Психология между прошлым и будущим специального образования

Московский городской психолого-педагогический институт

Кафедра детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования

Е.Л. Гончарова

Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития»

Методическое пособие к курсу «Специальная психология»

Москва, 2002 год

Содержание

Опорная таблица 1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)

  • Периоды эволюции
  • Ценности и цели периода
  • Достижения в области развития гражданских прав и свобод

Опорная таблица 2. Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)

  • Периоды эволюции
  • Этапы развития систем
  • Хронология по Западной Европе
  • Россия

Опорная таблица 3. Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)

  • Хронологические особенности
  • Содержательные особенности

Опорная таблица 4. Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

  • Ключевые вопросы этапа
  • Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы
  • Терминология

Опорная таблица 5. Психология между прошлым и будущим специального образования

3 стр., 1349 слов

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии

... не были реализованы ранее. 8. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже Клиническая беседа Особенности детского мышления: эгоцентризм; реализм; артифициализм; ... функции (особенно происходящие на внутреннем уровне); небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования); 4. «Чистой доски» Скиннер, Торндайк ... Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии. Теория Автор Метод ...

  • Предмет внимания по преимуществу
  • Задачи психологии
  • Психологические специализации и, специальности и службы
  • «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи

От автора

Это пособие адресовано студентам факультета психологического консультирования, осваивающим курс «Специальная психология». Отечественная специальная психология рассматривается в курсе как область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии.

Так уж получилось, что ваше знакомство со специальной психологией как учебным предметом по времени совпало с кризисным периодом в развитии специальной психологии как области научных исследований. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Работая в смежных со специальной психологией областях, вы обязательно столкнетесь с разнообразными проявлениями этого кризиса. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996), а также — производную от них периодизацию развития специальной психологии.

Пособие в виде опорных таблиц поможет вам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами.

Это необходимо для становления и развития профессиональной культуры мышления психолога.

Опорная таблица 1

«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».

(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М. 1996)

Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции

отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии

I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых.

III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.

IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех.

V. От изоляции к интеграции.

Хронология по ЗЕ

VIII в. д.н.э. — XIII в.

XIII — XVIII вв.

XVIII — нач. XX в.

нач. XX в.- 70-е гг.

70-е гг. ХХ в. — ?

Хронология по России

X — XVIII вв.

XVIII — XIX вв.

1801 — 1930 гг.

1930 — 1991 гг.

1991 — ?

Ценности и цели периода эволюции

Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование.

Зарождение христианского милосердия, церковного призрения.

Отторжение инвалида ради блага общества.

Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах.

Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества.

Свобода, равенство, право на труд.

Филантропия, общественное и государственное призрение.

«Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом.

Формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование.

Приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация.

Политкорректность, толерантность.

Приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Ценность развития и максимально возможной самореализации для всех. Социальная и педагогическая интеграция.

Достижения в области развития гражданских прав и свобод

Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь.

Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным.

Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам.

Светское призрение становится нормой.

Складываются предпосылки к формированию социальной политики.

Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства».

Частичное признание гражданских прав и свобод, в т. ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу.

Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение.

Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование.

Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т. п.

Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образование.

Равные права на образование.

Право на выбор форм обучения, включая интеграцию.

Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения.

Гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания.

Опорная таблица 2

«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов".

(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996).

Этапы развития национальных систем специального образования (по н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции

отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения.

II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых.

III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.

IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех.

V. От изоляции к интеграции.

Этапы развития

системы специального

образования (ССО)

Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей.

1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии.

2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали.

3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции.

Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни).

Включение родителей.

Индивидуализация.

Хронология по ЗЕ

VIII в. д.н.э. — XIII в.

XIII — XVIII вв.

XVIII — нач. XX в.

нач. XX в.- 70-е гг.

70-е гг. ХХ в. — ?

Хронология

по России

X — XVIII вв.

XVIII — XIX вв.

1801 — 1930 гг.

1930 — 1991 гг.

1991 — ?

Опорная таблица 3

«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…»

(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996)

Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции

отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения.

II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения.

III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.

IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех.

V. От изоляции к интеграции.

Этапы развития

системы специального

образования (ССО)

1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии.

2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование.

3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации.

Интеграция, РО.

Раннее начало обучения.

Индивидуализация.

Включение родителей.

Хронология по ЗЕ

VIII в. д.н.э. — XIII в.

XIII — XVIII вв.

XVIII — нач. XX в.

нач. XX в.- 70-е гг.

70-е гг. ХХ в. — ?

Хронология по России

X — XVIII вв.

XVIII — XIX вв.

1801 — 1930 гг.

1930 — 1991 гг.

1991 — ?

Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО

Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже.

8 столетий вместо 13

Завершился примерно на 40 лет позже.

100 лет вместо 550

Завершился почти одновременно.

Завершился на 20 — 25 лет позже.

Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО

В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.

В X в. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.

Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.

Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.

Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра І, заимствование моделей во Франции.

При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможно как акт светской благотворительности.

В идеологии призрения убогих.

Автономность и децентрализация специальных школ.

Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства.

Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования — госбюджете, т. е. в логике тоталитарного государства.

Дефектологический квадрат.

Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся.

«Необучаемые» дети.

Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.

При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов.

Переход осуществляется по воле государства в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.

Опорная таблица 4 Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии

ПЭ и Э разв. ССО

I

II

III…1

IV …2

V…3

Хронология по ЗЕ

VIII в. д.н.э. — XIII в.

XIII — XVIII вв.

XVIII — нач. XX в.

нач. XX в. — 70-е гг.

70-е гг. ХХ в. — ?

Хр-ия по России

X — XVIII вв.

XVIII — XIX вв.

1801 — 1930 гг.

1930 — 1991 гг.

1991 — ?

Ключевые вопросы этапа

Бесполезны или опасные?

Убивать или оставлять на произвол судьбы?

Как быть, когда слепым, глухим, душевнобольным становится полноправный гражданин?

Как поступать, если наследник инвалид?

Допустимо ли вмешиваться в божье провидение, т. е. нужно ли лечить, можно ли учить?

Кто больше нуждается в милосердии, слепые или глухие?

Что инициирует индивидуальное обучение глухонемых детей?

Дефект и его проявления, чудеса исцеления, чудеса обучения как предмет познания.

Отличия нормальных и аномальных в аспекте обучения.

Кого лечить, а кого учить?

Как выявлять детей неспособных к массовому обучению?

Чему и как учить в специальной школе того или иного типа?

Учить всех одинаково или по-разному?

Как выявлять и оценивать различия детей в пределах одной и той же группы?

Как дифференцировать ССО (содержание, методы, организационные формы)?

Как дифференцировать детей, попадающих в ССО?

В чем нуждаются дети с особыми нуждами?

Как обеспечить реализацию особых образовательных потребностей?

Как обеспечить максимально возможный уровень развития?

Как сделать жизнь ребенка максимально достойной, комфортной и содержательной?

Специалисты, предпринимавшие попытки отвечать на эти вопросы

Законодатели, философы, юристы.

С началом христианизации Европы — Церковь, в контексте кодификации европейского законодательства — правоведы.

Проповедники-моралисты.

Врачи, юристы философы.

Священнослужители, прежде всего протестанты, озабоченные воцерковлением глухих, предпринимают попытки их обучения.

Врачи-психиатры, педагоги, психологи, литераторы, деятели культуры.

XX век: патопсихологи, детские психологи, педологи, педагоги, специализирующиеся в различных дефектологических направлениях.

Врачи, психофизиологи, педагоги и психологи, специализирующиеся в различных областях дефектологии (тифлисты, сурдисты, логопеды, олигофренисты).

Специалисты в области коррекционной (специальной) педагогики и специальной психологии, детские и школьные психологи, психологи-консультанты, семейные психологи, социальные работники.

Терминология

Уроды. Калеки.

Припадочные, безумцы.

Глухонемые, слепые, увечные и т. п.

Юродивые.

Убогие — бесноватые.

Ненормальные.

Инвалиды (увечные воины).

Сумасшедшие, эпилептики.

Глухие, немые, слепые, умственно отсталые.

Инвалиды труда. Инвалиды с детства. Дети-инвалиды.

Малоуспешные, трудные, малоумные ученики.

Анормальные, аномальные.

Олигофрены. Дебилы. Имбецилы. Монголоиды.

Дефективные.

Аномальное детство. Детская дефективность. Умственная, физическая, моральная дефективность.

Аномальные дети.

Дети с отклонениями (нарушениями) в развитии.

Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательными нарушениями, задержкой психического развития.

Слепые, слабовидящие.

Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Логопаты.

Аутисты. Дети с синдромом Дауна.(Аутята, даунята).

Ограниченные возможности здоровья, специальные нужды.

Дети с проблемами в развитии. Дети с особыми образовательными потребностями. Дети со специальными нуждами.

Опорная таблица 5 Психология между прошлым и будущим специального образования

Периоды ЭО

I

II

III

IV

V

Этапы развития ССО

1

2

3

Хронология по ЗЕ

IX вв. д.н.э. — 1198 г.

1198 — 1770 гг.

1770 г — к. ХIХ в.

к. 19 — 70-е гг. ХХ в.

70-е гг. ХХ в. — ?

Хронология по России

996 — 1706 гг.

1706 — 1806 гг.

1806 — 1927 гг.

1927 — 1991гг.

1991 — ?

Предмет внимания по преимуществу

Дефект,

дефективность. Отличия от нормы.

Феноменология коррекции и компенсации (на отдельных примерах).

Феноменология индивидуальных различий.

Отличия от нормы, отличия обученных от необученных.

Феноменология и статистика отличий.

Феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения.

Феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов.

Особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением.

Педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам.

«Координаты» развития конкретного ребенка.

Актуальные задачи развития.

Соотношение задач развития и задач обучения.

Дисбаланс между обучением и развитием.

Особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании.

Задачи

психологии

Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения.

Выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке. (Отбор детей во вспомогательные школы).

Теоретическое обоснование дифференциации специального образования.

Дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т. п.

Выявление особенностей обучения и развития сходных категорий.

Определение психологических условий (обходных путей) решения задач, навязанных традиционным образованием.

Психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста.

Психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции.

Мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения.

Выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием Определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании.

Психологические специализации, специальности и службы

Специалист в области дифференциальной психологии.

Клинический

психолог. Детский психолог. Педолог.

Специальный психолог узкого профиля: детский или клинический психолог, специализирующийся в определенных областях дефектологии как исследователь или преподаватель.

Детский или клинический психолог, специализирующийся в дифференциальной диагностике и коррекционной работе в ПМПК.

Специальный психолог широкого профиля, подготовленный для работы с разными категориями детей.

Психолог специальных образовательных учреждений, ПМПК,

Психолог- консультант, специализирующийся на работе по сопровождению семьи, ребенка с особыми образовательными потребностями.

Школьный психолог, специализирующийся на работе по сопровождению образовательной интеграции в массовой школе.

Психолог специальной школы.

«Инструменты» и методы изучения и психологической помощи

Медицинские средства выявления дефектов.

Тестометрия.

Наблюдение.

Тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики. Констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей.

Комплексный подход при определении структуры нарушений.

Интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития.

Диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития. Технологии определения актуальных задач развития и их конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы. Варианты индивидуальных коррекционно- развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития.

7

Е.Л. Гончарова

Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector