов подчеркивается, что «…ни один метод обучения и тренировки не может привести к должным результатам, если он применяется без учета индивидуально-психологических особенностей человека» [9, c. 116].

    Индивидуализация как развивающаяся и динамическая функционирующая система охватывает различные виды деятельности. Возрастающие требования к организму и личности спортсмена со стороны тренировочной и соревновательной деятельности указали на необходимость рассмотрения индивидуализации спортивной подготовки в теории спорта, что отражает актуальные потребности практики спорта.

    Научно обоснованная система индивидуализации процесса подготовки спортсменов дает возможность реализовать достигнутый на тренировках уровень двигательного потенциала каждого спортсмена в соревнованиях, что позволяет рассматривать ее как резерв повышения возможностей спортсменов. Значимой особенностью «целостного функционирования системы вообще состоит в том, что изменение одного-единственного фактора приводит не к частному, изолированному, локальному изменению, а к сложной системной перестройке» [10, с. 226]. Однако, сущность индивидуализации применительно к психологической подготовке изучена недостаточно.

    Современные исследования показывают, что индивидуализация в процессе психологической подготовки вызывает ряд трудностей, связанных с недостаточной разработанностью теоретических аспектов, отсутствием единого подхода в определении особенностей личности, преобладанием в спорте результативного направления, отрывом физической, технической и тактической подготовок от психологической, что препятствует развитию потенциала гармоничной личности, а также недостаточной подготовленностью спортивных психологов к решению данной проблемы .

    Индивидуальное своеобразие спортсменов отчетливо проявляется в индивидуальном стиле деятельности как «относительной устойчивой системе эффективных приемов и способов деятельности, отвечающей индивидуально-психологическим особенностям спортсмена» [2, с. 68].

    В этой связи также рассматривается индивидуализация тренировочных нагрузок, их оптимальность, соотношение времени работы и отдыха в зависимости от особенностей проявления свойств нервной системы. Также важно знание типологических особенностей спортсменов при использовании соревновательного метода в тренировках .

    Процессы гуманизации обучения и воспитания личности предполагают формирование личности, сохранение и дальнейшее развитие неповторимой индивидуальности спортсменов, снижение ошибочных действий и полноценную реализацию двигательных программ, что указывает на необходимость индивидуализации психологической подготовки спортсменов. При ее организации следует учитывать комплекс личностных свойств, среди которых важнейшее значение имеют:

    — латеральный профиль функциональной асимметрии, который определяет адаптацию и поведение человека, выступает важным биологически обусловленным фактором успешного обучения, что будет способствовать совершенствованию технико-тактических и психологических основ подготовки спортсмена, опираясь на моторные, сенсорные и психические проявления асимметрий;

    — формально-динамические свойства индивидуальности: пластичность, скорость и эмоциональность, проявляющиеся в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах, направленные на формирование индивидуальной системы саморегуляции и управления движениями;

    — показатели мотивационно-потребностной сферы спортсмена, волевой самоконтроль и психическая устойчивость как специальные свойства личности, способствующее успешной деятельности, побуждающие спортсмена к саморазвитию и само совершенствованию в избранном виде спорта.

    Организация индивидуализированного подхода предполагает систематическое изучение каждого спортсмена, учет динамики его личностного роста, постановку ближайших и перспективных целей, анализ их реализации, выбор и применение наиболее эффективных средств, использование возможностей коллективной работы с различными группами спортсменов. Все это позволит создать систему работы с каждым спортсменом, на основе анализа взаимосвязанных разно уровневых свойств личности на каждом новом этапе подготовки спортивного резерва в избранном виде спорта.

    Заключение

      На основе выше изложенных суждений сделаем выводы по нашей работе.

      1. Психологическая подготовка — новая, малоизученная область. Одна из наиболее интересных проблем в ней — выбор оптимального поведения во время соревнований, принятия решений в соревновательной ситуации. В психологической структуре деятельности выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

      2.Исходя из специфики рукопашного вида спорта, требующего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки спортсмена в настоящее время можно разделить на 4 основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:1.Предварительная подготовка (возраст 9−12 лет).

      Важнейшими задачей на этом этапе следует считать: привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12−16 лет).

      Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и т. д.).Специальная подготовка в рукопашном бое (возраст 16−18 лет).

      На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: воспитание волевых качеств. Углубленная специализация по рукопашному бою (возраст 19 и старше год).На этом этапе психологическая помощь заключается в формировании психологических детерминант, спортивного результата (например, мотивация достижения успеха, формирование индивидуального стиля деятельности).

      3. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью.

      4.При изучении проблемы психологической подготовки спортсменов, несмотря на большое разнообразие существующих точек зрения на ее рассмотрение, основной акцент сделан на педагогический процесс, его содержание, отдельные стороны в зависимости от предмета исследования и позиций ученых. При обращении к анализу педагогического процесса исследования сужаются до изучения состояния готовности спортсмена, его компонентов.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1. Авилов В. Армейская рукопашная подготовка Москва: Профит Стайл, 2011. — 192 c.
      2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2013. — 624 c.
      3. Горбунов, Г. Д.: Психология физической культуры и спорта. — Москва: Академия, 2009.-256с.
      4. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — Москва: Юрайт, 2013. — 479 c.
      5. Зайцев Ю. Армейский рукопашный бой Минск.: Современное слово, 2009. — 288 с.
      6. Иванов-Катанский С., Касьянов Т. Рукопашный бой. Теория и практика М.: ФАИР-ПРЕСС. 2010. — 560 с.
      7. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010.-608с.
      8. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник — Москва: Гардарики, 2010 — 366 с.
      9. Казначеева, В.П. Теория и методы физического воспитания Москва: Академия, 2011 — 270 с.
      10. Краснопольский С.С., Петрий А.М., Фомичев А.С. Практический курс рукопашного боя.- Москва: Астрель АСТ Транзиткнига, 2009. — 160 с.
      11. Кузнецов Сергей. Ключи ко всем боевым искусствам. От карате до Русского стиля рукопашного боя Москва.: Яуза, 2010. — 200 с
      12. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев. — 5-ое изд., испр. и доп. — Москва: Советский спорт, 2010.-384с.
      13. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В. Н. Платонов. — Москва: Советский спорт, 2010.-310с.
      14. Полозов, А.А.: Модули психологической структуры в спорте. — Москва: Советский спорт, 2009.-296с.
      15. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. — Москва, Академия, 2010.-143с.

      26

      Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

      Отправить запрос

      Adblock
      detector