По дисциплине «консультативная психология»
(Гр. 820521)
© Е.Е.Сапогова, 2015
Оценка за освоение учебного материала дисциплины «Консультативная психология» — 100 баллов, которые распределяются следующим образом:
1) за работу на практических и лабораторных занятиях в течение семестра – 30 баллов,
2) на промежуточной аттестации (первый рубежный контроль) – 30 баллов,
3) на экзамене — 40 баллов.
В семестре – 17 практических и 17 лабораторных занятий, одно из которых отводится на промежуточную аттестацию (первый рубежный контроль).
За работу на практических и лабораторных занятиях можно получить 0-1 зачетных балла. Оценка практического занятия состоит из домашней и аудиторной работы. Лабораторное занятие оценивается только аудиторно.
КР оценивается отдельно в 100 баллов.
Академические оценки:
— 0-39 баллов – «неудовлетворительно»,
— 40-60 баллов – «удовлетворительно»,
— 61-80 баллов – «хорошо»,
— 81-100 баллов – «отлично».
План практических и семинарских занятий
№ ПЗ |
Тема практического занятия |
Кол-во академических часов |
1 |
История консультативной психологии. Предмет, цели и содержание психологического консультирования |
2 часа |
2 |
Профессионализм консультанта |
2 часа |
3 |
Профессиональная ментальность психолога |
2 часа |
4 |
Профессиональный этический кодекс консультанта |
2 часа |
5 |
Неоднозначные этические ситуации в работе консультанта |
2 часа |
6 |
Проблемы, запросы, задачи в консультировании |
2 часа |
7 |
Принципы консультативной работы. Консультативный дискурс |
2 часа |
8 |
Этапы консультативного процесса |
2 часа |
9 |
Основные техники и приёмы консультирования |
2 часа |
10 |
Формы консультирования |
2 часа |
11 |
Специальные проблемы в психологическом консультировании |
2 часа |
12 |
Основные направления в современной практике консультирования (1) |
2 часа |
13 |
Основные направления в современной практике консультирования (2) |
2 часа |
14 |
Некоторые базисные теоретические модели современного консультирования (1) |
2 часа |
15 |
Некоторые базисные теоретические модели современного консультирования (2) |
2 часа |
16 |
Некоторые базисные теоретические модели современного консультирования (3) |
2 часа |
17 |
Некоторые базисные теоретические модели современного консультирования (4) |
2 часа |
ЗАНЯТИЕ 1. СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. Что составляет предмет современного психологического консультирования? Как он меняется в зависимости от текущей социально-экономической, идеологической и культурной ситуации?
2. Почему М.Херберт называет консультирование «помощью людям в их помощи самим себе»? Что это значит?
3. В чём вы видите различия в содержании понятий «психологическое консультирование» и «консультативная психология»?
4. Как можно определить специфику профессионального психологического консультирования?
5. Каковы различия в деятельности профессионального консультанта и врача, педагога, юриста, социального работника или священнослужителя?
6. Какие универсальные целевые установки есть у каждого консультанта, независимо от его теоретической ориентации?
7. От чего зависит выбор содержания психологической помощи, оказываемой клиенту?
8. Как вы понимаете такую универсальную цель консультирования, как облегчение реализации и повышения потенциала личности?
9. Какие научные школы, как вам кажется, в большей мере ориентированы на перестройку личности, а какие — на изменение поведения и почему?
10. Верно ли, что консультирование предполагает привнесение в жизнь клиента чего-то нового – новых идей, ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни и т.д.?
11. Какие типы воздействий могут быть оказаны на клиента и в чём специфика каждого из них?
12. Почему консультанту, занимающемуся исключительно практической работой с клиентом, необходимо хорошее знание теории?
13. На основании чего и каким образом консультант «строит» собственную теорию в работе с клиентами?
14. Что определяет выбор консультантом конкретного теоретического базиса для своей работы?
15. Что такое эклектичное консультирование?
16. Каковы перспективы интегративных подходов в консультировании?
17. В чём плюсы и минусы «концептуального пуризма»?
18. Сформулируйте основные вехи становления консультативной психологии.
19. Как вы считаете, лица, позиционирующие себя как «маги», «колдуны», «знахари» и пр., могут считаться психологами-консультантам?
20. Какие недуги не могут быть преодолены чисто медицинскими способами?
21. Чью сторону вы поддержали бы в дискуссии о том, может ли психолог заниматься психотерапией, является ли психотерапия сферой медицины или психологии, где и как готовить психотерапевтов и т.п. – сторону психологов или сторону психиатров?
22. Каким образом повседневные проблемы здоровых людей стали предметом консультирования?
23.Развитие каких новых сфер и проблемных зон консультирования стимулирует актуальная социокультурная ситуация?
24. Какие новые тенденции и почему сформировались в практике консультирования и психотерапии во второй половине XX в.?
25. Почему история отечественного консультирования пишется, фактически, лишь с 80-х гг. XX в.?
26. В чём вы видите наиболее существенные отличия консультирования от психотерапии?
27. Должен ли, по вашему мнению, консультант ориентироваться в своей работе на категории «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»?
28. Каково место и функции психодиагностики в структуре консультативного процесса?
29. Какие содержательные фазы включает обобщённая модель консультативного процесса?
30. От чего зависит «доля» каждой стадии консультирования в общем консультативном процессе?
Ход занятия.Студенты последовательно отвечают на все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка занятия. Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 2. ДИСКУССИЯ ПО ТЕМЕ: «ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. Какие основные функции по отношению к клиенту должен осуществить профессиональный консультант?
2. Что является основным средством воздействия консультанта на клиента?
3. Чем клиент в консультативном процессе отличается от потребителя других социальных услуг?
4.Можно ли считать психологическое консультирование товаром, продаваемой услугой?
5. Что означают термины «основной контингент клиентов» и «особый контингент клиентов»?
6. Можно ли описать «требования к клиенту»?
7. Какие социально-психологические характеристики клиента воздействуют на консультанта?
8. Что такое неспецифические, или общие, факторы, влияющие на эффективность консультативного взаимодействия?
9. Чем можно объяснить тот факт, что непрофессиональные консультанты, не обученные должным образом специальным техникам, часто демонстрируют не меньшую эффективность, чем получившие хорошую подготовку профессиональные консультанты?
10. Почему клиенты иногда осуществляют своеобразное «бегство в психотерапевтический процесс»?
11. В чём суть широко обсуждаемого вопроса озависимости клиента от психотерапии?
12. Почему умеренный уровень тревоги и беспокойства является нормальным явлением как для начинающего, так и для опытного консультанта и должен восприниматься как полезный фактор в его работе?
13. Нужно ли демонстрировать клиенту то, что консультант ничем не отличается от других людей и «ничто человеческое ему не чуждо»?
14. В чём неконструктивность таких установок консультанта, как «я должен уметь справляться с любой проблемой» и «я не имею права отказать кому-то в помощи»?
15. Как вы понимаете тезис, что консультирование это определённая инвестиция в будущее клиента?
16. Каковы «профессиональные риски» консультирующего психолога?
17. В чём суть синдрома профессионального выгорания?
18. Каковы факторы, способствующие и препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания?
19. В чём суть модели консультативных отношений, описываемых схемой «пациенттерапевт»?
20. Как идея социального партнёрства реализована в модели «клиентконсультант»?
21. К каким психологическим последствиям для клиента и консультанта приводит реализация модели «больнойцелитель»?
22. Существует ли, по вашему мнению, особая предрасположенность личности к консультативной работе?
23. Как вы понимаете тезис, что востребованные психологической профессией личностные качества и способности проявляются, строятся и усиливаются именно в осуществлении консультативной деятельности?
24. Как вы понимаете категорию со-переживания, со-проживания событий жизни клиента в профессиональной деятельности консультанта?
25. Каковы центральные смысловые категории, с которыми работает консультант?
26. В чём смысл и каковы основные характеристики профессиональной ментальности консультанта?
27. Можно ли говорить о «противопоказаниях» к осуществлению психологического консультирования и – шире – о профессиональной непригодности консультанта?
28. В чём смысл супервизии?
29. Какие функции в профессиональном консультировании выполняют этические кодексы, почему большинство консультантов добровольно придерживаются их?
30. Каково содержание основных этических норм профессиональной деятельности консультанта?
Ход занятия.Студенты последовательно комментируют на все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка занятия.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА» (2 часа).
Подготовка к занятию. Каждый студент индивидуально готовит мини-эссе на тему «Профессиональная ментальность психолога: что это такое?». Эссе должно содержать 10 предложений, отражающих собственное мнение студента о том, что такое профессиональная ментальность психолога, чем она отличается от других профессиональных ментальностей, из чего она состоит, как вырабатывается, можно ли работать, не имея профессиональной ментальности и т.д.
Ход занятия.До начала занятий каждый студент получает на руки 3 карточки. Студенты последовательно выступают со своими эссе, после чего каждый студент-слушатель может отдать свою карточку выступающему, если ему понравилось выступление и он с ним согласен, или не отдавать её, если выступление не понравилось, и он не согласен с тезисами выступающего. Карточка может быть отдана только с аргументацией того, что именно произвело впечатление («за что?»).
Если аргументации нет, преподаватель аннулирует вручение карточки.
Оценка занятия.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо выступить со своим эссе и дать 2-3 правильных аргументации, отдавая свои карточки другим выступающим;
— 0,5 балла — при сдаче письменных эссе. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ» НА ТЕМУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОНСУЛЬТАНТА» (2 часа).
Подготовка к занятию. Каждый студент индивидуально готовит свой мини-этический кодекс, содержащий перечень и аргументацию 5 правил профессиональной работы консультанта, которые он считает самыми важными.
Ход занятия.Студенты последовательно выступают со своими «кодексами», защищая и аргументируя выдвинутые правила. После каждого выступления осуществляется общая групповая оценка, защищены ли выдвинутые требования к профессиональной работе психолога.
Оценка занятия. Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо выступить со своим кодексом;
— 0,5 балла — при сдаче письменно оформленного кодекса. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 5. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ: «НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ В РАБОТЕ КОНСУЛЬТАНТА» (2 часа).
Ход занятия.Студенты разбиваются на 4 мини-группы, каждая из которых получает от преподавателя задачу (если позволяет время – 2 задачи) – описание неоднозначной этической ситуации, в которой оказался психолог-консультант. Студенты должны разобраться в ситуации и понять, в чем неоднозначность ситуации, каковы будут последствия того или иного поведения консультанта, на какие риски он идёт, какой стратегии поведения ему лучше придерживаться и т.д. На подготовку даётся 20 минут, после чего студенты должны дать обоснованный ответ, как именно должен поступить консультант и почему. Оценивается аргументация.
Оценка занятия. Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо правильно решить задачу
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 6. СЕМИНАР НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ, ЗАПРОСЫ, ЗАДАЧИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. В чём смысл рассмотрения проблемы в ситуации консультирования как проблемы клиента и проблемы консультанта?
2. Почему наличие психологических проблем у человека не рассматривается как однозначно негативное обстоятельство?
3. Чем отличается содержание понятия «психологическая проблема» в обыденном и научно-психологическом сознании?
4. Почему многие клиенты обращаются за помощью не при первых признаках психологического неблагополучия, а через несколько месяцев и даже лет после их появления?
5. Является ли психологическая проблема клиента только субъективным переживанием неблагополучия или представляет собой совокупность объективных факторов, ведущих к неблагополучию?
6. Какие психодиагностические и психотерапевтические задачи разрешаются в процессе решения проблемы?
7. В чём смысл преодоления проблемы в медицинской модели психотерапии?
8. Чем преодоление проблемы отличается от её отреагирования?
9. Каков итог вызревания и завершения проблемы?
10. В чём терапевтический смысл принятия проблемы клиентом?
11. Что может выступать в качестве критериев эффективности консультирования?
12. От чего зависит формулировка клиентом запроса к консультанту?
13. С каким уровнем запроса по преимуществу работает консультант?
14. Чем жалоба отличается от запроса?
15. Какие элементы включает в себя жалоба?
16. По каким основаниям можно классифицировать проблемные ситуации?
17. Чем опасны манипулятивные запросы клиентов?
18. В чём различие между запросами об информации и запросами о помощи в самопознании?
19. В каких формулировках звучат вопросы о помощи в саморазвитии?
20. Какие формы принимают запросы о трансформации?
21. Какие запросы наиболее часты в практике консультирования?
22. В чём суть идентификации проблемы?
23. В каких случаях необходим консультативный анамнез?
24. Что представляют собой консультативные гипотезы?
25. Нужен ли в консультативной практике психологический диагноз?
26. В чём смысл постановки психологического диагноза?
27. Сколько и какие ступени уяснения сути проблемы клиента с целью постановки диагноза выделил Л.С.Выготский?
28. Какова общая схема психологического заключения?
29. Какими способами могут фиксироваться результаты консультативных сессий?
30. Нужно ли консультанту делать прогнозы в отношении решения психологической проблемы?
Ход занятия.Студенты последовательно комментируют все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка работы на семинаре.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 7. СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ДИСКУРС» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. Для чего психологам нужны принципы консультативной помощи?
2. В чём состоят отличия между советом, данным в затруднительной ситуации другом или родственником клиента, и профессиональной рекомендацией консультанта?
3. В чём специфика консультативного взаимодействия?
4. Каковы условия эффективности и терапевтичности консультативного контакта?
5. В чём смысл асимметричности консультативного контакта?
6. В чём суть проблемной ориентации в консультировании?
7. Почему работа по выяснению причин нынешних трудностей клиента требует значительных усилий и времени от консультанта?
8. Должны ли и почему консультанты опираться в своей работе на принцип детерминизма?
9. Почему консультанту не стоит ожидать непосредственного результата от каждой сессии?
10. Почему избегание стандартных решений повышает потенциал эффективности консультирования?
11. В чём суть ориентации консультанта на понимание клиента?
12. Зачем консультанту стремиться уяснить желания клиента и по возможности быть адекватным им, даже если они не высказаны прямо?
13. В какой мере для консультанта возможно использование советов и директив?
14. Почему при наличии разнообразных техник взаимодействия с клиентом наиболее предпочитаемой формой работы остаётся консультативная беседа?
15. В чём состоит терапевтический потенциал веры клиента в действенность психологической помощи вообще и в способность именно данного консультанта оказать помощь?
16. В чём суть психологического посредничества?
17. Что означает выражение «расширить личностные горизонты клиента»?
18. В чём состоит гуманистическая направленность консультирования?
19. В чём опасность манипуляций для клиента и для консультанта?
20. Почему введённый К.Роджерсом принцип безоценочного принятия клиента называют «альфой и омегой» организации консультативного взаимодействия?
21. Как должна быть распределена ответственность в консультировании?
22. Что такое консультативный дискурс?
23. Какими особенностями отличается консультативный дискурс по сравнению с житейскими дискурсами?
24. Какие профессиональные действия консультанта образуют структуру консультативного дискурса?
25. Какие положения составляют основу дискурсных аналитических подходов в психологии?
26. Почему центральным моментом консультативной работы являются понимание, интерпретация, собственная герменевтическая активность психолога?
27. В чём суть модели понимания текста, предложенной Г.П.Щедровицким и С.Г.Якобсон?
28.Что может сделать консультант, чтобы глубже понять тексты клиента, а с их помощью и внутренний мир самого клиента?
29. Что такое, по М.М.Бахтину, активный «двухголоснословный диалог» консультанта и клиента?
30. Какие условные этапы содержит техника внимательного слушания (чтения)-декодирования клиентского текста?
Ход занятия.Студенты последовательно комментируют на все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка работы на семинаре.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 8. СЕМИНАР ПО ТЕМЕ «ЭТАПЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРОЦЕССА» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. Зачем консультирующим психологам нужна общая схема консультирования, формализующая организацию беседы?
2. Различаются ли и почему стадии консультативного процесса для клиента и для консультанта?
3. Какие стадии включает общая схема консультирования для психолога?
4. Какая стадия во взаимодействии клиента и психолога на консультативной встрече является самой длительной и почему?
5. Всегда ли консультанту необходимо соблюдать последовательность прохождения всех стадий консультирования?
6. Что является основным моментом на стадии знакомства с клиентом?
7. Допустимо ли шутить или заигрывать с клиентом, знакомясь с ним и нчиная беседу?
8. По каким признакам консультант может убедиться, что клиент готов к диалогу?
9. В чём смысл знакомства с клиентом в одинаковой «размерности»?
10. Кто в ситуации консультативного знакомства должен представиться первым и почему?
11. Может ли клиент на консультации представиться прозвищем или использовать вымышленное имя?
12. Зачем при знакомстве с клиентом нужно немного рассказать ему о смысле и процедуре консультирования?
13. Нужно ли клиенту сразу дать необходимые гарантии?
14. Каких слов и выражений стоит избегать в беседе с клиентами и почему?
15. Стоит ли поддерживать в разговоре с клиентом общие темы?
16. Как проявляется сопротивление на первых фазах консультирования?
17. Как распознать попытки клиента манипулировать на первых фазах консультирования?
18. Какова главная задача расспроса?
19. Как различаются между собой первая и вторая фазы расспроса?
20. Какими средствами психологом достигается целенаправленный, структурированный характер беседы с клиентом?
21. Что такое консультативная гипотеза?
22. Для чего в консультировании используются конкретные ситуации?
23.Почему оказание психокоррекционного воздействия считается как наиболее творческой, так и наиболее сложной и персонализированной стадией консультирования?
24. Какими способами консультант демонстрирует клиенту неконструктивность его позиции?
25. Какова основная задача коррекционной фазы консультирования?
26. Стоит ли консультанту стремиться к масштабным личностным изменениям клиента?
27. Почему по окончании консультативной сессии некоторые клиенты «передумывают» меняться?
28. Что включает завершающая стадия консультирования?
29. Кто может быть инициатором дополнительных консультативных встреч?
30. Какие действия консультанта могут стимулировать желание клиента делать подарки?
Ход занятия.Студенты последовательно комментируют на все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка работы на семинаре.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 9. СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ И ПРИЁМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. В чём состоит специфика консультативного альянса?
2. В каких случаях консультирование может быть начато без прочного консультативного альянса?
3. Какие приёмы использует консультант для построения консультативного альянса?
4. Что помогает выделить приоритетеные темы клиента?
5. Почему на вербальную активность консультанта накладывается ряд ограничений?
6. Какие функции несут паузы и молчание консультанта и клиента?
7. Какие приёмы можно считать «сквозными» в консультировании и почему?
8. Почему активное слушание называют базовым навыком консультанта?
9. Какие виды эмпатии проявляются в консультативном процессе?
10. Как показать клиенту, что консультант понимает его чувства?
11. Как консультанту избежать «попугайства» в репликах?
12. Каковы основные ошибки в слушании клиента и реагировании на его рассказ?
13. Почему для консультанта важнее сконцентрироваться не столько на проблеме, сколько на клиенте?
14. Какие вопросы и для чего используются в консультировании?
15. Каков смысл работы с переживаниями клиента? Почему не все клиенты нуждаются в рациональном, когнитивном анализе своих затруднений?
16. Как и для чего используется техника альтернативных формулировок?
17. Как анализ метафор, используемых клиентом, помогает консультанту уяснить суть переживания и суть проблемы клиента?
18. Как применяются элементы контент-анализа в консультировании?
19. Как используются в консультировании элементы дискурс-анализа?
20. Какова роль интерпретации в консультировании?
21. За счёт чего интерпретация выполняет смыслотворческие функции?
22. Каковы действия консультанта, если клиент напрямую просит о совете, рекомендации?
23. Как используется убеждение в консультировании?
24. В каких случаях консультант может прибегнуть к конфронтации с клиентом?
25. Каковы границы самораскрытия консультанта в работе с клиентом?
26. Какие приёмы заимствованы консультированием из работ В.Франкла?
27. Почему клиенты часто не различают «свои» и «чужие» проблемы?
28. Какие основные группы ошибок консультантов выделены на основе супервизорской практики?
29. Каковы должны быть действия консультантов в отношении трансфера и контртрансфера?
30.Каковы наиболее частотные причины сопротивления клиента процессу консультирования?
Ход занятия.Студенты последовательно комментируют на все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка работы на семинаре.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 10. СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» (2 часа).
Вопросы для обсуждения.
1. Почему для многих клиентов предпочтительным оказывается индивидуальное консультирование?
2. В чём преимущества индивидуальной работы с клиентом?
3. Каковы минусы индивидуальной работы с клиентом?
4. За счёт чего достигается эффект в групповом консультировании?
5. Каково назначение T-групп?
6. Как функционируют лечебные группы?
7. В чём смысл участия клиента в группах самопомощи?
8. Почему атмосфера групповой терапии воспринимается клиентами как обеспечивающая им эмоциональную безопасность?
9. В чём преимущества групповых форм консультирования?
10. В чём минусы групповой формы работы с клиентами?
11. В чём смысл со-консультирования по Х.Дженкинсу?
12. Почему телефонное консультирование является широко распространённой формой консультативной помощи?
13. Какие проблемы чаще других обсуждаются по «телефонам доверия»?
14. Каковы специфические особенности обращения в службу «телефона доверия»?
15. В чём состоят особенности работы консультантов в службах «телефона доверия»?
16. Почему работа психологов на «телефонах доверия» считается напряжённой и чреватой ранними проявлениями «синдрома профессионального выгорания»?
17. Что такое завершённые и незавершённые беседы в телефонном консультировании?
18. Как оценить эффективность телефонной консультации?
19. Каковы ошибки проведения телефонной консультации?
20. Что имеют в виду, когда говорят об Интернет-консультировании?
21. Какие формы консультирования считаются предшественниками Интернет-консультирования?
22. Как можно оценить эффективность заочного Интернет-консультирования?
23. В чём сторонники Интернет-консультирования видят его плюсы?
24. Можно ли считать Интернет-консультирование полностью отвечающим принципам и этическим требованиям психологическогоконсультьирования?
25. Какие перспективы развития Интернет-консультирования вы видите?
26. Что, на ваш взгляд, имеют в виду сторонники Интернет-консультирования, когда говорят о том, что оно совершается «в реальном времени»?
27. Почему изложенная на письме ситуация лишь приблизительно отражает реальную картину проблемы Интернет-клиента?
28. Какие меры вы могли бы предложить для предотвращения «игр в консультирование» по Интернету?
29. Какая юридическая база, на ваш взгляд, должна быть разработана, если принять Интернет-консультирования как форму реальной психологической помощи?
30. Можно ли и почему говорить о реальной ответственности Интернет-консультанта за итог Интернет-консультирования?
Ход занятия.Студенты последовательно комментируют на все вопросы в порядке свободного обсуждения.
Оценка работы на семинаре.Начисляется максимум 1 балл при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо ответить правильно минимум на 5 вопросов;
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов на все вопросы семинара. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЕ 11. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ ПО ТЕМЕ: «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ» (2 часа).
Ход занятия.Студенты разбиваются на 4 мини-группы, каждая из которых получает от преподавателя задачу (если позволяет время – 2 задачи) – описание одной из специальных проблем консультирования. Студенты должны разобраться в изложенных обстоятельствах, разъяснить правила работы с подобными случаями и выработать общий порядок действий консультанта в работе с заданной ситуацией. На подготовку даётся 20 минут, после чего студенты должны дать обоснованный ответ, как именно должен поступить консультант и почему.
Оценка занятия. Начисляется максимум 1 балл (каждому участнику группы – одинаковая оценка) при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо правильно решить задачу,
— 0,5 балла — при сдаче письменных ответов. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЯ 12-13. МИНИ-ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ТЕМЕ: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» (4 часа).
Подготовка к занятию. Студенты делятся на несколько групп и в совместной работе готовят 30-минутное сообщение по следующим темам:
— «Возрастно-психологическое консультирование»,
— «Консультирование в организациях»,
— «Мультикультуральное (кросс-культурное) консультирование»,
— «Профессиональное и карьерное консультирование»,
— «Семейное консультирование»,
— «Учёт гендерных особенностей в консультировании».
Ход занятий. Студенты каждой мини-группы последовательно выступают со своими сообщениями, характеризуя каждую из современных практик консультирования. Представленный проект каждой практики должен быть иллюстрирован мультимедийно. Проект будет оцениваться с двух сторон: 1) информативной, 2) иллюстративной.
Оценка занятия. Начисляется максимум 1 балл (каждому участнику группы – одинаковая оценка) при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо максимально полно охарактеризовать выбранное направление,
— 0,5 балла — при сдаче письменных проектов-сообщений. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
ЗАНЯТИЯ 14-17. ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ТЕМЕ: «НЕКОТОРЫЕ БАЗИСНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» (8 часов).
Подготовка к занятию. Студенты делятся на пары или мини-группы и в совместной работе готовят 20-минутное сообщение по следующим темам:
— «Адлерианский анализ: 10 тезисов»,
— «Бихевиористически ориентированное (поведенческое) консультирование: 10 тезисов»,
— «Гештальт-теория в консультировании: 10 тезисов»,
— «Экзистенциально-ориентированное консультирование: 10 тезисов»,
— «Клиент-центрированный подход в консультировании: 10 тезисов»,
— «Когнитивно-бихевиористическое консультирование: 10 тезисов»,
— «Мультимодальное консультирование: 10 тезисов»,
— «Психоаналитическое консультирование: 10 тезисов»,
— «Консультирование с использованием нарративного подхода: 10 тезисов»,
— «Трансактный анализ в консультировании: 10 тезисов»,
— «Рационально-эмотивная терапия в консультировании: 10 тезисов»,
— «Приёмы юнгианского анализа в консультировании: 10 тезисов».
Ход занятий. Студенты каждой мини-группы последовательно выступают со своими сообщениями, характеризуя каждую из современных практик консультирования. Представленный проект каждой практики должен быть иллюстрирован мультимедийно. Проект будет оцениваться с двух сторон: 1) информативной, 2) иллюстративной.
Оценка занятия. Начисляется максимум 1 балл (каждому участнику группы – одинаковая оценка) при двух условиях:
— 0,5 балла – за аудиторную работу, в ходе которой надо максимально полно охарактеризовать выбранную модель
— 0,5 балла — при сдаче письменных проектов-сообщений. Срок сдачи – 1 неделя после семинара.
План лабораторных работ
№ ПЗ |
Тема |
Коли-чество часов |
1-2 |
Знакомство с клиентом. |
4 часа |
3-4 |
Структурирование консультативной ситуации. |
4 часа |
5-6 |
Построение консультативного альянса. |
4 часа |
7-8 |
Выделение проблемы клиента. |
4 часа |
9-11 |
Анализ запроса и жалобы клиента. |
6 часов |
12-13 |
Идентификация проблемы. |
4 часа |
14-15 |
Расспрос. Формулирование и проверка консультативных гипотез. |
4 часа |
16 (17) |
Коррекционное воздействие. Завершение беседы, прощание с клиентом. |
2 (4) часа |
ЗАНЯТИЯ 1-2. Знакомство с клиентом.
1. Обсуждение в групповой дискуссии смысла консультирования в целом и сущности первого шага консультативной беседы, ее построения и значимости для консультанта и клиента.
2. Моделирование в тренинговой обстановке ситуаций знакомства и налаживания контакта с клиентом.
К данному занятию нет и не может быть точно разработанных ситуативных задач, поскольку контакт клиента и консультанта краток (приблизительно 3-5 минут) и исчерпывается знакомством друг с другом. Каждый из членов лабораторной тренинговой группы, играя роль клиента, может представиться так, как он хочет, и заявить ту проблему, которую хочет.
К консультанту же предъявляются определенные требования:
1) правильно встретить и «усадить» клиента;
2) представиться, ориентируясь на то, как представился клиент;
3) четко и коротко рассказать о своих профессиональных обязанностях в роли консультанта (моделирование мест консультирования включает: суд (прием подавших заявление о разводе); кабинет психологического консультирования на промышленном предприятии; прием психолога в медицинском учреждении; прием в консультации по вопросам семьи и брака и т.д.);
4) начать беседу с клиентом;
5) в случае необходимости подбодрить клиента и сориентировать его на свободный рассказ о собственных проблемах.
В ходе занятий с участием всех студентов подгруппы проигрываются ситуации первого знакомства и контакта консультанта и клиента. Каждый участник группы должен побывать в обеих позициях.
3. Индивидуальная «рефлексия вслух» каждым студентом в группе итога первого шага консультирования: появление у консультанта внутреннего ощущения «Я его чувствую, понимаю»; появление у клиента переживания «Я пришел именно туда, куда надо: здесь меня слушают и понимают».
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЯ 3-4. Структурирование консультативной ситуации.
1. Краткое обсуждение в групповой дискуссии структуры консультирования и ответы на вопросы.
Вопросы.
Зачем консультирующим психологам нужна общая схема консультирования, формализующая организацию беседы?
Различаются ли и почему стадии консультативного процесса для клиента и для консультанта?
Какие стадии включает общая схема консультирования для психолога?
Какая стадия во взаимодействии клиента и психолога на консультативной встрече является самой длительной и почему?
Всегда ли консультанту необходимо соблюдать последовательность прохождения всех стадий консультирования?
Что является основным моментом на стадии знакомства с клиентом?
Допустимо ли шутить или заигрывать с клиентом, знакомясь с ним и нчиная беседу?
По каким признакам консультант может убедиться, что клиент готов к диалогу?
В чём смысл знакомства с клиентом в одинаковой «размерности»?
Кто в ситуации консультативного знакомства должен представиться первым и почему?
Может ли клиент на консультации представиться прозвищем или использовать вымышленное имя?
Зачем при знакомстве с клиентом нужно немного рассказать ему о смысле и процедуре консультирования?
Нужно ли клиенту сразу дать необходимые гарантии?
Каких слов и выражений стоит избегать в беседе с клиентами и почему?
Стоит ли поддерживать в разговоре с клиентом общие темы?
Как проявляется сопротивление на первых фазах консультирования?
Как распознать попытки клиента манипулировать на первых фазах консультирования?
Какова главная задача расспроса?
Как различаются между собой первая и вторая фазы расспроса?
Какими средствами психологом достигается целенаправленный, структурированный характер беседы с клиентом?
Что такое консультативная гипотеза?
Для чего в консультировании используются конкретные ситуации?
