Профессиональными компетенциями

Рабочая программа учебной дисциплины

Юридическая психология

Направление подготовки, специальность 30 500 «Юриспруденция»

Профиль, специализация ________________________________________

Курс2_

Форма обучения ОФО

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 72 часа

_______ зачетных единиц

1.Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС ВПО) по направлению 30 500 «Юриспруденция», утвержденного _________________

(дата)

2. Разработчик рабочей программы

Ст. преподаватель кафедры теории и

истории государства и праваШведчикова Е.В.

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры (ПЦК) теории и истории государства и права 03.09.2010 г. протокол № 1

Зав. кафедрой (председатель ПЦК) _______________ _Буганова М.А.

(подпись) (ФИО)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК)_________ _____________

(подпись) (ФИО)

___________________________

(дата)

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (ПЦК)____________________________________________________

протокол №____ дата____________________

Зав.кафедрой (председатель ПЦК) _______________ _______________________

(подпись) (ФИО)

Пояснительная записка

Актуальность введения данной дисциплины обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

Знание специфики методов юридической психологии, причин и условий, приводящих к совершению противоправного деяния, типологию преступников и их психологическую характеристику, и использование этих знаний в практике крайне необходимы специалистам такого уровня.

Необходимость введения дисциплины «Юридическая психология» обусловлена запросами практики, состоянием рынка труда.

Целью дисциплины «Юридическая психология» является изучение возможностей применения научных психологических знаний в профессиональной деятельности юриста, а также формирование психологической составляющей профессионального мышления будущего специалиста в области права.

4 стр., 1954 слов

Рабочая программа 50

... и психология развития», «Психодиагностика», «Клиническая психология». Программа входит в блок факультативных дисциплин. В рабочей программе отражены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, ... ISBN 5-222-03539-5. Материально-техническое обеспечение Преподавание дисциплины осуществляется на кафедре ОДП. Образовательный процесс обеспечен: Средствами визуализации Учебными видеофильмами ...

Задачи курса «Юридическая психология»:

1) Приобретение знаний о теоретических и методологических основах психологической науки, а так же уяснение места юридической психологии в системе гуманитарного знания;

2) Систематизация и использование знаний о психологических закономерностях в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также знакомство с современными достижениями и тенденциями развития юридической психологии;

3) Формирование навыков психодиагностического исследования для применения их к решению профессиональных задач юриста;

4) Воспитание потребности в самосовершенствовании личности и постоянном профессиональном развитии, получении профессионально значимых навыков и умений.

В результате изучения дисциплины «Юридическая психология» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

-осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального образования;

— обладать способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

— владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

— иметь способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

— обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

— иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

— стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

— обладать способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

— иметь способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

— иметь способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

— владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

— обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

— ведения здорового образа жизни.

Профессиональными компетенциями

— в нормотворческой деятельности: обладать способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

— в правоприменительной деятельности: обладать способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; иметь способность обеспечивать законодательства субъектами права; быть способному принимать решение и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; иметь способность принимать нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; иметь способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; владеть навыками подготовки юридических документов.

— в правоохранительной деятельности: иметь готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, иметь способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; иметь способность давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.

— в экспертно-консультационной деятельности: показывать способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

— в педагогической деятельности: иметь способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; иметь способность управлять самостоятельной работой обучающихся; иметь способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Дисциплина «Юридическая психология» базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с юридическими науками. Данная дисциплина использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования. Для изучения дисциплины «Юридическая психология» необходимы знания по следующим дисциплинам: «Теория государства и права», «Криминология», «Уголовное право», «Гражданское право и гражданский процесс».

V. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издание, год издания Место хранения, нахождения
1 Программный элемент
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины Грачев С.Г. Юридическая психология. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 г., рукопись, электронная версия Кафедра ПСП, МПСИ
2 Теоретический элемент
2.1. Учебник (основной)
Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 2000. Библиотека
2.2. Учебники дополнительные Библиографический список приведен в РП Библиотека
3 Практический элемент
3.1. Практикум
3.2. Хрестоматия
4 Методико-технологический элемент
4.1. Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины для преподавателя Грачев С.Г. Юридическая психология. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 г., рукопись, электронная версия Кафедра ПСП, МПСИ
4.2 Методические рекомендации для студентов Грачев С.Г. Юридическая психология. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010 г., рукопись, электронная версия Кафедра ПСП, МПСИ

