Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.
Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель).Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.
Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Еслиученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.
К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:
• разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;
• организация досуговой работы со школьниками;
• социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;
• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;
• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;
• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;
• индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;
• взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;
Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников
... изучить особенности работы с одаренными детьми. Объект исследования: одаренные учащиеся. Предмет исследования: организация педагогического взаимодействия с одаренными школьниками. Задачи исследования: ... наблюдение; -беседа с классным руководителем; -невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена; -тест креативности Торренса. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, ...
• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.
Социальный педагог — организатор досуга.Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.).
Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:
• организация досуга с различными категориями школьников;
• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;
• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;
• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;
• организация художественной самодеятельности;
• организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;
• организация досуга учителей;
• взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.
Социальный педагог — педагог-психолог.Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:
— школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);
— классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;
— учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;
— учительский коллектив;
— родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;
— родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:
• первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;
• взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;
Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении ...
... ёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива. Теоретическую основу работы составляют работы психологов Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников», педагогов-хореографов Настюкова Г.А. «Сюжетный танец», ... детей как художественно-эстетических, так и нравственных. Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна ...
• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;
• взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;
• социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;
• психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.
При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.
Социальный педагог — социолог.Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:
— школьный коллектив;
— классный коллектив;
— отдельная группа школьников;
— учительский коллектив;
— родительский коллектив.
Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:
• изучение социально-психологических явлений;
• выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум;
• выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;
• прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).
Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.
Социальный педагог— методист.Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважени-ем у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку).
4 стр., 1960 слов
Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...
... технологии», «Логопсихология и онтогенез речевой деятельности. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями и их семейное ... план Одержание разделов дисциплины Раздел 1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические аспекты коммуникаций. Межличностные коммуникации в контексте трансактного ...
Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.
Объектом профессиональной деятельности социального педагога — методиста являются:
• учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);
• по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;
• коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;
• коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;
• школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.
Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:
• помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;
• проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;
• проведение социально-педагогических лекториев для родителей;
• помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника
Тема вопроса
Функции социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.
1.Аналитико-диагностическая функция:
— ставит «социальный диагноз», изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка…), его «проблемное поле»;
изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;
— устанавливает причины отклоняющегося поведения детей (подростков…);
изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия семьи (если оно имеется);
— содействует выявлению особенно одаренных детей;
— выявляет характер отношений между людьми в социуме;
— выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проектирования деятельности всех субъектов социального воспитания для оказания комплексной социалыю-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ...
... нормативно-правовую основу деятельности учреждения в сфере социальной защиты детей; - раскрыть виды учреждений осуществляющих социальную защиту детей; - исследовать формы и методы осуществляющие социальную защиту детей; - проанализировать отделение психолого-педагогической помощи семье и ...
— выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля.
2.Прогностическая функция:
— прогнозирует и проектирует процесс социального развития микросоциума, деятельности институтов социального воспитания;
— планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;
строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы;
— всесторонне изучив клиента, социальный педагог прогнозирует и проектирует процесс социального развития личности в конкретном микросоциуме;
— на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации.
3.Организационно-коммуникативная функция:
— способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанникасоциально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
— содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации;
— формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;
— строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, совместный труд и отдых.
4.Охранно-защитная функция:
— использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;
содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др.
5.Психотерапевтическая функция:
— заботится о душевном равновесии личности, о ее чувствах, переживаниях;
устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;
— оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);
— оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; — организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха;
— оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, К социальному окружению, к самому себе.
6.Социально-профилактическая функция:
— организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
— влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;
Учреждения социального обслуживания
... социальная служба:Предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального ... решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. 2.2.3.1 социально-медицинский патронаж:Социально ... гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и ...
— организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска;
— организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума.
7.Коррекционная функция:
— осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
— усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;
— осуществляет самооценку школьников, при необходимости — коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
8.Координационно-организационная функция:
— организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;
— включает детей в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
— организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;
— координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;
— выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.
9.Функция социально-педагогической поддержки и помощи:
оказывает квалифицированную социалыю-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации-;устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)…;
— предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;
— прогнозирует сопровождение ребенка (подростка…) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения;
— закрепляет положительные состояния ребенка (жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость);
— создает «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента.
10.Реабилитационная функция:
-организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
Социальный педагог выполняет воспитательную функцию:
— использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
— организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) сцелью воспитания, образования, развития личности;
-обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.
Формирование благоприятного социально-психологического климата ...
... состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей: 1. Напряженная социально-психологическая ...
Тема вопроса
Структура социально-педагогической деятельности
1.Социально-педагогическую деятельностьможно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
2.К основным принципам социально-педагогической деятельности относят:
-индивидуальный подход;
-опору на положительные стороны личности подопечного;
-объективность подхода к подопечному;
— конфиденциальность.
Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения:
Социально-педагогическая деятельность
Цель субъект +Объект- содержание формы,
методы результаты
средства
деятельности
3.В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.
В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:
· выдвижение и обоснование целей;
· определение путей их достижения;
· проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований;
· диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);
· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);
· результативность (контроль результатов достижения цели);
· идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).
На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.
Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:
· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема
... учреждения. Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности. Объект исследования: семейное воспитание ребенка. Предмет исследования: педагогическая ... Сущность семьи и брака Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и ... помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической ...
· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.
4.Задачисоциально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.).
Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;
· предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
5.Содержаниесоциально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:
· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
· социально-педагогическая опека и посредничество;
· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.
В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
... [Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. - "В помощь социальным педагогам образовательных учреждений" // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. - ... ПРНО МО, 2003. - с. 116] Цель исследования: изучить психологическое состояния детей в социально опасном положении(СОП), виды СОП, практические советы специалистов применительно к психокоррекции и ...
Все эти дети требуют особой заботы общества.
6.Субъект социально-педагогической деятельностимногомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
*ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
*сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
*оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.)
Результатомявляется развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.
Тема вопроса
Сферы профессиональной деятельности социального педагога
1.Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».
В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.
Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:
— учреждения образования;
— учреждения комитетов по делам молодежи;
— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);
— учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).
В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.).
Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.
Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.
В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).
В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).