Планы семинарских занятий
(на правах рукописи)
Курс_________4_______________ Семестр_______8________________ Учебный план набора_2011_года Форма обучения: очная / заочная Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО 108 ч. ___2___ зачетных единицы |
АБАКАН
1 Планы семинарских занятий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины Б.3.Б.4 «Методика обучения и воспитания в сфере начального образования» по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Профиль «Начальное образование», утвержденного ___22.12.2009 г.___
2 Разработчик(и):
Шадрина О.Н., ст. преподаватель кафедры ПМНО
3 ПРИНЯТ на заседании кафедры педагогики и методики начального образования _________.20__ г. протокол № __
Зав. кафедрой педагогики
и методики начального образования Федорова Т.А.
II.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Тема 1 Философские, психолого-педагогические основы теории обучения
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «дидактика».
- Основные источники развития дидактики как науки.
- Концептуальные основы дидактики.
- Основные дидактические отношения и категории.
- Современные дидактические концепции.
Литература.
1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. – М., 1998.
2. Загвязинский Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006.
3. Краевский В.В. Проблемы теории обучения: Методологический анализ. – М., 1997.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – Самара, 1998.
5. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика:. — М., 2002.
7. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М., 2006.
Тема 2.Содержание начального образования
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие о содержании образования, содержание школьного образования, обучения.
2. Принципы отбора и структурирование содержания образования в различных отечественных и зарубежных концепциях.
3. Уровни реализации содержания образования: научно- теоретический, проблемно- тематический, методический.
4. Государственный стандарт содержания общего среднего образования.
5. Учебные планы программы, учебные компоненты.
Литература.
1. Атутов П.Р. Концепция политического образования в современных условиях /Педагогика- 1999 №2 с.1720.
2. Базисный учебный план. Приказ об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения Р.Ф./Народное образование- 1998 №3 с.210-220.
3. Краевский В.В. Содержание образования- бег на месте. /Педагогика -2000 №5 с.3-12.
4. Леднёв В.С. содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., Высинус 1991.
5. Материалы «красного стола»: Проблемы школьного учебника /Педагогика-1999 №4 с.5057.
6. педагогика /Под ред. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов М.- Школа пресс, 2000.
7. Педагогика /Под ред. Т.И. Пидкасистого- М.: Пед общество России, 2000 гл.8 с.208-234.
8. Прогностическая конференция целей и содержания образования. /Под ред. И.Л.Лернера, И.К.Журавлёва. М.: Из ИГТ и МОО РАО., 1994.
9. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и верн./ Педагогика- 1998 с.17-22.
10. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернер.-М.: Педагогика, 1989.
Тема 3. Закономерности и принципы обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «о законах» и «закономерностях» в обучении.
2. Сравнительный анализ обоснования законов и закономерностей обучения в отечественной дидактике.
3. Понятие о принципах обучения, их обоснование в трудах зарубежных и отечественных дидактиков.
4. Классические принципы обучения.
5. Динамика развития принципов обучения в истории дидактики.
6. Соотношение принципов обучения и основных компонентов обучения.
7. Принципы обучения в различных дидактических теориях.
Литература:
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения.- М., 1981.
2. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления.//Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М.И. Скаткина. — М., 1982.
4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.
5. Занков Л.В. Принципы экспериментальной дидактической системы. //Избранные педагогические труды.- М., 1990.
6. Ильина Т.А. Педагогика.- М., 1969.
7. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.
8. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. — Тбилиси, 1955.
9. Оконь В. Введение в общую дидактику. Перевод с польск. — М., 1990.
10. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.
11. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 1998.
12. Чернышова В.К. О месте дидактических принципов в теории обучения. //Новое в психологии. — М., 1976, вып.2.
Тема 4. Методы обучения младших школьников
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «Метод обучения», «Приём обучения», «Средства обучения».
2. Характеристика методов обучения.
3. Многомерные классификации методов обучения.
4. Особенность методов обучения в различных дидактических концепциях.
5. Выбор методов обучения учителем.
6. Средства и приёмы обучения.
Литература.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И. Щукиной- М.: Просвещение, 1984.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М.: Просвещение, 1982.
- Габай Ю.К. Учебная деятельность и её средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Дидактика средней школы /Под ред. М.И. Скаткина.- М.: Педагогика, 1982, гл.5.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1982.
- Никольская А.А. Методы и формы обучения в историческом ракурсе. /Педагогика.- 2000, № 5, с. 52-56.
- Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики /Педагогика- 2000, №3, с.21-26.
- Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988, с.385.
- Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Пед. общество России, 2000, гл.9,10 с. 234-284.
- Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции.- М.: Педагогика, 1988.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов.- СПб: Питер, 2001, гл.7.
Тема 5. Формы организации обучения в начальных классах
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «форма обучения», «формы организации обучения», «организационные формы обучения».
2. Организация формы обучения, их характеристика.
3. Классификация форм организации обучения: фронтальные, индивидуальные, парные, коллективные, групповые, традиционные и нетрадиционные, внеклассные и внешкольные и др.
Литература.
1. Акимова М.К., Козлова В.Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.
2. Антропова М.В., Манке Г.Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии //Педагогика. – 1996, №5.
3. Глассер У. Школа без неудачников.- М., 1991.
4. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск: Изд. КГУ, 1984.
5. Куписевич И. Основы общей дидактики.- М., 1986.
6. Махмудов М.И. Современный урок.- М., 1985.
7. Онищук В.А. Урок в современной школе.- М., 1981.
8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М., 1988
9. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991.
10. Шабалин З.П. Домашняя учебная работа школьника.- М.: Знание,1992.
11. Яковлев Н.М., Сахар А.М. Методика и технология урока.- М., 1985.
Тема 8. Урок в начальной школе
Вопросы для обсуждения:
- Сущность и основные признаки урока как формы обучения.
- Постановка целей урока.
- Тип и структура урока.
- Моделирование урока и системы уроков.
- Технология анализа урока.
Литература.
1. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах).
— М., Просвещение, 1984.
2. Зверева Н.М, Практическая дидактика для учителя.- М.: Пед.общество России, 2001.
3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1984.
4. Онищук В.А. Урок в современной школе.- М.: Просвещение, 1986.
5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого, 2000.
6. Якиманская И., Якутин О. Личностно-ориентированный урок: Планирование и технология проведения //Директор школы. – 1998, №3.
Тема 6. Контроль и оценка знаний младших школьников
Вопросы для обсуждения:
- Цели и функции контроля в обучении.
- Педагогические требования к организации контроля и оценки результатов учебного процесса.
- Виды, методы и формы контроля.
- Оценочная деятельность учителя и ученика.
- Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения.
- Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки.
- Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки.
Литература.
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.
2. Ингенками К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.
3. Ксензов Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Пед общество России, 1999.
4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед общество России, 2000, гл.13.
5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения.- М.: Пед общество России, 1999.
6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1977.
Тема 7. Государственный образовательный стандарт начального образования
Вопросы для обсуждения:
1. Государственные стандарты разных ступеней обучения.
2. Учебный план. Учебные программы.
3. Учебники, учебные компоненты, основные понятия: государственные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные компоненты.
Литература.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И. Щукиной- М.: Просвещение, 1984.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М.: Просвещение, 1982.
3. Габай Ю.К. Учебная деятельность и её средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Дидактика средней школы /Под ред. М.И. Скаткина.- М.: Педагогика, 1982, гл.5.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1982.
6. Никольская А.А. Методы и формы обучения в историческом ракурсе. /Педагогика.- 2000, № 5, с. 52-56.
7. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики /Педагогика- 2000, №3, с.21-26.
8. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988, с.385.
9. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Пед. общество России, 2000, гл.9,10 с. 234-284.
10. Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции.- М.: Педагогика, 1988.
11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов.- СПб: Питер, 2001, гл.7.
Тема 9. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
Вопросы для обсуждения:
- Сущность понятия «диагностика».
- Задачи школьной диагностики. Функции школьной диагностики.
- Важнейшие принципы диагностирования.
- Методы и методики диагностики результатов учебно-воспитательного процесса.
- Диагностика обученности и обучаемости в разных системах обучения.
- Организационно-диагностическая служба в начальной школе.
Литература.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.
- Ингенками К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.
- Ксензов Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Пед общество России, 1999.
- Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед общество России, 2000, гл.13.
- Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения.- М.: Пед общество России, 1999.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1977.
РАЗДЕЛ I1. Теория и методика воспитания младших школьников.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Тема 1.Воспитание в структуре педагогического процесса в начальной школе
Вопросы для обсуждения:
- Сущность воспитания и его характерные особенности.
- Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- Воспитание как система. Структурные элементы процесса воспитания, их характеристика.
- Принципы воспитания.
- Современные концепции воспитания.
Проблемные вопросы по ходу семинарского занятия.
— Почему в одних и тех же условиях, при одних и тех же воспитательных воздействиях, иногда даже в одной семье, дети воспитываются по-разному?
— Возможна ли организация воспитательного процесса как процесса бесконфликтного?
— Покажите зависимость принципов воспитания от закономерностей и целей воспитания.
— «Применять» принципы или «соблюдать» их? Какое из выражений является правильным?
Литература
- Актуальные проблемы педагогики. /Под ред. Г.А. Андреевой. Коломна: КПИ, 1995.- с. 21-26.
- Ахматов А.Ф. Основы теории воспитания. — Коломна: КПИ, 1997.- Гл.3.
- Гликман И.З. Воспитание и образование// Педагогика.- 1999.- № 2.- с. 110-115.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. — М.: Педагогическое общество России,1999. – Гл.1.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании//Педагогика. – 2000. — № 7. – с. 36 – 41.
- Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория// Педагогика.- 2000. — № 6. – с. 28-35.
- Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагенство,1995.- Гл.15, 23.
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
- Педагогика/В.А. Сластенин и др. – М.: Школа – Пресс, 1997. – Гл.14.
- Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений/ Под ред. Н.Е. Щурковой.-М., 1998.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000.- с. 5-19.
- Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве /Педагогика.-2000.- № 6 .- с. 35-39.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1998. – Гл. 1.
- Харламов И.В. Педагогика. – М.: Юристъ, 1997.- Гл. 5-7.
- Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика.- 1998.- № 8. – С. 35- 40 .
Тема 2. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Вопросы для обсуждения:
- Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребёнка и степень его готовности самостоятельно добывать и применять знания.
- Психолого-педагогические условия преемственности физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Литература
- Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа: плюс – минус. – 2002. — № 2.
- Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. — 2000. — №1.
- Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сборник. – М., 2001.
- Закон Российской Федерации “Об образовании” (любое издание).
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (любое издание).
- Международная Конвенция о правах ребенка (любое издание).
- Петрова И.А. Комментарии к Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа: плюс – минус. – 2000 — №8.
- Санина Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт. // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. — №9.
- Содержание образования в двенадцатилетней школе. / Под ред. Киселёва А.Ф. – М., 2000.
- Справочник учителя и руководителя начальной школы. Сборник действующих норма-тивно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001.
Тема 3. Регулятивная направленность методов воспитания. Организация самовоспитания младших школьников
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.
2. Характеристика различных групп методов воспитания.
3. Новые методические подходы к формированию личности.
4. Средства воспитания как способы психологического воздействия (Прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные и поведенческие).
Литература.
1. Алякринский Б.С. Беседа о самовоспитании.- М.: 1977.
2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1975.
3. Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1973.
4. Леви В.Л. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1981.
5. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство. Вдохновение.- М.: Просвещение, 1986.
6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984.
