процесс формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 6

1.1 Понятие личностных универсальных учебных действий младших школьников 6

1.2 Внеурочная деятельность: исторический аспект 12

1.3 Художественно-творческое направление внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников 20

Выводы по первой главе 29

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 30

2.1 Изучение уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников 30

2.2 Программа формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 41

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 48

Выводы по второй главе 50

Заключение 52

Список литературы 54

Приложение 57

Введение

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

4 стр., 1873 слов

Сотрудничество в учебной деятельности младших школьников

... младших школьников …………………………...…………………………………26 2.1. Специфика учебной деятельности младшего школьника ……………..26 2.2. Формы сотрудничества взрослых и детей ………………….…………..35 2.3. Организация совместных действий в учебной деятельности младших школьников ... . 13. 25. Лапханова Н.С. Общечеловеческие ценности в образовании // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: ...

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Караба-новой, Н.Г. Салминой и СВ. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Значительным потенциалом для формирования универсальных учебных действий младших школьников обладает внеурочная деятельность. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа — прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.

10 стр., 4597 слов

Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

... программа развития универсальных учебных действий. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные; 2. Рассмотрена внеурочная деятельности младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий с ...

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определены направления внеурочной деятельности, одним из которых является художественно-эстетическое. Именно данное направление предоставляет большие возможности для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника во внеурочной деятельности, а также трудности в практической работе школы в этом направлении определили выбор области научного исследования.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования — процесс формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника.

Предмет исследования — формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность личностных универсальных учебных действий младшего школьника.

2. Изучить программу по развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности и проверить ее эффективность.

В исследовании использовались теоретические методы: теоретический анализ проблемы исследования; эмпирические методы: беседа, наблюдение педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных.

Экспериментальная база исследования: начальные классы МОУ СОШ № 46 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности

10 стр., 4635 слов

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

... Федеральным государственным образовательным стандартом определяются 4 вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, а также ... младшего школьника, средство оценки сформированности универсальных учебных действий. Объект исследования: электронное портфолио. Предмет исследования: универсальные учебные действия младших школьников. Гипотеза: Применение ...

1.1 Понятие личностных универсальных учебных действий младших школьников

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

 возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

 существенное повышение мотивации и интереса к учению;

 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования у…

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41 — 60.

2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7−45.

3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Развитие мышления дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 7.

4. Выготский, Л.С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. — М., 1983. — 179 с.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — т. 4. — 432 с.

6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — т.3. — С.5 — 329.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... , возможна си­туация, когда сформированный навык может разрушиться. В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культур­но-гигиенических навыков, совершенствуются способы выпол­нения ... ) и к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным ...

7. Голубева, А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Канд. дис. — М., 1955.

8. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1964. — 351 с.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

10. Каптерев, П.Ф. Об интересе учения (По поводу книги Ананьина «Интерес»).

Пед. Сборник. — Петроград, 1916.

11. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. — Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963. — С. 102−103.

12. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / Я.А. Коменский. — М., 1939. — Т.2 — 200с.

13. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М., 1989. — С. 160 — 175.

14. Леонтьев, А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд -во МГУ, 1876. — С. 3−27.

15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. — М.: Изд — во МГУ, 1984. — С. 162−171.

16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. — М., 1983. — 96 с.

17. Матюшина, Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис. — М., 1954.

18. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека — ученые записки / В.Н. Мясищев. — М., 1956. — 256с.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание № 5, 1989

... Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... также учитывать тот факт, что дети, особенно раннего возраста, нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах ... Таким образом, руководство сюжет­ной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышами ...

19. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. — М., 2001. — 48 с.

20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2008. — 190 с.

21. Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий учащихся: проект / Сост. О.Б. Гильманова, М.И. Лысенко. — Казань, 2010. — 180 с.

22. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. — 424 с.

23. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О Воспитании. Педагогические сочинения в 2-х томах. — М., 1981. — т. 1.

24. Сорокина, А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. Л., 1945. — 130с.

25. Ушинский, К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 2 томах. — М.-Л., Т. 1. — С. 32−50.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

27. Флигонтова Н.П. Воспитание и обучение ребенка по методу Овида Декроли // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 1. — С.50.

28. Щербаков, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 1. — С. 56 — 58.

29. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г. И. Щукина. — Л., 1975. — Вып.1. — С. 132 — 139.

30. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М., 1971. — 351 с.

31. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия» 2005. — 384 с.

17 стр., 8157 слов

Вклад в развитие педагогической педагогики Зеньковского.

... (так называемое Маринское ведомство)* и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму ... и размышления”) и заимствования идей западноевропейской педагогики. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, Каптерев прежде всего вычленяет ... ХХ в.): Уч. пособие для ст-тов пед.уч.заведений /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector