Происхождение способностей

Тема 6. Способности и характер как образования субъектности человека

План

Понятие о способностях

Происхождение способностей

Механизмы формирования и развития способностей

Виды способностей

Общие сведения о характере

Структура характера и его свойства

Взаимосвязь характера и темперамента

Взаимосвязь характера и личности

Акцентуации характера и психопатии

Типология характеров А.Ф.Лазурского

Социальная типология характеров Э. Фромма

Типологическая модель социальных характеров (Б.С. Братусь)

Формирование и развитие характера

Понятие о способностях

Задатки – это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – это динамические, не статические образования, формирование и развитие которых происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовностьк овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям эти функции не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.

Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально-варьирующих способностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента и характера, хотя они являются и психологическими и индивидуально-варьирующими.

Наконец, слово готовность (к освоению и осуществлению деятельности) еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за его пределами навыки, умения, знания. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные «счетчики» – лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, но при этом обладают весьма средними математическими способностями.

5 стр., 2008 слов

Факторы влияющие на развитие индивидуальных способностей ребенка ...

... и ориентированием на свойства, индивидуальность, характер самого ребенка. Выявление индивидуальных способностей ребенка и помощь ему в раскрытии этих его индивидуальных свойств и является актуальностью данной ... же, неплохие результаты в развитии моторики, а следовательно, и в речевой деятельности ребенка. К настоящему моменту приобретены необходимые навыки самостоятельности (одевание, обувание и ...

Происхождение способностей

 

Один из самых сложных и волнующих вопросов – вопрос о происхождении способностей: они врожденны или формируются прижизненно?

Термины «врожденный», «прирожденный» (т.е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной точки зрения это нестрого: индивид до рождения проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла.

Ответы, которые даются на поставленный вопрос, очень противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе можно найти высказывания типа: «музыкантом (математиком, поэтом и т.д.) надо родиться», на другом – известный афоризм: «талант – это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся факты, соображения, доводы.

Рассмотрим основные из них.

✓ Наследственность

1. Обычно считается, что доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их раннее проявление у ребенка. Известно, например, что у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна – в 4 года, Рафаэль проявил себя как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике – в 4 года и т.д.

2. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Часто в связи с этим приводят примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др.

К этой же категории относят данные специальных исследований [2]. Например, определялась музыкальность детей, у которых либо оба родителя музыкальны, либо музыкален только один, либо оба родителя немузыкальны (Рис.6.1).

Дети Родители Ярко выраженная музыкальность Совсем немузыкальны
  Оба музыкальны   85%   7%
  Оба немузыкальны   25%   58%

Рис.6.1. Зависимость музыкальности детей от музыкальности родителей

Довольно очевидно, что подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

Данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.

3. Более строгие факты поставляют исследования близнецовым методом (хотя и он имеет свои ограничения) [163, с.233].

Сравнивались умственные способности однояйцевых (монозиготных) близнецов и просто братьев и сестер (сибсов).

Корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0,8 – 0,7; тогда как в парах сибсов: 0,4 – 0,5.

4. Метод искусственной селекции также подтверждает факт влияния наследственности. В экспериментах крысы обучались находить путь в лабиринте. И из всех отбирались те, которые более успешно справлялись с задачей, и неуспешные (т.е. умные и глупые) и проводились скрещивания в нескольких поколениях: умных с умными, глупых с глупыми (Рис. 6.2).

 

Среднее число ошибок « глупые»     180 «умные»    

1 2 3 4 5 6

Поколения

Рис.6.2. Среднее число ошибок «умных» и «глупых» крыс

 

Данные убедительно свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению. Дивергенция животных по этому признаку к шестому поколению достигает внушительных размеров.

✓ Действие внешних условий (среды), а также воспитания и обучения на формирование способностей:

1. К менее точным, но достаточно впечатляющим можно отнести результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т.п.) вокруг одного учителя возникала талантливая группа учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.

2. Более точные доказательства представляют факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось О.В. Овчинниковым под руководством А.Н. Леонтьева.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода была обнаружена сильная недоразвитость ее примерно у 1/3 русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны.

Применение того же метода к испытуемым вьетнамцам дало резко отличные результаты: все они по показателю звуковысотного слуха оказались в группе лучших; по другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100% музыкальность.

Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», второй – к «тональным» языкам. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми.

Этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формирование такой «классической» способности, какой всегда считался музыкальный слух.

3. Метод искусственной селекции так же используют для доказательства значения средового фактора.

На этот раз поколение «умных» крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» крыс, воспитанных в естественных условиях.

Общий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

6.1.2. Механизмы формирования и развития способностей

 

Тонкие механизмы такого процесса еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса. Это, прежде всего, данные о сензитивных периодахформирования функций.

Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети с увлечением играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи.

Исследования, проведенные, правда, в основном на животных, показали, что сензитивные периоды могут быть очень короткими и составлять недели и даже дни. Но зато формирование определенной функции может произойти почти «с места» – в результате одного-двух повторений. Именно так в детстве фиксируются, например, аффективные реакции.

Часто приходится слышать такое рассуждение. В одной семье два ребенка: один проявляет явные способности к музыке, другой – нет. Значит, первый одарен от природы, другому от природы не дано – ведь условия воспитания одни и те же.

Это рассуждение слишком затрудняет положение вещей. Нужно различать макро- и микроусловия развития, и только последние можно принимать всерьез. Может быть, в жизни первого ребенка музыка прозвучала в момент, когда он был особенно готов к ее восприятию, и она произвела на него глубокое впечатление. А другому ребенку пели, когда он был отвлечен, утомлен или болен.

Роль первых «толчков» в развитии способностей, по-видимому, очень велика, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями.

Так, например, известно, что Чарли Чаплин впервые вышел на сцену в возрасте 5 лет. В тот день у его матери-актрисы сорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Возник неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Но тут в голову директора пришла мысль вывести на сцену мальчика. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив мальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему стали кидать деньги. Он воодушевился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В этот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение; он понял, что сцена – его призвание.

Заметьте, что произошло это как раз в «артистический» сензитивный период, характерный для детей 5-6 лет. А у другого ребенка, может быть, тоже звучала «артистическая струнка», но подобных впечатлений и переживаний он не испытал, и она заглохла.

Мы, таким образом, подошли к еще одному вопросу, который непосредственно связан с развитием способностей – к особенностям мотивации.В этом отношении яркий пример дает изучение одаренных детей.

Очень общий, неизменно повторяющийся факт, состоит в том, что одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут часами изо дня в день заниматься интересующим делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд и игра.

Трудно определить, как именно связаны высокие достижения способных детей и их эмоциональная увлеченность, что здесь причина, а что следствие. Справедливо считается, что оба эти фактора взаимосвязаны и один усиливает другой. Во всяком случае, повышенная мотивация и, вызываемая ею, напряженная активность, являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности.

Мнение о том, что способности генетически предопределены, по существу, содержит мысль о том, что они проявляются «сами собой», без процесса развития. Очевидно, что при этом игнорируется факт напряженной деятельности самообучения способных детей.

Противоположное мнение, что всему можно научить или научиться, если приложить старания, содержит ошибку не различения труда, порождаемого сильной потребностью, увлекательного труда-игры, и труда-обязанности.

Нельзя научить человека, если отсутствуют его собственная активность, желание и увлеченность.

Итак:

1. Существуют природные предпосылки способностей – задатки. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, что это некоторые свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т.п. Возможно, это какая-то специфическая предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям и т.п. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Нет пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

2. Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

3. Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

4. Неблагоприятные условия для развития способностей:

— при высокой спонтанной активности ребенка может быть нехватка соответствующих впечатлений – «обедненная среда»;

— при неблагоприятных общих условиях воспитания, например, при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и «откачиваться» от развивающихся способностей.

— Наконец, неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способность.

Виды способностей

 

✓ Природные (естественные) способности – восприятие, непроизвольная память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импритинга.

✓ Общие способности – определяют успехи в различных видах деятельности: умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Специальные способности – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие: музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные.

Классификация способностей:

• Теоретические и практические – определяют склонность либо к абстрактно теоретическим размышлениям, либо к конкретным практическим действиям.

• Учебные и творческие – первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирования качеств личности; вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений (индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности).

• Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные или предметно-практические способности.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо.

В развитии способностей наблюдается компенсированность. Так слабое зрение частично компенсируется развитием слуха и кожной чувствительности.

Высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) называется талантом.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. Аналогичные свойства математических способностей – умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Уровни способностей:

Репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения;

Творческий – содействует созданию нового, оригинального.

Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.

 

Общие сведения о характере

Характер (греч. character – печать, чеканка) – это индивидуальное сочетание приобретенных в жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, к различным трудностям:

к себе– степень требовательности, критичности, самооценки;

к другим людям– индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость;

к порученному делу– лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность;

• в характере отражаются волевые качества:готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанных на этических принципах.

Создатель френологии (науки о характерах) Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В начале ХХ в. Н. Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный. Сверхличный тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли.

В начале ХХ в. А.Ф. Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их «социальный аспект» стремлений.

Дальнейшие исследования привели к обогащению понимания характера:

✓ Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни» (Э. Фромм).

Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры.

✓ Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержащихся в «базисной (основной) личностной структуре». Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве – это «основная, модальная личность» (А. Кардинер).

✓ Если личность отражает культуру, отраженную в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, отраженное в индивидуальном поведении (Д. Хонигман, Н.Д. Левитов).

✓ В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:

— «Характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение» (Абрахам).

— «Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер» (О. Фенихел).

— А. Лоуэн вообще предложил ограничить понятие характера только патологическими состояниями. «Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения, т.е. характера. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации».

✓ Современная американская психология использует два альтернативных определения характера:

— «характер – это этический и моральный аспект личности»;

— «характер – это мотивационный аспект личности».

✓ В отечественной психологической литературе используются такие определения характера:

— «характер – общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении» (А.Г. Шмелев).

— характер – это содержательный и общественно значимый компонент личности, проявление направленности, мировоззрения в его поведении (Н.Д. Левитов).

— «характер – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами».

— характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки (К.К. Платонов, Н.Д. Левитов).

— «характер – это психологический склад личности, выраженный в ее направленности (отношения к людям, к себе, деятельности, вещам) и воля» (Н.Д.Левитов)

Акцентуации характера и психопатии

 

Как считает немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.

Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частным однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации часто встречаются у подростков и юношей (50-80%).

Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, характерологического опросника Леонгарда-Шмишека (Приложение 6.).

Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимистический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.

3) циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь).

Легко забывают о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).

Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;

8) педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Приведем краткие описания двух типов акцентуаций, заимствуя их из работы А.Е. Личко.

«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность – с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке… Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции»

«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливаются неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и диленквентное поведение встречаются довольно редко»

Степени выраженности характера.

Характер может быть более или менее выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны (Рис. 6.3):зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние вариантынормы.Они, в свою очередь, подразделяются наявные и скрытые акцентуации.

Рис.6.3 Ось степени выраженности характера: I«средние» характеры; IIакцентуированные характеры: аскрытые акцентуации; бявные акцентуации; IIIпсихопатии. Обозначения: Ннорма, Ппатология.

Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющейвторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую – малой психиатрии. Конечно, «черта»эта размыта. Тем неменее, существуют критерии, которые позволяютее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны каккритерии психопатий Ганнушкина – Кербикова.

Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А.Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

Второй признак – тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» – другой, то он не психопат.

Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий – это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий.

С целью подробного знакомства со всеми типами патологических характеров я отсылаю вас к замечательной работе П.Б. Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» (1933), которая явилась обобщением более чем тридцатилетнего его клинического опыта.