7. Семёнов В.Д. Быть собой.- Знание. Педагогика и психология. №2, 1989.
Дополнительная литература
- Амонашвили Щ. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М„ 1998.
- Вульфов В. 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
- Караковский В. А, Новикова Я. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.
- Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить детей. – М. 1996
- Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.Н.Е. Щурковой. -М, 1997.
- Макаренко А. С. О моем опыте // Сочинение.: В 5 т. Т. 4. М., 1984.
- Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
- Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
Тема 4. Воспитательная работа с коллективом детей
Вопросы для обсуждения:
- Проблема коллектива и личности в современных условиях.
- История становления и развития теории детского коллектива.
- Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
- Структура детского коллектива.
- Динамика развития коллектива.
- Типология детских коллективов.
- Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе.
Основная литература:
- Агеев ВС. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
- Виноградов М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.,1982.
- Караковский В.А. Пути формирования ученического коллектива. М., 1978.
- Ковалев А.Т. Коллектив и социально- психологические проблемы руководства. М., 1978.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.-т.5.
- Мальковская Т.Н. Коллектив как социальный организм и педагогические основы его формирования.// Обучение и воспитание детей. — Л.,1972.
- Мудрик А.В. Личность и ее воспитание в коллективе. М., 1983.
- Новикова Л. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., Знание,-1988.- №7.
- Подласный И.П. Педагогика. М., 1996.с.486.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.,1987.
Дополнительная литература.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Пед. сочинения в 8-ми томах. — М.,1983.-т.1-.с.276-329.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива : Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.
- Педагогика / Сластенин В.А. и др.-М.: Школа-Пресс, 2000.-гл.13.-с.211-225.
- Поляков С., Ясницкая В. Творчество-коллективное, воздействие — индивидуальное // Директор школы. -1998.-№1.-с.37-46.
- Поляков С.Д. Технология КТД // Классный руководитель.-2000.-№ 6.-с.63-69.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях. — М.: Пед. общество России,1999.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение,1981.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.
Тема 5. Воспитательные системы школы
Вопросы для обсуждения:
- Специфика педагогической системы школы, ее структура. Понятие о воспитательной системе, типы воспитательных систем.
- Многообразие школьных воспитательных систем и их характеристика.
- Отечественные воспитательные системы советского периода (С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.).
- Современные отечественные воспитательные системы (В.А. Караковского, Ш.А. Амонашвили, А.А. Католикова, А.И. Тубельского, Е.А. Ямбурга, Б.О. Полянского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и др.).
- Зарубежные воспитательные системы (М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака и др.).
Литература:
1.Библер В.С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. – Кемерово, 1993.
2. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.–метод. Пособие. – Псков, 1994.
3. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. – М., 1989.
4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.А. Селивановой. – М., 1989.
5. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
6. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1992.
7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
Тема 6. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
Вопросы для обсуждения:
- Традиции и инновации в воспитательной практике современного начального образования.
- Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных начальных школ.
- Характеристика инновационных систем организации воспитательного процесса в начальных классах
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования. – М., 2000.
- Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. – Кемерово, 1993.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.–метод. пособие. – Псков, 1994.
- Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. – М., 1989.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.А. Селивановой. – М., 1989.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М., 2001.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1978.
Тема 7. Методы и формы организации воспитательного процесса в начальных классах
Вопросы для обсуждения:
- Понятие формы воспитательной работы
- Раскройте функции, которые выполняют формы воспитательной работы
- Классификация форм внеклассной воспитательной работы
- Анализ форм воспитательной работы
Литература
1. Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.
3. Классному руководителю /Под ред. М. И. Рожкова, М., 2001.
4. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика
5. проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод. пособие. М„ 2001.
6. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
7. Титова Е- В. Если знать как действовать. М., 1993.
8. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии., 2000
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2003
Тема 8.Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе
Вопросы для обсуждения:
- Необходимость профессионального анализа педагогического процесса. Критерии оценки воспитательного процесса.
- Анализ профессиональной работы учителя начальных классов. Профессиональная самооценка педагога.
- Возможности и особенности использования диагностики в оценке воспитательного процесса в начальной школе.
Литература
- Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983.
- Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
- Елканов С .Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя. М, 1989.
- Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. М, 1991.
- Новикова Д.И. Школа и среда. М., 1985.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.
- Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. М-, 1989.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М., 2005
Тема 9.Методы и формы организации работы с родителями младших школьников
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитательные функции и возможности семьи.
2. Формы взаимодействия школы, семьи.
3. Формы работы с родителями: родительское собрание, беседы, конференции на педагогическую тему, диспуты и т.д.
Проблемные вопросы и задания.
¨ Познакомьтесь с карточкой-заданием для родителей, разработанной В.М. Капраловой в кн.: Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980. Определите возможности её использования в системе совместной работы школы и семьи.
¨ Составьте программу родительского всеобуча по теме: «Что должны знать родители о возрастных особенностях детей».
¨ Назовите и проанализируйте основные трудности, возникающие в процессе воспитания детей в семье. Выделите проблемы воспитания в городской семье, сельской семье.
Основная литература.
1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М., 1987, с.201.
2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980
3. Методика воспитательной работы в начальных классах. Богданова О.С.,Петрова О.М. М.,1986.
4. Майшева В.А. Работа с родителями. М., 1982.
5. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М.,1986.
Семинарское занятие № 2. Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения России в 60-е гг. 19 в.
Вопросы для обсуждения:
1. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.
2. Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой).
3. Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства.
4. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н. Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы.
5. Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым.
Источники:
1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни //Антология педагогической мысли в России 1-й пол.19 в. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987.
2. Толстой Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли в России 2-й пол.19-нач.20 вв. – М., 1990. – С. 87-97.
3. Толстой Л.Н. Общий очерк характера Яснополянской школы 1862 // Там же. – С.97-115.
4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Пед.соч.: В 6-ти т. – М., 1988. – Т.1. – С.160-176.
5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Там же. – С. 154-160.
6. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же.- Т.2_ С.8-26.
7. Ушинский К.Д. Предисловие к 1 тому «Человек как предмет воспитания» // Там же. – Т. 5. – С. 7-38.
Основная литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
3. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
5. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
6. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
7. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
8. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Литвин Л. Идея «свободного воспитания» в истории русской и советской дошкольной педагогики // Дошк. восп. 1991. № 6.
2. Михайлова М.В. Дом свободного ребенка //Педагогика. 1993. № 4.
3. Орлов Ю. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика 1993. № 4.
4. Розанов В.В. Сумерки прсвещения. М., 1990.
5. Толстой Л.Н. Азбука. Новая Азбука. – М., 1988.
Семинарское занятие № 3. Развитие школы и педагогической мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1.Первые декреты в области просвещения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы».
2. Развитие школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения, создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса, комплексные программы ГУСа, политехнизация общего и профессионального образования.
3. Пионерская организация в школе.
4. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания молодёжи.
Источники:
1. Блонский П.П. О наиболее типичных педагогических ошибках организации трудовой школы // Избр.пед.соч. В 2-х т. – М., 1979. – С.165.
2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Там же.
3. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы // Пед.соч. В 6-и т. – М., 1978. – Т.2. – С.172
4. Крупская Н.К. Школьное самоуправление // Там же. – С.384.
5. Крупская Н.К. О политехнизме // Там же. – Т.4. — С. 40.
6. Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М., 1972. – с. 71.
7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. в 7-и т. – М., 1987.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Там же.
9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Там же.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. Для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М., 1987, С.17-32.
2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.Малинин В.И. , Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993.
3. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987 гг. – М., 1987. – Гл. 1,2.
4. Очерки истории советской школы и педагогической мысли народов ССССР (1917-1941 гг.).
– М., 1980. – Ч.1, гл. 2-4, 8.
5. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной октябрем. – М., 1990.