Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости

Тема 11. Студент в педагогическом процессе

Вопросы:

1. Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости (психофизиологические особенности, противоречия, социальная ситуация развития).

2. Противоречия и кризисы студенческого возраста.

3. Высшее учебное заведение — один из основных факторов социализации студента как специалиста.

4. Адаптация студента к обучению в высшей школе, ее виды и условия эффективности.

5. Типологические особенности современных студентов, которые проявляются в учебной деятельности и поведении.

6. Мотивация учебной деятельности студентов.

 

Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости

Целью реформирования высшего образования является обеспечение условий для саморазвития и самореализации студента. Чтобы помочь студенту достичь вершин в профессиональном развитии, нужно знать его возрастные и индивидуальные психологические особенности и условия психического развития. Одной из важнейших составляющих профессионализма преподавателя является способность познавать и понимать студентов, адекватно оценивать их личностные качества и психологические состояния.

Студенчество как социальная группа возникло ХІ-ХІІ ст. с открытием в Европе первых высших учебных заведений. Оно объединяет молодых людей, которые сознательно и целеустремленно овладевает профессиональными знаниями, умениями и навыками, приобретают профессиональные качества, готовятся к выполнению важных профессиональных, культурологических, общественно-политических, семейных и других функций через обучение в высших учебных заведениях.

Термин «студент» (от лат. Studens (studentіs) — тот, кто старательно работает, тот, кто учится) означает того, кто настойчиво работает, делает дело, т.е. овладевает знанием, изучает науку с целью получения определенного образовательного и просветительно-квалификационного уровней.

Считается, что студентов, сравнительно с другими группами молодежи этого возраста отличают такие черты:

  •  высший образовательный уровень
  • большое стремление к знаниям
  • высокая социальная активность
  • довольно гармоническое объединение интеллектуальной и социальной зрелости.

Студенчество дает кадры для науки, учебных заведений и руководящих должностей на предприятиях.

2 стр., 920 слов

Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...

... - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. 1.Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной ... науки и общие способы решения практических задач. Их усвоение составляет цель учебной деятельности. Ее результат - не изменение окружающей среды действительности, а изменение ...

Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на период поздней юности или ранней взрослости. Этот период характеризуется:

  • Овладением всем многообразием социальных ролей взрослого человека,
  • Получением права выбора
  • Обретением определенной юридической и экономической ответственности
  • Возможностью включения во все виды социальной активности (вплоть до государственного уровня)
  • Получением высшего образования
  • Овладением профессией.

Главными сферами жизнедеятельности студентов является профессиональное обучение, личностный рост и самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, духовный рост, моральное, эстетичное и физическое самосовершенствование. Бывает, что преподаватель не понимает этого, а видит студента лишь через свой преподавательский стол: как студент посещает занятия, выполняет задачи, слушает и отвечает. Иное же в лице воспитанника многих преподавателей не интересует. А это «иное» — часть ядра личности студента — ее богатство или бедность в стремлениях и замыслах, ее духовность или бездуховность, нравственность или аморальность, достоинство или рабская покорность и приспособленчество, сила духа или слабость характера, трудолюбие или леность и апатия, корысть или бескорыстие.

Рассмотрим же особенности физического, психофизиологического и когнитивного развития студентов.

Физическое развитие начинается с первейших секунд жизни человека и достигает пика своего расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Именно это время характеризуется высочайшим уровнем таких показателей как мышечная сила, скорость реакции, ловкость, физическая выносливость и др.

Функциональной зрелости мозг человека достигает в начале юности. Начиная с 25- летнего возраста, а особенно после 45 лет, ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток (всего в коре главного мозга начисляется около 40 миллиардов клеток).

Среди нейрофизиологических особенностей, которые связаны с развитием центральной нервной системы студента, важнейшими являются такие:

  • Наименьший латентный (скрытый) период реакций на любое внешнее влияние раздражителя (в том ч. и словесный сигнал), т.е. быстрейшее реагирование на него
  • Оптимум абсолютной и распознавательной чувствительности всех анализаторов
  • Наибольшая пластичность коры главного мозга и высокая гибкость в образовании сложных психомоторных и других привычек
  • Наибольший объем оперативной (кратковременной) памяти (активная умственная деятельность способствует высшим показателям памяти)
  • Высокие показатели внимания
  • Оптимум развития интеллектуальных функций (если взять логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равняться 96%, в 40 лет — 87%, в 50 лет — 80%, а в 60 лет — 75% от эталона)
  • Высочайшая скорость решения вербально-логических задач
  • Интенсивное развитие всех видов чувств, повышенная эмоциональная чувствительность (раздражимость) к разным обстоятельствам окружающей жизни.

Поэтому этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки молодого человека. «Вот время для усвоения мудрости» (Жан Жак Руссо)

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... а вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – составление ...

 В студенческие годы молодой человек приобретает не только соматическую, половую и психофизиологическую зрелость. Он должен достичь зрелости также и как личность. Зрелость — это способность самостоятельно учитывать границы своих возможностей, внутри которых человек действует свободно.

По результатам исследования, которое было проведено в 60-70 гг в России было достоверно установлено, что студенческий возраст («золотая пора человека») — это сенситивный период для развития основных социальных потенций человека как личности:

1.    формирование профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств будущего специалиста

2.    развитие профессиональных способностей и восхождение к вершинам творчества

3.    центральный период становления интеллекта и стабилизации черт характера

4.    преобразование мотивации и всей системы ценностных ориентаций

5.    интенсивное формирование социальных ценностей в связи с профессионализацией.

«Это судьбоносный период в жизни человека, так как решается большое количество ответственных вопросов, которые студенты должны сравнительно быстро решить. Они в значительной мере определяют их судьбу» (философ В.Шубкин)

В это время происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Ведущую роль в познавательной деятельности начинает играть абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между разными сферами изучаемой реальности.

Сознают ли это сами студенты? Да. Обучение оценивается ими не только с точки зрения приобретения профессионализма, а и других ценностей: «обучение обеспечивает всестороннее развитие личности», «получаешь более широкие жизненные перспективы», получаешь диплом о высшем образовании».

Однако в студенческом возрасте существует еще и известная проблема: не каждый студент сполна реализует свои большие потенциальные возможности. Это объясняется как недостаточным развитием в 17-19 летних способности к сознательной регуляции собственного поведения, так и скрытой иллюзией, что рост сил будет длиться «вечно», что лучшая жизнь еще впереди и всего о чем мечтаешь, можно легко достичь. Из-за недостаточного жизненного опыта некоторые студенты путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п..

Как следствие этого, отдельные студенты учатся «от сессии до сессии», не обнаруживают особой активности в обучении и общественной жизни, не имеют потребности в самообразовании и самосовершенствовании. Их внимание преимущественно сосредоточивается на гедонистических увлечениях. Среди многих студентов распространенны такие отрицательные привычки как курение, бытовое пьянство, употребление наркотиков, сексуальный разврат и т.п.. И вдобавок наблюдается инфантильность, несамостоятельность, повышенный уровень конформизма, неспособность противодействовать отрицательному влиянию ближайшего социального окружения.

8 стр., 3539 слов

Презентация на тему: Периоды детского возраста

... мимикой радости (начало психической жизни ребенка). Презентация на тему: Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года. Характеристика: -основные ... этапы адаптации к внеутробной жизни завершены; -механизм ...

Студенческий возраст — чрезвычайно важный период становления «Я-концепции» как ядра личности. «Я-концепция» будущего специалиста — сложная, динамическая система представлений студента о себе как личности, включает в себя:

1.    «Образ-Я», который раскрывает неповторимость самовосприятия через фиксацию студентом определенной социально-ролевой позиции и установок относительно себя.

2.    Эмоционально-ценностное отношение к себе, которое определяется самооценкой профессиональных качеств и личностных свойств, уровнем самопринятия и самоуважения.

3.    Поведенческая составляющая как самопрезентация — определенные действия (внутренние или практические) , которые порождены представлением о себе и самоотношением.

Попробуйте ответить на вопрос «Кто я такой?», по-разному дополняя предложение «Я — …». Все ответы, вместе взятые, определяют вашу «Я-концепцию».

Вместе с расцветом психических функций этому возрасту присуща нестойкость личностных структур. Образы собственного «Я» являются сложными и неоднозначными, среди них: реальное «Я», (котором видит себя студент в этот момент), динамическое «Я» (котором старается быть), идеальное «Я» (каким должен быть на основании усвоенных моральных принципов) и ряд других мысленных, нередко фантастических собственных образов. Для студенческого возраста характерным является активизация самопознания и дальнейшего формирования самооценки.

Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в ведущей для студента учебно-профессиональной деятельности, смещается на другие сферы жизни — в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби, или в сферу интимных отношений. Однако человек непременно должен найти для себя область успешного самоутверждения, иначе это может угрожать ему болезнью, невротизацией, или уходом в криминальную жизнь. 

Студенческий возраст — период романтики, жизненного оптимизма, активной социальной позиции. С молодежью всегда связывают надежду на социальный прогресс, лучше будущее общества.

Студенческий возраст — «золотая пора» и в личностной жизни человека: время величественных мечтаний и влюбленности, уюта дружеского круга общения и «погружения» в свое «Я», духовного взлета и сексуальной активности, создания семьи и счастливых забот материнства-отцовства.

 Наблюдения удостоверяют, что поиск спутника жизни, интерес к лицу противоположного пола занимают существенное место в мыслях и поведении студентов, которая отражается, конечно, на отношении их к учению, научной и общественной работе. Эмоциональный подъем, которым сопровождаются интимно-личностные отношения, делает человека не только просто счастливым, а и повышает общий жизненный тонус, который положительно влияет на учебно-профессиональную деятельность студента: улучшается рабочее расположение духа, активизируется творческий потенциал, возникает желание лучше учиться.

3 стр., 1331 слов

Противоречия и кризисы студенческого возраста

... жизнь студента богата переживаниями, наполнена противоречиямитипа: дружба – одиночество, критичность - самокритичность, стыдливость - самовосхваление, самоотверженность - эгоизм. Среди противоречий студенческого возраста ... не ориентированы на профессионально-педагогическую деятельность. Эта профессия для них не ... программы преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, оценивая его как ...

Таким образом, благоприятное взаимодействие студента с окружающими благотворительно влияет на развитие его личности. При этом не должно быть существенного расхождения между его самооценкой и оценками, которые он получает от людей из референтной группы.