VI. Тематический план для ОФО

Специальность 30 501 — Юриспруденция

Название раздела и темы количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятель-ная работа
лекции практические
Раздел 1. Общая часть
Тема 1.1. Методология и методы юридической психологии.
Тема 1.2. Личность.
Тема 1.3. Психологическая подготовка к юридической деятельности (основы общей и социальной психологии)
Тема 1.3.1. Память и ее роль в деятельности юриста
Тема 1.3.2. Мышление и интуиция в деятельности юриста
Тема 1.3.3. Интеллект и факторы его формирования
Тема 1.3.4. Воля и риск. Значение воли в деятельности юриста.
1.3.5. Темперамент и характер. Их значение в деятельности юриста
Тема 1.3.6. Вербальная и невербальная коммуникация
Тема 1.4. Психология юридического труда
Раздел 2. Особенная часть
Тема 2.1. Криминальная психология.
Тема 2.2. Психология несовершеннолетних.
Тема 2.3. Психология потерпевшего.
Тема 2.4. Изоляция.
Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза.
Тема 2.6. Пенитенциарная психология.
Тема 2.7. Психология предварительного расследования.
ИТОГО:

VII. Содержание теоретических разделов дисциплины (лекции)

Раздел 1. Общая часть.

1.1. Методология и методы юридической психологии: предмет юридической психологии, методологическая основа юридической психологии, задачи юридической психологии. Юридическая психология в системе разделов научной психологии. Методы научной психологии — классификация методов по Б.Г.Ананьеву. Специфика методов юридической психологии: по цели исследования, по способам исследования.

1.2. Личность. Понятие личности. Психологическая структура личности (Платонов К.К., Рубинштейн С.Л.).

Самосознание, самооценка. Состояние сознания. Правоспособность, дееспособность, вменяемость. Мотивация поведения. Психологические установки. Движущие силы развития личности: биогенетический подход (Ломброзо Ч., Марбе К., Амар Ж.), социогенетический (Локк Д.), социобиогенетический (Рубинштейн С.Л.).

1.3. Психологическая подготовка к юридической деятельности (основы общей и социальной психологии).

1.3.1. Память и ее роль в деятельности юриста. Понятие, виды, процессы памяти, индивидуальные особенности, закономерности, нарушения (амнезия, виды амнезии).

Учет закономерностей памяти в работе юриста. Тренировка памяти.

1.3.2. Мышление. Понятие, виды мышления, его формы, мыслительные операции. Качества мышления, необходимые в работе юриста. Развитие и тренировка мышления. Интуиция и ее роль в жизни человека.

1.3.3. Интеллект. Определение и структура интеллекта (биологический интеллект, социальный, социопсихический).

Факторы, определяющие развитие интеллекта — внутрисемейные (очередность рождения, образование родителей и другие).

1.3.4. Воля и риск. Значение воли в деятельности юриста. Понятие воли, психологическая структура, волевое действие: простое, сложное. Волевые качества, необходимые для деятельности юриста. Искажения в развитии воли. Риск: понятие, виды.

1.3.5. Темперамент: понятие, типы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Учет типа темперамента в деятельности юриста. Характер: понятие, структура. Связь темперамента и характера. Акцентуация характера. Патология характера.

1.3.6. Вербальная и невербальная коммуникация. Понятие общения, виды (по цели, по способам, по средствам), стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная).

Вербальное общение: качества речи, роль речи в деятельности юриста. Невербальное общение: структура (проксемика, просодика, кинестетика и другие), значение знаний по невербалике в юридической деятельности.

1.4. Психология юридического труда. Предмет, задачи психологии юридического труда. Структура профессиограммы (социальная сторона, коммуникативная, удостоверительная, поисковая, реконструктивная).

Прокурор, адвокат и их профессиограмма. Нотариус и его профессиограмма. Следователь, судья и их профессиограмма. Формирование личности правоведа в ВУЗе.

Раздел 2. Особенная часть

2.1. Криминальная психология. Предмет криминальной психологии. Понятие умысла. Биологические (Аванесов Г.) и социальные факторы, влияющие на появление отрицательного и противоправного деяния. Типы преступников в зависимости от социальной опасности: асоциальные, антисоциальные; с нарушением психической саморегуляции. Категории преступников по содержанию ценностно-ориентационной сферы: корыстные, корыстно-насильственные, насильственные. Психологические особенности совершения убийств. Схема психологического механизма убийства. Женская преступность.

2.2. Психология несовершеннолетних. Краткая характеристика подрост кового периода развития: ведущий вид деятельности, новообразования, пубертатный период. Девиантное поведение. Формы девиантного поведения: суицид, наркомания, алкоголизм, агрессивное поведение. Делинквентное поведение. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних: групповой характер, организованный характер, высокий динамизм, неравномерность динамики преступности в зависимости от времени. Криминальная субкультура подростков. Атрибуты криминальной субкультуры несовершеннолетних: кличка, жаргоны, татуировки. Функции татуировки.

2.3. Психология потерпевшего. Предмет психологии потерпевшего. Понятие «потерпевший» и «жертва преступления». Виктимность и виктимология. Особенности личности и поведения потерпевшего, способствующие увеличению риска совершении в отношении его противоправных деяний.

2.4. Изоляция. Понятие изоляции. Типология изоляции. Психологические последствия социальной изоляции. Реакции лиц, подвергнувшихся социальной изоляции, на ограничения. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

2.5. Судебно-психологическая экспертиза. Судебная экспертиза: поводы назначения судебной экспертизы, виды судебной экспертизы. Предмет и виды судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Специальные познания эксперта.

2.6. Пенитенциарная психология. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психология осужденного, динамика личности осужденного. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

2.7. Психология предварительного расследования. Психология допроса. Этапы допроса. Приемы ведения допроса.

VIII. Содержание практических разделов дисциплины (семинарские занятия)

Семинарское занятие № 1

тема: «Психология как наука. Её предмет и практическое значение».

1) К истории психологии, как науки. Структура психологической науки.

2) Юридическая психология, как раздел научного знания (предмет и система юридической психологии).

3) Задачи современной и юридической психологии.

4) Методы психологии и специфические методы юридической психологии.

5) Принципы юридической психологии.

Семинарское занятие № 2.

тема: «Правовая психология».

1) Социально-регулятивная сущность права.

2) Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества

3) Понятие, формы и уровни правосознания и правоисполнительного поведения

4) Психология правовой социализации личности (процесс и цель правовой социализации, пути усвоения правовой культуры и т. д.)

5) Дефекты правовой социализации (общая схема деморализации, виды неблагополучных семей и т. д.)

6) Психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм (группы эффективности правовых норм, типология нормативного поведения индивида, мотивы правомерного поведения личности и т. д.)

Семинарское занятие № 3, 4

тема: «Криминальная психология и психология личности преступника».

1. Предмет и задачи криминальной психологии.

2. Системный подход к анализу поведенческих явлений

3. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения.

4. Мотивы преступного поведения.

5. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника.

6. Типология личности преступника.

7. Психологические особенности отдельных категорий преступников:

б).

психологические черты таких категорий преступников, как расхитители, корыстный и насильственные тип личности преступники, воры, насильники;

в).

психологические черты таких категорий преступников, как убийцы, наемные убийцы (киллеры);

г).

психологические черты таких категорий преступников, как многоэпизодные сексуальные убийства, психологические особенности женщин преступниц.

д).

психологические особенности преступников — профессионалов и рецидивистов и лиц, совершающих неосторожные преступления

Семинарское занятие № 5

тема: «Психология преступных групп».

  1. Общая характеристика преступных групп.
  2. Типология преступных групп:

а).

простая организованная группа;

б).

структурная (сложная) организованная группа;

в).

организованная преступная группировка;

г).

бандитское формирование (образование);

д).

преступная организация (сообщество)

3. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.

Семинарское занятие № 6

тема: «Психология несовершеннолетних».

1. Краткая характеристика подросткового периода (ведущий вид деятельности, новообразование, пубертатный период, особенности взаимоотношений с родителями, взрослыми и сверстниками).

2. Девиантное поведение. Формы девиантного поведения. Делинквентное поведение.

3. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.

4. Криминальная субкультура подростков (понятие, атрибуты).

5. Психологические особенности ведения допроса несовершеннолетних.

IX. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

Карта самостоятельной работы студента

специальность 30 501 — Юриспруденция,

Номер раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
содержание работы, формы работы общая трудоемкость
Раздел I, тема 1. Методология и методы юридической психологии. (составление конспекта) собеседование
Раздел I, тема 3.3 Интеллект и факторы его формирования (составление конспекта) собеседование
Раздел 2, тема 6. Пенитенциарная психология (составление конспекта) тестирование
Раздел 2, Тема 7. 2.7. Психология предварительного расследования (составление конспекта) тестирование

X. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

Вопросы к зачету

по курсу «Юридическая психология»

1.Методология юридической психологии (предмет, задачи).

