Сознание как философская проблема 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Техникум Пермского института (филиала)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

Контрольная работа

по предмету: «Философия»

на тему:

«Сознание как философская проблема»

Выполнил студент

Ф.И.О. Науменко Т.М.

Гр. ПШИ — 41

Дата сдачи: 1.12.2008г.

Проверил преподаватель:

Ф.И.О. Власова Н.А.

Дата проверки ___________

Оценка: _______________________ Подпись преподавателя: _________

Пермь-2008 г.

Содержание

1.Введение ……………………………………… 3

2. Философский анализ гипотез генезиса

человеческого сознания……4-5

3. Сознание и бессознательное………………….6 -10

4. Сознание и мышление. Сознание и язык…..11-13

5.Смыслотворческая функция сознания………14 -16

6. Заключение……………………………………..17

7. Литература………………………………………18

Введение

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных существ. Венцом ее творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание.

Проблема сознания имеет фундаментальные значения при рассмотрении всех остальных проблем курса философии.

Данная тема раскрывает генезис, структуру и функции сознания, его содержание, процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Проблемы сознания приобретают особую актуальность в условиях информационного общества, когда к человеческому интеллекту добавляется интеллект искусственный.

Сегодня сознание, как многогранную систему, изучают многие дисциплины: психология, логика, кибернетика, информатика, антропология, искусственный интеллект и др.

Человек, как личность, обладающая сознанием, становится не только соучастником мировых событий, но и активным фактором их организации и развития.

Философский анализ гипотез генезиса человеческого сознания.

С глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – все достижения человечества были направлены на то, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Богословы рассматривают сознание как маленькую искорку величественного пламени божественного разума.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи.

Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо, что существует вне его, но и само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Материалисты ищут общее единство между сознанием и объективным миром, выводя духовное из материального.

Вульгарные материалисты рассматривали возможность стирание грани между материей и сознанием

В античной философии сознание — это космический разум.

Гераклиту из Эфеса принадлежит представление о всеобщей разумной истине, единое божественное господствует над всем и называется «Логос».

В средние века сознание рассматривалось как атрибут божественного начала. Существовали представления о вечности материи и о мыслительной деятельности.

В новом времени сознание определяется как мыслящая субстанция (Рене Декарт (1596-1650), родоначальник новоевропейской философии).

Джон Локк (1632 – 1704), философ, который считал, что человек все приобретает из жизненного опыта и не имеет врожденных идей, он подвергал критике представления о мыслительной субстанции.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии объективными законами.

Французские философы – материалисты объясняли сознание, как функцию головного мозга.

В немецкой классической философии сознание рассматривается как проявление доопытных понятий о формах восприятия и мышления. Иммануил Кант (1727-1804) считал, что человек не просто исходный пункт познания, он формирует его результаты своими внутренними характеристиками.

Фридрих Гегель (1770-1831) предпринял попытку соединить мышление и бытие, мышление способно подняться до развития бытия, мышление должно отражать текучесть бытия.

Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно – социальной, стремящейся к целосности познания и поведения человека.

Самый крупный русский философ В.С.Соловьев (1853-1900) считал, что истина достижима если соединить все способности человека, всю полноту его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отношении к целому. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе божественное, и человеческое начало. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным телом.

Представитель русской религиозной философии Н.А.Бердяев (1874-1948) считал, что человек двойственное существо, живущее одновременно в двух мирах – явлений и вещей в себе «Все — во мне, и я – во всем».

Марксистская философия в решении этого вопроса исходила из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Современный материализм видит возрастание значения сознания в условиях информационного общества, формирование искусственного интеллекта, способность человека, использование данных науки и техники, стать организатором окружающего мира.

Серьезно этой проблемой занимался современный философ Д.И.Дубровский, который оценил сознание с позиции всех трех наук (психология, философия и биология).

Он рассматривает проблемы «сознание и мозг» и считает, что окружающая действительность отражается в нашем сознании как поток информации.

Философы всегда искали связь сознания с идеальным. Сознание объясняли как одно из проявлений идеального. Считали что сознание — отпечаток мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другие философы пытались доказать связь сознания и космического, утверждая, что у многих людей возникают предчувствия, которые значительно отражают реальное восприятие.

В философии нет стандартов, по этому существует масса других мнений.

Сознание и бессознательное.

Сознание – это высшая,

свойственная лишь человеку,

форма отражения объективной

действительности.

Философский словарь

Условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей, которая была необходимостью для них и одновременно эта совместная деятельность требовала речевого общения. Только в процессе труда, общественных взаимоотношениях друг с другом люди осознают, раскрывают свойства предметов, свое собственное отношению к окружающей среде, выделяя себя из нее, организуют целенаправленное воздействие на природу с целью подчинения ее сил своим потребностям. По этому сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

А.Г.Спиркин дает следующее определение сознания: « Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная только с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предварении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, функция мозга, результат эволюции материального мира, способность материи отражать свою собственную сущность. Сознание не является материей, хотя связано с материальными носителями и существует сознание только вместе с ними.

Сознание имеет сложную структуру, включая в себя: знание, познание, чувство, настроение, эмоции, убеждения, память, мировоззренческие установки, интуицию, самосознание, волю и другие духовные проявления. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: осознание вещей и переживания, т.е. определенные отношения к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание и осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. В его содержание включается внимание, благодаря которому человек выделяет определенный круг воспринимаемых объектов. Важным обобщающим понятием человеческой способности постигать окружающий мир является понятие мышления.

В структурной характеристике сознания разум выделяется как его абсолютное начало, высший уровень человеческой психики, способность решать информационные задачи, понимать смысл происходящих процессов, управлять поведением человека.

Материальным субстратом является мозг человека, насчитывается 15 млрд. нервных клеток (нейронов).

Данные физиологии, психологии, и других наук доказывают, что вне материальных процессах на может быть никакого сознания.

Большой вклад в разработку проблем физиологической и социальной основы сознания внесли: Н.П.Бехтерева, И.П.Павлов, ученые-психологи П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др.

Сознание возникает вместе с обществом, развивается вместе с ним, отражает условия общественной жизни и раскрывает социальный смысл происходящих процессов. Общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие. Таким образом, общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса либо механизма его торможения.

Сознание как любое зеркало отражает окружающую действительность, и собственное «Я» человека в том числе. Разновидность сознания – самосознание. Человек четкого различает понятие «субъект» и «объект» («Я» и «не Я»).

Общественный труд и общение давали как раз ту информацию, по которой и происходил анализ «Я» и окружающих.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Необходимо различать два вида неосознанных действий. Это — действия, которые никогда не осознававшиеся и ранее осозновавшиеся действия. Многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Иногда человек сознательно доверяется бессознательному («внутреннему» голосу, интуиции, предчувствию) когда не может найти более подходящего решения.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных процессами, во влияние которых человек не дает себе отчета.

Можно выделить несколько типов проявления бессознательного:

  • мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими общепринятыми мотивами;
  • стереотипы поведения, доведенные до автоматизации их воспроизведения в привычных жизненных ситуациях и потому неосознаваемые;
  • чувственная информация, которая остается за порогом сознания по причинам ее привычного, постоянного и систематического восприятия человека;
  • совокупность представлений и мыслей, по разным причинам находящихся вне сферы сознания, вытесненных за него в глубинах психики.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательное ощущение, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервных систем. Это все проявления биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

В область бессознательного входят:

*Психические явления, возникающие во сне (сновидения).

*Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями. Например: реакция головными болями на магнитные бури.

*Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. Бессознательное забывание безразличной и бесполезной для человека информации.

*Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и по этому более не осознанными. Например: профессиональные движения машинистки, пианиста и др.

*Бессознательные явления могут быть у человека с больной психикой (бред, галлюцинации и т. д.).

*Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями. Например («мысли сами лезут в голову»).

Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Разнообразие форм и проявление бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное.

Сознание и бессознательность не отделена неприступной стеной. Человеку необходимо уловить, и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного.

Современная материалистическая философия рассматривает бессознательное как неосознанную человеком часть информации, соотносящуюся с сознанием и взаимодействующую с ним. На необходимости исследования сферы бессознательного больше всего настаивал и, и больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З.Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я(эго) и Сверх – Я (Супер — эго).

Под Оно имеется ввиду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания.

Все инстинкты, связанные с ним влечения Фрейд разделяет на две противоположные стороны: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающий человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм. Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает проявление личности как систему внешних запретов и правил (Супер — Эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащие импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт. Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.

Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).

Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличили роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуются разумом, адекватно отражающим логику вещей и событии.

Человек – это, прежде всего сознательное, разумное вещество. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием. Конечно, когда человек спасает утопающего, спасает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, он в этот момент не думает о значимости своего поступка, не рассматривает, не обобщает, не размышляет – он действует мгновенно, под влиянием интуитивного – эмоционального порыва. Но ведь сама эта эмоция, сформировалась на почве нравственно – воспитанных навыков, разумных стремлений, трудовой и иной взаимопомощи. Под этим порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни. Но при этом, признаемся самим себе: разум далеко не всегда господствует над остальными силами нашей души.

Подсознательное психическое первоначало Фрейд видел в сексуальной энергии. Его ученик Карл Юнг (1875-1961) считал таковой иеархию архетипов – универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком. Эти образы или. Точнее сказать, символы имеют для человека такое значение, что другой философ Эрнст Кассирер (1874-1945) назвал человека «символическим животным». Символ отличается от знака тем, что не только обозначает определенный предмет, но имеет и другое, более глубокое значение, которое никогда не может быть полностью раскрыто, как никогда нельзя точно вычислить иррациональное число. Такую особенность символа объясняют тем, что его значение уходит в глубину бессознательного. Юнг под внутренним ядром человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного. Бессознательное влияет на человека, но это влияние можно скорректировать, если понять подсознательные мотивы действий и поставить их на службу высшим устремлениям и ценностям человека.

Современная философия и психология исходят из того, что различие бессознательной и сознательной психики не исключает их воздействие, в ходе которого бессознательная информация может быть осознана и, напротив, отдельные элементы сознания могут быть вытеснены в область бессознательной психики.

Сознание и мышление. Сознание и язык.

Важным обобщающим понятием человеческой способности постигать окружающий мир является понятие мышления. Мышление возникло в связи с общественным развитием и существует оно в неразрывной связи с трудовой и речевой деятельностью. Мышление – одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии.

Мыслящее сознание личности делятся на два основных типа: рассудок и разум. Под рассудком чаще всего понимают способность правильно рассуждать, умозаключать, и последовательно излагать свои мысли. Под разумом — понимаем способность человека находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей.

Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит (ок. 544 – 483 до н. э.), древнегреческий философ – материалист и диалектик. Он показал, что, мысля одним способом, менее совершенно, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостного, в ее движении и взаимосвязи.

Сократ (469-399) – древнегреческий философ. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей не познаваемы: знать мы можем только себя. Он понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления.

Зачатки деления сознания имеются и у Платона (427-347 до н. э.) древнегреческого философа который считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности.

Философ Аристотель ( ок. 384 г. до н. э.) считал, что более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знаниями в общей форме.

Решение данного вопроса особое место занимают в философии Канта и Гегеля. Кант Иммануил (1724-1804), немецкий философ и ученый, родоначальник классического идеализма. В своих работах он доказывает, что мышление развивается, от рассудка к разуму.

Первой предпосылкой разума был не вполне осознавший себя рассудок – догматизм (непреложная истина, не подлежащая критике), когда философ, выявив ряд достаточно широких и, как он считал, непоколебимых принципов, был уверен, что человеческое мышление, опираясь на них, в состоянии познавать все сущее. Кант определял рассудок как познавательную способность, дающую возможность постижения общего в предметах. Это ориентированная на достижение практических целей способность мыслить посредством понятий по определенным правилам.

Затем наступает скептицизм, и когда рассудок, осознав себя, подвергает критике свои догмы, но показ весьма ограниченных позиций. Затем наступает третий этап – собственный разум сталкивается с вопросами, приводящими его к динамике. Разум обладает большой самостоятельностью и благодаря постоянной самопроверке имеет тенденции к совершенствованию.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой философии. Он считал, что суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов, а составные части. Рассудок и разум суть момента единого, внутренне противоречивого, развивающегося, восходящего процесса мышления. Рассудок в отличие от разума рассматривают сначала общее, а потом различие. Он зачастую соединяет одно с другим число внешним образом. Разум диалектичен, схватывает противоречия в их единстве.

А.Г.Спиркин пишет: « В философской и психологической литературе до последних лет понятия «рассудок» и «разум» специально не анализировались, употреблялись не категориально, а как понятия, И лишь в последнее время понятия «рассудок» и «разум» стали интенсивно исследоваться. Появилось не мало работ на эту тему, В которых утверждается, что рассудок – низшая степень логического понимания. Это скорей житейское, расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентирования не практическую пользу. Большинство представлений, понятий повседневной жизни состоит из того, что именуется рассудком или здравым смыслом».

Мышление – это отображение объективной реальности, составляющей высшую степень человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно чувственного отражения, мышление дает не прямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно – чувственного познания и позволяет человеку получить знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.

Принято считать, что мысль появилась раньше ее языкового оформления. Многие мыслители, исходя из своего опыта, заметили, что их мысль после своего рождения ищет свое языковое оформление. Существует распространенность мнения о том, что при своем зарождении мысль существует вне языка. Это действительно так, если отождествить понятие «язык» с тем, что возникает в результате человеческого общения и составляет часть его культуры.

Но если допустить, что есть разные языки: языки животных, языки машины, а словесный язык – это лишь один из языков, тогда можно согласиться см тем , что мысль возникает лишь посредством языка и не существует вне его. Сначала мысль возникает на языке мозга – язык бессознательного и лишь позднее переводится на словесный язык, язык сознания. Сущность языка заключается в том, что он выполняет функцию общения между людьми и орудие мышления.

Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мысли и средством общения между людьми. Искусственный язык – язык созданный людьми, для каких либо узких потребностей (математические символики, физических теорий, системы сигнализации и др.).

Язык – явление социальное. Он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной – средством координации деятельности людей. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт который он воспринял с помощью языка. Язык играет существенную роль в формировании сознания. Сознание не существует, не может существовать вне языковой оболочки.

Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Только благодаря языку возможно существование абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым условием общественной деятельности мышления. Близость мышления и языка , их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке. Интересен для слушателей тот лектор, который свои мысли сумел выразить в последовательной, содержательной речи. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Мысль человека строится в соответствии с его языком и должна соответствовать ему.

Посредствам языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу.

Язык и сознание едины. Но единство не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это не мышление.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичны у каждого народа, в одном и том же объекте, оттеняют различные признаки.

Смыслотворческая функция сознания.

Особенности смысла (недоступность для прямого наблюдения, подвижность, изменчивость, невозможность полной рефлексии и т.д.) дают поиск бесконечным процессам: смысл каждый раз приходится открывать заново, в противном случае смысла нет. Понимание всегда есть понимание смысла: понимание – средство получения смысла, смысл – содержание понимания.

Каковы же общие тенденции, которые сформировались при исследовании

смысла?

В идеях мыслителей античной и средневековой философии были созданы основные предпосылки для возникновения научной проблематики «смысла», как отношение объективных и субъективных категорий сущего. Смысл – это мысль, содержащаяся в словах, идея, сущность предмета. Именно смысл программирует отбор и распределение языковых единиц и тем самым задает ту или иную форму предложения.

Философия, рассматривая проблему смысла, во главу угла поставила личность, осмысливающую мир, понимающую и делающую свой выбор. Смысл – это актуальная ценность, значимость для субъекта. Отсюда следует, что смыслы функциональны: предмет, поступок, действие, высказывание приобретают смысл в рамках целого – жизненной ситуации.

Можно выделить некоторые особенности смысла:

  • Недоступность смысла в прямом наблюдении;
  • Подвижность, трудноуловимость, изменчивость смысла;
  • Актуальность смысла, его ситуативность и субъективность;
  • Недоступность полному восприятию;
  • Включенность в общечеловеческую систему знаний и возможность существования над языком.

Смыслы не существуют в пространстве, не воспринимаются чувственно – это их отличает от реальных объектов. Они не существуют во времени – это их отличает от представлений. Это не материя, не внутренне состояние индивида. Индивидуальными они становятся только при проекции на индивида.

Смысл и понимание – две стороны единства, было замечено еще в Средние века. Понимание есть осмысление и освоение. Смысл и понимание неразрывно связано с сознанием. Смысл – это то, что мы понимаем. Смысл не видим, он может быть, только понимаем.

Смысл является результатом понимания, его конечной целью, следовательно, смысл необходимо обнаружить и разгадать, что, несомненно свидетельствует о творческом характере этого процесса.

Понимание – это процесс смыслотворчества, и именно в этом процессе две казалось бы различные функции понимания: усвоение имеющихся смыслов и продуцирование новых. Понимание как процесс, с одной стороны, оживляет наличные смыслы, вдыхает жизнь в формальные схемы, и с другой стороны, реализует себя в новых высказываниях. Если пропадает отдельное звено в схеме, то понимание достроит.

Смыслотворчество или творить смысл, что одно и то же, значит придать, приписать смысл вещам, высказываниям, текстам. Через механизмы смыслотворчества осуществляется образование смысла. Смыслотворчество осуществляется через различные механизмы. Например: в процессе прочтения философского текста действуют механизмы сопереживания, исходной противоречивости, чтение во времени, самовопрошание, метафора.

Мир действительный, в котором мы обнаруживаем себя, большей частью является недоступным нашему восприятию, необнаруженным. Сам не осознавая того, человек бродит среди вещей – невидимок, постигая лишь малую толику того, что изначально дано, но не всегда дается нам в руки.

Но тот же самый, существующий сам по себе действительный мир становится миром – для – нас, когда мы наделяем его смыслом, превращая в нечто для нас реальное. В этом случае бытие обретает свое содержание.

Процесс наделения смыслом жизненного мира раскрывает главную особенность человеческого сознания: неутолимую и непреодолимую потребность в постижении мироздания и самого себя, поиска смысла всего существующего и, по возможности, выхода за пределы наличной данности. Усложнение смыслового содержания и расширение жизненного мира человека как раз и обусловлено смыслотворческой функцией сознания.

Осмысление мира и своего места в нем – это существенная черта человека, выделяющая его как вид из всего остального животного мира. Зверь, цветок не просто имеют перед собой мир, но они сами этот мир, человек же находится в позиции наблюдателя и имеет перед собой непроницаемое, закрытое бытие мира, требующее расшифровки, то есть обработки сознания.

Вписывая себя в структуру чужого и незнакомого мира, человек обживает и осмысливает его и делает его своим. То, что человек воспринимает, он этому дает имя, то есть фиксирует, отпечатывает в слове и образе.

План бытия, обжитой человеком, отличается стройностью и оформленностью. Таким образом, осознавая и осмысливая окружающий мир, человек вписывается в этот мир и может существовать в нем, делая его для себя узнаваемым и известным.

Мир для человека, сначала, будучи неосознанным и неопределенным, но стечением времени постепенно обрастая смыслом и определенным значением.

Происходит осмысление человеком объективного мира, отношения к нему, отношения к самому себе, осмысления собственного бытия. Взаимосвязь смысла и понимания влияет на смыслотворческий процесс сознания.

Человек имеет возможность логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не просто копией воспринимаемых объектов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.

Процесс наделения смыслом жизненного мира раскрывает главную особенность человеческого сознания : неутомимую и непреодолимую потребность в постижении мироздания и самого себя, поиска смысла всего существующего.

Заключение

С появлением сознания у человека возникло очень много вопросов.

Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим, бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Все эти процессы, а также структуру сознания изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.

Философы заметили, что сознание есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур.

Появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания и бессознательного

Философы аристотелевской школы считали, что космос создал Бог.

Пифагорийцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса.

Галилей не сомневался в том, что природа — это Богом написанная книга.

С появление естественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика — возможностей к разрешению задач и т.д.

Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Так появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания или бессознательного. Что, в свою очередь, послужило основанием для существования точки зрения о связи всех трех — сознания, космического и бессознательного.

Стали изучаться уникальные способности человека. Появилось учения о гипнозе, который вскоре приобрел научную основу и стал применяться в медицине. Он был наглядным примером связи сознания и бессознательного.

При изучении данной темы я встретила самые различные мнения, трактовки философского определения сознания, различные философские представления о соотношении духа и материи и стало понятно, что без изучения различных философских представлений прошлых мыслителей, даже пусть основанных на заблуждениях, невозможно понять сущность любого вопроса, рассматриваемых современной философией.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Спиркин Л.Г. Философия. Учебник. М. Гидрарики 2003 г.
  2. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.
  3. «Психология бессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.
  4. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.
  5. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. № 10.
  6. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. № 11.
  7. Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект? // Вопросы философии. 2005. №4.
  8. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

9) Горелов А.А. Основы философии Москва АСАДЕМА 2005 г.

10) Росенко М.Н. Философия Гидрарики 2005 г.