Московская государственная академия физической культуры кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

по теме: Принцип наглядности в обучении и его осуществление в школе.

дисциплина: «Теория обучения».

Выполнил:

студент 3 курса ДФО

специализации

«Спортивная психология»

Шленков Я.

Проверил:

доцент, к.п.н.

Варицкий Ю.А.

Малаховка 2013

Содержане:

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах:

1. Принцип наглядности в педагогических системах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского

2. Взаимосвязь слова и наглядности.

3. Взаимосвязь чувственных и абстрактных форм мышления.

4. Классификация и использование наглядных пособий.

5. Наглядность как основной компонент развития внимания на уроках.

Заключение

Библиография

Введение

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

7 стр., 3490 слов

Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике

... обученияфизике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновенияпробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечногорезультата обучения. Физические ... качественно более высоком уровне, возможности разнообразныхсредств наглядности, материалов с печатной основой, тренажерных ... ускорение 1 м/с). 5. Понимание принципа действияприборов, умение определять цену деления, ...

Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников.

Цель: Изучить принцип наглядности в обучении и его осуществление в школе и оценить дидактические умения учителя общеобразовательной школы по определенной схеме.

Объект: Процесс обучения в начальной школе и дидактические умения учителя.

Предмет: Принцип наглядности обучения в школе и создание профиля дидактических умений учителя.

Задачи:

1. Изучить принцип наглядности обучения в школе.

2. Усвоить сущность принципа наглядности обучения.

3. Выделить основные характеристика принципа наглядности.

4. Выделить условия, которые необходимо соблюдать при реализации принципа наглядности

5. Построить дидактический профиль учителя и охарактеризовать его.

Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в школе.

1. Принцип наглядности в педагогических системах я.А. Коменского, к.Д. Ушинского

наглядный пособие русский язык

Задавшись целью создать «всеобщее искусство всех учить всему», преобразовать современную ему школу, Ян Амос Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.

Опираясь на положения материалистической философии, Коменский утверждал, что «ничего нет в интеллекте, чего бы ни было прежде в ощущениях». Исходя из этого, он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского. О ней говорили педагоги гуманисты эпохи Возрождения, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.

31 стр., 15060 слов

Формирование готовности к обучению в школе у детей 6−7 лет

... готовности детей к школе обратился Я.Коменский [10]. Он считал, что систематическое школьное обучение следует начинать с ... , когда ребёнок адекватно относится к взрослому как учителю. Внеситуативность общения такого ребёнка позволяет ему сосредоточится на ... 27]. Программа «Детство» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея ...

Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся.

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие № 3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

... учащихся вспомогательной школы. - М.,1977. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М..1970. Семинарское занятие 6. Дети с трудностями в обучения ... . Основные категории детей общеобразовательной школы, испытывающих трудности в обучении: дети с задержкой психического развития, дети ... М., 1995. Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием. ...

Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Примеры он советовал предпосылать правилам. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п.

Призывая к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ).

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать — так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

17 стр., 8296 слов

Наглядность как дидактический принцип обучения

... . 1.2 История возникновения понятия "наглядность". Сущность понятия Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в.. Великий чешский ... емкость учебной информации, мгновенная обратная связь, адаптивность к личностным характеристикам учащихся). В целом, полученные результаты свидетельствуют, что разнообразие программных средств учебного ...

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т. п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила.

Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

Вследствие чего можно сделать вывод, что наглядность в обучении очень важна.

16 стр., 7851 слов

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с нарушениями зрения

... сочетании с коллективной. Ян Амос Коменский не сводил приспособление содержания, методов и приемов обучения к уровню подготовленности учащихся, а рассматривал его как ... педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей .1 Понятие "индивидуализация" обучения .2 Сущность дифференциации обучения Глава 2. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода ...

Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которых должен весь необходимый материал по предмету, изложенный в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком и служить «вернейшей картиной мира»; нужно, чтобы и их внешний вид был привлекательным для детей. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его «Мир чувственных вещей в картинках». Этот учебник, предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе, был впервые в истории учебной-литературы снабжен многочисленными иллюстрациями: в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством. Эта книга произвела в свое время переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Учебник был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.

В России учебные книги Коменского, в том числе «Мир чувственных вещей в картинках», начали использовать в конце XVII в.; ими пользовались в учебных заведениях Москвы и Петербурга и в начале XVIII в. К этому времени относится первый русский рукописный перевод учебных книг Коменского. Первое печатное издание «Мира чувственных вещей в картинках было осуществлено во второй половине XVIII в. Московским университетом.

