Психолого-педагогические аспекты работы с трудными детьми

Введение Согласно учебного плана специальности «…..» после 5 курса предусмотрена преддипломная практика сроком 4 недели. Производственная практика проходила с 01.08.2012 по 29.08.2012 в Комплексном центре обслуживания населения, расположенном по адресу: Домодедово, Советская, 8. Моим руководителем практики от Центра обслуживания была … — начальник отдела по работе с трудными подростками, грамотный высококвалифицированный специалист. Целью данной практики было закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, а также приобретение более глубоких практических навыков по будущей специальности. Во время практики произошло знакомство с грамотными, содержательными, неравнодушными, находящимися в постоянном поиске людьми, которые помогли мне вникнуть в содержание моей будущей профессии, консультировали меня по наиболее важным вопросам психологии и педагогики. Хотелось бы отметить, что теоретических знаний, полученных в стенах ВУЗа, было явно недостаточно, чтобы справляться с широким кругом обязанностей, поставленных передо мной руководителем. Мной был сделан вывод, что одной теории для дальнейшей работы в сфере социального обслуживания явно недостаточно, она непременно должна быть подкреплена практическими навыками.

За 4 недели практики мне удалось познакомиться со структурой Комплексного центра обслуживания населения, поработать с учредительными документами, приобрести навыки оформления документов, поработать с клиентами Центра. В процессе прохождения практики я ознакомилась с правилами внутреннего трудового распорядка, с правилами техники безопасности, изучили организационную структуру, кадровый состав организации, финансовую деятельность организации, основные направления деятельности. В задачи преддипломной практики на предприятиях входит решение следующих задач: 1. Анализ работы Комплексного центра обслуживания населения г. Москвы; 2. Анализ работы с трудными детьми в качестве психолога Комплексного центра социального обслуживания населения г. Москвы; 3. Разработка коррекционной программы для трудных подростков с проявлением агрессии в личности. Мне действительно удалось оценить всю сложность и ответственность этой работы и окончательно убедиться в правильном выборе своей будущей профессии. 1. Анализ работы Комплексного центра обслуживания населения г. Москвы 1.1 Организационно-правовая характеристика учреждения Московский комплексный центр социального обслуживания населения имеет статус областного государственного учреждения и занимается социальным обслуживанием населения более 15 лет.

12 стр., 5867 слов

Социальная поддержка пожилых людей в условиях территориального ...

... территориальных уровнях стали создаваться центры социального обслуживания населения. Социальное обслуживание на сегодняшний день играет ... г. №с 1488 утверждена Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ... работа по социальной поддержке пожилых людей 2.1 Диагностика социальных потребностей пожилых людей Список использованных источников Введение Социальное обслуживание ...

Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения Московской области, определяющими основные требования к объемам и качеству, порядку и условиям их оказания. В данном Центре можно получить следующие виды услуг: · социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности в быту; · социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан; · социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе; · социально-педагогические, направленные на формирование позитивных интересов, в т.ч. в сфере досуга; · социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; · социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан. Комплексный центр социального обслуживания населения работает в соответствии с: · Постановлением губернатора №117 от 18 февраля 2008 года «О государственых стандартах социального обслуживания населения в Московской области» Постановлением губернатора №117 от 18 февраля 2008 года «О государственых стандартах социального обслуживания населения в Московской области» · Национальными стандартами РФ социального обслуживания населения · ФЗ № 195 от 10.12.95 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред.

от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» · ФЗ № 122 от 02.08.95 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и нвалидов» и др. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» · Распоряжение Комитета по образованию Правительства Москвы от 25.05.2005 N 311-р «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Распоряжение Комитета по образованию Правительства Москвы от 25.05.2005 N 311-р «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Принципы работы с клиентами: · уважать частную жизнь клиента; · быть вежливым, внимательным, чутким, справедливым и честным; · вести себя сообразно профессиональной этике; · извиниться, если что-то пойдет не так, объяснить, что произошло, и быстро исправить ошибку; · предоставлять услуги на справедливой основе, вне зависимости от пола, расы, состояния здоровья, религии, возраста; · предоставлять информацию об услугах и советы; · использовать информацию, полученную от клиента, в его интересах; · добиться, чтобы офисы выглядели дружелюбно и приятно. Обязанности клиентов: · относиться к сотрудникам учреждения с уважением, без угроз и оскорблений; · быть тактичными и вежливыми с другими клиентами; · своевременно предоставлять полную и точную информацию. Кто может получить социальные услуги: · пенсионеры (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет); · инвалиды (независимо от возраста); · граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию (семьи с детьми, безработные, лица БОМЖ и другие).

9 стр., 4084 слов

Социальная защита населения

... социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; .Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраст и инвалидов; .Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; .Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и ...

Порядок предоставления социальных услуг: · по личному заявлению гражданина; · по заявлению законного представителягражданина с предоставлением документа, удостоверяющего личность; · услуги предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; · граждане, получающие пенсию ниже установленного прожиточного минимума, обслуживаются бесплатно. Рисунок 1 — Организационная структура Комплексного центра социального обслуживания населения За 2011 год в Московском комплексном центре социального обслуживания населения по лучили социальные услуги 18052 гражданина округа: — в отделении срочного социального обслуживания — 17 425 граждан, из них 8904 — сельское население, 8521 — жители города; — в отделениях социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов 452 человека, из них 164 — сельские жители, 288 — городские; — в отделении специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов — 80 человек; — в отделениях милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов — 95 человек, из них 35 сельских жителей, 60 — городские.

За текущий период специалистами отделения срочного социального обслуживания было оказано 10932 консультаций по различным вопросам, этот вид помощи получили 6133 жителя города и 4799 — сельские жители. Проводилась работа по оказанию социально-правовых услуг нуждающимся категориям граждан. Всего обслужено 5086 человек, из них 1008 жителей города и 4078 — сельские жители. Было оказано содействие в предоставлении временного жилого помещения пенсионерам и инвалидам, этот вид помощи получили 41 человек, из них 16 жителей города и 25 — сельские жители. Наборами продуктов питания и предметами первой необходимости были обеспечены 147 городских жителей, больных туберкулезом и 2 сельских жителя. 235 городским малообеспеченным гражданам были выданы талоны на бесплатное посещение бани. В комплексном центре социального обслуживания разработана Программа по работе с молодыми людьми имеющими ограниченные возможности «Мир, в котором я живу» на 2012 — 2014 год. В большинстве случаев работа с молодыми людьми с ограниченными возможностями строится на разовых акциях, имеющих характер оказания материальной помощи. В основном жизнь этих людей протекает в стенах своего дома.

Непонятые и непринятые они остаются наедине со своими проблемами. Эти обстоятельства разрушающе действуют на внутренний мир человека, он не чувствует себя нужным, что, несомненно, усугубляет и без того подорванное психическое, физическое и нравственное здоровье. В связи с этим становится очевидной необходимость в разработке комплексной программы, направленной на работу с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности и призванной способствовать самореализации основных социальных потребностей. Также разработана Программа развития отделения срочного социального обслуживания «Дорогою добра» на 2012 года — 2014 года. Ежегодно в отделение срочного социального обслуживания ОГУСО «Московский комплексный центр социального обслуживания населения» поступает свыше тринадцати тысяч обращений от граждан проживающих в округе Москва и Московская область. Как правило, это одинокие пенсионеры, инвалиды, лица без определенного места жительства, малообеспеченные семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Для каждой категории граждан трудная ситуация носит свой индивидуальный характер. В связи с этим, очень важно разрешить возникшие проблемы клиентов в максимально короткие сроки, чтобы минимизировать их негативные проявления на уровне жизни.

Однако, как показала практика, из-за отсутствия необходимого количества собственных ресурсов, а также отсутствия взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями, между различными организационными структурами, решение проблем клиентов затягивается. В результате чего происходит обострение и без того трудного положения граждан. Следующей программой является Программа «Развитие персонала учреждения» на 2012 — 2015 г.г. Стандартизация социального обслуживания населения в настоящее время позволяет регламентировать многие аспекты деятельности по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Национальными стандартами социального обслуживания и государственными стандартами социального обслуживания населения в Московской области определены требования к персоналу учреждений социального обслуживания, должностям и профессиям сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений. Внутренний социальный аудит как необходимое условие обеспечения качества социальных услуг в учреждении. В национальном стандарте «Качество социальных услуг» в 2005 году впервые названо новое для руководителей требование — учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему контроля (службу) за деятельностью своих подразделений и сотрудников по оказанию социальных услуг на их соответствие государственным стандартам социального обслуживания.

Позднее, с введением в действие в январе 2007 года двух других Национальных стандартов социального обслуживания «Контроль качества социальных услуг» и «Система качества учреждений социального обслуживания» это работа наполнилась новым конкретным содержанием.
В нашем учреждении система внутреннего контроля действует с 2005 года.
Эта система контроля охватывает несколько этапов: планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков. Понятие социальный аудит прочно вошло в практику заведующих отделениями, специалистов и стало неотъемлемой частью управленческого цикла. Контроль выполняет многофункциональные задачи. Он позволяет своевременно выявлять и исправлять имеющиеся упущения и нарушения, предвидеть и упреждать ошибки, устранять отклонения от Государственных стандартов РФ социального обслуживания, изыскивать новые ресурсы и возможности в развитии учреждения. Без систематического и эффективного контроля нельзя руководителю получить полную и достоверную информацию о различных сторонах деятельности своего учреждения, дать ей объективную оценку, и, соответственно, принимать на ее основе наиболее целесообразные решения. Внутренний контроль включает контроль руководителя, заведующих отделениями, взаимный контроль работников, самоконтроль. 1.2 Расчет и анализ показателей деятельности МУ «КЦСОН»

Экономический анализ помогает работникам организации своевременно обеспечивать выполнение плановых заданий и их качеству; организовать ритмичную работу в течение всего месяца.

Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность предприятия и её результаты, изучаемые по данным учёта и отчётности с целью правильной оценки работы и выявления неиспользованных внутренних резервов.

Для правильной оценки работы и установления имеющихся резервов необходимо иметь надёжную для анализа базу.

При экономическом анализе изучаются: использование имеющихся основных и оборотных средств (фондов), выполнение обязательств организацией по отношению к своим заказчикам, поставщикам, банковским, финансовым органам; состояние учёта, предварительного, текущего и последующего контроля.

На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшению работы анализируемых организаций.

Финансовое состояние — это комплексное состояние, понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, структуру и динамику имущества (активов) организации, финансовую устойчивость, ликвидность и платёжеспособность.

Основными источниками анализа финансового состояния служат бухгалтерский баланс и те отчётные формы (текущей и годовой отчётности), в которых содержатся данные, дополняющие показатели баланса. Каждый показатель, содержащийся в балансе, может быть рассмотрен по хозяйственным операциям, из которых он сложился. Анализ финансового состояния заканчивается формулированием выводов и предложений по улучшению хозяйственной деятельности организации.

Оценка стоимости имущества включает изучение структуры имущества, её изменения и предполагает выявление источников формирования имущества организации. Анализ структуры имущества организации осуществляется на основе информации, содержащейся в активе баланса организации.

В процессе анализа определяют удельный вес внеоборотных активов и удельный вес оборотных активов в общей сумме имущества организации (валюте баланса).

Затем проводят детальный анализ внеоборотных и оборотных активов.

Показатели финансового и имущественного состояния КЦСОН представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Основные показатели финансового и имущественного состояния КЦСОН за 2009-2011 гг.

Наименование показателя

2008

Величина, в рублях

2009

Тр

2010

Тр

2011

Тр

1. Балансовая стоимость основных фондов на конец года

1635115

6584549

402,7

21681563

229,3

21761200

0,4

2. Остаточная стоимость основных фондов на конец года

1041877

5702394

547,3

20799408

264,7

20631133

-0,8

3. Оборотные средства на конец года

1592340

1587124

-0,3

2051300

29,2

1281146

-37,5

4. Источники собственных средств на конец года

7052554

100

7033619

-0,3

9228783

31,2

5. Краткосрочные обязательства на конец года

653320

714848

9,4

969469

35,6

768148

-20,8

6. Долгосрочные обязательства на конец года

7. Сумма внешних обязательств на конец года

8. Запасы товарно-материальных ценностей на конец года

871578

925556

6,2

1188925

28,0

761719

-35,9

9. Прибыль

10.Убытки на конец года

11. Валюта баланса на конец года

3227455

8171673

153,2

23732863

190,4

23042346

-2,9

Как видно из таблицы 1 в 2011 г. наблюдается рост источников собственных средств на 31,2% (в 2010 г. они составляли 7033619 р., в 2011 г. 9228783 р.), но в 2010 г. в сравнении с 2009 г. наблюдается незначительный спад источников собственных средств на 18935 р. или 0,3% за счет снижения доли целевого финансирования.

В период с 2009 по 2010 гг. сумма краткосрочных обязательств КЦСОН увеличилась на 254621 р. или 35,6% за счет образовавшейся задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, а также перед работниками центра по оплате труда и различным перечислениям. Но в 2011 г. сумма обязательств снизилась на 201321 р. или 20,8%. В целом же за анализируемый период сумма краткосрочных обязательств мало изменилась.

Сумма запасов товарно-материальных ценностей с 2009 по 2010 гг. увеличилась на 28%, но уже к концу 2011 г. уменьшилась на 35,9%, что связано с увеличением объема деятельности КЦСОН по оказанию социально-бытовых услуг. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что положение КЦСОН в 2010 г. заметно улучшилось по сравнению с предыдущим 2009 г. Увеличилась валюта баланса, прежде всего за счёт увеличения стоимости основных и оборотных средств, но при этом происходит увеличение краткосрочных обязательств, что влечет за собой рост кредиторской задолженности.

Уже в 2011 г. в целом сумма обязательств уменьшилась, так как полностью была погашена задолженность по налогам и заработной плате, но при этом с тенденцией роста остается задолженность по расчетам с прочими кредиторами. Также в этот период наблюдается уменьшение оборотных средств КЦСОН на 37,5%, прежде всего за счет уменьшения запасов ТМЦ и стоимости основных средств вследствие их физического износа, что говорит об ухудшении материально- технической базы КЦСОН.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчётах с дебиторами и кредиторами.

Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственных средств в стоимости имущества, на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой и имущественной устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля оборотных средств, темп роста источников собственных средств, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга.

Как видно из таблицы 1 за период с 2009 по 2011 гг. имущество КЦСОН увеличилось, при этом увеличились внеоборотные активы и основные средства.

В целом, следует отметить, что структура совокупных активов характеризуется повешением в их составе запасов на 190141 р. Нужно отметить, что произошло увеличение дебиторской задолженности (в 2003 г.) на 124926 р., что отрицательно сказывается на финансовом положении организации. Величина собственных средств за анализируемый период увеличилась на 30,9%, в чём наблюдается положительная тенденция в деятельности организации.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия.

Горизонтальный, (динамический), анализ этих показателей позволяет установить их абсолютные приращения (р.) и темпы роста (%), что важно для характеристики финансового состояния предприятия. Не меньше значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный (структурный), анализ актива и пассива баланса. Горизонтальный анализ заключается в сравнении каждой балансовой статьи с предыдущим периодом (годом).

В этих целях составляется аналитическая таблица, в которой абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Темп роста рассчитывается по формуле

(1)

В таблица 2 показана динамика статей баланса КЦСОН за период 2009 2011 гг. Из данных таблицы 2 следует, что за 2009-2010 гг. валюта баланса увеличилась, а в 2011 г. уменьшилась на 2,9%, в том числе величина внеоборотных активов увеличилась в 2009 г. на 4949434 р., в 2010 г. — на 15097014 р., а в 2011 г. на 79637 р. или на 432,4% в целом за анализируемый период. Оборотные активы в свою очередь уменьшились в 2009 г. на 0,3%, в 2011 г. — на 37,5%, а в 2010 г. увеличились на 29,2%.

Таблица 2 — Динамика статей баланса КЦСОН за период 2009-2011 гг.

Показатели

2008

2009

2010

2011

р.

%

р.

%

р.

%

р.

%

Актив

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

1635115

100

6584549

402,7

21681563

229,3

21761200

0,4

Долгосрочные финансовые вложения

Итого внеоборотных активов

1635115

100

6584549

402,7

21681563

229,3

21761200

0,4

Оборотные активы

Материальные запасы

79450

100

53280

67,1

107094

201,0

288721

269,6

Малоценные предметы

792128

100

872276

110,1

1081831

124,0

472998

43,7

Средства учреждения, денежные средства

100

23045

100

4110

17,8

779

18,9

Краткосрочные финансовые вложения

Расчеты

Дебиторская задолженность

56949

100

41055

72,1

165981

404,3

130745

-78,8

Прочие оборотные активы

663813

100

597468

90,0

692284

15,87

387903

-43,9

Итого оборотных активов

1592340

100

1587124

99,7

2051300

129,2

1281146

62,5

Баланс

3227455

100

8171673

253,2

23732863

290,4

23042346

97,1

Пассив

Фонды и средства цел. назначения

2574134

100

7456825

289,7

22763394

305,3

22274198

97,9

Итого

2574134

100

7456825

289,7

22763394

305,3

22274198

97,9

Кредиторская задолженность

653321

100

714848

109,4

969469

135,6

768148

79,2

Прибыль

Итого

653321

100

714848

109,4

969469

135,6

768148

79,2

Баланс

3227455

100

8171673

253,2

23732863

290,4

23042346

97,1

Позитивными аспектами в деятельности КЦСОН являются: увеличение основных средств на 20126085 р. в целом за период и увеличение раздела «фонды и средства целевого финансирования» на 19700064 р. или на 392,9%.

Негативные моменты в работе КЦСОН: рост дебиторской задолженности в 2010 г. на 124926 р., а в целом за период — на 73796 р., рост кредиторской задолженности — на 114827 р. или 24,2%.

Отрицательно сказывается на деятельности организации и уменьшение оборотных средств на 311194 р. или 8,6%.

Важное значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный (структурный) анализ статей баланса, при данном виде анализа детально были изучены относительные показатели, которые нивелируют отрицательные последствия влияния инфляционных процессов на величину балансовых статей.

Малая доля оборотных активов (7,3 — в 2009 г., 2,9 — в 2010 г., 1,7 — в 2011 г.) в валюте баланса свидетельствует о замедлении их оборачиваемости, а большая доля внеоборотных активов (более 90%), представленных в основном основными средствами говорит о высоком техническом потенциале КЦСОН. Незначительная доля (0,6) дебиторской задолженности в активе баланса свидетельствует о том, что КЦСОН широко использует свои средства, а именно средства финансирования (что также подтверждается большой долей (95%) раздела «фонды и средства целевого финансирования» в пассиве баланса) тем самым, уменьшая кредиторскую задолженность, не привлекая дополнительных заемных средств.

В целом, проанализировав данный период можно сказать, что в последние два года положение КЦСОН стабильно.

2. Анализ работы с трудными детьми в качестве психолога Комплексного центра социального обслуживания населения г. Москвы 2.1 Трудные дети и подростки и особенности работы психолога с ними С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами — одна из актуальных проблем современного образования. Курбатов В.И. « Социальная работа» Ростов-на-Дону, М.2007 — с.128 Проблему трудностей в поведении детей и подростков, особенности работы с нарушителями школьной дисциплины изучали А. Дистервег, И. Песталоцци. На необходимость специфического подхода к трудным ученикам указывали П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы трудных детей активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе. В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом. Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости — подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В его поведении нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, возникают конфликты со сверстниками и взрослыми, которые приводят к серьезным внутренним переживаниям. Понятие «трудный» — очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория». 2009. № 4 с. 34. Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки: Методическое пособие « Организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении» 1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).

2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).

3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).

4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию. Таким образом, трудные — это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания. Психологическая работа с трудными детьми и подростками — одно из важнейших направлений деятельности практического психолога. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии. Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование. Минкова Э.А. «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи».2009 — с.20. Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления. Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий: Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, Т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты: Шипицына Л.М. «Психология детей- сирот». 2011 — с.628 Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива школы).

Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся. При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов. Жукова, Зайнышева «Теория и методика социальной работы» (учебное пособие) Москва. 2009 — с.34. 1. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. 2. Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. 3. Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. 4. Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции. В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого. Власова Т.А. « О детях с отклонениями в развитии». 2010 — с.56 Таким образом, проблема трудных учащихся — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям. Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями. Брошюра «Реабилитация социально — дезадаптированных детей и подростков» 2009 — 307 с. В Московском комплексном центре социального обслуживания населения я проходила практику в качестве психолога по работе с детьми. В следующем пункте данной главы будут отражены результаты, проведенного мною исследования по работе с трудными подростками. 2.2 Экспериментальное исследование агрессивности у трудных подростков В первом пункте данной главы мы теоретически обосновали особенности сложности воспитания, проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста с трудным характером. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между гендерными особенностями и агрессивностью проявляющейся у подростков. Экспериментальное исследование было проведено среди учеников общеобразовательной школы-приюта № 951 г. Москвы, в 7 В классе коррекционного развития. Таблица 3 — Банк диагностических методик

№ п/п

Название методик

Автор

Цель

Методическое сопровождение

1

Опросник Басса-Дарки

А. Басе и А. Дарки

Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

2

«Методика рисуночной фрустрации» Тест Розенцвейга

С. Розенцвейг

Изучить фрустрационные реакции

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

3

Опросник К. Томаса

К. Томас

Определить стиль поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению

Колесникова Г.И. Психологическое консультирование.

4

Фрейбурский личностный опросник (FPI)

Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел.

Изучить свойства личности

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Методика 1. «Опросник Басса-Дарки» Байбародова Л.В. «Преодоление трудностей социализации детей-сирот». 2007 — с.57. Цель методики: Диагностика видов агрессивных проявлений. Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: · мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность; · инструментальная агрессия, как средство. При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью. Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из мощных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и примят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. С помощью опросника оцениваются следующие виды агрессии мальчиков подросткового возраста. Дата и время проведения диагностики: 03.08.2012, 14.00 Место и оборудование: Группу испытуемых провели в учебные аудитории. Каждому были выданы бланки с вопросами, рекомендуемыми в опроснике Баса — Дарки (Приложение 1), чистые листы и ручки. Ответы оценивались следующим образом: Разбить ответы на две группы. С 1 по 37 подсчитать ответы «да», с 38 по 50 -ответы «нет». Ответы «не знаю» подсчитываются во всех вопросах и результат делится на 2. Уровень беспокойства— тревоги определяется суммированием трёх результатов. Высокий уровень — 27 баллов и больше; Низкий уровень — от 0 до 18 баллов; Средний уровень-19-26 баллов. — Отметить особенности поведения учащихся в зависимости от уровня беспокойства — тревоги. Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см Приложение 1).

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций: · физическая агрессия — 5 мальчиков (20%) и 1 девочка (4%) · косвенная агрессия — 1 мальчик (4%) и 1 девочка (4%) · раздражение — 2 мальчика (8%) и 1 девочка (4%) · негативизм — 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%) · обида — 1 мальчик (4%) · подозрительность — 0 детей · вербальная агрессия — 1 мальчик (4%) и 4 девочки (16%) · угрызения совести и чувство вины — 3 мальчика (12%) и 2 девочки (8%) Рисунок 2 — Результаты методики «Опросник Басса-Дарки» Результаты проведения диагностики: Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых 76% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 40% мальчики и 36% девочки. Причем у девочек большее проявление имеют вербальная агрессия и негативизм, а у мальчиков — физическая агрессия. Методика 2. «Методика рисуночной фрустрации» Тест Розенцвейга Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность — наши беды». 2009 — с.60 Цель методики: Методика разработана С. Розенцвейгом с целью исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (Приложение 2).

Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. Надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не стоит стараться отделаться шуткой. Действовать надо по возможности быстрее. Дата и время проведения диагностики: 07.08.2012, 12.00 Место и оборудование: Группу испытуемых провели в учебные аудитории. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Данные рисунки показывались каждому испытуемому по отдельности. Ситуации, представленные на рисунке, можно разделить на две основные группы. 1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки, допустим, № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. 2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки, соответственно, № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21. Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот. GCR — коэффициент групповой конформности (конфликтность личности) OD — фиксация на препятствии ED — фиксация на самозащите (самооценка) NP — фиксация на удовлетворение потребностей Рисунок 3 — Результаты методики «Методика рисуночной фрустрации» Результат исследования: Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 76% подростков самооценка занижена или завышена, что влияет на их конфликтное поведение. В результате — 60% конфликтных подростков, где 28% мальчиков и 32% девочек Методика 3. Опросник К. Томаса Плоткин М.М., Ширинский В.И.- журнал « Семья в России» №1 -2007год, “Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей” — с. 90 — 102. Цель методики: Методика разработана К. Томасом с целью определения стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Дата и время проведения диагностики: 10.08.2012, 14.30 Место и оборудование: Группу испытуемых провели в учебные аудитории. Каждому испытуемому показывали бланки с определенными суждениями (Приложение 3).

Учащимся предлагалось выбрать из каждой пары суждений то, которое является наиболее типичным для его поведения и поставить «+» в соответствующей графе бланка ответов. Затем внимательно прочитать пословицы и афоризмы и по пятибальной шкале определить, в какой степени каждое из них типично для поведения каждого учащегося в условиях конфликта. Затем оценить, насколько приведенные ниже выражения соответствуют характеру учащегося, по шкале от 1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует).

Рисунок 4 — Результаты методики «Опросник К. Томаса» Результаты проведения методики: Из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группе испытуемых используется стиль соперничество (48% — 24% мальчиков и 24% девочек) и избегание от участия в конфликте (24%- 12% мальчиков и 12% девочек); по результатам эксперимента меньше всего испытуемые владеют стилем сотрудничество (12%) и компромисс (8%).

Значит можно сказать, что в данной группе не рационально используются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно — чаще всего используется стиль соперничество и избегание от участия в конфликте, что, несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат в группе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью. Методика 4. Фрейбурский личностный опросник (FPI) Андреева Т.В. «Семейная психология: Учебное пособие».2008 — с.244 Цель методики: Опросник разработан группой исследователей, куда входили Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел и направлен на диагностику некоторых важных свойств личности (Приложение 4).

Дата и время проведения диагностики: 12.08.2012, 11.30 Место и оборудование: Группу испытуемых провели в учебные аудитории. Каждому были выданы бланки, в которых им был предоставлен ряд утверждении, каждое из которых подразумевает относящийся к ним вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностями поведения каждого, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если человек считает, что такое соответствие имеет место, то дается ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ фиксировался в имеющемся у каждого ответном листе поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Учащимся объяснили, что успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае нельзя было стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Нельзя долго размышлять над каждым вопросом, а как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется ближе к истине. Не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме, того, каждый должен знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Рисунок 5 — Результаты методики «Фрейбурский личностный опросник (FPI)» Результаты проведения диагностики: Анализ результатов исследования по данной методике показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: невротичность, раздражительность, реактивная агрессивность и неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, недостаточной саморегуляции в 116% случаев у мальчиков и 80% у девочек. Причиной проявления агрессии во многом является попадание данной группы детей в трудную жизненную ситуацию, т.к. школа №951 г. Москвы является приютом и многие дети, попадающие туда в разном возрасте претерпевают адаптацию к новым условиям жизни после достаточно сложных условий своей жизни до попадания в приют. В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления).

Проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. В ходе экспериментальной работы были использованы диагностические методики, такие как: «Опросник Басса-Дарки», «Методика рисуночной фрустрации» Тест Розенцвейга, Опросник К. Томаса и Фрейбурский личностный опросник (FPI) Данные диагностические методики были проведены с целью выявления у подростков видов агрессивных проявлений для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности, стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению, некоторых важных свойств личности. Таким образом, нами было выявлено, что наиболее значимыми проблемами является: 1) низкий и завышенный уровень самооценки, низкий уровень самоконтроля и активности; 2) высокий уровень агрессии; 3) негативные черты личности подростков. На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что необходимо провести коррекционную программу для снижения агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также по стабилизации уровня самооценки до адекватной, повышению уровня самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения. 3. Разработка коррекционной программы для трудных подростков с проявлением агрессии в личности Пояснительная записка Вот уже в течение трех лет КЦСОН обучает детей из школы № 951 г. Москвы, в классах коррекционного развития. Это своего рода приют-распределитель, в котором дети находятся от 10 до 15 лет. Ситуация для детей и педагогов нелегкая, ведь там обучаются дети, сложно поддающиеся воспитанию, т.е. трудные дети. До приюта условия жизни многих из них были разные, в большинстве своем они не имели собственного спального места, предметов гигиены. Поэтому очень многое их пугает, настораживает. Не освоившись ещё в приюте, ребенок сразу попадает в новый учебный коллектив. Ему приходится испытывать стрессовую ситуацию. В этом конечно есть свои плюсы и минусы. Ведь, чем больше связей у ребенка, тем он более самостоятелен, ему самому приходится анализировать ситуации, искать выход из них. Именно поэтому в будущем он будет более мобилен. Но, не смотря на это, он остро чувствует, что рядом нет родного человека, которому он мог бы довериться. Нет рядом человека, который воспринимает его таким, какой он есть. Поэтому главная задача любого педагога принять его таким, какой он есть, понять и дать почувствовать ему это. При этом педагог-психолог четко представляет, что через небольшой промежуток времени ребенку снова придется адаптироваться к новым условиям после окончания обучения. Как следствие — проявление агрессии и других негативных факторов в развивающейся личности ребенка. Тем не менее, учитывая, что в приют, как правило, попадают «трудные дети», с каждым ведется индивидуальная работа. Эта работа направлена на формирование произвольных действий и поступков, формирование культуры поведения. Это делается для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде. Кроме этого учитель в школе должен дать образовательные услуги. Первые 10 дней обучения учитель не вызывает воспитанника к доске без его инициативы. Домашние задания даются с учетом его интеллектуального развития, но при этом действия учителя направлены на то, чтобы создать ему атмосферу успешности. Ведь для ребенка очень важно, чтобы сверстники приняли его в свой коллектив, а для этого надо раскрыть имеющий потенциал ребенка. Эта работа предполагает комплекс индивидуальных коррекционных мер педагогического коллектива. Перед этим коллективом стоят задачи не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь, чтобы, выйдя из приюта, они чувствовали себя социально защищенными. Вопросы, которые приходится решать, сложны и разнообразны, как впрочем, разнообразен опыт по их решению. Цель программы Оказать помощь ребенку в адаптации к новым условиям жизни ,снятию стресса, повышению собственной самооценки, создать условия для эмоционального удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении. Задачи программы · Осуществить педагогическое сопровождение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; · осуществить равномерную организацию учебной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; · проведение индивидуальных занятий по снятию стрессовых ситуаций; · помогать выстраивать взаимоотношения в новом коллективе; · формировать профессиональную направленность подростков; · тренинги личностного роста. Основные параметры данной программы Данная программа по характеру результата является реабилитационной; по профилю знаний — межпредметной; по числу участников — групповой (индивидуальной), по типу объекта — социальный; по характеру координации — с открытой, или явной, координацией; по уровню контактов — личностной (межличностной); по продолжительности -краткосрочной или среднесрочной. В качестве основных при создании данной программы выступают три группы принципов. 1. Системно-структурная группа принципов: Непрерывность формирования способностей правильно оценивать себя, повышать уровень личностных притязаний; Повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения; Конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и образованностью учащихся; Стратегическая целостность определяет единую, целостную стратегию деятельности, обуславливающую основные направления и конкретные мероприятия для оказания помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. 2. Социальная группа принципов: Деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам; смущение и беспомощность педагога при обсуждении социально-нравственных острых тем, пагубных пристрастий вызывают у учащихся неоправданно повышенный интерес к обсуждаемым проблемам; эмоциональная беспристрастность обеспечивается использованием научных понятий и научных выводов, при этом следует избегать излишней сенсационности и запугивания фактами и выводами; Активная инициатива и опережение — подростков, которые уже попали в трудную жизненную ситуацию трудно оградить от негативных воздействий социума, — поэтому лишь своевременные занятия, предложенные в ненавязчивой форме, способны, по крайней мере, смягчить их влияние; Готовность личности к самопознанию, общению — любая программа должна предусматривать работу с личностью, — это достигается через систему тренинговых занятий; Выработка индивидуальных и социальных установок — очень важно, чтобы учащиеся понимали, что их образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности. 3. Психологическая группа принципов: Правдивость — уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом; Доверие — недоверие, подозрение и выспрашивания, как правило, провоцируют у учащихся закрытость, обострения интереса к курению, алкоголю, личностно-интимным сторонам жизни человека; Поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познания себя и других; Адресность — навыки здорового образа жизни могут быть сформированы только с учетом пола, психического и физического развития, образованности и актуализации проблемы для учащихся; Умиротворение — настрой на спокойное восприятие любых жизненных ситуаций, в том числе в общении с окружающими, путем внушения их необходимости и ценности для общества; Скрытое профилактическое воздействие на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские задания, беседы.

подросток психолог агрессия личность Таблица 4 — Содержание и формы педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Принципы воспитания

Сфера развития в аспекте социализации

Содержание педагогического сопровождения

Формы педагогического сопровождения детей оставшихся без попечения родителей

Гуманизация

Самопознание

Формирование способности правильно оценивать себя, повышение уровня личностных притязаний.

— беседа «Мое представление о будущем»

— тренинги по снятию личностных проблем

Толерантность

Деятельность

Формирование толерантного сознания, активной гражданской позиции.

— Кл.ч. «Гражданин мира»

— Кл.ч. «Алтай -многонациональный»

Самореализация

Самопознание

Развитие полезных знаний навыков, интересов, способствующих приобретению опыта социального взаимодействия

— профессиональные пробы в условиях реального трудоустройства

Коллективизм

Общение

Формирование умения строить позитивные взаимоотношения в коллективе. Развитие межличностного общения.

беседа «Дружба крепкая…»; — игра «Поле чудес»

Универсализация воспитания

Деятельность

Формирование положительных жизненных планов. Участие в социально значимой деятельности.

— акция «Неделя добрых дел»; — Экологическая акция «Родники России»;

— индивидуальные консультации психолога по изменению жизненных установок

Возрастная идеология

Деятельность

Формирование внешней культуры поведения, законопослушания и активной гражданской позиции

— беседы с представителями правоохранительных органов;

— консультации юриста

Совместная творческая работа

Самопознание

Развитие творческих способностей, повышение уровня личностных притязаний

-творческие объединения;

— концерт «Площадка успеха»

Историческая преемственность

Общение

Формирование уважительного отношения к историческим традициям

— реализация проектов «Дорогой героя» и «От крепости до наукограда»

Традиционализм

Общение

Формирование нравственных качеств, культуры межнациональных отношений. Развитие адекватного отношения к педагогическим воздействиям

— военно-патриотическая игра «Равнение на победу»; — экскурсии по местам боевой славы «Отцам на смену»;

— встречи с интересными людьми

Цикл тренингов и бесед “КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И ЖИЗНИ” 1. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖИЗНИ. Отношение к миру: понимание-восприятие, принятие мира как он есть против Иллюзий. Любовь к миру и жизни. Философия душевной радости. Отношение к житейским проблемам (Жертва и Веселый Мастер).

Обучение или защита? Виды защит. 2. ПОЗНАЙ СЕБЯ. Мои плюсы и минусы. Что такое «быть самим собой»? Знаю ли я себя? Проснуться, чтобы себя видеть. Куда развиваться? Познание, восприятие. Воля, упрямство и эффективность. Надо ли бороться с жизнью? Личности души моей. Источники душевной энергии. Родительское программирование. Сценарии судьбы. Бремя свободы. Выбор переживаний. Душевная невозмутимость. Характер и темперамент. Тест «Что я за птица?». Проективные рисунки и проективные медитации. Душевные травмы — вторжение в личностные зоны. 3. КАК ОТНОСИТЬСЯ К САМОМУ СЕБЕ. Как относиться к своему несовершенству и своим недостаткам. Прекращение внутренней войны. Вина и угрызения Совести — всегда ли благо? Работать, чтобы становиться лучше. Отношение к себе: понимание себя и вранье себе, принятие и любовь к себе, проблема мотивации к развитию, самосовершенствование, мотивация к повседневным делам (хочу и надо).

Как работать самостоятельно со своими душевными травмами. Гордость собой — Я! Моё тело: зависимость тела от духа. Болезнь — от нерешённости душевных проблем: каких? 4. МОЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. Личностный фасад — и искусство быть интересным. Интонационное богатство и пластинки в общении. Очарование Ритуалов — но все ли Традиции осмысленны? Можно ли знакомиться на улице — и стоит ли? Почему они понравились друг другу? Секреты привлекательности. Мир человеческих встреч. Цикл занятий “КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ” 1. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. Правила грамотного общения. Устав. Слово о злословии. Общение, которое нравится всем — и не задевает никого. Умение слушать: чтобы другой тебе открывался, чтобы ты его понимал и чтобы ему от твоего слушания было легче. Распоряжение (перехват и передача) инициативы в общении. Навыки публичного выступления. Умение обсуждать и договариваться без споров. 2. ОТНОШЕНИЯ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ. Качества, важные для межличностных отношении. Мое место в мире и среди людей. Тренинг уверенности в себе: «Я — Хозяин?» Психологический КВН. Формирование, развитие и изменение межличностных отношений. Начальный и последующие этапы формирования взаимоотношений людей. Изменение взаимоотношений при общении и совместной деятельности.
Миры общения. Как относиться к людям, чтобы иметь силы их любить. Добро победит, если будет сильнее. Принцип невмешательства в чужую жизнь. Красное и Черное: ваш жизненный выбор. Игра «Подводная лодка» («Землетрясение»).

Отношение к другим: проблема понимания (восприятие), близости (тепла), конфликтности-синтонности, эффективность воздействий. (Ценности и техника).

Самодостаточность и связи. Любовь и эгоизм. Психологические травмы — вторжение в личностные зоны. 3. ДОВЕРИЕ. Можно ли доверять людям? Всем ли? Что? Как строить отношения так, чтобы тебя не обманывали? Как себя вести, чтобы тебе доверяли? Как себя вести, если тебе не доверяют? 4. КАК СТРОИТЬ И УЛУЧШАТЬ ОТНОШЕНИЯ. Как мы запускаем отношения с людьми вокруг нас. Надо ли «выяснять отношения»? С кем, когда и как? Эгоцентризм, его последствия и преодоление. Как прорабатывать отношения в паре, чтобы они улучшались. Декларация о свободе и добре. Отработка стилей поведения, умение вести дискуссию. Умение слышать и слушать. 5. КОМАНДА И ЛИДЕРСТВО. Положение и статус индивида в группе. Сплочённость и согласованность. Ответственность за личный и командный результат. Конструктивный и деструктивный лидеры. Распределение ролей в команде. Качества лидера. Игра «Воздушный шар», «Необитаемый остров», «Лабиринт». 6. ССОРЫ И КАК ДРУЖИТЬ. Почему возникают конфликты. Жизнь без обвинений и обид. Поведение в конфликте: взрослые, как дети. Стратегии. Простые основы бесконфликтности. 7. ДРУЖБА и ЛЮБОВЬ. Партнерство, товарищество, дружба и любовь. Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть. Тест-упражнение «Заказ на свою любовь». Что такое уметь любить и можно ли этому учиться? Любовь, эгоизм и разумная сделка. Виды любви и во что они превращают отношения между людьми. Нужно ли объясняться в любви, и КАК? Любовь-даю и любовь-беру. Виды любви. Что такое наша дружба: роли? Заключение

Итак, в ходе проведения данной работы были проанализированы: сфера деятельности КЦСОН, организационная структура, социальную деятельность, проведен анализ экономических показателей деятельности учреждения, проведен анализ работы с трудными подростками школы-приюта №951, г. Москва.

Также рассмотрели организационную структуру управления КЦСОН. Были проанализированы особенности социальной политики организации, методики общения с клиентами.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что в КЦСОН ведется достаточно эффективная политика управления персоналом, имеются устойчивые экономические показатели.

По результатам анализа проявления агрессии трудных детей обучающихся в школе-приюте №951 разработана программа работы с трудными детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Таким образом, в ходе прохождения преддипломной практики в КЦСОН, г. Москва в качестве психолога, под руководством …, я закрепила теоретические знания, полученные мною в ходе обучения на … факультете.

При прохождении преддипломной практики в КЦСОН, г. Москва, я ознакомилась с деятельностью работников учреждения, и усвоила, основные принципы работы данной организации. За период прохождения практики замечаний не имела. Всю поручаемую работу выполняла в полном объеме и в срок.

Во время практики выполняла следующие работы и задания:

1. Ознакомился с правилами внутреннего трудового распорядка, организацией работы в КЦСОН, г. Москва, штатным составом работников и подразделениями;

2. Исследовала внутреннюю систему и должностной состав КЦСОН;

4. Изучила организацию работы руководителя и остальных сотрудников;

5. Во время прохождения практики я ознакомилась с первичной документацией КЦСОН;

6. Провела исследование агрессивности у трудных подростков в школе-приюте №951;

7. Разработала коррекционную программу работы с трудными детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;

8. Применяла меры к правильной организации работы КЦСОН.

Несомненном отрицательным моментом в прохождении преддипломной практики в рамках данной организации является особая специфичность его деятельности и недостаточно углубленное и детальное изучение основ управления в рамках учебной программы.

В процессе практики, я:

· закрепила полученные теоретические знания;

· приобрела практические навыки, необходимые для работы в качестве педагога-психолога;

· ознакомилась с работой в КЦСОН, г. Москва.

К отчёту я прилагаю дневник, в котором указана вся проделанная мной работа за время практики. Все действия, указанные в дневнике, проводились под руководством …., с целью отработки на практике полученных знаний и приобретения навыков.

Подводя итог, хочу отметить, что для меня прохождение практики в КЦСОН было очень интересным и полезным: я приобрела новые и усовершенствовала старые теоретические и практические навыки. Мне удалось достигнуть целей, которые я ставила перед началом практики.

За время прохождения преддипломной практики в КЦСОН я подробно ознакомилась с организацией деятельности данного учреждения.

Список литературы 1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) 2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 4. Постановлением губернатора №117 от 18 февраля 2008 года «О государственых стандартах социального обслуживания населения в Московской области» 5. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Москвы от 25.05.2005 N 311-р «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 6. Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность — наши беды». 2009 с.60 7. Андреева Т.В. «Семейная психология: Учебное пособие».2008 — с.244 8. Байбародова Л.В. «Преодоление трудностей социализации детей-сирот». 2007 — с.57. 9. Брошюра «Реабилитация социально — дезадаптированных детей и подростков» 2009 — 307 с. 10. Власова Т.А. « О детях с отклонениями в развитии». 2010 — с.56 11. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория». 2009. № 4 — с. 34. 12. Жукова, Зайнышева «Теория и методика социальной работы» (учебное пособие) Москва. 2009 — с.34. 13. Курбатов В.И. « Социальная работа» Ростов-на-Дону, М.2007 — с.128 14. Методическое пособие « Организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении» 15. Минкова Э.А. «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи».2009 — с.20. 16. Плоткин М.М., Ширинский В.И.- журнал « Семья в России» №1 -2007год, “Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей” — с. 90 — 102. 17. Шипицына Л.М. «Психология детей — сирот». 2011 — с.628

Размещено на