Предмет, задачи и методы педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Белорусский государственный

педагогически университет

имени Максима Танка»

 

__________________П.Д. Кухарчик

«_____» ________________ 2009 г.

Регистрационный № УД-29-01/___/баз.

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебная программа государственного экзамена

для специальностей:

1-01 02 01 Начальное образование;

1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Л.И. Баранова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Н.В. Савченко, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

О.В. Толкачева, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

В.В. Луцкович, преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»;

И.И. Цыркун, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.К. Павлова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук;

Г.Л. Муравьева, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой педагогики и психологии начального образовании учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от __________2009);

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от __________2009)

12 стр., 5593 слов

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий Кафедра социальной педагогики ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СЕМЬЕ, БРАКУ И ПРЕДБРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ Допущен к защите ________ Заведующий кафедрой _______ _____________ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол № ___ от ____________2014 г. Защищен__________2014 г. с отметкой «_____________» Курсовая работа студентки 332 группы 3 курса специальности « ...

 

Ответственный за редакцию: О.В. Толкачева

 

Ответственный за выпуск: В.В. Буткевич

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Пояснительная записка

Государственный экзамен по педагогике и психологии имеет целью проверку качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реформирования системы педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной школы, знание психолого-педагогических основ образовательных и воспитательных технологий – важнейшие составляющие общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

3. Выявить у будущих учителей начальных классов профессиональную направленность и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.

4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

В основу систематизации содержания программы положено ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, гуманистической образовательной парадигме.

Раздел программы по педагогике составлен в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика в начальной и средней школе», «Теория и методика воспитательной работы».

Составители исходили из принципов гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

8 стр., 3992 слов

Основные этапы развития социальной психологии как науки

В А Р И А Н Т 1 1.Основные этапы развития социальной психологии как науки. На современном этапе развития общества растет роль человека и ее социально-психологической компетентности в процессе построения правового и суверенного государства. Именно на уровне личности происходит осознание того, что без обоснованных социально-психологических знаний и умений невозможно производительно строить ...

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи закона «Об образовании в Республике Беларусь», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития начального образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, исходит из признания ученика субъектом собственного развития и жизнедеятельности, реализации личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов.

Программа по психологии способствует систематизации и интеграции психологических знаний студентов, направленных на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создания условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Раздел программы по психологии составлен в соответствии с типовой программой «Психология».

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по педагогике и психологии:

— полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

— ориентация на современные тенденции развития школы и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

— владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

— логика построения ответа: методология — теория — практика;

— знание директивных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях Понятие о способностях ... с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста ... графическим изображением ритма. Для развития музыкальной памяти – упражнения в последовательном ...

— умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

— достаточно высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.

 

Содержание программы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

Раздел «ПЕДАГОГИКА»

Предмет, задачи и методы педагогики

Возникновение и развитие педагогики как науки о воспитании. Общественно-экономическая обусловленность воспитания. Педагогические течения.

Предмет педагогики и ее основные категории («воспитание», «обучение», «образование», «формирование» и «развитие»).

Методологические основы и методы исследования педагогики. Целостный педагогический процесс и его составляющие.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Педагогическая теория и практика.

Индивидуальные различия в темпераменте и характере младшего школьника.

История учений о темпераменте. Гуморальные (Гиппократ) и морфологические (Э. Кречмер) теории темперамента. Концепция И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Определение темперамента. Психологическая характеристика холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Влияние типа темперамента на учебную деятельность младшего школьника.

Представленность характера в структуре личности. Его проявление в деятельности и общении. Структура характера. Понятие о черте характера. Понятие акцентуации характера. Влияние биологического и средового факторов на формирование характера. Особенности формирования характера у младших школьников.

Способности в структуре личности и их развитие.

Определение способностей. Проблема происхождения способностей. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей. Соотношение способностей со знаниями, навыками и умениями.

Классификация способностей. Общие и специальные способности. Элементарные и сложные способности. Потенциальные и актуальные способности. Классификация способностей по уровню развития. Одаренность, талант, гениальность.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей. Условия развития способностей в младшем школьном возрасте.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

Развитие мышления у младших школьников. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Психологические исследования показывают, что главное значение приобретает дальнейшее разви­тие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение сис­темой научных понятий, поднимается на более высокую ...

Ощущения и восприятие.

Понятие «Ощущение». Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные. Органические, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные. Изменение ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия. Компенсация.

Понятие «восприятие». Свойства восприятия: целостность, константность, предметность, категориальность, структурность, объем, апперцепция. Виды восприятия. Восприятие предметов, времени и движения. Восприятие пространства. Восприятие цвета.

Ощущение и восприятие в младшем школьном возрасте и их роль в интеллектуальном развитии детей. Стереотипы восприятия в педагогической деятельности учителя.

Внимание и память.

Понятие «внимание» и его виды: природное и социально-обусловленное; чувственное и интеллектуальное (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное).

Свойства внимания: объем, устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, колебание. Функции внимания: активизация и обеспечение избирательности познавательных процессов. Взаимосвязь внимания с другими познавательными психическими процессами (восприятия, память, мышление).

Пути и средства привлечения и поддержания внимания учащихся начальных классов. Развитие внимания у младших школьников.

Понятие «память». Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Виды: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Непроизвольная и произвольная память. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.

Мышление и речь.

Понятие «мышление». Виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное).

Специфика развития мышления в онтогенезе.

Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация и систематизация. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения (Дж. Брунер).

Мыслительная деятельность как способ формирования понятий. Мышление как способ решения задач. Творческое мышление и его особенности. Мышление и действие. Умственное действия и операции. Условия развития мышления в младшем школьном возрасте.

Внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая речь. Её основные функции. Речь как средство мышления (Л.С. Выготский).

16 стр., 7942 слов

Психология и педагогика, основные понятия

1. Психология: объект, предмет и методы психологии Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от ...

Развитие речи в онтогенезе (на различных возрастных этапах).

Значение речи в интеллектуальном развитии младшего школьника.

Диагностика познавательной сферы и индивидуальных особенностей младшего школьника.

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста. Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста.

Методы оценки внимания — его устойчивости, распределения, переключения и объема.

Методы диагностики памяти. Методика определения объема кратковременной зрительной памяти. Методика оценивания оперативной зрительной памяти. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти. Изучение оперативной слуховой памяти. Психодиагностика опосредствованной памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания.

Методы изучения воображения младшего школьника. Методики «Вербальная фантазия» и «Рисунок».

Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах. Методика диагностики процесса формирования понятий у младших школьников. Методика «Умение считать в уме». Методика «Кубик Рубика». Методика «Матрица Равена».

Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников. Детский вариант личностного теста Кеттела.

Психология педагогического взаимодействия.

Понятие «педагогическое взаимодействие» и его основные функции.

Структура педагогического взаимодействия. Характеристика внутреннего компонента педагогического взаимодействия (отношение к детям, эмпатия, педагогическая и социальная перцепция и др.).

Характеристика средств воздействий, используемых педагогом в процессе общения с детьми (осознаваемые и неосознаваемые, прямые и косвенные, вербальные и невербальные и др.).

Типы педагогического взаимодействия (по Я.Л. Коломинскому).

Особенности их влияния на отношение ребенка к школе. Характеристика профессионального педагогического взаимодействия в начальной школе.

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

Название ВУЗа_КГУ им. К.Э. Циолковского Факультет_Институт социальных отношений Выпускающая кафедра__Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью (см. приложение ЭБС «Книгафонд» :Перечни учебников и учебных пособий по основным областям знаний) Направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование Бакалавр «Психология и социальная педагогика» Обеспеченность дополнительной ...

Психология оценочной деятельности учителя в современной школе.

Понятие «оценочная деятельность». Формы парциальной оценки — отрицание, согласие, ободрение, порицание, одобрение (Б.Г. Ананьев).

Сущность отметки и оценки. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Явление угасания в системе оценочного стимулирования. Формы оценивания в подготовительном и первом классе. Шкалы оценивания в начальной школе. Характеристика безотметочной системы обучения с учётом системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Дидактические принципы построения систем оценивания знаний. Функции системы оценивания качества знаний. Психологические обоснования введения безотметочной и 10-балльной системы оценивания знаний. Фактор отметки в социальной, учебной и семейной жизни школьника.

Влияние педагогической оценки на формирование самооценки и личности младших школьников. Педагогическая оценка и пути повышения ее эффективности.

Психологические особенности социализации личности.

Понятие социализации. Содержание процесса социализации: деятельность, общение, самосознание. Стадии процесса социализации (дотрудовая, трудовая, послетрудовая).

Институты социализации на разных этапах процесса социализации. Факторы социализации личности (страна, этнос, общество, семья, соседство и микросоциум, группы сверстников, различные организации).

Универсальные механизмы и средства социализации.

Л.С. Выготский о законах социализации. Социальная ситуация развития ребенка. Социальные роли личности. Ролевые конфликты.

Психология малых групп.

Проблема группы в социальной психологии. Условные и реальные, лабораторные и естественные группы. Проблема соотношения понятий «группа» и «коллектив». Поэтапное развитие группы как коллектива (А.В. Петровский).

Понятие «малая группа». Классификация малых групп. Социально-психологические механизмы образования малых групп.

Структура малой группы. Групповая динамика. Феномен группового давления. Исследования конформного поведения. Групповые нормы. Факторы сплоченности малой группы. Референтные группы.

Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Психологический климат малой группы. Психология межгрупповых отношений.

 

 

Психология школьного коллектива.

Психологическая структура школьного коллектива. Понятие о структуре взаимоотношений. Статус ученика в учебной группе. Взаимность выборов. Специфика общения в первых и четвертых классах. Переживания учеником своих взаимоотношений с другими членами группы. Динамика отношения ученика к ученику. Устойчивость положения ученика. Обоснование детьми выбора партнера. Методы педагогического воздействия в целях формирования коллектива и регулирования взаимоотношений между детьми.

Понятие о первом круге желаемого общения, о втором круге желаемого общения. Структура личных взаимоотношений и организационная структура школьного коллектива.

Особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.

 

 

Список основной и дополнительной литературы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Раздел «ПЕДАГОГИКА»

Основная литература

1. Буткевич, В.В. История педагогики. Развитие начального образования и педагогической мысли в России XIX в. Учебное пособие / В.В. Буткевич. – Мозырь: Белый ветер, 2000. – 119 с.

2. Варенова, Т.В. Краткая история педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: Асар, 2004. – 256 с.

3. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.

4. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.

5. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. — Мн.: БГУ, 2002. — 215 с.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие для пед.учеб. завед. / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.

7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Прабл. выхавання. – 2007. – №. 2.

8. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина; под. общ. ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2005. – 592 с.

9. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. — М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.

10. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. –432 с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / И.А. Сластенин [и др.]. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

12. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. М.: Педагогика, 2001. – 490 с.

13. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — Мн.: Университетское, 2001 — 272 с.

15. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2007. — 482 с.

Дополнительная литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Акад. пед. наук СССР; Сост. Э. К. Дорошевич и др. – М.: Педагогика, 1986. – 462 с.

2. Бесова, М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мн.: Жассон, 2005. – 140 с.

3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. – Мн.: НИО, 2007. – 280 с.

4. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л. Вигман. – М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.

6. История педагогики: Схемы и таблицы: пособие. В 4 ч. / Авт.-сост. В.В. Буткевич, О.М. Старикова. – Мн.: БГПУ, 2007, 2008.

7. История педагогики: Хрестоматия / Сост. В.В. Буткевич, О.М. Старикова. – Мн.: БГПУ, 2005.

8. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.

9. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX – начало ХХ вв): Учебное пособие / Д.И. Латышина. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. – 584 с.

10. Матюшкин, А.М. Теоретические основы проблемного обучения / А.М. Матюшкин. — СПб.: Питер, 2006. — 288 с.

11. Миронова, Р.М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: Учеб.-метод пособие для студентов вузов / Р.М. Миронова. — Мозырь: Белый ветер, 2003. – 178 с.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петрова; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

13. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

14. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Академия, 1998. — 256 с.

16. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: Вучэб.-метад. дапаможнік / С.В. Снапкоўская. – Мінск: БДПУ, 2006. –308 с.

17. Современные технологии воспитания: Справ. Пособие / Авт.-сост. И.Л. Соломатина. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 24 с.

18. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 496 с.

 

Раздел «Психология»

Основная литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.– М.: Аспект Пресс, 1996.– 376с.

2. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ / М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 512 с.

3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. – 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский – Мн. – ТетраСистем, 2000. – 432 с.

4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практич. Психологов / Я.Л. Коломинский.– Мн. : Ред.журн.»Адукацыя i выхаванне», 1997.– 240 с.

5. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.– М., 2004.– 464 с.

6. Немов, Р.С. Психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2002. – С. 283-418.

7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

8. Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского; ред.-сост. серии Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского.- М.; СПб.: ПЕРСЭ; Речь, 2005.- 251с

9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой, 2003.– 400с.

10. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский. – М.: Изд. центр «Академия», 2002 – 12с.

11. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Спб.: Издательство «Питер», 2000. – 416 с.

12. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – т. 2 / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С. 103-122, 236-240.

14. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн.– М.: МОДЭК, 2002. – 432 с.

15. Янчук В.А. Введение в социальную психологию.– Мн.: АСАР, 2005 – 768 с.

 

Дополнительная литература

1. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учеб.-метод. пособие / И.П. Башкатов; РАО, МПСИ.– М.; Воронеж: [МПСИ; МОДЭК], 2002.– 416 с.

2. Бодалев, А. А. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. – СПб: Речь, 2005. – 324 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: практикум / М-во образования РБ, БГПУ; А.М. Гадилия [и др.]; под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. – Мн., 2006.- 64 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 624 с.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 224с.

6. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Горбатов Д. С.- Самара: БАХРАХ-М, 2006.- 272с.

7. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учеб. пособие для студентов вузов / МВД России; С.-Петербург. унт; С.А. Багрецов, К.М. Оганян, В.М. Львов, В.В. Наумов; Под ред. С.А. Багрецова.– СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та МВД России; Лань, 1999. – 640 с.

8. Казак, Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Казак / М-во образования РБ; БГПУ.– Мн., 2001.– 76 с.

9. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступ­лений; Как перестать беспокоиться и начать жить: [пер. с англ.] / Дейл Карнеги.– М.: Евро-пресс; Медицина; Славянский дом книги, 2004.– 594 с.

10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг.– М. :ТЦ Сфера; Юрайт , 2001.– 160 с.

11. Когнитивная психология: сб. ст. / М-во образования РБ, БГПУ, Белорусское общество психологов; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой.- Мн., 2006.- 124с.

12. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практических психологов / Я.Л. Коломинский.– Мн., 1997.– 236 с.

13. Психология мотивации и эмоции : [хрестоматия]: учеб. пособие для студентов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.- Изд. 2-е, стер.- М.: ЧеРо; Омега-Л; МПСИ, 2006.- 752 с.

14. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста: учеб. пособие / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

15. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практ. руководство / Собчик Л.Н.- СПб.: Речь, 2002.- 96с. : ил.

16. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход.– Мн.: Бестпринт, 2000 – 416 с.