2.Методы научной психологии. Специфика методов юридической психологии.

3.Система юридической психологии.

4.Личность. Структура личности. Движущие силы развития личности.

5.Криминальная психология: предмет, биологические и социальные факторы, влияющие на отрицательное поведение.

6.Типы преступников, категории преступников и преступлений.

7.Механизм совершения убийства. Психологические особенности совершения убийства.

8.Психология потерпевшего («жертва преступления», потерпевший от преступления).

9.Психология несовершеннолетних: криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.

10.Криминальная субкультура подростков. Атрибуты криминальной субкультуры.

11.Изоляция: виды, психологические последствия социальной изоляции.

12. Профессиограмма следователя.

13. Профессиограмма адвоката.

14. Профессиограмма прокурора.

15. Профессиограмма судьи.

16. Общая структура профессиограммы работников юридического труда.

17. Память и ее роль в деятельности юриста.

18. Мышление и его роль в деятельности юриста.

19. Воля и риск. Роль воли в деятельности юриста.

20. Темперамент и характер, и их учет в юридической деятельности.

21. Вербальное и невербальное общение в деятельности юриста.

22. Этапы допроса. Специфика допроса несовершеннолетних.

23. Судебно-психологическая экспертиза.

XI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Перечень рекомендуемой литературы

Основная:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 2000.

2. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. — М., 2000.

Дополнительная:

3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М., 1996.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. — М., 1998.

5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — В 2-х т. — М., 1998.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. — М., 1991.

8. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 1997.

9. Еникеев М.И. Основы общей, социальной и юридической психологии. — В 2-х т. — М., 1998.

Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины студентами

1. Освоение основного материала курса следует проводить поэтапно с обязательным ведением собственного конспекта.

2. Обязательным в изучении курса является знакомство с основными учебными пособиями по дисциплине с привлечением дополнительных источников.

3. Необходимо готовиться к практическим занятиям и перерабатывать лекционный материал, для лучшего усвоения.

4. Желательно также иметь доступ к Internet- ресурсам.

5. Студентам необходимо также провести самостоятельную подготовку по некоторым темам.

Цели и задачи обучения: изменение самого субъекта учебной деятельности посредством включения студентов в моделируемую деятельность будущей профессии, предполагающей расширение и углубление знаний по данному курсу, овладение определенными способами действия, такими, в основе которых лежат обобщения теоретического типа и выполнение практических заданий, самостоятельная работа с учебными материалами и средствами.

При изучении тем, вынесенных на самостоятельное изучение, следует руководствоваться рабочей программой дисциплины, основной и дополнительной литературой.

Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины для преподавателя

Вся работа студента делится на две части: аудиторные занятия (лекционные и семинарские) и самостоятельная работа с литературой, с первоисточниками и словарем.

На аудиторных занятиях осуществляется постановка проблем по основным темам предлагаемого курса. Здесь используются проблемные лекции, лекции-беседы, сохраняются информационные лекции. Студентам представляется тот материал, который имеется в труднодоступной для студента литературе, или вообще отсутствует в массовых изданиях. Таким образом, лекции предназначены для коллективного размышления, обобщения материала, личного взаимодействия студентов с лектором.

Форма проведения семинарских занятий разнообразна — традиционные семинарские занятия, самоанализ с использованием тестов, анкет и других приемов.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение той литературы, которая доступна студентам. Данный материал включается в аудиторные занятия. Он позволяет углубить знания студентов.

Контроль за усвоением предложенного материала проводится в форме индивидуальных работ со студентами.

При успешном выполнении перечисленных видов деятельности студент сдает зачет.

Перечень ключевых слов (основных понятий и терминов)

Биографический метод, вина, девиантное (отклоняющееся) поведение, диагноз психологический, диагностика криминалистическая, интервью психотерапевтическое, исправительная психология, контакт психологический, личностный смысл, личность преступника, локус контроля, методы исследования личности, механизм совершения убийства, моделирование, негативизм, правовая психология, юридическая психология, криминальная субкультура, социальная изоляция, профессиограмма, судебно-психологическая экспертиза, этапы допроса, криминальная психология, пенитенциарная психология.


Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector