ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА

Семенова С.Л.

Шевелев В.М.

 
 


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Екатеринбург 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая тетрадь является методическим дополнением к следующим учебным пособиям.

Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2000. 180 с.

Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 224 с.

Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 3-изд. доп. и испр. 368 с.

Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 224 с.

В рабочую тетрадь включены экспериментальные методики, задания по психологическому анализу экспериментальных данных, житейских и педагогических ситуаций, выделению существенных признаков психологических понятий.

Качество, результат, анализ, выводы по каждой работе оцениваются преподавателем и являются одной из составляющих при определении рейтингового балла, влияющего на общую итоговую оценку обучаемого по предмету «Общая психология». Без выполнения аудиторных практических работ и домашних заданий студенты к экзамену не допускаются.

Рабочая тетрадь может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

 

Желаем успеха!

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Студента (ки) института_________ факультета ________________ группы _______________________

Ф._____________________________________

И._____________________________________

О._____________________________________

 

 

 

ТЕМА 1

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА


Задание 1. Вспомните и запишите несколько пословиц (не менее 10), несущих психологическое содержание.

 

Пословицы Психологический смысл
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
     

Задание 2. Какие отрасли психологии решают следующие задачи?

 

Задача Отрасль психологии
1.Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.  
2.Установить психологические причины преступности среди молодежи.  
3. Выявить психологические причины аварийности на производстве.  
4. Разработать меры по устранению дедовщины в армии.  
5. Разработать методы работы с пожилыми людьми в доме престарелых.  
6. Установить уровень психологического развития ребенка.  
7. Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.  
8. Выявить причины отставания в психическом развитии детей.  
9. Установить эффективность рекламы.  
10. Выявить влияние окраски производственных помещений на эффективность труда.  
11. Разработать программу профессионального отбора руководителей.  
12. Разработать методы перевоспитания осужденных.  
13. Оценить эффективность национальной политики правительства.  

 

Задание 3. Вспомните (представьте) и запишите жизненные и профессиональные ситуации (не менее 10), в которых возникает необходимость в психологических знаниях.

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 4. Напишите, какие знания и умения, полученные в ходе изучения психологии, могут потребоваться в Вашей будущей профессиональной деятельности.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

Оценка  
Роспись преподавателя  

 

ТЕМА 2

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Задание 1. Вспомните и опишите 2 – 3 жизненные ситуации, в которых Вам приходилось сталкиваться с иным мнением, позицией или точкой зрения другого человека, задумываться над ними, сравнивать с собственной позицией и принимать их во внимание при решении собственных задач.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2. Вспомните и опишите 2 – 3 жизненные ситуации, в которых Вы отчетливо осознавали и оценивали свои поступки, предстоя-щие действия, черты характера и т.п. Особо подчеркните, что именно Вы выделяли в себе и в связи с чем.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 3. Приемы, способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности при правильном применении их позволяют регулировать отношения с другими людьми, способствуют формированию коммуникативных качеств личности. В то же время, интерпретируя полученную информацию, человек стремится строить свое поведение таким образом, чтобы сохранить устойчивое состояние своего «Я». Всякий раз, когда из окружающего мира поступает информация, которая разрушает целостное представление о самом себе, у человека возникает чувство тревоги, изменяется самовосприятие своего «Я». Для противодействия состоянию тревожности, для стабилизации самовосприятия, устойчивости своего образа «Я» существуют различные психологические защитные механизмы (отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, вымещения, компенсации).

С какими защитными механизмами связаны следующие поступки и способы поведения людей?

Поступки и поведение людей Защитные механизмы
1. Родион Раскольников, герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», оправ-дывает свое убийство тем, что старуха (жертва) – недостойный человек и что ей не нужны деньги.  
2. Подчиненный постоянно забывает имя своего начальника.  
3. Мужчина, которого часто терроризирует началь-ник, деспотично ведет себя в семье.  
4. Курящий человек не обращает внимания на инфор-мацию о вреде курения для здоровья и не придает ей серьезного значения.  
5. Студент, неудачно сдавший очередной экзамен, успокаивает себя тем, что обвиняет преподавателя в необъективности.  
6. Чиновник, лишившийся престижной и высоко-оплачиваемой должности за то, что выступил против экологически грязного проекта, успокаивает себя такими словами «Лучше уж я лишусь должности, чем буду потом проклят людьми».  
7. Мужчина, от которого ушла к другому любимая женщина, уничтожает все напоминающие о ней вещи и навсегда покидает город.  
8.Солдат, вернувшийся с войны инвалидом, успокаивает себя следующей мыслью: «Ничего, главное, что я живой».  
9. Отстающий в физическом развитии подросток носит большую по размеру одежду и демонстративно курит.  

 

Оценка  
Роспись преподавателя  

ТЕМА 3

ЛИЧНОСТЬ ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЕ

 

Задание 1. Вспомните и опишите 2 – 3 ситуации из своего жизнен-ного опыта, в которых актуализировались (проявлялись) механизмы личностной регуляции поведения. Следует уделить особое внимание характеру самой ситуации, а также на состояние своего внутреннего мира в тот момент (мысли, эмоциональные переживания, желания и т.п.).

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2. Приведите примеры ситуаций, ориентированных на актуализацию механизмов личностной регуляции поведения, из жизни литературных героев или известных исторических личностей (например, Иван Грозный, Степан Разин, Петр 1, Сталин и пр.).

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Оценка
Роспись преподавателя

 

Практическое занятие

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

 

Методика исследования самооценки личности(С.А. Будасси)

Протокол исследования

Номер ранга эталона d1 Свойства личности n Номер ранга субъекта d2 Разность рангов (d1 -d2) Квадрат разности рангов (d1 — d2) 2
  n = 20     S D

 

r = 1 — 0,00075 х S D = .

r = 1 — 0,00075 х= .

Уровни выраженности показателей самооценки
От + 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая неадекватная
От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая адекватная
От + 0,52 до — 0,1 Самооценка средняя адекватная
От — 0,09 до — 0,32 Самооценка низкая адекватная
От — 0,33 до — 1,0 Самооценка низкая неадекватная

Вывод:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание 1.Опишите ряд жизненных ситуаций (не менее 3), в которых происходит актуализация самооценки. В каждой из представ-ленных Вами ситуаций опишите способы поведения людей с разными типами самооценки: адекватной (высокой, средней, низкой), неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

___________

______________________

______________________

________________________________________________________________

______________________

________________________________________________________________

______________________

________________________________________________________________

______________________

Задание 2.Предложите психологические рекомендации по общению с людьми, имеющими разный уровень самооценки (по 1 – 2 рекомендации на каждый уровень).

___________

____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________

___________

____________________________________________

 

Оценка
Роспись преподавателя

 

 

ТЕМА 4

ПОТРЕБНОСТНО–МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

 


Задание 1. Дайте психологическую характеристику 2 – 3 потребнос-тей, обязательно включив в нее предметное содержание, периодичность возникновения, эмоциональную окраску и способ удовлетворения.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 2. Разработайте и опишите (5 и более) психологических воздействий и ситуаций, ориентированных на проявление различных мотивов. При выполнении данного задания необходимо ориентироваться не только на обыденные ситуации, но и на ситуации будущей профессио-нальной деятельностью (в данном случае, педагогической).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Оценка
Роспись преподавателя
 
 

ТЕМА 5

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Задание 1. Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности.

______________________________________________________________________________

Задание 2. Вспомните и опишите недавно выполненную деятель-ность; выделите в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации.

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Представьте и опишите хорошо знакомую вам деятельность как последовательность отдельных действий и составьте в письменной форме алгоритм ее выполнения.

______________________________________________________________

____________________________________________ _________________________________

___________ _________________________________

___________ _________________________________

___________ _________________________________

Оценка  
Роспись преподавателя  

 

 


ТЕМА 6

СПОСОБНОСТИ

Задание 1. Какие из признаков способностей (легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творческой деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности) проявляются в следующих примерах?

Софья Ковалевская, не зная еще первых четырех правил арифме-

тики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии.

Ответ и обоснование______________________________________

______________________________________________

Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой. Он стал знакомиться с «Началами геометрии» Лежандра. Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше. Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказывать. Скоро он мог пропустить доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто геометрию он знает очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал «Начала геометрии» и усвоил этот курс, рассчитанный на два года занятий, за два дня.

Ответ и обоснование_________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

Наташа играла сонату Бетховена. Неожиданно раздался голос четырехлетней Тани: «Не так, не так! Неправильно играешь!» Таня взобралась на стул, и ее маленькие пальцы побежали по клавишам, Наташа посмотрела в ноты – Таня играла правильно. За два урока она выучила все нотную грамоту, выучила на память пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и пьесы С.С. Прокофьева, написанные для детей, прелюдии Баха, Д.Б. Кабалевского и произведения других композиторов.

Ответ и обоснование_______________________________________

______________________________________________________

_______________________________________________________

Как примеры скороспелости можно привести трехлетнего Моцарта, пятилетнего Мендельсона, четырехлетнего Гайдна; Гендель выступил композитором в 12 лет, Вебер в 12 лет, Шуберт в 11 лет, Керубини в 13 лет…. В пластических искусствах призвание и способности к творчеству проявляются заметно позже – средним числом около 14 лет; у Джотто они обнаружились в 10 лет, Ван-Дейка – в 10, Рафаэля в 8, Греза – в 8, Микеланджело – в 13, Дюрера – 15, Бернини – в 12 лет, Рубенс и Иорданс также развились рано. В поэзии не встречается произведения имеющего некоторое неличное значение раньше 16 лет.

Ответ и обоснование________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

 
 

Оценка  
Роспись преподавателя