го, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева)
1. Внешний вид ребенка: состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, соответствие антропометрических характеристик паспортному возрасту и др.
2. Особенности контакта ребенка:важно оценить не столько возможность и скорость установления контакта с ребенком, необходимого для последующей работы, сколько качественную сторону процесса (является ли контакт стабильным или неустойчивым, по каким причинам):
· легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность;
· в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);
· контакт устанавливается легко, но носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);
· в контакт вступает не сразу, с большим трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;
· в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.
3. Эмоциональные реакции ребенка на факт обследования: фиксируются на протяжении всего обследования. Предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию обследования. Позволяет в совокупности с др. данными сделать более точные выводы о состоянии эмоциональной сферы ребенка и психическом состоянии в целом:
· заинтересованность;
· настороженность, волнение;
· стеснительность;
· возбуждение;
· безразличие;
· неадекватная веселость, фамильярность;
· чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.
4. Мотивация: принятие ситуации обследования, задания; форма, в которой происходит «принятие» задания; изменение мотивации в процессе работы, влияние этих изменений на деятельность и др.
5. Понимание цели задания, инструкции, характер инструкции:
· внимательно слушает, понимает цель, устную инструкцию, сохраняет до конца задания, если не понимает, то просит повторить;
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые ... это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, и ...
· инструкция принимается, ребенок труднее входит в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы;
· инструкция теряется, самоконтроль в отношении части инструкции;
· принимается общая цель задания, элементы инструкции, ребенок не сохраняет до конца задания даже самые простые правила;
· невнимателен, не фиксирует внимание на инструкции, недослушивает ее до конца, инструкция в процессе деятельности теряется;
· не понимает устную инструкцию и необходимо наглядное разъяснение того, что следует сделать или выполнение задания самим экспериментатором.
6. Наличие и стойкость интереса к заданию:с одной стороны оценивает косвенно познавательную активность, любознательность, с др., характер мотивировки на принятие задания (внешний, внутренний):
· интерес выраженный, стойкий
· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности
· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости
· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач либо замечаний
· поверхностный интерес в начале задания, компенсируемый положительной оценкой экспериментатора
· поверхностный, слабый, ничем не компенсируемый интерес.
7. Характер деятельности: целенаправленность и активность:
· сосредоточен, активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью;
· активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью;
· недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией;
· очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением.
8. Темп и динамика деятельности:
· умеренный темп, равномерный на протяжении всего выполнения задания;
· медлительность, но равномерность на протяжении всего выполнения задания;
· умеренный либо высокий темп сменяется медлительностью или наоборот;
· импульсивность, расторможенность, поспешность;
· крайняя медлительность, заторможенность.
9. Работоспособность:
· работоспособность сохраняется до конца задания;
· работоспособность умеренная (наблюдается истощение деятельности примерно с середины или к концу задания);
· мерцательный характер работоспособности;
· работоспособность низкая (наблюдается истощение уже с начала выполнения задания).
10. Стратегии деятельности:
· чаотическая (без учета результативности выполнения собственных попыток, проб);
· пробы и ошибки, т.е. достаточно целенаправленные действия (может и ошибочные), но с частичным учетом проведенных проб и полученных ошибок;
· целенаправленное выполнение задания (проба-примеривание в действенном плане);
· целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (с предварительным зрительным соотнесением);
11. Обучаемость — используемые психологом виды помощи (добавлено по С.Я. Рубинштейн):
Задание по этнопсихологии
Ответ верный. Согласно японским традициям, женщина должна быть немногословной. Поэтому такое поведение является типичным для японки и обуславливается воспитанием. Ответ неверный. В ситуации не предоставлена информация о ее делах. Ответ маловероятен, так в ситуации сведений об этом нет. Однако исключать этот вариант полностью нельзя. Ситуация 2 Марина приехала в Японию в гости к подруге Джун ...
· простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово (это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному);
· одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «правильно», «хорошо», «дальше», «молодей, стараешься, давай дальше», «постарайся сделать, у тебя получится»;
· обычно бывает необходима на начальном этапе работы, либо в случае неуверенности ребенка.
· вопросы о том, почему малыш совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
· наводящие вопросы или критические возражения;
· подсказка, совет действовать тем или иным способом;
· организующая помощь («не торопись», «посмотри внимательно», «подумай»);
· введение дополнительной наглядности (продемонстрировать способ действия без объяснения алгоритма его выполнения, «а теперь продолжи сам»);
· разъясняющая помощь (уточнение порядка действий при выполнении заданий, повторение инструкции в более медленном темпе, расстановка акцентов);
· демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить;
· полная развернутая помощь (обучение) с дальнейшим переносом на аналогичный материал.
При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. В любом случае, в начале необходимо использовать более легкие виды помощи и лишь затем перейти к демонстрации и обучению.
12. Критичность оценки результатов своей работы (способность дать оценку своей работы, понимание успехов и неудач, безразличие к оценке окружающих и т.п.);
13. Состояние моторики (координированность движений, моторная ловкость, состояние мелкой моторики и др.);
14. Уровень речевого развития (активный словарь, сформированность фразовой речи и др.);
15. Общая результативность выполнения предъявляемых заданий и ее соответствие возрастным нормам.