Коменский был основателем педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший способ языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические трудности. В дидактическом учении Коменского одно из принципиальных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые традиционно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... них не возникало никаких неясностей. И если в ходе обучения некоторые дети пытаются по-своему осмыслить предлагаемые им новые знания и у ... призна­ками и чувственно представленными объектами, отрывают­ся от этой наглядности, хотя она за ними еще в известном смысле стоит. Как ... , Ж. Пиаже и Б. Инельдер почти не касаются прямо проблем наглядности и образ­ности в связи с понятием. Понятия, наиболее близко ...

Коменский в первый раз в истории дидактики не только указал на необходимость управлять принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1)принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний методом непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, методом их чувственного восприятия. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не было письменности и самой школы. В школах старых государств она имела достаточно обширное распространение. В средние века, в эру господства схоластики и догматизма, мысль наглядности была предана забвению и её прекратили употреблять в педагогической практике. Коменский первым ввел внедрение наглядности как общепедагогического принципа. В базе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически — материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заблаговременно не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и её значение следующим образом:

1) «Если мы хотим привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, необходимо обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы обязаны предоставлять все своим чувствам учащихся так, чтоб они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и обязаны созидать, слышать и т. д., Они избавят, таковым образом, человеческую природу от нескончаемых неясностей и галлюцинаций…»

3) То, что необходимо знать о вещах, обязано быть «преподаваемо посредством самих вещей, т. е. Обязано, как может быть, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т. п. Сами вещи, или заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды пристально следил анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими очами.»

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не лишь принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для воплощения наглядности Коменский считал необходимым употреблять:

1) настоящие предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это нереально, модели и копию предмета;

3) рисунки как изображение предмета либо явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, как мы смогли внушить учащемуся, что и для чего он обязан следить, и как нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т. п.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Константин Дмитриевич Ушинский про наглядное обучение писал в своём учебнике «Родное слово»: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье… Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка… Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от учеников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для учителя русского языка, если он не суживает своей обязанности до выучки детей чтению, письму и орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно…»

Из этого высказывания следует, что слово и наглядность довольно тесно связаны между собой, вместе они делают материал более понятным для восприятия школьниками.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.

2. Взаимосвязь слова и наглядности

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой склянке — серная кислота. Рассмотрите её внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?» — «Серная кислота — прозрачная, бесцветная жидкость», — отвечает ученик. «Смотрите, как льётся серная кислота», — обращается к классу учитель, проводя опыт.— «Она маслянистая», — отмечают школьники.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (серная кислота), учитель сам рассказывает о её физических свойствах и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Обычно ценность наглядности сводят к тому, что предложенный детям предмет, картина, чучело животного или птицы позволяет конкретизировать, уточнить и тем самым облегчить понимание и запоминание излагаемого материала. Использование наглядных пособий повышает интерес детей к учебному материалу и мобилизует их внимание. Однако значение наглядности этим не исчерпывается.

Когда ребенок смотрит на чучело зайца, он видит в этом единичном предмете, как его особенные признаки, так и те общие, которые присущи всем зайцам. Слово, будучи сигналом обобщающим, на основе отвлечения существенных признаков, обозначая предмет, фиксирует в нем как раз те основные признаки, которые являются общими для множества других зайцев. Знакомясь с чучелом зайца, дети узнают не о том зайце, которого они рассматривали в классе или зоологическом саду, а о зайцах вообще: какой их внешний вид, их повадки, образ жизни. Для этого надо в единичном, конкретном, индивидуально-особенном увидеть общее и существенное. К этому ведет слово, которое помогает детям в конкретном и единичном предмете увидеть существенные и основные его черты. Без этого невозможно освоить ни одного правила, грамматического или арифметического понятия, закона и т. д. Форма словесного сопровождения и характер наглядно предлагаемого материала, так же как их взаимоотношения, очень различны и должны иметь совершенно разный эффект в разные периоды работы детей в I и последующих классах.

Анализ уроков по обучению учащихся I класса грамоте и счету позволил выделить разнообразные формы использования наглядности в ее взаимоотношении со словом. Вот один из примеров: демонстрируется конкретный предмет или его изображение. Целью в этих случаях обычно является знакомство детей с новым предметом или уточнение, углубление их представлений о нем. Например, детям дается картина «Осень», или чучело вороны, или листья разных деревьев и пр. Слово при этом используется: а) для называния, то есть обобщенного обозначения целого предмета (этим новая или уже знакомая вещь включается в определенную группу знаний); б) для анализа предмета (путем вопросов учитель вызывает детей на выделение составных частей предмета); в) для раскрытия разнообразных связей и отношений как «внутренних», так и «внешних», то есть связей с другими предметами.

Даже работа со словом, обозначающим рисунок или картину, представлена в записанных уроках очень бедно. Это понятно, если учесть, что мы интересовались в основном уроками русского языка и арифметики, не рассматривая уроков рисования, ручного труда, физвоспитания и пения.

Подобное «обыгрывание» предлагаемого наглядного содержания, или, точнее, его обработка, есть создание целого сложного комплекса ассоциаций в голове учеников. Результаты такой комплексной работы сказываются быстро. На контрольные вопросы и в проверочных работах дети, работающие таким методом, дают более развернутые и правильные ответы. Они умеют ответить толково и обоснованно и легко используют усвоенные знания и приемы в новой работе, обнаруживая одно из ценнейших качеств умственной деятельности человека — организованность.

Опыт показал, что использовать наглядность в работе с первоклассниками совершенно необходимо, но это требует большого внимания со стороны методистов и учителей, так как может иметь весьма различный эффект, в зависимости от дифференцирования средств наглядного введения материала, от подготовленности учеников, от своевременности введения наглядности и от конкретной задачи, поставленной учителем. Педагогика должна, прежде всего, дать ответ на вопрос о том, что надо показать ученикам в каждом отдельном случае и какая форма (или группа) наглядности окажется наиболее эффективной для освоения разного содержания в разные периоды обучения в I классе. Необходимо обратить особое внимание учителей на своевременное введение наглядности, на ее соответствие словесному способу подачи детям нового материала и работы над ним самих учеников.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлечённом плане.

3. Взаимосвязь чувственных и абстрактных форм мышления

Приступая к работе с шестилетками, учитель должен четко представлять себе, что является их отличительной чертой. Как показывают исследования психологов, шестилетки отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление, которое относится к чувственному мышлению. Оно может предоставить истину, но его уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает возможность постичь более глубокие слои истины.

Абстрактное мышление — это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие.

В процессе обучения детей шестилетнего возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в процессе многократного повторения практических действий. Здесь важно сочетать использование демонстрационного наглядного материала с одновременной практической деятельностью учащихся с индивидуальным дидактическим материалом. От действий с конкретными объемными предметами учитель постепенно переходит к плоскостному дидактическому материалу (предметные картинки), а затем к еще более абстрактному (геометрические фигурки, счетные палочки, звуковые модели слов).

4. Классификация и использование наглядных пособий

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное,

а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция — воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,

карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления,

знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением

реального мира.

Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.

Достоинства учебных картин — их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: «Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила дорожного движения» и т. д. Они предназначены для длительного пользования.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме «Обозначение мягкости согласных гласными буквами» (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению «Зима» и т. п. В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание «Допишите предложение (Девочки рвут… На озере шумят..)» ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае — цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисунки же (здесь — ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нужное русло — предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).

Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы.

Кроме иллюстраций, в учебниках русского языка помещены схемы-таблицы окончаний имен существительных и прилагательных, изменений глагола и т. д. По ним организуется наблюдение за тем или иным языковым явлением, они могут служить и для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке.

Аналогичны функции рисунков в учебниках математики и природоведения. В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению сторон горизонта и т. д.).

Рисунки в учебниках по чтению чаще играют иллюстративную роль.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых).

Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при. помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учебных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.).

Препараты используются на уроках природоведения и чтения как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как правило, на уроках природоведения, труда при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например, — как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).

В качестве демонстрационных пособий на уроках природоведения и изобразительного искусства применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако требование жизни — готовить школьников к самостоятельному труду — привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся счетные палочки, модели натуральных объектов (монеты, геометрические фигуры), применяемые на уроках математики, разрезная азбука и слоги к урокам обучения грамоте, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства. Методика применения их раскрыта в соответствующих главах.

К пособиям индивидуального пользования относятся и дифференцированные задания по русскому языку и математике, условно названные дидактическими материалами (наборы карточек, содержащих задания разной трудности, сброшюрованные или в разрезанном виде).

Дидактические материалы по русскому языку и математике применяются на всех этапах обучения: при подготовке к объяснению нового, при усвоении нового, при закреплении и углублении знаний и навыков, при проверке усвоения учебного материала. Достаточно свободная структура дидактических материалов позволяет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью дидактических материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими учебниками.

Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив, транспаранты к кодоскопу) имеет свою специфику.

Сегодня в распоряжении учителя начальных классов свыше 400 диафильмов, немногим меньше серий диапозитивов, около 100 учебных фильмов и кинофрагментов по всем учебным предметам, серии грамзаписей к урокам чтения, к урокам музыки, к урокам физической культуры, серии транспарантов к урокам природоведения и математики для графопроектора.

Учебные кинофильмы и кинофрагменты. Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части).

В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Учебные диафильмы. Диафильм — статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.

Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.

На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном — сюжетного.

По построению диафильмы могут быть целостными и фрагментарными.

Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями — субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися. Часть диафильмов к урокам русского языка отличается тем, что в кадры включены титры-задания, ориентирующие учащихся на выполнение конкретных действий (допиши, ответь на вопрос, составь предложение), и кадры для самопроверки, где даны образцы правильных результатов.

В настоящее время в действующий фонд учебных диафильмов, выпущенных студией «Диафильм», входят диафильмы к урокам русского языка, чтения, природоведения, математики, трудового обучения; для проведения внеклассной работы.

Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения. Работа с диафильмом предполагает руководство учителя, она складывается обычно из:

— объяснения цели и значения задания (мотивация);

— демонстрации диафильма с комментированием каждого кадра, при этом внимание учеников фиксируется на деталях изображения;

— повторного просмотра диафильма. Отдельные этапы могут заменяться другими в связи со спецификой учебного предмета: на уроках чтения и развития речи особенное внимание уделяется коллективному пересказу с целью помочь детям найти словесный эквивалент изображению, словарной и грамматической работе, обсуждению лучших рассказов, составлению плана (так вводятся в общую схему новые этапы); на уроках природоведения могут быть вместо комментирования ответы на вопросы, рассказ ученика, выполнение практической работы; на уроках математики преимущественное место имеет выполнение практических заданий (вычислить, определить форму, количество сторон, углов у фигуры, саму фигуру, данную в кадре).

Для успешной деятельности с использованием учебных диафильмов (экранных пособий) у учащихся необходимо сформировать общеучебные навыки и умения воспринимать учебную информацию с экрана, расшифровывать и перерабатывать ее.

Обучение приемам работы следует начинать на самых простых по содержанию кадрах диафильма. Для этого вначале нужно научить ребенка видеть изображение в кадре. Внимательно, не торопясь, дети рассматривают рисунок, стараясь не упустить ни одной детали. Такое подробное рассматривание поможет понять содержание кадра и ответить на самые простые вопросы: что (кто) изображено в кадре? Что делает действующее лицо? Где происходит действие? Как можно оценить это действие, поступок? На эти или подобные им вопросы по очереди отвечают разные ученики.

Далее один из учеников, опираясь на краткую запись вопросов (Кто? Что делает? Где?), тремя предложениями раскрывает содержание кадра. Дополняя друг друга, ученики делают краткое описание какой-либо крупной детали кадра — так прорабатывается общий план и крупные детали. После считывания учитель знакомит детей с разными видами заданий диафильма, упражняет их в объяснении смысла и хода выполнения задания.

В малокомплектной школе, где выполнять различные учебные задания по кадрам диафильма придется учащимся всех трех классов, знакомить с приемами выполнения заданий целесообразно сразу всех учеников на общем этапе урока. В условиях, когда учащиеся значительную часть учебного времени работают самостоятельно, просто необходимо, чтобы каждый ученик под руководством учителя упражнялся в названных приемах работы с диафильмом, то есть каждый должен ответить на один из вопросов, рассказать содержание одного кадра, описать одну деталь, разъяснить суть задания и порядок его выполнения. Только такая предварительная подготовка позволит успешно организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность учащихся с помощью учебных диафильмов.

Вся самостоятельная и коллективная работа учащихся по экранным пособиям обязательно завершается работой с учителем, в процессе которой проверяются результаты деятельности детей и подводятся необходимые итоги и выводы.

Учебные диапозитивы. Диапозитивы — фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой.

Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов система расположения материала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.

Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам начальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы. Это серии о делах октябрят и пионеров, о символике пионерии, к литературным произведениям для внеклассного чтения.

Традиционно учителя начальных классов использовали в качестве иллюстраций к своему рассказу (вводному слову или к литературным текстам) серии диапозитивов на уроках чтения, реже — русского языка. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; природоведения, например серии диапозитивов «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес».

Для начальной школы создана серия диапозитивов по изобразительному искусству, которая состоит из разделов, предусмотренных программой. Демонстрируя их, учитель может с учетом возраста учащихся раскрыть основную идею произведения и остановить внимание ребят на том, какими изобразительными средствами художнику удалось это выразить.

Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений.

Транспаранты к кодоскопу. На уроках часто используется гра-фопроектор (кодоскоп) — прибор, предназначенный для демонстрации крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логическими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом главном.

Учителя применяют на уроках математики и русского языка самодельные транспаранты. На пленку фломастером наносятся данные задач, примеры, слова с пропущенными орфограммами, задания и примеры по словообразованию, образцы выполненных работ для проверки и самопроверки.

Использование транспарантов к графопроектору в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и синтезировать.

5. Наглядность как основной компонент развития внимания на уроках

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняет многими причинами.

Существенно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение.

Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности — базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе.

Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.

Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, — говорил М. И. Калинин. — Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Проблема наглядности при обучении очень актуальна. Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы.

В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это — острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей». А советский психолог А. Н. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения.

Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики.

За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Значение наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, которые ставятся перед тем или иным средством наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е. найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование.

Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических концепций, от целей и задач обучения. Показательным в этом отношении может явиться преподавание иностранных языков. В период господства в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы. Когда же, начиная с середины шестидесятых годов, изучение иностранного языка в средней школе стало преследовать практические цели, изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности, а обучении.

Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как дин из основных принципов в обучения.

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

А теперь подтвердим всё вышесказанное, сделав анализ двух уроков с применением наглядности и без неё, и сделаем вывод, чему способствует наглядность и как влияет на усвоение материала.

Заключение

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления.

Наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

  1. она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
  2. является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
  3. образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
  4. является критерием достоверности приобретаемых знаний;
  5. оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;
  6. соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;
  7. обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;
  8. мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  1. применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;
  2. наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  3. наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  4. необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  5. детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  6. демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  7. привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Глава 2

Практическая часть.

Оценка и составление профиля дидактических умений учителя обшеобразовательной школы.

П. З. А. — учитель географии. Около 60 лет.

Название умения

Оценка по пятибалльной шкале

    Гностические

    • Умение изучать учебные возможности учащихся педагогическими средствами (анализировать письменные, практические работы и устные ответы детей, определять уровни их обученности, развитости и воспитанности, уровень отношения к различным предметам, видам работы на уроках, учению в целом, степень проявления отдельными учениками и классом в целом эмоций, воли, рефлексии, самооценки в учебно-воспитательном процессе);
    • Умения изучать программные и учебно-методические материалы (определять ведущие идеи, концепции, научные подходы, глобальные цели и задачи изучения конкретного учебного предмета, раздела, темы; находить критерии оценки результатов изучение учебного предмета для той или иной степени образования; определять основные элементы знаний (понятия, теории, закономерности, факты и пр.) и предметные умения в рамках учебного курса, раздела темы; определять основные формы информации в учебной литературе (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения учебных действий и др.); анализировать образовательные технологии и определять их реальную применимость в конкретных условиях);
    • Умения изучать собственные педагогические способности (пользоваться диагностическими тестами, рефлексировать, определять положительные и негативные стороны собственной педагогической деятельности — особое внимание уделять выявлению у себя коммуникативных и организационных умений, способности к фасилитации; давать самооценку);
    • Умения изучать индивидуальность учащихся с помощью педагогических средств и оценивать уровни развития свойств и качеств отдельных сфер индивидуальности;
    • Умения анализировать урок (проводить самоанализ и анализ уроков своих коллег, пользоваться разными видами анализа);
    • Умения обосновать свой выбор учебной информации, методов и форм обучении и др.;
    • Умения объяснить свои действия во время урока;
    • Умения оценить ход и результаты учебной деятельности (проанализировать или прокомментировать ответ учащегося, определить ошибки и недочеты в учебных действиях и их результатах, применить критерии оценок).

    3

    2

    Средний балл

      Проектировочные

      • Умения определять и формировать цели предстоящей деятельности: 1) по отношению к уроку (цели обучения, цели воспитания, цели развития); 2) по отношению к отдельным этапам и аспектам урока (учебные задачи, цели самостоятельной работы, цели практической работы и т. д.);
      • Умения определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;
      • Умения связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения учащихся;
      • Умения продумать возможные варианты вопросов к учащимся для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на уроке;
      • Умения продумать методическую структуру урока, разные ее варианты для одного и того же урока;
      • Умения определить вероятностные педагогические задачи в уроке, а также соответствующие им учебные задачи;
      • Умения предусмотреть типичные ошибки и недочеты в работе учащихся;
      • Умения заранее подготовиться к применению разных подходов к объяснению нового материала.

      Средний балл

        Конструктивные

        • Умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и задания к учебному материалу);
        • Умения создавать свои варианты учебной информации;
        • Умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;
        • Умения разработать конспект урока;
        • Умения выбрать методы и приемы обучения, формы и специальные средства обучения для урока;
        • Умения разработать контрольные тексты (сформировать вопросы, задания, задачи, примеры, упражнения, тесты и пр.);
        • Умения составлять опорные конспекты (для себя и для учащихся).

        Средний балл

          Организаторские

          • Умения предъявлять учащимся дисциплинарные требования;
          • Умения предъявлять учащимся цели предстоящей работы, создавать целевые установки, ставить учебные задачи;
          • Умения создавать ситуацию, стимулирующую учащихся к самостоятельной постановке учебных задач;
          • Умение обеспечить внимание учащихся;
          • Умения выбрать и применить приемы мнемонической деятельности учащихся;
          • Умения обеспечить условия для успешной самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (оборудование, разное по содержанию, форме и объему помощь, чистота и порядок в классе и др.);
          • Умения организовать групповую работу учащихся на уроке;
          • Умения организовать дискуссию на уроке;
          • Умения организовать и провести на уроке дидактическую игру;
          • Умения проинструктировать учащихся в связи с практическим заданием;
          • Умения оценить ответы учащихся (дать качественную совестную оценку, поставить отметку, прокомментировать оценки и пр.);
          • Умения стимулировать учащихся к постановке ими вопросов, дополнениям, исправлениям, замечаниям;
          • Умение организовать взаимопомощь среди учащихся, взаимный контроль выполненной работы;
          • Умение распределить задание между учащимися;
          • Умение объединить детей в группы для выполнения заданий;
          • Умение совместно с учащимися составить план работы;
          • Умение своевременно внести коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации;
          • Умение организовать экскурсию по учебному предмету;
          • Умение организовать внеклассную работу по учебному предмету;
          • Умение организовать родителей для оказания помощи своим детям в выполнении учебных заданий.

          Средний балл

            Коммуникативные

            • Умение сообщать информацию;
            • Умение выслушать ответ ученика;
            • Владение приемами аттракции;
            • Умение предупредить конфликт;
            • Умение разрешить конфликтную ситуацию;
            • Умение определить настроение ребенка, изменить его (улучшить);
            • Умение обеспечить фасилитацию (выразить собственную позицию, уверенность в возможностях учащихся и пр.);
            • Умение установить благоприятные взаимоотношения среди детей;
            • Умение создать ситуацию успеха;
            • Умение тактично реагировать на ответы учащихся, комментировать их, использовать для решения педагогических задач;
            • Умение реагировать на эмоции учащихся, на проявление отношений между ними;
            • Умение использовать высказывания учащихся (казалось бы, не имеющие отношения к теме урока) в педагогических целях;
            • Умение реагировать на ошибки в ответах учащихся.

            Средний балл

            Общая средняя оценка = =

            Выводы:

            Дидактические умения данного учителя с моей точки зрения развиты равномерно, на одном уровне. Больше всего развиты гностические умения, стоит обратить внимание на организаторские и конструктивные умения.

            Библиография

            1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб. Для студ. Учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
            2. Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. — М., 1964.
            3. Занков Л.З. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
            4. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — с. 159.
            5. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. — М., 1982, т. 1., с. 384.
            6. Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.
            7. Педагогика / Под ред. Пидкасистого, С. 172 — 184.
            8. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г. Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Под ред. Г. Ф. Суворовой. — М.: Просвещение, 1990, С. 120 — 128.
            9. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984
            10. Баранов С.П. Принципы обучения. — М., 1975.

            Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

            Отправить запрос

            Adblock
            detector