ПСИХОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ

 

Психолого-ориентированные модели социальной работы получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам организовать собственные силы на изменение ситуации, возникшей на личностном или общественном уровнях. Поэтому в данной модели становятся приоритетными те теории, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои ресурсы (физические силы, материальные возможности и т.д.):

 

1. Псходинамическая модель

2. Экзистенциальная модель

3. Гуманистическая модель

4. Бихевиористская модель

 

1. Анализ технологий социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель. Психологическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатывалась психодинамическая модель практики социальной работы. Большое влияние оказала теория психоанализа З.Фрейда, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение личности. Он утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, впечатлениями детства. Современный психодинамический подход обращает внимание на роль прошлого опыта человека, уходящего корнями в детство, который чаще всего не осознается самим человеком. Основной путь помощи человеку :

1) осознание проблемы, истоки которой заложены в детстве,

2) контроль со стороны социального работника за осознанием проблемы и принятием решения.

Достоинство этой теории проявляется в том что:

во-1, позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента;

во-2, появляется возможность развития идей, которые постепенно отделялись и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий, что в дальнейшем определило взаимосвязь этой теории с другими отраслями социального знания.

Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как:

— индивидуализация клиента;

— оценка возникшей проблемы;

— диагностика проблемы;

— использование различных технологий оказания помощи.

На современном этапе, когда происходят социально-экономические и морально-психологические изменения в современном обществе психодинамическая модель находится в арсенале социальных работников, но используется редко, лишь как классический вариант.

13 стр., 6097 слов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ПРЕДМЕТ КАК НАУКИ

... Под редакцией профессора С.И. Григорьева Глава вторая. Методология социальной работы МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ПРЕДМЕТ КАК НАУКИ Для любой науки ... осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи. Нам представляется, что модель организации социальной работы и на федеральном, и на межрегиональном, и на ...

 

2. Экзистенциальная модель

В основу данной модели социальной работы положен анализ поведения клиента. При этом необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ- философское течение, в котором основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль общества и социальных групп.

Социальные работники, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах (семья) и непосредственном социальном его окружении, считая, что многие причины, которые привели к возникновению кризиса, кроются именно там.

Свое развитие экзистенциальная модель в практике социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантным отношениям. Так, например, в 60-е годы социальные работники ряда стран пошли в районы проживания своих клиентов (в общины), где стали активнее проводить работу в социальных группах клиентов, анализируя причины возникающих у них конфликтов при общении с другими людьми.

Большое влияние на социального работника при выборе технологий и методик оказания помощи клиентам в данной модели имеет положение о том, что люди действуют в соответствии с определенными мотивами, которые удерживают в своей памяти. На основе этого создается некоторая символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, а также внешним миром в целом.

Но для того, чтобы эти взаимодействия могли возникать, человек должен иметь определенное для себя представление о внешнем мире, которое может возникнуть лишь на основе имеющихся у него представлений о себе. А социальный работник, в свою очередь, должен учитывать эти имеющиеся представления о жизни и о себе, что и может помочь ему понять причины поведения и проблемы, обратившегося к нему человека.

Эффективность данной модели социальной работы наглядно проявляется при работе с этническими группами, вынужденными сменить место жительства, у представителей которых возникают конфликты в связи с тем, что их личностные представления о внешнем мире, основанные на прошлом опыте, не совпадают или вступают в противоречия с новым социальным окружением.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе

Содержание стр Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы 5 1.1. Понятие «клиент» в социальной работе 5 1.2. Типология и классификация клиентов 12 1.3. Типология личностных и социальных проблем клиентов 15 2. Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе 18 2.1. Проблема построения взаимоотношений специалиста с клиентом, обеспечивающих продуктивное ...

Эту модель можно использовать при работе с категориями социального риска, многие представители которых относятся к так называемым недооцененным группам. Важной в этом случае является работа по изменению смысла жизни клиента. Вопрос о смысле и ценности жизни индивидуален, но он часто возникает в период, когда потребность человека в гарантии безопасности и сохранении его индивидуальности вступает в противоречие с потребностью осуществления его притязаний и индивидуально-статусного развития. В этом случае рекомендуется свободная (почти дружеская) манера общения с клиентом, комбинирование различных методик без акцентирования какой-то одной.

 

3. Гуманистическая модель

 

Гуманистическое направление в психологии возникло и стало активно использоваться в последние десятилетия. Это направление важно по двум причинам:

1) в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы являются гуманными,

2) эти подходы позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

Гуманистическая модель основана на использовании таких ключевых понятий жизни человека, как свобода, гуманность, выбор. Только на основе свободного индивидуального выбора в человеке могут пробуждаться самодвижующиеся силы развития личности, формироваться сама личность, индивидуальность.

А именно одним из основных принципов гуманистической модели социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. На практике в рамках этой модели социальный работник, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремиться сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации.

Это одна из моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Социальные работники используют технологию «активного слушания», которая основана на эмпатии (проникновение переживаниями, чувствами другого, желание разделить эти чувства, отождествление, «растворение» в другом человеке) и партнерском стиле отношений.

8 стр., 3576 слов

Социальный работник и клиент

... социальному функционированию. Клиенты социальных работников Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной ... нравишься мне, но не твое поведение». Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях ... что любая модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и ...

Существенной чертой этой модели социальной работы является — нестандартный подход к решению проблем клиента. Клиент должен понять, что свои проблемы можно понять только через понимание отношения к другим и вместе с социальным работником найти верное решение или стратегию действия по своей проблеме.

Некоторые представители гуманистического подхода предлагают использовать медитацию, предполагающую познание себя и своих возможностей. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников. Они, в частности, должны искренне сочувствовать проблемам клиента. И задачей социального работника является изменение позиции клиента, для чего с каждым клиентом строится персональная модель принятия решения.

Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все больше влияния, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике.

 

4. Бихевиористская модель

 

БИХЕВИОРИЗМ — подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение.

Основная идея стратегии социальной работы – поведение человека определяется воздействием окружающией среды, которая контролирует его, управляет им с помощью различных стимулов.

Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия решений. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияние на поведение непредвиденных обстоятельств. В рамках этой модели предполагается, что поведение основано на трех различных формах реакции человека на окружающую среду:

— эмоциональная, или аффективная;

— компетентная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении;

7 стр., 3448 слов

Анализ деятельности МКУ ‘Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан г. Тамбова’

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Педагогический колледж г. Тамбова" ДНЕВНИК по производственной (преддипломной) практике Студентки Тумановой Анастасии Николаевны Специальности 39.02.01 (040401) Социальная работа Руководитель практикиСтенина Светлана Сергеевна Тамбов 2015 Содержание Раздел I. Место прохождения ...

— прямое открытое реагирование.

Формы поведения жестко не связаны между собой, их взаимовлияние складывается в процессе жизни у каждого человека индивидуально.

Характеристики бихевиористского подхода:

1) в процессах диагностики и вмешательства внешние процессы (поведение, реакция человека) имеют приоритет над внутрипсихическими процессами (мысли, чувства);

2) первоочередное внимание на определение ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов;

3) использование многих источников информации;

4) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения;

5) четкое описание процедур диагностики и вмешательства;

6) явная связь между диагностикой и воздействием;

7) ясное представление желаемого результата;

8) интерес к оценке.

 

Бихевиористский подход можно рассматривать как 1)прикладное изучение поведения, сосредоточенное на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализируются конкретные виды поведения в реальной жизненной обстановке — в классе, дома, в транспорте. При этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения определяются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей отстающих в развитии, расширения возможностей трудовой занятости.

С другой стороны, бихевиористский подход выступает как 2)определенные представления, которые основаны на изменении реакции на ситуацию. Среди примеров можно назвать лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации.

 

Особенности бихевиористского подхода:

1) Социальные работники в своей практике должны опираться на данные эмпирических исследований. Напр., если в ходе исследования установлено, что наблюдение определенного поведения в естественных условиях дает ценную информацию, которая может дополнить и уточнить впечатления, возникающие на основе самоотчетов, касающихся взаимодействия между клиентом и значимыми для него событиями, то такую информацию можно использовать, это будет этично и допустимо. Если один тип воздействия более эффективен, чем другой, то социальным работникам следует использовать именно этот тип воздействия, несмотря на личные теоретические предубеждения.

9 стр., 4163 слов

7.Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

... как система культурных образцов, которым подражает личность. С другой стороны, человек как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных ... места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта; - организация дневного пребывания в ...

2) Социальные работники должны быть знакомы с эмпирическими исследованиями, связанными с их работой и исходили из них, а также с исследованиями в смежных отраслях. Напр., одна из работ показала значимость позитивного школьного окружения для компенсации недостатков воспитания в домашних условиях. Результаты другого исследования говорят, что программы, предназначенные для снижения количества пропусков занятий в школе, в действительности способствуют совершению правонарушений.

3) Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов измерения. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов измерения — депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с детьми-подростками.

Согласно бихевиористскому подходу, люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата.

4) Внимание к закреплению желаемых изменений.

 

В рамках бихевиористского подхода большое внимание уделяется процедуре оценки и методам воздействия на клиентов. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении, как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения.

 

Применяемые методы воздействия:

1) Реорганизация стимулов — желаемые результаты могут быть достигнуты, если изменить (реорганизовать) то, что произошло до интересующего нас поведения. Напр., Шорки и Тейлор (1973) добились уменьшения детского плача в больнице, который был связан с болезненной сменой бинтов. Они предположили, что причина в том, что персонал, который осуществлял эту операцию, отличается по цвету одежды от всех окружающих и от родителей. Плач детей уменьшался в присутствии других людей, не участвующих в этой процедуре.

7 стр., 3196 слов

Клиент социальной работы: типология и классификация

Клиент социальной работы: типология и классификация Содержание Введение 1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность. 1.1 Основные причины формирования личностей «дети улицы». 1.2 Классификация «детей улицы». 2. Социально-педагогическая работа с «детьми улицы». 2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка. 2.2 Основные принципы деятельности социального ...

2) Реорганизация последствий — необходимость корректировки поведения клиентов может быть из-за того, что человек может проявлять как избыточность поведения (наличие нежелательных форм), так и недостаточность (отсутствие ожидаемых форм).

Избыточность выступает в виде вспышек гнева, лжи, злоупотребление алкоголем, воровство; а недостаточность может быть связана с отсутствием соответствующих способностей — неумение или невозможность проявления какой-либо реакции, физические ограничения человека. И предпосылки, и следствия должны быть тщательно изучены, в каждой ситуации для того, чтобы определить, как можно достичь желаемых изменений. Напр., если персонал санатория жалуется на апатичность проживающих, которые весь день сидят в помещении, то здесь необходимо проанализировать побудительные стимулы с целью привлечения клиентов к участию в социальной деятельности.

3) Программы многофакторного воздействия — предназначены для уменьшения депрессии, часто состоят из многих компонентов, включают процедуры, призванные сократить количество негативных мыслей, адаптировать для клиента результаты, полученные при работе с другими, расширить социальные навыки, изменить внешние обстоятельства. Напр., программы избавления от избыточного веса состоят из многих компонентов: увеличение числа выполнений уже применяющихся упражнений, изменение диеты, нахождение поддержки в окружении.

 

Сферы применения бихевиористской модели: семья (благополучие ребенка, психические больные и их семьи, пожилые клиенты, семьи преступников), школы, здравоохранение, групповая работа, профилактическая работа с различными группами.

Не применяется :

1) процедуры, разработанные для одной группы клиентов в определенных условиях, часто не используются при работе со сходными группами клиентов в определенных условиях. Напр., несмотря на то, что соответствующие методики хорошо срабатывали в обычных семьях, недостаточно исследовалась полезность тренинга приемных родителей и привития определенных навыков приемным детям с целью предотвращения распада такой семьи.

2) Проблемы безработицы

3) Программы с привлечением пары участников, напр., воспитателей – бабушек и дедушек – и детей с серьезными отставанием в развитии, приносящие пользу той и другой стороне, как правило, отвергаются

 

СОЦИОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ

 

Социолого-ориентированные модели относятся преимущественно к теориям социальной работы, которые ориентированы на: 1) структуру социальной работы, 2) участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы. Основной чертой этих моделей является повышенное внимание к среде обитания клиентов и их дифференциация по социальным слоям, различающихся спецификой своего положения.

Становление социолого-ориентированных моделей теории социальной работы испытало влияние классического позитивизма, характерными чертами которого были натурализм, эволюционизм, феноменализм. Моделями научного познания выступали биология, анатомия, физиология человека, отчасти механика. Позитивизм в социологии и теории социальной работы определял наличие неизменных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов.

 

1. Теория систем (системные представления)

2. Теория экологических систем

3. Радикальная модель

4. Марксистская модель

 

1. Теория систем и системные идеи в социальной работе основываются на теории социальных систем Р.Берталанфи, которая в первоначальном варианте была разработана на биологическом материале и доказывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сами они в свою очередь есть часть сверхсистем.

Объективные возможности применения теории систем в практике социальной работы основаны на том, что системность – стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов, с которыми приходится иметь дело в действительности. Любая система состоит из подсистем и элементов. Чем сложнее система, тем многообразнее этот комплекс подсистем и элементов. Между составляющими системы устанавливаются определенные отношения и связи, благодаря чему совокупность подсистем и элементов превращается в единое целое.

На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. В дальнейшем социальный работник вместе с клиентом ищет возможности помочь клиенту достичь намеченной цели, помогая ему «снять», «обойти» те обстоятельства, которые могут привести к нежелательным последствиям или «побочным негативным явлениям.

Социальный работник в этом случае может использовать технологию сопоставления нормы и патологии социального поведения. Особенно эффективно эта технология может проявляться при работе с группами социального риска, когда у представителей этой группы нет достоверных знаний о нормах поведения в каких-то определенных социальных сферах, и они создают свои или перенимают чужие неприемлемые образцы поведения.

Социальные работники, участвуя в осуществлении социального контроля за поведением представителей групп риска, рассматривают отклоняющееся поведение как проблему личной социальной и эмоциональной незрелости клиента. Это позволяет использовать методики, основанные на поддержке, терапии и консультировании.

Следует иметь в виду, что хотя теория систем и фиксирует наличие определенных связей между различными социальными факторами и уровнями развития социальных процессов, но не объясняет причины нарушения или, напротив, установления этих связей, т.е. она не предоставляет специалисту «ключ» для решения возникшей проблемы и контроля за результатом ее решения.

Социальный работник должен учитывать, что:

Во-1, существуют различные явления, которые могут не вписываться в общую схему теории систем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и не учитывает, в частности, личностный уровень развития социальных процессов и явлений;

Во-2, это очень обобщенная теория, которая может порой трансформироваться в конкретных специфических ситуациях.

В настоящее время теория систем наиболее активно используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения и их реализации в виде различных социальных проектов.

2. Теория экологических систем является разновидностью системного подхода, который наиболее масштабно проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения.

В рамках этой теории акцент делается на системное видении среды обитания человека и характеристиках клиента как малой сложной подсистемы, обладающей известной целостностью и жизнестойкостью. Активно используются понятия «моделей жизни», которые характеризуются как системное отражение жизни людей в определенных условиях. Модель жизни рассматривает каждого человека (клиента) как системно-организованного субъекта в многообразии его связей в среде обитания, социальном пространстве. При этом человек и среда обитания характеризуются как взаимодействующие силы. Предполагается, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, существует взаимная адаптация, оптимальное восстановление и развитие жизненных сил клиента.

Социальный работник должен, с одной стороны, учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, с другой — выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей — обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки.

Таким образом, социальный работник при данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания (он ориентируется на группы населения, получающие гарантированную государственную поддержку, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзей, соседей, членов семьи).

В теории экосистемы большое внимание уделяется также проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются как специфические подсистемы. В основе этого взаимодействия используются отдельные положения теории социальных ролей.

 

 

  1. Радикальная модель

В ее основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.

Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получить клиент (напр., ребенок, душевнобольной).

Технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных, отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональной помощи, вмешательства в их жизнь.

Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации, близка по содержанию к гуманистической модели. Но социально-радикальная модель большой акцент делает на учет влияния властных структур, классовой принадлежности, такого общественного явления, как угнетение.

Данная модель, направленная на развитие социальных способностей клиента, не ищет путей изменения социальных структур, которые его угнетают. При ее реализации перед практиками социальной работы часто встает этическая дилемма: как «наделить полномочиями» одних, не задев других, поскольку, если одни защищаются за счет других, возможно возникновение конфликта интересов, конфронтации между группами.

 

 

  1. Марксистская модель

В основе марксистской модели социальной практики деятельность социального работника понимается как сила, способствующая осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному:

— в одном случае на первое место выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль;

— в другом — роль социального «стабилизатора, социального «врача».

В рамках марксистской модели социальной работы наиболее разработанными являются технологии так называемой структурной социальной работы, ориентированной на поддержку больших социальных групп и общностей, совершенствование социальной политики, технологий социального управления.

Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальной работы могут быть эффективными при решении целого ряда социальных проблем современного общества. Примером этому может служить Швеция, где на протяжении более 30 лет шло органическое соединение структурного и психосоциального уровней социальной работы.

 

КОМПЛЕКСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ

 

1. Когнитивная модель

2. Социально-педагогическая модель

3. Ролевая модель

4. Витально-ориентированная модель (виталистская концепция)

 

1. Когнитивная модель

Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Особую популярность в практике социальной работы когнитивная теория приобретает в начале 80-х годов, что объясняется растущим интересом к такой методике работы, применяющейся в психологии, как консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установи и предубеждения, которые, в конечном счете, и направляют его социальные действия как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим.

Когнитивная модель дает возможность регулировать социальное поведение клиента путем «отработки» своих поступков, адекватных социальным условиям или конкретной ситуации, в которой клиент оказался. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разработанной на основе когнитивной модели, является объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль социального работника за поведением клиента.

Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Социальные работники, занятые «полевой работой», проводят много времени с клиентом, в частности в различных формах досуга (спорт, музыка, кружки и т.п.).

Обсуждая встающие перед ними проблемы, социальные работники доносят до клиентов новую информацию, пытаются изменить уровень представления сути проблем и пути их решения. Необходимо иметь в виду, что клиенты создают порой свои собственные пути решения проблем, встающих перед ними, соответствии с тем уровнем и характером знаний, которыми они обладают. Расширение получаемой информации повышает роль адаптации клиента к социальной среде.

Когнитивная модель практики социальной работы в процессе адаптации выделяет три основных этапа, или фазы:

1) реакция на внешний мир, обусловленная Я клиента, его целями и стремлениями;

2) стабилизация положения клиента в социальной среде; особенно это важно при рассмотрении социальных качеств клиента, которые могут иметь отрицательный резонанс;

3) выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимися целями и установками.

В процессе работы с клиентом важным моментом является анализ разных сторон восприятия. На основе восприятия в дальнейшем строятся взаимоотношения клиента и социального работника, которые могут быть либо эффективными, либо нет. В практике работы важно учитывать, что восприятие какой-то реакции клиента на конкретные события не должно рассматриваться как восприятие его личности в целом. Напр., когда мы наблюдает за клиентом при помощи видеомонитора, то фиксируем лишь его реакцию, но не можем интерпретировать его чувства. В то же время, очевидно, что на характер восприятия могут влиять различные факторы — знания, установки, социокультурные стереотипы и т.д.

 

Одна из проблем, с которой встречается социальный работник на основе этой модели — разрешение конфликтов, разных по своей природе и сущности. Напр., конфликт между Я, которое представляет клиент сам себе, и представлениями, которые, по его мнению, возникают о нем у других (это часто происходит в период изменения социального статуса клиента, потери работы, возрастных изменений и т.д.).

То, каким образом человек выходит их конфликта или предполагает пути выхода из него, имеет большое значение, так как это важно и для самого человека ( его возможность к адаптации), для его отношения к этим изменениям и для других людей.

 

Процесс адаптации предполагает не только непосредственное приспособление человека к новому, но также и возможность найти определенный компромисс с жизненными целями и установками, усилить дискомфорт, хотя внешне конфликт может казаться разрешенным. Чтобы этого не происходило, в процессе адаптации предполагают использовать разные формы и методики работы с клиентами:

1) стратегическая, на которой клиенту оказывается помощь в получении дополнительных знаний, формировании навыков, необходимых для достижения поставленных целей;

2) тактическая, на которой снимается возникшая напряженность, отрабатываются пути и средства коррекции поведения в повседневной жизни;

3) собственно адаптивная (изменение «Я» клиента путем создания им нового мира, выступающего частью процесса его отношения к миру в целом).

 

В процессе работы с клиентом по разрешению конфликта на основе когнитивной модели социальному работнику важно последовательно осуществить следующие «шаги», причем каждый «шаг» предполагает различные технологии работы с клиентом:

1) «дискриминационные», на этом этапе клиент должен осознать или почувствовать возникшую проблему или существующие обстоятельства, которые создают дискомфорт для него, или иначе — дискриминируют его «Я». На этом шаге важно определить ценности клиента в его жизни и, подвести его к необходимости выделения приоритетов. Социальный работник должен стремиться помочь клиенту абстрагироваться от личного опыта и показать, как среда влияет на характер его восприятия мира и дальнейшую мотивацию его поведения. Социальный работник может предложить клиентам вести дневник, затем в последующих беседах стремиться к тому, чтобы они могли сознательно описать события прошедшего дня, связать эти события со своими мыслями и чувствами; можно использовать и специальную систему заданий и упражнений.

2) «концептуальные», на этом этапе социальный работник должен стремиться к тому, чтобы клиент соотнес символы и цели, которыми он обычно пользовался при получении и передаче информации, с принципами выделения ценностей и их влиянием на самопонимание. Здесь важно определить основные особенности клиента (уровень образования, внутренний мир, социокультурные нормы, среда окружения, характер и уровень получаемой информации, стереотипы (напр., в одних ситуациях отождествляет социальных работников с врачами, особенно психотерапевтами, в других — с работниками правоохранительных органов)).

На этой фазе организации консультирования основным является процесс общения клиента с социальным работником, а также с другими людьми. Важно обращать внимание на особенности и вербального, и невербального общения клиента с разными людьми, что позволит:

— получить больше сведений от клиента о нем самом и о его жизни в целом;

— зафиксировать стереотипно-символическую реакцию на происходящие изменения и в самом клиенте, и в окружающих его людях, и в социальной среде;

— выявить характер его жизненной позиции, степень ответственности, которую он берет на себя.

 

3) «обучение принципам взаимоотношений», которые опираются на механизмы адаптации, ценностных ориентаций и представлений человека о мире;

4) «разрешение проблемы», на этом этапе выделяются основные принципы (нормы, правила) поведения клиента в возникшей ситуации с целью ее изменения или изменения его самого. На этом шаге происходит как бы синтез прежних «шагов»: ситуация воспринимается и осознается, затем проверяется различными способами решения проблемы с целью выявления наиболее эффективных, т.е. вырабатывается стратегия действия и затем эта стратегия применяется к решению конкретной проблемы. Одним из вариантов в данном случае является групповая дискуссия, в которой участвуют и другие клиенты.

 

Социальный работник должен понять мотивы поступков клиента. Необходимо создавать в ходе работы с ним благоприятный климат общения, способствующего формированию у клиента желания изменений.

Следует учитывать такой существенный фактор, что слабые личностные изменения могут быть эффективны только в условиях решения социальных проблем: гарантий безопасности, предоставления жилья, минимальных средств существования. Важно также иметь в виду, что некоторые клиенты, получив различные услуги, испытывали при этом чувство моральной ущербности. В таком случае необходимо снять возникшее отрицательное эмоциональное отношение к определенным социальным службам и к отдельным социальным работникам. Переориентация эмоционального отношения может происходить за счет предоставления клиенту соответствующей информации.

Все социальные работники несут профессиональную ответственность за характер и уровень оказываемых клиенту услуг, за те изменения его личности, которые они прогнозируют, за предоставляемую ему информацию.

Важно помочь клиенту увидеть альтернативные направления совершаемых действий. Важно показать, что социальные изменения определяют и изменения основных взаимоотношений между людьми.

 

Когнитивная теория начинает оказывать существенное воздействие на социальную работу с начала 80-х годов. В теории социальной работы ее возможности выявлены еще не до конца, достаточно хорошо она описана в психологии. Но при ее соединении с гуманистическими теориями она может способствовать повышению эффективности социальной работы, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели — стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности.

Одной из важных исследовательских проблем в этой области является выявление отношения клиентов к разным типам социальных служб, а также методам, которые использует социальный работник в современном российском обществе. При этом выделяют два основных аспекта, которые, прежде всего, фиксируют клиенты: равенство отношений «клиент — социальный работник» и получение определенного положительного результата при решении их проблемы.

 

 

2. Социально-педагогическая модель

В ее основе лежит положение, что воспитание выступает как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, цель которых выработать у клиентов определенные социальные качества.

На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к социальным конфликтам разного рода. Поэтому процесс социализации проходит в основном через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов или нейтрализовать их.

Социально-педагогическая модель может рассматриваться и на уровне структурной, и на уровне психосоциальной работы. Воозможности реализации данной модели на структурном уровне можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества..

Школа в современном обществе выполняет те основные задачи, которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путем включения индивида в семью, племя, общину и т.д. Она выступает в роли первоначального механизма дифференциации общества, начиная формировать социальный статус человека,помогая ему адаптироваться к жизни общества на разных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профилактическая, прогностическая, социального контроля.

 

Таким образом, социальные работники должны регулировать отношения общества и школы как системы образования и воспитания, ибо насколько школа формируется под влиянием общества, настолько и общество изменяется под влиянием школы.

3.Ролевая модель

 

В рамках использования ролевой модели необходимо учитывать как знания по социологии, так и по психологии. Прежде всего это выражается в том, как понимается роль личности, а она, чаще всего, трактуется преимущественно в психологическом или социально-психологическом планах.

Многие исследователи возникновение ролевой теории связывают с именем Якоба Леви МОРЕНО (1892-1974), признавая его не только основателем социометрии, через которую Морено, пытался описывать межличностные отношения, но и групповой психиатрии в целом.

Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждом отдельном случае человек действует согласно своей оценке возникающей ситуации. Но эти оценки могут вступать в противоречия с оценками данной ситуации другими людьми.

Дж. МИД (1863-1931) считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. может представить, как он выглядит в глазах других людей, находящихся с ним в одной ситуации, и таким образом проверить правильность своих действий с точки зрения других участников группы. Личная ответственность фиксируется человеком в том момент, когда он представляет себе, что ждут от него другие участники. Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других.

По мнению Мида, способность рассматривать самого себя как объект — это одно из специфических человеческих качеств, человек начинает осознавать себя как особую «единицу» в процессе принятия ролей. Он относится к своему поведению как к поведению других людей или так, как другие люди относятся к его поведению.

Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, которые воспроизводит их личное сознание. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.

Можно сказать, что социальная роль — это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесь может возникнуть расхождение в понимании им и другими людьми, что он «обязан и не обязан» делать в соответствии с этой ролью, что в дальнейшем может привести к конфликтам. Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Иногда между социальными и межличностными ролями возникают противоречия. Так, напр., социальные роли — «любящая мать», «преданный сын», » строгий отец», а межличностные роли — «равнодушная мать», «дерзкий сын», «отец, не пользующийся уважением». И не всегда люди сами могут выйти из противоречивой ситуации, в которую попали. В этом случае им на помощь должны прийти специалисты — социальные работники, учитывающие уровень сознания клиентов, характер свойственных ему стереотипов.

Ролевую игру социальный работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптивности. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные, профессиональные и родительские, определяют формирование личности и ее поведения.

Выбор методик, подходящих для решения проблемы, а также сочетание различных методик в процессе работы с клиентом во многом определяются спецификой проблемы, с которой пришел клиент (с одной стороны), с другой — приоритетом той теории, на которую опирается в своей профессиональной деятельности социальный работник.

 

4. Витально-ориентированная модель

 

Виталистская концепция социальной работы сегодня рассматривается как одна из наиболее перспективных, так как она :

во-1, является хорошим основанием для опоры на специфические теории социальной работы,

во-2, реализует генетический подход при рассмотрении жизни человека как био-социального существа, эволюция и защита жизненных сил которого составляют объект забот социальной работы.

Витализм традиционно характеризуется как идеалистическое направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознанных и непознаваемых сил. В современной науке идеалистическая трактовка витализма основательно изменена и дополнена.

Основанием идей витализма в социальной сфере стали следующие подходы:

— человек рассматривается как био-социальное существо, способное творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, используя различные системы социокультурных символов и информацию (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.), сохранения фундаментальное значение естественных биофизиологических основ жизни человека;

— формирование жизненных сил человека в процессе удовлетворения основных потребностей, развитие этих потребностей от поколения к поколению в конкретной социально-исторической среде обитания людей;

— постоянное сосуществование и взаимодействие определенного жизненного пространства и жизненных сил человека, живущего в конкретных исторических условиях;

— сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека – от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного;

— учет сосуществования и взаимодействия духовных и материальных сил, которыми располагает человек, материальной, предметно-вещественной и духовно-культурной среды обитания людей.

Жизненные силы человека в данных подходах понимаются как его способность к воспроизводству и осуществлению жизни в качестве био-социального существа, способность к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, на всех уровнях его организации. Жизненные силы представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности человека. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность понимается как способность людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества.

Социальная работа в данной модели понимается как процесс, деятельность, содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, «благоустройство» жизненного пространства его бытия.

Дальнейшее развитие методологии практики социальной работы позволит добиться более высокой эффективности отдельных форм социальной работы как деятельности.

Одним из важных моментов деятельности социальных работников является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами по разрешению проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Эффективным является комплексное использование теорий психологии, социологии, правоведения, экономики и других, особенно тех, которые носят интегративно-комплексный характер.