Остановимся, дляпримера, на некоторых типах психопатий, описанных Ганнушкиным.

Первый тип принадлежит к астенической группе.Этагруппа включает две разновидности (частные типы): неврастеников и психастеников.Их общие свойства – повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Онивозбудимы и истощаемы в нервнопсихическом смысле.

В случае неврастении сюда добавляютсяеще некоторые соматические расстройства: человек, жалуется на периодически возникающие неприятные ощущения,боли,покалывания, плохую работу кишечника, плохойсон,усиленное сердцебиение и т. п.Все эти неполадки в работе организма имеют психогенную природу, заметная органическая основа их, как правило, отсутствует. Они возникаютпо причине слишком повышенного внимания неврастеника к отправлениям своего организма. Тревожно вчувствываясь в них, он еще более их расстраивает.

Теперь о трудностях в социальной жизни. Слабость и истощаемость астеников приводит к тому, что их деятельность, как правило, оказывается малоэффективной. Они плохо преуспевают в деле, не занимают высоких постов. Из-за частых неудач у них развивается низкая самооценка и болезненное самолюбие.Их притязания обычно выше, чем их возможности. Они тщеславны, самолюбивы и в то же время не могут достичь всего того, к чему стремятся. В результате у них образуются и усиливаются такие черты характера, как робость, неуверенность, мнительность.

У психастеников нет соматических расстройств, зато добавляется другое качество – боязливость, нерешительность, сомнения во всем.Они сомневаются относительно настоящего, будущего и прошлого. Часто их одолевают ложные опасения за свою жизнь и за жизнь близких. Им очень трудно начать какое-то дело: они принимают решение, потом отступают, снова собираются с силами и т. д. Им трудно принимать решения потому, что они сомневаются в успехе любого задуманного дела.

С другой стороны, если уж психастеник что-то решил, то должен осуществить это сразу; иными словами, он проявляет крайнюю нетерпеливость. Постоянные сомнения, нерешительность и нетерпеливость, вот такое парадоксальное сочетание свойств. Однако оно имеет свою логику: психастеник торопит события потому, что опасается, как бы что-нибудь не помешало совершить задуманное; иными словами, нетерпеливость происходит из той же неуверенности.

Таким образом, астеники в основном сами страдают отсвоего характера.Но у них есть некоторые особенности, которые заставляют страдать окружающих близких. Дело в том, что мелкие обиды, унижения и уколы самолюбия, которых много в жизни астеника, накапливаются и требуют выхода. И тогда они прорываются в виде гневных вспышек, приступов раздражения. Но это случается, как правило, не среди чужих людей – там астеник предпочитает сдерживаться, а дома, в кругу близких. В результате робкий астеник может стать настоящим тираном семьи. Впрочем, эмоциональные взрывы быстро сходят на нет и кончаются слезами и раскаянием.

П.Б. Ганнушкин не приводит примеров конкретных людей – носителей патологических характеров. Однако приобретать опыт в распознавании резко выраженных черт и типов характеров в их жизненных проявлениях очень важно. Поэтому в порядке упражнения разберем один образ из художественной литературы.

Рассмотрим еще один тип психопатий – эпилептоидный.

Характерные признаки лиц этого типа, по Ганнушкину, – крайняя раздражительность, доходящая до приступов ярости и гнева; периодические расстройства настроения с примесью тоски, страха, гнева и, наконец, определенные моральные дефекты.

Эта формула раскрывается П.Б. Ганнушкиным в следующих содержательных характеристиках. Эпилептоиды – люди, которые крайне эгоистичны, напряженно деятельны, настойчивы и очень аффективны. Это страстные любители острых ощущений. Они склонны к образованию сверхценных идей. Одновременно у них может наблюдаться скрупулезная мелочность, педантизм, скопидомство. Им свойственны также лицемерие и ханжество.

Во всех проявлениях эпилептоидов содержатся элементы раздражительности, озлобленности, гнева. Этот постоянный аккомпанемент их жизни делает их чрезвычайно тяжелыми для окружающих и близких. Они агрессивны, мелкообидчивы, придирчивы, готовы все критиковать и исправлять, крайне злопамятны и мстительны. Они также склонны к насильственным действиям, в результате чего оказываются иногда на скамье подсудимых.

Физиологическую основу эпилептоидного характера по предположению Ганнушкина, составляют сила примитивных влечений, с одной стороны, и вязкость нервных процессовс другой.

В чем же отличие акцентуацийхарактера от психопатий? Это важный вопрос, в котором следует разобраться, так как онсвязан с различием патологии и нормы.

В случае акцентуаций характераможет не быть ни одногоиз перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первогопризнака выражаетсяв том, что акцентуированный характер не проходит «краснойнитью» через всю жизнь. Обычноон обостряетсяв подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается.Второй признак – тотальность – также не обязателен: черты акцентуированных характеровпроявляются не в любой обстановке, а только вособых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являютсяне любые трудныеусловия(как при психопатиях), а условия,создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Введение А.Е. Личко понятия«места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу – важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п.

А теперь о «слабых местах» характеров, также на примерах.

Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где естьмонотонный труд или вынужденноебездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы.Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побеговиз дома.

Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми.Поэтомуони дезадаптируются там,где нужно неформально общаться (чтокак раз очень подходит гипертиму).

Поэтому имне следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведьэто потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке. гибкости поведения и т. п. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе.Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиций и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом – значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.

Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.

Социальная типология характеров Э. Фромма

 

«В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

«Характер – это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм).

Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. «Если структура личности большинства людей в данном обществе, то есть социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества». Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают новые экономические условия, при которых прежние черты личности становятся бесполезными, но люди первоначально стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, то либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действовать согласно своей «природе». Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Характер – это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.

От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:

1. Неплодотворные ориентации:

Рецептивная ориентация – человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое – это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания удовольствия – все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание.

Эксплуататорская ориентация – люди этого типа считают также, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Их установка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность.

Стяжательская ориентация – не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить все в порядок.

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм).

2. Плодотворные ориентации:

— деятельная

— любящая

— разумная

 

Формирование и развитие характера

 

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен темперамент. Однако он не является однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их противоположности) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).

Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах специфика влияния социума зависит от:

— личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, уровня самооценки;

— средств массовой информации.

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют важную роль в формировании мировоззрения, морально-нравственного облика. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий – все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается. Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. С возрастом инициатива все больше переходит в руки самой личности.

 

Контрольные вопросы

1. Можно ли однозначно ответить нам вопрос: гены или среда определяют способности человека? Обоснуйте.

2. Назовите специфически человеческие способности.

3. Какой период называют сензитивным в развитии способностей?

4. Что является врожденной предпосылкой в развитии способностей?

5. Почему способность к прямохождению и освоению речи человеком собственно способностью назвать нельзя?

6. Приведите доказательства влияния наследственности на развитие способностей человека.

7. Приведите доказательства влияния среды на развитие способностей человека.

8. Какие условия неблагоприятно влияют на развитие способностей?

9. Чем талант отличается от гениальности?

10.Назовите ведущие и вспомогательные свойства в структуре профессиональных способностей по вашей специальности.

11.В чем различия характера и темперамента человека?

12.Что значит выражение: личность в своем развитии «снимает» характер?

13.Какой характер называют акцентуированным?

14.Что такое психопатии? Назовите основные критерии психопатий.

15.Какие типологии характеров Вам известны? Назовите авторов.

16.Что является главным условием формирования и развития характера ребенка?

17.Для чего необходимо знать типы характера?

Тест №6

1. Природной предпосылкой формирования и развития способностей является:

а. наследственность

б. воспитание

в. гены

г. задатки

2. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:

а. темперамент

б. способности

в. характер

г. задатки

3. Формально – динамической характеристикой психической жизни человека служит:

а. темперамент

б. способности

в. характер

г. задатки

4. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

а. содержательной

б. динамической

в. процессуальной

г.структурной

5. Индивидуально-типологические свойства личности, обладая которыми человек может успешно овладевать той или иной деятельностью, называют:

а. характером

б. темпераментом

в. способностями

г. задатками

6. Такие черты характера как организованность, дисциплинированность, усидчивость – легче выработать:

а. холерику

б. флегматику

в. меланхолику

г. сангвинику

7. К природным способностям относятся:

а. восприятие

б. произвольная память

в. непроизвольная память

г. произвольное внимание

д. способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии

е. тонкость и точность ручных движений

8. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:

а. индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

б. индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности,

в. индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

г. субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность

9. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а. индивид

б. субъект деятельности

в. личность

г. индивидуальность

10. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

а. инстинкты

б. непроизвольная память

в. ценностные ориентации

г. музыкальный слух

11. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития и задающая главные тенденции ее поведения – это:

а. темперамент

б. характер

в. способности

г. направленность

12. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственно:

а. повышенная ранимость

б. снижение способности к социальной адаптации

в. нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний

г. повышение способности к социальной адаптации

13. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а. отношение личности к вещам

б. отношение к другим

в. систему отношений человека к самому себе

г. отношение человека к деятельности

14. Понятие «места наименьшего сопротивления» характера ввел (а. в научную терминологию:

а. К. Леонгард

б. А.Е. Личко

в. П.Б. Ганнушкин

г. Б.В. Зейгарник

15. Высшая ступень развития творческих способностей называется:

а. одаренностью

б. гениальностью

в. талантом

г. задатками

16. При формировании и развитии способностей:

а. факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности

б. факторы среды преобладают над факторами наследственности

в. факторы наследственности преобладают над факторами среды

г. факторы среды и факторы наследственности не влияют на способности

17. Если для человека характерны служебная и бытовая несговорчивость, он долго не может забыть обид, «сводит счеты», склонен к затяжным склокам и в конфликтах чаще бывает активной стороной – его можно отнести к типу:

а. неуравновешенному

б. гипертимному

в. застревающему

г. тревожному

18. Болезненное уродство характера – это:

а. акцентуация

б. психопатия

в. невроз

г. психоз

19. Индивидуализм, эгоизм, альтруизм, доброта, безразличие характеризуют отношение человека:

а. к вещам

б. к другим людям

в. к самому себе

г. к порученному делу

20. В классификации характеров Лазурского психологические уровни выделены в зависимости от:

а. степени приспособления человека к среде

б. темперамента человека

в. способностей и задатков человека

г. влияния наследственности

21. Альтруисты – это люди, которые обладают такими чертами характера, как:

а. общительность и предприимчивость в общественных делах

б. развитая способность к сочувствию, симпатии, помощи другим

в. расчетливость

г. направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера

22. Характер – это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе, согласно точке зрения:

а. А. Лазурского

б. Б. Братуся

в. Э. Фромма

г. К Леонгарда

23. Определите, в каких случаях поведение человека является личностным:

а. ответ на экзамене

б. поворот головы в сторону неожиданного звука

в. кашель

г. отдергивание руки от горячего утюга

д. оживление младенца при появлении матери

е. отстаивание личной точки зрения

ж. сдерживание слез

з. решение неинтересной задачи по математике

24. Определите, в каких случаях поведение человека является индивидным:

а. ответ на экзамене

б. поворот головы в сторону неожиданного звука

в. кашель

г. отдергивание руки от горячего утюга

д. оживление младенца при появлении матери

е. отстаивание личной точки зрения

ж. сдерживание слез

з. решение неинтересной задачи по математике

25. Начальник высказывает необоснованные претензии по работе психоастенику, вероятнее всего, он:

а. заплачет и долго потом будет переживать

б. нагрубит и напишет заявление

в. промолчит, но потом обиду выместит дома на близких людях

Литература

— Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2000.

— Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

— Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М., 2004

— Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2002.

— Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — С-Пб.: Питер, 1999.

— Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — С-Пб.: Питер, 1999.

— Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М: ЧеРо, 2000.

— Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д., 1997.