Московский городской психолого-педагогический институт
Кафедра детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования
Е.Л. Гончарова
Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития»
Методическое пособие к курсу «Специальная психология»
Москва, 2002 год
Содержание
Опорная таблица 1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
- Периоды эволюции
- Ценности и цели периода
- Достижения в области развития гражданских прав и свобод
Опорная таблица 2. Этапы развития национальных систем специального образования (по Н.Н. Малофееву)
- Периоды эволюции
- Этапы развития систем
- Хронология по Западной Европе
- Россия
Опорная таблица 3. Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
- Хронологические особенности
- Содержательные особенности
Опорная таблица 4. Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
- Ключевые вопросы этапа
- Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы
- Терминология
Опорная таблица 5. Психология между прошлым и будущим специального образования
- Предмет внимания по преимуществу
- Задачи психологии
- Психологические специализации и, специальности и службы
- «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи
От автора
Эволюция развития методов эффективного управления организацией
... управления. I. Теоретическая часть 1.Приёмы эффективного управления Эволюция развития методов эффективного управления организацией Административная (классическая) школа в управлении Представители ... развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, ...
Это пособие адресовано студентам факультета психологического консультирования, осваивающим курс «Специальная психология». Отечественная специальная психология рассматривается в курсе как область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии, в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
Так уж получилось, что ваше знакомство со специальной психологией как учебным предметом по времени совпало с кризисным периодом в развитии специальной психологии как области научных исследований. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Работая в смежных со специальной психологией областях, вы обязательно столкнетесь с разнообразными проявлениями этого кризиса. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования (Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1996), а также – производную от них периодизацию развития специальной психологии.
Пособие в виде опорных таблиц поможет вам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами.
Это необходимо для становления и развития профессиональной культуры мышления психолога.
Опорная таблица 1
«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М. 1996)
Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии |
I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. |
II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. |
III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. |
IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. |
V. От изоляции к интеграции. |
Хронология по ЗЕ |
VIII в. д.н.э. – XIII в. |
XIII – XVIII вв. |
XVIII – нач. XX в. |
нач. XX в.– 70-е гг. |
70-е гг. ХХ в. – ? |
Хронология по России |
X – XVIII вв. |
XVIII – XIX вв. |
1801 – 1930 гг. |
1930 – 1991 гг. |
1991 – ? |
Ценности и цели периода эволюции |
Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование. Зарождение христианского милосердия, церковного призрения. Отторжение инвалида ради блага общества. |
Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах. Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества. |
Свобода, равенство, право на труд. Филантропия, общественное и государственное призрение. «Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. |
Формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование. Приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация. |
Политкорректность, толерантность. Приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Ценность развития и максимально возможной самореализации для всех. Социальная и педагогическая интеграция. |
Достижения в области развития гражданских прав и свобод |
Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь. Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным. |
Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам. Светское призрение становится нормой. Складываются предпосылки к формированию социальной политики. Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства». |
Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу. Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение. Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование. |
Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п. Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образование. |
Равные права на образование. Право на выбор форм обучения, включая интеграцию. Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения. Гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания. |
Опорная таблица 2
«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов».
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1996).
Этапы развития национальных систем специального образования (по н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии |
I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения. |
II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. |
III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. |
IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. |
V. От изоляции к интеграции. |
Этапы развития системы специального образования (ССО) |
Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей. |
1. Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии. |
2. Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали. |
3. Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация. |
|
Хронология по ЗЕ |
VIII в. д.н.э. – XIII в. |
XIII – XVIII вв. |
XVIII – нач. XX в. |
нач. XX в.– 70-е гг. |
70-е гг. ХХ в. – ? |
Хронология по России |
X – XVIII вв. |
XVIII – XIX вв. |
1801 – 1930 гг. |
1930 – 1991 гг. |
1991 – ? |
Опорная таблица 3
«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…»
(Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1996)
Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии |
I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения. |
II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения. |
III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. |
IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. |
V. От изоляции к интеграции. |
Этапы развития системы специального образования (ССО) |
1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии. |
2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование. |
3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации. Интеграция, РО. Раннее начало обучения. Индивидуализация. Включение родителей. |
||
Хронология по ЗЕ |
VIII в. д.н.э. – XIII в. |
XIII – XVIII вв. |
XVIII – нач. XX в. |
нач. XX в.– 70-е гг. |
70-е гг. ХХ в. – ? |
Хронология по России |
X – XVIII вв. |
XVIII – XIX вв. |
1801 – 1930 гг. |
1930 – 1991 гг. |
1991 – ? |
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО |
Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже. 8 столетий вместо 13 |
Завершился примерно на 40 лет позже. 100 лет вместо 550 |
Завершился почти одновременно. |
Завершился на 20 – 25 лет позже. |
|
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО |
В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим. В X в. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения. |
Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. |
Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра І, заимствование моделей во Франции. При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможно как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ. Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства. |
Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. «Необучаемые» дети. |
Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле государства в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная таблица 4 Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
ПЭ и Э разв. ССО |
I |
II |
III………………1 |
IV ………………2 |
V………………3 |
Хронология по ЗЕ |
VIII в. д.н.э. – XIII в. |
XIII – XVIII вв. |
XVIII – нач. XX в. |
нач. XX в. – 70-е гг. |
70-е гг. ХХ в. – ? |
Хр-ия по России |
X – XVIII вв. |
XVIII – XIX вв. |
1801 – 1930 гг. |
1930 – 1991 гг. |
1991 – ? |
Ключевые вопросы этапа |
Бесполезны или опасные? Убивать или оставлять на произвол судьбы? Как быть, когда слепым, глухим, душевнобольным становится полноправный гражданин? Как поступать, если наследник инвалид? |
Допустимо ли вмешиваться в божье провидение, т.е. нужно ли лечить, можно ли учить? Кто больше нуждается в милосердии, слепые или глухие? Что инициирует индивидуальное обучение глухонемых детей? Дефект и его проявления, чудеса исцеления, чудеса обучения как предмет познания. |
Отличия нормальных и аномальных в аспекте обучения. Кого лечить, а кого учить? Как выявлять детей неспособных к массовому обучению? Чему и как учить в специальной школе того или иного типа? Учить всех одинаково или по-разному? |
Как выявлять и оценивать различия детей в пределах одной и той же группы? Как дифференцировать ССО (содержание, методы, организационные формы)? Как дифференцировать детей, попадающих в ССО? |
В чем нуждаются дети с особыми нуждами? Как обеспечить реализацию особых образовательных потребностей? Как обеспечить максимально возможный уровень развития? Как сделать жизнь ребенка максимально достойной, комфортной и содержательной? |
Специалисты, предпринимавшие попытки отвечать на эти вопросы |
Законодатели, философы, юристы. С началом христианизации Европы – Церковь, в контексте кодификации европейского законодательства – правоведы. |
Проповедники-моралисты. Врачи, юристы философы. Священнослужители, прежде всего протестанты, озабоченные воцерковлением глухих, предпринимают попытки их обучения. |
Врачи-психиатры, педагоги, психологи, литераторы, деятели культуры. XX век: патопсихологи, детские психологи, педологи, педагоги, специализирующиеся в различных дефектологических направлениях. |
Врачи, психофизиологи, педагоги и психологи, специализирующиеся в различных областях дефектологии (тифлисты, сурдисты, логопеды, олигофренисты). |
Специалисты в области коррекционной (специальной) педагогики и специальной психологии, детские и школьные психологи, психологи-консультанты, семейные психологи, социальные работники. |
Терминология |
Уроды. Калеки. Припадочные, безумцы. Глухонемые, слепые, увечные и т.п. Юродивые. |
Убогие – бесноватые. Ненормальные. Инвалиды (увечные воины). Сумасшедшие, эпилептики. Глухие, немые, слепые, умственно отсталые. |
Инвалиды труда. Инвалиды с детства. Дети-инвалиды. Малоуспешные, трудные, малоумные ученики. Анормальные, аномальные. Олигофрены. Дебилы. Имбецилы. Монголоиды. Дефективные. Аномальное детство. Детская дефективность. Умственная, физическая, моральная дефективность. |
Аномальные дети. Дети с отклонениями (нарушениями) в развитии. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательными нарушениями, задержкой психического развития. Слепые, слабовидящие. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Логопаты. Аутисты. Дети с синдромом Дауна.(Аутята, даунята). |
Ограниченные возможности здоровья, специальные нужды. Дети с проблемами в развитии. Дети с особыми образовательными потребностями. Дети со специальными нуждами. |
Опорная таблица 5 Психология между прошлым и будущим специального образования
Периоды ЭО |
I |
II |
III |
IV |
V |
Этапы развития ССО |
1 |
2 |
3 |
||
Хронология по ЗЕ |
IX вв. д.н.э. – 1198 г. |
1198 – 1770 гг. |
1770 г – к. ХIХ в. |
к. 19 – 70-е гг. ХХ в. |
70-е гг. ХХ в. – ? |
Хронология по России |
996 – 1706 гг. |
1706 – 1806 гг. |
1806 – 1927 гг. |
1927 – 1991гг. |
1991 – ? |
Предмет внимания по преимуществу |
Дефект, дефективность. Отличия от нормы. Феноменология коррекции и компенсации (на отдельных примерах). Феноменология индивидуальных различий. |
Отличия от нормы, отличия обученных от необученных. Феноменология и статистика отличий. Феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения. Феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов. |
Особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением. Педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам. |
«Координаты» развития конкретного ребенка. Актуальные задачи развития. Соотношение задач развития и задач обучения. Дисбаланс между обучением и развитием. Особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании. |
|
Задачи психологии |
Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения. Выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке. (Отбор детей во вспомогательные школы). |
Теоретическое обоснование дифференциации специального образования. Дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т.п. Выявление особенностей обучения и развития сходных категорий. Определение психологических условий (обходных путей) решения задач, навязанных традиционным образованием. |
Психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста. Психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции. Мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения. Выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием Определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании. |
||
Психологические специализации, специальности и службы |
Специалист в области дифференциальной психологии. Клинический психолог. Детский психолог. Педолог. |
Специальный психолог узкого профиля: детский или клинический психолог, специализирующийся в определенных областях дефектологии как исследователь или преподаватель. Детский или клинический психолог, специализирующийся в дифференциальной диагностике и коррекционной работе в ПМПК. |
Специальный психолог широкого профиля, подготовленный для работы с разными категориями детей. Психолог специальных образовательных учреждений, ПМПК, Психолог- консультант, специализирующийся на работе по сопровождению семьи, ребенка с особыми образовательными потребностями. Школьный психолог, специализирующийся на работе по сопровождению образовательной интеграции в массовой школе. Психолог специальной школы. |
||
«Инструменты» и методы изучения и психологической помощи |
Медицинские средства выявления дефектов. Тестометрия. Наблюдение. |
Тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики. Констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей. Комплексный подход при определении структуры нарушений. |
Интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития. Диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития. Технологии определения актуальных задач развития и их конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы. Варианты индивидуальных коррекционно- развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития. |
7
Е.Л. Гончарова
Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития»