Проблема богатства и бедности

Проблема хранения и накопления денег

С социальной точки зрения хранение денег (за исключением намеренного пуска их в рост с последующим использованием для проживания) связано с созданием морального и материального подспорья «на черный день». Это могут быть болезни, природные катастрофы, экономические кризисы и т. п. Психологические причины, вероятно, лежат значительно глубже, поскольку склонность к накоплению проявляется значительно раньше, чем человек осознает возможность грядущих катастроф.

В бихевиористских теориях деньги рассматриваются как условное подкрепление в процессе научения. И люди, и животные быстро усваивают назначение вознаграждения, которое можно съесть, обменять или как-либо еще распорядиться. Деньги — это лишь условное подкрепление, связанное с множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления. Стремление их копить, превращая в консервативную коммерческую ценность, связано большей частью с обеспечением безопасности. Стремясь к ней, люди неизбежно отчуждаются от других. Страх быть отвергнутым или оскорбленным перерастает в ужас перед ограблением. В экономическом поведении это выражается в накопительстве.

Склонность к хранению денег может быть психологической чертой человека, но она удачно подкрепляется условиями обитания, развитием банковской инфраструктуры, устойчивостью развития страны.

Исторически первый вид хранения денег — клады. Это золотые и серебряные монеты и слитки, а также недрагоценные металлы, изъятые из обращения в целях накопления, сбережения от опасности, в ритуальных целях. Психологически к укрытию кладов более склонны интроверты, осторожные, недоверчивые люди, трудно переносящие потери.

Сегодня клады претерпели существенную трансформацию: деньги не закапывают и не замуровывают. В нашей стране на руках хранится большое число сбережений в рублях и валюте, практически изъятых из обращения. Это так называемый «чулок«.

Другой путь сохранения денег по современным методикам — перевод в зарубежные банки. По смыслу эти сбережения не только клады, но и средство обогащения. Своеобразным средством сбережения является также приобретение собственности за рубежом.

Специфическим видом накопления денег, точнее, обогащения, является фальшивомонетничество, высветившее тип людей, предпочитающий легкий вид большого заработка вне создания материальных или духовных ценностей.

Возможно отношение к деньгам не накопительское, а коллекционерское. Коллекционирование денег никакого отношения к обогащению не имело.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Многие нормы и правила поведения в отдельных слоях населения формировались, исходя из целей сохранения богатства в одних руках. Таковы правила наследования английской знати (наследник — старший сын), таково правило целибата (безбрачия католического духовенства), принятого еще в ХIII веке для того, чтобы не дробить церковные земли между наследниками.

Проблема богатства и бедности

Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные — власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них.

Социальная политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию «паразитов», готовых жить на пособие всю жизнь.

Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день не менее $ 4.

Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность).

Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.

Из общей массы бедняков следует выделять людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир.

Иной тип личности — мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит «вымывание» специалистов.

В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

Многие модели финансового поведения предписываются культурными стереотипами и ценностями. Они диктуют, кого считать богатым, а кого бедным; как зарабатывать деньги и на что тратить свободные средства; кто является финансовым героем и антигероем.

Средства массовой информации укрепляют принятые в обществе денежные ценности и привычки с помощью рекламы, развлекательных программ и благотворительных марафонов.

Исследования социальной мобильности показывают, что 7 % людей, родившихся в низшем социальном классе, заканчивают свою жизнь представителями высшего класса.

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... заглушает «инстинкт свободы» и прививает человеку психологию подчинения. Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех ... его структурно-функциональных систем. В становлении функций организма ребенка первого года жизни исключительно важное ...

Один из факторов, определяющих успех, — это интеллект, однако он действует не прямо, а через возможность получить хорошее образование.

Мотивация является не менее важным фактором обогащения, чем интеллект. Предприниматели, которые чаще всего попадают в группу очень богатых, имеют очень высокую мотивацию достижения и установки, характерные для протестантской трудовой этики, у них преобладают такие черты как нонконформизм, упорство, недоверие к авторитетам, нежелание работать в коллективе.

Еще один путь к достижению богатства — это профессиональные успехи или управленческая карьера.

Есть и другие способы обогащения. Игроки в лотерею добиваются этого с помощью удачи; популярные исполнители — завоевывая любовь молодежи; спортсмены, изобретатели, писатели — с помощью своего таланта; охотники за приданым — с помощью своего сексуального обаяния; а коррумпированные чиновники и политики — используя свое служебное положение.

Социально-психологические модели сбережений

В современной экономической психологии сберегательное поведение рассматривается в зависимости от нескольких групп факторов.

Возможности для сбережений зависят прежде всего от размера получаемого дохода, который, однако, не объясняет всего сберегательного поведения людей. Поэтому подчеркивается важность и значимость когнитивных и оценочных факторов, оказывающих самостоятельное, независимое влияние на то, как формируются сбережения населения:

— экономическое окружение, восприятие этого окружения индивидом;

— ожидания — промежуточные переменные между экономическими стимулами и индивидуальными действиями; их формирование обусловлено, с одной стороны, процессами социализации индивида, а с другой – его личностными характеристиками;

— процедуры принятия решений по отношению к различным формам сбережений различны, поэтому само сберегательное поведение неоднородно.

Выделяют группы переменных, влияющих на сберегательное поведение населения:

Формы сберегательных действий:

— институциональные (пенсии, ипотека, страхование жизни, и т.п.)

— денежные (банковские счета, наличные деньги и т.п.)

— ценные бумаги (акции, облигации и т.п.)

Выявлены четыре наиболее распространенные цели, ради которых американцы откладывали деньги:

— несчастные случаи (болезни, безработица),

— старость и уход на пенсию (об этом начинают беспокоиться начиная с тридцатилетнего возраста),

— образование детей,

— покупка дома (или других товаров длительного пользования).

Люди относительно редко откладывают деньги, чтобы потратить их в дальнейшем, или ради улучшения качества жизни; немногие в качестве цели сбережений видят получение дополнительного дохода или дивидендов по вкладам; сбережения являются очень важной целью для большинства людей. Их отсутствие рассматривается как большое несчастье, а иногда — как нравственный изъян.

Утверждение потребительской психологии, характеризующей нынешний век, не уменьшает ценности экономии у современных американцев и европейцев.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

... - общая аргументация (применение аргументов убеждающих в эффективности изменений стипендиального положения на уровне человек-человек, человек-организация); - оценка командой работы в сфере умения налаживать контакт, умение не выводить ... Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

Установлены:

— Линейная зависимость сбережений от возраста: люди старшего возраста более бережливы.

— Зависимость от образования нелинейна: наиболее и наименее образованные отрицательно относятся к сбережениям (но не к инвестициям).

— Благосостояние не оказывает заметного влияния на отношение к сбережениям, за исключением того, что с ростом доходов мнение о бесполезности сбережений встречается реже.

Экономические, демографические и психологические характеристики людей, склонных и не склонных делать сбережения,

Люди, делающие сбережения:

— имеют более высокий уровень образования и доходов;

— более оптимистичны, чем те, у кого нет сбережений;

— полагают, что распоряжаются своими финансами лучше, чем их родители;

— чувствуют себя лучше, чем их родители в том же возрасте;

— ожидают, что через год их состояние улучшится;

— полагают, что экономика в целом процветает;

— не склонны к фатализму, считают, что контролируют свое финансовое положение;

— верят, что финансовые проблемы других людей вызваны их недисциплинированностью;

— не склонны тратить деньги в угоду сиюминутным желаниям;

— обычно делают покупки в немногих излюбленных ими магазинах.

Люди, не делающие сбережений:

— обычно утрачивают контроль над своими финансами, считают себя жертвой внешних обстоятельств, но склонны обвинять себя и сокрушаться, когда дела идут плохо;

— обычно не обсуждают свое финансовое положение с друзьями и родственниками, предпочитая оставлять его в тайне, тем самым они лишают себя социальной поддержки в трудных обстоятельствах;

— предпочитают делать покупки где попало и считают, что кредитная карточка только усложняет их жизнь;

— сами усложняют себе жизнь, придерживаясь непоследовательных стратегий и теряя контроль над своим поведением.

Экономические переменные имеют высокую предсказательную силу в отношении общего объема сбережений, тогда как психологические переменные хорошо предсказывают, какую часть своих доходов и с какой регулярностью человек будет откладывать.

Азартные игры

Ответ на вопрос, почему люди играют в азартные игры, для большинства кажется очевидным: чтобы выиграть легкие деньги и для развлечения. Однако психоаналитики утверждают, что некоторые люди, наоборот, играют, чтобы проиграть.

Каждому, кто когда-либо играл в казино или на бирже знакомо чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отзвуком инфантильного всемогущества. В этом и состоит страсть игрока: он вводит себя в состояние иллюзорного знания, как будто он действительно видит номера, которые должны выпасть. За этой упорной — вопреки всякой вероятности — надеждой на успех скрывается стремление к проигрышу.

Разумеется, не все игроки — невротики. Миллионы людей регулярно посещают бега, участвуют в лотереях, проводят время за карточным столом или у игровых автоматов. Это позволяет им испытать волнующие чувства риска и азарта и ненадолго создает у них иллюзию, что они могут достичь в жизни чего-то большего, чем имеют.

Помимо психоаналитических, существуют другие теории, объясняющие поведение игроков их личностными особенностями:

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. Примечание: в этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово " ... В работе по коррекции агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекцию настроения, предупреждение эмоциональных расстройств, ...

— игру как суррогат рискованных ситуаций, исчезнувших из повседневной жизни: люди, профессии которых связаны с очень высоким или очень малым риском, выбирают рискованные игры, те же, чья профессиональная деятельность сопряжена со средним риском, предпочитают не рисковать в игре;

— рискованные игры предпочитают экстраверты и люди, которым не хватает внешней сенсорной стимуляции.

Предрасположенность человека к игре определяется следующими обстоятельствами:

— Социальное научение: способы, которыми новички обучаются правилам и результатам игры.

— Личность: индивидуальные различия могут влиять на определенные последствия игры.

— Кризис и стресс: игра может использоваться как компенсационный механизм.

— Досуг: игра может быть важным аспектом времяпрепровождения на отдыхе.

— Социальное подкрепление: социальные контакты и обстановка, в которой проходит игра.

— Потребность в физиологическом возбуждении: игра может служить стимулирующим средством, используемым человеком для регуляции нервного возбуждения.

— Познание: игровой опыт может использоваться в целях изучения и понимания действительности.