Почему оказание психокоррекционного воздействия считается как наиболее творческой, так и наиболее сложной и персонализированной стадией консультирования?
Какими способами консультант демонстрирует клиенту неконструктивность его позиции?
Какова основная задача коррекционной фазы консультирования?
Стоит ли консультанту стремиться к масштабным личностным изменениям клиента?
Что включает завершающая стадия консультирования?
2. Моделирование в тренинговой обстановке структурирования ситуаций знакомства, налаживания контакта с клиентами разного типа.
3. Практическое решение задач, возникающих перед консультантом на данной фазе консультирования.
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЯ 5-6. Построение консультативного альянса.
1. Групповая мини-дискуссия, связанная с анализом сущностных характеристик консультативного альянса.
2. Моделирование в тренинговой ситуации лабораторной группы процесса построения консультативного альянса. В ходе занятия проигрываются 5-6 ситуаций с разными парами студентов.
3. Индивидуальная рефлексия и групповая супервизия с целью определить, сложился альянс или нет, и если нет, то почему. Участвуют студенты, побывавшие в позициях консультанта и клиента, по их рефлексиям проводится групповаясупервизия модельной деятельности «консультанта».
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЯ 7-8. Выделение проблемы клиента.
1. Групповая дискуссия, связанная с анализом наиболее типичных проблем для каждого возраста и социальной группы.
2. Моделирование в тренинговой ситуации лабораторной группы организации слушания клиента и вычленения в его монологе «настоящей» психологической проблемы. В ходе занятия проигрываются 5-6 ситуаций с неявно выраженной проблемой.
3. Групповая супервизия с целью определить признаки, по которым устанавливается сущность проблемы.
4. Скоростной тренинг определения сути проблемы. Решение задач на классификацию проблем.
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЯ 9-11.Анализ запроса и жалобы клиента.
1. Групповая мини-дискуссия, посвященная способам анализа запроса и жалобы клиента.
2. Моделирование в тренинговой ситуации лабораторной группы определения характера запроса и жалоб клиента. В ходе занятия проигрываются 5-6 ситуаций с неявно выраженной проблемой.
3. Групповая супервизия с целью определить, насколько правильно «консультантам» удаётся определить суть запроса и его характер.
4. Решение задач на классификацию проблем.
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЯ 12-13. Идентификация проблемы.
1. Групповая мини-дискуссия, посвященная способам идентификации проблемы.
2. Моделирование в тренинговой ситуации лабораторной группы логики формирования гипотезы. В ходе занятия проигрываются 5-6 ситуаций с неявно выраженной проблемой.
3. Групповая супервизия с целью определить, насколько правильно «консультантам» удаётся определить суть проблемы.
4. Решение задач на классификацию проблем.
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЯ 14-15. Расспрос.Формулирование и проверка консультативных гипотез.
1. Обсуждение основных правил организации расспроса клиента.
2. Моделирование и тренинг следующих навыков:
1) умения регулировать темп собственной речи и тон в соответствии с темпом и тоном речи клиента;
2) умения задавать широкие вопросы, стимулирующие активность клиента и таким образом вовлекающие его в беседу;
3) умения вести беседу так, чтобы у клиента было достаточно логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается;
4) эмоционального реагирования на слова клиента, подбодрения, успокаивания и т.д.; 5) умения задавать вопросы, ориентируясь на последние слова, сказанные клиентом; 6) избегания лишних и случайных вопросов.В качестве материала для проигрывания используются 1-3 модельные ситуации консультирования.
3. Групповое обсуждение обобщенной техники консультирования.
4. Моделирование четвертой стадии консультирования с помощью техники списков, техники контрактов, техники парафраза и др. (отработка одной ситуации 15-20 минут).
В ходе тренинга отрабатываются следующие навыки:
1) мотивировать клиента на выполнение задания или каких-либо предписаний психолога-консультанта;
2) переформулировать в более конкретной форме то, что было сказано клиентом;
3) активно беседовать с двумя клиентами, не обделяя кого-либо из них вниманием;
4) задавать конкретные, уточняющие вопросы;
5) пользоваться парафразой;
6) легко переходить с обсуждения одного вопроса на другие в том случае, если проводимая дискуссия непродуктивна;
7) помогать клиенту в формулировании своих требований и пожеланий, если он затрудняется делать это сам.
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
ЗАНЯТИЕ 16 (17).
Коррекционное воздействие. Завершение беседы, прощание с клиентом.
1. Обсуждение способов мотивирования клиента на выполнение определенных действий в направлении решения его проблемы.
2. Моделирование одной ситуации консультирования (время проигрывания 20-25 минут) для отработки следующих навыков:
1) умение переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент был готов принять ответственность (вину) за происходящее на себя;
2) не оказывать давление на клиента;
3) не воспринимать личность клиента и его поведение непосредственно;
4) уметь приводить примеры (психологического или бытового характера), демонстрирующие, что подобное поведение в такой ситуации является не единственно возможным;
5) высказывать сочувствие и сопереживание клиенту;
6) сопоставлять и выстраивать в логические цепочки информацию, сообщаемую клиентом (то есть выдвигать консультативные гипотезы).
Поскольку модельная ситуация проигрывается около 20-25 минут, она разбивается на микрофазы, и вся группа участвует в тренинге, подсказывая и направляя «консультанта» в ситуациях затруднения.
3. Модельное воспроизведение 1-2 ситуаций консультирования в целом (время отыгрывания одной ситуации со «сменными» консультантами — 60 минут) для отработки навыков:
1) подвести итог беседы;
2) правильно переадресовать клиента к другим специалистам в случае, если это необходимо;
3) обсудить с клиентом конкретные изменения в его поведении и взглядах;
4) попрощаться с клиентом;
5) ответить на вопросы о возможном влиянии изменений в его (ее) поведении на поведение других людей;
6) рассказать о возможных перспективах дальнейшей психологической работы.
В процессе моделирования можно сменить несколько консультантов.
2. Групповая дискуссия, касающаяся динамики консультирования, возникших у консультантов трудностей, личных впечатлений от консультирования, процесса понимания клиента.
Оценка занятия: 0-1 балл за аудиторную работу.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие психологического консультирования. Предмет консультирования. Проблема целей и содержания психологической помощи.
2. Психологическое консультирование и психотерапия. Мировоззрение и теория в консультировании. Этика и ответственность в психологическом консультировании.
3. Предыстория консультативной психологии. Зарубежный и отечественный опыт консультирования. Личный стиль терапии и консультирования.
4. Психологическая проблема. Консультативные задачи. Психологический запрос.
5. Возрастная специфика консультирования. Типичные возрастные запросы.
6. Анализ жалобы клиента и проблемной ситуации. Классификация запросов. Анализ запроса. Идентификация проблемы. Психологический диагноз. Формулирование психотерапевтической задачи.
7. Диагностический и психотерапевтический аспекты консультирования. Фиксирование результатов консультации.
8. Принципы консультативной помощи: принцип причинности; «консультативный альянс»; «проблемная диагностика»; психологическое посредничество; неманипулятивный подход; принцип безоценочного принятия; принцип профессионализма; ориентация клиента на самого себя. Условия эффективности консультативной помощи.
9. Первый этап консультирования: знакомство с клиентом и начало беседы.
10. Второй этап консультирования: расспрос клиента.
11. Третий этап консультирования: формулирование и проверка консультативных гипотез.
12. Четвертый этап консультирования: коррекционное воздействие.
13. Пятый этап консультирования: завершение беседы.
14. Технология и микротехники консультирования: средства психологической поддержки клиента; высвобождение чувств и эмоций; настройка на «волну» клиента; ограничение речи консультанта в диалоге и активное слушание.
15. Механизмы коррекционного воздействия: гармонизация травмирующих переживаний; облегчение гнета психологических проблем; поиск нового ракурса видения проблемы; реконструкция утраченного смысла; расширение горизонтов видения мира; переоценка ценностей; побуждение к «наоборот»; поиск психологических подкреплений; принцип «здесь и теперь»; тактика преодоления психологического кризиса (организация ситуаций высокого эмоционального накала; эффект отсроченного последействия); поддержка положительной «Я-концепции»; «рефлексивное зеркало»; способность дифференцирования «своих» и «чужих» проблем; переосмысление прошлого опыта; освобождение от психологических ограничений и условностей.
16. Специальные проблемы психологического консультирования: консультирование тревожных клиентов; консультирование при страхах и фобиях; консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов; консультирование «немотивированных» клиентов; консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования; консультирование при переживании чувства вины; консультирование плачущих клиентов; консультирование истерических личностей; консультирование обсессивных личностей; консультирование при параноидальных расстройствах; консультирование шизоидных личностей; консультирование асоциальных личностей; консультирование при алкоголизме; консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами; консультирование клиентов с депрессией и суицидальными намерениями; консультирование при переживании утраты; особенности беседы с умирающим человеком; консультирование при сексуальных проблемах.
17. Особенности семейного консультирования.
18. Специфика телефонного консультирования.
19. Особенности психоаналитического консультирования.
20. Экзистенциально-гуманистическая традиция в консультировании.
21. Когнитивно-бихевиоральное направление в консультировании.
22. Консультирование с позиций трансактного анализа.
Курсовая работа
Тематика курсовых работ. |
|
1. Что в современной практике предпочтительнее — индивидуальное или групповое консультирование?
2. Зачем нужнасупервизия в практике консультирования?
3. Получит ли распространение и почему Интернет-консультирование?
4. В чём состоят основные проблемы мультикультурального консультирования?
5. Стоит ли и почему учитывать в практике консультирования гендерные особенности клиентов?
6. В чём состоят смыслы экзистенциального консультирования?
7. Можно ли и почему использовать сторителлинг в личностном консультировании?
8. Когда и как нарратив и метафора могут быть использованы в консультативном процессе?
9. В чём состоят особенности психологического консультирования в экстремальных ситуациях?
10. Нужно ли и почему психологическое консультирование в миграционных службах?
11. Почему практики современного консультирования часто заимствует приёмы восточных практик?
12. Каковы перспективы проблемно-ориентированного консультирования?
13. Нужно ли современному человеку личностно-ориентированное консультирование?
14. Является ли и почему решение-ориентированное консультирование (solutiontalk) самым прогрессивным и универсальным способом консультирования?
15. В чём состоят плюсы и минусы практики со-консультирования Х.Дженкинса?
16. Чем экстренное психологическое консультирование отличается от других форм консультирования?
17. Требуется ли дауншифтерам психологическая консультативная помощь?
18. Что вносит теория социального конструктивизма в практику консультирования?
19. Есть ли перпективы использования биографического метода в консультировании?
20. Как используется контент-анализ в консультировании?
21. Что даёт психологу применение дискурс-анализа в консультировании?
22. Какой должна быть личность современного консультанта?
23. Что даёт применение арт-терапии и фолк-терапии в консультативных практиках?
24. Какие функции исполняют куклы, игры и театр в консультативной практике?
25. Каковы возможности библиотерапии в консультативной практике?
Основные требования к содержанию курсовой работы и порядок оценивания
Тема выбирается студентом индивидуально.
Объём текста КР – не менее 15 страниц 12 кеглем через один интервал. Работа обязательно должна содержать титульный лист, оглавление и библиографический список, которые не входят в общий объём листажа.
Титульный лист должен содержать иллюстрацию (фотографию, репродукцию, авторский рисунок и т.п.), отражающую содержание работы. На обороте титульного листа должна быть представлена интерпретация, объясняющая, почему данное изображение было выбрано в качестве символа, отражающего основную мысль работы.
Оценка КР .
Первая позиция оценивания– подбор и интерпретация иллюстрации на обложке. Обложка (со ссылкой на источник) должна прямо, метафорически или символически отражать, по мнению автора, основное содержание выполненной работы или его отношение к содержанию. На обороте обложки должна быть представлена аргументация выбора и интерпретация иллюстрации с точки зрения отражения ею содержания текста. Аргументированный выбор и интерпретация оцениваются от 0 до 5 баллов.
Вторая позиция оценивания— развёрнутое оглавление (не менее 10 пунктов, сформулированных как проблемные вопросы, которые будут обсуждаться в тексте).
Оценка – от 0 до 5 баллов.
Третья позиция оценивания– словарь (глоссарий) использованных по данной теме терминов (не менее 10 терминов, данных со ссылками на источник).
Оценка – от 0 до 5 баллов.
Четвёртая позиция оценивания— правильно оформленный список использованной литературы (не менее 15 наименований), включающий специальные издания (монографии, главы книг) и журнальные статьи (не менее трети от всего библиографического списка).
Оценка – от 0 до 5 баллов.
Пятая (основная) позиция оценивания– содержание работы. Содержание работы должно отражать:
1) постановку и обоснование центральной проблемы курсовой работы – от 0 до 5 баллов;
2) исторический экскурс в проблему – от 0 до 5 баллов;
3) конкретный и подробный анализ основных теоретических, экспериментальных и практических подходов к её постановке и изучению со ссылками на источники – от 0 до 20 баллов,
4) знакомство с основными современными публикациями ведущих специалистов в исследовании данной проблемной области – от 0 до 10 баллов;
5) изложение смысла ключевых понятий и теоретических положений, которые используются в анализе конкретной проблемной области – от 0 до 10 баллов,
6) авторское изложение ключевых аспектов исследуемой проблемы, постановка собственных вопросов, авторская аргументация – от 0 до 20 баллов;
7) наличие составленных лично автором таблиц, схем, диаграмм, рисунков, связанных с изучением и пониманием проблемы — от 0 до 10 баллов.
Промежуточная аттестация
По дисциплине предусмотрен текущий контроль успеваемости, по результатам которого обучающийся может получить за семестр не более 60 баллов. В него входит промежуточная аттестация, на которой он может получить не более 30 баллов, при условии наличия баллов (см. п.7.2) по текущему контролю успеваемости. Промежуточная аттестация проходит в сроки, предусмотренные приказом ректора в середине семестра.
Студент, не проходивший межсессионного контроля, или набравший на нём менее 20 баллов считается неаттестованным. Отказавшийся письменно от результатов текущей аттестации студент сдаёт экзамен по всей программе в назначенный расписанием день по 100 – балльной форме.
Допуск к экзамену производится после выполнения всех предусмотренных учебным планом и настоящей программой работ.
ВНИМАНИЕ! Студент, не сдавший хотя бы одну лабораторную работу, отчёт по практическим и семинарским занятиям и (или) курсовую работу, до экзамена не допускается. Студент, пропустивший более 40% аудиторных занятий, к экзамену не допускается.
Литература Основная литература
1. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8876.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 143 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16285.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Актуальные проблемы психологии семьи и семейного консультирования [Электронный ресурс]: материалы научной конференции аспирантов, молодых преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики РосНОУ (г. Москва, 22 марта 2011 г.)/ Н.Н. Азарнов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2011.— 204 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21260.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Аллан Д. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аллан Джон— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7391.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Амбросова В.И. Психологическое консультирование. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие / Амбросова В.И. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22267.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии [Электронный ресурс]: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов/ Балашова С.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 39 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21837.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Блинов А.О. Управленческое консультирование [Электронный ресурс]: учебник/ Блинов А.О., Дресвянников В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 212 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14090.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Грюнвальд Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3829.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Калмыкова Е.С. Опыты исследования личной истории. Научно-психологический и клинический подходы [Электронный ресурс]/ Калмыкова Е.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт практической психологии и психоанализа, 2012.— 182 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15283.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Кашин В.К. Прикладное консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кашин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2009.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11078.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л.Г. Жедунова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2004.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3803.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
10. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии. – СПб.: Речь, 2010.
Периодические издания
1. Вестник МГУ.Серия 14.Психология .— 2004 №1-4 .— 2005 №1-4 .— 2006 №1-4 .— 2007 №1-4 .— М. : МГУ, .— 1 раз в три м-ца .— ISSN 0201-7385 .— ISSN 0137-0936.
2. Культурно-историческая психология: международный научный журнал.— 2007 № 1-4.— 2008 № 1-2 .— М. : МГППУ, 2007- .— ISSN 1816-5435.
3. Мир психологии : научно-методический журнал .— 2003 №1-4 .— 2004 №1-4 .— 2005 №2-4 .— 2006 №1-4 .— 2007 №1-4 .— 2008 №1 .— М., 2003- .— 1 раз в квартал
4. Журнал практического психолога : научно-практический журнал / ООО «ИГ-СОЦИН».— 2006 №4-6 .— 2007 №1-6 .— 2008 №1-3 .— М. : ООО «ИГ-СОЦИН», .— ISSN 1990-9349
5. Семейная психология и семейная терапия : научно-практический журнал .— 2006 №3-4.— 2007 №1-4 .— 2008 №1 .— М. : ООО «ИГ «Социальные науки», 2006 — .— ISSN 1990-9381.
6. Психология зрелости и старения : ежеквартальный научно-практический журнал .— 2006 №4 .— 2007 №1-4 .— М., 2006 — .— Выходит 2 раза в полугодие .— ISSN 0236-4999.
7. Вопросы психологии [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Общество с ограниченной ответственностью «Вопросы психологии», 1955 – ISSN 0042-8841 .— Выходит 6 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю
8. Актуальные проблемы психологического знания [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский психолого-социальный университет, 2006 – ISSN 2073-8544. — Выходит 4 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю
8. Российский психологический журнал [электронный ресурс] : научно-практический журнал .— М. : Общество с ограниченной ответственностью Кредо, 2004 – ISSN 1812-1853.— Выходит 4 раз в год .- Режим доступа : http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp.-eLibrary.ru, со всех компьютеров библиотеки ТулГУ, по паролю
Интернет-ресурсы
1. Электронный читальный зал “БИБЛИОТЕХ”: учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам. — Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю. — Загл.c экрана
2. ЭБС IPRBooks универсальная базовая коллекция изданий. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/, по паролю. — Загл. с экрана
3. Научная Электронная Библиотека eLibrary – библиотека электронной периодики, режим доступа: http://elibrary.ru/, по паролю. — Загл. с экрана.
4. НЭБ КиберЛенинка научная электронная библиотека открытого доступа, режим доступа http://cyberleninka.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //window.edu.ru. — Загл. с экрана.